Поскольку по мнению Б. М. Клосса, Феодор родился не позже 1342 г. (именно в этом году, по расчетам историка, Стефан овдовел и постригся в монахи), выходит, что Сергий постриг племянника, которому шел тринадцатый год, в 1354–1355 гг., т.е. уже после того как тот стал игуменом 268 . Но решив эту проблему, Б. М. Клосс столкнулся с другой – по указанию Епифания, между поставлением Сергия и приходом к нему Стефана должно было пройти не менее двух-трех лет 269 , а следовательно предложенную им датировку также следует отвергнуть. С другой стороны, исследователь не ответил на вопрос – что толкнуло Стефана постричь своего сына в монахи в столь юном возрасте? Не случайно поэтому Н. С. Борисов предлагает более сложную схему событий, связанных с уходом Стефана из Москвы. Отыскивая более серьезную причину для этого решительного шага Стефана, нежели предложенное В. А. Кучкиным бегство от морового поветрия, Н. С. Борисов полагает, что «бывший великокняжеский духовник и богоявленский игумен, по-видимому, лишился своих постов в 1347 г., после совершенного втайне от митрополита третьего брака Семена Гордого. Как духовный отец князя он нес ответственность за его поступок. Возможно, Стефан был виноват и в том, что не сообщил митрополиту о намерении великого князя». Что же касается его сына Феодора, то по расчету Н. С. Борисова, «сын Стефана родился где-то в середине 30-х годов XIV в.» 270 . Таким образом, оказывается, что племянник Сергия принял постриг не в столь юном возрасте, а уже достаточно сформировавшимся человеком. В подтверждение своих взглядов Н. С. Борисов указывает, что «в биографии Федора Симоновского, как она представлена в Житии Сергия, вообще много неясного». В первую очередь он обратил внимание, что у Епифания о возрасте пострижения Феодора сказано довольно неопределенно: «Неции же реша, яко десяти лет постриженъ бысть, и инии же двою на десяте лет» 271 . (От себя заметим, что это свидетельствует о том, что Епифаний не был очевидцем этого события, а появился в Троицкой обители уже после ухода оттуда Феодора и основания последним Симонова монастыря. Точное же определение возраста Феодора в момент пострижения – 12 лет впервые появляется у продолжателя Епифания – Пахомия Логофета 272 ). Тем самым это может свидетельствовать о том, что данное показание Епифания возможно не соответствует действительности.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Как показало московское следствие, сравнительно давно подавленное вольномыслие жидовствующих продолжало бытовать в московских северо-западных, «заволжских» пределах. Эпигоны жидовского вольномыслия таились здесь от начала XVI века в гостеприимных для них монастырях нестяжательского толка. Тронутым всякого рода вольномыслием москвичам ясно было, куда обращаться за поддержкой и углублением в церковном критицизме. Там, в Заволжье протестовали против смертной казни еретиков. Там, у вельможного старца Вассиана Патрикеева спасались два монаха, обличенные в жидовстве. Башкин путешествовал в Заволжье для научения. Никоновская летопись говорит: «Да и на старцев на заволжских говорил, что его злобы не хулили и утверждали его в том». Башкин был не одинок. Из своей компании он указал на братьев Борисовых, Григория и Ивана, по видимости тоже москвичей. После покаянного испытания в Волоколамском монастыре, в декабре того же 1555 года освященный собор на Москве осудил даже и покаявшегося Башкина и его сотоварищей на пожизненное заключение: Башкин в. Иосифов монастырь, Иван Борисов на Валаам, другой Борисов тоже в северный монастырь. Суд и наказание были произведены в духе осифлянской строгости, ибо и сам митрополит Макарий был иосифлянином по убеждениям. Современная событиям рукопись Волоколамского монастыря из собрания Московской Духовной Академии 362 гласит: «Осудил их государь царь православный, князь великий, Иоанн Васильевич да преосвященный Макарий митрополит и со всем священным собором в лето 7062-е декабря и в заточение их разослали. Матвей Башкин – привезли его в Иосифов декабря 22, в пяток. Привез Герман архимандрит» (это будущий святитель казанский). Никоновская летопись подводит итог: «Осудили еретиков неисходными быти, да не сеют злобы своея роду человеческому». Но кое-кто из них нашел исход. Иван Борисов с Валаама убежал в Свейскую землю. Бегство в протестантские страны от преследований церковных было в моде того времени. Фигура Матвея Башкина не из калибра ересиархов.

http://azbyka.ru/otechnik/Anton_Kartashe...

Белоброва О. А. О лицевом списке Жития Сергия Радонежского в библиотеке Петра I//Троице-Сергиева лавра в истории, культуре и духовной жизни России. Материалы III международной конференции. 25 сентября 2002 г. Сергиев Посад, 2004. С. 176–203. Белоброва О. А. О миниатюрах Куликовского цикла в Житии Сергия Радонежского//Труды Отдела древнерусской литературы. Т. XXXIV. Л., 1979. С. 243–246. Белоброва О. А. Посольство константинопольского патриарха Филофея к Сергию Радонежскому//Сообщения Загорского государственного историко-художественного музея-заповедника. Вып. 2. Загорск, 1958. С. 12–18. Белоброва О. А. Чудо 1701 г. с колоколами Троице-Сергиева монастыря//Труды Отдела древнерусской литературы. Т. XXVI. Л., 1971. С. 302–311. Белокуров С. А. Преподобный Сергий Радонежский и Троице-Сергиева лавра в русской литературе (Материалы для полной библиографии)//Библиографические записки. 1892. 10. С. 702–711; 12. С. 864–877. – Отд. изд.: М., 1892. Беляев С. А. Преподобный Сергий и наше время//Журнал Московской патриархии. 1996. 7. С. 41–44. Беркут В. Н. Преподобный Сергий, как великий человек. Речь, прочитанная 25 сентября 1892 г. по случаю пятисотлетия со дня кончины преподобного Сергия. М., 1908. Ближний свет издалека. Сергий Радонежский – вчера, сегодня, всегда. Иркутск, 1992. Борисов Н. С. О некоторых литературных источниках «Жития Сергия Радонежского»//Вестник Московского университета. Серия 8. История. 1989. С. 69–79. Борисов Н. С. Преподобный Сергий Радонежский и духовные традиции Владимиро-Суздальской Руси//Журнал Московской патриархии. 1992. 11–12. С. 48–49. Борисов Н. С. Сергий Радонежский. М., 2002. – Первое изд. под назв.: И свеча бы не угасла... М., 1990. Брюсова В. Г. Деяния Сергия Радонежского в зримых образах житийных икон//Сергий Радонежский. М., 1991. С. 440–452. Буданова Н. Ф. Достоевский и преподобный Сергий Радонежский//Достоевский. Материалы и исследования. Т. 14. СПб., 1997. С. 195–201. Буданова Н. Ф. Ф. М. Достоевский и преподобный Сергий Радонежский//Троице-Сергиева лавра в истории, культуре и духовной жизни России. Материалы международной конференции. 29 сентября – 1 октября 1998 г. М., 2000. С. 59–69.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

29. 225–253. же, в сокращ.://Тысячелетие крещения Руси. М. 1989. 127–135. 176 . Антонов М. Всему миру свет. (Обзор литературы, вышедшей к 600-летию со дня преставления Преп. Сергия Радонежского)//ЖМП 1993. 5. 107–111. 177 . Белоброва О. А. Посольство константинопольского патриарха Филофея к Сергию Радонежскому//Сообщ. Загорского ист.-худ. музея-заповедника. 1958. 2. 12–18. 178 . Ближний свет издалека: Сергий Радонежский – вчера, сегодня, всегда/Сост. Гурулев А. С. Иркутск 1992. 142. 179 . Борисов Н. С. О некоторых литературных источниках «Жития Сергия Радонежского»//Вестник МГУ. 1989. 8: История. 5. 69–79. 180 . Борисов Н. С. И свеча бы не угасла... Исторический портрет Сергия Радонежского. М. 1990. 340. Хомяков А. О Сергии Радонежском//Красный Север. 1991. 1 Марта, 42. 4. 181 . Борисов Н. Сергий Радонежский. М. 2001. 297. 182 . Верховская Е. А. Образ Сергия Радонежского в предисловиях Епифания Премудрого и Симона Азарьина (к 600-летию со дня смерти Сергия Радонежского)//Герменевтика древнерусской литературы. М. 1992. 3. 313–326. 183 . Г-в. А. О значении преподобного Сергия Радонежского в истории русского монашества//ЧОЛДП 1892. 9. 295. 184 . Георгиевский Г. Завет преподобного Сергия//ЧОЛДП 1892. 11. 499. 185 . Георгий (Тертышников), архим. Житие схимонаха Кирилла и схимонахини Марии, родителей преподобного Сергия Радонежского//Русь. Ростов Великий 1992. 4. 149–155. 186 . Герман, иером. Радуйся, родителей благих добрый и избранный плод. К 600-летию со дня кончины Преподобного Сергия Радонежского//ЖМП 1990. 7. 64–71. 187 . Голубинский Ε. Е. Преподобный Сергий Радонежский и созданная им Троицкая Лавра. Жизнеописание преп. Сергия и путеводитель по Лавре. С приложением четырех гравюр. Сергиев Посад 1892. IV, 361, XI. 2 М. 1909. 427. 188 . Голубинский Ε. Е. Речь о значении преподобного Сергия Радонежского в истории нашего монашества, произнесенная в торжественном собрании Московской Духовной Академии 26 сентября 1892 г.//БВ 1892. 4:11. 173–189. 189 . Голубинский Ε. Е. Ответ на статью «Московский академический историк о житии преподобного Сергия», напечатанную в журнале «Странник» (1893 г., январь)//БВ 1893.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

В 1819 году Иван Борисов прекрасно окончил курс семинарии и поступил в Киевскую духовную академию, где со всем увлечением юности, жадной к приобретению познаний, отдался занятиям и чтению книг, за которыми иногда просиживал целые ночи. Прочитанное он передумывал, давал из него экстракты, выписывал лучшие места и нередко передавал его своим товарищам в живой увлекательной форме. Благодаря своим блестящим способностям и усердию, Иван Борисов занял исключительное положение среди товарищей. Пальму первенства передавали ему как профессора академии, так и товарищи. Один из них – Ставров, выдающийся студент, бывший конкурент Борисова, впоследствии бакалавр Киевской академии при окончании курса говорил, что в списке на первом месте нужно поставить Борисова, затем оставить несколько мест незанятых, а потом – на шестом или седьмом записать его – Ставрова. Окончив в 1824 году курс академии первым магистром, Борисов на первых порах потерпел неудачу: он почему-то не был оставлен бакалавром при академии, несмотря на шесть свободных мест, занятых его товарищами, а определён в Петербургскую духовную семинарию инспектором и профессором церковной истории и греческого языка. Впрочем, с этого же времени начинается быстрый подъём его по иерархической лестнице: через три месяца он назначен был ректором Александро-Невского духовного училища, с сохранением прежних должностей, после чего он вскоре принял монашество; в 1824 году – бакалавром богословских наук в С.-Петербургскую духовную академию; в 1825 году – инспектором академии; в 1826 году возведен в звание экстраординарного профессора и в сан архимандрита; в 1829 году за учёные труды удостоен высшей ученой степени – доктора богословия и награждён орденом Анны 2-й степени с Императорской короной. В 1839 году архимандрит Иннокентий назначен был ректором Киевской духовной академии, профессором богословских наук и настоятелем Киево-братского монастыря; в 1835 году он «за отличные заслуги по части отечественной словесности» был избран действительным членом Императорской Российской академии. В 1836 году состоялось Высочайшее повеление о бытии архимандриту Иннокентию епископом Чигиринским, викарием Киевской митрополии. Вследствие осложнения занятий преосвященный Иннокентий в 1837 году оставил должность профессора богословских наук, а в 1839 году и должность ректора академии; в 1840 году он получает назначение на самостоятельную епископскую кафедру в Вологду; в 1841 году переводится в Харьков, а потом и в Одессу. В 1857 году преосвященный Иннокентий, находясь в Севастополе, на поле битвы русских с неприятелем, заболел и на обратном пути в Одессу скончался в Херсоне 26 мая.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Her...

В Санкт-Петербургских духовных школах В 1823 году Иоанн Алексеевич Борисов окончил академию со степенью магистра. Сразу же по выпуске, 28 августа 1823 года, он был назначен инспектором и профессором церковной истории и греческого языка Санкт-Петербургской духовной семинарии, а через три месяца - еще и ректором Санкт-Петербургского Александро-Невского училища. 10 декабря того же года Иоанн Борисов был пострижен в монашество с именем Иннокентия и в этот же день рукоположен во иеродиакона, а затем, 29 декабря, - во иеромонаха. 10 декабря 1824 года иеромонах Иннокентий был переведен бакалавром богословия в Санкт-Петербургскую духовную академию, а 2 сентября 1825 года был назначен инспектором этой академии. За образцовое преподавание богословских наук 6 января 1826 года он был возведен в степень экстра-ординарного профессора богословия. Повышение его по службе шло очень быстро. 16 марта 1826 года иеромонах Иннокентий был возведен в сан архимандрита. Отец Иннокентий вскоре затмил своими лекциями, которые он обыкновенно проеподавал наизусть, всех профессоров академии. Он читал отличительное затем основное богословие, где в полной мере раскрылись замечательные стороны таланта и образования молодого профессора. Он был всесторонне развит, интересуясь не только духовными, но и светскими науками и часто своими суждениями о различных предметах поражал даже специалистов. За 6-летний период службы в С-Петербургской академии архимандрит Иннокентий оставил о себе неизгладимое впечатление. Он в это время прославился и как отличный духовный проповедник. Своими вдохновенными речами он пробуждал, увлекал, восторгал умы слушателей. Кроме преподавательской деятельности архимандрит Иннокентий с успехом выполнял целый ряд поручений Комиссии духовных училищ, за что был несколько раз удостоен наград и различных поощрений. Активно занимался молодой профессор и научной деятельностью. За различные сочинения историко-богословского характера 3 сентября 1829 года профессору-архимандриту Иннокентию была присвоена высшая ученая степень - доктора богословия.

http://lib.cerkov.ru/authors/335

Среди сонма славных иерархов минувшего века навсегда останется имя Херсонского архиепископа Иннокентия, который просиял звездой 1-ой величины на небосклоне нашей церковной истории XIX века. Он был всесторонним учёным богословом, во многих отношениях опередившим своё время, блестящим проповедником – русским Златоустом, пленявшим сердца людей, и самоотверженным пастырем, готовым полагать душу за паству свою. К сожалению, о раннем детстве его ничего неизвестно, и в этом отношении Иннокентий похож на многих великих людей, которые обыкновенно из неизвестности сразу выступают пред изумлёнными современниками во всю меру своего исполинского возраста, вызывая невольное удивление: кто это и откуда? Известно только, что он был сын священника Орловской епархии. Он родился накануне века – в то время, когда весь христианский мир был потрясён чрезвычайными событиями. После бурь французской революции и побед небывалого воителя все с трепетом ожидали – не явился ли в лице Наполеона страшный антихрист-разрушитель? Эти слухи, множась и искажаясь, расходились по отдалённым провинциям, и конечно не прошли и мимо орловского городка Ельца, где родился будущий святитель. Но это были не последние времена, а начало обновления, величия и славы России, и когда молодой Иван Борисов получал среднее образование, то уже сознательно мог следить за тем, как Россия, освободившая всю Европу от ига забывшегося баловня судьбы, возведена была на невероятную высоту политического могущества. Вместе со всем русским народом он ощутил то почти осязательное действие длани Божией, которое обнаружилось во всех этих глубоко-поразительных событиях. Прошедший по всему нашему обществу ток мистицизма, который обнаружил всю глубину русской души, не мог не повлиять на такую впечатлительную личность, как Иван Борисов. Но если в отношении менее сильных натур воздействие мистицизма оказалось чуть ли не подавляющим, то у будущего святителя оно только углубило и ещё более согрело его светлый ум, который впоследствии проявлялся в блистательных проповедях и речах Иннокентия в дивном сочетании глубокого чувства со светлой мыслью.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/russki...

Кому причащаться чаще, кому реже? – протоиерей Александр Борисов Причастие не должно рассматриваться как некая награда за хорошее поведение, как раз наоборот 16 февраля, 2015 Причастие не должно рассматриваться как некая награда за хорошее поведение, как раз наоборот На Архиерейском совещании Русской Православной Церкви был одобрен документ «Об участии верных в евхаристии» , принятый на пленуме Межсоборного присутствия. Темы, затронутые в документе, касаются каждого верующего: как часто следует причащаться? Как готовиться к причастию? Как связаны пост и причастие? Разговор продолжает протоиерей Александр Борисов, настоятель храма святых Космы и Дамиана в Шубине. – Мы ориентируемся на решения Архиерейского Собора (30.01–04.02.2015), на котором было принято решение о том, что воцерковленные прихожане могут приступать к Причастию еженедельно. Для нас также являются важным ориентиром слова патриарха Кирилла, что «не может быть такой литургии, на которой невозможно было бы причащаться». Потому что порой в некоторых приходах возникали проблемы с причащением в Светлую седмицу: люди разговляются, никто уже не постится, а перед причастием обычно полагается три дня поста или хотя бы один день. На этом основании на некоторых приходах запрещали причащаться прихожанам. Важно, что теперь подчеркнуто: причащаться на Светлую седмицу могут все. Ведь Пасхальная радость наилучшим образом может быть отмечена именно принятием Святых Христовых Таин. Вспомним слова Иоанна Златоуста: «И первые, и последние, примите награду; богатые и бедные, друг с другом ликуйте; воздержные и беспечные, равно почтите этот день; постившиеся и не постившиеся, возвеселитесь ныне!» Архирейский Собор своим решением не придумывал ничего нового, просто подтвердил уже существующую во многих приходах практику. Как правило, решения священноначалия – не есть указания, декларации, спускаемые сверху. Это принятие решений подтверждающих ту разумную практику, которая складывается в реальной приходской жизни. Или, напротив, устранение тех действий, которые не соответствуют духу Евангелия и преданию Церкви первых веков христианства.

http://pravmir.ru/komu-prichashhatsya-ch...

У всех, кто его знал, возникало ощущение, что он постоянно, всегда, в любой момент жизни предстоит перед Господом. Как пастырь он был обращен к каждому, принимал решения только индивидуально. Он не предлагал единую схему, определенную парадигму, общий механизм (или пять, десять, двадцать схем или подходов), что вообще-то принято. Он каждый раз находил другой подход – и каждый раз индивидуальный. Не потому ли почитатели отца Александра так склонны создавать его культ, что этому чело веку трудно наследовать? Ведь он не создал «шко лы» – не дал определенного набора приемов, не создал сколько-нибудь самостоятельной богословской тра диции. Даже тексты, написанные им, – только популяризация, они не содержат чего-то нового… И все-таки ему наследуют. Если остался прямой наследник отца Александра, это американский священник Мейерсон. Без харизматичности, но с добротой и с чертами свойственной отцу Александру какой-то томистской уравновешенности. И здесь его преемники – отец Александр Борисов, отец Владимир Архипов, отец Владимир Лапшин, отец Георгий Чистяков. Они тоже разные. Отец Александр Борисов, человек редкой кротости, исключительно мирный, скромный, тихий и смелый. Говорю «смелый», потому что это единственный человек из виденных мной, кто после обыска больше заботился о близких, чем о себе. Во имя прихода Борисов сознательно самоустранился из общественной сферы, растворился, умалился. У Лапшина совершенно другая харизма, но он занимает примерно ту же позицию – и, кстати, снискал славу очень сурового духовника. В свою очередь, отец Владимир воспитал трех алтарников, их рукоположили. Они тоже совершенно разные – один ученый и вполне традиционный (он в Ирландии), другой кротчайший, почти юродивый (в Цюрихе). Так что «школы» отец Александр не создал, зато создал живую связь… – Об отце Александре говорят: дескать, служить неумел, эстетику православия не чувствовал, строя его не чувствовал. Сплошной библеизм и проповедь про Христа и про Бога – и все. Отец Александр бил в яблочко: он почитал Страстной Четверг. И доводил до сведения тех, кто хочет это узнать, что такое евхаристический канон и причастие. Он словно бы всегда присутствовал на Тайной вечери сам. Если кто хотел присутствовать с ним, – пожалуйста, он не мешал. Если кто-то хотел воспринимать это как магию, тоже не мешал. А литургию и правда служил не очень эффектно: бубнил, бегал, пока «Верую» читали, исповедовал быстренько. Если в чем и проявлялась его нетрадиционность, так только в этом.

http://azbyka.ru/fiction/sama-zhizn/4/

Рождественская встреча на приходе храма святых бессребреников Косьмы и Дамиана на тему " И принесли Ему дары... " ЖМП 5 май 2022 /  13 мая 2022 г. 13:00 Говори, Господи, раб Твой слушает ЕВАНГЕЛЬСКИЕ ВСТРЕЧИ: ПРИХОДСКАЯ ПРАКТИКА Сегодня группы самостоятельного изучения Священного Писания — явление привычное на многих православных приходах. О важности их создания неустанно говорит Святейший Патриарх Кирилл. А каких-то сорок лет назад такие встречи были невозможны на территории храма, и они проходили подпольно, на квартирах. Эти времена хорошо помнят протоиереи Александр Борисов и Геннадий Фаст. Оба эти священника стояли у истоков создания Евангельских групп.  PDF-bepcuя . Больше дюжины не собираться В московском храме во имя святых бессребреников Космы и Дамиана в Шубине сегодня свыше полусотни Евангельских групп. Традиция собираться прихожанам вместе, чтобы изучать Священное Писание, давняя. Настоятель храма протоиерей Александр Борисов уточняет, что первые Евангельские встречи были организованы известным священником Александром Менем. — В середине 1960-х годов, когда отца Александра рукоположили и он служил сначала в Алабине, а затем на подмосковной станции Тарасовская, к нему стало приезжать много людей из столицы. Возможности и условий поговорить с ними после богослужения не было. Отдельное помещение при храме, где можно было бы собраться, отсутствовало. Общение священника с прихожанами после службы не приветствовалось. Да и какое-либо обучение вере, катехизация тогда были уголовно наказуемыми. И он стал приезжающих к нему людей знакомить друг с другом и встречаться с ними в Москве у кого-то на квартире. При этом благословил не просто собираться, разговаривать и чай пить, а вместе читать Евангелие. Также отец Александр рекомендовал духовную литературу, которую тогда было сложно достать, и поэтому он ее распечатывал на копировальном аппарате. Протоиерей Александр Борисов стал участвовать в Евангельских встречах в 1975 году, когда уже служил диаконом в храме в честь иконы Божией Матери «Знамение» у станции метро «Речной вокзал». Священник поясняет, что собирались тогда по-прежнему в квартире небольшими группами по 10–12 человек. Решили, что число апостолов — самое подходящее для таких встреч. Потому что когда количество собравшихся превышает эту цифру, тогда трудно общаться друг с другом. Да и большая группа людей, регулярно собиравшихся в одном и том же месте, могла навлечь подозрение правоохранительных органов. Встречи же по-прежнему устраивались конспиративно.

http://e-vestnik.ru/analytics/govori_gos...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010