Святые места, которые были поприщем великих дел нашего Спасителя, или которые прославлены мощами святых и разными памятниками их подвигов и чудес, – всегда были предметом благоговения верующих, и обычай путешествовать к сим местам становится известным с древних времен христианства. Св. Иоанн Златоуст так говорит об этом: «Скажи мне, где могила Александра. Укажи ее и скажи день смерти его. Напротив, всем известны гробницы рабов Христовых, и оне находятся в царственном граде; весьма памятны и дни кончины их, они торжественны для целого мира. Могилы Александровой не знают и свои, а гроб Христов известен даже и чуждым народам. И гробницы рабов Христовых гораздо блистательнее царских палат, не по огромности и великолепию зданий (хотя и в сем отношении первые превосходнее последних), но, что гораздо важнее, – по усердию к ним притекающих. Даже и тот, кто облечен в порфиру, приходит к сим гробницам, чтобы лобызать оные, и, отложив гордость, молит святых о ходатайстве за него пред Богом: и скинотворца, и рыбаря, уже умерших, молит как своих покровителей, пришедший сюда в диадиме». 1 Путешествия ко святым местам палестинским умножились преимущественно со времени прекращения гонений на христианство в IV веке, когда с большею свободою и безопасностию могли предприниматься такие путешествия. С сего времени начинают посещать Гроб Господень и такие знаменитые лица, как, например, царица Елена, мать императора Константина Великого . Царственный пример ее должен был сильно подействовать на современников и потомков, возбудить их к подражанию и возвысить важность христианских путешествий. В первые три века христианства, когда враги с ожесточением преследовали христиан на всех путях, путешествия к святым местам, конечно, не могли быть так многочисленны, как впоследствии, но и тогда они бывали нередки. Любовь ко Христу, нетерпеливо жаждавшая лобызать следы Богочеловека, поборала все препятствия, чтобы достигнуть освященных этими следами мест. Блаженный Иероним говорит: «Слишком долго было бы следить за тем, сколько во все века, начиная от Вознесения Господня до настоящего дня, перебывало во Иерусалиме епископов, мучеников и учителей Церкви, которые думали, что они менее бы имели благочестия и богомудрия, не достигли бы совершенства добродетелей, если бы не поклонялись Христу в тех местах, где впервые воссияло благовестие о Христе». 2

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Святые писатели Евангелий не говорили, что Господь восстал вечером в субботу, или по прошествии большей части ночи, или утром, или по появлении солнечных лучей (в таком случае было бы противоречие: писатели передавали бы, что одно событие произошло не в одно, а в разные времена); но они написали, что жены приходили ко гробу разновременно, и различным образом, а не в одно время, приходя в разное время, все оне одинаково слышали о Спасителе от ангелов, что Он воста, несть зде ( Мф. 28:6 ), без прибавления – когда. Таким образом, несомненно, все евангелисты согласны в этом: воскресение совершилось в ночь Господню, но часа никто не отметил, поелику он был неизвестен никому, кроме воскресшего Бога и Единого Отца, Который знает Сына, как Сам познан Сыном ( Мф. 11:27 ), – и Духа Святого, Который вся испытует, и глубины Божия ( 1Кор. 2:10 ). И подлинно, св. Матфей говорит, что Мария Магдалина и другая Мария пришли в вечер субботный посмотреть на гроб. И вот, сделалось великое землетрясение, ибо сошел с неба ангел Господень, одним видом своим приведший в ужас стражей, которые, не вынося видения, едва не погибли, омертвев от страха; блеском же своим ангел вселил мужество в жен, робких и пугливых по природе и самым видом своим возвестил им воскресение с великою радостью (для этого он и послан был). Когда он отвалил камень от гроба, то нашел, что Господь воскрес, оставив закрытым гроб, охранявшийся печатями и стрегомый отрядом воинов, как это подобало Богу, подобно тому, как, пройдя сквозь затворенные двери, Он пришел в дом к ученикам. Поэтому ангел и говорил: несть зде: воста, возвещая этим, что воскресение Господа чудесно произошло до Его пришествия ко гробу, – что, совершив его, как Бог собственною силою, Христос, для исполнения домостроительства не нуждался в содействии ангелов: ибо если бы этого (воскресения) не было, то он сказал бы: «вот, восстает», указывая на происходящее в настоящую минуту; но поелику это случилось ранее, то, употребляя прошедшее время, ангел говорит: несть зде: воста. Отсюда также ясно видно и то, что апостолы, когда проповедывали Евангелие, то, по немощи слушателей, говорили, что Христос «воскрешен Отцем», делая, таким образом, свое слово более удобоприятным. Ангел же, который впервые провозгласил о воскресении, обозначая исполненое величия, а потому и наиболее приличное Воскресшему, могущество, восклицал: несть зде: воста. Итак, когда говорится, что Христос «воскрешен Отцем», то этим, так сказать, выражается попечение о немощных слушателях, и здесь заключается тот же, а не другой смысл. В самом деле, в ком действует Отец? – очевидно, в Своей силе!. А кто – сила Отца? Никто иной, как Христос: ибо Христос – Божия Сила и Божия премудрость ( 1Кор. 1:24 ). Посему Христос Сам воскресил Себя, хотя и говорится, что Он воскрешен Отцом.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

Скачать epub pdf Раздел 3. Материальная помощь Иерусалимскому Патриархату Предисловие Материальная помощь Иерусалимскому Патриархату традиционно составляла одно из важнейших направлений русско-палестинских церковных связей. Со времени Ивана III и Ивана Грозного хождения ближневосточных иерархов и патриархов в Москву «за милостыней» были повседневным явлением. В 1725 г. были введены так называемые палестинские штаты, регламентировавшие суммы и сроки дотаций, назначаемых восточным патриархатам. К концу XIX в., по оценке отечественных и зарубежных историков, российские субсидии составляли едва ли не основную статью пополнения бюджета Иерусалимской Церкви. При этом каналы и размеры денежных вливаний могли быть самые разные: частные пожертвования, пособия от Святейшего Синода, безвозвратные «ссуды» из государственной казны. В Архиве внешней политики Российской Империи, в фондах «РИППО» и «Греческий стол», пухлые папки наполнены документами о дарах и пожертвованиях: «на Гроб Господень», «на Иерусалимскую Церковь », «на Гроб Божией Матери в Гефсимании», «в Вифлеем», «на нужды церквей, страдающих от магометанства». Настоящий раздел включает лишь несколько документов из огромного их числа непосредственно относящихся к официально, через государственные инстанции оформленным, формам субсидии. Так, в течение 1884 г., по справке МИДа, через Азиатский департамент было передано Иерусалимскому Патриарху 100 000 руб. (документ 41). В декабре того же года по предложению обер-прокурора Святейшего Синода К. П. Победоносцева Синод рассматривает вопрос о выделении Патриарху Иерусалимскому Никодиму 4000 руб. для строительства храма (документы 43–44), а уже в мае 1885 г. поступает ходатайство Блаженнейшего Никодима о предоставлении ему на новые храмы ещё 16 000 руб. (документ 45). И этот вопрос решается положительно: из средств частных жертвователей, имевшихся в распоряжении Синода, требуемая сумма отправляется в Иерусалим (документы 47–49). В феврале 1888 г. консул Д. Н. Бухаров вновь сообщает послу в Константинополе А. И. Нелидову о «расстройстве финансов» Иерусалимской Патриархии (документ 50). Патриарх Никодим обращался в этом случае за помощью не только в официальные инстанции, но и к руководству Православного палестинского общества (документы 51–52). Общество готово было обсудить вопрос о займе Патриархии при условии благоприятствования русским гуманитарным инициативам в Палестине (прежде всего в вопросе об открытии русских школ, учреждаемых ППО). Но заем не состоялся, так как Патриарх вскоре был смещён. Ко времени правления Патриарха Дамиана (он занимал Иерусалимский Патриарший Престол в течение длительного периода времени: 1897–1932) относится переписка 1904 г. о ссуде Патриархии 400 000 руб. на перестройку Иерусалимского подворья в Москве (документ 54).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Слово сказыванное при погребении, Господина Генерал-фельдмаршала, Сенатора, Действительного Тайного Советника и обоих Российских орденов, Белого Орла и святой Анны Кавалера, бываго Канцлера, Графа Алексея Петровича БестужеваРюмина, Апреля 15 дня 1766 года Блажени мертвии умирающии о Господе отныне: ей: глаголет Дух: да почиют от трудов своих. Откр. 14:13 . Сей печальный гроб представляет пред очи наши общую человеческую судьбу, которой никто из смертных избежать не может. Но почто я сказал, избежать? ибо о смерти разные суть человеческие мнения. Иные подлинно смерти страшатся, и всемерно оной избежать желают. А другие напротив не только смерти не ужасаются, но некоторым образом оной и желают. Одни говорят: О смерть! коль горька есть память твоя: 13 а другие вопиют: Мне еже жити, Христос: а еже умрети, приобретение есть. 14 Увы мне! яко пришельствие мое, то есть, странствование в жизни сей, продолжися. 15 Сия о смерти мнений человеческих разность происходит, от того, что одни будучи пленены страстями, чрезмерно привязывают себя к жизни сей: другие будучи пленены любовию Бога, совершенного с ним ищут соединения. Мы, Слушатели, суще чада церкви и дети воскресения, благочестивых да подражаем примеру, и приходящую смерть небоязненным должны встречать духом. Но чтоб нам в том больше уверенными остаться, посмотрим, что мы чрез смерть теряем в жизни сей, и что приобретаем в жизни будущей? Смертию разрушается сей наш телесный состав, и душа, аки обнаженная, из жилища своего выходит. Но вемы, яко аще земная наша храмина тела разорится, создание имамы от Бога, храмину нерукотворенну вечну на небесех. 16 Почему не о том скорбеть надобно, что одежду тела на время с себя скидаем, но паче о сем воздыхаем, в жилище наше небесное облещися желающе. Смертию лишаемся жизни сей, которая, сколь многими горестьми есть наполнена, кому из вас неизвестно. Чрез все течение краткой жизни сей боремся мы с болезнями, с бедами, с несчастьями, а паче всего со страстями. Сколько в свете есть болезненных Лазарей, сколько, страждущих Иовов, сколько несчастливых Иосифов! яко в Океане волнуемся житейскими попечениями, и одна, так сказать, волна не успеет пройти, как надобно встречать другую. И сии тяжкие удары дотоле не престают нас поражать, пока напоследок не опровергнут во гроб, яко разбитый корабль в пристанище. Так мы чрез смерть лишаемся жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Platon_Levshin...

Жены-мироносицы у гроба Господня. Явление Христа женам-мироносицам. Роспись Спасо-Преображенского собора Мирожского мон-ря в Пскове. Рубеж 30-40-х гг. XII в. В субботу поздним вечером (ψ δ σαββτων; в Синодальном переводе: «по прошествии... субботы» - Мф 28. 1), когда начался 1-й день недели (τ πιφωσκοδηι ες μαν σαββτων; в Синодальном переводе: «на рассвете первого дня недели»; на Востоке новые сутки начинались с вечера), галилейские женщины пришли ко гробу, в к-рый положили Иисуса Христа, чтобы, по иудейскому обычаю, помазать тело Его бальзамирующими веществами, чего они не успели сделать в пятницу, вечер к-рой уже считался началом субботы, т. е. «дня покоя». Одни жены упоминаемы ап. Матфеем (28. 1), другие - ап. Марком (16. 1), «а Мария Магдалина была спутницею всех, как самая усердная и ревностная» Его ученица ( Theoph. Bulg. In Matth. 28). Они обнаружили, что камень отвален (Мк 16. 4; Лк 24. 2; Ин 20. 1), а гроб пуст. После вечера субботы Господь Иисус Христос уже воскрес. «Бог воскресил Его, расторгнув узы смерти, потому что ей невозможно было удержать Его» (Деян 2. 24). Как свершилось Воскресение, не сообщает ни одно Евангелие - это Таина всемогущества Божия, к-рая не подлежит описанию. Нек-рые толкователи считают, что вместе с женщинами была и Пресв. Богородица - «другая Мария» (об этом литургическое Предание - в синаксарном чтении во Святую Неделю Пасхи; ср. у Феофилакта Болгарского: «Под Марией, матерью Иакова, разумей Богородицу, ибо Ее так называли как мнимую мать Иакова, сына Иосифова, я разумею брата Божия» - Theoph. Bulg. In Luc. 24. 1-12), иные полагают, что это была Мария Клеопова или Мария Иаковлева (возможно, это одно и то же лицо; ср.: Euseb. Hist. eccl. III 11), Евсевий Кесарийский считает, что было 2 Марии из Магдалы, поэтому 2-я и названа евангелистом «другой Марией» ( Euseb. Quaest. evangel.//PG. 22. Col. 948). Факты косвенного свидетельства о свершении основного события не требуют от евангелистов точности. По Евангелию от Матфея, в момент прихода женщин «сделалось великое землетрясение, ибо Ангел Господень, сошедший с небес, приступив, отвалил камень от двери гроба и сидел на нем; вид его был, как молния, и одежда его бела, как снег» (Мф 28. 2-3). Ангел Господень (или «юноша... облеченный в белую одежду» - Мк 16. 5, или «два мужа в одеждах блистающих» - Лк 24. 4; ср.: Быт 19. 5 слл.) сообщает женам о свершении великой Таины. Ясно только, что Воскресение Иисуса Христа свершилось при закрытом гробе в третий день, как об этом говорил ученикам Сам Христос (Мф 16. 21; 17. 23; 20. 19; Мк 8. 31; 9. 31; 10. 34; Лк 9. 22; 18. 33; Ин 2. 19-22) и как благовествовал женам-мироносицам ангел: «Что вы ищете живого между мертвыми? Его нет здесь: Он воскрес; вспомните, как Он говорил вам, когда был еще в Галилее, сказывая, что Сыну Человеческому надлежит... в третий день воскреснуть» (Лк 24. 5-7; Мф 28. 5-6; Мк 16. 6).

http://pravenc.ru/text/155304.html

Коллективная бессознательность ПРАВОСЛАВИЕ.RU       ПОМЕСТНЫЕ ЦЕРКВИ ВСТРЕЧА С ПРАВОСЛАВИЕМ ВОПРОСЫ СВЯЩЕННИКУ НОВОСТИ АНАЛИТИЧЕСКОЕ ОБОЗРЕНИЕ ПРЕССА ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛ ГОСТЬ САЙТА ДОКУМЕНТЫ ИСТОРИИ ПОЛЕМИКА ENGLISH EDITION   СРЕТЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ   тематические подборки новые поступления карта сайта авторы анкета поиск КОЛЛЕКТИВНАЯ БЕССОЗНАТЕЛЬНОСТЬ Еженедельный обзор событий религиозной жизни через призму СМИ: 23 - 30 сентября. Воздвижение Креста. - Религия и СМИ. - Религия и выборы. - Парадоксы информационной политики. - Проект запрета убийств. - Цивилизованный фашизм. - Реабилитация наркоманов. - " Диснейлэнд " в душах. 27 сентября Православная Церковь отмечала праздник Воздвижения Креста Господня. На сайте РИА-Новости об этом размещена краткая информация. В сообщении изложена предыстория праздника: " В 323 году исповедавший христианство римский император Константин Первый пожелал найти Крест, на котором распяли Иисуса Христа. Для этого он направил в Иерусалим свою мать, Елену, которой помогал в поисках патриарх Иерусалимский Макарий. Долгое время их усилия были безуспешными, пока, наконец, старик-иудей по имени Иуда не сообщил, что нужное место находится под капищем/языческим храмом/Венеры. Как гласит предание, храм разрушили и под обломками нашли Гроб Господень, а неподалеку - три креста, дощечку с надписью " Царь Иудейский " и четыре гвоздя. Патриарх Макарий поочередно возлагал все три креста на покойника (поблизости проходила похоронная процессия), который ожил, когда его коснулся Крест Господень " . Подробная статья , рассказывающая о празднике Воздвижения Честного И Животворящего Креста Господня размещена на сайте " Православной газеты " . В статье, кроме предыстории праздника, говорится и о том, что на месте страданий Спасителя святые Константин и Елена построили большой храм в честь Воскресения Христова. " Часть святого Креста царица привезла сыну в Константинополь, а часть оставила в Иерусалиме. Эта часть, как драгоценность, и поныне хранится в храме Воскресения Христова " .

http://pravoslavie.ru/press/obzor13.htm

" Крест укрепляющий " сентября 2022 Митрополит Варсонофий совершил Всенощное бдение в Петропавловском соборе Петергофа " Праздник Воздвижения Честного Животворящего Креста Господня пришел к нам с четвертого века - сказал владыка в проповеди. - После того, как Христос принял распятие на Голгофе, кресты были сброшены в том же саду в яму, потому что иудеи не прикасались ни к телам, ни к орудиям смерти. Они были заброшены камнями и лежали так. В 70-м году император Тит завоевал Иерусалим, уничтожил Голгофу и Гроб Господень, все было засыпано камнями и распахано. Христос говорил ученикам перед Своими страданиями, что от этого города не останется и камня на камне. Так и случилось. В 117-138-м годах Римской империей правил Андриан, он посетил Иерусалим и сказал, чтобы его название не упоминалось больше никогда в истории человечества и велел построить здесь город в свою честь - Элию Капитолину. Он был ярым язычником и на месте Голгофы и Гроба устроил два капища - Юпитеру и Венере, в которых происходили мерзости и осквернения. Так было поругано место, на котором совершилось наше спасение. Бесчинство продолжалось двести лет, пока не пришел на римский престол первый христианский император Константин. Он решил отыскать все места, связанные с жизнью Спасителя и там построить христианские храмы. Была снабжена экспедиция во главе с его матерью царицей Еленой. Она приехала в Иерусалим и узнала, что Крест Господень может находиться под капищем Венеры. При раскопках были обретены три креста и гвозди, которыми прибили тело Спасителя. Чтобы узнать, какой Крест Христов, по очереди возложили их на умершего человека из проходящей неподалеку похоронной церемонии. Когда возложили Крест Христов, покойник воскрес. Это было чудо. Патриарх Макарий и царица Елена от радости поднимали Крест, а народ восклицал: " Господи, помилуй " . Частицы Креста и гвозди Елена увезла в Константинополь, а на этом месте был заложен храм в честь Воскресения Христова, освященный в 335-м году. Через год вышло постановление, чтобы каждый год отмечался великий праздник Воздвижения Креста Господня. С тех пор он совершается в Церкви " .

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

Храм Гроба Господня. В центре храма - большая группа туристов. Наши ил инет?  Лица вроде бы русские. Подойдем ближе.  Шорты мужчин неуклюже обмотаны платками, на модно остриженных лбах темные очки, голые плечи женщин  небрежно  прикрыты прозрачными шарфиками, распущенные волосы всех оттенков, яркий макияж, на ногах у большинства   шлепанцы. Такое ощущение, что этих людей прямо с пляжа перенесла сюда какая-то волшебная сила.  Перед ними – часовня, внутри которой  -  Гроб Господень,  место, где произошло Воскресение Христово.  Спиной к часовне стоит гид, немолодая женщина с короткой стрижкой и большим  цветком в руке. " Друзья! – обращается она к туристам,  - перед Вами так называемая могила Иисуса. Это исторический памятник 10 века. Археологи производили здесь раскопки, но костей Иисуса не обнаружили " .  Группа демонстрирует полное отсутствие каких бы то ни было эмоций. Сыны и дочери страны, называемой Третьим Римом и призванной спасти мир, смотрят по сторонам  равнодушно-рассеянным взглядом туриста, которого привели в незнакомое место и сообщают ему какие-то неизвестные ему доселе исторические факты,  кто-то фотографирует на телефон,  несколько человек    вежливо  слушают гида. В самом деле, не будете же Вы спорить с гидом на экскурсии  где-нибудь в Европе, если он вдруг переврет  биографию какого-нибудь короля или неуважительно отзовется  о нем? Где-то рядом, возле Голгофы,  раздается дружный громкий смех – это пришла  группа европейцев, они рассматривают мозаику снятия со Креста, и состривший по какому-то поводу гид (вот только по какому!?) довольно наблюдает за бурным одобрением своих туристов. Между Россиянами и европейцами, тесно прижавшись друг к другу, боясь отстать от своих, к часовне протискивается человек сорок  смуглых мужчин в просторных  народных рубахах, с ними нарядно одетые женщины: разноцветные парчовые сари отделаны золотыми нитями и блестками,  головы прикрыты пестрыми тканями. Россияне оживленно  фотографируют индусов, а те, к великой радости туристов,  начинают благоговейно снимать  обувь перед  входом в Гроб Господень.  Следом за ними быстрым шагом ко Гробу Господню подходит группа паломников из России. Они размашисто крестятся, кто-то делает земной поклон, у многих на глазах слезы, что-то кратко объясняет гид, и вот мощное " Христос Воскресе из мертвых… " заполняет храм. Удивленно оглядываются российские туристы, как-будто им не очень ловко за своих соотечественников, снисходительно качают головами европейцы, широко  улыбаются индусы… 

http://radonezh.ru/analytics/zachem-nam-...

1. Окрещенный божественным Крещением называется просвещенным, а того, кто хотя уверовал во Христа Господа и в таинство воплощенного домостроительства Его, но еще пребывает в чине оглашенных, ученики и учители Евангелия Христова называют непросвещенным и творят о нем общие молитвы, прося Господа огласить его словом истины веры во Христа и открыть ему Евангелие правды; по какой причине диакон и возглашает в церкви к верным: вернии, о оглашенных помолимся, и прочее. Ибо оглашенный хотя уверовал уже во Христа Господа, но верным еще не сделался. Верным собственно называется уже тот, кому вверяется Божественная благодать и кто приемлет ее; соделывается же он верным, когда бывает просвещен, а просвещен, бывает, когда приемлет божественное Крещение. Ибо что слышал он, когда был оглашаем, в том просвещается паче слова, приемля при троекратном погружении Духа Святого и весь преисполняясь божественным светом. Притом, соделываясь в сем таинстве причастником смерти Христа Господа, он делается причастником и Его Воскресения, как говорит божественный Павел. И как Христос, воскресши, уже не умирает, смерть Им уже не обладает, так и тот, кто вышел из купели богорождения, то есть святого Крещения (которая животворит или, лучше сказать, боготворит того, кто окрестился), не умирает более душевною смертию, грех им более не обладает. Кто окрещен Духом Святым, тот еще от чрева матери своей, то есть святой купели, есть уже бессмертен, потому что душа его прияла истинную жизнь, то есть благодать Святого Духа, и он не может более согрешать, как рожденный от Бога. Святой Апостол Павел говорит о сем так: о Немже и обрезани бысте обрезанием нерукотворенным, в совлечении тела греховнаго плоти, во обрезании Христове, спогребшеся Ему крещением ( Кол. 2, 11 ). Сие ведяще, яко ветхий наш человек с Ним распятся, да упразднится тело греховное, яко ктому не работати нам греху... Еже бо умре, греху умре единою; а еже живет, Богови живет. Такожде и вы помышляйте себе мертвых убо быти греху, живых же Богови о Христе Иисусе, Господе нашем ( Рим.6:6, 10–11 ). Елицы бо во Христа крестихомся, в смерть Его крестихомся ( Рим.6:3 ). Таким образом, что для Христа Господа были крест и гроб, то для нас есть Крещение; и как Христос умер плотию и воскрес, так и мы умираем греху и воскресаем для добродетели силою Божиею: да якоже воста Христос от мертвых славою Отчею, тако и мы во обновлении жизни да ходим ( Рим.6:4 ). Итак, хотя возможно, чтобы по возрождении в Крещении грешил и верный, но если согрешит когда-либо верный, то он (уже перестает быть верным) изгоняется из Церкви и отлучается от общения с христианами; и (если желает снова войти в нее) подвергается церковному наказанию, то есть исповеданию греха, с постыждением, бесчестием, слезами и воздыханиями не о том только, что согрешил, но паче о том, что, согрешивши, удалил от себя Божественную благодать, которая опять не так легко возвратится к нему, как была дарована во святом Крещении.

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Novyj_B...

22. Светлое Христово Воскресение. ПАСХА. Прп. Феодора Сикеота, еп. Анастасиупольского. Перенесение мощей блгв. кн. Всеволода, во Святом Крещении Гавриила, Псковского (службу зри 27 ноября) . Полунощницу нужно начинать не позднее 23 часов, чтобы не спеша совершить ее. Так как Литургия, по традиции, совершается непосредственно после утрени и часов, то входные молитвы читаются перед Плащаницей до полунощницы по обычному чину, начиная Трисвятым. Примечание. Полунощница, согласно Уставу, должна начинаться после чтения Деяний, которое завершается около «часа 4-го нощи», т. е. по-нашему – около 10-ти часов вечера (ср.: Типикон, гл. 49, «Во Святую и Великую Субботу вечера», 4-е «зри»). Чин полунощницы. При закрытых царских вратах и завесе иерей творит начало: «Благословен Бог наш...». («Царю Небесный» не читается.) Трисвятое. По «Отче наш» иерей – возглас: «Яко Твое есть Царство...». «Господи, помилуй» (12), «Слава, и ныне». «Приидите, поклонимся...» (3), и псалом 50-й. Канон Великой Субботы (из Триоди Постной): «Волною морскою...». Ирмосы по дважды, тропари на 12, и катавасия – тот же ирмос (по каждой песни). Канон, по традиции, читает один из священнослужителей перед Плащаницей. Примечание. По Уставу, канон Великой Субботы поется «со стихами песней», т. е. с библейскими песнями в праздничной редакции: «Поем Господеви» (ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 651). По 3-й песни – седален Великой Субботы, глас 1-й: «Гроб Твой, Спасе...». «Слава, и ныне» – тот же седален. По 6-й песни – кондак Великой Субботы, глас 6-й: «Бездну заключивый...», и икос, глас тот же: «Содержай вся...». В начале 9-й песни, по традиции, отверзаются царские врата. Совершающий полунощницу иерей с диаконом, совершив каждение окрест Плащаницы, при пении катавасии 9-й песни (на словах: «...востану бо и прославлюся...») подъемлют Плащаницу и вносят в алтарь. Вслед за этим царские врата затворяются. Плащаницу полагают на святой престол, где она должна оставаться до отдания Пасхи. Так как обычно плащаницы устраиваются выпуклыми и на них невозможно при совершении Литургии ставить дискос и чашу, то Плащаница, которая износилась в Великий Пяток и в Великую Субботу, полагается на свое обычное место, а на престоле простирается другая Плащаница – гладкая (не вышитая).

http://patriarchia.ru/bu/2024-05-05/

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010