Как писал протоиерей Валентин Свенцицкий, «разве ты видишь непрерывно движущиеся атомы, которые составляют неподвижную для глаз материю? Разве ты видишь множество движущихся электронов в недрах этих движущихся атомов? И можешь ли отнестись без всякого внимания к указаниям философии, что, постигая вещественный мир, ты постигаешь лишь те «субъективные состояния своего сознания», которые зависят от твоих внешних чувств, а потому о сущности самого вещества ты ничего не можешь знать. Будь у тебя иные органы зрения, иные органы слуха, осязания и вкуса – весь мир представлялся бы тебе иным» . «Логика действенна только тогда, когда есть общие положения, признаваемые обеими сторонами. Тогда одна из сторон может условно сказать: если ты признаешь эти положения, то логически обязан признать и проистекающие из них выводы. Если человек скажет: «На свете ничего не существует», - как ему можно сказать, что он говорит нелепость? Ты покажешь ему солнце, предложишь ему осязать окружающие предметы. А он скажет тебе: «Солнца никакого нет, и никаких окружающих предметов не существует». Какой логикой и каким опытом можно опровергнуть эти нелепые слова? Для людей абсолютного неверия и абсолютной веры доказательства одинаково не нужны. Для первых они бесполезны, а для вторых – излишни» . Иванов М.С. Происхождение ангелов//Ангелология. Статья из II тома " Православной энциклопедии " Источник: www.sedmitza.ru   (дата обращения 30.03.2013 года) Абу Ахмад Ангелы в исламском вероучении islamtv.ru›books-176.html (дата обращения 30.03.2013 года) Давыденков О., свящ. Мир духовный или ангельский. Из книги " Догматическое богословие " angelologia.ru›bogoslovie/10dogmat.htm (дата обращения 30.03.2013 года) Василий (Кривошеин), архиеп. Ангелы и бесы в духовной жизни.//Мир Ангелов и демонов и его влияние на мир людей. Православное учение о добрых и злых духах. М., 2006. С. 49-50. Всемирное писание. Сравнительная антология священных текстов. М., 1995 С. 196. Иудаизм. Танхума, Числа 19. Всемирное писание. Сравнительная антология священных текстов. М., 1995 С. 201  Индуизм. Бхагавадгита 17.4.

http://bogoslov.ru/article/3438592

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Если внимательно вчитаться в вышеизложенные требования, то вырисовывается образ человека, весьма напоминающий образ священника. Таким образом, можно сделать вывод о том, что многолетние попытки создания и внедрения новых гражданских обрядов в жизнь советских людей закончились неудачей, являющейся частью общих неудач марксизма-ленинизма как целостной идеологии, особенно в её практическом применении. На практике опустошённое «свято место» рождения, брака и смерти советского человека всё больше заполнялось деревенскими суевериями и водкой. Этот опыт также показывает, что, пытаясь вытеснить религиозность и заменить её атеистической гражданской обрядностью, атеистические агитаторы столкнулись с непредвиденными трудностями в деле управления духовными вопросами. Их неудачи отражают глубокий изъян в самих основах советской идеологии – её неспособность удовлетворить духовные потребности человека. Советское государство просто не знало, как принять, поженить и похоронить обыкновенных советских граждан. Список литературы 1 . Безгин В.Б. Старый и новый быт в традиционной крестьянской культуре (советская доколхозная деревня)//Тамбовское крестьянство: от капитализма к социализму (вторая половина XIX – начало ХХ века): сборник научных статей. Вып. 2. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 1998. С. 44–58. 2 . Бондаренко Е.Д. Советские сценарии имянаречения: диалог с традицией//Политическая лингвистика. 2013. 4 (46). С. 166–171. 3 . Декрет Совета Народных Комиссаров «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» от 2.02.1918//Сайт Конституции Российской Федерации. [Электронный ресурс]. URL: http://constitution.garant.ru/history/act 1600–1918/5325/(дата обращения: 20.05.2022). Загл. с экрана. Яз. рус. 4 . Детям можно менять имена. «Сталь», «Майя», «Будимир» – в новом быту//Красная газета. 1927. 4 (2650). 5 . Егоров А. Крематории России. Первый московский крематорий. Как это было//Журнал «Похоронный дом». [Электронный ресурс]. URL: http://funeralportal.ru/library/1080/5422.html (дата обращения: 20.05.2022). Загл. с экрана. Яз. рус.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

С целью решения вопроса о кончине священника были выявлены документы, позволяющие уточнить условия и причины его смерти. Но одновременно с этим возникают иные проблемы, которые пока решить не удается. Речь идет о следующем. В документах личного архива Галаховых имеется «Свидетельство о смерти Галахова Якова Яковлевича 635 от 3 июня 1938 года». В ней указан возраст и причина смерти священника: «73 г. Тромбуз Коронарных сосудов» (орфография документа сохранена. – Е.М.) и установлена дата смерти 2 июня 1938 г. Однако в «Списке лиц, подлежащих суду Военной Коллегии Верховного Суда Союза ССР» от 12 сентября 1938 в котором перечислены многие лица, расстрелянные в Казахстане в 1938 году, под номером «82» фигурирует имя Галахова Якова Яковлевича (Актюбинская область), как предполагается, профессора Томского Императорского университета протоиерея Иакова Галахова . В некоторой справочной литературе («Православная энциклопедия») дата смерти протоиерея Я.Я. Галахова также указана «12 сентября 1938 г.», причина – «расстрел». Но в это же самое время в Казахстане отбывал ссылку Яков Яковлевич Галахов – старший сын профессора – полный тезка своему отцу. Информация о его дате смерти не известна. Известно лишь то, что он умер в ссылке в Казахстане перед войной. В связи с этим возникает вопрос: кем является человек указанный в «Списке...», как расстрелянный 12 сентября 1938 года? – священником Галаховым Яковом Яковлевичем, 1865 г.р. либо его сыном – Галаховым Яковом Яковлевичем, 1893 г.р. Для разрешения возникшего вопроса автором данной работы совместно с родственниками священника на основании Закона о реабилитации было подготовлено письмо-обращение в соответствующие архивные органы – Архив Президента Российской Федерации с просьбой предоставить информацию о дате рождения лица, указанного в «Списке лиц, подлежащих суду Военной Коллегии Верховного Суда Союза ССР» от 12 сентября 1938 – Галахова Якова Письмо находится на стадии подписания у родственников профессора-протоиерея И. И. Галахова .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

С 6 часов утра до часу дня Александр Николаевич Николаев находился у решётки между гостиницей «Мир» и американским посольством. Затем Николаев перебежал к главному зданию посольства. Издалека видел, как БТРы открыли огонь по людям у решётки (там было человек 15-20). Даже через год на месте расстрела оставались клочки одежды (Восстание в защиту Конституции//1993-2013.Ру [Интернет-ресурс]. 2013. 25 сентября. URL: http://1993-2013.ru/?p=437 – дата обращения: 04.01.2023; информация подтверждена Николаевым и в личной беседе с автором этих строк). Группа защитников парламента, в которую входила Майя Александровна Алексеева, до полудня 4 октября передвигалась по этажам Дома Советов. В руках у Майи Александровны была рация. В эфир пробился голос: «Помогите! Горим! Много женщин, детей, у нас беременные. Нас заклинило здесь. Помолитесь за нас, нам уже не успеть». Человек, который связался по рации, дал координаты. Товарищи Майи бросились на верхние этажи, ориентировочно – 13–14 этажи, но не смогли открыть дверь. Из рации доносились вопли, крики, был слышен гул пламени (из архива автора). Милиционер из оцепления свидетельствовал, что пленных, которых вывели из здания парламента и показали по телевидению (руки на затылке), когда стемнело, пригнали на стадион «Красная Пресня» и всех расстреляли (см. аудиоархив Светланы Матыгуллаевны Бухариевой; архив передан на хранение в Центральный государственный архив города Москвы). Весной 1994 года в г. Сочи Сергей Васильевич Свойкин (в дни противостояния состоял в казачьей сотне Виктора Ивановича Морозова) познакомился с казаком из Краснодара. Оказалось, что подразделение кубанских казаков принимало участие в штурме Дома Советов и до утра 5 октября дислоцировалось в здании. Казак каялся, говорил, что видел, как на стадионе расстреливали людей, убивали казаков (из архива автора). Жители, примыкающих к стадиону домов, выходили на балконы, выглядывали из окон. Каратели кричали им: «Убирайтесь с балконов, закрывайте окна, а то сейчас стрельбу откроем по окнам» (из архива автора). Местный житель рассказывал Виктору Владимировичу Аксючицу (в 1990-1993 годах народный депутат России) о своей жене, которая высунулась из окна и начала кричать: «Что вы творите?!» Женщину убили (см. запись программы «Исторический поединок», вышедшей в эфир 4 октября 2018 года на телеканале «Царьград»). По словам местных жителей, убили двоих, которые наблюдали из окон за расстрелом на стадионе (из архива автора).

http://ruskline.ru/analitika/2023/09/30/...

Идентификация может быть разной по своим основаниям. Сегодня широко распространены предметная (ведущая к овещнению/объективации) и статусно­ролевая идентификации. Однако синергийная онтология полагает за человеком энергийную идентификацию, указующую на недостаточность и ущербность идентичности, связанной с социальными статусами и ролями, собственностью, государственно-национальными образованиями. Вещные и статусные идентичности привязывают к себе, задавая одномерную антропологическую реальность, существенно сужая и, тем самым, извращая бытийственый горизонт человека. Складывающаяся парадигма энергийной идентификации обращает внимание на Внеположный Исток божественной энергии. В христианстве нет отвращения к наличной природе человека (как в гностицизме), но есть призыв к «превосхождению естества»: «нужно не просто раскрыть человеческую природу, но пойти дальше, не согласившись с ней, трансформировать ее. И добиться этого лишь своими, естественными средствами, человек не может; тут требуется другой источник с.129]. Главное на этом пути – увидеть традицию, не свернуть в паттерны безумия или виртуальные недовоплощения. Итак, методология богословской мысли, представленной сегодня Х. Яннарасом , о. И. Зизуласом и С.С. Хоружим способствует преображению социально-гуманитарного дискурса современности, «раскрытию» энергийного концепта общества, его конкретно-­исторической конфигурации в единстве интенций, замыслов и воплощений. Литература 1 . Флоровский Г. Пути русского богословия/о. Георгий Флоровский //http://www.reformed.org.ua/2/39/11/Florovsky (дата обращения 17.09.2013 г.) 2 . Зизиулас И. Инаковость и общение. Новые очерки о личности и Церкви/ И. Зизиулас . – М.: Изд-во ББИ, 2012. – 665 с. 3 . См: Хоружий С.С. Фонарь Диогена. Критическая ретроспектива европейской антропологии. – М.: Ин-т философии, теологии и истории св. Фомы, 2012. – 688 с.; Агапов О.Д. Понимание смысла интерпретации в контексте концепций духовных практик/О.Д. Агапов//Ученые записки Казанского университета, том 153, кн.1.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

304 Renard J. B. Islam and Christianity: Theological Themes in Comparative Perspective. University of California Press, 2011. P. 37. 305 Здесь важно привести в качестве одного из многочисленных свидетельств письмо Мары Бар Серапиона, сирийского философа, написанное сыну из плена в конце I века. В нём Иисус не называется по имени, но из текста вполне ясно, что говорится о Нём: «Что же нам сказать, если мудрецы подвергаются насилию от тиранов? Они сами, просвещённые, терпят презрительное отношение и не могут защитить себя. Ибо какую пользу получили афиняне от того, что они казнили Сократа, – ведь возмездием им за это были голод и чума; или самосцы – от того, что сожгли Пифагора, – ведь в один миг вся страна их была занесена песком, или иудеи – от казни своего мудрого Царя, – ведь с этого времени у них было отнято Царство? Ибо Бог справедливо воздал за этих трёх мудрецов: афиняне умерли от мора, самосцы были затоплены водой, иудеи сокрушены и изгнаны из своего Царства и живут в рассеянии. Сократ же не умер благодаря Платону, Пифагор – благодаря Герострату, а мудрый Царь – благодаря новым законам, которые он дал» (Цит. по: Мень А., прот. Сын Человеческий. [Электронный ресурс]. (дата обращения: 13.04.2023). 306 Леонов В., прот. Основы православной антропологии/учеб. пос. М.: изд. Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 2013. С. 268. 310 Леонов В., прот. Основы православной антропологии/учеб. пос. М.: изд. Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 2013. С. 189. 311 Цит. по: Егоров Геннадий, свящ. Священное Писание Ветхого Завета/Курс лекций. 3-е изд. М.: изд. ПСТГУ, 2011. С. 42. 315 Цит. по: Матвеевский П., прот. Евангельская история о Боге Слове. Кн. 3. М.: Сибирская Благозвонница, 2010. С. 546. 316 Докетизм (от греч. δοκω – казаться) – одно из еретических христианских учений, отрицавших реальность страданий Христа и его воплощение как противоречащие представлениям о бесстрастности и неограниченности Бога и утверждавших иллюзорность его существования.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Говоря о «церковно-догматическом» этапе истории Закона Божьего, Д.П. Соколов указывает на возрождение интереса к «нравственному направлению» в преподавании Закона Божьего, но теперь уже основанного не на базе западной философии или протестантской этики, а на православно-церковных началах. С 1860-х годов «все сильнее и громче раздаются голоса о нравственном значении религии, о том, что Закон Божий должен воспитать не апологетов православия, не церковных уставщиков, а православных христиан. И мы не далеки от того времени, когда снова разовьется в преподавании «религии» направление нравственное, основанное на началах Православной веры и законах Православной Церкви» 243], – заключает он. В настоящей статье были рассмотрены лишь отдельные – историко­-методические – аспекты объемного очерка протоиерея Д.П. Соколова, посвященного преподаванию Закона Божьего в российских школах. Огромная заслуга этого автора состоит в том, что им был произведен тщательный и кропотливый анализ множества учебников, учебных пособий, программ по данному предмету, созданных к началу 1870-х годов. В своем труде Д.П. Соколов показал себя добросовестным историком и педагогом, сумевшим критически оценить ситуацию с преподаванием Закона Божьего в светской школе – делом, которому он посвятил свою жизнь. Именно поэтому его труд остается актуальным и в наши дни и не может быть оставлен без внимания любым исследователем, обращающимся к вопросам религиозного образования в светских учебных заведениях дореволюционной России. Литература 1 . Энциклопедический Словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. В 86 томах с иллюстрациями и дополнительными материалами. [Электронный ресурс] URL: http://www.vehi.net/brokgauz/(дата обращения: 1.11.2012). 2 . Соколов Д. П., прот. Преподавание Закона Божия//Руководство к преподаванию общеобразовательных предметов. Т 1–2/Под ред. Н.Х. Весселя. СПб., 1873–1874. XIX, 598, IX, 533 с. 3 . НА РТ. Ф. 92. Оп. 1. Д. 516. 4 . Советский энциклопедический словарь/Гл. ред. А. М. Прохоров. 4-е изд. М.: Сов. энциклопедия, 1989. 1632 с.: ил.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Для этого предлагается внести поправки в проект новой турецкой конституции Фото: REUTERS/Osman Orsal Константинопольский патриархат в Стамбуле требует, чтобы в проекте новой конституции были заложены гарантии того, что православная семинария Халки на острове Хейбелиада будет функционировать без помех со стороны властей страны. В Турции в настоящее время разрабатывается проект новой конституции, в декабре он должен быть завершен, а прохождение через парламент основного документа страны намечено на весну 2013 года. — Если, наконец-то, будет решено, что семинария Халки вновь откроется, мы будем требовать, чтобы в разрабатываемом сейчас проекте фигурировала статья, гарантирующая, что духовное заведение не закроют опять, — заявил представитель Константинопольского патриархата отец Досифей Анагностопулос. В патриархате хотят, чтобы была, наконец, названа конкретная дата открытия семинарии. Иначе до конца текущего года последует обращение в турецкий суд. Если же и этот вариант не сработает, дело будет направлено в Европейский суд по правам человека. «Мы не хотим этого делать, но иного выхода у нас нет», — говорит отец Досифей. Халкинская богословская школа была открыта в 1884 году и содержалась за счет клириков Константинопольского патриархата, а также благодаря ежегодным перечислениям 2 тыс. рублей золотом от Святейшего синода Русской православной церкви. В 1971 году семинарию закрыли, основываясь на запрете на частную образовательную деятельность, прописанном в турецкой конституции 1961 года. Православным предлагали сделать семинарию факультетом какого-либо из светских университетов Турции, но в патриархате отказались, так как для этого пришлось бы вносить изменения в учебную программу. С момента закрытия православные старались добиться возобновления работы единственного в Турции православного учебного заведения, где учились будущие священнослужители Константинопольского патриархата (сейчас они вынуждены учиться за рубежом, в основном в Греции). Закрытие Халки, по мнению патриархии, противоречит декларируемым в той же конституции правам на религиозные свободы и образование. Однако в 2006 году турецкий парламент опять высказался против открытия семинарии.

http://pravoslavie.ru/55124.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010