Священник Павел Чехранов вспоминает Пасху в кемской тюрьме в 1926 году. До этого он не один год служил в кафедральном Никольском соборе города Ростова-на-Дону, где торжественные пасхальные богослужения проходили с участием многочисленного хора и большого количества духовенства. Теперь пастырь оказался совсем в иных условиях. Вместе с архиепископом Верейским Иларионом (Троицким) и епископом Нектарием (Трезвинским), стоя на балках и вплотную прижавшись к стене в здании недостроенной пекарни, за полным отсутствием богослужебных книг они совершали службу наизусть. Это еще раз подчеркивает глубокую церковность духовенства, страдавшего за Христа от безбожной власти. Отец Павел вспоминал: «Белое море с белым ледяным покровом, балки для пола, на которых мы стояли, как на клиросе, страх быть замеченными надзором. И все же сердце дышало радостью, что пасхальная служба совершается нами, вопреки строгому приказу коменданта». И подытоживал: «Думается нам, наша кемская Пасха с владыкой Иларионом, в пекарне без окон и дверей, при звездном освещении, без митр и парчовых риз, дороже была для Господа, чем великолепно обставленная В этих о богослужениях в столь необычных условиях, когда за произнесенные слова из церковных книг можно было поплатиться жизнью, дышит та удивительная пасхальная радость, о которой сказал Господь: Возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отнимет у вас (Ин. 16:22). Иеромонах Афанасий (Дерюгин) Канон священномученику Илариону, глас 6, песнь 1. Ширяев Б. Неугасимая лампада//URL: http://azbyka.ru/fiction/neugasimaya- lampada/5/9 (дата обращения: 12.04.2023). Там же. Андреевскии И.М. Катакомбные богослужения в Соловецком концлагере//Воспоминания соловецких узников. [Т. 3]. Соловки, 2015. С. Чехранов В.П. Две тюремные Пасхи//Воспоминания соловецких узников. [Т. 1]. Соловки, 2013. C. 714-715. Воспоминания соловецких узников:/отв. ред.: иереи В. Умня- гин. Соловки: Спасо-Преображ. Соловец. ставропиг. муж. монастырь, 2014. [Т. 2.]: 1925-1928. 2014. Священномученик Иларион (Троицкий), архиепископ Верейский (Троицкий Владимир Алексеевич; 1886-1929). До революции был инспектором Московской духовной академии . Активно выступал за восстановление Патриаршества. В 1920 г. рукоположен в сан епископа. Был ближайшим сподвижником Патриарха Тихона , в связи с чем неоднократно арестовывался. Скончался от тифа в тюремной больнице в 1929 г. Причислен к лику святых в 2000 г.

http://patriarchia.ru/db/text/6026416.ht...

Подводя итог всему вышесказанному, хотелось бы вернуться к началу. Действительно, для современного читателя, требующего от повествования динамики, захватывающего сюжета, одним словом – «эффекта блокбастера», чтение библейских генеалогий (и не только генеалогий) – превыше всяких сил. Выросшие на доступной, «разжеванной» информации, мы привыкли, что книга сама должна нас увлечь, подхватить и понести, а нам останется только проглотить. Однако вся мировая традиция мысли и в частности традиция библейская и святоотеческая призывает нас к обратному. Читатель сам должен оживить повествование, привести его в движение целенаправленной и упорной работой своей мысли. Лишь в этом случае нам станет интересен и приоткроет свои тайны и Ветхий Завет, и даже Кант. Опубликовано в Сборнике трудов кафедры библеистики Московской Православной Духовной Академии   См.: 2 Цар. 7:12–16. Евангелист Матфей употребляет титул «Сын Давида» 9 раз (1:1, 20; 9:27; 12:23; 15:22; 20:30, 31; 21:9, 15). Больше, чем все остальные евангелисты вместе взятые. См. Библейские комментарии отцов Церкви I–VIII веков. Новый Завет. Том Ia: Евангелие от Матфея 1–13/Пер. с англ., греч., лат. и сир. Под редакцией Манлио Симонэтти/Русское издание под редакцией Ю. Н. Варзонина. – Тверь: Герменевтика, 2007. – 432 с. – С. 5–6. См.: Феофилакт Болгарский, блж. Толкование на Евангелие от Матфея. На Мф. 1:1//Православная энциклопедия «Азбука веры»: [сайт]. URL: (Дата обращения: 27.11.2013); Иларий Пиктавийский, свт. Комментарий на Евангелие от Матфея 1.17. Цит. по: Библейские комментарии отцов Церкви I – VIII веков. Новый Завет. Евангелие от Матфея 1–13. С. 4–5. См. Муретов М. Д. Родословие Христа//Избранные труды. – М.: Издательство Свято-Владимирского Братства, 2002. – 568 с. – С. 264–267. Мысль о том, что в рамках земной истории сменяют друг друга различные эпохи, которые подобны целым мирам, находит свое выражение и в святоотеческой мысли. См., например, у свт. Иринея Лионского в трактате «Против ересей» (см. Irenaeus Lugdunensis. Adversus haereses. 5.28:3); также у свт. Григория Нисского (см. Gregorius Nyssenus.In sextum Psalmum). Довольно подробно об этом говорит прп. Симеон Новый Богослов во втором нравственном слове ( Symeon Neotheologus.Orationes ethicae. 1:1966, 2:1967), где, подобно своим предшественникам, проводит параллель между семью днями, упоминаемыми в книге Бытия, и эпохами (мирами) человеческой истории.

http://bogoslov.ru/article/3707711

«Для ранней же Церкви единство само и есть последняя, величайшая ценность, высший смысл жизни, открытый людям Христом. Церковь есть восстановление единства, нарушенного, разорванного грехом, то есть себялюбием и отпадением от Бога. В ней крещеные, то есть соединенные со Христом и живущие участием в Его жизни через преломление хлеба, воссоединяются с Богом, а в Боге вновь обретают и единство друг с другом» (Протопресв. Шмеман. А. Исторический путь Православия. — К., 2003. С. 24). Еще об этом: «Так же, как “исторический” Иисус был “телом”, то есть некой целостной, единой личностью, так и Церковь — “одно Тело” в Нем. Соединение в крещении двух “тел”, верующего и Христа, подчеркивает единство во Христе всей Церкви верующих. Человеческие различия упраздняются. Во исполнение древних пророчеств образуется община равных ( Гал. 3:26–29 )» (Архим. Ианнуарий (Ивлиев)). Церковь Христова в Посланиях святого Апостола Павла//Православное учение о Церкви. Богословская конференция РПЦ (17–20 ноября 2003 г.). М. 2004. URL: http://aHom.orthodoxy.ru/arch/039/yann39.htm (дата обращения к ресурсу: 20.02.2013). «Богослужение первых христианских общин характеризовалось собраниями с чтением, проповедью, исповеданием, гимнами, молитвами и двумя таинствами: трапезой Господней и крещением» (Протопресв. Шмеман. А. Исторический путь Православия. — К., 2003. С. 24). «Апостол Павел свое важнейшее обозначение Церкви как Тела Христова использует также для того, чтобы связать смерть и Воскресение Иисуса Христа с его пониманием Церкви как общины верующих во Христа. Согласно Апостолу, физическая смерть Господа Иисуса есть спасительное событие, в котором осуществился Божественный замысел о спасении людей. Для него то, что Бог воскресил Иисуса, —  оправдание Его соблазнительной для иудеев и безумной для эллинов смерти как истинно мессианской. Церковь верующих в действительности принимает участие в событии Христа, через которое она вступает в обетованный Новый спасительный век. Мы погреблися с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни ( Рим. 6:4 )». (Протопресв. Шмеман. А. Исторический путь Православия. С. 24).

http://azbyka.ru/katehizacija/sadovnik-p...

Епископ Колпашевский и Стрежевский Силуан: «У Церкви одно оружие — слово» Невозможно прийти в Церковь без внутренних исканий: тайна прихода к Богу, вхождения в духовную жизнь – это интимный, сердечный акт. Его трудно отследить и проанализировать, тем более спрогнозировать. 31 октября, 2013 Невозможно прийти в Церковь без внутренних исканий: тайна прихода к Богу, вхождения в духовную жизнь – это интимный, сердечный акт. Его трудно отследить и проанализировать, тем более спрогнозировать. В этом году православные верующие нашей страны отмечают событие, которое 25 лет назад стало отправной точкой для возрождения российской духовности: в 1988 году прекратились гонения на Русскую Православную Церковь. Эта дата послужила темой для данного материала. О том, как изменилась духовная жизнь государства за четверть века, о развитии церкви и деятельности Колпашевской епархии мы пообщались с епископом Колпашевским и Стрежевским Силуаном. – В этом году верующие отмечают сразу две важные даты – 1025-летие Крещения Руси и 25-летие окончания гонений на церковь. При этом последние два с половиной десятилетия имеют не меньшее значение, чем предыдущая тысяча лет. Как за эти годы изменилась роль церкви в жизни государства в целом и его граждан в частности? – После окончания гонений Русская Православная церковь оказалась в совершенно новых условиях. На протяжении долгого времени советская власть вмешивалась в дела церкви, всячески вторгалась на ее территорию. Теперь же церковь обрела свободу, что не могло не сказаться на ее существовании. Церковь в нашем Отечестве всегда имела значение хранительницы базовых, духовных ценностей, которые касаются не только духовной жизни человека, но и всей остальной его жизни. Ведь от того, как живет человек, какими мотивами руководствуется, каков критерий различения добра и зла в его душе, зависит итог его деятельности. И именно Церковь всегда была совестью нашего народа, напоминала о непреходящем, вечном в человеческой жизни, свидетельствовала о неизменных ценностях. Но для этого у Церкви есть только одно оружие – слово. И вот 25 лет назад голос Церкви вновь зазвучал в полную силу, будучи обращенным ко всей пастве – как наличной, так и потенциальной. Несмотря на все гонения, все еще оставалось много людей, которые признавали Церковь, старались в жизни руководствоваться христианскими заповедями, хранившимися в памяти народа и передававшимися из поколения в поколение.

http://pravmir.ru/episkop-kolpashevskij-...

Поклонный Крест на центральной поляне Все названные выше тропы пересекаются, символизируя единство сложной духовно-душевно-телесной человеческой природы, но существуют как бы в разных «измерениях», отражая указанное выше библейское учение о трихотомии. Все пространство экологического парка венчается поклонным Животворящим Крестом Господним на центральной поляне. Сюда после Божественной литургии можно выходить торжественным крестным ходом для совершения молебнов под открытым небом — «О сохранении творения Божия», «Перед началом доброго дела», «На начало учебного года» и иных. Именно здесь проводятся все основные приходские и межприходские массовые мероприятия: слеты, смотры, зарницы, эстафеты, соревнования, викторины и проч. Описанная структура вполне соответствует концепции современного церковного экологического парка как «особой природной территории с сохраненными ландшафтами, экосистемами или их элементами, задачами организации которой являются религиозное (духовно-нравственное) и экологическое образование, а также воспитание ее посетителей, включающее активное систематическое взаимодействие с окружающей природой при привлечении современных интерактивных средств информирования и обучения» с. 256]. Безусловно, это далеко не единственный возможный вариант реализации смысловой концепции при оформлении приходского экопарка или прихрамовой территории. Надеемся, что по мере развития церковного экологического служения количество аналогичных концепций будет только возрастать.   Список литературы   Список источников 7. Библия. Священное Писание Ветхого и Нового Заветов. М.: Никея, 2013. 8. Василий Великий, святитель. Беседы на Шестоднев. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1902. 9. Григорий Нисский, святитель. Об устроении человека (Гл. 8). СПб.: AXIOMA, 1995. С. 22-25. 10. Максим Исповедник, преп. Мистагогия. Цит. по: Иларион (Алфеев), митрополит. Храм как образ мира и человека. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/5419154.html (Дата обращения: 12.02.2022). 11. Страница экологического парка на сайте храма св. мч. Уара в Вешках: http://www.hramyara.ru/ecopark

http://bogoslov.ru/article/6176378

Несколько суток из Белого дома вывозили трупы. Вспоминает Геннадий Пермиловский, в 1993 году восемнадцатилетний солдат срочной службы войсковой части 3335 (г. Тула) внутренних войск МВД РФ, личный состав которой с 4 по 7 октября 1993 года принимал участие в охране Дома Советов: «Я видел, как грузили трупы. Их было очень много. Это были в основном гражданские. По крайней мере, они были без формы. Я видел 131-й ЗИЛ у Белого дома: открыли борт, было видно, что там лежат трупы, и ещё труп закидывали при мне, машина потом уехала. Многие ребята (военные), которые были чуть подальше, приходили, рассказывали, что они были в шоке от увиденного, что столько людей погибло. Когда мы вернулись в Тулу, к нам пришёл какой-то представитель из Москвы (потом нам сказали, что он был из КГБ), и мы все подписали бумагу о том, что не видели случаев мародёрства. Нам намёк был такой: ребята, зачем вам трудности нужны, случаев всяких несчастных много бывает» (Газета.Ru [Интернет-ресурс]. 2018. 7 октября. URL: – дата обращения: 04.01.2023). По данным Николая Михайловича Харитонова (в 1990-1993 годах народный депутат России), погибших на баржах вывозили по каналу им. Москвы за город (см. фильм Вячеслава Тихонова «1993. Осень» – 2013 год). Сергею Николаевичу Бабурину рассказывали о двух помещениях, где после попадания туда снарядов всё было перемешано в кучу – остатки мебели с человеческими останками. Потом это всё собрали в полиэтиленовые мешки и вывезли на мусорные свалки (из архива автора). В ночь с 9 на 10 октября (с субботы на воскресенье) студент Российского государственного медицинского университета Евгений Валентинович Ковалёв дежурил в Онкологическом центре на Каширском шоссе. Евгений несколько раз подходил к окну, когда на территорию Онкоцентра въезжала очередная грузовая машина, крытая брезентом (вероятно, грузовики направлялись к моргу Онкологического центра). Что было под брезентом, Ковалёв не видел (из архива автора). Трупы защитников парламента сжигались в крематориях Николо-Архангельского, Митинского и Хованского кладбищ. Осенью 1997 года Валентина Александровна Вакуленко спросила директора Хованского кладбища: «Были ли массовые захоронения на Хованском кладбище после расстрела Белого дома?» Директор, немного подумав, ответил: «Были». На просьбу указать место захоронения, директор сказал, что этот вопрос не в его компетенции.

http://ruskline.ru/analitika/2023/09/30/...

Католический библеист Рэймонд Браунд высказывает мнение, что, хотя многие «считают этот рассказ каноническим, богодухновенным Писанием, он почти наверняка не вписывается в контекст Евангелия от Иоанна, несмотря на его возможность с 8:15» , то есть соотнесенность со словами «Вы судите по плоти; Я не сужу никого». Он считает рассказ вставкой, но все равно частью Писания. Нельзя не упомянуть о неординарном мнении американского библеиста Барта Эрмана, который считает историю о женщине, взятой в прелюбодеянии, которую простил Иисус Христос, составной из двух Преданий о Господе: о прощении грешницы и вмешательстве Спасителя в казнь по закону Моисееву . Иоаннис Каравидопулос, со ссылкой на Иоаннидиса, пишет: «Хотя это зачало и ошибочно было включено в четвертое Евангелие, мы тем не менее весьма благодарны этой ошибке, ибо по вдохновению свыше был сохранен этот многоценный бисер из неписанного предания наставлений Господних» . Даже если это и так, то не стоит как-то обсуждать или требовать убрать эту перикопу, которая никак не противоречит христианскому духу. В ней нет ничего, что могло бы противоречить Писанию или Преданию. Приложения Приложение 1 Рукописи, в которых содержится евангельская перикопа о женщине, взятой в прелюбодеянии Приложение 2 Апокрифы и церковно-исторические книги, в которых содержится история о женщине, взятой в прелюбодеянии   Приложение 3 Труды отцов Церкви, в которых содержится история о женщине, взятой в прелюбодеянии Библиографический список Электронные ресурсы: Толкование Евангелия от Матфея и толкование Евангелия от Иоанна, составленные по древним святоотеческим толкованиям византийским ученым монахом Евфимием Зигабеном. – СПб.: «Общество святителя Василия Великого», 2000. С. 484-485. Серебрякова Ю.В. Четвероевангелие: Учебное пособие/Ю.В. Серебрякова. – М.: Изд-во ПСТГУ, 2013. С. 212. Ухтомский А.А. История с женщиной, взятой в прелюбодеянии (Ин. 7:53-8:11) в толковании отечественных экзегетов. [Электронный ресурс.] URL: http://www.bogoslov.ru/text/2408886.html#_ftn2 (дата обращения: 22.07.2020).

http://bogoslov.ru/article/6167829

д. – да, он существует, его сердце бьется, но это же не жизнь, это страдание. О безнадежно больном человеке иногда говорят, что это живой труп. Вот нечто подобное можно сказать о загробной участи каждой души до Воскресения Христова. За гробом была жизнь в том смысле, что души существовали, но это были духовные трупы, т. к. такое существование нельзя было назвать жизнью. Поэтому когда мы в пасхальные дни поем: «Христос воскресе из мертвых, смертью смерть поправ…» , то имеем в виду, что Господь дал исцеление от греха душам безнадежно больных. Жалкое существование закончилось, и началась жизнь. Каждый из нас может наследовать эту жизнь, жизнь с избытком , как назвал ее Господь. И Он указал, что надо нам делать здесь, на земле, – не надо совершать грех, потому что, совершая грех, человек опять заражается болезнью, и, если через покаяние он не придет к исцелению, то для него вечность обернется страданием от болезни греха. После Воскресения Христова это не неизбежный удел каждого человека, а это отдельный и осознанный выбор каждого человека. Евсевий Кесарийский. Церковная история. Санкт-Петербург: «Издательство Олега Абышко», 2013, с. 253. Ильин В.Н. Запечатанный гроб. Пасха нетления – объяснение служб Страстной недели и Пасхи. Париж, 1926, с. 5. Там же, с. 85. Там же, с. 67. Василиадис Н. Таинство смерти . Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1998, с. 159. Григорий Нисский, святитель. Опровержение мнений Апполинария. Творения . Ч. 7, Москва, 1868, с. 88. Григорий Богослов, святитель. Слово 1 на Святую Пасху. Творения. Т. 1, Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1994, с. 18. Ловягин Е., профессор. Богослужебные каноны на греческом, славянском и русском языках . Санкт-Петербург, 1875, с. 52. Преп. Максим Исповедник. Вопросы и недоумения . Москва: Святая гора Афон: Никея; Пустынь Новая Фиваида Афонского Русского Пантелеимонова монастыря, 2010, с. 186-187. Асмус М., свящ. Объяснение пасхального канона. [Электронный ресурс.] URL: (дата обращения: 09.04.2020). Комментарии ( ): Написать комментарий: Другие публикации на портале: © 2007-2024 Портал Богослов.Ru. Издатель: БОГОСЛОВ.RU Адрес издателя: 141300 Московская область, город Сергиев Посад, территория Троице-Сергиевой Лавры. Все права защищены. Свидетельство о регистрации СМИ Эл ФС77-46659 от 22.09.2011 При копировании материалов с сайта ссылка обязательна в формате: Источник: Портал Богослов.Ru . Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов публикаций. Редакция открыта к сотрудничеству и готова обсудить предложения.

http://bogoslov.ru/article/6027170

воспр. изд. 1899 года. М: Изд-во Московского Подворья Свято-Троицкой Сергиевой лавры, 2013. Иосиф Волоцкий, преп. Духовная грамота//Монастырский хронограф//Сайт Синодального отдела по делам монастырей и монашеству Белорусского Экзархата Московского Патриархата URL (дата обращения: 12.04.2022). История российской иерархии, собранная Новгородской семинарии префектом, философии учителем, соборным иеромонахом Амвросием. В 6-ти частях, 1807–1815. М.: Синодальная типография, Ч. 1., 1807. Кузнецов С. А. Большой толковый словарь русского языка/Институт лингвистических исследований РАН. Спб.: Норинт, 2000. Лобакова И. А. «Устав о монастырском платье» 1553 г. — один из неучтенных источников по истории Соловецкого монастыря времен игуменства Филиппа (Колычева)//Книжные центры Древней Руси. Соловецкий монастырь/ИРЛИ РАН Пушкинский Дом/отв. ред. С. А. Семячко. СПб.: Дмитрий Буланин, 2001. С. 320–341. Московские кремлевские дворцовые церкви и служившие при них лица в XVII веке: церковно-историко-археологическое исследование/соч. прот. Моск. Придворного Благовещенск. собора Н. Д. Извекова//Труды Комиссии по осмотру и изучению памятников церковной старины г. Москвы и Московской епархии: в 4 т., 1904–1911. М.: Печатня А. И. Снегиревой, 1906. Т. 2. С. 268. Павел Алеппский, архидиак. Путешествие Антиохийского Патриарха Макария в Россию в половине XVII века, описанное его сыном, архидиаконом Павлом Алеппским./Пер. с араб. Г. Муркоса. Издание четвертое. М.: Издательство Общество сохранения литературного наследия, 2019. Петр Петрей де Ерлезунд. История о Великом княжестве Московском//Чтения в Импе-раторском Обществе Истории и Древностей Российских при Московском Университете. 1867. Апрель-Июнь. Книга вторая. М.: Университетская типография, 1867. Рабинович М. Г. Древняя одежда народов Восточной Европы. Материалы к историко-этнографическому атласу. М.: Наука, 1986. Сидоров А. И. Древнехристианский аскетизм и зарождение монашества. М.: Православный паломник, 1998. Челобитная Никиты (Пустосвята).

http://bogoslov.ru/article/6193987

Гл. I// Игнатий (Брянчанинов), свт. Творения. Т. 1. С. 53.  См.: Хондзинский Павел, прот., Бежанидзе Г. В., Сухова Н. Ю., Яковлев А. И., Большакова С. Е. Игнатий (Брянчанинов)//Православная энциклопедия. Т. 21. [Электронный ресурс]. URL: http://www.pravenc.ru/text/293401.html#part_5 (дата обращения: 7.10.2021).  Прот. Павел Хондзинский даже называет его «любимым брянчаниновским отцом» (См.: Хондзинский Павел, прот. О книге Юриса Довейко «Онтологическая трансформация человека в богословии Игнатия Брянчанинова: критическое осмысление» (Латвийский университет, 2011)//Филаретовский альманах. М: ПСТГУ, 2013. 9. С. 202).   Игнатий (Брянчанинов), свт. Письма к мирянам. Письмо 55//Сочинения. Т. 4: Аскетическая проповедь и письма к мирянам. С. 529. Ср.: Слово о церковной молитве//Творения. Т. 2. С. 181.   Игнатий (Брянчанинов), свт. О необходимости Собора по нынешнему состоянию Российской Православной Церкви. Записки епископа Игнатия Брянчанинова 1862-1866 гг. // Соколов, Л. А. Святитель Игнатий. Ч. 3: Приложения. М.: Сретенский монастырь, 2003. С. 62.  См.: Манкевич Е. В. Специфика религиозного опыта в концепции Игнатия (Брянчанинова). С. 45.  Нужно, впрочем, признать, что отношение свт. Игнатия к научному познанию, богословская апелляция к физике, химии, математике и т.д. – всё это само имеет определённую философскую основу, выводится не из самих наук, но из той метанаучной парадигмы, в которой эти науки развивались и, соответственно, преподавались во времена святителя. Упомянем также мнение прот. Георгия Флоровского о том, что свт. Игнатий «оставался вполне современным человеком по своей психологии и умственным привычкам», что в его учении о природе ангелов и душ «чувствуется влияние идеалистической философии» и что оно вообще «гораздо больше напоминает романтическую натурфилософию, чем отеческую традицию». ( Флоровский Георгий, прот. Пути русского богословия. Гл. VII: Историческая школа. Paris: YMCA, 1981. С. 394). Поскольку данный предмет выходит за рамки нашего исследования, мы не будем углубляться в обсуждение этого высказывания.

http://bogoslov.ru/article/6176468

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010