Прп. Макарий Оптинский (1788–1860) О том же старец пишет и в следующем письме: «Посему-то Господь и попущает различные скорби, войны, болезни смертоносные, чтобы обратить всячески к покаянию и спасти. и это мы ясно видим в событии нынешней войны: много перешло в вечность спасенных; в дальнейшем же во всем для нас непостижима тайна судеб . Прп. Макарий не утверждает, что все погибшие на войне воины спаслись, но многие. При этом иные получили только прощение грехов, а иные венцы славы, т.е. получили более высокую награду. Свт. Иннокентий (Борисов) (1800–1857). Свт. Иннокентий (Борисов), архиепископ Херсонский и Таврический, откликнулся на Крымскую войну (1853–1856) рядом патриотических проповедей. Святитель Иннокентий (Борисов), архиепископ Херсонский и Таврический (1800-1857). В первую очередь обращает на себя внимание суждение свт. Иннокентия о том, «каковым вообще подобает быть воинству православному, и чем особенно должен украшаться русский воин христолюбивый». По его словам, «рать земная тогда токмо совершенна, когда на земле служит подобием Воинства Небесного». Исполнение воинской присяги святитель приравнивает исполнению христианского долга, верности Государю – верности Господу. Собственно, в этом и состоит уподобление служений воинств земных и Небесных: «Подобно Ангелам небесным, вам (православным воинам. – В.Н.) подобает всегда и везде твердо стоять в истине и правде и смело разить врагов веры, престола и Отечества. ... Служа верно царю земному, вы исполняете этим самым волю Царя Небесного». И Церковь благословляет именно такое служение: «Святая Церковь, как истинная матерь наша, сердечно сорадуется вашему преспеянию на поле мужества и чести; как матерь благословляет вас на новые В проповедях военного периода святитель часто говорит о воинском подвиге как жертве за ближних, за Отечество, и сравнивает ее с самопожертвованием Христа, приводя евангельские слова о надлежащей Ему крестной Жертве. Так, обращаясь к прибывшему Смоленскому ополчению, свт. Иннокентий говорит: «...Теперь вы... приходите пролить за нас кровь и положить, если то нужно, самый живот свой. О, это верх братства и самоотвержения, даже христианского! “Болши сея любве никтоже имать, – сказал Сам Спаситель, – да кто душу свою положит за други своя” (Ин. 15:13). ...Между нами нет ни единого, кто бы не чувствовал великости вашей жертвы...» А затем святитель говорит о подвиге защитников Севастополя, сравнивая его с подвигом защитников Смоленска в 1812 г.: «...По прошествии четыредесяти лет от событий смоленских грудь русская не разучилась быть живой стеной для Отечества, и что эта стена не слабее железа и гранита. В самом деле, какая жертва всесожжения горела когда-либо долее, чище и ярче нашего .

http://ruskline.ru/news_rl/2023/07/24/ru...

А письмо к преосвященному Оренбургскому, конечно, не теперь я предполагаю предать тиснению, а со временем 441 . Благодарю вас за доброе слово о моем объяснении с Боголеповым. Как приняли его в Петербурге, еще не знаю. Прошу у вас прощения, благословения и молитв». 26-го февраля отец Павел отвечал: «Вы спрашиваете, кто такой отец Трифон. Он прусский уроженец; мальчиком поступил ко мне в монастырь. Когда я уезжал навсегда из Пруссии, он еще состоял под опекой у родителей, и хотя желал ехать со мною, но должен был возвратиться к родителям и остался в расколе. Был он потом у рижских беспоповцев учителем в их школе, и когда я приезжал в Динабург, старообрядцы динабургские выписали его из Риги, чтобы выставить против меня собеседником, как начетчика. Он бился защищать раскол до положения рук; но беседа кончилась тем, что сам он, по зрелом размышлении, решил оставить и должность учителя у рижских беспоповцев, и самый раскол, а потом приехал в Москву, ко мне – своему бывшему в беспоповстве наставнику. А вот как он сделался священником. Один из старообрядцев того села, где он ныне священствует, более других начитанный, Стефан Борисов, услышав о моем обращении из раскола, приехал в Москву и присутствовал даже на моем присоединении к Церкви. По довольной беседе со мною он убедился в правоте Церкви, и вместе с другими обратившимися из раскола старообрядцами построил на общий счет единоверческую церковь , для которой им нужен был священник. Стефан Борисов часто приезжал ко мне. Увидев у меня молодого человека – Трифона и познакомившись с ним, стал просить его – идти к ним во священники, на что тот и согласился. Борисов представил его преосвященному Иакову Муромскому. Преосвященный, видя молодого человека, поусомнился в нем и послал его к одному во Владимире старообрядцу побеседовать и велел написать, как он будет вести беседу. О. Трифон исполнил все это удачно и преосвященный признал его достойным священства. Вообще, он человек способный и бойкий; но еще во многом надобно ему усовершенствоваться, чтобы быть как следует миссионером, именно к сметливости приложить усердие и труд. Об этом довольно 442 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

Никанор Бровкович 1876–1883. Дионисий Хитров 1883–1896. Иустин Полянский 1896–1900. Антоний Храповицкий 1900–1902. Климент Верниковский 1902–1903. Христофор Смирнов 1908–1908. Нафанаил Троицкий 1908. Финляндская 59 Кафедра в Выборге Архиепископы Финляндские и Выборгские: Антоний Вадковский 1892–1898. Николай Налимов 1899–1905. Сергий Страгородский 1905. Харьковская, учр. в 1799 г. Кафедра в Харькове Епископы Слободско-Украинские и Харьковские (до 1836 г.): Христофор Сулима 1799–1813. Аполлос Терешкевич 1813–1817. Павел Саббатовский 1817–1826. Виталий Борисов-Жегачев 1826–1832. Иннокентий Александров 1832–1835. Епископы и Архиепископы Харьковские и Ахтырские (с 1836): Мелетий Леонтович 1835–1840. Архп. Смарагд Крыжановкий 1840–1841. Архп. Иннокентий Борисов 1842–1848. Архи. с 1845. Елпидифор Бенедиктов 1848. Филарет Гумилевский 1848–1859. Архп. с 1857. Макарий Булгаков 1850–1868. Архп. с 1862. Нектарий Надеждин 1869–1874. Архп. Савва Тихомиров 1874–1879. Иустин Охотин 1879–1882. Амвросий Ключарев 1882–1901. Архп. с 1886. Флавиан Городецкий 1901–1903. Архп. Арсений Брянцев 1903. Архп. Сумское викариатство, учр. в 1866 г. Епископы (в Харькове): Герман Осецкий 1867–1872. Вениамин Платонов 1872–1883. Геннадий Левицкий 1883–1886. Петр Лосев 1887–1889. Владимир Шимкович 1890–1892. Иоанн Кратиров 1893–1895. Петр Другов 1895–1899. Иннокентий Беляев 1899–1901. Стефан Архангельский 1902–1904. Алексий Дородницын 1904–1905. Евгений Бережков 1905–1909. Василий Богоявленский 1909–1911. Феодор Лебедев 1911. Херсонская, учр. в 1837 г. Кафедра в Одессе Архиепископы Херсонские и Таврические (до 1859 г.): Гавриил Розанов 1837–1848. Иннокентий Борисов 1848–1857. Херсонские и Одесские (с 1859 г.): Димитрий Муретов 1857–1874. Леонтий Лебединский 1874–1875. Иоанникий Горский 1875–1877. Платон Городецкий 1877–1882. Димитрий Муретов (вторично) 1882–1883. Никанор Бровкович 1883–1890. Еп. до 1886. Сергий Ляпидевский 1891–1893. Иустин Охотин 1893–1905. Димитрий Ковальницкий 1905. Новомиргородское викариатство. учр. в 1856 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

— Не потому ли почитатели отца Александра так склонны создавать его культ, что этому человеку трудно наследовать? Ведь он не создал “школы” — не дал определенного набора приемов, не создал сколько-нибудь самостоятельной богословской традиции. Даже тексты, написанные им, — только популяризация, они не содержат чего-то нового… — И все-таки ему наследуют. Если остался буквальный отпрыск отца Александра, это американский священник Мейерсон. Без меневской харизматичности, но с добротой и с чертами свойственной отцу Александру какой-то томистской уравновешенности. И здесь его преемники — отец Александр Борисов, отец Владимир Лапшин и отец Георгий Чистяков. Они тоже очень разные. Отец Александр Борисов, человек редкой кротости, исключительно мирный, скромный, тихий и смелый. Говорю “смелый”, потому что это единственный человек из виденных мной, кто после обыска больше заботился о близких, чем о себе. Во имя прихода Борисов сознательно самоустранился из общественной сферы, растворился, самоумалился. У Лапшина совершенно другая харизма, но он занимает примерно ту же позицию — и, кстати, снискал славу очень сурового духовника. В свою очередь, сам отец Владимир воспитал трех алтарников, их рукоположили. И они тоже совершенно разные — ученый и вполне традиционный отец Георгий в Ирландии, кротчайший, почти юродивый Олег Батов в Цюрихе и очень современный, очень живой отец Виктор Клещев в подмосковной Электростали. Так что “школы” отец Александр не создал, зато создал живую связь, кровную преемственность… — Об отце Александре говорят: дескать, служить не умел, эстетику православия не чувствовал, строя его не чувствовал. Сплошной библеизм и проповедь про Христа и про Бога — и все. — Отец Александр бил в яблочко: он почитал Страстной Четверг. И доводил до сведения тех, кто хочет это узнать, что такое евхаристический канон и причастие. Он как бы всегда присутствовал на Тайной вечери сам. Если кто хотел присутствовать с ним, — пожалуйста, он не мешал. Если кто-то хотел воспринимать это как магию, — тоже не мешал. А литургию и правда служил не очень эффектно: бубнил, бегал, пока “Верую!” читали, исповедовал быстренько. И если в чем и проявлялась его нетрадиционность, так только в этом.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=101...

742 За наставшую о нем во царствии тогда бывшую крамолу. Имеется в виду борьба за престол после смерти Ивана Грозного при воцарении Федора Ивановича: Бельский и некоторые бояре хотели видеть на престоле младшего сына Грозного – Димитрия. См. сноску 636. 743 Борисов град – город Борисов, находился на самой границе Русского государства, на реке Донце, в пределах Слободской Украины. Годунов в 1600г. послал туда Богдана Бельского и велел ему построить там крепость. Бельский построил город и назвал его Борисов, в честь Годунова. 744 Казнь обладатель позорную ему дав. Годунову донесли, что Бельский хочет объявить себя независимым царем; Бельскому был вынесен смертный приговор, но царь, «помиловав» его, приказал только отобрать у него имение и выщипать ему его длинную густую бороду, а затем заточить в один из низовых городов. См. сноску 637. 745 И ины с ним в тождество единомыслие ему приплетоша. Кроме Богдана Бельского, при Годунове, продолжавшем политику Ивана Грозного, подверглись гонению и многие другие бояре, в частности – семья Романовых. Так, в 1601г. по приговору бояр был пострижен Федор Никитич Романов (в будущем патриарх Филарет) и сослан в Сийскую Антониеву обитель; его жену Ксению Ивановну, также постриженную и названную Марфой, сослали в один из Заонежских погостов. Были отправлены в ссылку в разные города и родственники и сторонники Романовых (см. «Никоновский летописец» и «Дело о ссылке Романовых» в ЦГАДА). 746 Впервоглагольний... тогда синклитско си прия имя. Богдан Бельский, возвращенный из изгнания к царскому двору при первом самозванце, получил от него чин «великого оружничьего». Тогда же были «пожалованы» Нагие и другие пострадавшие при Годунове бояре. (С.Ф.Платонов. Очерки по истории смуты, с.275; Собр. государственных грамот и договоров, II, с.206 и след.). 747 Сокрушит начатки моавля. Тимофеев приводит библейские изречения, будто бы «пророчествующие» о Христе, смешивая два разных текста. 749 Первосвятительный Ермоген, всеа Росия великий патриарх. Ермоген в 1606г., когда совершилось перенесение мощей царевича Димитрия, едва ли уже был патриархом.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Timofeev/...

Людей же, склонных к созерцательной, подвижнической жизни, направлять в монастыри, поручая их руководству опытных старцев. Что касается мер чисто миссионерских, то они могут состоять не только в специальных пастыро-миссионерских беседах с заблудшими, но и в распространении среди них и православных таких, составленных на основании свято-отеческой литературы, книг, листков и брошюр, в которых ясно была бы проведена мысль о необходимости постоянно бороться с искушением духовной гордости, чтобы не впасть в духовную прелесть, в которую иногда впадали даже великие подвижники св. Церкви: необходимо распространить, наконец, такие издания, в которых была бы в доступном для народа изложении раскрыта и мысль, выраженная в словах св. ап. Павла: «Если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы» ( 1Кор.13:3 ). Херсонский епархиальный миссионер М.А. Кальнев Секта «прыгунов» в Закавказье. Свящ. А. Дунаев I Секта «прыгунов», или «чинарская церковь » выделилась, очевидно, под сильным влиянием хлыстовщины, из секты «общих» в начале 1850-х годов. Первым прыгуном был житель села Андреевки, Ленкоранского уезда, бакинской губ., Укол Любавин или Любафеев, который выдавал себя за «бога» и «пророка», а первым распространителем секты прыгунов в Делижанском ущелье и населенных русскими сектантами некоторых частях Елисаветпольской (Казахский уезд) и Эриванской губ, (Новобаязетский уезд), где находится главный очаг этой секты, был крестьянин Лукьян Петров Соколов (настоящее его имя Аникей Борисов), который написал «обряд» прыгунов и объявил себя «жертвенником» (так называется в секте «общих» лицо, собирающее пожертвования на нужды общины). Лукьян Соколов, или Аникей Борисов, похоронен в 1862 г. в Делижане, Казахского уезда, Елисаветпольской губ. По происхождению А. Борисов из Самарской губ., откуда он был выслан сперва в Таврическую губ. (в Инкерман), а потом, во главе с партией молокан, был сослан в Делижан. «Духовным» он сделался будто бы еще и Таврической губ.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

Десять лет нам не давали закончить устройство этого отопления. И у нас были печи. Вот будущий отец Анатолий, Толя Культинов, и трудился истопником. Тогда же они с отцом Иоанном Косовым, который стал у нас служить, стали промывать своды и начинали даже писать, за что я их отругал, а они на меня обиделись. Одновременно учился Анатолий клиросному послушанию. Однажды он сказал отцу Иоанну (Крестьянкину): " Жалею, что женился, надо было мне в монахи идти " . Отец Иоанн засмеялся и говорит: " Никто не хочет своего подвига нести. Мирские люди в монастырь рвутся, а монахи жениться рвутся " . Отец Анатолий был истопником довольно долго, потому что никак не могли пробить его рукоположение. Решили так: семинария для него закрыта, пока он не в сане, - надо, чтобы он был диаконом, осваивал службу и дальше уже мог поступить заочно. А диаконом он стал, можно сказать, благодаря матушке Варваре. Тогда были уполномоченные Совета по делам религий при Совете Министров СССР. Это были коммунисты, которые наблюдали за Церковью и старались ее деятельность свернуть. Отношения с уполномоченными в советское время - это, конечно, целая история, очень интересная история. На моей памяти уполномоченных в Рязани было три: некий Ножкин, затем Малиев и Борисов. Ножкин и Борисов - это были ласковые люди, причем эта ласковость была весьма зловредная. Очень интересно, как их Церковь перевоспитывала. Если кого из священников вызывали в епархию, обязательно сначала к уполномоченному. Например, Борисов, последний уполномоченный, помню, со мной разговаривал таким тоном, что создавалось ощущение такое, будто мы с ним " культурные " люди и отлично понимаем, что вера - это чушь. И я почувствовал, что я словно паутиной опутан. Пришлось мне говорить, что я - верующий человек и таких вещей не принимаю. Я даже и не понял, как это получилось, как ему удалось соткать такую атмосферу. Ведь это своеобразное " искусство " . Что было дальше с Борисовым, я не знаю, он у нас был совсем недолго - уполномоченных упразднили. А Ножкин, первый уполномоченный, с которым я был знаком, тоже начинал так же. Потом стал в храм ходить, стал всячески помогать Церкви преодолевать разные сложности. Он так подвел итог своей деятельности: " Слава Богу, по моей вине ни одна церковь не закрыта, ни один священник не уволен " . Очень ярким типом был второй уполномоченный моего времени - Малиев. Это был чекист, которого трясло при виде священника и при одном упоминании о священнослужителе.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2007/0...

651 Акты Собора 1667 года напечатаны в V т. Доп. Акт. Ист. 102 и в Материалах для истории раскола II, стр. 376–382. Братское Слово 1876 года. 652 Иванов. Описание Государ. Архива старых дел, стр. 296. Курская Епарх. Вед. 1890 г., прибавление 22, стр. 324. 653 Материалы для ист. раскола II, 426–430. Тут напечатана грамота об открытии Белгородской митрополии. По официальным данным около того времени в Белгороде было 2008 служилых и жилецких с семьями. Церквей было 9 с 18 священнослужителями. В других соседних городах было: в Курске – 2888 чел., Старом Осколе – 993; в Новом Осколе или Цареве Алексееве – 923, Обояни – 1389, Короче – 1015, Хотмыжске – 647, Болхове – 691, Карпове – 859, в Судже – 1387 чел. жителей, преимущественно служилых. Допол. к Акт. Ист. т. IX, стр. 257. Д. И. Багалей. Истор. колонизации, 53, 202. 654 Там же, стр. 430. Допол. к Акт. Истор. V, 107. Строев. Списки иерархов, стр. 633. Амвросий ошибочно считает Украинскую Белгородскую епархию за епархию около Киева. I, 170. Поставление Феодосия совершено торжественно в присутствии государя в праздник Вознесения Господня. Молитву на голове Феодосия читал патриарх Макарий. 655 Грамота об учреждении митрополии в Белгороде, к Матер. для истор. раскола, II, 428–429. Братское слово 1876 г. Здесь новыми названы 18 городов, между ними Царев и Борисов. Ошибочно разделено название одного города Царево-Борисова на два города. Еще со времен Бориса Годунова известен был на окраине гор. Царево-Борисов на р. Донце. (Багалей. Истор. колонизации. 481, 485). Царево-Борисов, как известно, принадлежал к числу тех городов, которые возникли давно и были разорены, так что их приходилось строить вновь. Отсюда вернее считать к Белгородской епархии не 38, а 37 городов. В грамоте ошибка могла произойти от писца, плохо знакомого с тогдашней географией. 656 Г. Тор (Соляной), ныне Славянск на р. Торце и соляных озерах, устроен и заселен в 1676 г. (П. Семенов – геогр. стат. словарь IV, 628. Неволин VI, 88). 657 Изюм, западнее Царево-Борисова, в качестве города с постоянным населением возник в 1681 году. Он, вероятно, явился там, где еще в XVI в. был острожек Изюм, откуда получили свое название Изюмовская сакма и шлях (Багалей – 533). Границы проведены, конечно, приблизительно по карте, приложенной у Багалея.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

9. Прохоров Г.М. Некогда не народ, а ныне народ Божий… Древняя Русь как историко-культурный феномен. — СПб.: Издательство Олега Абышко, 2010.— С. 206–208. 10. Концевич И.М. Стяжание Духа Святого в путях Древней Руси. — М.: Издательский отдел Московского Патриархата, 1993. — С. 82. 11. Лихачев Д.С. История всемирной литературы. — М.: Наука, 1985. — Т. 3. — С. 461–462. 12. Житие и чудеса преп. Сергия, игумена Радонежского/Пер. со слав. Свято-Троицкая Сергиева Лавра. —Сергиев Посад, 2001. —С. 103-105. 13. Афонский патерик. — М.: Типо-Литография И. Ефимова, 1883. — Ч. I. — С. 388. 14. Борисов Н.С. Сергий Радонежский. —М.: Молодая гвардия, 2003.— С. 173. 15. Там же, с. 173–174. 16. Федотов Г.П. Святые Древней Руси. — Париж: Ymca Press,1931. — С. 145. 17. Житие и чудеса преп. Сергия, игумена Радонежского/Пер. со слав. Свято-Троицкая Сергиева Лавра: Сергиев Посад, 2001. — С. 50-51. 18. Там же, с. 24- 25. 19. Борисов Н.С. Сергий Радонежский. — М.: Молодая гвардия, 2003. — С. 174. 20. Белоброва О.А. Посольство Константинопольского патриарха Филофея к Сергию Радонежскому//—Сообщения Загорского государственного историко-художественного музея-заповедника: Загорск, 1958. — С. 12–18. 21. Житие и чудеса преп. Сергия, игумена Радонежского/Пер. со слав. Свято-Троицкая Сергиева Лавра: Сергиев Посад, 2001. — С. 88. 22. Там же, с.— 88-90. 23. См.: Прохоров Г.М. Повесть о Митяе. Русь и Византия в эпоху Куликовской битвы. — Л.: Наука, 1978. — С. 216–217. 24. Жизнеописание достопамятных людей земли русской. — М.: Московский рабочий. —1992. — С. 72. 25. Мейендорф Иоанн, протопресвитер. История церкви и восточнохристианская мистика. М.: Институт Ди-Дик. Изд-во ПСТБИ, 2003. — С. 463. 26. Второе послание митрополита Киприана преподобному Сергию. Цит. по кн. Мейендорф Иоанн, протопресвитер. История церкви и восточнохристианская мистика. — М.: Институт Ди-Дик. Изд-во ПСТБИ, 2000. — С. 538–540. 27. Там же. Первое послание митрополита Киприана преподобному Сергию. — С. 537. 1. I.M. Kontsevich. " The acquisition of the Holy spirit in the ways of Ancient Rus " . - M.: Publishing House. Department of the Moscow Patriarchate, 1993-.P.86.

http://bogoslov.ru/article/5571170

Строительство каменного Троицкого собора осуществлял выдающийся ростовский зодчий Григорий Борисов. Собор его работы простоял около ста лет и был разрушен поляками в 1610 г. Кроме собора, Г. Борисов в 1525-1530 гг. построил в монастыре каменную одностолпную трапезную палату. К более поздним его постройкам относится собор и Благовещенская церковь Борисоглебского монастыря под Ростовом, собор Данилова монастыря в Переяславле, трапезная церкви Спасо-Каменного монастыря на Кубенском озере и др. По мере накопления пожертвований в монастыре вскоре появилась возможность начать восстановление разрушенных и строительство новых церквей и зданий. Первые из них поднялись из руин уже в 1617 г. Восстановление Троицкого собора началось в 1637 г. на монастырские средства при пособии 600 рублей, пожертвованных соборным старцем Леонидом Высоцким. К этому времени относится начало строительной деятельности " каменных дел подмастерья " Калязинского монастыря Аверкия Мокеева. Ему было поручено сооружение главного монастырского храма. В память об этом событии на стенах Троицкого собора была выбита надпись: " Волением Отца, поспешением Сына, совершением Святаго Духа, молитвами Преподобного и Богоноснаго отца нашего игумена Макария, Калязинского Чудотворца, зачата бысть сия соборная церковь Живоначальныя Троицы и придел Рождества Пресвятая Богородицы и церковь Спаса Нерукотворного образа 7162 (1654) года июня в 8 день, при державе Великаго Государя Царя и Великаго Князя Алексея Михайловича всея великия, малыя и белыя Руси в девятое лето Государства его, и при сыне его благоверном Царевиче, Князе, Алексее Алексеевиче в первое лето рождения его, и при Святейшем Никоне, Патриархе Московском и всея Руссии, в третье лето патриаршества его... " Собор, оконченный в 1655 г., имел вид правильного, почти равностороннего четырехугольника и делился внутри на три части. Средняя соборная холодная церковь была посвящена Святой Троице, слева располагался холодный придел во имя Рождества Пресвятой Богородицы, а справа - теплый придел Нерукотворного образа Спасителя.

http://sobory.ru/article/?object=24771

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010