26 Июня. Понедельник. Осмотр храма Воскресения; поездка в Иерихон. Утро нынешнего дня было предназначено для подробного «смотра храма Воскресения с его многочисленными постройками и святынями, на поклонение которым мы заходили сюда ежедневно. Поэтому в девять часов утра, в сопровождении своих постоянных руководителей: о. Архимандрита Александра и Н. Г. Михайлова, мы отправились с русских построек по узким и грязным улицам Иерусалима, переполненным лавками и торговцами, к храму Гроба Господня. Священнейшее для христиан место – храм Воскресения Христа, скрывающий под своим кровом величайшие христианские святыни – Гроб Господень и Голгофу, в то же время принадлежит по своему внешнему устройству к самым интереснейшим храмам в христианском мире. Имея 146-ть с половиной аршин в длину и почти 86-ть в ширину и принадлежа, таким образом, к величайшим христианским храмам, 2-х этажный храм Воскресения совершенно незаметен издали, так как застроен целым рядом пристроек, принадлежащих различным вероисповеданиям, владеющим храмом Воскресения 57 , и доступ к нему открывается только с одной стороны. Храм Воскресения, постоянно видоизменяясь, строился в продолжении многих столетий. Его судьбы тесно связаны с судьбами самого Иерусалима, над которым за его многолетнее существование пронеслось немало исторических гроз. «Существует ли на свете другой город, говорит один писатель (Историч. судьбы Св. града Иерусалима, Виноградова. СПБ., 97 г. Изд. Имп. Пал. Общества, стр. 3), судьба которого была бы столь печальна и тягостна, который был бы столько раз разрушен, создан снова и вновь разрушен до основания, как Иерусалим?» И это совершенно справедливо. Еще до Рождества Христова 58 Иерусалим – этот священный город на языке всех местных национальностей – был не один раз ареной кровопролития, особенно с тех пор, как, за 1100 лет, он сделался местом жительства Богоизбранного народа. Так, уже при наследнике Соломона, Ровоаме, Египетский Фараон Сезан, за 967 л. до Р. Хр., овладел Иерусалимом и ограбил его.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

492. Слово в день Успения Пресвятой Богородицы (Говорено в Московском Большом Успенском Соборе 15 августа) 972 1829 год Матерь Света нисходит во мрак. Родившая Начальника жизни и Победителя смерти, даже и после решительной победы над смертию, т. е. после Воскресения Христова, предается в область смерти. Если во дни, «когда царствова грех во смерть и даже царствова смерть... и над не согрешившими по подобию преступления Адамова» ( Puм. V. 14, 21 ), удивительно было, что Енох, что Илия, не умерли, как прочие: то во дни, когда «благодать воцарися правдою в жизнь вечную, Иисус Христом Господем нашим» ( Puм. V. 21 ), не менее удивительно, что Мария умирает, как прочие. Не моему только неведению принадлежит сие удивление: сама церковь , хранительница многоразличной премудрости Божией, в одном из своих песнословий на Успение Пресвятой Богородицы, восклицает: «о дивное чудо! источник жизни во гробе полагается» 973 . Что же при сем должны мы подумать, христиане? – Если Пресвятая должна отдать некоторую дань владычеству греха: ибо смерть есть дань греху, по слову писания: «оброцы... греха смерть» ( Puм. VI. 23 ): то коль тяжкому сего рода оброку мы многогрешные подвергнуться можем! Если над Преблагословенною отчасти совершается приговор проклятия: ибо к древнему проклятию Адамову принадлежит сей приговор: «земля еси, и в землю отъидеши» ( Быm. III. 19 ), то чего должны ожидать мы, которые, хотя и приняты в наследники нового благословения Христова, но едва ли не более живем еще наследием ветхого Адама, – помыслами земными, вожделениями чувственными, делами плотскими, в которых проклята земля? Если честнейшая Херувимов, и славнейшая Серафимов, если Матерь Господа, одинаким с уничиженными земли путем идет во гроб, рядом с червием полагается в персть: то мы, умаленные от Ангелов, и может быть не только «малым нечим» ( Евр. 2:7 ), как хотел Творец, но много, прелестию диавола, и весьма много, по нашему собственному произволу, – мы рабы недостойные, можем ли быть низведены менее, нежели до ада? Подлинно, как говорит св. Ап. Петр: «аще праведник едва спасется, нечестивый и грешный где явится» ( 1Nemp. IV. 18 )?

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

@font-face font-family: " YS Text Variable " ; src: url( " " ) format( " woff2 " ); font-weight: 400 700; font-display: optional; #ya-site-form0 .ya-site-suggest#ya-site-form0 .ya-site-suggest-popup#ya-site-form0 .ya-site-suggest__opera-gap#ya-site-form0 .ya-site-suggest-list#ya-site-form0 .ya-site-suggest__iframe#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items li#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:link,#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:visitedhtml body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem-link,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:hover,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_state_hover#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav:hover,#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_translate .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem .ya-site-suggest__info#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_selected#ya-site-form0 .ya-site-suggest__fact#ya-site-form0 .ya-site-suggest__highlight Закрыть Чудо Благодатного огня Измерения, произведенные русским физиком А. Волковым  Андрей Волков   03:00 25.04.2023 502 Время на чтение 5 минут Источник: Россия Новый Ковчег В пасхальное воскресенье 2008 г. русский физик Андрей Александрович Волков, заведующий отделом Института атомной энергии им. Курчатова, возглавил научную делегацию, целью которой было исследовать чудо Святого Света. Экспедиция была организована профессором Александром Московским с намерением создать документальный фильм, посвященный роли чудес в религии. В Великую Субботу 2008 г. около 9 часов утра Андрей Волков вошел в храм Воскресения, неся с собой необходимое оборудование. Для измерений в основном использовался электронный осциллоскоп как изображено справа, соеди­ненный с переносным компьютером, на котором была установлена специальная программа. Ис­следователь расположился приблизительно в де­сяти метрах от входа в Гроб Господень, и главной его целью было зарегистрировать спектр элек­тромагнитного излучения на определенных ча­стотах. Результаты проведенных измерений и сделан­ные из них выводы физик описал год спустя, 21 апреля 2009 г., в интервью газете «Вера», ко­торое приводится ниже:

http://ruskline.ru/opp/2023/04/25/chudo_...

XXIII. Первый крестовый поход 1 Патриарх Симеон Григорий VII, основатель владычества папского, простиравший честолюбивый взор свой на все престолы Запада и Востока, чтобы подчинить их единой кафедре Рима, уже жаждал освободить гроб Господень силою оружия и, по словам его, душа его была прискорбна даже до смерти, поскольку не мог сего исполнить. Посланники императора греческого Михаила Дуки, после бедственного поражения Романа Диогена, предстали в Рим умолять папу о защите против сильного Малек-шаха и возраставшей силы Сельджукидов. Но, хотя Григорий и писал ему в ответной грамоте, что пятьдесят тысяч воинов, под его личным предводительством, готовы выступить на помощь христианам восточным; хотя и возбуждал, окружными посланиями, властителей Европы к освобождению Св. мест, и посылал туда на покаяние великих преступников, однако голос мощного папы остался без деятельного отголоска, посреди долголетней борьбы его с императором римским Генрихом IV; он только посеял семена, в свое время произрастившие плод. Виктор III, его преемник, действуя в его духе, звал также Запад к освобождению Востока и мог только подвигнуть поморские города Италии вооружить свои флоты для бесполезных высадок на берега Сирии. Дело сие предстояло Папе Урбану II, которого мощное слово двинуло все народы Запада к Востоку, и тогда началась новая воинственная эпоха для Иерусалима, изменившая на два столетия лице всей Палестины и доныне оставившая глубокие следы свои на Востоке. Новая стихия западная, племя франков, примешалась к стихии арабской и турецкой, уже заглушавшей первобытную образованную стихию мира греческого, который столь благодатно процвел в обновленной христианством Св. земле. В течение двух веков непрестанные кровопролития франков и турков миллионами трупов усеяли все пути Сирии, и хотя от сего страшного столкновения Запада с Востоком возникло впоследствии просвещение в Европе, немного пользы принесло оно бедствующей Палестине, над которою еще более отяготилось иго магометанское, по удалении франков; а между тем истребилось постепенно сокровище обителей пустынных, под превозмогавшим влиянием первосвященников западных, и остатки учености духовной, которою славились еще лавры Св. Саввы и Феодосия, Евфимия и Харитония, под игом арабским исчезли совершенно, когда, после бурного прилива и отлива волн западных, осталась только одна горькая пена столетнего их владычества в Св. граде и двухвекового в Св. земле.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

     Христос воскресе! Многие думают: хорошо бы было, если бы Церковь стала сегодня более динамичной или более современной. Но жизнь тех, кто составляет славу Церкви, говорит о другом. Все наши достижения непрочны без любви Христовой, которая одна только крепче смерти, и которая рождает в нас желание ответить на эту любовь нашей любовью до смерти. Только Бог спасает — не мы спасаем, Бог. Бог спасает нас любовью Своею, Крестом. Когда Христос явил Свою любовь до конца, когда, казалось, разрушено все и погибла всякая надежда, святые Иосиф Аримафейский и Никодим вдруг увидели эту всеми отвергнутую, поруганную, распятую любовь, и, забыв все прежние страхи, открыто исповедали себя Его учениками и пошли дерзновенно к Пилату просить тела Иисусова для погребения. Приидите, ублажим с Иосифом приснопамятным и святых жен-мироносиц, которые во время проповеди Спасителя служили Ему от имений своих, учась от Него единственной заповеди о любви, о которой они не имели никакого понятия в своей прежней, праведной или грешной жизни. В то время как апостолы, боясь разделить участь своего Учителя, разбежались и Петр, клявшийся в верности до смерти, трижды отрекся от Него, жены-мироносицы бесстрашно следовали за Ним на Голгофу, и стояли у Креста до самого погребения Его, «зряще, где Его полагаху». В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, и едва минул день субботнего покоя, они купили ароматы, и «еще сущей тьме», ранее восхода солнца, поспешили на гроб помазать Его тело благовониями. Чем больше любовь, тем больше скорбь в мире, который лежит во зле. Чем больше скорбь о Христе в этом мире, где порой может показаться, что нет Ему на земле места, тем больше радость. И скорбящие о Господе, как святые жены-мироносицы, оказываются достойными той первой любви, о которой говорит Откровение, и первыми радуются о Пасхе. Крест неотделим от радости, ибо прииде Крестом радость всему миру. Спасти мир — не значит дать ему счастье, то призрачное, обманчивое счастье, которое нередко в самом себе таит начало скорбей. Спасти мир — значит дать ему смысл страдания и радость, которую никто не может отнять.

http://pravoslavie.ru/93337.html

А.А. Федоров-Давыдов Глава первая. Время перед крестовыми походами I. Вражда зарождается С древнейших времен народы Запада вечно враждовали с полудикими, хищными народами Востока. Западу всегда угрожала стихийная сила этих восточных племен, которая обыкновенно лавиной обрушивалась на него и одолевала численностью участников этих походов. В древнейшие времена нападения такого рода были ужасны, хотя нападающие хлопотали тогда больше всего о расширении и укреплении своих владений. Но в Средние века (время от конца V века и до начала XVI века называется Средними веками, Средневековьем) чисто физическая сила окрепла еще более: у нее явилась нравственная идея. Магометане восстали против христиан и положили подчинить их себе и обратить в свою веру. Почти тысячу лет магометане угрожали низвержению креста, и только с 1683 года христиане, наконец, мало-помалу взяли перевес над врагами и вытеснили магометан из своих владений. В период этой долгой борьбы христиане предпринимали крестовые походы против магометан, небывалые походы – по численности и неуклонности в преследовании своей цели. В крестовых походах ясно обрисовалась жажда освобождения от ига магометан вообще и освобождение древнехристианской области, где родился, жил и страдал Спаситель, где находился Гроб Господень, где каждая мелочь напоминала христианам основную идею их религии. С самых первых времен христианства последователи Христа собирались у Гроба Господня для молитвы и богослужений. Христианство дало страшный толчок человечеству, после чего с каждым веком оно приобретало всё больше и больше значения и быстро распространялось по всему свету. Со всех концов земли в Иерусалим направлялись толпы верующих паломников, которые знать не хотели ни трудности пути, ни опасностей в дороге. Они верили непоколебимо, что за их труды и усердие Бог охранит их или возьмет их к Себе для вечного блаженства. А странствие в то время и точно тяжелое было. Много лихих людей пользовались беззащитностью паломников и отсутствием наказания за свои преступления, нападали на них и обижали несчастных.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Август-серпень 16 ч. Память преп. Иоакима осоговского Преподобный Иоаким 400 был один из четырёх великих отшельников болгарских, возбудивших своими подвигами сотни и тысячи между болгарами к христианскому подвижничеству. Первым был св. Иоанн рыльский; подвиги пр. Иоакима совершались в последней по­ловине XI в. Почувствовав непреодолимое желание подвизаться в уединении, Иоаким молил Господа указать ему место уеди­ненное. Помолившись в малом храме с. Нового Градца, он сел на паперти церковной. Добрый и богатый боярин того места вступил в разговор с ним и когда Иоаким сказал, что желал бы наедине подвизаться, но не знает удобного места, боярин указал ему на место самое удобное.– Под крылом горы Осоговской,– говорил боярин,– при р. Скупище в местности Бабин дол есть пещера глубокая, защищенная скалами,– вот тебе место,– спасайся там о Господе. Преподобный благодарил Бога за открыв­шееся место, близкое к его желаниям, и просил боярина по временам вспоминать о его нищете своею милостию. Поселясь в пещере, он подвизался здесь немало времени в посте и коленопреклонных молитвах, незнаемый никем. Уже пред кончиною его, по смотрению Божию, напали на него два зверолова.– Вы что-то печальны,– сказал им старец при встрече.– На этой горе,– отвечали они,– всегда имели мы счастливый лов, а на этот раз бродили несколько дней и ничего не поймали.– Дети!– отвечал старец,– день к вечеру близится; отдохните у меня эту ночь, а завтра утром ступайте вот в ту сторону и с вершины горы идите в дом свой. Охотники на утро встретили на вершине горы самый счастливый лов. Один из них пришёл к старцу благодарить его за совет.– Божие благословение с вами,– сказал старец. С того времени в доме охотников появилось довольство. Спустя недолгое время охотники пришли посетить старца, но уже нашли его почившим. Благодарные, они до смерти своей приносили свечи на молитву преподобного. Кончина его последовала, как открыл он в загробном явлении своём, «пред великим мраком прежде осми лет» 401 . Немало времени прошло после того; при имп. Мануиле (1143–1179) Бог благоволил прославить раба своего. Священник села Осмидола страны Овчепольской Феодор, овдовев, положил оставить мир и слышав о месте подвигов блаж. Иоакима отправился к Осоговской горе с решимостию подвизаться отшельнически там же, где проводил равноангельскую жизнь Иоаким. Является ему во сне преподобный и спрашивает: куда идешь ты?– Феодор сказал о своём желании. Преподобный оградил его крестным знамением и, вынув сосуд, отёр водою ему голову, лице и руки. Иди, чадо! с миром,– прибавил преподобный. Проснувшись, Феодор от радости омыл лице своё слезами. Приняв иночество с именем Феофана, он построил храм на месте подвигов преподобного,– обрёл гроб его и по неоднократному явлению преподобного открыл мощи его в общее назидание. При мощах совершались чудеса.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Валаам. Старец Алексий. Об исповеди В душе владыки Феофана особое место занимал Валаамский монастырь. Он любил святой Валаам и часто с теплотой говорил о нем. Суровая и величественная природа Спасо-Преображенского монастыря, одного из древнейших на Руси, расположившегося на островах огромного, как морс, Ладожского озера, была мила его сердцу. Монастырь появился еще в те времена, когда вся окольная земля была языческой. Суровый северный климат Богом был создан для аскетов-подвижников. К монастырю относятся несколько скитов, а также хижины отшельников. Трогателен здесь монастырский суровый обычай вселения в отшельничество. Когда монах изъявляет желание вести совершенно одинокий, безмолвный образ жизни, признается способным к этому и получает благословение игумена, ему дают топор, пилу, гвозди, мешок сухарей и отвозят на необитаемый остров. Там он сооружает себе хижину для молитвы и сна, как бы гроб, в котором и подвизается до смерти. Пищу ему, сухари, привозят на лодке из монастыря. При этом не произносят ни слова, ибо он дал обет Богу умереть миру и жить лишь о Господе. В годы своего двадцатилетнего пребывания в Петербургской Духовной академии владыка Феофан часто уединялся на Валааме. Вспоминая о своих путешествиях, он говорил: «Как только попадешь на пароход, доставляющий богомольцев в обитель, так уже начинаешь себя чувствовать, будто в монастыре. Это прежде всего потому, что вся команда на пароходе – монахи, все совершается с благословения и с молитвой». И еще вспоминал Владыка: «Служба в храме кончается, и я прежде отпуста выхожу из храма, чтобы не смущать монахов и богомольцев своим присутствием. А то ведь, как к епископу, все молящиеся начнут подходить под благословение. А я выйду быстро из храма и уйду в лес. А в лесу благодатная, неописуемая красота. Молитвенная тишина, как в храме Божьем... Господи, какое это дивное наставление к молитве непрестанной. Действительно, сама неодушевленная природа говорит о Великом Творце своем, о Боге. Ибо воистину по величию и красоте созданий познается Он, Виновник и Создатель бытия их» (См.: Прем.13:5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Bystrov...

Воскресение Иисуса Христа По прошествии субботы, ночью, на третий день после Своих страданий и смерти, Господь Иисус Христос силою Своего Божества ожил , т. е. воскрес из мертвых . Тело Его, человеческое, преобразилось. Он вышел из гроба, не отвалив камня, не нарушив синедрионовой печати и невидимый для стражи. С этого момента воины, сами не зная того, охраняли пустой гроб. Вдруг сделалось великое землетрясение; с небес сошел ангел Господень. Он, приступив, отвалил камень от двери гроба Господня и сел на нем. Вид его был как молния, и одежда его бела, как снег. Воины, стоявшие на страже у гроба, пришли в трепет и стали, как мертвые, а потом, очнувшись от страха, разбежались. В этот день (первый день недели), как только кончился субботний покой, весьма рано, на рассвете, Мария Магдалина, Мария Иаковлева, Иоанна, Саломия и другие женщины, взявши приготовленное благовонное миро, пошли ко гробу Иисуса Христа, чтобы помазать тело Его, так как они не успели этого сделать при погребении. (Женщин этих Церковь именует мироносицами ). Они еще не знали, что к гробу Христову приставлена стража, и вход в пещеру запечатан. Потому они не ожидали кого-нибудь там встретить, и говорили между собою: «кто отвалит нам камень от двери гроба?» Камень же был очень велик. Мария Магдалина, опередив остальных женщин-мироносиц, первая пришла ко гробу. Еще не рассветало, было темно. Мария увидев, что камень отвален от гроба, сразу же побежала к Петру и Иоанну и говорит: «унесли Господа из гроба и не знаем, где положили Его». Услышав такие слова, Петр и Иоанн тотчас побежали ко гробу. Мария Магдалина последовала за ними. В это время подошли ко гробу остальные женщины, шедшие с Марией Магдалиной. Они увидели, что камень отвален от гроба. И когда остановились, вдруг, увидели светозарного ангела, сидящего на камне. Ангел, обращаясь к ним, сказал: «не бойтесь: ибо знаю, что вы ищете Иисуса распятого. Его нет здесь; Он воскрес , как сказал еще будучи с вами. Подойдите, посмотрите место, где лежал Господь. А потом пойдите скорее, и скажите ученикам Его, что Он воскрес из мертвых».

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Slobod...

Воспоминания и духовные стихи Воспоминания о поездке на Восток и во Святую Землю Палестину 1039 I. Вступление. Одесса. Константинополь. Афонские подворья и иноки их. Св. София. Храм св. Ирины и музей. Успенская церковь (Скоропослушницы). Греческие клирики. Отношение восточных людей к лицам духовного звания. Живоносный Источник. Порядок благословения. Влахернский храм. Св. Феодор Студит и бывший его монастырь. Патриархия. Хранение св. мощей. Вселенский престол (кафедра св. Иоанна Златоуста ). Повешенный в 1821 г. янычарами Патриарх Григорий V. Особенности богослужебного чина в греческой церкви. На мою долю выпал жребий быть современником в Москве различного рода событий общественной и церковной жизни, носивших часто радостный, но безпокойный характер. В мае 1913 г. пришлось участвовать в празднествах прославления святителя Ермогена, после которого в начале июня, по возвращении от одной всенощной, у меня вдруг явилась мысль съездить в Палестину, куда давно порывалось сердце. О своем намерении я сообщил преподавателю Московской Духовной семинарии, одному студенту и двум боголюбивым чадам. Все они изъявили готовность отправиться со мною в путешествие. Через два дня, заручившись благословением угодника Божия Алексия, мы были уже на Брянском вокзале. Немногие из моих друзей узнали о нашем паломничестве, но и те посчитали долгом проводить нас. Отъезд сопровождался благопожеланиями и слезами. О Палестина! О град святый Иерусалим! Что-то высокое, восхитительное переживаешь, когда слушаешь рассказы о Св. Земле. На душе делается легко, отрадно, и сам начинаешь стремиться туда. Забываются и трудность пути, и слабость здоровья, и обязанности службы, и семейное положение, и материальная необезпеченность, – словом, все то, что часто действительно служит препятствием к осуществлению указанного благочестивого желания. Двумя побуждениями, однако, руководствуются люди, направляясь во Св. Землю. Одни едут, чтобы покаяться и помолиться у самого Гроба Господня, где дарована нам вечная жизнь и Царствие Небесное, другие – лишь обозреть достопримечательности. Отсюда и настроение получается различное. Первые возвращаются домой с сильным религиозным воодушевлением, с глубоким, неизгладимым впечатлением; вторые, заметив там небрежное отношение греков к святыне, уничиженное состояние ее от турок, начинают говорить: «Лучше не видеть поругания христианской веры, дабы не смущаться и не разочаровываться!..» Но мы все же считаем каждого, съездившего в Палестину, счастливым, потому что таковой удостоился припадать к Голгофе, лобызать Живоносный Гроб Господень, омываться в струях Иорданских и ходить, где ступали Пречистые ноги Сладчайшего Спасителя.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010