Скачать epub pdf 15 декабря исполнялось сто лет со дня рождения знаменитого Архипастыря Русской церкви, Преосвященного Иннокентия, Архиепископа Херсонского и Таврического, имя которого пользовалось особенной популярностью в русском обществе, да не утратило её и до настоящего времени. Воспроизведём хотя в общих чертах его духовный образ. Преосвященный Иннокентий (в святом звании Иван Алексеевич Борисов) – сын священника г.Ельца Орловской губернии Алексия Борисова. Детские годы своей жизни он провёл в доме родителей, которые отличались глубокой религиозностью и доброю жизнью. Но несмотря на слабость своего телосложения и здоровья, он отличался живостью. Рано выучился под руководством своего отца грамоте и с жадностью стал читать книги, какие находил в скромной отцовской библиотеке; они были по преимуществу церковно-славянские – Четьи-Минеи, прологи, патерики, проповеди св. Димитрия Ростовского и т.п. Несомненно, в доме же родителей зародилась в нём и та любовь к проповедничеству, которая потом составляла его отличительную черту, так как отец его – сначала причетник, потом диакон и, наконец, по желанию прихожан, священник Успенской церкви, хотя не получил школьного образования, но был от природы человек умный и каждый праздник поучал всю паству, произнося чужие понравившееся ему проповеди , которые он предварительно заучивал на память. И сынок его, возвратясь из церкви, нередко становился на сундук или кадку и начинал размахивать руками, подражая проповеднику-отцу. Когда мальчик подрос, отец отвёз его в Воронеж и определил во второй класс духовного училища, – это было в январе месяце 1810 года. Благодаря хорошей домашней подготовке и выдающимся способностям, Иван Борисов быстро переходил из класса в класс: в сентябре 1810 года он был переведен в третий класс, а в январе 1811 года в четвёртый. В том же году Ивану Борисову пришлось перенести два несчастья: в начале года он заболел оспой, а в конце – лишился своего отца. В 1812 году Иван Борисов поступил в Орловскую духовную семинарию, которая в то время находилась в г.Севске. Обучаясь в семинарии, он обращал на себя внимание своими блестящими способностями и отличными успехами. «Его сочинения – в риторическом классе, рассуждения – в философском и проповеди – в богословском, которые он писал очень скоро и с величайшей лёгкостью, по словам преосв.Макария, нередко поражали достоинствами своими не только совоспитанников, но и наставников». В эти детские и юношеские годы Ивана Борисова имел на него громаднейшее влияние священник г.Ельца Василий Климентов, человек необыкновенной доброты, любитель науки, обладавший разнообразными познаниями, о котором преосв.Иннокентий всегда вспоминал с любовью и глубоким уважением.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Her...

Своей апологетической деятельностью известен архиеп. Херсонский Иннокентий (Борисов) († 1857). Во время преподавания в СПбДА архим. Иннокентий в лекциях «смело касался рационалистических идей... Студенты были увлечены этими лекциями, заслушивались их и выходили из класса в полном очаровании от них» ( Ростиславов Д. С. Цит. по: Смолич И. К. История русской Церкви. 1700-1917. М., 1996. С. 442-443). (Об апологетической деятельности архиеп. Иннокентия см. также: Буткевич Т. И. , прот. Иннокентий Борисов, архиеп. Херсонский. СПб., 1887; Ястребов М. Высокопр. Иннокентий (Борисов) как профессор богословия Киевской Духовной Академии//ТКДА. 1900. 12. С. 522-566.) Др. ярким апологетом в СПбДА был проф. Иоанн Соколов († 1860), впосл. еп. Смоленский. Его лекции по догматическому богословию были скорее апологетическими беседами, в к-рых он стремился пробудить у студентов мысль к разумному обоснованию богооткровенных истин. Он резко выступал против различных видов мистицизма, внешней обрядности и др. духовных болезней своей эпохи, обличая их остро и безжалостно. В СПбДА кафедру философии на протяжении мн. лет возглавлял проф. прот. Феодор Сидонский († 1873). Его лекции были опубликованы под названием «Генетическое введение в православное богословие». В КДА кроме упомянутого архиеп. Иннокентия на поприще философии и философской А. подвизались преподаватели архим. Феофан (Авсенев) († 1852), проф. Ф. Ф. Гусев (бывш. проф. СПбДА), оставивший работу «Изложение и критический разбор нравственного учения Шопенгауэра, основателя современного философского пессимизма». Выпускник КДА О. М. Новицкий († 1884) написал первую рус. историю философии - «Постепенное развитие философских учений в связи с развитием языческих верований» (1860-1861. 4 ч.). Из др. его сочинений можно выделить «О разуме, как высшей познавательной способности» и «Постепенное развитие древних философских учений в связи с развитием языческой религии». Талантливым и разносторонним апологетом был проф. Киевского ун-та прот. Павел Светлов . Ему принадлежат работы по различным богословским вопросам, к-рые, как правило, рассматривались им в апологетическом освещении: «Источники ходячего мнения о вере, как противоположности разума» (СПб., 1896); «Мистицизм конца XIX века в его отношении к христианской религии и философии» (СПб., 18972); «О выработке миросозерцания в учащейся молодежи по руководству проф. Н. И. Кареева» (Каз., 1896); «Христианское вероучение в апологетическом изложении» (К., 19103); «Религия и наука» (СПб., 1912). Им составлен справочник «Что читать по богословию? Систематический указатель апологетической литературы на рус., нем., франц. и англ. яз.» (К., 1907), включающий 1820 наименований трудов, изданных до 1906 г., практически по всем вопросам А. В КазДА

http://pravenc.ru/text/75696.html

Протоиерей Александр Борисов: Я не хотел в старости осознать, что делал бессмысленные дела Почему в КГБ о. Александра Меня прозвали «Миссионером»? Каким должен быть язык современной проповеди? 11 февраля, 2014 Почему в КГБ о. Александра Меня прозвали «Миссионером»? Каким должен быть язык современной проповеди? 22 января, в день памяти известного миссионера и выдающегося проповедника протоиерея Александра Меня, отец Александр Борисов поделился личными воспоминаниями о своем духовном наставнике. Как сталинские репрессии подтолкнули отца Александра Меня к священству? Почему, живя «под колпаком» у спецслужб он ощущал внутреннюю свободу и не боялся ареста? Каким было советское православное подполье? Почему в советское время церковная община была сенсационным открытием? Как утолить духовную жажду? Об этом и многом другом рассказывает настоятель храма святых Космы и Дамиана в Шубине протоиерей Александр Борисов — советский учёный-биолог, публицист и общественный деятель, друг семьи известного проповедника протоиерея Александра Меня. От увлечения биологией до первого знакомства с Библией С будущим протоиереем Александром Менем я был знаком с детства, поскольку мы учились в одной школе в Стремянном переулке (ныне Московская вальдорфская школа а с его братом Павлом, с которым мы дружим уже на протяжении 68 лет, все десять школьных лет учились в одном классе. Еще в то время я выбрал его и его семью для общения и дружбы. Конечно, Алик — мы тогда так звали будущего отца Александра — был на 4 года старше, а в школьное время эта разница была довольно серьезной. Поэтому осознанно я стал его воспринимать лишь класса с седьмого. Помню, что он был замечательным красивым юношей, который прекрасно рисовал, был остроумным и веселым. У нас тогда были схожие интересы — он, как и я, тоже увлекался биологией. Но так сложилось, что мы были в разных кружках: он — в организации под названием ВООП (Всероссийское общество охраны природы), которым руководил талантливый педагог Петр Петрович Смолин, а я — в КЮБЗе (Клуб юных биологов зоопарка). Отмечу, что все поколение биологов 60-х годов и до настоящего времени были либо в КЮБЗе, либо в ВООПе. Это были замечательные организации: одна при зоопарке, другая — при Зоологическом музее МГУ. У них постоянно были встречи, выезды, доклады. В то время я брал у Алика книги по биологии, мы беседовали о прочитанном.

http://pravmir.ru/protoierej-aleksandr-b...

Мог ли Стефан быть монахом Богоявленского монастыря одновременно с будущим митрополитом? «Степенная книга», памятник XVI в., где содержится одна из наиболее полных редакций «Жития митрополита Алексея», рассказывая о начале его святительской карьеры, сообщает, что великий князь Семен Гордый и митрополит Феогност заранее стали готовить преемника последнему на митрополичьей кафедре. Их выбор пал на Алексея «за премногую его добродетель». И хотя Алексей первоначально отказывался от этой чести, он вынужден был все же подчиниться великому князю и митрополиту: «И аще и не хотяше святый, но обаче изводятъ его изо обители святаго Богоявления и во святительскомъ дому повелевають пребывати ему съ собою вкупе». Став митрополичьим наместником, Алексей ведал церковным судом, «управляя... порученное ему дело лет 12 и месяца 3». По истечении этого срока он был поставлен епископом во Владимир 183 . Поскольку дата епископского поставления Алексея (6 декабря 1352 г.) 184 известна, то путем вычитания из нее срока наместнического служения, как это сделал Н. С. Борисов, получается, что Алексей был назначен на этот пост 6 сентября 1340 г. 185 Именно до этой даты Алексей должен был покинуть Богоявленский монастырь и перебраться на митрополичий двор. Но тем самым оказывается очевидным, что митрополит Алексей, покинувший обитель в 1340 г., вряд ли мог петь на одном клиросе со Стефаном, появившемся в монастырских стенах, по нашему расчету, в 1345 г. Означает ли данное противоречие, что прав оказывается Н. С. Борисов, выбравший для воссоздания биографии преподобного хронологическую шкалу, предложенную Пахомием Логофетом? Согласно Н. С. Борисову, «уход Варфоломея в лес наиболее естественно датировать 1337 г. Этот год возникает из двух дат, приведенных Пахомием в его Третьей редакции Жития Сергия: год рождения святого – 1314-й, а «егда сподобися иноческаго образа, возрастом 23 лет " ». В данном случае, как указывалось выше, речь идет не о пострижении в прямом смысле, а относится к уходу Варфоломея от соблазнов мирской жизни. Приняв эту дату, мы легко решаем важное противоречие – Стефан, переезд которого в Москву Н. С. Борисов относит к 1338–1339 гг. 186 , вполне мог быть монахом Богоявленского монастыря в бытность там будущего митрополита Алексея.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Во время путешествия до Вены и в Вене Амвросий имел сношения и объяснения с Павлом опять при посредстве того же переводчика. Вообще, трудно допустить, чтобы мог он в это время «научиться» у Павла и Огняновича «хотя и немного понимать русский язык». II Достойные доверия свидетели и говорят действительно, что, приехав в Белую-Криницу, Амвросий не понимал ни русской, ни церковно-славянской речи. Так В. В. Борисов, посетивший Белую-Криницу весной 1847 г. в качестве посла от московских старообрядцев для присутствования на происходившем там мироварении, пишет, что инок Павел не скоро согласился представить его Амвросию, и именно потому, что новоприобретённый старообрядческий владыка не мог объясняться по-русски с представителем московского староодобряческого общества, а посредство переводчика и новогреческая или турецкая речь Амвросия должны были произвести на него неприятное впечатление, о чем он не удержался бы сообщить и в Москве. Однако же нельзя было совсем отказать почетному московскому гостю в свидании с Амвросием,– и вот что говорит В. В. Борисов об этом свидании: «После обедни (в Вербное воскресенье) я пошел с отцом Павлом представиться митрополиту. При нашей аудиенции присутствовал, в качестве переводчика, Констанин Ефимов Огнянович (с Амвросием он объяснялся не по-гречески, а по-турецки)... Беседа наша с митрополитом была очень краткая; распространяться было не о чем; да и как-то неловко было объясняться, – по-русски он не понимал ни слова». И по поводу славянских возгласов, написанных для Амвросия греческими литерами, В. В. Борисов говорит: «По-славянски, точно также как и по-русски, Амвросий совсем не знал и не понимал ничего: по этой причине и к службам, за исключением самых больших праздников, не ходил никогда. По крайней мере, когда я выразил удивление, почему митрополит никогда не ходит в церковь , отец Павел представил мне в объяснение эту именно причину: «что ему ходить-то? ведь он по-славянски ничего не понимает» 5 . И до конца жизни Амвросий не научился, хотя бы в угоду старообрядцам, даже свое имя подписать по-русски. Все его письма в Белую-Криницу, обыкновенно благодарственные за присылку условленных по контракту 500 червонцев, писанные его сыном, имеют такую подпись: Αμβρσιος Μητροπολιτης 6 . И это понятно. Кроме того, что ему, как старому человеку, было весьма трудно научиться русскому языку, он не имел и желания или охоты узнать его, вследствие отвращения к липованам и «липованской ереси», которое овладело им, как только он увидел, что Павел жестоко обманул его, заставив, против его ожидания, подвергнуться позорному чиноприятию и проклинать какие-то ереси, будто бы содержимые грекороссийскою церковью, – отвращения этого он не скрывал даже и тогда, когда еще жил в Белой-Кринице.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

Бобров А. Г. Новгородские летописи XV века: (Исследования и тексты)/Автореф. дисс. СПб., 1996. Борзаковскш В. С. История Тверского княжества. СПб., 1876. Борисов Н. С. Русская церковь в политической борьбе XIV-XV веков. М., 1986. Борисов Н. С. Церковные деятели средневековой Руси XIII-XVII вв. М., 1988. Борисов Н. С., Хорошев А. С. По поводу одной рецензии//Вопросы истории. 1989. ю. С. 153–158. Бряпцев П. Д. История Литовского государства. Вильно, 1889. Будовниц И. У. Общественно-политическая мысль Древней Руси (XI-XIV вв.) М., 1960. Васильев В. История канонизации русских святых. М, 1893. Васильевский В. Г. Записи о поставлении русских епископов при митрополите Феогносте в Ватиканском греческом сборнике//Журнал Министерства народного просвещения. 1888. Февр. С. 445–463. Веселовский С. Б. Исследование по истории класса служилых землевладельцев. М., 1969. Голубипский Е. Е. История канонизации святых в русской церкви/2-е изд. М., 1903. Голубипский Е. Е. История русской церкви. М., 1880. Т. 1, 1-я пол.; 1881. Т. 1, 2-я пол.; 1900. Т. 2, 1-я пол.; 1911. Т. 2, 2-я пол. Голубипский Е. Е. Преподобный Сергей Радонежский и созданная им Троицко-Сергиевская лавра. М., 1909. Греков Б. Д., Якубовский А. Ю. Золотая Орда и ее падение. М.; Л., 1950. Греков И. Б. Восточная Европа и упадок Золотой Орды (на рубеже XIV-XV вв.). М., 1975. Греков И. Б. Очерки по истории международных отношения Восточной Европы XIV-XVI вв. М., 1963. Грушевський М. С. 1стор1я Украши-Руси. Кшв; Льв)в, 1900. Т. 3. Дашкевич Н. Заметки по истории Литовско-Русского государства. Киев, 1885. Ильинский Н. Синтагма Матфея-Властаря. М., 1892. Иннокентий (Смирнов) . Начертание церковной истории от библейских времен до XVIII в. СПб., 1817. Т. 1; 1817. Т. 2. Казакова Н. А., Лурье Я. С. Антифеодальные еретические движения на Руси XIV – начала XVI века. М.; Л., 1955. Карамзин Н. М. История государства Российского. 1992. Т. 4; 1993. Т. 5. Карташев А. В. Очерки по истории русской церкви. М., 1993. Т. 1. Клепатский П. Г. Очерки по истории Киевской земли. Одесса, 1912. Т. 1.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Иннокентий оставил после себя весьма ценный научный труд: «Начертание церковной истории», в двух частях. Это Начертание, составленное по курсу церковной истории тюбингенского профессора Веисмана, долгое время служило учебным руководством в наших духовных семинариях. От Иннокентия осталось ещё «Деятельное богословие», читанное им в Петербургской академии. В своё время Иннокентий славился как замечательный проповедник. Проповеди его отличаются необыкновенною простотой и силой убедительности. Славу замечательного проповедника и богослова с Филаретом Московским разделял Иннокентий Борисов , архиепископ херсонский и таврический. Иннокентий, в мире Иоанн, сын приходского священника в г. Ельце, Орловской губернии, родился в 1880 году. С девяти лет Борисов обучался в Воронежской духовной семинарии, а потом в Севской. По окончании семинарского курса, он в 1819 году поступил в преобразованную в этом году Киевскую духовную академию. Из академии даровитый Борисов вышел первым магистром и был определён инспектором и профессором церковной истории в Петербургскую семинарию. В ноябре 1823 года он принял монашество с именем Иннокентия и через год был переведён бакалавром богословских наук в Петербургскую академию. Здесь он быстро возвышался по службе; он был назначен инспектором академии, возведён в звание профессора, получил сан архимандрита и за свои учёные труды удостоен степени доктора богословия. В Петербурге Иннокентий приобрёл себе известность и как даровитый профессор и, в особенности, как замечательный проповедник. В 1830 году он был назначен ректором и профессором богословских наук в Киевскую академию. В десятилетнее служение в Киевской академии Иннокентий оказал важную услугу русскому духовному просвещению тем, что весьма много способствовал усовершенствованию нашей богословской науки. При нём родная русская речь сменила латынь, которая была языком богословской науки, в духовных школах, русская самостоятельная мысль освободила эту науку от подражания западным образцам и сообщила ей новое направление – историческое вместо прежнего, схоластического. В бытность ректором академии Иннокентий усердно занимался изучением отечественной истории, любовь к которой старался насадить в Киевской академии современный Иннокентию киевский митрополит Евгений.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Belyaev...

Все ставленники направлялись для рукоположения уже в Кишинев к архиепископу Кишиневскому и Молдавскому Иринарху. Накануне смерти архиепископ Иннокентий спрашивал о благоустройстве Придунайской пустыни. На даче Святитель осматривал свой любимый сад. По возвращении домой он принимал графа Строганова. В этот день он приказал одному из келейников читать канон Святой Троице. Близилось всенощное бдение Святой Пятидесятницы, после которого он разговаривал со своим викарием – Преосвященным Поликарпом, которого направляли начальником Русской Духовной Миссии в Иерусалиме, рекомендовал ему, где остановиться на пути в Петербург. К вечеру ему стало плохо. В 23 часа с ним был обморок, который продолжался около часа в присутствии трех докторов. Доктора пробыли с ним до двух часов ночи 72 . Известие о смерти архиепископа Иннокентия застало Александра II в Царском Селе. На рапорте об этом обер-прокурора Синода графа А. Д. Толстого он пометил: «Крайне о нем сожалею» 73 . Н. X. Палаузов свидетельствует, что его младшей дочери Ольге М. А. Борисов подарил бриллиантовый крест с клобука Преосвященного Иннокентия 74 . Бывший Новороссийский и Бессарабский генерал-губернатор А. Г. Строганов глубоко уважал и любил Преосвященного Иннокентия и просил Палаузова после смерти его, когда разбирались бумаги и библиотека Преосвященного Иннокентия, дать ему молитвенник Святителя, гусиное перо, которым в последнее время писал и сам Н. X. Палаузов 75 . Большой интерес представляют библиотека и бумаги покойного Святителя. О бумагах имел особое суждение Синод. Среди них: материалы о судьбе Днепра, о расколе, многие из них, как указывалось ранее, имели пометку «весьма секретно». Последнее, вероятно, относится к переписке М. М. Сперанского с Александром I. Бумаги, безусловно, предстоит разыскать в архиве Синода в ЦГИА и отделе рукописей ГПБ. Есть необходимость хотя бы машинописного издания переписки Святителя. Немалый интерес представляет и судьба библиотеки. Библиотеку М. А. Борисов отдал в распоряжение Н. X. Палаузову, советуя перевезти ее к нему на хутор, который был подарен ему архиепископом Иннокентием. Но Палаузову была дорога память святителя; он настоял передать библиотеку Херсонской Духовной Семинарии, и пока приняли библиотеку было много хлопот 76 .

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Her...

Т. 3. – Изд. 2-е. – СПб.: И.Л. Тузов, 1908. – 688 с. – С. 329–333. С. 331–332. Курсив наш. – В.Н. Иннокентий (Борисов), свт . Слово во время облежания Одессы флотом неприятельским, произнесенное 9 апреля 1854 года в одесском кафедральном соборе, в Великий Пяток//Указ. соч. Т. 3. – С. 304–307. С. 305. Курсив наш. – В.Н. Иннокентий (Борисов), свт . Слово в первое служение после сражения//Указ. соч. Т. 3. – С. 409–410. С. 410. Курсив наш. – В.Н. Иннокентий (Борисов), свт . Слово защитникам Севастополя, при вручении им святых икон, присланных им в благословение из разных мест России, произнесенное в Севастополе, после молебствия на Николаевской площади 26 июня 1855 года//Указ. соч. Т.2. С. 555–557. Житие Константина-Кирилла/Подготовка текста и пер. Л.В. Мошковой и А.А. Турилова, комм. Б.Н. Флори//Библиотека литературы Древней Руси/Рос. академия наук, Ин-т рус. лит-ры (Пушкинский дом). Т. 2. XI–XII века. – СПб.: Наука, 1999. С. 22–65. С. 32. «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви» [Электронный ресурс]//Патриархия.ру. 9 июня 2008 г. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/419128.html . В круглых скобках указан номер раздела римской цифрой и номер параграфа арабскими цифрами. – В.Н. Свт. Филарет (Дроздов) в 1813 г. в связи с продолжающейся войной с Францией сказал: «Уклоняясь от смерти за честь веры и за свободу Отечества, ты умрешь преступником или рабом; умри за веру и Отечество – ты приимешь жизнь и венец на небе» (II.2). Поминальные дни//Полный православный богословский энциклопедический словарь: В 2 т. Т. 2. – СПб.: Изд-во П.П. Сойкина, б.г.  Стб. 1841–1842. Алексеев А.И. Под знаком конца времен. Очерки русской религиозности конца XIV – начала XV вв. – СПб.: Алетейя, 2002. – 352 с. С. 136–137. Дергачева И.В. Древнерусский Синодик: исследования и тексты/И. В. Дергачева ; Российская акад. наук, Ин-т философии. – М.: Кругъ, 2011. – 398, с. – (Памятники древнерусской мысли : исследования и тексты; вып. 6). С. 13. Древняя Российская Вивлиофика, или собрание древностей Российских, до Российской истории, географии и генеалогии касающихся, издаваемая Николаем Новиковым. СПб. 2-е изд. Т. VI. – М., 1788. С. 420–506. Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой: Другие способы платежа:       Версия для печати Добавить комментарий Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: info@radonezh.ru Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

http://radonezh.ru/2023/07/10/russkie-sv...

А к боярам [было] писано о том же. Прослышав про то, воевода в Борисове Константин Ивашкин, покинув город Борисов, пошел со всеми людьми в полки к боярину князю Дмитрию Михайловичу Пожарскому. Князь Дмитрий же, услышав, что Борисов городок воевода покинул, послал голову Богдана Лупандина с астраханскими стрельцами. Богдан же едва захватил Борисов от литовских людей. Бояре же и воеводы сослались с боярином князем Дмитрием Михайловичем Пожарским да с окольничим князем Григорием Константиновичем Волконским о том, чтоб осаду укрепили в Можайске, и они бы шли к Можайску. И боярин князь Дмитрий Михайлович и окольничий князь Григорий Константинович пошли к Можайску. Сотни же послали под Можайск, а сами встали в Борисове. Бояре же и воеводы со всеми ратными людьми пошли из Можайска. Боярин же князь Дмитрий Михайлович Пожарский пропустил бояр и всех ратных людей можайских сидельцев и сам пошел за ними же; и по милости Божией [вышли] из Можайска все благополучно. Воевода же в Можайске остался Федор Васильевич Волынский, и станы пожгли все. И бояре пришли в Пафнутьев монастырь, а князя Дмитрия Мамстрюковича Черкасского вывезли из Можайска перед этим. Боярам же князю Дмитрию Мамстрюковичу Черкасскому и князю Борису Михайловичу Лыкову со всеми ратными людьми повелел государь идти к Москве. 384. О взятии Ливен и Ельца и о послах московских и крымских. Пришел же из-за порогов гетман Саадашной в украинные города с запорожскими казаками, и пришел к городу Ливнам, и город Ливны взял приступом. Воеводу князя Никиту Черкасского взял в плен, а товарища его Петра Данилова убил, и многих людей перебил, и город выжег. И, взяв Ливны, пошел к Ельцу. И пришел под Елец, и под Ельцом стоял немалое время, и Елец взял обманом: спереди поманили немногие люди. Воевода же в ту пору был Андрей Полев, и осадное сидение было для него непривычно. И вышел со всеми людьми из города на них. Саадашной же со всеми людьми пришел сзади, и город взял. В то же время были посланы послы в Крым: Степан Хрущев, да подьячий Семейка Бредихин, да тут же были крымские люди пятьдесят человек, да с ними же было послано мягкой казны [мехов] на десять тысяч [рублей].

http://sedmitza.ru/lib/text/439360/

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010