3. Бвневич Г. И. Давид Дисипат . Защита паламизма и проблема Божественных имен//Антология восточно–христианской богословской мысли. Ортодоксия и гетеродоксия: в 2–х тт. М. – СПб., 2009. Т. 2. С. 505–510. 4. Бирюков Д. С. Никифор Григора//Антология восточно–христианской богословской мысли. Ортодоксия и гетеродоксия: в 2–х тт. М. – СПб., 2009. Т. 2. С. 548–562. 5. Бибихин В. В. Краткие сведения о житии и мысли св. Григория Паламы // Григорий Палама . Триады в защиту священно–безмолвствующих. М.: «Канон», 2005. С. 344–381. 6. Бирюков Д. С. О начале полемики вокруг исихазма в эпоху паламитских споров//Богослов.RU. Научный богословский портал [Электронный ресурс]/URL: http://www.bogoslov.ru/text/2363267.html 7. Бирюков Д. С. Тема причастности Богу в святоотеческой традиции и у Никифора Григоры//Bogoslov.RU. Wissenchaftlich–Theologisches Portal [Электронный ресурс]/URL: http://de.bogoslov.ru/text/487738.html 8. Варлаам Калабрийский//Книга еретиков. СПб., 2011. С. 409–444. 9. Булыко И. П. Сравнительный анализ пневматологической антропологии святого Григория Паламы и Фомы Аквинского//Богослов.RU. Научный богословский портал [Электронный ресурс]/URL: http://www.bogoslov.ru/text/1859858.html 10. Варлаам Калабрийский//Православная энциклопедия. М., 2009. Т. 6. С. 626–631. 11. Василий (Кривошеин) , архиеп. Аскетическое и богословское учение св. Григория Паламы //Богословские труды. Нижний Новгород, 1996. С. 114–208. 12. Виноградов Георгий. «Мистика ума» и «мистика сердца» в свете святоотеческой антропологии//Богослов.RU. Научный богословский портал [Электронный ресурс]/URL: http://www.bogoslov.ru/text/3415902.html 13. Григорий Палама , свт. Письмо к Акиндину, посланное из Фессалоники прежде соборного осуждения Варлаама и Акиндина//Православная мысль. Париж, 1955. Вып. 10. 14. Григорий Палама , свт. Триады в защиту священно–безмолвствующих. М.: «Канон», 2005. С. 5–343. 15. Григорий Палама , свт. Феофан, или о Божественной природе и о непричастности к ней, равно как и о причастности//Альфа и Омега. 2000. (26). С. 45–78.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dog...

«Если в средние века – так начинает Пипер свою статью – Слово Божие, написанное, менее, нежели теперь, проникало в толпы прихожан, по редкости рукописей и невразумительности их языка; то самые храмы восполняли этот недостаток, предлагая более, нежели теперь, перед взоры всех и каждого события и идеи Откровения в произведениях искусства. Христианская древность украшала преимущественно внутренность храма, стены и особенно алтарную нишу, и именно живописью; что же касается до цветущей эпохи средних времен, когда стиль романский и готический достигли своего высшего развития, то искусство обратилось к украшению наружности храмов, и уже произведениями ваятельными. Эти изваяния, таким образом, вошли в обиход ежедневной жизни; всякий проходя мимо, был приглашаем взглянуть на них и уносил с собой воспринятое впечатление, а входящий в храм уже получал предчувствие о том, чего он должен ожидать в его святилище». Рельефы украшают порталы трех входных врат Пармского баптистерия, южный портал, северный и западный, и в этом порядке, по мнению Пипера, состоят между собой во внутренней связи, как по догматическому смыслу, так и по историческому. Южный портал в полукружии над вратами представляет изображение скоротечности человеческой жизни и суеты мира сего, посредством одной притчи, взятой не из Св. Писания, и в дополнение к этому, ниже на архитраве – Агнца Господня, приявшего на себя грехи мира. Второй портал, северный, на одной стороне от врат, в отвесном направлении, представляет Моисея и двенадцать сынов Иаковлевых, а на другой – древо родства Девы Марии, исходящее от корня Иессеева: вверху над вратами, в полукружии – Поклонение Волхвов, а на архитраве Крещение Иисуса Христа, пир у Ирода и усекновение главы Иоанна Предтечи. Поклонение Волхвов и Крещение выражают одну и ту жеидею Богоявления (θεοφνεια), и, по Латинскому обряду, празднуются в один и тот же день, 6-го января.Наконец, на третьем портале, западном, в отвесном же направлении, налево от врат изображены шесть подвигов милосердия; а именно: милосердный принимает в свой дом странника, посещаетбольного, питает голодного, поит жаждущего, посещает в темнице узника, и, наконец, одевает нагого. Направо от врат, тоже в отвесном направлении, шесть веков, наглядно изображенные в притче о делателях в винограднике, приходящих на дело в разные часы, и награждаемых разной платой ( Мф.20 ). На архитраве над вратами – воскресение мертвых, и, наконец, над архитравом в полукружии – Господь на престоле в виде всемирного судьи.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Buslaev/...

8 . Зеньковский В., прот. История русской философии. М.: Академический Проект, Раритет, 2001. 9 . Иванов С. А. Блаженные похабы. Культурная история юродства. М.: Языки славянских культур, 2005. [Электронный ресурс]//Литературный портал «Предание.ру»: [web-caйm]. http://predanie.ru/lib/book/91934/(27.10.2013) 10 .Иванов С. А. Византийское юродство. М.: Международные отношения, 1994. 11 .Ильюнина Л. «Русские старцы – Христа ради юродивые» [Электронный ресурс]//Портал «Религия и СМИ»: [web-caйm]. http://www.religare.ru/2 19079.html (16.05.2013) 12 .Иоанн (Кологривов), иером. Юродивые Христа ради [Электронный ресурс]//Иоанн (Кологривов), иером. Очерки по истории Русской святости. Брюссель, 1961. Электронная библиотека Одинцовского благочиния: [web-caйm]. http://odinblago.ru/rus sviat/2#4 (28.10.2013) 13 .Ирзабеков В. Тайна русского слова. Заметки нерусского человека. М.: Даниловский благовестник, 2010. 14 . Каллист (Уэр) , еп. Диоклийский. Юродивый как пророк и апостол [Электронный ресурс]// http://azbyka.ru/tserkov/duhovnaya zhizn/osnovy/kallist vnutrennee tsarstv o 12-all.shtml (28.10.2013) 15 .Канонизация святых в ХХ веке. М., 1999. 16 .Ковалевский И., свящ. Подвиг юродства. М.: Лепта, 2000. 17 . Лазарь (Абашидзе) , архим. Мучение любви: Келейные записки. Саратов: Изд-во Саратовской епархии, 2005. 18 .Наумов Р.А. «Меня раздело Евангелие»: Внешний облик юродивых Христа ради [Электронный ресурс]//Журнал «Духовный Собеседник». 2001. 3(27). Библиотека сайта «ВЕРНОСТЬ»: [web-caйm]. http://www.vernost.ru/iurodivyi.htm (16.05.2013) 19 .Недоспасова Т. Русское юродство XI-XVI веков. М., 1997. [Электронный ресурс]//[web-caйm]. http://nedospasovat.narod.ru/urodstvo.html (28.05.2013) 20 .Никулина Е.Н. Агиология: Курс лекций. М.: ПСТГУ, 2012. 21 . Подвиг юродства ради Христа на Руси [Электронный ресурс]//История Церкви. Научный богословский портал «Богослов.ру»: [web- сайт]. http://www.mir-slovo.ru/text/11497.html (27.10.2013) 22 . Романцов С., свящ. Подвиг юродства в Византии и в Русской Православной Церкви: Аттестационная работа. М.: ПСТГУ, 2011.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

8. Калаицидис Панделис. От «возвращения к отцам» к необходимости современного православного богословия//Богослов.RU. Научный богословский портал [Электронный ресурс]/URL: http://www.bogoslov.ru/text/2586215.html 9. Каллист (Уэр), en. Богословское образование в Писании и у свв. отцов//Библиотека Якова Кротова [Электронный ресурс]/URL: 10. Каллист (Уэр) , митр. Мы не служим Богу, когда мы неаккуратны в своих богословских выводах//Богослов.RU. Научный богословский портал [Электронный ресурс]/URL: http://www.bogoslov.ru/text/286120.html 11. Ларше Жан–Клод. Манифест богословия//Богослов.RU. Научный богословский портал [Электронный ресурс]/URL: http://www.bogoslov.ru/text/2580843.html 12. Лосский В.Н. Введение. Богословие и мистика в предании Восточной Церкви//Очерк мистического богословия Восточной Церкви. М., 1991. С. 8–20. 13. Лосский В. Н. Вера и богословие//ВРЗЕПЭ. 101/104. 1982. С. 101–112. 14. Мейендорф Иоанн , протопресв. Есть ли в Церкви внешний авторитет?//Pravmir.ru. Православная электронная библиотека [Электронный ресурс]/URL: http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1168 15. Флеров И., свящ. Об организации или системе богословских наук//Христианское чтение. 1868. С. 673–701. 16. Флоровский Г., прот. Оправдание знания// Христианство и цивилизация: избранные труды по богословию и философии. СПб.,2005. С. 343–349. 17. Флоровский Г., прот. Откровение и истолкование//Догмат и история. М., 1998. С. 19–39. 18. Хомяков А. С. Вера и исследование//Pravmir.ru. Православная электронная библиотека [Электронный ресурс]/URL: http://lib.pravmir.ru/library/readbook/336 19. Хопко Фома , прот. Богословие и современное образование//Православный Свято–Тихоновский гуманитарный университет [Электронный ресурс]/URL: http://pstgu.ru/download/1235161362.17.pdf 6 Прп. Иоанн Дамаскин пишет: «Гносеомахи: они отвергают необходимость для христианства всякого знания. Они говорят, что напрасное дело делают те, которые ищут каких–либо знаний в божественных Писаниях, ибо Бог не требует от христианина ничего другого, кроме добрых дел. Итак, лучше жить скорее попроще и не любопытствовать ни о каком догмате, относящемся к знанию» ( Иоанн Дамаскин , прп. О ста ересях вкратце. Гл. 88//Источник знания. СПб., 2006. С. 99).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dog...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Фонтанке» не дают покоя лавры «Шарли Эбдо»? Петербургский портал опустился до мерзкой антицерковной риторики и оскорбил религиозные чувства православных и мусульман 12.09.2017 4759 Портал «Фонтанка», известный своими крайне либеральными взглядами, в последнее время развернул широкую информационную кампанию против Русской Православной Церкви и Православия. Объектами для нападок стал ежегодный общегородской Крестный ход в честь перенесения мощей святого благоверного Великого князя Александра Невского, проводимый в Санкт-Петербурге 12 сентября, и протесты против кощунственного фильма «Матильда». Попытку дискредитировать противников киноподелки А.Учителя «Фонтанка» предприняла еще в ноябре 2016 года . А 9 сентября портал опубликовал статью некоего Александра Ермакова « В нашем зале нет святого места », написанную в столь циничной, стёбовой манере, что ее можно поставить в один ряд разве что с опусами болящего любителя лошадей г-на Невзорова или журнала «Безбожник» пламенного большевика Емельяна Ярославского (Губельмана). Автор «Фонтанки» откровенно глумится не только над Натальей Поклонской, не только над Царем-страстотерпцем Николаем, но и даже над Предтечей и Крестителем Господним Иоанном. Статья специально опубликована в канун празднования дня Усекновения главы Иоанна Предтечи, которое представлено в статье в издевательском тоне. Мерзкой «Фонтанке» и ее подлому автору, видимо, не дают покоя лавры печально известного французского провокационно-юмористического издания «Шарли Эбдо», журналисты которого считали проявлением свободы глумление над христианскими и мусульманскими святынями. Как известно, для некоторых из них это плохо кончилось. «Фонтанка» открыто издевается над мусульманскими святынями, видимо, побаивается, помня судьбу журналистов «Шарли Эбдо». Но циничные душонки их просят глума. Вот они решили поиздеваться над православными святынями. Думают, видимо, что можно, поскольку православные нападать на редакцию и автора глумливой статейки не станут.

http://ruskline.ru/news_rl/2017/09/12/fo...

Заместитель председателя Отдела внешних церковных связей УПЦ МП протоиерей Николай Данилевич обратил внимание на то, что заседание синода Константинопольского патриархата, проходившее с 27 по 29 ноября в Стамбуле, было последним в этом году. «Таким образом, томоса нет, о тексте томоса также ничего не говорится, дата " объединительного собора " не названа. Добавлю, что в этом году это последнее заседание синода Константинопольского патриархата», - написал он в Facebook. Председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Владимир Легойда также считает, что Константинопольский патриархат затягивает процесс создания «автокефальной церкви» на Украине. «Константинопольский патриархат вновь, кажется, уже в третий раз, заявил об автокефалии, но не назвал даже даты так называемого объединительного собора. Зато разработал документ, устав для церкви, которой нет в природе. И быть не может, как показало свободное и независимое волеизъявление православных верующих Украины, возглавляемых митрополитом Онуфрием», - написал Легойда в своем Telegram-kahaлe. По его словам, последние решения Синода Константинопольского патриархата «вновь лишены конкретики». Менее оптимистичную оценку решениям Фанарского Синода дает портал Союза православных журналистов . Ссылаясь на греческий портал «Orthodoxia.Info», портал сообщает, что Константинопольский Синод якобы назначил проведение т.н. «объединительного собора» в Киеве в декабре 2018 года. Но этом «соборе» будет избран главарь «порошенковской церкви», которому и вручат томос. На Фанаре надеются, пишет сайт Союза православных журналистов, что в «объединительном Соборе», которое возглавит иерарх Константинопольской церкви митрополит Галльский Эммануил, примут участие, кроме «архиереев» раскольнических структур, и иерархи УПЦ МП. Союз православных журналистов отмечает, что в настоящее время Фанар приступает к последнему шагу, необходимому для предоставления автокефалии - разработке текста устава «поместной украинской церкви». В дальнейшем в текст могут быть внесены некоторые изменения и дополнения.

http://ruskline.ru/news_rl/2018/11/30/fa...

Мир его праху! Январь 1916 года. Источники и литература 1 . Выпускники Московской духовной академии 1818–1916, 1918– 1919 гг.//Петербургский генеалогический портал. URL: http://www.petergen.com/bovkalo/duhov/mda.html (дата обращения: 09.08.2015). 2 . Голубцов С. , диакон. История МДА (1900–1919 гг.). Загорск, 1977. Т. 1. С. 22. 3 . История и генеалогия. Библиотека знаний. URL: http://mrodoslovnay.narod.ru/index/0–356 (дата обращения: 09.08.2015). 4 . Стасюк В. Нить Ариадны. Воспоминания А. А. Шостьиной //Встреча: ежеквартальный студенческий правосл. журнал МДАиС и Межд. Фонда единства правосл. Народов. 1999. 1(10). С. 24–25. 5 . Шостьин А.П. Краткая биографическая справка//Богослов.RU: Научный богословский портал. URL: http://www.bogoslov.ru/bv/text/38155/index.html (дата обращения: 25.08.2015) 1 Шостьин Павел Иларионов 1819†1877. Священник кладбищенской церкви г. Касимова (с 1868 г.). Умер (1876/77, История и генеалогия. Библиотека знаний. URL: http://m-rodoslovnay.narod.ru/index/0–356 (дата обращения: 09.08.2015). 2 Шесть его статей опубликованы в сети Интернет. См.: Шостьин А.П. Краткая биографическая справка//Богослов.RU: Научный богословский портал. URL: http://www.bogoslov.ru/bv/text/38155/index.html (дата обращения: 25.08.2015): 1) Магистерский диспут: Попов Н. Г. Император Лев VI Мудрый и его царствование в церковно-историческом отношении. М., 1892.//Богословский вестник. 1893. Т.2. 6. С. 535–545. 2) Магистерский диспут: Ильинский Н.И., свящ. Синтагма Матфея Властаря : Исслед. М., 1892.//Богословский вестник. 1893. Т.2. 6. С. 545–553. 3) Магистерский диспут: [Глаголев Д.С., свящ. Второе великое путешествие св. апостола Павла с проповедью Евангелия ( Деян. 15, 40–18:22 ): Опыт историко-экзегетического исследования. Тула, 1893]//Богословский вестник. 1893. Т.4. 10. С. 138–152. 4) Личность в иезуитизме: По поводу выхода графа Генсбреха [=P. Honsbroech] из ордена иезуитов.//Богословский вестник. 1894. Т.1. 1. С. 100–108. 5) Нравственно–воспитательное значение музыки, по воззрениям Платона и Аристотеля: [Актовая речь].//Богословский вестник.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Shos...

По типологии он близок к вестверкам немецких храмов каролингской и оттоновской эпох и их франц. аналогам (франц. tour-porche, galilée) романского времени (напр., в ц. Сен-Бенуа-сюр-Луар близ Орлеана; ок. 1020 - ок. 1035). Близкими в плане были и первые крупные романские сооружения Кастилии (оба в пров. Бургос) - соборы мон-рей Сан-Педро-де-Арланса (1080 - ок. 1100; сохр. руины) и Санто-Доминго-де-Силос (до 1088 - нач. XII в.; не сохр.). Первый храм имел квадратную пристройку с запада, вероятно имевшую, подобно Пантеону королей в Леоне, погребальный характер. Отличительной чертой 2-го храма было наличие большого трансепта и 5 апсид; от храма уцелел лишь 2-ярусный клуатр со скульптурным убранством. Тип 3-нефного 3-апсидного храма со слабо выраженным трансептом был распространен и в XII в. Среди ярких кастильских образцов следует упомянуть ц. Сан-Мильян в Сеговии (1111-1124) с кубической башней над средокрестием и коллегиальную церковь в Сантильяна-дель-Мар (пров. Кантабрия, кон. XII - нач. XIII в.), отличающуюся сложной профилировкой порталов и обрамлений окон. Центральный неф собора в Сантьяго-де-Компостела. 1075 — до 1168 г. Строители многих из упомянутых выше построек либо ориентировались на формы, либо были непосредственно связаны с возведением крупнейшего романского сооружения И.- собора в Сантьяго-де-Компостела, работы над к-рым растянулись более чем на столетие. Строительство нынешнего храма над главной святыней И. и 3-й по значимости святыней христианского мира после Иерусалима и Рима - могилой ап. Иакова Старшего - началось в 1075 г. В 1122 г. были окончены работы в хоре и трансепте (освящены в 1128). К 1140 г. было построено уже 6 травей нефа, в 1168-1188 гг. сооружен 3-частный западный портал (т. н. портал Славы). В 1211 г. состоялось освящение храма. Собор почти полностью сохранил интерьер, но наружные формы - лишь отчасти: утрачены весь зап. фасад (но не портал Славы), башни, перестроены апсиды и др. части собора. Храм является произведением франц. романского стиля, хотя в его строительстве принимали участие и местные мастера.

http://pravenc.ru/text/2007788.html

 См. по теме миграции православной диаспоры: Стаценко Сергий, протоиерей. Специфика современного конфессионального состояния Православной диаспоры в Средней Азии//Интернет-портал «Богослов. Ru»: http://www.bogoslov.ru/text/1380470.html . П. «Исторический аспект».  Об атеизме, как форме религиозности см. Осипов А.И. Путь разума в поисках истины. Основное богословие. М., Издание Сретенского монастыря, 2002.  § 4. Основные истины религии .  О проводившейся ранее в Ташкентской епархии культурно-просветительской работе см. Стаценко Сергий, протоиерей. Практические методы приходской миссии в Ташкентской и Среднеазиатской епархии//Интернет-портал «Богослов. Ру»:  http://www.bogoslov.ru/text/1259903.html .  Более подробно о методах ведения образовательной работы см. Стаценко Сергий, протоиерей. Методы катехизации на приходе//Интернет-портал «Богослов. Ру»:  http://www.bogoslov.ru/text/3571893.html .  «…По свидетельству некоторых из настоятелей, в храмах, расположенных в сельской местности или в небольших городках, остаются до 80-90% людей, прошедших огласительные беседы. На взгляд автора, это явление вызвано в первую очередь тем, что православное население, проживающее в диаспоре, находится в своего рода в культурном вакууме, который не могут наполнить ни телевидение, ни печатные издания. Приходя в храм на оглашение, люди находят для себя наиболее комфортную среду, где можно вживую вести общение с людьми живущих в тех же духовно-культурных и языковых традициях. Проще говоря, привыкнув к храму, люди обретают для себя культурный центр, позволяющий найти удовлетворение своих духовных потребностей. Не последним условием подобного успеха является качественная работа катехизатора и наличие внебогослужебной жизни на приходе »//Там же. П. «Оглашение».  Договор о сотрудничестве подписан между Ташкентской епархией и Русским культурным центром Узбекистана//Интернет-сайт Ташкентской и Узбекистанской епархии:  http://pravoslavie.uz/news/3633 .  Подписано Соглашение о взаимодействии Русской Православной Церкви и Федеральной миграционной службы//Официальный Интернет-сайт Московского Патриархата РПЦ: http://www.patriarchia.ru/db/text/2917823.html .

http://pravoslavie.ru/68427.html

Из служителей Воскресенского храма упоминаются лишь несколько человек. В начале XVIII века в ней служили Алексий Алексеев и Иаков Юшков. Диакон Александр за вступление во второй брак в 1770 году был лишен владыкой сана и переведен дьячком в Тихвино-Онуфриевский приход. В 1761 году умер и погребен в своем приходе священник отец Андрей; а протопоп Иаков Воскресенский (1729-1797) был похоронен уже у Предтечи. В 1805 году в храме служили священник Иоанн Фомин, диакон Симеон Синявский, дьячок и пономарь. Приход насчитывал 135 дворов (537 душ мужского пола и 593 души женского пола). В середине XIX века священником был Павел Турбин, затем — отец и сын Светозаровы, Евфимий (1813-1900) и Георгий (1843-1909); последний прослужил в своем храме 38 лет. Настоятель храма в канун революции - отец Митрофан Девицкий (1877-1920), он служил с ноября 1909 года; с 1903 года служил диакон Павел Гришин, с февраля 1886 года - псаломщик Петр Адамов. Старостой с 1909 года был крестьянин Степан Павлов, приход за сто лет мало изменился и насчитывал 157 дворов, где проживали 585 мужчин и 573 женщины. За подписью Митрофана Девицкого направлена в декабре 1918 года в Губсовнархоз опись имеющихся в церкви драгоценных предметов. Учету подлежали пятьдесят икон и четыре Евангелия в серебряных окладах, одиннадцать лампад, четыре дискоса, четыре звездицы и еще несколько богослужебных предметов. Значительная их часть несколько лет спустя была передана в фонд голодающих крестьян Поволжских губернии России. Сейчас Воскресенская церковь утратила многие черты барокко, и чтобы представить ее облик времен былого великолепия, вновь обратимся к книге искусствоведа Юрия Успенского «Старый Воронеж» (1922). Вот как выглядел тогда храм: «Церковь эта представляет массивный, грузный восьмерик, поставленный на четверик нижнего этажа. Однако размеры восьмерика и поддерживающего его свода далеко превышают размеры только что описанных церквей (Петропавловской и Ильинской) и невольно вызывают удивление смелости и чутью строителя. С внешней стороны церковь лишена почти всяких украшений; однако массы ее значительны и интересны. Впереди церкви, непосредственно с нею связанная, стоит колокольня, типично барочных форм, резко отличающихся от прочей массы церкви своей сравнительной украшенностью, с причудливыми завитками капителей колонн, барельефными ангелами, карнизами. Но особенно хорош портал крыльца, представляющий из себя изогнутый барочной формы фронтон с полукруглой выемкой по середине, опирающийся на четыре стройные колонки. Сверху портал украшен вазочками. Портал этот по своим пропорциям представляет из себя один из лучших кусочков архитектуры Воронежа. Точно все внимание зодчего было обращено на колокольню и ее вход, и дл дальнейшего украшения сооружения не хватило ни внимания, ни средств».

http://sobory.ru/article/?object=00824

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010