Реставрационные работы проводились с 2005 г. http://www.guidebook.by/architecture/ Уездный город Борисов расположен большею частью на левом берегу судоходной реки Березины, в 73 верстах расстояния от губернского города, с которым имеет сообщение по Московско-Брестской железной дороге. Нынешний Борисов сохранил место и название Борисова древнейшего, основанного, по сказанию летописи, в 1102 г. Минским удельным князем Борисом Всеволодовичем. В окрестностях города историческую достопримечательность представляют находящиеся вблизи, на правом берегу Березины, окопы по местному названию «батареи». Они относятся к эпохе Отечественной войны и действительно – остатки сооруженных в 1812 г. французским отрядом под командою генерала Домбровского батарей, геройски взятых генералом Чичаговым. Относительно православных храмов можно с полною вероятностью предположить, что при основании города была построена и первая церковь. В более позднее время в Борисове существовал неизвестно когда основанный православный монастырь, упраздненный в 1758 г. по случаю перехода в унию игумена того монастыря Игнатия Шашковича. Кроме того, как хорошо помнят старожилы, в городе было прежде пять приходских церквей: Николаевская, в местности нынешнего римско-католического костела, Воскресенская, сожженная французами в 1812 г., Троицкая, от которой, как и от первых двух, и теперь заметны фундаменты, Георгиевская и Андреевская, существующая по настоящее время как кладбищенская. В Борисове, кроме православных храмов, есть римско-католический костел, еврейская синагога и 11 молитвенных еврейских же домов. Значительное число последних объясняется преобладанием в городе еврейского населения. Настоящая соборная Воскресенская церковь построена в 1871 г. на месте сгоревшей в 1865 г. прежней соборной Воскресенской церкви. Деньги для построения настоящей церкви в количестве 48 800 руб. отпущены правительством. Зданием церковь каменная, сложенная из кирпича, по внешности представляет прекрасной архитектуры вид равностороннего креста, с одним открытым куполом на середине и восемью меньшими, глухими куполами на боковых уступах. В одном из боковых куполов, фронтонном, помещается колокольня, но помещение не вполне удобное и глухое, вследствие незначительности отверстий.

http://sobory.ru/article/?object=11460

Царь Алексей Михайлович и патриарх Иосиф, с согласия собора, изволили отдать в Белгородскую епархию 37 украинских городов. Часть их отделена от патриаршей области, другая составилась из вновь присоединенных и вновь построенных городов Слободской Украины. Из патриаршей области поступили: Белгород, Курск, Старый Оскол, Обоянь, Болхов, Карпов, Хотмыжск, Вольный, Алешня, Короча, Яблонов, Новый Оскол, Верхососенск, Усерд, Алшанок (Ольшанск), Коротояк, Недригайлов, Валуйки, Чугуев и Каменный, всего 20 городов. Из новых городов, бывших за белгородской чертой, в состав Белгородской епархии вошли: Харьков, Колонтаев, Городня, Краснокутск, Валки, Нежин, Двуречный, Салтанов, Печенеги, Змиев, Мояцкой, Тарбулыслей, Царево-Борисов, Ахтырка, Боровной, Острожск и Урыв, всего – 17 655 . Города Белогородской епархии занимали всю местность по бассейну сев. Донца до правобережья р. Дона, басссйны верховьев левых притоков Днепра – Ворсклы, Псела, Сулы, частью р. Десны и её притока Сейма. Северными пределами её нужно назвать р. Сейм с притоками, где стоял г. Курск. Далее к востоку северная граница шла от бассейна правых притоков рр. Снобы, Миркости и Тускоры, севернее г. Курска, через Муравский шлях и Калмиусскую сакму. По бассейнам правых притоков р. Сосны, севернее р. Оскола, она направлялась на р. Дон, где стоял г. Землянск, и в юго-восточном направлении приближалась к Дону под Урывом и Коротояком. Правобережье Дона близ Коротояка составляло крайнюю восточную границу. С Дона эта граница чрез Острогожск и Ольшанск поворачивала к Осколу и Осколом шла на Царево-Борисов. Царево-Борисов оставался пока самым южным русским украинским городом 656 . Отсюда начиналась южная граница и, перейдя по Изюмовской Сакме 657 , направлялась на северо-запад к р. Ворскле, где стоял Краснокутск, и р. Суле, где стоял г. Недригайлов. Севернее Недригайлова через верховья Псела к исходному пункту северной границы в притоках Снобы, Миркоти и Тускоры шла северо-западная граница. Белгородская епархия с 37 городами сразу заняла громадное пространство.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Сыну Борисову, конечно, не были тогда известны, едва ли не позже возникнувшие подозрения на отца его в убийстве погибшего в Угличе царя Дмитрия (1591), в подмене девочкой сына, родившего у царя Федора (1592), наконец, в отравлении этой самой девочки, царевны Феодосии, умершей через год, – и Федор Борисович, радуясь как ребенок кликам народным, вероятно, как ребенок же, не мог понять, почему так упорно отказывался отец его от предлагаемого ему престола? А Борис, заключившись со всей семьей в кельях Новодевичьего монастыря, подле сестры, только плакал да молился и, по-видимому, не хотел даже слышать о престоле. Тогда-то сын Борисов был очевидцем того, как патриарх Иов, со всем освященным собором, боярами, служилыми людьми и народом приходил в Новодевичий монастырь упрашивать Бориса принять державу и, между прочим, говорил ему: «Сию царскую честь на тебя возлагает Бог и на твои государевы дети, яко по свойству сродственному царского семени богоизбранный цвет» 18 ; а вслед за тем Федор слышал в семье молву о том, как «по вся дни многажда святейши Иов патриарх наедине с государем Борисом Федоровичем особо моляше со слезами и прещаше ему государю, дабы не ослушался повеления Божия и утолил бы плач и рыдание и вопль многонародный, и восприял бы скифетродержание Российского царствия; Государь же Борис Федорович никакоже повинуяся глаголемым, но всячески зелным рыданием отрицашеся» 19 . Но отказ Борисов не принимался желавшими видеть бывшего правителя царем настоящим, и 17 февраля, в сороковой день по кончине Федора, состоялся земский собор в Москве, на котором положено было не хотеть на престол никого кроме Бориса, при чем впервые официально обнародовалось имя сына Борисова в следующей форме: «Кто похочет мимо Государя нашего Бориса Федоровича, и сына его Государя нашего Федора Борисовича, и тех детей, которых ему Государю впредь Бог даст, инаго Государя искати и хотети, или какое лихо кто похочет учинити и умышляти на государя Бориса Федоровича и государыню Марью Григорьевну, и на их детей на Федора Борисовича и на Ксению Борисовну…. и нам….. известити на того изменника….. и стояти на того государева изменника всею землею обще за един» 20 . Зная или не зная о таком определении, сын Борисов видел как земский собор, сопровождаемый всенародным множеством, снова пришел в Новодевичий монастырь с прежними мольбами к Борису и снова выслушал отказ Бориса, с клятвою отрекшегося от престола и выславшего от себя искусителей.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hmyrov/...

248 ПСРЛ. Т. 18. С. 86, под 6814 г. ультрамартовским. О дате см.: Бережков Н.Г. Указ. соч. С. 120, 351. 250 Кучкин В.А. Формирование государственной территории Северо-Восточной Руси в X-XIV вв. С. 132–139. 252 Насонов А.Н. Монголы и Русь. М., Л., 1940. С. 81; Егоров В.Л. Историческая география Золотой Орды XIII-XIV вв. М., 1985. С. 205. 256 В отношении убийства Константина Рязанского такое предположение высказал Н.С. Борисов (Борисов Н.С. Указ. соч. С. 113–114). 257 Кучкин В.А. Формирование государственной территории Северо-Восточной Руси в X-XIV вв. С. 136–138. 258 HIЛ. С. 92, под 6816 г. мартовским. Ряд исследователей датируют вокняжение Михаила в Новгороде 1307 г., отдавая предпочтение датировке младшего извода HIЛ (с. 332) – 6815 г. (Пресняков А.Е. Образование Великорусского государства. Пг., 1918. С. 119; Fennell J.L.I. Op. cit P. 67; Янин В.Л. Новгородские акты XII-XVbb.: Хронологический комментарий. М., 1991. С. 153; Клюг Э. Княжество Тверское (1247–1485 гг.). Тверь. 1994. С. 101, 134; Борисов Н.С. Указ. соч. С. 114–117). При этом упускается из виду, что в обоих изводах HIЛ под тем же годом («того же лега на зиму»), сразу после сообщения о вокняжении Михаила, говорится об отправке кандидата в новгородские архиепископы Давыда к митрополиту для поставления; поставление же его датировано (в обоих изводах) 5 июня 6817 (1309) г. (HIЛ. С. 92, 332–333). Если допустить, что Давыд отправился во Владимир (где произошло его поставление митрополитом Петром, только что приехавшим в Северо-Восточную Русь) зимой 1307–1308 гг., то получится, что он пребывал там полтора года: ясно, что речь может идти только о зиме 1308–1309 гг. Соответственно, вокняжение Михаила в Новгороде произошло летом 1308 г. (См.: Горский А.А. Политическая борьба на Руси в начале XIV в. и московско-ордынские отношения//Russia mediaevalis. Miinchen, 1992. Т. VII, 1. S. 93–94, примеч. 39). 259 Об Александре Даниловиче известно лишь, что он умер в конце 1308 г. (ПСРЛ. Т. 18. С. 87). Борис Данилович позже вновь выступает в союзе с братом.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Хавский Петр,родился около 1844 г.; Московская духовная семинария (1858–1864 гг.). Отец: Александр Феодоров. священник; Московская губерния, Бронницкий уезд, село Новорождествено (до 1863 г.); Московская губерния, Бронницкий уезд, село Жилино, Успенская церковь (ЦГА Москвы. Ф. 234. Оп. 1. Д. 1471. Л. 11 об.; Ф. 229. Оп. 5. Д. 587. Л. 9). Херсонский Алексей,родился около 1847 г.; Московская духовная семинария (1862–1868 гг.). Отец: Василий Борисов, бывой дьячок; Московская губерния, Московский уезд, село Щитниково, Димитрие-Селунская церковь (ЦГА Москвы. Ф. 234. Оп. 1. Д. 1565. Л. 12 об., 13). Херсонский Петр,родился около 1846 г.; Московская духовная семинария (1860–1866 гг.). Отец: Василий Борисов, исключенный из духовного звания дьячок; Московская губерния, Московский уезд, село Щитниково, Димитрие-Селунская церковь (ЦГА Москвы. Ф. 234. Оп. 3. Д. 20. Л. 6 об., 7; Оп. 1. Д. 1492. Л. 242). Херсонский Феодор,родился около 1844 г.; Московская духовная семинария (1858–1866 гг.). Отец: Василий Борисов, исключенный из духовного звания дьячок; Московская губерния, Московский уезд, село Щитниково, Димитрие-Селунская церковь (ЦГА Москвы. Ф. 234. Оп. 1. Д. 1492. Л. 249; Оп. 3. Д. 20. Л. 7 об., 8). Холмогоров Александр,родился около 1847 г.; Московская духовная семинария (1862–1868 гг.). Отец: Александр Симеонов, священник; Московская губерния, Богородский уезд, Успенская при Пороховом заводе церковь (ЦГА Москвы. Ф. 234. Оп. 1. Д. 1565. Л. 6 об., 7). Холмогоров Василий,родился около 1840 г.; Московская духовная семинария (1856–1862 гг.). Отец: Никита Васильев, священник; Московская губерния, Волоколамский уезд, село Черленково, Николаевская церковь (ЦГА Москвы. Ф. 229. Оп. 5. Д. 568. Л. 5 об., 6). Хоров Григорий,родился около 1841 г.; Московская духовная семинария (1856–1864 гг.). Отец: Василий Яковлев, пономарь; Московская губерния, Московский уезд, село Хорошево, Троекурово тож, Николаевская церковь (ЦГА Москвы. Ф. 234. Оп. 1. Д. 1471. Л. 9). Цветаев Лев,родился около 1846 г.; Московская духовная семинария (1860–1868 гг.). Отец: Александр Димитриев, диакон; Москва, Сретенский сорок, Троицкая, что в Покровском, церковь (ЦГА Москвы. Ф. 234. Оп. 1. Д. 1565. Л. 3 об., 4).

http://sedmitza.ru/lib/text/10324916/

Анна Степановна, жена свяш. 12. Антоний, намест. Лавры. 313. 336. Антонгй, патр. Конст. 6, пр. 1. Антоний (Шокотов), еписк. 443, пр. 2. Анфим (Голанов), иером. 454. Аркадий, архим. 21. архиеп. Ол. 272. – Перм. 361. 428. 439. Арсений (Мацеович), митр. 19, пр. 1. Арсений Элассонский, архиеп. Сузд. 24. Арсеньев К., авт. уч. геогр. 70. Архангельский Мат., ст. ак. 312. Архангельский С., прот. 92. Аскоченский В.Ип., писат. 122. 455. Астров Н., ст. ак. 419. Астудин, уч-к сем. 101. Аст Фр., филос. 113. Афанасий (Соколов), еп. (быв.рек. ак.). 461. Афанасий, эк.-м арх. дома. 147. Авдоницкий, учит. уч. 135. 136. Б. Багратион П.Ив., князь. 305. 308. Байбаков А., авт. кн. прав, пиитики. 103. 108. Байрон, поэт. 97. Бакрадзе Дим., ст. ак. 420. Балин С.И., куп. 18. 19. 61. Барановы, купцы. 109. Баратынский, поэт. 96. Барский Н.А., пр. сем. 472. Баумейстер, авт. уч. фил. 112. Беневоленский Як., ст. ак. 313. 318. 419. 457, пр. 2. 471. Беневоленский Петр, ст. ак. 420. Бернгард, зубн. вр. 237. Благовещенский И.А., прот. 186. пр. 1. 367. Боголеп, иером. 18. Боголюбов Андр. Ив., ст. ак. 420. 499. Богородский В.Ем., преп. сем. 129. 132. Богородский В.П., уч-к сем. 106. свящ. 342. 345. 428. 448. 458. 464. 484. 486. Богородский Иван, послушн. 486. Богородский-Платонов Ип.М., проф. акад. 313. 357. Богородский Вас., ст. ак. 420. Болотова А.Ив., мещ. 34. 66. 67. 73. 459. Болотова Аг.Аф., жена куп. 36. 75. Болотов Я.Е., куп. 36. Болтин, историк. 26. Борисов Вл., истор. 2 и пр. 1. 11, пр. 1. 24, пр. 2. 26, пр. 1. 59, пр. 1. 110. 144, пр. 1. Борисов Вл.А., куп. сын. 108. Борисов П., куп. сын. 109. Борисоглебская Ел.И. (Флоринская). 139. Борисоглебский Е.Д., свящ. 139. Борис и Глеб, св. муч. 91. Боровский, еп. катол. 399. Броневский, писат. 157. Бурсиков К., крест. 8. Бухарев (архим. Феодор), бак, ак. 307.314. 381. 383.439.440. 469, пр. 1. 472. Былинский В Г., уч-к уч. 95. свящ. 161. 171. 172. 486. Былинский Пол.Гав., бр. свящ. 172. Быстрицкий А.П., свящ. 313. Быстрицкий Гр.П., ст. ак. 312. 318. 331. 332. 338. 356. 362. 365. 369. 418. 437. 457. 458. пр. сем. 471. 476. 478. 485. 489. 497. 508.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

Евгений (Болховитинов) , митр. Словарь русских светских писателей. – Евгений (Болховитинов) , митр. Словарь русских светских писателей, соотечественников и чужестранцев, писавших в России, служащий дополнением к Словарю писателей духовного чина. Т. 1. М., 1838. Елеонский. О древнееврейской священной поэзии. – Елеонский Н. А. О древнееврейской священной поэзии/Чтения в Обществе любителей духовного просвещения. 1872. 6. С. 402–418; 7. С. 428–452.] Есипов. Чернец Федос. – Есипов Г. В. Чернец Федос/Отечественные записки. 1862. 6. Игнатий (Бряпчанинов), еп. Соч. – Сочинения епископа Игнатия Брянчанинова . Т. 2: Аскетические опыты. Т. 5: Приношение современному монашеству. СПб., 1886. Иннокентий (Борисов) , еп. Историческое обозрение. – Иннокентий (Борисов) , еп. Историческое обозрение богослужебных книг Греко-Российской Церкви/[Сост. Григорьев Н. А., под руководством еп. Иннокентия.] Киев, 1836. Иннокентий (Борисов) , архиеп. Письма к Макарию, митр. Московскому. – Письма к высокопреосвященнейшему Макарию, митрополиту Московскому/Церковный вестник. СПб., 1883. 17–18. Иловайский. Заметки. – Иловайский Д. И. Заметки/Русский архив. М., 1900. Янв. Иоанн (Соколов) , еп. Богословские академические чтения. – Богословские академические чтения преосвященного Иоанна, епископа Смоленского. СПб., 1897. Казанский. Слава Богородицы. – Казанский П. С. Слава Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. Ч. 1. М., 1853. Каноны и молитвы. – Каноны и молитвы. Полуустав XVI века. [Б. м., б. г.] 774/504. Книга правил. – Книга правил Святых Апостолов, Святых Соборов Вселенских и Поместных и святых отец. М., 1893. Куник. Известия Аль-Бекри. – КуникА. А., Розен В. Р. Известия Аль-Бекри и других авторов о Руси и славянах. Ч. 1. СПб., 1878. (Записки Академии наук. Т. 32. Прил. 2). Леонид (Кавелин) , архим. Святая Русь. – Леонид (Кавелин) , архим. Святая Русь, или Сведения о всех святых и подвижниках благочестия на Руси (до XVIII в.). СПб., 1891. Ловягин. Богослужебные каноны. – Ловягин Е. И. , проф. Богослужебные каноны на греческом, славянском и русском языках. Кн. 3. СПб., 1856.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Popo...

Там, в кругу избранных, даровитых юношей, он осознал свои необыкновенные дарования, стал дорожить ими, почувствовал жажду благородного соревнования и с увлечением отдался наукам, так что нередко целые ночи проводил за книгами. Справедливость требует заметить, – говорит Митр.Макарий в своём биографическом очерке, – что в академии Иван Борисов более сам образовал себя чтением, размышлением и упражнением в сочинениях, нежели через лекции наставников. С захватывающим интересом поглощая целые книги от начала до конца, даже целые системы философов, он, как это замечается у многих даровитых воспитанников, обыкновенно делал конспекты прочитанного и нередко записывал их в конце книг. Всё это чрезвычайно развивало его восприимчивый ум, и его обширные познания высоко ценились товарищами, которым он, по их просьбе, нередко излагал и раскрывал учение того или другого философа так ясно, легко и подробно, что изумлял всех и совершенно затмевал лекции профессоров. Особенное значение он придавал сочинениям, над которыми работал с увлечением. Обдумав предмет всесторонне, он затем писал сочинение прямо набело. Через два – три дня он пересматривал написанное, и если оно почему-либо не удовлетворяло его, писал другое сочинение на ту же тему, иногда и третье, чтобы подать наставникам то, какое сам считал наилучшим. Этим он приобрёл навык – писать с такой стройностью и блеском, которыми отличаются вообще его произведения. Перед экзаменами он бегло прочитывал лекции, которыми до того мало занимался, и, имея большую подготовку и огромный запас знаний, полученных от чтения книг, всегда отвечал блистательно, превосходя и тех воспитанников, которые прилежно корпели над лекциями. В высшем (богословском) отделении Борисов особенно усердно занимался составлением проповедей, и в нём всё более и более раскрывался тот блестящий проповеднический дар, который сделал из него русского Златоуста. При этом он, прекрасно владея французским языком, тщательно изучал великих мастеров проповеднического слова, как Массильон и Боссюэт, но конечно самое большое влияние на него оказали творения величайшего из великих проповедников, св. Иоанна Златоуста . Всё это предвещало в нём необыкновенного проповедника, каким он и стал впоследствии.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/russki...

В детстве Иван Борисов много болел, и эта болезнь сказалась в последние годы жизни. Читать он научился сразу, чему способствовало воспитание в благочестивой семье. Отрок рос резвым и бодрым, в чем также сказалось доброе воспитание родителей, сумевших духовно образовать в сыне характер, недоступный приступам уныния и мирской печали, несмотря на бедность семьи и плохое физическое здоровье отрока. Впоследствии вышеупомянутая добродетель (т. е. непрестанная духовная бодрость) явилась источником поддержки в трудных обстоятельствах не только для него самого, но и для его многочисленной паствы. Дом Борисовых пользовался большой славой в городе, и в нем часто учились грамоте даже посторонние дети. Библия , Жития святых, Патерики – все это молодой Борисов уже знал при поступлении в 1810 г. в Воронежское епархиальное училище. Заболев оспой, он оставил его, и тогда ему помогал старший брат, который вместе с ним учился в епархиальном училище. Но особенное влияние на него оказал священник Введенской церкви г. Ельца о. Василий Климентьев – человек, отличавшийся редкой добротой, необычайной простотой и доступностью для каждого, независимым характером, широкими для своего времени познаниями, любивший науку... Его занятия с Борисовым, несомненно, имели благотворное влияние на развитие гениального воспитанника. Сам Иннокентий всегда с любовью вспоминал своего незабвенного наставника о. Василия, от которого принимал первые наставления в науках 11 . Он-то и подготовил Борисова к поступлению в Орловскую Духовную Семинарию. «Ректором Орловской Семинарии, находившейся в Севске в последние годы обучения Ивана Борисова (в 1817–1819 гг.), был архимандрит Гавриил (Городнов)» 12 . Преосвященный Иннокентий «с любовью вспоминал об Иринархе (Попове), впоследствии архиепископе Рязанском, который, будучи Кишиневским, возглавил похороны своего гениального воспитанника. Товарищем и другом Ивана Борисова по Семинарии был Иродион Соловьев, в монашестве Иеремия, впоследствии епископ Нижегородский, известный подвижник и аскет» 13 .

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Her...

Святитель скончался 10 октября 1819 года. Причислен к лику святых Русской Православной Церкви для общецерковного почитания на Юбилейном Архиерейском Соборе в августе 2000 года. Святитель Иннокентий, архиепископ Херсонский и Таврический (память 25 мая по старому стилю) С вятитель Иннокентий, архиепископ Херсонский и Таврический (в миру Иван Алексеевич Борисов) родился 15 декабря 1800 года в городе Ельце Орловской губернии в семье священника Успенской церкви Алексия Борисова. Родители преосвященного Иннокентия были люди простые, доброй жизни. Отец Алексей Борисов получил домашнее образование. Из низших степеней клира он дослужился до священника и старался в частых проповедях донести до прихожан слова отцев и учителей Церкви. Мать преосвященного Иннокентия Акилина была женщина неграмотная, но умная и набожная. Крест и молитва были главным основанием всей её жизни, всех её мыслей, действий и поступков. У неё была своя домашняя аптека, состоявшая из разных трав и цветов, росного ладана, благословенных хлебов, елеев от чудотворных икон, Богородичных просфор и подобных сим священных предметов. Ими она врачевала себя и своих детей. В родительском доме Иван изучил славянскую азбуку, Часослов и Псалтирь и научился письму. В 1819 году Иван Борисов окончил курс семинарского учения с отличным успехом и поступил в Киевскую Духовную Академию. Здесь он предался изучению наук с таким жаром, что иногда целые ночи проводил за книгой. Повинуясь внутреннему призванию, более всего занимался он составлением и обработкой проповедей. В 1823 году 23–летний Иван Алексеевич окончил полный курс академического учения первым магистром и был определён в Санкт–Петербургскую Духовную Семинарию на должность инспектора и профессора Церковной истории, но не прошло и трёх месяцев, как он занял и должность ректора Санкт–Петербургского Александро–Невского Духовного училища. Здесь же он принял пострижение в монашество с именем Иннокентий и был рукоположен в иеромонаха. В декабре 1824 года отец Иннокентий назначается бакалавром богословских наук в Санкт–Петербургской Духовной Академии, а через несколько месяцев её инспектором и экстраординарным профессором. В марте 1826 года он возводится в сан архимандрита.

http://predanie.ru/book/78189-novomuchen...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010