Скачать epub pdf Слово в первый день святые Пасхи В озрадовашася ученицы, видевше Господа ( Иоан. 20:20 ). Радуемся мы и веселимся, когда блистает солнце, и тот день, в который невидим его во всей красоте, бывает для нас неприятен и скучен: не паче ли же мы должны радоваться и веселиться, когда сияет Солнце правды ( Мал. 4:2 )? С олнце вещественное познает запад свой ( Псал. 103:13 ); а Солнце правды вечно озарять будет жителей нового Иерусалима. Солнце вещественное, исходя от чертога своего, делается предметом радости ( Псал. 18:6 ); а солнце правды и в своем небесном чертоге находясь, радовало и восхищало странников мира сего. Во времена патриархальные и подзаконные, когда Солнце правды, почивая еще в лоне Отчем, извещало чающих утехи Израилевой о приближении своем – токмо тению, ему предшествовавшею, оно веселило уже святых своих, сквозь самую тень усматривавших грядущие блага. Авраам, отец верующих, виде день Его – время полного сияния, виде, и возрадовася ( Иоан. 8:56 ). Богоотец Давид, пророческим духом созерцая блаженство озаренных светом благодати, скакаше пред сенным ковчегом, где заключены были символы непреложных Божиих обетований. Когда же Солнце правды, Христос Бог наш – благоволил явиться в мир сей: то силы небесные радостно воспели неразлучное от вечности сие явление Его во времени. Итак, если обетование блаженства восхищало сердца верующих; если восхождение солнца духовного было предметом радости и песнопения: то не паче ли должно восхищаться нам, наслаждающимся самым тем блаженством? Не паче ли должно радоваться, когда оное Солнце, после страшной бури ярости Велиаровой, после ужасного для всей твари, гибельного для ада и спасительного для узников адовых захождения своего во гроб, воссияло новым, величественным, Божественным светом? Приидите убо возрадуемся Господеви, воскликнем Богу Спасителю нашему ( Псал. 94:1 ). Но Ангелы, воспевшие рождение Сына Божия, не песнословят на земли востания Его из мертвых, а повествуют случившееся, что Христос воскресе; род же человеческий, поклонившийся с волхвами Младенцу Иисусу, покланяется с Апостолами Победителю смерти и ада, и торжествуя радуется: возрадовашася ученицы, сидевше Господа. Таково свойство неизглаголанной радости! Сердце, до преизбытка упоенное ею, не измеряет своего состояния, но только объявляет качество оного: Возрадовашася. Чтобы и наша радость была исполнена в себе, рассмотрим при настоящем торжестве, какое действие имеет сияние Воскресения Христова на ум и на сердце наше?

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Moskvi...

Скачать epub pdf Слово на обновление иерусалимского храма Воскресения Христова 5761 Память 13 сентября В настоящий день мы празднуем Обновление преславного и превеликого храма в Иерусалиме, – не того, который воздвиг царь Соломон на горе Мориа, но того, который пречудно устроил благочестивый царь Константин с достохвальною матерью своею Еленою на горе Голгофе, очистив и обновив святое место, оскверненное языческим нечестием. После вольных страданий и смерти Господа нашего Иисуса Христа, Его воскресения и вознесения на небо, то святое место, где совершилось наше спасение, было поругаемо и оскверняемо врагами Христовыми. Особенно же осквернил все святые места бесовскими идолами и жертвами нечестивый царь римский Адриан. Воздвигнув на месте Иерусалима, разоренного Титом 5762 , город, он повелел засыпать Гроб Господень землею и множеством камней, а на той горе, где Господь был распят, построил храм языческой богине распутства Венере и поставил ее идола, а над Гробом Господним поставил идола бога Дия (Юпитера). Итак, где Агнец Божий принес Себя в жертву Богу Отцу за грехи наши, там приносились нечистые жертвы бесам и совершались всяческие непотребства. Равно и в Вифлееме, где Пречистый родился из утробы Пречистой Девы, нечестивый царь поставил идола Адониса 5763 , так что и сие святое место осквернялось срамными делами, а там, где был храм Соломона, выстроил идольское капище. Самый город он назвал в честь свою Елиею, – ибо носил имя: Елий-Адриан, – и повелел, чтобы никто не смел называть его Иерусалимом. Сделал же он всё сие из желания истребить с земли самую память об имени Иисуса Христа. Он переименовал город, в котором Иисусом Христом совершено было множество чудес, и устроил бесовские жилища на местах Его рождения, распятия и погребения, именно с той целью, чтобы последующий род человеческий совершенно забыл Христа и более никогда не воспоминал тех мест, на которых жил и учил Господь. Однако же сам Адриан погиб, а святое место Царь славы вновь прославил. Господь, просветив светом святой веры царя Константина и матерь его Елену , вложил им в сердца желание обновить Святый Град Иерусалим, – на том месте, где разоренная храмина тела Христова создана была в три дня (см.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Слово Пространнейшее о вере 1) Речение «бе» относится к Божеству Его; а выражение: «плоть бысть» — к человечеству. «Слово плоть бысть» (Ин. 1:14), не разрешившись в плоть, но понесши на Себе плоть. Если сказать: «такой-то был стар», то это не значит, что сначала родился он старым. Или если сказать: «заслуженный был воин», то не значит это, что и первоначально был таким же, каков стал впоследствии. Сказано: «аз Иоанн... бых во острове... Патмосе... в день недельный» (Апок 1:9, 10). Это не значит, что там произошел на свет или родился Иоанн. Напротив того, сказал: «бых в Патмосе» — вместо: пришел в Патмос. Так, Слово снизошло в плоть, что и выражено этим изречением: «Слово плоть бысть». Слушай того, кто говорит: «бых яко сосуд погублен» (Псал. 30:13); и: «бых яко человек без помощи, в мертвых свободь» (Псал. 87:5, 6). 2) Человек или Бог — воскрешен из мертвых? Лучше нас ведая сие, апостол Петр толкует и говорит: «снемше Его с древа, положиша во гробе. Бог же воскреси Его от мертвых» (Деян. 13:29—30). Снято же с древа, положено во гроб и погребено Иосифом Аримафейским мертвое Иисусово тело; его-то и воскресило Слово, изрекшее: «разорите церковь сию, и треми денми воздвигну ю» (Иоан. 2:19). Ибо Животворящий всех мертвых оживотворил и воспринятого Им на Себя человека от Марии, Христа Иисуса. И если, быв на кресте, воздвиг задолго прежде истлевшие мертвые тела святых, то тем паче мог воздвигнуть тело, которое носил на Себе Сам присноживущий Бог Слово, как говорит Павел: «живо бо Слово Божие, и действенно» (Евр. 4:12). 3) Жизнь не может умереть, а паче — сама животворит мертвых. Итак, по Божеству от Отца Господь — источник жизни; а умер, паче же — и воскрешен из мертвых, Человек, сущий от Девы Марии, Который и ходатайствует о нас и Которого ради нас восприяло на Себя Божество Слова. Потому писанное: «в начале бе Слово» (Ин. 1:1), — явно обозначает Божество; а сказанное: «Слово плоть бысть» (Ин. 1:14), — указывает на человечество Господне. 4) Лазарь умер от болезни; Господень же Человек умер не невольно и не от болезни. Напротив того, Сам исшел на домостроительство смерти, укрепляемый вселившимся в Нем Богом Словом, рекшим: «никтоже возмет душу Мою от Мене, но Аз полагаю ю о Себе. Область имам положити ю, и область имам... прияти ю» (Иоан. 10:18). Почему Божество Сына и полагает и приемлет душу человека, которого понес Он на Себе, потому что восприял Он целого человека, чтобы и оживотворить целого же человека, а с ним и мертвых.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2581...

Текст службы навечерия Богоявления Господня, совершаемой утром 18 января О Часех в Навечерии святых Богоявлений, указ писан в Часех Рождества Христова. Последование Часов, певаемых в Навечерии Просвещения. Речет иерей: Благословен Бог наш: Чтец: Аминь. Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе. Царю Небесный: Трисвятое: по Отче наш: иерей возглас: Яко Твое есть Царство: Господи, помилуй, 12. Слава, и ныне: Приидите поклонимся: трижды. Таже псалом Давидов 5: Глаголы моя внуши, Господи, разумей звание мое. Вонми гласу моления моего, Царю мой и Боже мой: яко к Тебе помолюся, Господи. Заутра услыши глас мой: заутра предстану Ти, и узриши мя: яко Бог не хотяй беззакония Ты еси: не приселится к Тебе лукавнуяй, ниже пребудут беззаконницы пред очима Твоима: возненавидел еси вся делающия беззаконие. Погубиши вся глаголющия лжу: мужа кровей и льстива гнушается Господь. Аз же множеством милости Твоея вниду в дом Твой, поклонюся ко храму святому Твоему, в страсе Твоем. Господи, настави мя правдою Твоею, враг моих ради исправи пред Тобою путь мой. Яко несть во устех их истины, сердце их суетно, гроб отверст гортань их, языки своими льщаху. Суди им, Боже, да отпадут от мыслей своих: по множеству нечестия их изрини я, яко преогорчиша Тя, Господи. И да возвеселятся вси уповающии на Тя, во век возрадуются, и вселишися в них: и похвалятся о Тебе любящии имя Твое. Яко Ты благословиши праведника, Господи, яко оружием благоволения венчал еси нас. Псалом 22: Господь пасет мя, и ничтоже мя лишит. На месте злачне, тамо всели мя, на воде покойне воспита мя. Душу мою обрати, настави мя на стези правды, имене ради Своего. Аще бо и пойду посреде сени смертныя, не убоюся зла, яко Ты со мною еси: жезл Твой и палица Твоя, та мя утешиста. Уготовал еси предо мною трапезу сопротив стужающим мне: умастил еси елеом главу мою, и чаша Твоя упоявающи мя, яко державна. И милость Твоя поженет мя вся дни живота моего, и еже вселити ми ся в дом Господень в долготу дний. Псалом 26: Господь просвещение мое и Спаситель мой, кого убоюся? Господь защититель живота моего, от кого устрашуся? Внегда приближатися на мя злобующим, еже снести плоти моя, оскорбляющии мя и врази мои, тии изнемогоша и падоша.

http://pravmir.ru/kreshhenskij-sochelnik...

Часть 1. Россия и православный Восток в первой половине XIX века Раздел 1: Материальная помощь Иерусалимскому патриархату в царствование Александра I 3. Всеподданнейший доклад Св. Синода императору Александру I С.-Петербург 7 марта 1816 г. Копия 1816 года марта 7 дня приказали: Поднесть Его Императорскому Величеству от Синода Всеподданнейший доклад следующего содержания: Иерусалимский Патриарх Поликарп в письме чрез синодального члена и экзарха Гавриила, митрополита Кишиневского, прописывая о сожжении – или неосторожностью, или коварством армян – в Иерусалиме храма Воскресения Христова, где обретается Гроб Господень, просит, во-первых, об оказании пособия на уплату немалых долгов, происшедших от совершенного возобновления упоминаемого погоревшего храма, а во-вторых, о защищении права первенства от наваждения армян, вторгшихся во святые места, вне Иерусалима сущие, и совершающих на священных наших престолах свои тайны, каковое право присвоено издревле в Иерусалиме единоверным нашим, в святых местах трудящимся, как для поддержания в оных православия, так и для ограждения претерпевающих гонения. Относительно испрашиваемого Патриархом пособия, Синод, соображаясь с подобными напредь сего случаями, при коих оказываемо было оное от монарших щедрот, находит и ныне следующий к тому способ: Так как четырем Патриаршим престолам и монастырям, в Палестине существующим, по штату 1735 года положено в милостыню жалованья 25 000 рублей и повелено назначенную в каждое место сумму отпускать не ежегодно, а чрез пять лет, для чего и ассигнуется в каждый год только пять тысяч рублей, но за невыдачею из сей суммы полного количества, по причине неприсылки требований, осталось в Государственном казначействе с 1780 года по ныне более 90 т. рублей; по сношении же с Министерством финансов предположено в случае требований, в котором году могущих превзойти положенную ежегодную сумму, дополнять из остатков сей самой суммы, не заимствуя из других, то Синод приемлет смелость представить Вашему Величеству и Всеподданнейше просить, не благоугодно ли будет Вашему Величеству:

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Часть 8. Воскресение Сошествие ангела Свидетелем самого Воскресения Господня никто не удостоился быть. Знаем только, что в этот момент «сделалось великое землетрясение, ибо Ангел Господень, сошедший с небес, приступив, отвалил камень от двери гроба и сидел на нем; вид его был, как молния, и одежда его бела, как снег». Это видели воины, охранявшие гроб. Сначала, «устрашившись» вида Ангела, «стерегущие пришли в трепет и стали, как мертвые» ( Мф.28:2–4 ). Потом, придя в себя, в ужасе разбежались. А «некоторые из стражи, войдя в город, объявили первосвященникам о всем бывшем. И сии, собравшись со старейшинами и сделав совещание, довольно денег дали воинам, и», с отчаянием утопающего, хватающегося за соломинку, посоветовали: «скажите, что ученики Его, придя ночью, украли Его, когда мы спали; и, если слух об этом дойдет до правителя, мы убедим его, и вас от неприятности избавим. Они, взяв деньги, поступили, как научены были; и пронеслось слово сие между иудеями до сего дня» ( Мф.28:11–15 ). Но, как видим, скрыть происшедшее они все же не смогли. Да и как возможно скрыть такое! Приход Мироносиц ко гробу Едва дождавшись окончания субботы, ко гробу пришли женщины, сопровождавшие Иисуса в Его странствиях. Они заранее «приготовили благовония и масти» ( Лк.23:56 ), или «миро», чтобы довершить погребальный обряд, прерванный наступлением субботы. Поэтому они и названы «мироносицами». Лука пишет, что «то были Магдалина Мария, и Иоанна, и Мария, мать Иакова, и другие с ними» ( Лк.24:10 ). Марк упоминает еще «Саломию» ( Мк.16:1 ). Все они «весьма рано, в первый день недели, приходят ко гробу, при восходе солнца» ( Мк.16:2 ). А Иоанн Богослов говорит только о Марии Магдалине: «В первый же день недели Мария Магдалина приходит ко гробу рано, когда было еще темно» ( Ин.20:1 ). Эти женщины видели, что ко гробу привален огромный камень, к камню приложена печать, и поставлена стража. И все-таки они идут, и только «говорят между собою: кто отвалит нам камень от двери гроба?» ( Мк.16:3 ) На что они надеются? Кто, в самом деле, сможет им помочь?

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

Чин пострижения в малую схиму По ударении в малое древо, начинающим братиям часы, приводим бывает в церковь екклисиархом и своим старцем много время в монастырстем искусе и старчестем послушании добре пребывый, хотяй пострищися, и ставше посреде церкве, покланяются обычно, потом же абие шедше ко игумену и поклоншеся, лобызают десницу его, и вземше благословение от него, творят поклонения три до земли прямо Святых врат, таже лобызают святыя иконы, и паки ставше пред Святыми враты, покланяются единощи до земли, и обращшеся к ликом, такожде творят по единому поклонению. Абие же посем изшедшым им в притвор, новоначальный отлагает обычную свою одежду, и сапоги, и хитон, и облачается во власяницу едину точию. Вестно же буди, яко подобает всяко пострищися хотящему в первых, прежде даже приити ему в церковь , исповедати вся грехи своя пред духовником, и от него совершенное прияти разрешение, и готову быти ко причащению Пресвятых Таин Тела и Крове Христовы. Сице бо повелевает божественный Дионисий Ареопагит , в книзе своей о священноначалии церковнем, во главе 6, и тайне иноческаго совершения. Наченшей же ся Божественней литургии, стоит в притворе, певаемым же обычным антифоном, по входе со Евангелием чтется кондак дневный на Славе, на И ныне же поется тропарь сей, глас 1. Подобен: Гроб Твой, Спасе: Обятия Отча отверсти ми потшщися, блудно мое иждих житие, на богатство неиждиваемое взираяй щедрот Твоих, Спасе, ныне обнищавшее мое не презри сердце. Тебе бо, Господи, во умилении зову: согреших, Отче, на небо и пред Тобою. Сему же поему, братия вси исходят в притвор, и вземше свещы, пред’идут два два, тихо поюще вышеписанный тропарь, хотяй же пострищися созади послежде всех между старцем и екклисиархом, и во единей власянице токмо, не опоясан, не обувен, и главою откровенною идет, руце имый согбенне к персем аки связане, вшед же в церковь , покланяется главою низко к востоку единощи, таже пришед пред амвон, паки покланяется такожде, пред святыя же врата пришед, пад на землю ниц лежит, моляся в себе прилежно Господеви о прощении своих грехов, и о еже прияти его в чин кающихся.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Чудо Благодатного огня Господь наш Иисус Христос пострадал и умер на Кресте, был погребен во гробе, принадлежавшем Никодиму, и воскрес из гроба в третий день после Своей кончины. Где находилась гора Голгофа — место страданий Спасителя и место Его погребения? Согласно Священному преданию, в евангельскую эпоху скала, называемая Голгофа, существующая и по сей день, на которой и произошло Распятие Христа, была расположена почти сразу за стенами тогдашнего Иерусалима, с внешней стороны. Святая Гробница — пешера, в которой находилось тело Спасителя в течение трех дней, была высечена в небольшой скале, расположенной на расстоянии десятка метров от Голгофы, которая несколько возвышается над скалой Святой Гробницы. По внутреннему устройству Святая Гробница представляла собой высеченную в скале пещеру, в которой было два помещения: дальнее, являвшееся собственно погребальной камерой, с ложем — аркосалием, — и входное помещение перед ней. В IV веке по приказу святой равноапостольной Елены над местом Голгофы и Святой Гробницы был воздвигнут великолепный храм — Базилика, причем и сама Голгофа, и Святая Гробница были заключены под его сводами. До нашего времени Базилика несколько раз перестраивалась, даже разрушалась (614 год), восстанавливалась и сейчас известна как Храм Гроба Господня в Иерусалиме. Непосредственно над погребальной пещерой Спасителя издревле находится специальная часовня — Кувуклия. Слово «Кувуклия» означает «царская опочивальня». Для обозначения гробницы это слово применяется в единственном на земле месте — в Храме Гроба Господня, где «Царь царствующих и Господь господствующих» был положен для тридневного сна. Здесь Он воскрес, первенец из мертвых, открывая нам всем путь к Воскресению. Современная Кувуклия представляет собой часовню размером около восьми метров в длину и шесть метров в ширину, располагается под сводами Храма Гроба Господня. Как и в евангельские времена, Гроб Господень, Святая Гробница, в настоящее время состоит из двух комнат: небольшая «погребальная камера» 2,07x1,93 метра, почти наполовину занятая каменным ложем — аркосалием, и входное помещение (комната), называемая приделом Ангела, размером 3,4x3,9 метра. Посреди придела Ангела расположен пьедестал с частью священного камня, который был отвален в свое время от Святой Гробницы Ангелом и на котором он и сидел, обращаясь к женам-мироносицам.

http://pravoslavie.ru/4942.html

Январь 1698 г. Иоганн Корб. Дневник путешествия в Московское государство. 11. На следующий же день они были уволены от своих поручений, потому что один увел назад с собою конюшего, а другой был назначен в нашу свиту и должен был продолжать с нами путь. Погода была прекрасная, когда мы, проехав через Ейгенсбрун, прибыли к полудню в Волькдорф, а к вечеру приехали мы в Гаунерсдорф. Обычное у католиков по субботам богослужение напомнило нам должное поклонение Богородице. Один из миссионеров (три священника этого ордена сопровождали нас в Москву) читал нам Лоретанские литании, а мы за ним их пели, и впоследствии мы свято наблюдали за тем, чтобы всегда отправлять сие богослужение. 12. На рассвете (день был воскресный), после обедни, которую все наши люди по очереди слушали, отправились мы в дальнейший путь и во втором часу пополудни, миновав Шрик, приехали в Вульферсдорф, принадлежащий князю Лихтенштейну, известный дворцом княжеским. С левой стороны примыкает к Королевской улице холм, на котором устроены набожными жителями места, напоминающие страдания нашего распятого Спасителя; кроме прочих изображений мест страдания Господня, сад оливковый и гроб Господень поддерживают в жителях религиозные чувства; там же поставлен памятник и св. Розалии. Оставив это место, приехали мы к вечеру в Кецельсдорф. 13. Когда мы проснулись, солнце уже взошло, но было заволочено густыми тучами. Дурная погода с сильным ветром. Дорога, по которой приехали мы в Дразовы Дворы, замечательна плодородием соседних холмов. Замок Фалькенштейн, который теперь необитаем, в четверти часа езды отсюда. Неподалеку и другой замок, который получил от Дресенгофа свое название или же ему оное сообщил, а вблизи возвышается храм во имя св. Витта. Здесь находится граница между Австрией и Моравией. Около полудня приехали мы в Микулов, принадлежащий князю Дитрихштейну. В Нижней Вистонице имели мы ночлег и из предосторожности от огня, который, по причине сильного ветра, мог бы быть очень опасен, поставили стражу, поочередно сменявшуюся. На другой день назначена здесь большинством голосов дневка, по той основательной причине, чтобы дать лошадям отдохнуть и собраться с силами для дальнейшего пути.

http://sedmitza.ru/lib/text/439170/

Пустой гроб Согласно всем четырем Евангелиям, первыми исчезновение тела Иисуса из гробницы обнаружили женщины. Иоанн упоминает только одну: «В первый же день недели Мария Магдалина приходит ко гробу рано, когда было еще темно, и видит, что камень отвален от гроба» (Ин. 20:1). Матфей говорит о двух женщинах у гроба: «По прошествии же субботы, на рассвете первого дня недели, пришла Мария Магдалина и другая Мария посмотреть гроб. И вот, сделалось великое землетрясение, ибо Ангел Господень, сошедший с небес, приступив, отвалил камень от двери гроба и сидел на нем; вид его был, как молния, и одежда его бела, как снег; устрашившись его, стерегущие пришли в трепет и стали, как мертвые; Ангел же, обратив речь к женщинам, сказал: не бойтесь, ибо знаю, что вы ищете Иисуса распятого; Его нет здесь — Он воскрес, как сказал. Подойдите, посмотрите место, где лежал Господь, и пойдите скорее, скажите ученикам Его, что Он воскрес из мертвых и предваряет вас в Галилее; там Его увидите. Вот, я сказал вам. И, выйдя поспешно из гроба, они со страхом и радостью великою побежали возвестить ученикам Его» (Мф. 28:1-8). У Марка свидетелями отсутствия тела Иисуса в гробнице становятся три женщины: «По прошествии субботы Мария Магдалина и Мария Иаковлева и Саломия купили ароматы, чтобы идти помазать Его. И весьма рано, в первый день недели, приходят ко гробу, при восходе солнца, и говорят между собою: кто отвалит нам камень от двери гроба? И, взглянув, видят, что камень отвален; а он был весьма велик. И, войдя во гроб, увидели юношу, сидящего на правой стороне, облеченного в белую одежду; и ужаснулись. Он же говорит им: не ужасайтесь. Иисуса ищете Назарянина, распятого; Он воскрес, Его нет здесь. Вот место, где Он был положен. Но идите, скажите ученикам Его и Петру, что Он предваряет вас в Галилее; там Его увидите, как Он сказал вам. И, выйдя, побежали от гроба; их объял трепет и ужас, и никому ничего не сказали, потому что боялись» (Мр. 16:1-8). Наконец, в рассказе Луки фигурируют три женщины, названные по имени, и другие, не названные:

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5927767...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010