419 Верный своему характеру, Жигарев ни в чем не сознавался (Допросы его см. у И. П. Липранди, в «Чтениях в Императорском обществе истории и древностей Российских»). За упорное несознание он приговорен бых к ссылке. А В. В. Борисов, избег неприятностей изъявлением желания присоединиться к церкви. Присоединение его, хотя и вынужденное обстоятельствами, было тем не менее искреннее: как человек умный, начитанный и религиозный, он и прежде хорошо понимал неправду раскола, сходился более с такими из старообрядцев, которые беспристрастно рассуждали о церкви. По присоединении, как великий любитель и знаток церковного пения, он усердно посещал торжественные архиерейские, соборные и монастырские службы. Большим приятелем его был известный игумен Парфений, к которому в Гуслицкий монастырь он не редко ездил. Долгое время он жил у А. И. Хлудова в должности заведующего его знаменитою библиотекою. Тогда, по просьбе А. И. Хлудова, он составил свое описание путешествия в Белую-Криницу и передал его вам для исправления и издания. Тогда же, в доме А. И. Хлудова, часто беседовал с ним П. И. Мельников, значительно воспользовавшийся, как мы уже говорили, его рассказами о раскольнических скитах для своих повестей „В лесах“ и „В горах“. Он напечатал потом в одной газете небольшую, но довольно интересную статью под заглавием: „Мои воспоминания из жизни в расколе“ (Отд. изд. 1891 г.). Скончался в 1897 г. в преклонных летах (Род. в 1821 г.). 420 Письмо Слезкина в Браилов, – того самого, что присутствовал на совещании некрасовцев и упоминается в их письме к Гусеву («Переписка раскольнических деятелей». вып. I, М., 1887, стр. 172). Справедливость известия об этом Рогожском соборе подтвердил нам В. В. Борисов, лично присутствовавший при отречении. Собор происходил в малой, Никольской часовне Рогожского Кладбища, что ныне единоверческая церковь . 422 В Биография Антония Шутова, сочиненной Швецовым, говорится, что когда Антоний в 1852 г. прибыл в Москву, то слухи о обливанстве Амвросия были распространены не только по Москве, но и по всем прочим христианским (т.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

Борисов, 18516, с. 186; ВГВ, 1879, 27, с. 2; Соловьев Н., 1881-1884; Березин, Добронравов, 1898,с.58-59. Из книги «Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Часть 3», М, Наука, 2000, с. 603-605 Ильинский (Телешовский) погост располагался в 5 верстах от уездного города Шуи, 110 верстах от губернского Владимира на р.Теза. Богатая событиями история Ильинско-Телешовского погоста связана с различными страницами российской истории – опричниной Ивана Грозного, польско-литовским разорением, произволом местных помещиков, просветительской деятельностью местного духовенства. Документальные упоминания о погосте появляются только в начале 17 в., но на основе неподтвержденных данных (устных преданий, косвенных источников) возникновение населенного пункта на месте погоста может относиться к более раннему периоду русской истории – 13-14 вв. Возможно, Ильинско-Телешовский погост вместе с соседними - Михаило-Архангельским, Якиманским, Всехсвятским был основан как пункт сбора налогов с местных сел и деревень, куда регулярно приезжали княжеские отряды для кратковременного отдыха и сбора податей. Подтверждениями тому служат выгодное стратегическое расположение и составляющие названия погоста. Шуйский историк В. Борисов относительно прошлого Телешова приводит неподтвержденные версии (предания) - в древности село было черной волостью, платившей черный побор государям; в Телешове был конный завод, чему способствовали обширные пойменные луга вдоль равнинных берегов реки Тезы у погоста. Как территориально-административная единица, Телешово связано не только с отдельным населенным пунктом (село, погост), но и с названием крупной территорией, сопоставимой с уровнем современного района. Рядом с Шуей в 16 в. выделялись две волости – Борисоглебская (на левом берегу Тезы) и Телешовская (на правом). Начало Телешовского погоста (либо новый значимый этап его жизни) связано с неудачной женитьбой Ивана Грозного на дочери новгородского купца Василия Степановича Собакина Марфе. Тогда (около 1571 г.) волей царя Телешовская волость стала вотчиной дворян Собакиных, на погосте были построены и оснащены деревянные храмы, погосту были дарованы значительные земельные наделы.  Первые документальные упоминания о погосте относятся к Смутному времени. Телешовский погост, как и окружающие Шую селения, неоднократно подвергался польско-литовскому разорению, о чем свидетельствуют допросные речи Шуйского земского старосты Ивана Оломпеева 1615 г. о набеге пана Александра Лисовского на окрестности Шуи. Храмы погоста описаны в писцовых книгах Афанасия Векова (1629 г.) и Александра Теприцкого с Иваном Небогатовым (1685-1686 гг.). Погосту отводится глава в классическом труде Шуйского историка В. Борисова “Описание города Шуи и его окрестностей” (1851 г.). В 1874 г. во Владимирских епархиальных ведомостях публикуется подробная “Летопись Ильинского погоста”(автор - предположительно священник погоста Николай Михайлович Соловьев).

http://sobory.ru/article/?object=06286

141 2 Кор. 12, 7 (славянскому «пакостник плоти» в русском переводе соответствует «жало в плоть»). 143 Так раскрыто сокращение в некоторых копиях Н. А. Верховцевой. Возможно, это Елизавета Михайловна Зверева, родственница епископа Петра (Зверева) , или ее сестра Евгения Михайловна, которых Владыка упомянул в числе своих знакомых, отвечая на вопрос следователя в 1937 году. 145 Сергия Радонежского (преставление 25 сентября). Даты церковных праздников и дни памяти святых указываются всюду по старому стилю. 147 В. М. Борисов предположил, что это исповедь – кто-то из местных жителей захотел причаститься в престольный праздник. 150 Донской – святитель Тихон, живший с 19 мая 1922 года в Донском монастыре под домашним арестом до 19 апреля 1923 года, когда он был переведен во Внутреннюю тюрьму на Лубянке. См. Следственное дело Патриарха Тихона. Сборник документов. М„ 2000, с. 27, 33. 151 Как предположил В. М. Борисов, Владыка мог иметь здесь в виду заявление Святейшего Патриарха Тихона, опубликованное в «Известиях» 27 июня 1923 года, в день его освобождения, в котором говорилось: «...я отныне Советской власти не враг. Я окончательно отмежевываюсь как от зарубежной, так и внутренней монархическобелогвардейской контрреволюции» и прочее и ряд подобных посланий и воззваний, последовавших за ним. 157 Михаил Владимирович Шик – историк и философ по образованию, в 1919–1920 годах работал в Комиссии по охране памятников искусства и старины Троице-Серги- евой лавры, вместе с отцом Павлом Флоренским. Впоследствии принял священство и был расстрелян в 1937 году. См. о нем: Л. Каледа-Амбарцумова. «Соломенная сторожка» (о храме святителя Николая и его последних настоятелях). – Московский журнал. 1992, 10; Записки священника Сергия Сидорова, с приложением его жизнеописания, составленного дочерью, В. С. Бобринской. М., 1999. 158 Сережа Мансуров. (Примеч. Н. А. Верховцевой.) Сергей Павлович Мансуров (1890–1929) – ученый, историк Церкви, принявший в 1926 году священство. Биографический очерк и его «Очерки из истории Церкви» см.: Даниловский благовестник. 1991, 1; 1992, 1 (2), 2–3, ч. 1; а также отдельное издание «Очерков» – М., 1994; Клин, 2002.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

«Очень важно понять, что главной целью пришествия Христа было не то, чтобы нас внешне переселить в лучшие условия бытия, но, чтобы восстановить утраченный рай внутри нас. В этой истине содержится ключ к пониманию христианства. Когда человек поймет это, тогда он увидит и превосходство Православия над другими вероисповеданиями, потому что, в сущности, все, чему учит и чего придерживается Православная Церковь, направлено к одной цели – соединению с Богом через нравственное обновление и уподобление Ему». епископ Александр (Милеант) «Христианство – ответная любовь человека к Богу, Который ради нашего спасения воплотился и стал Богочеловеком Иисусом Христом, показав глубину своей любви вплоть до самопожертвования на Кресте и основал Церковь – Корабль спасения. Христианство является религией Божественного Откровения, в которой человек получает живое, личное, непосредственное общение с Творцом Вселенной, соединяясь с Ним в Таинстве Евхаристии и явно ощущая Божественный промысл (действие Божественной благодати) в своей жизни. Все христианские добродетели являются даром Бога в ответ на чистоту сердца и исполнение христианских Заповедей, прежде всего – любви к Богу и ближнему». К. Борисов «Христианство – это встреча человека с Богом в личности Христа». свящ. Александр Борисов «Христианство принципиально не может быть сведено к вероучению, к морали, к традиции, потому что по своему существу оно изначально есть вера не в доктрину, а в Личность, в уникальную богочеловеческую Личность Господа Иисуса Христа. И не только вера, но и возможность соединиться с Ней теснейшим внутренним союзом, вступить в непосредственное живое общение…» иерей Олег Давыденков «Мне приходится видеть очень много народа православных и неправославных, верующих и неверующих. И одно время мне много приходилось работать с восточниками (три года, так что, в общем, достаточно). И поразительно, какая мера знания Бога может быть у человека, когда он доходит до какого-то края, и не хватает лишь имени Иисус, чтобы всему дать ключ и объяснение. Но можно ли себе представить, что когда человек, который опытом жизни хотя бы, при помощи своей даже языческой веры, дошел до такого знания, предстанет перед лицом Господним, он не узнает: вот, Кого я всю жизнь искал, вот ответ на все мои недоумения?»

http://azbyka.ru/xristianstvo

Срв. Переписку В. А. Жуковского с прот. Павским, Р. Арх. 1887, 2; материалы по преподаванию Павского в СбРИО, т. 30. 1880; См. и у Загарина , Жуковский, с. 428–458. Сочинения Иннокентия Херсонского в изд. М. Вольфа, 12 томов, послед. изд. 1901 г. Биография Иннокентия составл. свящ. Т. И. Буткевичем , Спб. 1887; Срв. М. Ф. Ястребов , В. Иннокентий (Борисов) , как профессор богословия К. Дух. акад., Тр КДА. 1900, дек.; Л. С. Мацеевич , Из неиздан. рукописей А. Иннокентия Б, Тр.К.Д.А, 1883, апр.; Арх. Стефан , Иннокентий, арх. Херс., как учитель нравственности, Каз. 1899; Православное учение по сочинениям Иннокентия, арх. Херс.. Могилев наДн. 1907, 2 тома. В догматике у Иннокентия сказывается влияние М. Добмайера, в этике Рейнгарда; Срв. А. Reamz , Reformversuche in der katholischen Dogmatik Deutschlands zu Beginn des 19 Jhr., Freib. Theol Diss., 1917; Marianus Dobmayer und sein theologisches System, Theol. Quartalschr., Bd. 98, 1916. См. еще Иинокентий Борисов, Арх. Херс. и Таврич., в письмах его 1822–1855 гг., сообщил В. А. Кондаков, Р. Стар. 1881, ноябрь; Н. В-в , Иннокентий, Арх. Хер. и Тавр., Р. Стар. 1878, февр. и апр.; Статьи Н. И. Барсова , в Христ. Чтен. 1883 и 1884 гг.; Переписка Иннокентия с прот. И. М. Скворцовым, изд. Н. И. Барсовым , в Тр. КДА, 1885, 1886 и 1887; Письма Иннокентия к Сербиновичу, Р. Арх. 1907,8. О Я. К. Амфитеатрове см. книжку В. И. Аскоченского . К. 1857. 11. Пути реформирования духовного образования. О графе Протасове и его преобразованиях см. У Чистовича . Руковод. деятели, и у Благовидова , Обер прокуроры; срв. у А. Котовича , Духовная цензура в России, СПб. 1907; Б. В. Титлинов , Духовная школа в России, т. II, 1910; К. П. Дьяконов , Духов. школа в царствование Николая I, Спб. 1907; Из воспоминаний секретаря при Св. Синоде Φ. Φ. Исмаилова, 1829–1840, сообщил Φ. Α. Терновский, Странник, 1882; об этих воспоминаниях статья Н. С. Ле­скова , Синодальные персоны, Ист. Вестн., 1882, нояб.; Срв. Воспоминания А. Н. Муравьева . Р. Обозр. 1895 и 1896;

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Florov...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Сщмч. Михаил Борисов в ссылке. Фотография. 30-е гг. ХХ в. Константинович Борисов (7.01.1866, с. Сухая Нива Демянского у. Новгородской губ.- 4.06. 1942, Ярославль), сщмч. (пам. 22 мая, в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), прот. Из семьи диакона. В 1887 г. М. окончил Новгородскую ДС. Был назначен псаломщиком в Зверин в честь Покрова Пресвятой Богородицы женский монастырь в Новгородском у. 17 сент. 1889 г. рукоположен во иерея. Назначен священником Рождество-Богородицкой ц. в с. Кипине Демянского у. Новгородской губ., одновременно состоял заведующим и законоучителем Кипинской церковноприходской школы. В 1891 г. переведен священником в ц. Параскевы Пятницы на погосте Строилово Демянского у. и законоучителем строиловской земской школы, стал заведующим и законоучителем открытой им в Строилове женской церковноприходской школы. В 1902 г. назначен священником в Полновский Успенский женский монастырь в Демянском у., был заведующим и законоучителем церковноприходской школы при Успенском мон-ре. Состоял наблюдателем церковных школ 1-го благочиннического округа Демянского у., благочинным 1-го округа Демянского у., был делегатом на епархиальных съездах от духовенства 1-го Демянского благочиннического округа. В 1906 г. назначен священником Борисоглебской ц. в Новгороде. С 1907 г. был директором, законоучителем и учителем пения в Борисоглебской церковноприходской школе. С 1909 г. входил в состав Новгородского епархиального миссионерского совета, был членом Новгородского уездного отделения епархиального училищного совета, с 1911 г.- помощником благочинного 2-го Новгородского округа. Принимал участие в религиозно-нравственных чтениях, проходивших в Новгороде. 30 июля 1917 г. возведен в сан протоиерея. Был награжден скуфьей (1896), камилавкой (1901), наперсным крестом (1909), орденом св. Анны 3-й степени (1912). После Октябрьской революции 1917 г.

http://pravenc.ru/text/2563490.html

Всех писем было три: одно из Бейрута, писанное на возвратном пути из Сирии, другое из Иерусалима (от 3-го декабря 1845 года), третье из карантина в Дарданеллах (от 12-го февраля 1846 года). Переписка шла чрез посредство тех польских агентов, под покровительством которых Павел и Алимпий путешествовали: в письме из Иерусалима Павел говорит, например: „Письмо сие, запечатав, посылаем с надписью благодетелю нашему в Яффу, и просим, когда будет случай, с почтой или оказией (потому что почта здесь необстоятельная), отправить на благодетелей наших в Константинополе, а тыя, получа, без сумнения не задержать и к вам пришлют оттоль почтой“. Еще: „Мы льстились надеждой воспользоваться каким-нибудь с вашей стороны известием чрез посредство цареградских наших благодетелей, коим известен ход к нам в Иерусалим чрез друзей их в Байруте и Яффе“. А что письма действительно назначались для общего чтения старообрядцев и по многим местам читались, это несомненно. Так в Сарыкёе, в феврале месяце 1849 г., читали уже письмо Павла из Дарданелл, где говорилось: „как они были в Сирии и во Аравии, во Иерусалиме и во Египте, во Александрии и даже во всей Палестине... и все удивлялись его мудрому описанию и путешествию их“ (Гончар. Первое начатие происшествия нашего дела о епископе). В 1847 году, приезжавший в Белую-Криницу за миром, В. В. Борисов взял подлинные Павловы письма в Москву, чтобы сообщить их и московским старообрядцам. Впоследствии Павел поручал Геронтию, находившемуся в Москве, привезти с собою эти подлинники: „когда будете возвращаться, тогда, если будет возможно, следовало бы подлинные взять от Василья Васильича моей руки письма, писанные в монастырь из Иерусалима и Царьграда, с прочими забранные Васильем Васильичем“ (Пис. от 27-го мая 1847 г.). Но Василий Васильич, по причине наставших для Геронтия и для него самого смутных обстоятельств, не только не возвратил подлинников в Белую-Криницу, но и совсем их затерял. В Москве ходили впрочем, по рукам списки, сделанные с этих знаменитых писем, но очень редкие. Этими письмами Павла из Иерусалима и Дарданелл мы главным образом и будем пользоваться в дальнейшем рассказе. (Они напечатали: см. Перепис. раск. деят. вып. 1, стр. 5–63). Что же касается письма из Бейрута, то его не имеется, да едва ли оно и дошло до Белой-Криницы: по крайней мере, В. В. Борисов мог взять оттуда только два письма: из Иерусалима и Царьграда.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

Архиепископ Иннокентий был знаток и военного искусства, государственно-правовой политики. Во время двухкратного присутствия в Синоде ему принадлежала одна из главных ролей. Как угодник Божий и богослов он проявился в активной архипастырской деятельности. Именно за большие труды по управлению Харьковской епархией он получил сан архиепископа. На Херсонско-Таврическую кафедру архиепископ Иннокентий прибыл уже в зените славы, что способствовало ему в создании Крымского Афона, что предполагало в первую очередь воссоздание древних христианских святынь, и прежде всего Херсонеса, где крестился святой благоверный князь Владимир. Следует обратить внимание на то обстоятельство, что время деятельности архиепископа Иннокентия по воссозданию древних крымских святынь и образованию на этой основе Афона Таврического в период его пребывания на Херсонской кафедре совпало с острым восточным кризисом. Восточный вопрос явился камнем преткновения для европейских держав и России. Поэтому темы «Архиепископ Иннокентий и Афон Таврический» и «Архиепископ Иннокентий и Восточный вопрос» пересекаются. И если по первой теме еще предстоят архивные изыскания, то по второй подготовлена источниковедческая база уже имеющихся документальных данных. Такова книга «Описание документальных источников по истории русско-болгарских связей за 1850–1970-е годы в рукописных фондах Государственной публичной библиотеки им. М. Е. Салтыкова-Щедрина» 53 . В архивных материалах, связанных с историей Болгарии и южнославянских народов, упоминается и имя святителя Иннокентия. В предисловии к книге говорится, что он заслуживает упоминания как «...богослов, церковный оратор, собиратель монастырских рукописей ... Иннокентий Борисов , архиепископ Херсонский и Таврический... оказывал содействие Одесскому Болгарскому настоятельству, организации болгарской буржуазной эмиграции. Материалы фонда характеризуют борьбу за национальную церковную иерархию в Болгарии в начале 1850-х гг. Архив Иннокентия был подарен Публичной библиотеке Н. X. Палаузовым» 54 . Николай Христофорович Палаузов был одним из организаторов Одесского Болгарского настоятельства, и безусловно, его деятельность не могла быть не связана с деятельностью архиепископа Иннокентия. Кроме того, их еще связывала большая дружба.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Her...

Парфений Попов 1854–1860 Епископы Томские и Семипалатинские: Порфирий Соколовский 1860–1864 Виталий Вертоградов 1865–1866 Алексий Новоселов 1867–1868 Платон Троепольский 1868–1876 Петр Екатериновский 1876–1883 Владимир Петров 1883–1886 Исаакий Положенский 1886–1891 Макарий Невский 1891   с 1894 года еп. Томский и Барнаульский Бийское викариатство Учреждено в 1879 году. Кафедра в Бийске. Епископы: Владимир Петров 1880–1883 Макарий Невский 1884–1891 Владимир Синьковский 1891–1893 Мефодий Герасимов 1894 Тульская Учреждена в 1799 году. Кафедра в Туле. Епископы Тульские и Белевские: Мефодий Смирнов 1799–1803 Амвросий Протасов 1804–1816 Симеон Крылов-Платонов 1816–1818 Авраамий Шумилин 1818–1821 Дамаскин Россов 1821–1850 Димитрий Муретов 1851–1857 Алексий Ржаницын 1857–1860 Никандр Покровский 1860–1893 с 1873 года архиепископ Ириней Орда 1893 Каширское викариатство Учреждено в 1893 году. Епископы (в Туле): Арсений Иващенко 1893 Туркестанская Учреждена в 1871 году. Кафедра в Верном. Епископы Туркестанские и Ташкентские: СофронийСокольский 1871–1877 с 1877 года архиепископ Александр Кульчицкий 1877–1883 Неофит Наводчиков 1883–1892 Григорий Полетаев 1892 Уфимская Учреждена в 1859 году. 77 Кафедра в Уфе. Епископы Уфимские и Мензелинские: Порфирий Соколовский 1859–1860 Филарет Малышевский 1860–1869 Петр Екатериновский 1869–1876 Никанор Бровкович 1876–1883 Дионисий Хитров 1883 Финляндская Учреждена в 1892 году. Кафедра в Выборге. Архиепископы Финляндские и Выборгские: Антоний Вадковский 1892 Харьковская Учреждена в 1799 году. Кафедра в Харькове. Епископы Слободско-Украинские и Харьковские: Христофор Сулима 1799–1813 Аполлос Терешкович 1813–1817 Павел Саббатовский 1817–1826 Виталий Борисов-Жегачев 1826–1832 Иннокентий Александров 1832–1835 Епископы и архиепископы Харьковские и Ахтырские: 78 Мелетий Леонтович, архиеп. 1835–1840 Смарагд Крыжановский, архиеп. 1840–1841 Иннокентий Борисов 1842–1848 с 1845 года архиепископ Елпидифор Бенедиктов, еп. 1848 Филарет Гумилевский 1848–1859 с 1857 года архиепископ

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Даниил пользовался уважением московского государя Василия III, который, будучи на богомолье в Переславле в 1529 г., обещал построить в монастыре Даниила каменный храм. В 1530 г., в благодарность за рождение наследника - Ивана IV, в монастыре и была начата постройка Троицкого собора, одновременно с которым в трёхлетний период до 1532 г. построили и каменную Похвальскую трапезную; под ней были «устроены различные полаты, удобны ко многим службам и к потребам монастырским». Для этих построек Василий III передал в распоряжение Даниила кирпичные сараи и оставшиеся строительные материалы после сооружения каменных храмов в Никитском и Горицком монастырях. Единственным целым памятником этого строительства является Троицкий собор, четырёхстолпный крестовокупольный храм обычного типа, привлекающий к себе наше внимание изяществом и благородством своих форм и пропорций. Его план несколько вытянут и закончен с востока гранёными абсидами. Стройные крестчатые столбы не загромождают пространства, которое кажется весьма свободным и лёгким. Вместо полуциркульных сводов применены крестовые, с более плоскими поверхностями, перекрытия. Карнизы столбов и выносных кронштейнов изящно профилированы, напоминая школу столичных мастеров. Пропорциональная слаженность характеризует храм снаружи. Лёгкий карниз отрезает килевидные закомары, над которыми вздымается вытянутый барабан главы с венцом из восьми кокошников в основании. Гладь стен членится плоскими лопатками; её оживляют пятна узких окон и богато разработанные килевидные порталы входов. К позднейшим переделкам собора относятся расширение окон, замена позакомарного покрытия четырёхскатным, луковичная форма главы. Мастером этого полного благородной простоты и грации храма был ростовский зодчий Григорий Борисов. До того он построил в 1522-1524 г.г. похожий на Троицкий, но более грузный, собор Борисоглебского монастыря под Ростовом, трапезную церковь там же (1524- 1526) и вторую трапезную - в Троицком Калязинском монастыре (1525-1530). В 1543 г., после работ в Переславле, он закончил начатую ростовским зодчим Пахомием Горяиновым трапезную церковь Спасо-Каменного монастыря (на Кубенском озере) с её знаменитым шатровым восьмериком. В Троицком соборе Григорий Борисов широко использует опыт и формы современного ему русского зодчества, с большим мастерством воплощая их в изысканном единстве своего произведения.

http://sobory.ru/article/?object=00434

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010