И.П. Ювачев Благодатный огонь Выбор места в храме. – Ночью на Голгофе. – Терпеливое ожидание чудесного огня.– Иерусалимские свечи. – В приделе Константина и Елены. – Раздача благодатного огня. – Пляска арабов в храме. – Традиционная песнь. – Восторженное настроение богомольцев. –Споры о благодатном огне. – Зарубленный исповедник чуда. Когда встречают в России паломника, побывавшего на Пасхе в Иерусалиме, то, сколько я заметил, всегда спрашивают его: – Ну, а святой-то огонь видели? Как он сходит на Гроб Господень? Этот вопрос занимал и еще долгое время будет занимать наш народ, потому что никто из русских современников сам лично не может видеть этого чуда. Я читал об этом огне и у Даниила Паломника и у Муравьева. Они без всякого сомнения верили в чудесное исхождение этого огня. В средние века пикто из христиан – ни православные, ни католики – не сомневались в божественном исхождении огня Великой субботы. В новой книге священника А. Попова «Латинская Иерусалимская патриархия эпохи крестоносцев» приводятся замечательные свидетельства латинян о чудесном исхождении «благодати». Но в настоящее время нередко встречаешь мнение, что остался теперь только один обряд в воспоминание древнейшего чуда. Когда мне случилось перед отъездом в Палестину поднять об этом вопрос в одной редакции духовного журнала, то я был подавлен общим голосом против священного огня. – Помилуйте, – говорил один почтенный старец, хороший знаток истории православной церкви, – да ведь сами греки не скрывают правды. Теперь, они говорят, нельзя не дать простому народу чудесного огня, иначе будет бунт, да и отпадение может произойти от православной веры. Кто же в настоящее время верит в божественное исхождение огня! Может быть, в древности и было так, а теперь остался только один обряд в воспоминание древнейшего чуда. С таким напутствием я и поехал в Иерусалим. По дороге, я уже упоминал, наши паломники только и говорят, что о «благодати», то есть о чудесном огне. С первого дня приезда в святой город они покупают пучки толстых разрисованных свечей, заказывают жестяные футляры для них, а желающие перевезти самый огонь в Россию приобретают еще фонари с лампадами. Некоторые останавливаются у греков, а не на русских постройках опять-таки с целью добиться у них лучшего места в храме во время «благодати». Одним словом, «благодать» становится центром всех забот, да и всей поездки простолюдина-паломника.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Иона Маленький Хождение в Иерусалим и Царьград черного дьякона Троице-Сергиева монастыря Ионы по прозвищу Маленького Источник 1649–1652 (издаваемое впервые по полному списку) Сообщил Наместник Свято-Троицкой Сергиевой Лавры Архимандрит Леонид Путешествие Троицкого иеродиакона Ионы было издано два раза: сперва Коркуновым, в 1836 году, потом И. П. Сахаровым (Сказания русского народа, С.-Петербург, 1849, кн. VIII, стр. 159– 169). К сожалению, оба издания сделаны со списков неполных и неисправных. В издании Коркунова окончания недостает, а в издании Сахарова, для сокрытия неполноты списков, которыми он пользовался, приделан к сводному списку искусственный конец. Занимаясь объяснением текста всех наших древних паломников (до начала текущего столетия), и убедясь по некоторым признакам 1 , что конец Сахаровского издания есть именно «поддельный» (может быть найденный им в одном из списков XVII столетия), а не настоящий, я не терял надежды, что со временем должен где-нибудь найтись полный список путешествия Ионы, по своим достоин­ствам справедливо долженствующего тогда занять почетное место в ряду русских паломников XVII века. Такой список действительно и обрелся наконец в Погодинских рукописях, поступивших, как известно, в Императорскую публичную точную копию с которого я получил благодаря содействию досточтимого А. Ф. Бычкова. Из сличения этого списка с изданными Коркуновым и Сахаровым – оказывается, что в обоих изданиях не достает целой большой главы, в коей Иона повествует о схождении св. огня на гроб Господень и о своем благополучном возвращении на родину, в свой Троице-Сергиев монастырь, после годичного пребывания в Иерусалиме (с 10 мая 1651 по 10 мая 1652 года). Весь же рассказ Ионы обнимает собою пространство времени в три года и восемь месяцев: с марта 1649 по ноябрь 1652, из коих два года он пробыл на одном месте, именно в Терговище (в Молдавии), при иерусалимском патриархе Паисии, в свите которого он выехал из Москвы. Рассказ иеродиакона Ионы прост и обстоятелен: он не вдается ни в какие отвлеченности и описывает весьма занимательно и сердечно лишь то, что видел сам «своима очима», не относясь подобно другим, слишком доверчиво к рассказам местных «вожей», и не прерывая нити Живого рассказа никакими вставочными рассуждениями и мудрованиями, а потому самому сказание это может быть прочтено с удовольствием как теми, кто лично знаком со св.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Как относиться к мощам? Что считать мощами? Бывают ли мощи в других религиях? Действительно ли, что мощи есть основание православной веры? У микрофона протоиерей Олег Стеняев. 17.04.2014 06:48:19 Кульков Сергей Андреевич Радио «Радонеж» в прямом эфире. Как обычно, по воскресеньям у микрофона протоиерей Олег Стеняев. И сегодняшняя передача будет состоять из ответов на ваши вопросы. Вы можете звонить по телефону прямого эфира или задать свои вопросы по СМС. И у нас уже есть записки, письма в студию, и на первый вопрос, который мы рассмотрим, я подготовил ответ. Это такой вопрос: как относиться к мощам? Что считать мощами? Бывают ли мощи в других религиях? Действительно ли, что мощи есть основание православной веры? Ну, что можно ответить? Подлинным основанием нашей веры является сам Сын Божий, Господь наш Иисус Христос. Православная вера имеет основанием веру в мощи, потому что мощи способствуют укреплению этой веры. Написано: «Имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем, на котором все здание, слагаясь стройно, возрастает в святый храм в Господе, на котором и вы устрояетесь в жилище Божие Духом» (Ефес.2, 20-21). Если говорить о мощах, то под ними имеются в виду любые останки того или иного святого. Святитель Иоанн Златоуст учит «Не говори мне о прахе, не представляй пепла и истлевших от времени костей святых, но открой очи веры и посмотри на присущую им, то есть этим останкам, силу Божию». Это было известно и нашим предкам. Например, летописный список от 1472 года, в частности уточняет об открытии гробов московских святителей в Успенском соборе. " Иону цела суща обретоша, Фотия же цела суща не всего, едины " мощи " . Здесь сказано, что святителя Иону нашли целым, а Фотия не целого, но вывод один: едины мощи, то- есть и то, и другое -мощи. Собственно говоря, первое упоминание о чудотворящих мощах в Библии имеет в виду именно кости. Читаем: «И было, что когда погребали одного человека, то увидев это полчище, погребавшие бросили того человека в гроб Елисеев, и он при падении своем коснулся костей Елисея, и ожил, и стал на ноги свои» ( 4 Царств.13, 21).

http://radonezh.ru/text/kak-otnositsya-k...

Крестовые походы: причины, история и последствия Крестовые походы — ряд религиозных военных экспедиций, продолжавшихся с 1096 по 1272 год. 27 октября, 2012 Крестовые походы — ряд религиозных военных экспедиций, продолжавшихся с 1096 по 1272 год. Крестовые походы — ряд религиозных военных экспедиций, продолжавшихся с 1096 по 1272 год. Содержание статьи Крестовые походы: причины Крестовые походы — ряд религиозных военных экспедиций, продолжавшихся с 1096 по 1272 год. Они проходили под лозунгом борьбы за освобождение Святой земли от мусульман. В 677 году Иерусалим оказался под властью арабов. Город был священным местом не только для христиан, но и для иудеев и мусульман. И, если сначала арабы не препятствовали тому, чтобы христианские паломники посещали Святой город, то с приходом к власти турков-сельджуков ситуация изменилась коренным образом. В 1071 году они закрыли доступ в Иерсуалим «неверным», то есть христианам. В то время Европа переживала глубокий кризис. Засуха и неурожай на протяжении нескольких лет привели к тому, что феодалы не могли платить рыцарям за их службу. Кроме того, в конце XI века в Европе остро стояла проблема перенаселения. Неудивительно, что появилось огромное количество рыцарей, объединившихся в настоящие банды. Эти банды занимались грабежом, обкладывали поборами деревни. Назрела необходимость направить их воинственную энергию в нужное русло. Тем более, Римско-католическая Церковь стремилась распространить свое влияние на восточное Средиземноморье. В 1095 году византийский император Алексей I Комнин обратился к странам Западной Европы с просьбой о помощи. Он опасался, что турки-сельджуки могут захватить Константинополь. В ноябре 1095 года на Клермонском соборе Папа Урбан II произнес свою знаменитую речь, призвав всех королей, сеньоров, рыцарей и простых людей отправиться в Святую землю, освободить ее от «ненавистных бусурман» и отвоевать Гроб Господень. Речь Папы Урбана II вызвала большое воодушевление. Тем более, что паломники, которые возвращались из Иерусалима, рассказывали о сказочно богатом Востоке.

http://pravmir.ru/krestovye-pohody/

митр. Владимир (Сабодан) Пасхальное послание Блаженнейшего Владимира, Митрополита Киевского и всея Украины, Предстоятеля Украинской Православной Церкви Христос воскрес, и уже не умирает, смерть Им более не обладает. ( Рим. 6:9 ) Возлюбленные о Господе архипастыри, досточтимые пастыри, честное во Христе монашество, боголюбивые миряне – братья и сестры! Христос Воскресе! В день Светлого Воскресения Господа нашего Иисуса Христа мы сердечно приветствуем каждую боголюбивую христианскую душу радостным лобзанием мира! Христос воскрес из мертвых, и Его Гроб с этого момента стал источником жизни. Тот, в Чьих руках власть над жизнью и смертью , не имеющий порока и греха, принял от людей поношения и проклятия и умер на Кресте, чтобы искупить род человеческий от греха, проклятия и смерти. «Во Христе, – говорит святой Амвросий Медиоланский , – воскрес мир -человечество, в Нем воскресли небеса, в Нем воскресла земля». Жертвой Христовой истреблена сама причина наших несчастий – грех , и воссоздан в человеке образ Божий. И более того, Спаситель мира соделал нас участниками Славы Божией, усыновив Ему человека, некогда отвергшегося любви Отчей. Поэтому Христос для всех верующих в Него становится Начальником жизни ( Деян. 3:15 ), Начальником умерших ( 1Кор. 15:20 ), Новым Адамом , приводящим в жизнь вечную ( 1Кор. 15:22 ). С Воскресением Христовым воскресла на земле святая истина и посрамилась всякая ложь. Долгим и томительным было время ветхозаветного ожидания пришествия Спасителя. Но когда, наконец, пришел в этот мир Господь – Сама Истина, мир Его не познал. Пришел к своим, и свои не приняли Его ( Ин. 1:10–11 ). Над Истиной надругались, предали мукам и пригвоздили ко Кресту. Но воскрес Христос, а с Ним – вся правда и добродетель. Воскрес Христос – и положил начало новой жизни, начало новому человеку. Воскресение Христово является настолько важным событием, что святой апостол Павел указывает на него как на критерий истинности всего христианского учения: Если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша ( 1Кор. 15:14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/hristo...

Нередичи, урочище. Церковь Николая Чудотворца. /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Николая Чудотворца Год постройки:Между 1810 и 1820. Год утраты:приблизительно 1950 (разобрана до основания в середине ХХ века) Адрес: Владимирская область, Ковровский район, охотхозяйство ОАО " ЗИД " близ д. Дорониха Координаты: 56.493547, 41.846725 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Карта и ближайшие объекты До 1904 года на месте каменной стояла деревянная часовня. Вход в неё вел с западной стороны, прямо из леса: сначала нужно было подняться по ступенькам на галерею и только потом можно попасть внутрь часовни. Там, на восточной стороне в киоте стояла большая икона святителя Николая чудотворца с событиями из жизни его. Впечатлял размер чудотворного образа – в ширину 1 аршин 3 вершка, а в вышину – 2 аршина 10 вершков. Рядом с этой иконой с левой стороны возвышалась до потолка огромная фигура – деревянный резной образ Николая чудотворца Можайского: в короне и венце из металла, с мечом в правой руке. Вся фигура была окрашена в яркие светлые краски и золото. Высота угодника достигала 2 аршина 6 вершков. Перед фигурой и иконой привешены были жестяные лампады. С правой стороны той же восточной стены помещался образ Покрова Пресвятой Богородицы, а также икона снятие с креста и положение в гроб Иисуса Христа, внизу которой стояла надпись: «Писан сей святой образ в царствование Государя Императора Николая Павловича, а писан Харьковским купцом Аржановым в 1834 году и отдан в 1834-м». Вкладчик происходил родом из местных крестьян-офеней, занимался иконописью, а затем, разбогатев, перечислился в харьковское купечество. Внутренние стены часовни окрашены были разными красками в виде шашек, а с двух сторон от икон находились живописные образа благословляющего Николая чудотворца и пророка Илии со свитком: «Ревнуя и поревновах по Господе Бозе моем Вседержителе слыша сей пророк».

http://sobory.ru/article/?object=33464

о.Мелхиседек: Нет, это факт жизни и истории. Там копии величайших христианских святынь: Гроб Господень, гробница Божией Матери, Камень помазания. Мы пообещали, что возобновим ту прекрасную традицию, когда были вместе тогда, хотя душой мы всегда вместе, конечно. А неделю назад с одним близким мне человеком мы шли на престольный праздник Крестовоздвижения. Я подумал, как прекрасно, что у нас такая осознанная жизнь, через преподобного Сергия – история России, через Иоанна Богослова – история святых. Мы внутри этой истории. Мы так ее переживаем. А люди какие несчастные, которые живут вне христианства, вне православия. Ну разве Новый год, день рождения, юбилей могут сравниться с нашими церковными праздниками? Не все знают историческую деталь, связанную с подворьем Оптиной пустыни, храмом Петра и Павла в Ясенево. Там 1821 году венчались родители Льва Николаевича Толстого. Поэтому Толстого приходится часто вспоминать. Пусть это не удивляет. Мудрые греки говорили, что и во врагах достойное похвалы нужно хвалить. Я почему-то часто цитирую Толстого. Когда он был еще в трезвом уме, говорил: на могильном памятнике миллионов людей можно было бы написать: «они жили и не знали, зачем они живут». Мы счастливы тем, что уже одно понятие имеем, что жизнь наполнена смыслом, содержанием, перспективой, что смерть - это ворота, дверь, в ней нельзя удержаться. Когда умерла моя мама, и мы хоронили ее, то на могильном памятнике написали не слова из Писания, а слова, которые я когда-то прочитал: смерть есть к жизни приближенье, к жизни той, где смерти нет. С одним этим упованием только насколько легче! Я по роду службы столько людей отпеваю, и на лицах неверующих людей всегда вижу - тупик. Для меня это самое страшное таинство: люди стоят, ничего не соображают, у них нет веры, перспективы, нет надежды. Не знаешь, как достучаться. Какие они несчастные. Вспоминаю одного из святых. Ему угрожали отрубить голову, сжечь. Он соглашался, не противился. А ты не боишься? – Нет, ведь так вы меня быстрее отправите к моему любимому Христу. С такой-то перспективой жить?! Смерть не страшна! Надо не бояться смерти, надо бояться пустой жизни. Книга ценится не за толщину, но содержание. Неважно, сколько лет в твоей жизни, важно, сколько жизни в твоих летах. Мы стараемся жить так. Вот посмотрите, какие у нас имена - они наполнены смыслом. Это перспектива на вырост. Нам есть куда расти, на кого равняться. Святые Вера, Надежда, Любовь и мать их София - их путь – путь тысяч мучеников. Путь исповедания. Крест или жизнь? Крест! У них всех такой путь. Почему такие почитаемые на Руси эти мученицы? Их имена означают добродетели.

http://radonezh.ru/2023/10/13/zlo-vokrug...

Общий взгляд на историю храма Воскресения Храм Гроба Господня построен на месте, где был распят и погребен Христос Бог наш. Излишним было бы доказывать, что место это, столь драгоценное для первых христиан, было охраняемо и стрегомо ими весьма внимательно. Тотчас по смерти Искупителя святой Иаков меньший был избран епископом Иерусалимской Церкви. Когда наступило время, предсказанное Спасителем ( Мф 24, 16 ), время бегства, христиане, бывшие в Иерусалиме под начальством своего епископа Симеона, укрылись за Иордан и возвратились, по отшествии Тита, в иерусалимские развалины, чтобы продолжать стеречь Гроб Господень. Ряд епископов Иерусалимских продолжался непрерывно до императора Адриана. По его повелению христиане были выгнаны из Иерусалима. Но Бог хотел, чтобы в то время, когда христиане должны были удалиться от Святого Гроба, предание о Святых местах сохранилось чрез самое языческое поругание их. Ибо на местах, где были воздвигнуты христианские церкви, – на Святом Гробе и Голгофе, император Адриан, в бессильном своем гневе против Божиих определений, поставил идолы богов и в капище Венеры приносили богомерзкие жертвы. На месте, где прежде был храм Соломонов, он поставил храм Юпитеру Капитолийскому, как бы объявляя войну обеим откровенным религиям. Но он лишь утвердил этим способом предание, как ясно говорит о сем Гиббон в Истории падения Римского государства: «Христиане в течение почти двух веков должны были уступить честь стражи при Гробе Господнем идолам». Бесчисленные доказательства в пользу преданий о святых местах собраны в творениях первых христиан, заслуживающие полной веры, равно как у многих писателей языческих, которые о том воспоминают. Блаженный Иероним долгое время остается неисчерпаемым источником доказательств. Ибо он посещал Святые места в IV веке, собирал и приводил в порядок предания, очищал их критикою, искал источников, доходил до истины и с тщательностью, достойною такой святой и возвышенной души, записал эти предания в своих творениях. Опираясь на этих преданиях, христиане, во время Константина Великого , стали с успехом в развалинах низвергнутых языческих храмов и идолов отгребать святые памятники, и под руководством благочестивой матери этого императора, святой Елены, был найден даже и самый Святой Крест.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Огонь, ниспосланный Богом Тем, что лишь на православную Пасху сходит с неба Благодатный огонь (при условии, что в храме Гроба Господня служит православный патриарх по православному календарю), Бог свидетельствует об истинности православной веры, Православной Церкви. В ночь с 18 на 19 апреля 2009 года из Иерусалима в Москву к началу Пасхального богослужения в храм Христа Спасителя должен быть доставлен Благодатный огонь, частицы которого разойдутся отсюда по всей России и странам ближнего зарубежья. Делегация, возглавляемая архиепископом Саранским и Мордовским Варсонофием, исполняющим обязанности управляющего делами Московской Патриархии, и Владимиром Ивановичем Якуниным, президентом ОАО «Российские железные дороги», председателем попечительского совета Фонда Андрея Первозванного, кавалером ордена Гроба Господня, передаст лампу с Благодатным огнем Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу. 900 лет назад автор «Жития и хожения Даниила, игумена Русской земли» писал: «Мне, худому и недостойному рабу, пришлось увидеть своими грешными глазами, как невидимо сходит с неба свет к Гробу Иисуса Христа». В этом первом дошедшем до нас свидетельстве русского человека о паломничестве в Святую Землю игумен Даниил рассказал и о том, как он поставил в Кувуклии на Гроб Господень лампаду «от всей Русской земли», и о том, как проходила в то время церемония схождения Благодатного огня, и о том, что «не может быть такой радости человеку, какая бывает христианину, увидевшему свет святой». Под этими словами игумена может подписаться любой человек, которому довелось хотя бы раз в жизни увидеть, как сходит свет небесный к Гробу Господа. Сегодня об этом удивительном событии рассказывают люди, которым посчастливилось видеть чудо схождения Благодатного огня. Епископ Дмитровский Александр: – Принесение Благодатного огня является очень важным для России. Многие совершенно неверующие люди через это чудо приходят к Богу, приходят в храм, задумываются о смысле жизни, о своей душе. Я видел одухотворенные лица, сияющие от восторга глаза присутствующих при схождении Благодатного огня.

http://pravoslavie.ru/30106.html

П.В. Безобразов Записка о положении Иерусалимской церкви от 12 Октября 1844 г., представленная 28 Октября того же года в Константинополе В.И. Титову 20 Палестинская церковь до завоевания Иерусалима арабами имела своё величие и свою славу. Тогда в пределах её считались четыре митрополии, двадцать пять архиепископств и семьдесят пять епископств. На патриаршем престоле сияли лучезарные светила. В пустынях, вертепах, горах и юдолях спасались великие подвижники, которые вместе с патриархами утверждали сию церковь в православии, так что она никогда не колебалась и не омрачалась никакой ересью. Но по неисповедимым судьбам Божиим учение аравийского лжепророка разлилось потоком в Палестине и напоило большую часть христианского народонаселения её. Усилия крестоносцев лишь на время остановили бурное стремление сего потока. А посольства греческих царей к могучим преемникам Магомета спасли от разорения лишь один гроб Господень и некоторые святые места. Крестовые походы прекратились, греческое царство пало; и с тех пор церковь Палестинская под тяжким игом и неправосудным владычеством турок ещё более умалилась и ослабела. В наше время из семидесяти пяти епископств существует только одно за Иорданом 21 из двадцати пяти архиепископств уцелели только шесть 22 , да и паства в пределах их и трёх митрополий 23 весьма малочисленна. Значительная часть её давно отторгнута и присоединена к церкви Римской. Святые места сохранены, но служат предметами разорительных тяжб и даже кровопролитий между греками, латинами и армянами. Наконец недавно явились новые противники православия в Св. Земле, протестанты. I Настоящее внутреннее состояние Палестинской церкви весьма опасно. Она сама в себе носит древние и сильные зародыши разрушения. 1) Предстоятель её патриарх, по примеру своих предшественников, живёт в отдалении от неё. Разъединение его с нею – не законно, не нужно, не выгодно и вредно. Не законно, ибо противно правилам вселенских соборов, по которым каждый архипастырь должен находиться при своей пастве. Не нужно, ибо по делам церкви Палестинской ходатайствует пред Портой патриарх константинопольский, а не иерусалимский: следовательно, сему последнему достаточно иметь в Царьграде одного поверенного в делах архиепископа своего. Не выгодно, ибо иерусалимский владыка, пребывая в Константинополе, иждивает вольно и невольно слишком много денег, так что церковь Палестинская остаётся бедной и неустроенной. Вредно, ибо дела по внутреннему управлению сей церкви идут весьма медленно, по причине отдалённой переписки с предстоятелем её; арабское духовенство и православный народ давно уже отвыкли видеть в нём свою духовную главу и своего предстателя пред местными властями, и потому весьма легко принимают унию.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010