Глава 16 Зач. 70. Путешествие Мироносиц во гробу Христову. Евангелие 2-ое воскресное (на утрени) О путешествии Мироносиц ко гробу Христову еванг. Марк повествует согласно с св. Матфеем, но с некоторыми особенностями, которые пополняют сказание сего последнего ( Мф.28:1–10 ). Перед сказанием об этом путешествии, после сказания о погребении Христовом, еванг. Матфей повествует о поставлении стражи у гроба Христова еврейскими начальниками ( Мф.27:62–66 ); но еванг. Марк опускает повествование об этом. Мк.16:1 . По прошествии субботы, Мария Магдалина и Мария Иаковлева и Саломия купили ароматы, чтобы идти – помазать Его. Минувшей субботе (по прошествии субботы). Суббота была вторым днем поле смерти Христовой. Суббота это – седьмой и последний день недели у Евреев – праздничный (4 зап.). По прошествии субботы, т. е. вечером субботы, когда начинался уже другой день и когда, следовательно, миновало время субботнего покоя, в продолжении которого закон запрещал Евреям заниматься житейскими делами. Мария Магдалина и др. жены. Это – те самые жены, о которых говорилось выше (чит. в объясн. 40 ст. 15 гл.). Они первые пришли на гроб Господень и первые и увидели Его воскресшего ( Мф.28:9 ). „Первее убо воскресение Божией Матери познаваемо бывает, прямо седящей гроба с Магдалиною“, пишется в пасхальн. синаксаре. Это и понятно: любящий Мать Свою, Господь первую Ее и утешил по воскресении из мертвых. „Пресвятая Богородица ближе всех из земнородных была к Господу Иисусу Христу, и сердце ее более других было поражено невыносимой сердечной скорбью, когда Она видела на кресте Спасителя мира, по Своему человечеству Ею рождённого и воспитанного, и связанного с Ней самыми тесными кровными узами. Господь видел со креста страдания Своей Матери и в нежной сыновней заботливости о Ней, в предсмертные минуты, поручил Ее попечениям Своего возлюбленного ученика. Можно ли предположить, чтобы Сей необыкновенный Сын необыкновенной Матери забыл о Ней, когда открылся и настал день Его славы, и когда Он с торжеством явился на земле победителем смерти и ада? Можно ли думать, чтобы Ему угодно было продлить минуты страданий Той, от Которой Он принял плоть Свою, Которая Им жила и дышала и в Которой Он находил утешение и отраду во дни земной жизни Своей“ 5 ? Если не говорится в Евангелии об этом явлении, то и вообще о Пресвятой Богородице говорится там мало.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

Если Российская Православная Церковь достойно хвалится, имея начальниками иноческого жития в нашем отечестве таких мужей, как Преподобные Антоний и Феодосий Печерские , то и сербская Церковь тоже хвалится о Господе, имея начальниками иноческого жития в Сербии таких мужей, каков св. Симеон Неманя и сын его, св. Савва, самоотверженно променявших Царские почести на иноческую власяницу. Стремление на поклонение св. местам нашего искупления, столь понятное в христианине, современно как у нас, так и в Сербии, принятию христианской веры. Из жития св. Саввы Сербского видно, что он двоекратно посещал Палестину, уже бывши в сане архиепископа Сербского народа (с 1222 года), первый раз в 1230 году по смерти брата своего, Первовенчанного Краля Стефана, после торжественного венчания на Царство сына своего Радослава, а именно, после праздника Светлого Христова Воскресения. Пробывши после этого краткое время с Кралем племянником, св. Савва вознамерился исполнить свое давнее желание – поклониться святому и живоносному Гробу Христа Спасителя и обойти другие святые места. Напрасно Краль и все знатные духовные и светские лица молили Святителя не оставлять своей земли. Он утешил их обещанием возвратиться вскоре, сел в Далматии на корабль и, хранимый Богом, скоро прибыл в Св. Град; теплыми слезами оросил он гроб Господа Иисуса и св. Голгофу, с почтением и радостию был принят тогдашним Иерусалимским Патриархом Афанасием. На другой день они вместе отслужили св. литургию в церкви Христова Воскресения. Учинивши богатые дары церкви и раздавши обильную милостыню бедным, он пошел посетить и другие св. места: был на Иордане, в монастыре Преподобного Герасима, был и в Лаврах св. Саввы Освященного и св. Евфимия Великого, и в киновии Преподобного Феодосия, а оттуда достиг Назарета, восходил на Фавор, обошел и все Палестинские монастыри, заглянул и к пустынникам и отшельникам и вступал с ними в духовные беседы, приобретал св. мощи, церковные древности, иконы и книги, и, опять посетивши Иерусалим, отправился в обратный путь. В Акре сел он на корабль и благополучно достигнул Никеи, где по смерти императора Феодора Ласкаря (ум. 1221) царствовал тогда Иоанн Дука Ватаци. Он с почтением и любовью встретил св. Савву и часто беседовал с ним о святых местах, им посещенных. Из Никеи на царском корабле с данными ему Императором проводниками Савва совершил последний свой путь на св. Афонскую Гору, а оттуда через Солунь вернулся в свое отечество.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

За то искренно любит его православный Русский народ. Не довольствуясь посещением храмов Божиих и обителей, на Руси ему посвященных, русские люди стремятся и туда, где в благоухании нетления почивают его святые косточки. Отправляясь на поклонение святым местам Востока и на Афоне, наши благочестивые паломники не забывают и Бара-града. Что им до того, что этот город давным-давно перестал быть православным, что там римского папу поминают, что у самого гроба Святителя и Чудотворца латинскую мессу служат; и чужой Бар-град считают они родным городом, потому что Святителя Христова Николая они чтут, как родного отца. Правда, не без грусти видят они здесь и обряды неправославные, и бритых монахов-латинян; сердцем тоскуют они о том, что вот тут, около святых мощей их любимца-чудотворца, не совершаются величественные службы Божии с дивным пением акафистов, со всею красотою православного архиерейского служения: что делать? Так, видно, угодно неисповедимым судьбам Божиим, так угодно Святителю; почему? – высших себе не ищи и крепльших не испытуй!.. Видно, недостойны мы, грешные, чтобы угодник Божий своими косточками почивал среди нас; или так нужно, чтобы среди неправославных сиял сей пресветлый светильник Православия для их же вразумления, или же вообще неисповедимым судьбам Божиим угодно, ради смирения нашего, чтобы величайшие святыни наши обретались в руках даже неверных. Ведь самый Гроб Господень, святая Голгофа, ясли Христовы, да и вся земля, исхоженная стопами Господа – Спасителя мира, обретается во власти последователей обманщика Магомета: что же дивного, если св. мощи Чудотворца предивного охраняются неправославными латинами? Все же они христиане, все же и они чтут память великого Святителя Христова Николая, да притом, как говорят путешественники, с радушием и доброжелательством встречают наших православных богомольцев: видно, священное имя Николая-милостивца всех христиан миротворит у святого гроба его. Буди же благословенно это имя во веки веков! Радуйся, Николае, великий и преславный Чудотворче!

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

Закрыть itemscope itemtype="" > Дары волхвов и беснование «креативных» 04.02.2014 1906 Время на чтение 12 минут Благодатный Огонь Каждый год мы с вами наблюдаем, как в Иерусалиме в Великую Субботу на Гроб Господень сходит Благодатный Огонь. И сегодня, благодаря телевидению, мы видим, как Благодатным Огнем «умываются» - пламенем проводят по лицам, но оно не обжигает, не опаляет волосы, одежду. Поразительное зрелище - храм, охваченный огнем, и лица людей, исполненные необычайной духовной радости. Великое чудо, которое уже много столетий посылает Господь всему миру на Православную Пасху в Иерусалиме - схождение Благодатного Огня. Почему даже весть о схождении Благодатного Огня наполняет наши сердца радостью? Да потому, что благодать Святого Духа коснулась каждого из нас в Таинствах Крещения и Миропомазания, и надеемся, что тот огонек веры, который по милости Божией затеплился в наших сердцах, мы сумеем сохранить. Чтобы не дать погаснуть нашим сердечным лампадкам, мы прибегаем к великим Таинствам Покаяния и Приобщения Святых Таин Христовых, надеясь соединиться с Господом. Ради этого и стремимся посетить Святую Землю, бывать по возможности у православных святынь, прибегать к святым угодникам Божиим, молиться у чудотворных икон. Ради этого мы и жить должны, как напомнил нам великий угодник Божий батюшка Серафим Саровский - цель жизни христианина стяжать благодать Святого Духа, чтобы уподобиться разумным девам, которые запаслись елеем и смогли при кромешной тьме пройти к Жениху, потому что в их светильниках огонь не угасал. Но в то же время мы знаем, что благодать Божия может действовать на природу человека как огонь опаляющий, обжигающий нашу греховную сущность. И мы в последнее время были свидетелями, как приближение благодати Божией приводило в трепет и дикий страх людей, сознательно выбравших иной путь в жизни. Вспомним, как недавнее прибытие в Россию Честнаго Пояса Пресвятой Богородицы привело в неописуемый ужас и вызвало приступ злобы у либерального «болота». Т.н. «креативный класс» словно огнем обожгло - и раздался визг боли и страха во всех либеральных СМИ.

http://ruskline.ru/analitika/2014/02/05/...

Закрыть itemscope itemtype="" > " Жизнь победила смерть " Митрополит Варсонофий поздравил духовенство, монашествующих и мирян епархии со Святой Пасхой 01.05.2021 957 Время на чтение 3 минуты ПАСХАЛЬНОЕ ПОСЛАНИЕ Высокопреосвященнейшего Варсонофия, митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского, духовенству, монашествующим и всем верным чадам Церкви Христовой в Санкт-Петербургской митрополии " Крест претерпевый, и смерть упразднивый, и воскресый из мертвых, умири нашу жизнь, Господи, яко Един Всесилен " (Стихира на Хвалитех) Возлюбленные о Господе преосвященные архипастыри, всечестные отцы, братья и сестры! Вновь наступает самый радостный период церковного года, когда мы вместе со всем православным миром глубоко переживаем свидетельство святых апостолов о Воскресении Христовом и вместе с ними восклицаем, от всего сердца приветствуя друг друга: ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ! По свидетельству книги Деяний, Господь после Своего воскресения в продолжение сорока дней являлся ученикам, говоря им о Царствии Божием (Деян. 1, 3). Что это означает для нас? В первую очередь, это свидетельство о Воскресении нашего Спасителя не как о благочестивом предании, но как об историческом факте. И в этом несомненном факте все торжество нашей веры, торжество правды, торжество добродетели, торжество жизни и бессмертия. Воскресение Христово - это краеугольный камень нашей веры. Без Воскресения гроб Спасителя стал бы и гробом христианства: потому что Его ученики перестали бы верить, и не приняли бы на себя труд проповедовать Христа умершего, но не воскресшего. Воскресение Христово - это торжество не только нашей веры, но и правды. Какая может быть победа над злом, если пострадавший ради правды Христос не воскрес? Но Он воскрес, правда и добро оказались сильнее неправды и зла. Его Воскресением открылась возможность спасения каждого, кто в эту правду верит. Воскресение Христово - это торжество и нашего с вами бессмертия. Жизнь победила смерть, и мы можем воскреснуть вслед за Христом, вместе с апостолом Павлом воскликнув: " Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа?.. Христос воскрес их мертвых, первенец из умерших. Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут, каждый в своем порядке: первенец Христос, потом Христовы, в пришествие Его " (1 Кор. 15, 55; 15, 20-23).

http://ruskline.ru/opp/2021/05/01/zhizn_...

Закрыть itemscope itemtype="" > Русский католик князь Иван Гагарин, Благодатный огонь и протодиакон Кураев 15.04.2023 742 Время на чтение 9 минут Новая русская народная примета: если протодиакон Кураев беснуется в Великую Субботу, значит в этом году Благодатный огонь опять сойдет. I. Величайшее чудо Божие – ежегодное схождение Благодатного огня на Святой Гроб Господень в канун Православной Пасхи, празднуемой в соответствии с александрийской пасхалией, когда службу совершает православный Патриарх, представляет собой поразительное доказательство величия Церкви Православной и истинности ее веры. В 1859 году госпожа Варвара Брюн де Сент-Ипполит, пребывая в Иерусалиме, присутствовала при схождении Благодатного огня в Великую Субботу и описала это чудо в своем письме к духовному отцу своему, игумену Антонию, опубликованному под заголовком «Торжество Пасхи в Иерусалиме» в санкт-петербургском журнале «Странник» (апрель, 1860 год). В этом описании упоминается присутствовавший в храме Гроба Господня князь Иван Сергеевич Гагарин, перешедший в католичество в 1842 году и через год вступивший в орден иезуитов. «В 10 часов утра, после обедни, наши православные на Гробе Господнем потушили лампады, а в церкви – все свечи. Во всем городе и даже в окружности не осталось ни у кого и одной искры огня. Только в домах католиков, евреев и протестантов огонь не угасает. Даже турки следуют обычаю православному и в этот день тоже приходят в храм Гроба Господня. Я видела, как дети их держали в руках своих пучки свечей, и говорила с ними через переводчицу. С этими детьми были и взрослые. В 12 часов пополудни двери храма были отворены, и собор полон народу. Все без исключения – старый и малый – идут в церковь. На переходе из Воскресенского храма в Кувуклию есть особенные места, где расположено несколько широких лестниц за решеткой. С этих возвышений открывается вид и на Воскресенский собор, и на Кувуклию. Греки в большие праздники предоставляют их русским дамам. По множеству народа мы с трудом пробрались туда. Кавас нашего русского преосвященного пришел и поставил нас на хорошие места. Толпами поклонников не только наполнены были все пять ярусов хор, но и на стенах, где только можно было сколько-нибудь держаться, везде сидели арабы. Один обратил на себя особенное внимание: он уселся на ручке большого канделябра перед иконой и еще посадил к себе на колени дочь свою, девочку лет семи, и все время оставался на своем месте. В храм набежали с гор бедуины с бритыми головами, женщины с нанизанными на голове и на носу деньгами и прикрытые белыми чадрами. С ними были и дети разных возрастов. Все это суетилось и хлопотало и нетерпеливо ожидало Благодатного огня. Между народом стояли турецкие солдаты и ружьями унимали волнующихся арабов. На эту пеструю картину смотрели с любопытством католические монахи и иезуиты, между которыми находился и наш русский князь Гагарин, 18 лет тому назад перешедший в латинскую церковь...

http://ruskline.ru/news_rl/2023/04/15/ru...

Закрыть itemscope itemtype="" > Четки из Иерусалима 24.09.2005 402 Время на чтение 4 минуты Осенью прошлого года группа журналистов " Гудка " совершила поездку по Святой Земле. Первый день решено было посвятить знакомству с Иерусалимом и его окрестностями. Вначале мы поднялись на Елеонскую гору, откуда Спаситель столько раз смотрел на Святой Град, коему суждено было стать духовной родиной человечества, средоточием трех ведущих мировых религий - христианства, ислама и иудаизма. Здесь, на Елеонской, или, как ее еще называют, Масличной, горе, в том месте, где Иисус вознесся в небеса, отпечатан след Его стопы. А под горой - Гефсиманский сад, где Спаситель молился до кровавого пота и где предал Его Иуда... В тот день побывали мы и на другой священной горе - Фаворе, которую в праздник Преображения уже много веков подряд окутывают благодатные облака. Посетили и Назарет, омыв лица в святом источнике Благовещения. Именно тут архангел Гавриил возвестил Деве Марии благую весть о том, что по воле Господней суждено Ей стать Матерью Божией... В Иерусалим возвращались уже под вечер - переполненные впечатлениями от увиденного, чувствами и переживаниями, которые прежде никому из нас не доводилось испытывать. Запас душевных, да и физических сил, прямо скажем, был на исходе, и все же мы решили завершить этот день посещением храма Воскресения Христова. Храм этот хранит под своими сводами самые главные иерусалимские святыни - место Распятия Спасителя на Голгофе, Камень миропомазания, где тело Христа было обвито Плащаницею, Гроб Господень. В привычном для нас понимании это даже не храм, а целый ансамбль храмов, часовен, приделов, принадлежащих различным христианским конфессиям. Здесь и православные греки, и католики, и армяне, и сирийцы, и копты... Наиболее многолюдно всегда у Кувуклии - Часовни над Гробом Господним. Пока мы стояли у Кувуклии в ожидании, когда сможем пройти сквозь узкий вход ко Гробу, чтобы приложиться к мраморному его ложу и возжечь там свечи, сопровождавший нас гид куда-то исчез. Впрочем, довольно скоро он вернулся к Усыпальне Спасителя и, торопливо взглянув на часы, к чему мы уже привыкли за этот день, неожиданно предложил:

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2005/0...

Закрыть Иконография святого преподобного Сергия Радонежского в контексте духовно-нравственной культуры России 24.02.2014 2155 Время на чтение 7 минут Закономерно, что начало расцвета русской иконописи относится к эпохе преподобного Сергия Радонежского (13141392). С именем этого всероссийского святого связаны поворотные события отечественной истории, знаменовавший духовный подъем русского народа, его житие дает яркий пример пути человека к святости, а его запечатленный на иконах лик - нравственный идеал. Самым первым образом святого Сергия Радонежского, сохранившим его портретные черты, считается надгробный покров, исполненный в период игуменства преп. Никона Радонежского около 1422 г., когда были открыты нетленные мощи преподобного. Этот покров выполнили в великокняжеской светлице. Возможно, мастерицы помнили облик св. Сергия или руководствовались его прижизненным изображением. Они почти документально воспроизвели черты преподобного, сохранив в них духовное состояние человека, погруженного в молитву. Древний покров св. Сергия Радонежского стал первым произведением церковного шитья как жанра надгробного покрывала. С одной стороны, его появление в XV в. связано с принятием на Руси Иерусалимского устава, установившего правило изнесения плащаницы и положения ее на «Гроб Господень» посреди храма в предпасхальную службу; с другой, - с началом формирования самобытной линии в русской иконописи, отражавшей настроение эпохи. «Первое, что поражает в этом изображении - захватывающая глубина и сила скорби: это - не личная или индивидуальная скорбь, а печаль обо всей земле русской, обездоленной, униженной и истерзанной татарами... Трудно найти другой памятник нашей старины, где бы так ясно обнаружилась та духовная сила, которая создала русскую иконопись» с. 115]. Покров стал вкладом вел. князя Василия Дмитриевича, сына Дмитрия Донского и крестника преп. Сергия Радонежского, в Троице-Сергиев монастырь. В 1452 г. Русская Православная церковь причислила преп. Сергия Радонежского к лику святых. С этого времени начинает активно развиваться его иконография.

http://ruskline.ru/analitika/2014/02/25/...

И. Глебов (Историко-экзегетическое исследование) Предисловие Прежде чем приступить к экзегетическому анализу евангельских повествований о воскресении Господа, мы считаем необходимым сделать несколько замечаний относительно плана нашего труда. Так как о воскресении Господа повествуют все евангелисты с некоторыми отличиями друг от друга, то мы сочли за лучшее передавать события в хронологическом порядке, причем особенное внимание обращаем на согласие евангелистов в описании одного и того же события. Затем мы старались представить обстоятельный анализ евангельского текста. Преследуя такую задачу, мы должны были входить в критическую оценку разнообразных мнений по тому или другому вопросу. Чтобы не уклоняться от главного предмета, мы старались излагать эти мнения очень кратко. Вообще мы стремились к тому, чтобы представить обстоятельное, стройное и ясное толкование евангельских повествований о воскресении Господа. Содержание своего сочинения мы разделили на девять глав. Деление это обусловливается историей воскресения Господа, которую можно изложить следующим образом. В Светлое Воскресение утром жены мироносицы пошли ко гробу Иисуса Христа, чтобы помазать тело Его. Приблизившись ко гробу, они увидали, что камень от дверей гроба был удален. Одна из жен мироносиц, Мария Магдалина, заключила отсюда, что тело Господа было украдено и побежала назад, чтобы сказать об этом апостолам Петру и Иоанну. Между тем причиной удаления камня от гроба Господа служило другое обстоятельство. По воскресении Иисуса Христа, ангел Господень сошел с неба, удалил камень от гроба и сел на нем. Стражи гроба, вследствие явления ангела и случившегося при этом явлении землетрясения, испугались и убежали. После этого приблизились ко гробу жены мироносицы. Они вошли во гроб и увидали здесь двух ангелов, которые сказали им, что Иисус Христос воскрес и явится ученикам в Галилее. Жены со страхом побежали в Иерусалим, чтобы рассказать апостолам и прочим верующим о таком чрезвычайном обстоятельстве. В это время по другой дороге быстро приближались ко гробу Господа апостолы Петр и Иоанн.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/voskres...

И.П. Ювачев XIV. У Гроба Господня Ротонда и кувуклия гроба Господня. – Придел Ангела. – Снимание обуви. – Гроб Господень. – Церковь Воскресения. – Место стояния Божией Матери. – Как слагаются легенды. – Голгофа. – Сокровенность Ковчега Завета. – Служба в русском храме. Из обширного предхрамия, где лежит камень миропомазания, я отправился вслед за своим приятелем-арабом в храм Гроба Господня. Мы вошли в высокое круглое здание, служащее как бы футляром, ротондою для маленькой часовни, или кувуклии, как ее называют греки. В ней имеются два отделения: в первом находится известный камень, отваленный ангелом от гроба; во втором – самая пещера Гроба Господня. В ротонде толпился народ, ожидая очереди войти внутрь кувуклии. Присоединился к нему и я со своим спутником. У входа стоят высокие подсвечники с пятиаршинными свечами. Тут же торчат гигантские палки, которыми тушат и зажигают эти свечи. Мраморные стены кувуклии украшены иконами, свечами и лампадами. Каждое вероисповедание –православные, католики, армяне, копты – имеют свои особенные лампады или свечи. В придел Ангела пробрались мы скоро. Здесь народ еще больше теснился, осаждая низенький вход в пещеру гроба. Посреди придела, как бы на пьедестале, стоит камень от дверей пещеры. Вероятно, часть камня, потому что он не так велик, как об этом известно из Евангелия. В боковых стенах придела прорезаны два круглых отверстия для передачи святого огня в Великую Субботу. Мне приходилось читать, что прежде паломники не осмеливались входить в сапогах в пещеру Гроба Господня, но теперь, сколько я мог заметить, почти все туда лезут, не снимая обуви. Если Господь велел Моисею на Хориве и Иисусу Навину близ Иерихона снять свою обувь, потому что они стояли на святом месте, то, конечно, для нас, христиан, тут и вопроса не может быть, входить ли в пещеру Святого Гроба в сапогах или без сапог. И что удивительно: мы, христиане, чрезвычайно послушны туркам и снимаем свою обувь, входя в их мечети, а место своей величайшей святыни мы топчем своими грязными сапогами!

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010