Письмо 1 Ваше Преподобие, возлюбленнейший о Господе отец Макарий! Исполненное любви письмо Ваше от 13 декабря я имел удовольствие получить. Приношу покорнейшую мою благодарность за поздравление Ваше; равномерно и я поздравляю Вас с наступившими и наступающими праздниками. Мы было ожидали приезда о. Иоанникия по нуждам монастырским. Этот слух распространил здесь Диомид, находящийся ныне в С.-Петербурге и занимающийся проповедью не без чудес и не без успеха... Монах Глинский Пафнутий гостит в нашей обители в надежде помещения в братство Старо-Ладожской обители. Прося Ваших святых молитв и свидетельствуя мое усердное поклонение всему единомудренному братству Вашему с обычною моею преданностию имею честь быть Вашего Преподобия покорнейший послушник архимандрит Игнатий. 23 декабря 1841 года Письмо 2 Достопочтеннейший отец Макарий! Письмо Ваше об обстоятельствах матери Анфии я получил. Сердечно благодарю Вас за уведомление и радуюсь о том, что с ней умиротворилось. Только в противном случае предлагал я ей перемещение в наши северные пределы, а если она успокоится в своем месте, то нам остается только утешаться и благодарить Бога, исполняющего во благих желание покойного старца. Прося Ваших святых молитв и заочно земно кланяясь как Вам, так и всем Вашим единомысленным о Господе, остаюсь навсегда Вашего Преподобия покорнейшим ко услугам арх. Игнатий. 6 апреля 1842 года О. Иосиф усерднейше Вам кланяется и просит св. молитв. Письмо 3 Христос Воскресе! Возлюбленнейший о Господе отец Макарий с прочею о Христе единомудренною братиею! Усерднейше поздравляю Вас с протекшим Праздником праздников и Торжеством всех торжеств, равно и с наступившею Пятидесятницею. Письмо Ваше от 14 апреля я получил сего 28 и на оное ответствую. Рассматривая присланного мною к Вам Петра Романова, я нашел, что столь бойкий монастырь, какова Сергиева пустыня, для него вовсе нейдет, несмотря на неотступные его просьбы о принятии; почему рекомендовал ему Оптину пустыню. По душевному его устроению, по некоторой слабости ума, мне показавшейся, за которою при самочинии может последовать решительное расстройство, ему необходим руководитель, почему и свидетельствовал я ему о вас. Не отриньте сию утлую ладью, могущую легко потонуть. Согласен я с Вами, что он скрытен, но скрытность сия, происходящая от бестолковой светскости, по причине коей какая-либо любовь к женщине почитается неприкосновенною тайною, которую надо унести с собою в гроб, – светская скрытность сия мало-помалу от чтения отеческих книг, заповедующих откровенность, может исчезнуть. Весьма успокоеваюсь сердцем в Вашей духовной относительно Петра политике, по коей оставляете на его произвол избрание в место жительства Оптину пустынь и уклоняете от себя избрание сие. Сим познается воля Божия и предупредятся искушения, могущие удобно возникнуть от людей денежных, кои не всегда, или паче редко, могут смириться. Точно – предвидится, что на него брань будет восходить не от Египта, а от Дамаска!

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

10 Октября 1891 года в Казанской Амвросиевой пустыни Калужской губернии тихо почил о Господе великий русский Старец о. Амвросий Оптинский . Накануне его погребения, 14 октября, его останки были перенесены в Оптину пустынь. Величественно было это шествие в темную осеннюю пору по грязной дороге! Был сильный ветер, который рвал и метал все попадавшееся ему на пути. Высоко колыхался на руках несущих гроб Старца. Около него ярко горели и, колеблющимся от ветра, своим светом обливали парчовые облачения священнослужителей большие свечи. Тихо и плавно расходились в воздухе, мешаясь со стоном ветра, стройные звуки грустных священных песнопений... Гроб сопровождала многотысячная толпа народа, в руках которого также горели свечечки: ветер был над ними бессилен. В этих волнах народных очень выделялись две дружины иноческие: иноков и инокинь основанной Старцем Шамординой пустыни и других, основанных и окормляемых им обителей. Вдали все время летело стадо птиц... Эта величественная картина погребения нового русского Серафима Саровского , весьма поучительна! Здесь как бы образно выражено то, какое значение имеет в жизни русского народа иночество вообще и женское в частности. Наше женское иночество, эти обители – как детки около матери, ютясь около гробов святых родных Угодников Христовых и Подвижников благочестия, как великие свечи благочестия сияют в темноте мирской жизни русскому народу и указывают ему путь к небесному отечеству, и никакие бури лжеучений не в состоянии погасить света веры Христовой в сердцах Русского народа, пока он следует за своими светочами! И эти обители, как свечечки воску ярого, сияют и теплятся пред Очами Творца всяческих на лоне Матери Руси Святой. Преподобный Серафим, о. Иоанн Кронштадтский , Оптинские Старцы: Леонид, Макарий и Амвросий, Иоанн Сезеновский, Илларион Троекуровский, Флегонт пустынник и многие другие – все они были основателями целого ряда женских обителей. И это понятно в виду того значения, какое имеют эти обители в жизни русского народа. В этих обителях сотни тысяч русских женщин и девушек, кому не судил Господь, в неисповедимых путях Своего попечения о нашем спасении, семейного счастья, находят здоровые условия для труда, спокойные, нравственно чистые! Здесь они трудятся и своими трудами увеличивают народное благосостояние.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Belgor...

Беседа XLIII. О пятом члене символа веры. О явлениях Господа нашего Иисуса Христа ученикам по воскресении И воскрешшаго в третий день по писанием. Господь наш Иисус Христос на третий день после смерти, как вы знаете, братие, воскрес из мертвых, – душа Его соединилась опять с телом, только уже прославленным и светоносным. О воскресении Его вскоре многие узнали различными способами. Воины, которые стерегли гроб Его с ужасом узнали сие потому, что Ангел Господень отвалил камень, которым закрыт был гроб Его и притом произошло великое землетрясение. Ангелы также возвестили о воскресении Христовом Марии Магдалине и некоторым другим. Сам Иисус Христос по воскресении неоднократно являлся многим, как то: Марии Магдалине, Мироносицам, Апостолу Петру, двум ученикам, шедшим в Еммаус, апостолам в доме, которого двери были заперты. Затем чрез восемь дней по воскресении Господь опять явился апостолам. При этом апостолу Фоме, который не был при первом явлении и не верил словам апостолов, что они видели воскресшего Господа, – дал осязать Свои раны, чтобы уверить Его. Чрез несколько времени он явился ученикам при море Тивериадском во время рыбной ловли. При этом Он восстановил Петра, который во время суда над ним у первосвященников три раза отрекся от Него, в звании Апостола троекратным вопросом, обращенным к нему: «Симон Ионин, любишь ли ты Меня»? и поручением пасти стадо Его. Потом многократно являлся Господь апостолам в продолжение четыредесяти дней; в некоторый же день явился более, нежели пятистам верных вместе. Передавая об этом явлении Апостол Павел говорит, что многие из видевших Господа в это время (разумеется, время написания послания к Коринфянам) находились еще в живых, а некоторые уже умерли ( 1Кор.15:6 ). Господь являлся ученикам своим для того, чтобы удостоверить их в истине Своего воскресения. А постолы сначала отнеслись недоверчиво к первым известиям о воскресении Иисуса Христа. Чтобы уверить их в этом Господь, являясь им, пользовался всеми возможными способами уверения: Он беседовал с ними, вкушал пред ними пищу и питие, позволял им осязать руки и ноги и ребра свои. Особенно недоверчиво отнесся к известию о воскресении Христовом апостол Фома. Когда ему апостолы сказали о том, что видели воскресшего Господа, он ответил им: «если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю». И вот спустя восемь дней после этого, когда все ученики были вместе и Фома с ними в запертом доме, явился Господь и сказал им: «мир вам»! Потом обратившись к Фоме, сказал ему: «подай перст твой сюда, и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои, и не будь неверующим, но верующим». Фома, уверившись в истине воскресения Господа, воскликнул: Господь мой и Бог мой. На это Господь ответил ему: «ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны не видевшие и уверовавшие».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Sadkovs...

В настоящий день возлюбленные братие, мы собрались в храм сей для участия в церковном торжестве, установленном в воспоминание обретения честного и животворящого креста Господня и его воздвижения. Это великое событие совершилось в царствование первого христианского государя, Греческого императора Константина Великого , названного за свою ревность к распространению веры Христовой равноапостольным. Видевший знамение креста на небесах и сим победивший врагов своих, благочестивый царь возымел счастливую мысль найти тот самый крест, на котором был распят Господь наш Иисус Христос . С этою целию отправилась в Иерусалим благочестивая мать благочестивого царя, царица Елена. Немало усилий стоило ей исполнить поручение своего сына. Прошло уже почти триста лет со времени распятия Христова, и все это время крест был скрытым в неведомом для христиан месте, поэтому не знали, где и искать его. Царица за разъяснением дела обратилась к евреям – старожилам города, которые, по преданию, знали место, скрывавшее величайшую святыню христианскую, но намеренно молчали об этом. После долгих увещаний и угроз, один из них указал, наконец, место, где было зарыто в землю древо креста. На этом месте находился языческий храм в честь Венеры, построенный императором Адрианом. Храм разрушили, камни и щебень раскидали и в восточной стороне от Голгофы вырыли из земли три креста. Ясно было, что один из этих крестов был крест Христов, а другие два принадлежали распятым вместе с Ним разбойникам. Но нужно было определить, который же из них есть именно крест Христов? Бывший в то время иерусалимский патриарх Макарий употребил для этого достойное истинно верующого христианина средство. Проносили мимо гроб умершого, – и вот, по преданию, патриарх велел остановить гроб. На труп умершого были возлагаемы один за другим вырытые из земли кресты, и, когда возложен был на него крест Христов, умерший воскрес. Все это происходило при громадном стечении народа. Царица, вельможи и патриарх в благоговейном трепете поклонились животворящему кресту Господню и облобызали его. Того же хотело и все множество народа, но при тесноте и давке желание это оказалось неисполнимым. Тогда попросили патриарха сделать по крайней мере так, чтобы крест Господень виден был всем. Для исполнения этого благочестивого желания народа патриарх стал на возвышенном месте и там воздвизал, поднимал вверх крест Христов, а народ поклонялся ему с возглашением: «Господи, помилуй». Это-то самое событие, братие, происходившее назад тому более полуторы тысячи лет в Иерусалиме, и воспоминается ныне и называется Воздвижением Честного и Животворящого Креста Господня.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Vadkov...

В послании ко мне, вернейший и просвещеннейший сын мой, ты вопрошал меня: в который час должно прекращати пост пред днем пасхи? Ибо некоторые братия утверждают, как сказуешь, что должно делати сие в петелоглашение: а другие, что должно с вечера. Находящиеся в Риме братия, как говорят, ожидают петела: а о находящихся здесь ты сказал, что они ранее прекращают пост. Ты взыскуешь положити точное время, и совершенно определенный час: но сие и не удобно, и не безопасно. Ибо, что после времени воскресения Господа нашего надлежит начинати празднество и веселье, а до того пощениями смиряти души, сие все согласно признают. Но в послании твоем ко мне ты доказал весьма здраво, и согласно с разумением божественных евангелий, что в них не сказывается ничего определенного о часе воскресения. Ибо евангелисты различно описали приходивших ко гробу в разные времена, и рекли, что все они обрели Господа уже воскресшим. Позде в субботу, как рек Матфей (28:1); заутра, еще сущей тьме, как пишет Иоанн (20:1); зело рано, как Лука (24:1); и зело заутра, возсиявшу солнцу, как глаголет Марк (16:2). Но когда воскрес, сего ясно ни который не показал. Несомненно же то, что в вечер субботы светающу дню, первому от субботе, на гроб пришедшие, уже не обрели Господа лежащим в нем. И да не представляем евангелистов ни разногласными, ниже противоречащими один другому. Но аще и возмнится быти некое разнословие о вопрошаемом: аще согласуясь все, яко в той нощи возшел свет мира, Господь наш, различно глаголют о часе: то мы да тщимся благоразумно и верно согласити реченное. Реченное Матфеем читается тако: позде же в субботу, свитающи во едину от суббот, прииде Мария Магдалина, и другая Мария видети гроб. И се трус бысть велий: ангел бо Господень сшед с небесе, приступль отвали камень, и седяше на нем: бе же зрак его яко молния, и одеяние его бело яко снег. От страха же его сотрясошася стрегущии, и быша яко мертви. Отвещав же ангел рече женам: не бойтеся вы, вем бо, яко Иисуса распятаго ищете: несть зде, воста бо, якоже рече (Мф.28:1-6).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1325...

И отголоском этой святой радости в наших сердцах служит наше сладостное пасхальное приветствие: «Христос воскресе – воистину воскресе!».. Изложим здесь события радостного утра Воскресения Христова в последовательном порядке, восполняя повествование евангелиста Матфея рассказами других евангелистов и следуя в расположении этих событий указаниям святителя Феофана Затворника . Святой евангелист Матфей сообщает нам, что  ПО ПРОШЕСТВИИ ЖЕ СУББОТЫ , лишь только миновал законный покой этого великого праздника, раньше, чем была приставлена ко гробу стража,  НА РАССВЕТЕ ПЕРВОГО ДНЯ НЕДЕЛИ , – а день начинался у евреев, как известно, с вечера, –  ПРИШЛА МАРИЯ МАГДАЛИНА И ДРУГАЯ МАРИЯ , Иосиева,  ПОСМОТРЕТЬ ГРОБ . Святые жены приходили посмотреть дорогой для них гроб, все ли там так, как они видели вчера, и по возвращении домой, пригласив с собой еще мать сыновей Зеведеевых, Саломию, пошли купить ароматов для помазания тела Господа Иисуса. В тот же вечер святые жены, вероятно, повидались с Иоанной, женой домоправителя Иродова, и с другими женами, которые следовали за Господом из Галилеи, и сговорились, как действовать утром. Решено было сойтись всем вместе не в городе, чтобы не обратить на себя внимания, а ждать друг друга у самого гроба, в саду Иосифа Аримафейского, чтобы приступить к помазанию тела Господня всем вместе. Они останавливались не в одном доме, и потому не могли точно знать, когда кто выйдет. О страже они ничего не знали.  И ВОТ , вероятно в самую полночь, СДЕЛАЛОСЬ ВЕЛИКОЕ ЗЕМЛЕТРЯСЕНИЕ , земля страшно содрогнулась, «и не могла, – говорит Иннокентий, архиепископ Херсонский, – не содрогнуться, потому что из недр ее выходил теперь великий Первенец из мертвых», славному Воскресению Которого удостоились послужить Силы Небесные:  ИБО АНГЕЛ ГОСПОДЕНЬ , СОШЕДШИЙ С НЕБЕС,   ПРИСТУПИВ ,  ОТВАЛИЛ КАМЕНЬ ОТ ДВЕРИ ГРОБА И СИДЕЛ НА НЕМ . Пречистого тела Господа нашего во гробе уже не было. Он воскрес еще «запечатану гробу», исшел из гроба еще в то время, когда и камень был на своем месте, и печати были целы, исшел так же чудесно, как потом чудесно предстал апостолам, когда «и дверем затворенным» ( Ин. 20:19 ). «Подобно тому, как Он родился, сохранив невредимыми ключи девства, так и воскрес, сохранив невредимыми печати гроба» (Е.Зигабен).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

Каноническое послание архиеп. Дионисия Александрийского к епископу Василиду Правило 1 Дионисия Александрийского В послании ко мне, вернейший и просвещеннейший сын мой, ты вопрошал меня: в который час должно прекращати пост пред днем Пасхи? Ибо некоторые братия утверждают, как сказуешь, что должно делати сие в петелоглашение (петел – древнерусское название петуха; таким образом, петелоглашение – раннее утро, время первых петушиных криков – прим. ред.), а другие, что должно с вечера. Находящиеся в Риме братия, как говорят, ожидают петела: а ο находящихся здесь ты сказал, что они ранее прекращают пост. Ты взыскуешь положити точное время, и совершенно определенный час: но сие и не удобно, и не безопасно. Ибо, что после времени воскресения Господа нашего надлежит начинати празднество и веселье, а до того пощениями смиряти души, сие все согласно признают. Но в послании твоем ко мне ты доказал весьма здраво, и согласно с разумением божественных евангелий, что в них не сказывается (не говорится; прим. ред.) ничего определенного ο часе воскресения. Ибо евангелисты различно описали приходивших ко гробу в разные времена, и рекли, что все они обрели Господа уже воскресшим. Позде в субботу, как рек Матфей ( Мф.28:1 ); заутра, еще сущей тьме, как пишет Иоанн ( Ин.20:1 ); зело рано, как Лука ( Лк.24:1 ); и зело заутра, возсиявшу солнцу, как глаголет Марк ( Мк.16:2 ). Но когда воскрес, сего ясно ни который не показал. Несомненно же то, что в вечер субботы светающу дню, первому от субботе, на гроб пришедшие, уже не обрели Господа лежащим в нем. И да не представляем евангелистов ни разногласными, ниже противоречащими один другому. Но аще и возмнится быти некое разнословие ο вопрошаемом: аще согласуясь все, яко в той нощи возшел свет мира, Господь наш, различно глаголют ο часе: то мы да тщимся благоразумно и верно согласити реченное. Реченное Матфеем читается тако: позде же в субботу, свитающи во едину от суббот, прииде Мария Магдалина, и другая Мария видети гроб. И се трус бысть велий: ангел бо Господень сшед с небесе, приступль отвали камень, и седяше на нем: бе же зрак его яко молния, и одеяние его бело яко снег.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash...

П.В. Безобразов Н. И. Любимову от 10 апреля 1854 г. В промежуток времени между 28-м днем марта, в который я писал к вам, и днем настоящим огласились здесь такие распоряжения Порты и такие происшествия в Турции, кои заслуживают внимания движителей дел церковных и народных на Востоке. В Иерусалиме по фирману из Порты закладены окна в надхрамном гареме, из которого мусульманки смотрели в ротонду Гроба Господня. Это исполнено в 26-й день прошлого месяца марта, несмотря на просьбы хозяина гарема Абдаллы отсрочить скорбь его жен на несколько дней по случаю свадьбы его дочери. Железные решетки из окон вынуты, и прозоры наполнены камнями с известью. Сие распоряжение Порты походит на прикрытие зловонной раны тряпичкой без излечения оной. Ибо им отнюдь не избавлена христианская святыня от гаремного осквернения. Поругание ее осталось. Помнится, министр иностранных дел Али-паша обещал поверенному в делах наших г. Озерову уничтожить помянутый гарем при починке купола над Гробом Господним. Но, видно, обещание его забыто, или оно было не искренно. Верь после этого слову турок! Я не думаю, что у них есть задняя мысль мало-помалу вытеснить Абдаллу с крыши Святогробского храма и угодить христианам. Такой мысли они не могут почерпать в равнодушии и презрении своем к христианству. Посему их надобно понудить мечом и договором у жерла пушки очистить Гроб Господень от такого осквернения, которое нестерпимо для сердца христианина, и в прилежащей к нему древней патриархии латинской (ныне мечеть) учредить общественную больницу. Когда это сбудется, тогда история церкви скажет: «Русское воинство в 1854 г. проливало драгоценную кровь свою за невесту Христову и возвратило ей гроб Его, очистив оный от скверны агарянской». Я, смиренный труженик у сего Гроба, прошу и молю всех, иже во власти суть, подумать середи побед и после оных о полном торжестве православия в Иерусалиме и успособить вековечное ликование и веселие Сиона и чад его. Не успело кончиться здесь Бетжальское дело, а французский консул уже затевает новое, подобное ему. Он домогается купить дом в деревне Рамалле, отстоящей от Иерусалима на три часа ходьбы и населенной только православными христианами, дабы и там водворить духовенство, которое здесь вносит ад в единомысленные общины и семейства, разделяя их учением своим на несоединимые противоположности и на непримиримые неприятельства. Доколь это продолжится? Доколь воды адовы с Запада будут устремляться на матерь церквей христианских? В Риме надлежало бы поставить преграду сему устремлению, повторив то, что сделано было там после того, как Дашков посетил св. места.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Пасха Господь наш Иисус Христос воскрес рано утром, по прошествии субботы. При гробе Господа сделалось великое землетрясение. Ангел Господень отвалил камень от дверей гроба; стража пришла в ужас и стала как мертвою ( Мф. 28:2–4 ). На рассвете дня Мария Магдалина, Мария, мать Иакова, и Соломия пришли ко гробу с ароматами, чтобы помазать тело Иисусово ( Мф. 28:1 ; Мк. 16:1–4 ). Но Мария Магдалина, увидев, что камень отвален от гроба, подумала, что тело Господа взято, поспешила к апостолам Петру и Иоанну ( Ин. 20:1:2 ) и объявила им о том. Прочие же жены вошли во гроб, увидели там ангела и, получив от него весть о воскресении Спасителя, с радостью пошли возвестить ученикам ( Мк. 16:5–8 : Мф. 28:5–8 ). Между тем Петр и другой ученик (Иоанн), услышав от Марии Магдалины, что камень отвален от гроба, пришли ко гробу и, не найдя в нем тела Иисусова, пошли назад ( Лк. 24:12 : Ин. 20:3–8 ). Мария же Магдалина, следовавшая за Петром и Иоанном, остановилась возле гроба и плакала. Наклонившись во гроб, она увидела двух ангелов; потом, оборотясь назад, увидела и Самого Господа Иисуса. Сначала она приняла Его за вертоградаря (садовника), но потом узнала и поспешила возвестить об этом явлении ученикам ( Ин. 20:11–18 ; Мк. 16:9 ). На пути она присоединилась к другим женам, шедшим известить учеников о воскресении Христовом. В это время Сам Господь встретил их и сказал: «Радуйтесь». Они все пали к ногам Его ( Мф. 28:9–10 ). Потом Господь явился двум ученикам, шедшим в Эммаус. Когда эти ученики возвратились в Иерусалим, чтобы рассказать прочим о явлении Господа, их известили, что Господь явился и Петру ( Лк. 24:13–35 ). В тот же первый день вечером Господь пришел в дом, в котором все ученики, кроме апостола Фомы, заперлись из опасения от иудеев, и беседовал с ними ( Ин. 20:19–24 ). Праздник Воскресения Господня называется Пасхою, именем ветхозаветного праздника, установленного в память избавления иудеев от египетского рабства. Тогда ангел-истребитель, поражая смертию всех первенцев египетских, мимо проходил (по-еврейски «пасах»; отсюда – Пасха) домы иудеев, на которых видел кровь агнца ( Исх. 12:7–23 ). Господь наш Своим воскресением освободил нас от рабства греха и диавола: «Пасха наша есть велия и священнейшая: Христос за ны пожрен бысть» ( 1Кор. 5:7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Разделы портала «Азбука веры» Сборник христианских проповедей митрополит Владимир (Иким) Врата покаяния: Слова, произнесенные в разные годы в период пения Триоди постной " loading="" decoding="" title=""/> Оглавление Слово 111. Об искуплении. В Великий Пяток перед Святою Плащаницей Совершилось! ( Ин.19:30 ) Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Возлюбленные о Господе братья и сестры! Совершилось! Сын Божий умер на кресте. За нас умер, за погрязший в грехах род человеческий. Выносится из алтаря и полагается в храме Святая Плащаница – несказанная боль наша, запечатленная в красках. Но это не просто ткань с изображением умершего Спасителя, это – гроб Господень, а в нем, перед нашими глазами, человеческой плотью предлежит многострадальный, истерзанный, израненный, снятый со креста Господь наш Иисус Христос. Изъязвленный Бог, претерпевший немыслимые муки, сегодня взывает к нашему состраданию и любви. Все замерло… Все стихло в немом благоговении. Никто не скрывает своих слез. Тихо и трепетно, в светлой скорби, плачем мы, лобызая Святую Плащаницу: Господи! Прости нас, грешных! Прости! Льются слезы праведных Иосифа и Никодима, воздающих Спасителю должные почести. Вот сейчас умащают они Его Божественное тело ароматами, обвивают плащаницею. Спешат, торопятся успеть до праздника положить во гроб Того, Кто принес на землю истинный Праздник вечной жизни. Мысленно мы с вами переносимся в то время. Христос умер. Безгрешный, чистый, праведный… Творящий добро. Он умер не из-за чьей-то конкретной необъяснимой злобы, излившейся через край, как это может показаться на первый взгляд. Сын Божий умер из-за и за каждого из нас. Как же хочется возопить и возразить: но нас же там не было! Не мы это, не мы кричали в оголтелой ненависти: Распни! Распни Его! Не мы плевали Господу в лицо, не мы истязали плетьми Его спину, не мы надевали на главу Спасителя терновый венец… Не мы! Те люди, мучители Господа, кажутся нам плохими, грешными, злобными, исчадиями ада. А о себе как-то так не думается… Но если обнажить перед собой душу, не задохнемся ли от собственного греховного смрада? Да, убийцы Господа Иисуса Христа были страшны, – но сколько в них было нашего малодушия, нашей приверженности к греху, нашей готовности ради спокойствия и благополучия предать любовь, обидеть, оговорить, унизить! Предстоя ныне у Святой Плащаницы, скорбя душевно, дадим себе отчет в том, что, к счастью, время отделяет нас от тех исторических дней, от тяжкого испытания, когда судили невиновного Господа. Кто из нас сможет с уверенностью сказать о себе, что и он бы тогда не усомнился, что даже и под страхом смерти остался бы возле распятого Сына Божиего, что, влекомый человеческими страстями, не увлекся бы толпой злорадствующих распинателей истинного Бога.

http://azbyka.ru/propovedi/vrata-pokajan...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010