При Иоанне Даниловиче Калите город был опоясан дубовыми стенами с мощными башнями, которые стояли на высоком валу, окружен рвом. Все это подтверждается археологическими раскопками. Память о строительных работах Калиты надолго осталась у потомства. «Постави князь великий Иван Данилович Калита град древян Москву, тако же и посады в ней украсив, и слободы, и всем утверди». «Близ града Москвы» было два монастыря - Даниловский и Богоявленский. В Даниловском в 1282 году был поставлен каменный храм в честь Даниила Столпника. При Иоанне Калите в московском Кремле были построены каменный Успенский собор и каменный храм Иоанна Лествичника, вместо обветшавшего возведен новый храм Спаса на Бору, заложен Архангельский собор. При Симеоне Гордом соборы расписывали русские и греческие мастера. Каменные храмы были окружены деревянными княжескими и боярскими теремами, а не покосившимися избами. Иван Данилович отдал свой двор под двор митрополита, который переехал в Москву из Владимира, а себе построил новый, рядом с деревянной церковью Благовещенья. Княжеские и боярские терема в то время состояли из ряда хором, связанных сенями, крыльцами и переходами, украшались затейливой деревянной резьбой. Считают, что ансамбль Соборной площади Кремля сложился уже в то время. Сколько всего церквей было в Москве мы не знаем, но летопись сообщает, что во время пожара в 1339 году «погоре 18 церквей», которые стояли в слобода х на московском посаде. На пристани Москве-реки стояли ладьи купцов, которые съезжались на торг в большой и богатый город, которым стала Москва при Иване Даниловиче Калите. В эти годы в Москве живут купцы-сурожане, т.е торгующие в Суроже в Крыму, регулярно появляются фряжские гости - генуэзцы. На посаде слободы ремесленников - кузнецы, оружейники, гончары, бронники, При Иоанне Калите в Москву переселилось множество обедневших бояр из соседних земель, но на службу Великому князю Московскому приходили и бояре с многочисленными дружинами воинов, переселялись знатные и могущественные боярские фамилии из тверского, нижегородского, суздальского княжества, и даже черниговского и волынского княжества.

http://radonezh.ru/monitoring/art-khaus-...

Вокруг Москвы рос посад, появлялись новые слободы ремесленников и купцов. При Иоанне Даниловиче в Москве не только строят каменные храмы, но и льют колокола. Московских мастеров приглашают даже в славный своими умельцами Господин Великий Новгород. Новгородская летопись в 1342 году отметила: «Архиепископ Василий велел слить колокол великий к святой Софии и привел мастера из Москвы, человека почтенного, по имени Борис». Этот же Борис, по словам летописца, отливал колокола для Москвы и других русских городов. Великие князья Московские поддерживают тесную связь с Константинополем. Симеон Гордый посылает деньги в Царьград на реставрацию храма святой Софии после землетрясения. Не только Москва в то время вовсе не напоминала жалкую деревню, изображенную Прошкиным в фильме «Орда». Стольный град Великого княжения Суздальско-Нижегородского Нижний Новгород был большим и красивым, многолюдным городом со множеством храмов. Прекрасной белокаменной резьбой были украшены старые, построенные при Юрии Всеволодиче, Спасский и Архангельский соборы. В 1350-1352 годах, в Нижнем Новгороде был возведен величественный белокаменный Спасо-Преображенский собор. Расписывал храм знаменитый Феофан Грек. Створы ворот собора были выложены листами меди с наведенным золотом рисунком. В городе было много умелых ремесленников и мастеров, отливали замечательные, звонкие колокола для церквей. По благословению епископа Дионисия, в Нижнем Новгороде инок Печерского монастыря Лаврентий, собирая уцелевшие старинные рукописи, создает летописный свод - Лаврентьевскую летопись. Не менее красивым городом была Тверь - главный соперник Москвы. Но неужели режиссер Прошкин, вместе с художником-постановщиком не могли узнать, как выглядела Москва при Иоанне Калите? Неужели из 12 млн долларов, которые составили огромный бюджет фильма невозможно было выделить деньги на макеты и декорации древнерусского города? Кстати, прозвучало гордое сообщение, что для съемок «Орды» было изготовлено 3 000 предметов реквизита, пошито 4 000 костюмов, на которые ушло 4 000 метров ткани.

http://radonezh.ru/monitoring/art-khaus-...

Надо заметить, что ад кочегарки, где русские рабы топят печи навозом, показан выразительно. Чувствуется, что когда приходится изображать сцены беспросветного ужаса, снимать грязь и навоз, то авторы испытывают чувство особого вдохновения. Что ж, чернуха в российских кинолентах в последние десятилетия изображалась в таком количестве, что на изображении различных ужасов руку набили. Такое впечатление, что российских режиссеров все эти годы заставляли совершенствовать свое мастерство в изображении различных мерзостей и грязи. Как будто творческое задание ставили выпускникам ВГИКа - «изобразить в курсовой работе свинцовые мерзости и беспросветный мрак русской жизни на материале тоталитарного советского прошлого середины ХХ века». Или, скажем, то же задание выполнить на материале второй половины XVI века, или начала XIX столетия. Высочайший уровень в изображении «темного прошлого» «этой страны» задал своим шедевром  «Tzar» Павел Лунгин .  В короткое экранное время Лунгин сумел вылить невиданное количество клеветы, лжи и грязи на государя Иоанна Васильевича Грозного, русский народ и русскую историю. Вряд ли, кто-то сумеет переплюнуть Лунгина. От всей души постаравшись, плюнул Лунгин на «тоталитарное прошлое» России. Но в стилистике изображения Москвы XIV века Андрей Прошкин явно подражает старшему мастеру. «Там убогие стаи избенок...» В своих интервью Арабов и Прошкин убеждают нас, что о том, как жили на Руси в XIV веке почти ничего не известно, а потому они были совершено свободны в своем творчестве. Как представили в своем воображении Москву XIV века, так и изобразили. «Я так вижу». Представили же они Москву в соответствии со строками Андрея Белого «Там - убогие стаи избенок. Там - убогие стаи людей». Вот и едут два каких-то замызганных степных пастуха-бродяги мимо покосившихся изб-развалюх, из-за заборов лают собаки. Два кочевника-оборванца, оказывается, изображают послов хана Золотой Орды Джанибека. Москва, к которой они подъезжают, напоминает заброшенную полувымершую деревню на среднерусской возвышенности после нашествия Чубайса.

http://radonezh.ru/monitoring/art-khaus-...

Большая российская энциклопедия. Научное издательство «Большая Российская энциклопедия», 2008 Большая советская энциклопедия. Научное издательство «Большая Российская энциклопедия», 2001 Васильев А.А. , Виппер Р.Ю. История древнего мира и средних веков. М.: Республика, 1993 Васильев Л.С. История религий Востока. М.: Высшая школа, 1983 Генри А. Веклер. Герменевтика. Принципы и процесс толкования Библии. Бейкер Бук Хаус, мг. перевод, 1995 Гигин. Мифы./Пер. Д.О. Торшилова под общ. ред. А.А. Тахо-Годи. (Серия «Античная библиотека». Раздел «Античная история»). СПб, Алетейя. 1997. 2-е изд., испр. СПб, Алетейя. 2000 Гиппократ. Сочинения. Пер. В.И. Руднева, комм. В.П. Карпова. Избранные книги. М.: Биомедгиз. 1936 Гистология, цитология и эмбриология. Под. ред. Афанасьева Ю.И., Юриной Н.А. М.: Медицина, 2002 Горбовский А. Загадки древнейшей истории. 2-е изд. М., 1971 Даниленко В.П. Русская терминология: Опыт лингвистического описания. – М., 1977 Евдокимов П. Православие. М., 2002 Еп. Александр (Милеант) . Единый Бог в Троице поклоняемый. Благовест, 2008 Еп. Иларион (Алфеев) . Таинство Веры. М., 2000 Еп. Михаил (Чуб), Памятники древнехристианской письменности, ЖМП, 1955, 12 Зелинский Ф.Ф. Древнегреческая религия. – К.: СИНТО, 1993 Ибн Хишам. Жизнеописание пророка Мухаммада. Перевод с арабского Я.А. Гайнуллина. Москва, 2003 Иеромонах Серафим (Роуз) . Православное понимание книги Бытия. М., 1998 Иоанн Дамаскин . Точное изложение Православной Веры. Сибирская Благозвонница, 2010 Иоанн Кассиан . Писания. Сергиев Посад, РФМ. 1993 Иоанн Лествичник . Лествица. Сибирская благозвонница, 2010 История древнего мира. Кн. 3: Упадок древних обществ. – М.: «Наука», 1989 Коран. Пер. И. Крачковского. Феникс, 2010 Коран. Перевод смыслов А.Э. Кулиева. Умма, 2007 Коран. Перевод смыслов и комментарий Иман (Валерии) Пороховой. Рипол Классик, 2007 Коран (перевод смыслов). Пер. М. Османова. Диля, 2010 Корш М. Краткий словарь мифологии и древностей. СПб.: Изд-во А.С. Суворина, 1894 Краткая еврейская энциклопедия. Иерусалим, 1976–2005

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

«Я так вижу» Прошкин и Арабов предложили нам собственное прочтение жития святого. Оказалось, что «как каждый интеллигентный человек», режиссер и сценарист не могут верить в «благочестивые сказки». И это понятно. Не может же интеллигентный и просвещенный режиссер и сценарист в XXI веке верить в то, что принимали на веру темные бабушки, для которых были написаны церковниками разные жития святых. Неужели могло быть так просто: помолился, поехал в Орду, опять помолился, покропил водой Тайдуллу - ханша и прозрела? Пусть бабушки верят в эти сказки. В конце концов святитель Алексий тоже был интеллигентом XIV века (как святитель Филипп у Лунгина в его фильме «Tzar»). А интеллигентный человек не может не понимать, что Бог не творит чудеса по заказу. Особенно, если этого требует власть в лице князя. По мнению авторов фильма, митрополит Алексий должен сомневаться, терзать свою душу «проклятыми вопросами», как это пристало нормальному российскому интеллигенту. Кто это придумал, что свеча во время молебна в Успенском соборе перед поездкой святителя в Орду зажглась сама собой? Кому нужны эти сказки, когда ученый протодиакон в «МК» ясно объяснил, как возжигаются свечи Благодатным огнем на Пасху - все дело в зажигалке в кармане иерусалимского патриарха. Прочтение жития святителя Алексия Прошкиным и Арабовым оказалось весьма своеобразным. В своих многочисленных интервью режиссер и сценарист объяснили, что о XIV веке нам мало что известно, и как все было на самом деле никто не знает. А потому они имеют полное право на свое изложение. Знаменитое кредо творческой личности: «Я так вижу». Беда только в том, что иконы Спасителя, Пресвятой Богородицы, святых угодников Божиих нельзя изображать, руководствуясь девизом «Я так вижу». Канон позволяет полную свободу творчества при одном условии - должен сохраняться смысл изображенного праздника и правда о святом. Нельзя писать какую-то андреевскую Дзенту-свентану, или рериховскую Праматерь Мира и утверждать: «Я так представляю Пресвятую Богородицу». Икона Богородицы может быть выполнена великим мастером, или не очень умелой рукой, но это должен быть образ Пресвятой Богородицы, а не плод «творческого поиска». На чтимой иконе святителя Алексия изображается исцеление Тайдулы. И мы верим, что на иконе изображена правда о совершенном чуде, так же, как в клеймах на иконе святителя Николая правдиво изображено одно из чудес святого - явление во время морской бури погибающим морякам. И весь православный народ не сомневается в том, что именно так и было. А вот сомневающемуся интеллигенту поверить в чудо сложно. Как это Тайдула могла прозреть после молитвы святителя Алексия?

http://radonezh.ru/monitoring/art-khaus-...

«Взаимоотношения Русской Православной Церкви с Церквами Англиканского содружества: история и современность». Доклад митрополита Волоколамского Илариона на заседании в рамках диалога Англиканской церкви в Северной Америке и Православной Церкви в Америке 27 октября 2012 г. 00:34 25 октября 2012 года председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион принял участие в диалоге Англиканской церкви в Северной Америке и Православной Церкви в Америке  в англо-католической семинарии Нашота Хаус (штат Висконсин, США). Митрополит Иларион выступил перед участниками диалога с развернутым докладом. Контакты Русской Православной Церкви с Англиканской церковью имеют давнюю историю — со времени формирования англиканства в XVI веке. Нужно отметить, что эти контакты были отмечены взаимным интересом и стремлением лучше узнать друг друга. Согласно свидетельству папского посла Антонио Поссевино, в 1583 году англиканский посольский священник Хамфри Коул и доктор Якоб представили русскому царю Ивану Грозному краткое изложение англиканского вероучения. В 1699 году русский царь Петр I побывал в Лондоне, где беседовал с Архиепископом Кентерберийским Томасом Тенисоном и епископом Солсберийским Гилбертом Бёрнетом о положении и устройстве Церкви Англии. В дальнейших встречах православных и англикан речь в подавляющем числе случаев шла о сближении наших Церквей, а инициаторами этих переговоров были именно англикане. Так, можно упомянуть стремление группы англиканских епископов, не присягнувших Вильгельму III Оранскому (1688-1702) и отделившихся от государственной Англиканской Церкви, вступить в контакт с Православной Церковью с целью объединения. Переговоры шли через посредничество митрополита Фиваидского Арсения, который в 1716 году передал Петру I проект соглашения между «православным остатком Британских Церквей и Кафолической, Апостольской, Восточной Церковью» и письмо государю, в котором англикане выражали надежду на его содействие их планам. В России проект соглашения был принят с большим интересом, но Петр предложил, прежде всего, организовать встречу православных и англиканских богословов. В 1724 году Англиканские епископы сообщили Святейшему Синоду о своем согласии прислать в Петербург двух богословов для собеседования, но эта встреча не состоялась из-за кончины Петра I.

http://patriarchia.ru/db/text/2552828.ht...

Contra Faustum Manichaeum. Patrologiae Cursus Completus Series Latina. Vol.42. Accurante J.-P. Migne. Paris. 1844–1864. 6.Sancti Aurelii Augustini. Psalmus contra partem Donati. Patrologiae Cursus Completus Series Latina. Vol.43. Accurante J.-P. Migne. Paris. 1844–1864. 7.Sancti Aurelii Augustini. Questiones Evangeliorum cum appendice Questionum XVI in Matthaeum. Corpus Cristianorum. Series Latina. Vol. 36B. Brepolis. 1980. 8.Sancti Aurelii Augustini. Sermones de Scripturis. Patrologiae Cursus Completus Series Latina. Vol.38. Accurante J.-P. Migne. Paris. 1844–1864. 9.Sancti Aurelii Augustini. Tractatus in Ioannis Evangelium. Corpus Christianorum. Series Latina. Vol. 36. Brepolis. Belgium. 1955. Литература 1.Белоликов В.В. Литературная деятельность блаж. Августина против раскола донатистов. Киев. 1912. 2.Верклер Г.А. Герменевтика. Принципы и процессы толкования Библии . М.: Бэйкер бук хаус. 1995. 3.Деяния Вселенских Соборов. Т.3. СПб. Изд.: «Аксион эстин». 1996. 4.Дворецкий И.Х. Латинско-русский словарь. М. Изд.: «Русский язык» 1976. 5. Иоанн (Максимович) , свт. Православное почитание Божией Матери. Вильмуассон-СПб. 1992. 6.Лебедев А.П. Братья Господни: Исследования по истории древней Церкви. СПб. Изд.: «Олега Абышко». 2010. 7.Леонов В., прот. Бог во плоти. М. Изд.: Drakkar. 2005. 8. Питирим (Нечаев) , митр. О Блаженном Августине //Богословские труды. Выпуск 15. М. Изд. Московская патриархия. 1976. (СС. 3–24). 9.Столяров А.А. «Исповедь». История создания. Жанр. Проблемы достоверности// Августин Аврелий . Исповедь. М.: «Канон+». 2012. 10.Христианское учение. Догматические тексты учительства Церкви III–XX вв. СПб. 2002. 11.A companion to Augustine/ed. by Mark Vessey; with the assistance of Shelley Reid. 2012. 12.Augustin Handbuch//herausgegeben V. H. Drecoll. Mohr Siebeck Tubengen. 2007. 13.Bertrand de Margerie S.J. An Introduction to the History of Exegesis. Vol.1. Saint Augustine. Petersham. Massachusetts. St. Bedès publications. 1993. 14.Bonner G. Augustine as Biblical Scholars.

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Фильм, который создавался не умозрительно, а с участием сердца» В Казани прошёл премьерный показ фильма «Осанна» о судьбе святой преподобномученицы Елизаветы Фёдоровны 20.07.2018 971 Время на чтение 4 минуты 18 июля 2018 г. в Казани в кинотеатре «Синема 5» (ТЦ «Парк Хаус») состоялся премьерный показ полноформатной документальной ленты «Осанна», посвящённой духовной жизни и трагической судьбе святой преподобномученицы Великой княгини Елизаветы Фёдоровны (урождённой Елизаветы Александры Луизы Алисы Гессен-Дармштадтской) (1864 - 1918) - сестры Российской императрицы Александры Фёдоровны и супруги (вдовы) Великого князя Сергея Александровича. Премьера фильма, снятого по благословению митрополита Казанского и Татарстанского Феофана (Ашуркова) и начинающегося с его вступительного слова на фоне возрождаемого собора Казанской иконы Божией Матери Богородицкого монастыря, прошла в столетнюю годовщину зверского убийства большевиками в Алапаевске членов Царского дома Романовых и близких им лиц. По словам его создателей, в этот же день фильм был показан в самом Алапаевске и Екатеринбурге, после чего его покажут в Москве , а также на телеканалах «ТНВ» («Татарстан - Новый Век»), «Спас» и «Союз». Как сообщается на Информационно-просветительском сайте Татарстанской митрополии «Православие в Татарстане», над творческим проектом, осуществлённым при финансовой поддержке казанского благотворителя Андрея Колмакова, работала съёмочная группа под руководством режиссёра Алексея Барыкина. «В течение года, - отмечается далее, - съёмки проходили в Иерусалиме, Дармштадте, Висбадене, Казани, Москве, Екатеринбурге и Алапаевске. Специально для постановочных кадров в кинопавильоне Казанского государственного института культуры были выстроены исторические декорации с подлинным реквизитом того времени, пошиты костюмы по эскизам художника Михаила Нестерова. Консультантом в Татарстане выступил первый проректор Казанской духовной семинарии игумен Евфимий (Моисеев)». Главные роли в картине исполнили известные отечественные актёры - Александр Михайлов, Андрей Мерзликин и Илзе Лиепа, представляющие трёх рассказчиков - соответственно, «светлого», «тёмного» и «чувственного», которые достаточно убедительно справились со своей миссией. Как, в частности, отмечает журналист Деловой электронной газеты Татарстана «Бизнес Online» Олег Платонов: «Кино смотрится на одном дыхании. Эффект этот во многом достигается за счёт документальности и художественного изложения. Никаких тебе скучных " говорящих " голов уважаемых экспертов, всё на основе фотографий, документов и редких кадров кинематографии, права на которые находятся в открытом доступе. Однако, саму " картинку " тех лет оказалось найти не так-то и просто».

http://ruskline.ru/news_rl/2018/07/20/fi...

Адрес: Россия, Псковская область, г. Псков, ул. Мирная 1 Телефон: +7 (8112) 72-14-41 Факс: +7 (8112) 66-00-54 Действует при храме: Воинский храм св. блг. кн. Александра Невского г. Псков Гостиница " 12 Месяцев " (Печоры) Комфортное проживание в шаговой доступности от монастыря. Отель «Gerberg House» (Печоры) Гостиница Гербер Хаус расположена в центре города Печоры, менее чем в 300 м от Псково-Печерского Успенского монастыря, всего в 2 минутах ходьбы от автовокзала. Гостевой дом " Путь Пилигрима " (Печоры) 50 метров от Псково-Печорского монастыря Гостиница " Дом у монастыря " (Печоры) Находится прямо у стен Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря. Гостевой дом «Печоры - Дом» (Печоры) 100 метров от монастыря Гостевой дом " Хюгге " (Печоры) Ростовская область [ править править код ] Паломническая гостиница при Свято-Иверском женском монастыре, г. Ростов-на-Дону Паломницам, желающим потрудиться в обители и ознакомиться с монашеской жизнью, а также по вопросам проведения экскурсий по монастырю обращаться по телефону. Адрес: Россия, Ростовская область, г. Ростов-на-Дону, ул. Неклиновская,4 Телефоны: +7 (908) 171-77-29 (паломнический отдел, с 11:00 до 16:00) Электронная почта: palomnikmon@mail.ru Сайт: Свято-Иверский женский монастырь Паломническая гостиница при Свято-Донском Старочеркасском мужском монастыре, ст. Старочеркасская Монастырь принимает паломников и трудников. Адрес: Россия, Ростовская область, Аксайский р-н, ст. Старочеркасская, ул. Почтовая, д. 1 Телефоны: +7 (86350) 2-97-58 , +7 (928) 108-41-88 Электронная почта: info@donmonastyr.ru Сайт: Свято-Донской Старочеркасский мужской монастырь Рязанская область [ править править код ] Гостиница Паломнического Центра при Иоанно-Богословском монастыре, с. Пощупово В монастыре действует Паломнический Центр. Его помещения – это комфортабельные комнаты, удобные для проживания многочисленных паломников. Размещение осуществляется за пожертвования. Стоимость питания (обед и ужин) входит в стоимость проживания. Адрес: Россия, Рязанская область, Рыбновский район, с. Пощупово

http://azbyka.ru/palomnik/Где_остановить...

10 Юревич Д., прот.  Курс лекций по библейской герменевтике, читанный студентам Московской духовной академии в 2007–2008 учебном году//Библейский сайт «Синай». URL: http://sinai.spb.ru/herm/yureherm.pdf. (дата обращения: 10.11.2016). 12 Мень А., прот.  Герменевтика библейская//Библиологический словарь. М.: Фонд имени Александра Меня, 2002. Т. 1. С. 250–251. 15 Верклер Г А.  Герменевтика. Принципы и процесс толкования Библии. Гранд Рапиде: Бэйкер Бук Хаус, 1995. С. 8. 20 Более подробно см.: Brown R. Е.  The Sensus Plenior of Sacred Scripture. Baltimore: St. Mary’s University, 1955. P. 92. 21 Варнава (Беляев), en.  Основы искусства святости. Опыт изложения православной аскетики. Нижний Новгород: Издание братства во имя святого князя Александра Невского, 1998. Т. 1. С. 89. 23 Менъ А., прот.  Исагогика. Курс по изучению Священного Писания. Ветхий Завет. М.: Фонд имени Александра Меня, 2000. С. 42. 25 Элуэлл У, Камфорт  Ф. Ирод, династия Ирода//Большой библейский словарь. СПб.: Библия для всех, 2005. С. 618. 26 Хазел Г.  Постигая живое слово Божие//Электронная библиотека «Грамотей». URL: http://www.gramotey.com/?open_file=1269095410 (дата обращения: 02.07.2016). 31 Дэвидсон Р. М.  Истолкование Библии//Настольная книга по теологии. Заокский: Источник жизни, 2010. Т. 12. С. 73. 32 Иов (Гумеров), иером.  О допустимости толкования Библии//Сайт «Азбука веры». URL: (дата обращения: 02.07.2016). 33 Хазел Г.  Постигая живое слово Божие//Электронная библиотека «Грамотей». URL: http://www.gramotey.com/?open_file=1269095410 (дата обращения: 02.07.2016). 34 Арсеньев К, свящ.  Саддукеи (происхождение этой иудейской партии и религиозно-политические ее воззрения). М., 1911. С. 32–36. 38 Более подробно о различии современных жанров и библейских см.: Аверинцев С. С.  Греческая «литература» и ближневосточная «словесность» (противостояние и встреча двух творческих принципов). М.: Coda, 1998. 47 Принципы святоотеческой герменевтики взяты из: Мень А., прот.  Святоотеческая экзегеза//Библиологический словарь. М.: Фонд имени Александра Меня, 2002. Т. 3. С. 84–86.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Dobyki...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010