1993. С. 213). Минейный Торжественник (списки к-рого в рус. письменности встречаются с 3-й четв. XIV в.) по сравнению с Минеями-Четьими включает жития на избранные дни церковного года, однако при этом сам сборник не является результатом сокращения Миней-Четьих. В разных редакциях минейного Торжественника читается более 70 русских агиографических памятников (подробнее см.: Черторицкая Т. В. Торжественник и «Златоуст» в рус. письменности XIV-XVII вв.//Метод. рекомендации по описанию слав.-рус. книг. М., 1990. Вып. 3. Ч. 2. С. 375-381). В минейный Торжественник входит неск. житий (напр., Житие Софии Ярославны Тверской, «второе» Житие Амфилохия Глушицкого), к-рые за пределами этого сборника неизвестны. Агиографическое творчество в период после митр. Макария и до наступления Смуты (сер. 60-х гг. XVI в.- нач. 1600-х гг.) носит по преимуществу окказиональный характер, отличаясь от предшествующей эпохи существенно меньшей активностью. Крупнейшим агиографическим памятником эпохи (во многом еще связанным с предшествующей) является «Книга степенная царского родословия» (1555-1563), представляющая совмещение в едином своде летописного и агиографического принципов, замысел к-рой принято связывать с митр. Макарием, а его осуществление - с митр. Афанасием . Для включения в нее был создан ряд новых редакций рус. житийных текстов. На кон. 50-х - нач. 70-х гг. XVI в. пришлась лит. деятельность Григория , инока Евфимиева суздальского в честь Преображения Господня мужского монастыря , творения к-рого гл. обр. посвящены суздальским подвижникам. Среди житий 2-й пол. XVI в. преобладают жития основателей монастырей. Ок. 1575 г. было создано Житие прп. Александра Куштского с 22 посмертными чудесами, во 2-й пол. 70-х гг. XVI в.- 2 редакции Жития прп. Антония Сийского (мон. Ионой и царевичем Иоанном Иоанновичем), в 1584 г.- Житие прп. Сергия Нуромского (тем же Ионой). 1584-1587 гг. датируется написание Жития прп. Геннадия Костромского и Любимоградского, не позднее 1586 г.- Жития прп. Герасима Болдинского, рубежом 80 и 90-х гг.

http://pravenc.ru/text/182317.html

На Руси композиция видения П. получила значительно большее распространение, чем единоличные изображения священномученика. В составе композиции I Вселенского Собора видение П., как правило, соотвествующее описанию подлинника, представлено: в росписях собора Рождества Пресв. Богородицы Ферапонтова мон-ря (1502, Дионисий и сыновья), собора Спасо-Преображенского ярославского мон-ря (1563-1564, 1781) и др.; в иконописи - на иконе-таблетке из комплекта новгородского собора Св. Софии в Вел. Новгороде (XVI в., НГОМЗ), на иконе XVI в. (ГМЗРК); на 2 иконах - ок. 1666 г. и 2-й пол. XVII в.- из ГТГ (см.: Антонова, Мнёва. Каталог. Т. 2. 766. С. 297-298, 770. С. 300); в шитье - на т. н. Малом саккосе митр. Фотия (датируется от кон. 1339 до кон. 30-х гг. XV в.; значительная часть дополнена на Руси в кон. XV-XVII в., ГММК). Своеобразным апофеозом осмысления видения П. в рус. культуре стало его символическое изображение на иконе, опубликованной Н. П. Лихачёвым ( Лихачёв. 1906). В основе изображения - пришедший из зап. искусства т. н. смесоипостасный образ, знаменующий единство и нераздельность Лиц Св. Троицы, с поясняющими надписями: вверху - «Виде Святитель Петр нощию в темнице видение в триех лицех в Отчее, и Сыновнее и Святем Дусе, Троицу нераздельно трех преславно славим и поклоняемся»; на полях - «Се внезапу облиста темницу свет велий и узри Господа моего Иисуса Христа в образе юноши двенадесятилетия имущаго, лице сияюще паче солнце, яко не мощи мне воззрети на неизреченную лица его славу, бе же оболчен в хитон бел: но раздран сверху даже до низа, его же обема руками на персях стисная и покрываша наготу свою и вопрошаше убо его: кто Ти Спасе ризу раздра; Господь же отвеща: Арий безумный раздра ми ю; того не приемлите в общение!» (Каталог христ. древностей. 1888). Предположительно образ П. находится на фреске зап. внутренней галереи собора Св. Софии в Киеве (40-е гг. XI в.). Также предположительно атрибутируется образ П. на иконе 3 св. епископов в крещатых фелонях (кон. XV - нач. XVI в., ЦМиАР; см.: Иконы Твери, Новгорода, Пскова. 2000). В паре со сщмч. Климентом П. изображен, напр., на т. н. Большом саккосе митр. Фотия (10-е гг. XV в., ГММК), на иконе «Климент, папа Римский, и св. Петр, еп. Александрийский, с житием» из придела свт. Николая Чудотворца ц. св. Климента в Москве (3-я четв. XVII в.) - описание соответствует иконописным подлинникам (П.- в шапочке), на круглой иконе «Климент, папа Римский, и св. Петр, еп. Александрийский» (ГЭ; нач. XIX в.).

http://pravenc.ru/text/2580326.html

Неизвестные митр. Макарию тексты грамот Полоцкого архиеп. Симеона в Ригу подтверждают его предположения. Симеон управлял Полоцкой епархией с начала 70-х гг. XV в. (Полоцкие грамоты XIII — начала XVI в./Сост. А. Л. Хорошкевич. М., 1978. Т. 2. 139–140), в грамоте августа 1481 г. он еще называется «нареченным» митрополитом (там же. 181): очевидно, его возведение на митрополичью кафедру патриаршими послами состоялось после этого времени. Патриаршество Максима III датируется в настоящее время весной 1476 — апрелем 1482 г. (Podskalsky. Griechische Theologie. S. 398). Подлинность грамоты патр. Максима Киево-Печерскому монастырю вызывает сомнения, так как сведения об этом документе отсутствуют в описи архива монастыря 1554 г. По мнению С. Т. Голубева, грамота была изготовлена в последней четв. XVI в. по заказу архим. Мелетия Хребтовича, чтобы обосновать независимость монастыря от власти Киевских митрополитов (Голубев С. Киевский митрополит Петр Могила и его сподвижники: (Опыт исторического исследования). Киев, 1883. Т. 1. С. 254–255). Сообщение о том, что королевич Казимир добился от отца издания «эдикта», запрещавшего православным восстанавливать пришедшие в ветхость храмы, содержится в его житии, составленном в 1520 г. по рассказам жителей Вильно папским нунцием Захарием Феррери, когда был начат процесс канонизации королевича. Во 2-й пол. XVI в. иезуит Петр Скарга в написанном им житии Казимира упоминал об оригинале документа, якобы хранящемся в виленском кафедральном соборе. В настоящее время эти сообщения признаются недостоверными. Нет никаких сообщений о подобном документе от более раннего времени. Напротив, сыновья Казимира IV Александр и Сигизмунд, подтверждая запрет строительства православных церквей, говорят об установлении его «нашими предшественниками», «нашими предками», а не отцом. В решениях Ленчицкого синода Польской Церкви 1527 г. установление такого запрета (его действие епископы требовали возобновить) прямо приписывалось Витовту. Наконец поиски каких-либо сведений о существовании подобного распоряжения Казимира IV в архивах католических учреждений великого княжества Литовского не дали никаких результатов (Fija³ek J. Opisy Wilna a do po³owy wieku XVII//Ateneum wileñskie, rok. 2. Z. 5–6. Wilno, 1924. S. 139–158). Ниже митр. Макарий приводит источник, где говорится об установлении запрета строительства церквей предками вел. кн. Александра.

http://sedmitza.ru/lib/text/436080/

В юго-западной части наоса собора, под ктиторской фреской, находится большой саркофаг-гробница, в к-рой предположительно похоронен ктитор обители кн. Стефан. Саркофаг высечен из цельного серо-белого мрамора, его внешние стены украшены пластичной резьбой. В 40-х гг. XVII в. на него была поставлена икона «Святые Савва Сербский и Симеон Мироточивый со сценами из жития свт. Саввы» кисти Космы Иоанна (1645). Этот художник для собора написал небольшие иконы тех же святителей с равноап. Кириллом и основателем обители кн. Стефаном Вукановичем. Также в соборе хранятся многочисленные иконы XVII-XVIII вв., в иконостасе имеются образы 1600 и 1617 гг., напр., в нижнем ряду - предположительно работы попа Страхини («Христос», «Арх. Михаил с чудесами» и царские врата). Икону Пресв. Богородицы и Деисус написал мон. Георгий (Митрофанович) в 1617 г. Икона св. ап. Луки датируется 1672-1673 гг. и, вероятно, выполнена мастером Радулом. Церковь свт. Николая Чудотворца была построена в 1635 г. на фундаменте древней монастырской башни; она квадратная в плане, перекрыта цилиндрическим сводом; ориентирована по оси «северо-запад-юго-восток». Росписи церкви выполнил Косма Иоанн в период с 1 мая по 24 сент. 1639 г. по заказу игум. Антония. В нижней части по периметру помещены изображения святых в рост, над ними - святых в медальонах; на вост. стене - сцена «Гостеприимство Авраама», на зап. стене - «Успение Богородицы»; на своде - оплечные «Христос Пантократор» и «Ветхий денми». На др. стенах находится житийный цикл свт. Николая Чудотворца (15 сцен), в нижней зоне расположена ктиторская композиция. Внешние стены церкви также были расписаны, но эти росписи утрачены. В монастырской ризнице, устроенной в 2002 г., хранятся 6 рукописных книг (в т. ч. Четвероевангелия 2-й пол. XV и кон. XVI в.; Евангелие 1668 г., Апостол-апракос сер. XVII в., Требник с Апостолом и Евангелием 3-й четв. XVI в.), неск. фрагментов рукописей XV-XVI вв. и печатные Октоих (Цетине, 1493) и Острожская Библия (1581), облачения и панагия патриарха Сербского Гавриила V (Дожича) и др. Монастырская б-ка была сожжена коммунистами в 1952 г. и восстановлена в 2010 г., сейчас она носит имя патриарха Гавриила (Дожича).

http://pravenc.ru/text/2564158.html

С. 538-566; Першина (Головкова) Д. С. Предварительные итоги реставрации иконостаса Преображенского храма с. Спас-Загорье Калужской обл.//Х Филевские чт.: Тез. конф. М., 2010. С. 50-51; Легостаев В. В., Шатохин А. В. Храмы Жиздринского у. М., 2011. Е. А. Шорбан Монументальная живопись Церковные росписи в К. и Б. е. сохранились фрагментарно по сравнению с известными художественными центрами, менее пострадавшими или не пострадавшими во время Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., такими как Владимирская, Вологодская, Костромская, Тверская и Ярославская области. Как и в большинстве регионов России, монументальная живопись остается здесь наименее изученной, особенно это касается произведений XVIII - нач. XX в. Роспись трапезной ц. Рождества Христова Пафнутиева Боровского мон-ря. 1511 г. Роспись трапезной ц. Рождества Христова Пафнутиева Боровского мон-ря. 1511 г. Древнейшей является стенопись в трапезной (1511) храма в честь Рождества Христова Пафнутиева Боровского мон-ря. Мастерам школы Дионисия приписывают изображение Нерукотворного образа Спасителя над сев. входом в подклете сев. паперти храма (1-я четв. XVI в.), где находился в заточении протопоп Аввакум. В сев. паперти сохранился образ прп. Пафнутия, на своде - «Похвала Богоматери», в люнетах - «Рождество Христово» и «Благовещение», на стенах - ростовые фигуры святых; В. Д. Сарабьянов датирует росписи 40-ми гг. XVI в., среди них - древнейшие в русском искусстве изображения «Неопалимой Купины» и сивилл. До наст. времени уцелели графьи и следы красочного слоя наружных фресок XVI в. на сев. и вост. фасадах («Рождество Христово», «Избиение младенцев», «Бегство в Египет»). Спас Недреманное Око. Роспись трапезной ц. Рождества Христова Пафнутиева Боровского мон-ря. 1511 г. Спас Недреманное Око. Роспись трапезной ц. Рождества Христова Пафнутиева Боровского мон-ря. 1511 г. Крупнейший сохранившийся памятник древнерус. монументальной живописи на территории К. и Б. е.- росписи собора в честь Рождества Пресв. Богородицы Пафнутиева Боровского мон-ря (1586), выполненные братьями Еропкиными (1644, поновлены в 1782, см.: Лошкарева. 2010. С. 89). На месте существующего ныне собора находился более древний, расписанный Дионисием и иноком старцем Митрофаном, возможно иконником Симонова мон-ря (между 1467 и 1476). Известно восторженное упоминание об этих росписях: «Подписа ея чюдно велми» («Сказание вкратце» о прп. Пафнутии. Цит. по: Кочетков. Словарь иконописцев. С. 421). Фрагменты первоначальных фресок были обнаружены при реставрации в 60-70-х гг. ХХ в., когда укрепляли фундамент собора. Найденные белокаменные блоки с росписями хранятся в ЦМиАР и в Боровском историко-краеведческом музее (фрагменты нижнего яруса росписи - одежды и «полотенца»). Расчистка фресок XVII в. велась на протяжении 60-90-х гг. XX в. и позднее бригадами художников-реставраторов под руководством сначала И. М. Гудкова, затем Л. С. Муравьёва-Моисеенко и др.

http://pravenc.ru/text/1320155.html

Лаконизм декоративных приемов указывает на особую, монастырскую, линию развития храмовой архитектуры кон. XVII в. В нач. XIX в. была проведена частичная реконструкция здания: переделаны окна, своды в подклете заменены кирпичными; тогда же был вызолочен иконостас и сделана роспись в стиле эпохи классицизма: сюжетные композиции сочетались с живописными ордерными элементами (не сохр.). Теплая ц. во имя прп. Сергия Радонежского известна как каменная уже по писцовым описаниям 1577/78 г.; трапезная упомянута как ветхая (Там же. С. 64). В 1969-1970 гг. выявить белокаменные блоки раннего времени не удалось; необходимые земельные работы оказались трудоемки и опасны. Весной 1975 г. был обнаружен фрагмент старой стены под полом в сев. части подклета, но точно датировать его не удалось ( Альтшуллер. 1978. С. 66. Примеч. 34). Мазуров датирует здание трапезной церкви 3-й четв. XV в., кирпичную трапезную - кон. XV - 1-й третью XVI в. ( Мазуров. 2001. С. 64). Как весьма древнее и красивое его упоминает архидиак. Павел Алеппский. Перестройки могли быть связаны в т. ч. с устроением придельных церквей: согласно хранившемуся здесь антиминсу, с 1592 г. существовал придел во имя свт. Николая Чудотворца. В 1829-1833 гг. храм был перестроен в кирпиче, расширен, причем частично была использована древняя кладка. Одностолпная палата в основании древней трапезной сохранилась внутри высокого сводчатого подклета, фасады к-рого украшены небольшими окнами с наличниками, характерными для XVII в. В 4-столпном храме зального типа с 3 апсидами по бокам алтаря находились придельные церкви в честь Тихвинской иконы Божией Матери и во имя свт. Николая Чудотворца. Храм возведен в стиле позднего классицизма: ленточный фриз с карнизом, треугольные фронтоны поверх раскрепованной стены, окна соединены в 3-частные аркады, барабан отделан наподобие ротонды пилястрами, арочными окнами и карнизом и увенчан изящной главкой. Иконостас Сергиевской ц. во 2-й пол. XVI в. включал ряд местных икон и Деисус (Города России. 2002. С. 70-71). Местные иконы были написаны на золотом фоне, храмовый образ преподобного с житием был украшен венцом, гривнами, цатой и золотым, к-рый приложил Коломенский еп. Савватий. К этой иконе, как и к храмовому образу Богородицы, была сделана «запона» из тафты. Ко 2-й пол. XVI в. в мон-ре было достаточно много прикладов, украшенных лицевым шитьем. Это прежде всего пелены к иконам, напр. к местной иконе Божией Матери Одигитрии в Богоявленском соборе, с крестом и шитыми образами преподобных Сергия Радонежского и Пафнутия Боровского, с херувимами, а также служебные одежды: епитрахиль, поручи красного атласа с композициями «Богоявление» (на правой), «Благовещение» и фигурами 4 диаконов (на левой) (Там же. С. 64, 72).

http://pravenc.ru/text/1841786.html

6 марта 1401 г. И. по приглашению митрополита отправился в Москву «о святительских делех». Вместе с архиереем поехал посадник Юрий Онцифирович - свидетельство того, что на переговорах должны были обсуждаться вопросы не только церковной жизни. В Москве И. был задержан и помещен в Никольский мон-рь (см. Московский греческий во имя святителя Николая Чудотворца монастырь ). Летом по повелению вел. кн. Василия I московские войска в нарушение мирного соглашения напали на Двинскую землю, затем осадили Торжок. Ход событий заставляет предполагать, что действия митр. Киприана и вел. кн. Василия I были согласованы. И. вернулся в Новгород 15 июля 1404 г., в Москве «у Киприяна митрополита» он был задержан на 3 года и 4 месяца (НПЛ. 1950. С. 398). В Новгородской V летописи (Бобров датирует ее временем ок. 1447) и в Летописи Авраамки (отразившей свод Новгородского архиеп. Ионы , составленный до 1471) приводится пространный рассказ о задержании в Москве «честного старца» И. по воле митр. Киприана и об освобождении его по распоряжению вел. кн. Василия Димитриевича через 3 года, 3 месяца и 3 недели (ПСРЛ. Т. 4. С. 144; Т. 16. Стб. 147-148). Согласно Устюжской летописи 1-й четв. XVI в., И., приехавший в Москву к вел. князю «бити челом о Торшку», был посажен «за сторожи» в Чудовом мон-ре по приказу Василия Димитриевича за непредоставление митрополиту месячного суда (ПСРЛ. Т. 37. С. 81). Согласно митрополичьей Никоновской летописи (20-е гг. XVI в.), длительное пребывание И. в Москве «в наказании и смирении» было санкционировано Архиерейским Собором, на к-ром И. был осужден и был вынужден, как и Луцкий еп. Савва, отказаться от кафедры, причем митр. Киприан приказал им не покидать Москву (ПСРЛ. Т. 11. С. 185; ср.: Там же. С. 190-191). Вероятно, в данных летописях отразились позднейшие домыслы сводчиков. Никитский и Бернадский видели истинную причину задержания Новгородского архиерея в борьбе за Двинскую землю (арест стал наказанием со стороны московских властей за благословение, данное И. на отвоевание Заволочья; см.: Никитский. 1879. С. 111; Бернадский. 1961. С. 229-231). Голубинский считал причиной ареста вопрос о месячном суде митрополита в Новгороде ( Голубинский. История РЦ. Т. 2/1. С. 318-319). Хорошев писал, что месячный суд митрополита в Новгороде после ареста И. был ликвидирован ( Хорошев. 1980. С. 83), однако это неверно, поскольку данный вопрос регулярно поднимался позднее, при митр. св. Фотии .

http://pravenc.ru/text/469552.html

в камне начал складываться после 1511 г., в период управления мон-рем игум. Вассиана (Топоркова), при материальной поддержке дмитровского кн. Юрия (Георгия) Ивановича. Древнейшим зданием М. П. м. является собор во имя свт. Николая Чудотворца, к-рый по типологии и стилистике декора датируется 1-й четв. XVI в. Крестово-купольный в плане, с килевидными очертаниями закомар и арок в основании барабана, он выстроен в традициях раннемосковского зодчества. Некогда собор мог иметь 2 главы, т. к. в юж. апсиде размещался придел с престолом во имя свт. Леонтия Ростовского. Ныне он имеет единственную главу с 8 щелевидными окнами и с шлемовидным покрытием. Собор напоминает древние храмы, построенные князьями московского правящего дома в кон. XIV - 1-й трети XV в., такие как Успенский собор на Городке в Звенигороде (1399) или Троицкий собор (1422) Троице-Сергиева монастыря. Возможно, в подражание этой традиции применены орнаментальные фризы из керамических плиток на фасадах четверика, апсид и на барабане; подобный бордюр применяли при декорации великокняжеского дворца в Московском Кремле (кон. XV - нач. XVI в.), порталов собора Чудова мон-ря (1501-1503). Узор этого бордюра В. П. Выголов считал самостоятельно развившимся на основе «фряжских» мотивов ( Выголов. 1975. С. 311). Некогда с запада собор имел паперть, расширенную в 1683-1691 гг. и охватившую наос с 3 сторон. Над ней были возведены 4 малые главы, так что собор приобрел пятиглавие, к-рое приблизило его облик к дмитровскому Успенскому собору (1503-1510); оно зафиксировано на гравюре с видом обители (1732, мастер И. Ф. Зубов, Музей-заповедник «Дмитровский кремль»). В нач. XIX в. на месте старой паперти были возведены трапезная и крытые паперти, оформленные в псевдоготическом стиле, возобновлено пятиглавие. В 40-х гг. XIX в. собор был заново расписан, украшен новым вызолоченным иконостасом и 9 июля 1850 г. освящен Московским свт. Филаретом (Дроздовым). Древние формы были возвращены кокошникам в основании барабана в ходе реставрации 1964-1965 гг.

http://pravenc.ru/text/2563092.html

Известны неск. проложных редакций Жития Д., 2 из к-рых датируются XVI в.: 1-я проложная редакция (нумерация основана на датировке списков), дошедшая в списке РНБ. Собр. Михайловского. F. 223, и редакция Стишного Пролога, сохранившаяся в рукописи РГБ. Вологодское собр. 20. В единственном списке XVII в. (РГИА. Ф. 834. Оп. 2. 1296) известна 2-я проложная редакция. Наиболее распространенной из проложных редакций стала редакция печатного Пролога (Житие Д. впервые было опубл. в Прологе в 1643), к-рая уже в XVII в. существовала в 2 вариантах (основном, известном в 8 списках XVII-XIX вв., и в варианте Афанасия Каркина в единственном списке - РНБ. Собр. ОЛДП. Q. 109). Проложные редакции возникли независимо друг от друга путем выборки отдельных эпизодов из полных редакций Жития. Создатель 2-й проложной редакции в качестве источника использовал не только одну из полных редакций, но и «Сказание о начале Спасо-Каменного монастыря». Вариант Афанасия Каркина является результатом обработки основного варианта редакции печатного Пролога, но список сделан не с печатного Пролога, а, возможно, с его протографа, поскольку рукопись РНБ. Собр. ОЛДП. Q. 109 датируется 1642 г. по многочисленным писцовым записям. Редкость в рукописной традиции кратких Житий Д. (кроме перечисленных см. Торжественник 2-й четв. XVII в.- РГБ. Собр. Един. пост. 205. Л. 239-241; Калиганов. 2000. С. 345, 348) указывает на то, что создание проложного Жития не связано с канонизационными Соборами сер. XVI в. В месяцеслове в рукописи РНБ. Погод. 637, XVII в., читается Месяцесловная редакция Жития Д., являющаяся, по-видимому, результатом сокращения редакции печатного Пролога в ее основном варианте. В XIX в. Основная редакция Жития Д. перерабатывалась путем заимствования сведений из «Сказания о начале Спасо-Каменного монастыря». С. А. Семячко Биография По «Сказанию о начале Спасо-Каменного монастыря», Д. в юности принял постриг в Спасо-Каменном мон-ре от игум. св. Дионисия Грека (впосл. епископ Ростовский), при к-ром в обители был введен общежительный устав по образцу афонских мон-рей. Д. был отдан под начало «старцу духовну наказати его иноческому житию» ( Прохоров. Сказание. 2005. С. 35). Через 9 лет Д. испросил у игумена благословение «наедине безмолствовати». Покинув Спасо-Каменный мон-рь в 1392/93 (6901) г. вместе с иноком Пахомием, Д. возобновил иноческую жизнь в запустевшем общежительном мон-ре в местности Св. Лука (Лучица). Сначала иноки поставили келью, затем церковь, к-рая была освящена во имя свт. Николая Чудотворца. Д. принял сан священника. После неск. лет пребывания на этом месте святой задумал создать общежительный мон-рь и покинул пустынь, оставив там Пахомия, к-рому посоветовал найти для пустыни еще одного инока.

http://pravenc.ru/text/178323.html

507 Ср.: Шахматов А.А. Киево-Печерский патерик... С. 42: «Может быть, некоторые списки, которые мы рассматриваем как представителей отдельных редакций, не могут быть признаны таковыми; тем не менее мы назовем и их и выясним их состав, указав на их источники и предполагаемое происхождение». 508 См.: Лукьянов В.В. Краткое описание коллекции рукописей Ярославского областного краеведческого музея//Ярослав, обл. краевед, музей. Краевед, зап. Ярославль, 1958. Вып. III. С. 110–111. 509 Ср.: «...помещены некоторые жития печерских святых, заимствованные из Патерика, и повесть о строении Печерской церкви, отдельно. Это уже переход от первоначального расположения Патерика к печатному Гизиелеву». 510 Р. Поп относит список к редакции Патерика докассиановской семьи. Исследователь не выделяет, как А.А. Шахматов и Д.И. Абрамович , редакцию О на том основании, что списки этого вида Патерика включают огромное количество общих чтений, заимствованных из редакции К, и лишь небольшое количество уникальных, не повторяющихся в последующих переработках памятника. Кроме того, Р. Попу не изестны списки редакции О старше начала XVI в., поэтому ученый утверждает, что «эта редакция, которую А.А. Шахматов и Д.И. Абрамович считают и называют «основной», на самом деле вряд ли может быть датирована временем раньше последней трети XV в.» (Поп Р. Древнейший отрывок Послания... С. 95. Примеч.). 512 Ср.: Леонид, арх. Систематическое описание славяно-российских рукописей графа А.С. Уварова. М., 1893. Ч. II. С. 288–289: «...редакция самая поздняя, близкая к печатным изданиям». 513 Отмечается особый вид Жития Феодосия Печерского , включающего краткое сообщение о перенесении мощей святого, и наличие в списке Слова о св. Феодосии, где рассказывается о поставлении монастыря и дается краткая похвала Феодосию. 514 На форзаце книги карандашная запись: «к. XIV н. XV в.»; арх. Леонид относит ркп. к перв. пол. XV в.; Д.И. Абрамович датируется список перв. четв. XVI в. Водяной знак – литера «Р» под цветком – типа Брике 8634–1508 г. и 8638 1514–1520, 1524 гг.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010