Приложение 230 Декоративная, а, может быть, также и символическая форма креста, увенчанного кругом, или венком, внутри которого находится монограмма Христа или так называемая Хризма, настолько известна в древнехристианской археологии, что не нуждается ни в дополнительных толкованиях, ни в хронологическом определении. Появление этой формы относится, по-видимому, еще к III веку, а время господства к IV и V. Крест, увенчанный монограммою, находим, или в значении общей христианской эмблемы, высеченным на саркофагах или же в особо осмысленной обстановке. Так, по сторонам одного саркофага 231 изображены подобные кресты с верхним щитком, на котором вырезана хризма, среди двух светильников. Чаще всего подобный крест изображается даже в средине самого саркофага, обозначая место страдания Господня – Голгофу или самый Гроб Господень, и под рукавами креста, в таком случае, изображаются два дремлющих воина 232 , или даже сам воскресший Спаситель с двумя женами мироносицами 233 . По сторонам такого креста изображаются в таком случае, или 12 апостолов 234 , или сцены чудес и страданий Христовых. Иногда под венком, заключающим в себе хризму, изображены две птички, клюющие ягоды этого венка, а внизу под рукавами креста два агнца 235 . Подобного же рода декоративные кресты находим на различных мелких предметах древнехристианской утвари и, между прочим, на резных печатях 236 . Такое обильное употребление этой формы указывает, по-видимому, на ее происхождение от известного египетского креста (анах), который, из языческой эмблемы, стал, как известно, декоративною формою древнего христианского креста в Египте. В понятной и наглядной связи с этою же формой креста стоит, как его важнейший вариант, изображение креста с медальоном головы Христа наверху. На одной бронзовой медали Ватиканского музея изображен большой крест, с подвешанными к нему на цепочках буквами альфа и омега; поверх креста вырезан бюст Спасителя, держащего два венка, которые Он собирается возложить на головы двух предстоящих кресту людей в апостольских облачениях и держащих на плечах кресты, ими взятые для последования Христу. В стороне изображена фигура христианина в далматике с зажженой свечею, молящегося перед этим изображением. Таким образом, здесь, очевидно, представлена, как догадывается уже Гарруччи 237 , какая-либо известная в римских церквах композиция. Что особенно следует в ней отметить, как обстоятельство, важнейшее для дальнейших заключений – то, что здесь бюст Спасителя не заключен в особый медальон, а представлен поверх креста, как бы в небе. И так здесь мы уже имеем известного рода осложнение декоративно-символического знака.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

Путешествие в храм Гроба Господня (ФОТО) Фотопутешествие по Храму Гроба Господня и его окрестностям 10 ноября, 2011 Фотопутешествие по Храму Гроба Господня и его окрестностям Содержание статьи В пятницу 9 ноября начался визит Святейшего Патриарха Кирилла в Иерусалимский Патриархат. Предстоятель Русской Церкви повторит исторический путь множества русских паломников. В ночь с субботы на воскресенье он совершит Божественную литургию в Храме Гроба Господня. Храм Гроба Господня Храм Гроба Господня (Воскресения Христова) в Иерусалиме — это главный храм христианского мира, где заключены две святыни и свидетельства Воскресения Христова — Голгофа и Гроб Господень, а также другие места, связанные с искупительной жертвой Иисуса Христа, его Крестными страданиями и Воскресением. Портал «Правмир» предлагает читателям отправиться в фотопутешествие по Храму Гроба Господня и его окрестностям — вместе с фотографом Юлией Маковейчук . Храм Гроба Господня Вход в Храм Гроба Господня. Ночь. Уборка в одном из приделов. Здесь находилась темница, в которую был заключен Спаситель перед распятием. Рабочие оказались приезжими из Одессы, трудятся во Славу Божию. В разговоре они сказали, что просто приехали потрудиться, купили билет на самолет и все. Кто полгода назад, кто четыре месяца. Пришли в Храм Гроба Господня и обратились к тем служителям, которые хоть немножко понимали по-русски, и их взяли на послушание. Близ лестницы, уходящей вниз к церкви св. Елены, помещается придел Тернового венца. Подземная церковь св. Елены в настоящее время принадлежит армянам, которые приобрели ее, по одной версии, у грузинской православной общины, по другой — у эфиопов. Храм имеет два престола: северный алтарь посвящен Благоразумному разбойнику; главный, центральный, — царице св. Елене и ее современнику св. Григорию Просветителю. Согласно армянскому преданию, когда свт. Григорий после долгого молитвенного подвига пришел поклониться Гробу Господню, то был удостоен схождения Святого Огня. Небольшой крестово-купольный храм (20×13 м) первоначально являлся криптой базилики императора Константина. Купол в центре поддерживают 4 древние монолитные колонны, своды возведены не ранее XII в. Плоскость пола между колоннами покрыта мозаикой, сюжеты которой взяты из истории Армении.

http://pravmir.ru/puteshestvie-v-xram-gr...

Разделы портала «Азбука веры» Октоих, Глас 5.7, Неделя, Канон воскресный Глас 5 Песнь 1 Ирмос: Коня и всадника в море Чермное, сокрушаяй брани мышцею высокою, Христос истрясе: Израиля же спасе, победную песнь поюща.  Припев: Слава, Господи, святому воскресению Твоему. Тебе терноносный еврейский сонм, любве Благодетелю к Тебе не сохрань матерния, Христе венча, родоначальника разрешающа терновное запрещение.  Слава Отцу и Сыну и Святому Духу. Воздвигл еси мя падшаго в ров, преклонься, Жизнодавче, Безгрешне: и моея злосмрадныя тли, Христе, претерпев неискушенно, Божественнаго Существа миром мя облагоухал еси.  И ныне и присно и во веки веков. Аминь. Богородичен: Разрешися клятва, печаль преста: Благословенная бо и Благодатная, верным радость возсия, благословение всем концем цветоносящи Христа.  Песнь 3 Ирмос: Водрузивый на ничесомже землю повелением Твоим, и повесивый неодержимо тяготеющую, на недвижимем, Христе, камени заповедей Твоих, Церковь Твою утверди, Едине Блаже и Человеколюбче.  Припев: Слава, Господи, святому воскресению Твоему. Желчь убо иже из камене мед ссавшии, в пустыни чудодействовавшему Тебе принесоша, Христе: оцет же за манну воз благодеяние Ти воздаша отроцы Израилевы неблагодарнии.  Слава Отцу и Сыну и Святому Духу. Иже древле световидным облаком покрываеми, Живот во гробе Христа положиша: но самовластно воскрес, всем верным подаде тайно осеняющее свыше Духа сияние.  И ныне и присно и во веки веков. Аминь. Богородичен: Ты, Мати Божия, несочетанно родила еси, Иже от Нетленна Отца возсиявшаго, кроме болезней матерних: темже Тя, Богородицу, воплощенна бо родила еси Слова, православно проповедуем.  Седален, глас 5 Крест Господень похвалим, погребение Святое песньми почтим, и Воскресение Его препрославим: яко совозстави мертвыя от гроб яко Бог, пленив смерти державу, и крепость диаволю, и сущым во аде свет возсия. Стих: Воскресни, Господи Боже мой, да вознесется рука Твоя, не забуди убогих Твоих до конца. Господи мертв нареклся еси, умертвивый смерть, во гробе положился еси, истощивый гробы: горе воини гроба стрежаху, доле от века мертвыя воскресил еси. Всесильне и Непостижиме Господи, слава Тебе. 

http://azbyka.ru/molitvoslov/kanon-voskr...

Разделы портала «Азбука веры» Сборник христианских проповедей митрополит Владимир (Иким) Врата покаяния: Слова, произнесенные в разные годы в период пения Триоди постной " loading="" decoding="" title=""/> Оглавление Слово 118. Что значит – креститься во Христа и быть живыми для Бога. В Великую Субботу (по Апостольскому чтению) Если же мы умерли со Христом, то веруем, что и жить будем с Ним. ( Рим.6:8 ) Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Возлюбленные о Господе братья и сестры! Сегодня, в Великую Субботу, мы слышали в Апостольском чтении рассуждения апостола Павла о крещении, грехе, смерти и воскресении (см. Рим.6:3-11 ). Не случайно именно эти слова звучат в этот святой день упокоения Господня. Еще немного, и всех нас ждет неизреченная, великая радость Пресветлого Христова Воскресения. С благоговением и трепетом ждем мы этого славного события. А пока самое время вместе со святым апостолом подумать о том, что значит креститься во Христа и быть живыми для Бога. Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились? – вопрошает святой Павел. И тут же у нас возникает закономерный вопрос: как это – креститься в смерть Господа? Ведь что значит для каждого христианина святое крещение? Это значит, что с момента крещения человек становится членом Церкви Христовой, полностью оставляет свою прежнюю жизнь, чтобы начать жизнь новую – вступить в живое и теснейшее общение с Господом нашим Иисусом Христом. Получается, что для всех нас, братья и сестры, святое крещение – не просто таинство Церкви, а благодатное начало новой жизни, как крест и гроб Господни, через которые Спаситель должен был пройти, прежде чем воскреснуть. Говоря, что мы крестимся в смерть Христову, апостол Павел указывает на те страдания и муки, которые испытывает каждый крещаемый, подобно страдающему и распятому Господу, но не в физическом, а в духовном и нравственном плане. Трудно полностью отринуть все то, что было дорого раньше. Отказаться от земного, от привязанностей и удовольствий, от греховных пороков и страстей. Но отринуть все это от себя надо решительно и бесповоротно, потому что после крещения обновляется весь человек, становясь не рабом греха, а чадом Божиим. Вот почему апостол пишет: Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни.

http://azbyka.ru/propovedi/vrata-pokajan...

Разделы портала «Азбука веры» Сборник христианских проповедей митрополит Владимир (Иким) Об истине Воскресения Христова " loading="" decoding="" title=""/> ВО ИМЯ ОТЦА И СЫНА И СВЯТОГО ДУХА! Возлюбленные о Господе братья и сестры! УСЛЫШАВ ОТ МАРИИ МАГДАЛИНЫ, ЧТО ТЕЛО СПАСИТЕЛЯ ИСЧЕЗЛО из Гроба, апостолы Петр и Иоанн тут же бросились туда. Они выбежали вместе, но святой Иоанн бежал скорее Петра и пришел ко гробу первый ( Ин.20:4 ). Надежда на небывалое чудо, предчувствие невероятной радости окрыляли любимейшего ученика Христова, делали его легконогим. А на душу святого Петра в то время давил грех отступничества, рождавший в нем маловерие, замедливший его бег ко Гробу Божественного Учителя. ГРОБ ГОСПОДЕНЬ ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ОКАЗАЛСЯ ПУСТ. Святой Иоанн заглянул в гробовую пещеру, увидел лежащие там погребальные пелены – и в целомудренном светлом раздумье замер у входа. Тут подоспел и Апостол Петр. Он деловито вошел в гробницу, тщательно осмотрел пелены, плат, бывший на главе Распятого Иисуса, стены, пол, потолок пещеры. Да, несомненно, тела Учителя во Гробе не было – и Апостол Петр терялся в догадках: что же могло здесь произойти? СВЯТОЙ ИОАНН ВОШЕЛ В ГРОБНИЦУ СЛЕДОМ ЗА СТАРШИМ ДРУГОМ. Он тоже всмотрелся в складки ткани, недавно облекавшей Возлюбленного Спасителя, – и вдруг вспышка счастья озарила сердце юного апостола. Святой Иоанн увидел и уверовал ( Ин.20:8 ) – он совершенно ясно осознал, что распятый и оплаканный учениками Иисус Христос жив, что Он воскрес из мертвых. Еще разум святого Иоанна не раскрылся для понимания древних пророчеств о Воскресении Мессии, еще не появлялся перед апостолами Воскресший Господь, а любимый ученик Его уже торжествовал встречу с Ним, уже постиг зрячим сердцем всерадостную Истину. САМОЗАБВЕННАЯ ЛЮБОВЬ И НЕЗАПЯТНАННАЯ ЧИСТОТА – вот что сделало сердце святого Апостола Иоанна прозрачным для Божественного Света. Возлюбленные! если сердце наше не осуждает нас, то мы имеем дерзновение к Богу ( 1 Ин.3:21 ), – говорит любимейший ученик Христов. Дерзновение святого Иоанна — в надежде, побеждающей внешнюю очевидность, в вере, предшествующей знанию. Такая острота духовного зрения, рожденная чистейшей любовью, — редчайший дар Божий, которого из всех апостолов сподобился только святой Иоанн Богослов.

http://azbyka.ru/propovedi/ob-istine-vos...

Русские паломники у Гроба Господня Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 44, 45; 2005, 2006 15 сентября, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 44, 45; 2005, 2006 С самого начала своего бытия Русская Православная Церковь поддерживала тесные отношения с Православными Церквами Востока, прежде всего с Константинопольской и Иерусалимской. Через Царьград лежал путь рус­ских паломников в Палестину — колыбель христианства. Паломники из сла­вянских стран стали появляться в Палестине начиная с VI–VII вв. Самое раннее письменное свидетельство о таком паломничестве в Иеруса­лим, совершенном монахом Варлаамом, от­носится к 1062 году. Все они стремились в Иерусалим, к тому месту, которое является святыней для каждого христианина — храму Воскресения Христова и находящимся ныне в его стенах Голгофе и Гробу Господню. История создания этого храма уходит в глубокую древность. Члены первой христианской общины с благоговением чтили Голгофу и Гроб Господень — мес­та, связанные с крестными страданиями и Воскресением Спасителя. В 70 г. по Р. Х. Иерусалим был разрушен римскими вой­сками и снова стал восстанавливаться в 136 г. при императоре Адриане (117–138), который приказал построить на Голгофе храм Венеры, а на месте Воскресения Христова — храм Юпитера. Но усилия императора-богоборца предать забвению христианские святыни были тщетны, и в течение многих десятилетий христиане приходили сюда, чтобы тайно поклониться святым местам. И когда в 326 г. в Иерусалим прибыла царица Елена, мать принявшего христианство императора Константина, то она легко отыскала место распятия и погребения Спасителя по тем статуям Юпитера и Венеры, которые поставил над Голгофой и пещерой Гроба Господня император Адриан. Именно тогда, после упразднения языческих капищ, началось здесь возведение храма над Гробом Господним по приказанию святого императора Константина и его святой равноапостольной ма­тери Елены. “Святая Иерусалимская Воскресения и Гроба Христова церковь по построении своем освящена была по Рождестве Иисусе Христове в 335 г., царствования же Великого Константина 30 года” 1 , — писал один из рус­ских паломников в конце XVIII века.

http://pravmir.ru/russkie-palomniki-u-gr...

с предисловием и примечаниями Павла Савваитова Содержание Книга Паломник с Богом починаем сказание мест святых во Цареграде Приложение 1 Приложение 2     Се же на уведение и на память и на молитву благоверным человеком. Антоний Новгородский. Издание археографической коммиссии. В ряду «путешествий Русских людей в чужия земли» после путешествия игумена Даниила к святым местам в Палестине первое, по времени, место принадлежит путешествию Новгородского архиепископа Антония в Царьград. Антоний, в мире Добрыня Ядрейкович (Андрейкович), совершил это путешествие в самых последних годах XII и, может быть, в первых XIII столетий 1 , еще бывши мирянином. Возвратившись в Новгород из Царьграда, откуда привез с собою «гроб Господень» 2 , Добрыня поступил в Хутынский Спасский монастырь и принял в нем пострижение с именем Антония. В 1211 году, Новгородцы, недовольные своим архиепископом Митрофаном, изгнали его из Новгорода и отправили на житье в Торопец; а на его место, без всякого сношения с Киевским митрополитом, избрали Антония, и отправили в Киев для посвящения. Поставленный в архиепископа, Антоний, по возвращении в Новгород, обратил палату предместника своего в церковь во имя преподобного Антония 3 , а для Софийского храма устроил воздвизальный крест с частию древа креста Господня 4 . В 1218 году, он заложил каменную церковь святой мученицы Варвары и устроил девичий монастырь, известный уже в 1188 году 5 . В том же (1218) году удалился из Новгорода князь Мстислав, принимавший деятельное участие в избрании Антония: а в след за тем прибыл из Владимира и Митрофан. Новгородцы на первый раз назначили ему для пребывания Благовещенский монастырь 6 ; когда же Антоний, в следующем году, отправился в Торжок, они опять ввели Митрофана в архиепископский дом, а к Антонию послали сказать: «иди, куда хочешь». Однако ж он, признавая себя законным владыкою, не послушался их, и возвратившись в Новгород, остановился в Нередицком Спасском монастыре. Не зная, что делать с двумя архиепископами, князь и граждане Новгородские отправили их к Киевскому митрополиту, и с ними послали двух доверенных лиц 7 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Savvaito...

Се Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, еже есть сказаемо, с нами Бог. Востав же Иосиф от сна, сотвори, якоже повеле ему Ангел Господень, и прият Жену свою. И не знаяше Ея, дондеже роди Сына Своего первенца, и нарече имя Ему Иисус. Источник: Вертоград РОЖДЕСТВО ПО ПЛОТИ ГОСПОДА БОГА И СПАСИТЕЛЯ НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА ПОСЛЕДОВАНИЕ ЧАСОВ, ПЕВАЕМЫХ В НАВЕЧЕРИИ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА ЧАС ПЕРВЫЙ В начале втораго часа знаменует в кампан. И собравшимся во храм, облачится иерей в фелонь, диакон же в стихарь. И поставляет параекклисиарх аналогий украшен прямо царских врат, и вжигает свещу на свещнице. Иерей же исходит со Евангелием во храм, или в трапезу царскими враты, предходящу ему диакону с кадилом. И полагает иерей святое Евангелие на аналогии и, став пред аналогом, творит начало по обычаю. И по начале Чтец: Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе. И Царю Небесный: и прочая. И по возгласе кадит священник святое Евангелие на аналогии окрест и прочия иконы, и храм весь, и настоятеля, и братию. Чтец же чтет:   ПОСЛЕДОВАНИЕ ЧАСОВ В НАВЕЧЕРИЕ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА ЧАС ПЕРВЫЙ Священник: Благословен Бог наш всегда, ныне и присно, и во веки веков. Чтец: Аминь. Слава Тебе, Боже наш слава Тебе. Царь Небесный: Трисвятое. Слава, и ныне: Пресвятая Троица: Господи, помилуй. (3) Слава, и ныне: Отче наш: Священник: Ибо Твоё есть Царство: Чтец: Аминь. Господи, помилуй. (3) Слава, и ныне: Придите, поклонимся: (3) И после возгласа иерей кадит Евангелие на аналое, иконы, весь храм и братию по чину.   Псалом 5: Глаголы моя внуши, Господи, разумей звание мое. Вонми гласу моления моего, Царю мой и Боже мой, яко к Тебе помолюся, Господи. Заутра услыши глас мой: Заутра предстану Ти, и узриши мя. Яко Бог, не хотяй беззакония, Ты еси, не приселится к Тебе лукавнуяй, ниже пребудут беззаконницы пред очима Твоима. Возненавидел еси вся, делающия беззаконие. Погубиши вся, глаголющия лжу, мужа кровей и льстива гнушается Господь. Аз же множеством милости Твоея вниду в дом Твой, поклонюся ко храму святому Твоему в страсе Твоем. Господи, настави мя правдою Твоею, враг моих ради исправи пред Тобою путь мой. Яко несть во устех их истины, сердце их суетно, гроб отверст гортань их, языки своими льщаху. Суди им, Боже, да отпадут от мыслей своих, по множеству нечестия их изрини я, яко преогорчиша Тя, Господи. И да возвеселятся вси, уповающии на Тя, во век возрадуются, и вселишися в них. И похвалятся о Тебе любящии Имя Твое. Яко Ты благословиши праведника, Господи, яко оружием благоволения венчал еси нас.    

http://pravmir.ru/posledovanie-sluzhby-r...

Скачать epub pdf Приложение III. Святой Александр Невский в рассказах современников-очевидцев Ибо отца оставить человек может, но доброго господина нельзя оставить; если бы можно было, то в гроб бы сошел с ним! (Повесть о житии Александра Невского) «О великом князе нашем Александре Ярославиче, умном, кротком, мудром, храбром, тезоименитом царю Александру Македонскому, подобном сильному и храброму царю Ахиллу. Расскажем об его мужестве и житии о Господе нашем Иисусе Христе, Сыне Божием. Как мне, худому, грешному и недостойному, начать описание жития великого князя Александра Ярославича, внука Всеволода!? Но ведь я слышал и от отцов своих и сам был самовидец жизни его и рад поведать о святом, честном и славном житии его. Приточник говорит 427 : в злохитру душу не внидет премудрость, на высоких бо краех есть, при вратех сильных приседит. Но хотя я и груб умом, однако, по молитве святой госпожи Богородицы и поспешением св. князя Александра Ярославича положу начало. Этот князь родился от отца благочестивого, нищелюбца и кроткого – от великого князя Ярослава и от благочестивой матери Феодосии. Так и пророк Исаия говорит 428 : тако глаголет Господь: князи Аз учиняю, священи бо суть; Аз вожу я воистину. Воистину, его княжение совершилось по Божьему изволению, и на нем почивало Божие благословение. Ростом он был выше других людей; его голос (гремел), как труба, среди народа. Лицом он был как Иосиф прекрасный, которого египетский царь поставил вторым (по себе) царем над Египтом. Сила у него – половина силы Самсоновой. Бог наделил его храбростью римского царя Веспасиана, сына (преемника!) Неронова, покорившего землю иудейскую. Когда Веспасиан хотел напасть на город Иотапату, граждане, ополчившись, вышли и победили его полки, так что он остался один (пред врагами). Прогнав врагов до ворот и взяв город, он с укоризною посмеялся над своей дружиной: «Оставили вы меня одного!!» Так и князь Александр Ярославич, побеждая других, сам оставался непобедим». О посещении Александра ливонским магистром Андреем Вельвеном. Нападение шведов

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hitrov/...

Скачать epub pdf С самого начала своего бытия Русская Православная Церковь поддерживала тесные отношения с Православными Церквами Востока, прежде всего с Константинопольской и Иерусалимской. Через Царьград лежал путь русских паломников в Палестину – колыбель христианства. Паломники из славянских стран стали появляться в Палестине начиная с VI–VII вв. Самое раннее письменное свидетельство о таком паломничестве в Иерусалим, совершенном монахом Варлаамом, относится к 1062 году. Все они стремились в Иерусалим, к тому месту, которое является святыней для каждого христианина – храму Воскресения Христова и находящимся ныне в его стенах Голгофе и Гробу Господню. История создания этого храма уходит в глубокую древность. Члены первой христианской общины с благоговением чтили Голгофу и Гроб Господень – места, связанные с крестными страданиями и Воскресением Спасителя. В 70 г. по Р. Х. Иерусалим был разрушен римскими войсками и снова стал восстанавливаться в 136 г. при императоре Адриане (117–138), который приказал построить на Голгофе храм Венеры, а на месте Воскресения Христова – храм Юпитера. Но усилия императора-богоборца предать забвению христианские святыни были тщетны, и в течение многих десятилетий христиане приходили сюда, чтобы тайно поклониться святым местам. И когда в 326 г. в Иерусалим прибыла царица Елена, мать принявшего христианство императора Константина, то она легко отыскала место распятия и погребения Спасителя по тем статуям Юпитера и Венеры, которые поставил над Голгофой и пещерой Гроба Господня император Адриан. Именно тогда, после упразднения языческих капищ, началось здесь возведение храма над Гробом Господним по приказанию святого императора Константина и его святой равноапостольной матери Елены. «Святая Иерусалимская Воскресения и Гроба Христова церковь по построении своем освящена была по Рождестве Иисусе Христове в 335 г., царствования же Великого Константина 30 года» 1 , – писал один из русских паломников в конце XVIII века. Этот храм был подробно описан современником Константина, историком Евсевием Памфилом . Из его описания видно, что император желал воздвигнуть над Гробом Господним такой храм, который «был бы великолепнее всех храмов, где-либо существующих и чтобы другие здания при храме были гораздо превосходнее самых прекрасных по городам строений» 2 . Быть может, по образцу первого храма над Гробом Господним был сооружен и величественный храм в Херсонесе, близ Севастополя, над тем местом, где по преданию в X веке принял крещение святой равноапостольный князь Владимир 3 .

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010