Иларион (Троицкий) 25.05.1920 хирот. во еп. Верейского, вик. Московской епархии; с 6.06.1923 в сане архиепископа; с дек. 1923 г. в Соловецком лагере; † 28.12.1929 в заключении. Иларион (Шукало) 29.09.1991 хирот. во еп. Ивано-Франковского и Коломыйского; с 1992 г. еп. Херсонский и Таврический; с 23.11.1995 в сане архиепископа; с 12.10.1996 архиеп. Донецкий и Мариупольский. Илиан (Востряков) 25.11.1979 хирот. во еп. Солнечногорского, вик. Московской епархии; с 16.06.1982 еп. Калужский и Боровский; с 20.07.1990 еп. Тобольский и Тюменский; с 27.10.1990 на покое; с 27.03.1991 еп. Серпуховской, вик. Московской епархии, настоятель подворья РПЦ в Карловых Варах; с 27.12.1995 освобожден от обязанностей настоятеля подворья РПЦ в Карловых Варах; с 17.02.1997 на покое. Илия (Бабин) в 1929 г. хирот. во еп. Кудымкорского, вик. Пермской епархии; † 9.04.1931. Илия-Мар (Геваргизов) с 1914 г. еп. Супругамский и Урмийский; с 1921 г. в РПЦЗ; † 1928. Иннокентий (Бобцов) 5.12.1920 хирот. во еп. Можайского, вик. Московской епархии; с 1922 г. в обновленческом расколе. Иннокентий (Бусыгин) в 1920 г. упом. как еп. Каменский, вик. Донской епархии; с дек. 1925 г. в «григорианском» расколе. Иннокентий (Васильев) 26.01.1992 хирот. во еп. Хабаровского и Благовещенского; с 28.12.1993 еп. Хабаровский и Приамурский; с 18.07.1995 еп. Дмитровский, вик. Московской епархии; с 11.10.1996 еп. Читинский и Забайкальский. Иннокентий (Зельницкий) 30.01.1949 хирот. во еп. Винницкого и Брацлавского; с 27.12.1951 еп. Курский и Белгородский; с 25.02.1957 в сане архиепископа; с 8.12.1958 архиеп. Ростовский и Новочеркасский; с 16.03.1961 архиеп. Архангельский и Холмогорский; с 16.11.1962 архиеп. Тамбовский и Мичуринский; † 10.03.1968. Иннокентий (Клодецкий) 14.06.1931 хирот. во еп. Белгородского, вик. Курской епархии; с 30.12.1931 еп. Каширский, вик. Московской епархии; с 22.11.1933 еп. Серпуховской, вик. Московской епархии; с 6.09.1934 еп. Каширский, вик. Московской епархии; с 1935 г. в заключении; расстрелян в 1937 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

22.01.1922 хирот. во еп. Задонского, вик. Воронежской епархии; упом. до 1923 г. упом. после 1917 г. как еп. Саткинский, вик. Уфимской епархии. 15.11.1928 хирот. во еп. Глазовского, вик. Вятской епархии; дальнейших сведений нет. Иоанникий (Дьячков) с 30.11.1916 еп. Олонецкий и Петрозаводский; † 1918. Иоанникий (Кобзев) 13.12.1988 хирот. во еп. Славянского, вик. Одесской епархии; с 19.02.1990 еп. Донецкий и Ворошиловградский, с 3.05.1990 Донецкий и Луганский; с окт. 1991 еп. Луганский и Старобельский; с 1993 г. в сане архиепископа. Иоанникий (Попов) 1.10.1931 хирот. во еп. Камышинского, вик. Саратовской епархии; с 24.06.1933 на покое; с 21.02.1937 еп. Рыбинский; † 1942. Иоанникий (Соколовский) 21.10.1921 хирот. во еп. Бахмутского; с дек. 1924 г. еп. Омский; с марта 1925 г. епархией не управ.; перешел в «лубенский», а затем в «григорианский» расколы; лишен сана. Иоанникий (Сперанский) 27.05.1923 хирот. во еп. Старорусского; с 29.04.1931 еп. Орловский; с 31.12.1931 в заключении; в 1941 г. выслан в Красноярск, где в 1947 г. врем. управ. Красноярской епархией; с 1956 г. на покое; † 2.11.1969. Иоанникий (Чанцев) в 1922 хирот. во еп. обновленческими архиереями старого поставления; в 1924 г. принес покаяние и принят в сущем сане; с 1924 г. еп. Акмолинский, вик. Петропавловской епархии; с 21.10.1932 еп. Кунгурский (правящий); † 1.04.1933. Иоанникий (Чекановский) 16.05.1921 хирот. во еп. Бобровского, вик Воронежской епархии; с 1922 г. в обновленческом расколе. Иоасаф (Жевахов) 6.07.1926 хирот. во еп. Дмитриевского, вик. Курской епархии; с 1926 г. в заключении; с 19.09.1932 еп. Пятигорский; с 29.06.1934 еп. Могилевский; с 1936 г. епархией не управ.; расстрелян 4.12.1937. Иоасаф (Журманов) 13.08.1944 хирот. во еп. Симферопольского и Таврического; с 9.04.1946 еп. Тамбовский и Мичуринский; с 4.02.1955 в сане архиепископа; с 8.08.1968 на покое; † 18.03.1962. Иоасаф (Калистов) с 20.03.1917 еп. Дмитровский, управ. Московской и Варшавской епархиями; с 15.01.1918 архиеп. Коломенский и Можайский, вик. Московской епархии; † 1918.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Григорий (Соколов) с 11.07.1910 еп. Краснослободский, вик. Пензенской епархии; с 1917 г. в сане архиепископа; с 14.01.1922 на покое; с 1922 г. в обновленческом расколе. Григорий (Чирков) 13.09.1987 хирот. во еп. Можайского, вик. Московской епархии; с 25.02.1997 в сане архиепископа. Григорий (Чуков) 14.10.1942 хирот. во еп. Саратовского; с 15.10.1942 в сане архиепископа; с мая 1944 г. архиеп. Псковский и Порховский; с 7.09.1945 митр. Ленинградский и Новгородский; † 5.11.1955. Григорий (Яцковский) с 1917 г. еп. Екатеринбургский; с 1922 г. в сане архиепископа; в дек. 1925 г. основал т. н. «григорианский» раскол; † 26.04.1932 без покаяния. Гурий (Апалько) 4.08.1996 хирот. во еп. Новогрудского и Лидского. Гурий (Егоров) 25.08.1946 хирот. во еп. Ташкентского и Среднеазиатского; с 25.02.1952 в сане архиепископа; с 28.01.1953 архиеп. Саратовский и Сталинградский; с 31.07.1954 архиеп. Черниговский и Нежинский; с 19.10.1955 архиеп. Днепропетровский и Запорожский; с 21.05.1959 митр. Минский и Белорусский; с 19.09.1960 митр. Ленинградский и Ладожский; с 14.11.1961 митр. Симферопольский и Крымский; † 12.07.1965. Гурий (Кузьменко) 31.07.1994 хирот. во еп. Житомирского и Новоград-Волынского. Гурий (Степанов) 26.01.1920 хирот. во еп. Алатырского; с 1920 г. под арестом; с июля 1923 управ. Петроградской епархией; с февр. 1924 г. архиеп. Иркутский; с 1924 г. под арестом и в Соловецком лагере; с 2.08.1930 архиеп. Суздальский; с 1931 г. отстранен от управления; с 1932 г. под арестом; расстрелян в 1938 г.. Гурий (Шалимов) 14.01.1993 хирот. во еп. Корсунского. Дамаскин (Бодрый) 18.10.1972 хирот. во еп. Тамбовского и Мичуринского; с 3.09.1974 еп. Вологодский и Велико-Устюжский; с 4.10.1979 еп. Полтавский и Кременчугский; с 26.06.1985 еп. Мукачевский и Ужгородский; † 1.07.1989. Дамаскин (Малюта) 9.08.1940 хирот. во еп. Житомирского; с 1941 г. еп. Черновицкий и Хотинский; с 1943 г. еп. Каменец-Подольский; с 1944 г. в заключении, где и скончался. Дамаскин (Цедрик) 14.09.1923 хирот. во еп. Стародубского, вик. Черниговской епархии; с 1925 г. под арестом; с 1929 г. в Соловецком лагере; с 1933 г. на свободе; с 1934 г. в ссылке; с 1936 г. в Карагандинском лагере; расстрелян 10.09.1937.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Макария). Сие новое учение распространялось во все концы России; ибо Московскими издателями было выпущено 6000 книг, в которых помещалось учение о двуперстии. Когда же Московские соборы (1655–1667 г.), на которых присутствовали и Восточные иерархи признали сии книги испорченными, и тем самым, для ревнителей двуперстия, естественно сделали их еще более достойными внимания; тогда последние стали делать из книг извлечения в свои толстые сборники, писать послания, составлять разные истории, жития, сочинять нравоучения под разными названиями, напр., «Сын церковный»; и во все сборники и названные сочинения непременно вносили учение о двуперстии с хулою на троеперстие. А для противодействия учению о троеперстии стали учить, что на двуперстном сложении креста «висит весь закон Христов», что «аще греси будут мнози, яко песок морский, чрез един истовый крест Христов отпустятся». Дерзкий расколоучитель Аввакум написал целую беседу о том, что «двуперстный крест спасет христиан и очистит от всех грехов» 217 . При таком фанатическом распространении двуперстия, надобно думать, успех был очень велик. Слово от писания (от божества), печатная книга 218 , мнимое гонение за веру (за раскол) – все это ручалось за большой успех. «Единии тичию престарелые люди, – свидетельствует Игнатий митр. сибирский, – того двуперстнаго учения не прияша, и едва спасошася: и не внимаху прелести нововводнаго сего арменоподражательнаго сложения, но торичнаго в перстех сложения крепце держахуся». (III посл. числ. 13, стр. 96. Слич. в Скриж. слово отвещат. лист. 2 и обор.). Так, не у одного митрополита Игнатия называется двуперстие армянским сложением, но под таким названием оно нередко встречается в скрижали п. Никона , и позднее – в ответах преосв. Никифора Феотоки: то мы, признавая двуперстие латинским, просим читателя обратить внимание на то, что в XVII веке у нас смотрели на армян безразлично, относительно их вероисповедания. Как древние еретики, ариане, хотя разделялись на ариан и полуариан, но те и другие более известны под общим названием ариан: так и армяне, хотя имели и имеют между собой разделение на армяне григорианского вероисповедания и армян – католиков 219 , но сие разделение у прежних писателей о расколе опускалось из виду.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vinograd...

Симеон (Шостацкий) 4.05.1996 хирот. во еп. Владимиро-Волынского и Ковельского. Симон (Виноградов) 17.09.1922 хирот. во еп. Харбинского; с 1931 г. архиеп. Пекинский и Китайский; † 24.02.1933. Симон (Гетя) 3.10.1993 хирот. во еп. Тихвинского, вик. Санкт-Петербургской епархии; с 27.12.1995 еп. Мурманский и Мончегорский. Симон (Ивановский) 24.03.1924 хирот. во еп. Кременецкого, вик. Волынской епархии; с 15.04.1939 еп. Острожский, вик. Волынской епархии ПАЦ; с 24.03.1941 в сане архиепископа; воссоединился с РПЦ; 1942–1944 архиеп. Черниговский и Нежинский; с 1945 г. архиеп. Полтавский; 1947–1955 епархией не управ.; с 17.10.1955 архиеп. Винницкий и Брацлавский; с 14.08.1961 на покое; † 15.02.1966. Симон (Ишунин) 11.04.1987 хирот. во еп. Брюссельского и Бельгийского; с 25.02.1994 в сане архиепископа. Симон (Новиков) 14.10.1972 хирот. во еп. Рязанского и Касимовского; с 9.09.1978 в сане архиепископа. Симон (Шлеев) 3.06.1918 хирот. во еп. Охтинского (единоверческого); с 1920 г. еп. Уфимский; † 12.09.1921. Синезий (Зарубин) 13.06.1926 еп. Острогожский, вик. Воронежской епархии; с дек. 1926 г. еп. Колымский, вик. Якутский; с 1928 г. еп. Ижевский; с 26.02.1930 на покое; † 1937 в тюрьме. Смарагд (Яблоков) после 1917 г. во еп. Скопинского, вик. Рязанской епархии; с 1927 г. в «григорианском» расколе. Софроний (Арефьев) 10.06.1919 хирот. во еп. Семиреченского и Верненского; с 1920 г. еп. Якутский и Вилюйский; с 1922 г. в обновленческом расколе; с 1923 г. в Соловецком лагере; с 1924 г. принес покаяние; с 14.12.1927 еп. Великоустюжский; с 24.04.1929 в сане архиепископа; с 9.03.1932 архиеп. Ирбитский; с 13.02.1933 архиеп. Уфимский; с 3.03.1934 архиеп. Олонецкий; с 11.05.1934 архиеп. Свердловский; с 11.06.1934 архиеп. Ижевский; с февр. 1936 г. архиеп. Краснодарский; с мая 1937 г. в заключении; расстрелян 26.12.1937. Софроний (Будько) 16.03.1991 хирот. во еп. Томского, вик. Новосибирской епархии; с 1.11.1993 еп. Кемеровский и Новокузнецкий. Софроний (Дмитрук) 9.08.1992 хирот. во еп. Черкасского и Коневского.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

194 Константин VII Багрянородный, Порфирородный; (17 или 18 мая 905 – 9 ноября 959) – византийский император с 913. 243, 260 Константин (Булычев Кирилл Иоакимович); (23 декабря 1858 – ?). Окончил физико-математический факультет Санкт-Петербургского университета (1881) и Санкт-Петербургскую Духовную академию (1894), к. б. Пострижен в монашество 29 января 1892, рукоположен во иеродиакона 21 февраля 1892, во иеромонаха – 7 ноября 1893. С 20 июля 1894 – смотритель Александро-Невского Духовного училища, с 16 августа 1896 – ректор Витебской Духовной семинарии, архимандрит, с 13 января 1900 – ректор Киевской Духовной семинарии. 10 июля 1901 назначен и 29 июля хиротонисан во епископа Гдовского, викария Санкт-Петербургской епархии, с 23 апреля 1904 – епископ Самарский и Ставропольский, с 4 октября 1911 – Могилевский и Мстиславский (архиепископ к 6 мая 1915). С 22 декабря 1925 – в григорианском расколе. 62 Конфуций; (551 – 479 до н. э.) – китайский философ. 386 Коплан Борис Иванович; (22 июля 1898 – 1 декабря 1942). Окончил Петроградский университет (1921). 1918–1919 – помощник библиолога Российской Книжной Палаты, с 1919 – ученый хранитель рукописей Пушкинского дома. С 1921 – внештатный научный сотрудник университета. Студент Петроградского Богословского института. Регент хора университетской церкви Всех Святых. Секретарь рукописного отделения Пушкинского Дома. Поэт. Арестован 1 декабря 1929, но освобожден. Вновь арестован в октябре 1930. В ноябре 1931 – ноябре 1933 в ссылке в Ульяновске (статистик на крахмальном заводе) и Мелекесе. Вернулся в Ленинград. В 1941 ушел в народное ополчение, но в августе был арестован. См.: Молодяков В. Э. Тихий подвиг.//Советская библиография. 1991. 6. С. 54–62; Эльзон М. Д. О дате смерти Б. Коплана.//Библиография. 1992. 3–4. С. 117–118. 388 Копреева Наталия Николаевна; (14 марта 1900 – ?). Окончила гимназию принцессы Ольденбургской (1918), в 1918 поступила в 1-й Педагогический институт. Одновременно работала учительницей в школе 1-й ступени на Охте. Вскоре после Пасхи 1920 вступила в Александро-Невское братство. Училась в Богословско-Пастырском училище. Окончила Петроградский Богословский институт (1923).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Если мы скажем, что в 1854 году была издана книга преосвященного Григория «Истинно-древняя и истинно-православная церковь Христова», а в 1855 году – «История русского раскола» Макария, епископа Винницкого, то отметим почти все, чем располагала наука о расколе в то время, когда Иван Федорович Нильский занял кафедру этого предмета в С.-Петербургской духовной академии. Сознание необходимости разработки данной науки чувствовалось тогда сильно, по самой науки почти еще не было. Всякие вопросы о расколе Иван Федорович должен был ставить сам, сам должен был давать и решения по ним. Собственно в преемника Никанору, Внутренним Правлением академии, по предложению и. д. Ректора академии архимандрита Кирилла, 19 августа 1857 года был назначен сначала инспектор Смоленской духовной семинарии архимандрит Викторин, но по прибытии к месту служения Викторин получил здесь кафедру Нравственного и Пастырского Богословия, а преподавателем учения о расколе был сделан Иван Федорович Нильский. Указом Св. Синода от 4 декабря того же 1857 года Иван Федорович был утвержден в должности бакалавра академии, с выдачею ему 50 рублей на первоначальное обзаведение. Но этими 50-ю рублями все дело на первых порах и ограничилось: преподавание учения о расколе Иван Федорович вел тогда бесплатно. Впрочем, по определению Внутреннего Правления академии от 12 декабря 1857 года, Ивану Федоровичу было выдано 106 рублей 25 копеек «в вознаграждение за безмездные труды по преподаванию учения о русском расколе». С самого начала следующего 1858 года Ивану Федоровичу начинают давать разные поручения к исполнению. Так в марте 1858 года Правление академии поручило ему рассмотреть конспект уроков по преподаванию учения о расколе на Миссионерском отделении Киевской духовной академии. Затем, в октябре этого года Ивана Федоровича делают Помощником инспектора академии. В ноябре месяце ему был поручен перевод на русский язык одной части греко-латинского лексикона Гедерика, вместо бывшего бакалавра академии иеромонаха Валериана.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Semenovic...

Том 1 Аркадий архиепископ Пермский и Олонецкий в его письмах и сочинениях о расколе (Продолжение). С. 12–33, 88–115, 168–192, 244–269, 320–338, 396–422, 480–502, 560–598, 658–686, 744–763. Отчет по Братству св. Петра митр. С. 34–42, 465–478. Летопись происходящих в расколе событий. С. 43–64, 146–157, 383–392, 454–463, 624–631, 729–743, 804–824. Письмо к редактору из Нижнего. С. 65–71. Жизнеописание И. Г. Ксеноса. С. 72–86, 158–167, 230–243. Кем и как положено начало Единоверию. С. 115–145, Из сочинений протоиерея А.В.Горского. С. 193–220, 270–282. Рассказы бывших старообрядцев о жизни в расколе и обращении из раскола. С. 221–227, 369–382, 435–451. Письмо в редакцию (из с. Лысцева). С. 228–230. Разговор православного со старообрядцем. И. Храмова. С. 283–295. Письмо Ф. И. Фролова. С. 296–315. Истово ли богослужение у старообрядцев. С. 315–319. О происхождении раскола. Ин. Варнавы. С. 338–368. Письмо в редакцию (из Шуи). С. 393–394. Беседа со старообрядцем. М. Глазырина. С. 423–435. Краткое признание о моей жизни. И. Шевандрина. С. 452–454. Изъявление благодарности. С. 464. Записки священника. А. Жезлова. С. 503–522. Мои воспоминания о жизни в расколе. Е. Корегина. С. 523–539, 607–623, 716–729. Из переписки Казанцева с Верховским. С. 540–559, 632–657. О расколе в Черноярском уезде. Свящ. М. Тифлова. С. 598–606. О св. алтарях и бескровной жертве. Архим. Павла. С. 686–701. Из письма к сектанту. Свящ. С. Ледовского. С. 702–705. Разговоры двух старообрядцев. И. Храмова. С. 705–715, 772–782. О крещении младенцев и первородном грехе. Беседа архим. Павла. С. 764–772. Еще разговор двух старообрядцев. И. Храмова. С. 783–792. Откровенные признания старообрядцев. С. 793–804. 1893 год Том 2 Аркадий архиепископ Пермский и Олонецкий в его письмах и сочинениях о расколе. С. 10–38, 88–103, 180–198, 274–291, 356–370, 436–451, 516–532, 596–614, 678–695, 766–781. О вопросах веры, пререкаемых молоканами и другими сектантами. Свящ. М Тифлова. 39–44, 104–119, 199–210, 292–305, 386–402, 469–480, 553–565, 631–642, 797–806.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Григорий (Постников), митрополит. Истинно-древняя и истинно-православная христианская церковь Христова: изложение в отношении к глаголемому старообрядчеству. В 2-х ч. – СПб., 1856; Ч.1. – 363 с.; Ч.2. – 345с. Игнатий, архиепископ Воронежский и Задонский. История о расколах в Церкви Российской. – СПб., 1849. – 355 с. Нильский И.Ф. Об антихристе против раскольников. – СПб., 1859; Нильский И.Ф. Семейная жизнь в русском расколе. Исторический очерк раскольнического учения о браке. Выпуск первый (от начала раскола до царствования императора Николая I). – СПб., 1869.; Нильский И.Ф.Семейная жизнь в русском расколе. Исторический очерк раскольнического учения о браке. Выпуск второй (царствование императора Николая I. – СПб., 1869; Нильский И.Ф. Семейная жизнь в русском расколе в настоящее царствование (отношение к вопросу о браке заграничных раскольников – беспоповцев). – СПб., 1871. Щапов А.П. Русский раскол старообрядства, рассматриваемый в связи с внутренним состоянием Русской Церкви и гражданственности в XVII веке и в первой половине XVIII. – Казань, 1859. – 547 с.; Щапов А.П. Земство и раскол. В 3-х томах. – СПб., 1862. Ивановский Н.И. Два чтения по старообрядческому расколу. – СПб., 1892. – 73 с.; Ивановский Н.И.Руководство по истории и обличению старообрядческого раскола. – Казань, 1905. – 279 с.; Ивановский Н.И.Критический разбор учения неприемлющих священства старообрядцев о церкви и таинствах. – Казань, 1883 и др. Субботин Н.И. Дело патриарха Никона. – М., 1862; Субботин Н.И.Раскол как орудие враждебных России партий. – М., 1867; Субботин Н.И.Новый раскол в расколе. – М., 1867; Субботин Н.И.Происхождение ныне существующей у старообрядцев так называемой Австрийской или Белокриницкой иерархии. – М., 1874; Субботин Н.И. О причинах и последствиях первоначального отделения старообрядцев от православной церкви.- М., 1874; Субботин Н.И.О сущности и значении раскола. – СПб., 1881; Субботин Н.И.История белокриницкой иерархии.- В 2-х т.- М., 1874 (1897); Субботин Н.И.Мысли и заметки по вопросам о расколе. – М., 1901. и др.

http://bogoslov.ru/article/2468960

«Содержащиеся здесь исторические сведения о расколе, – говорит он, – относящиеся ко временам, близким к самому его возникновению, т. е. наиболее важным и интересным, притом же сообщаемые лицом, близко знакомым с состоянием раскола в его время и не внушающем сомнения относительно его правдивости... несомненно заслуживают значительной доли внимания». При всей общности, взгляд этот, однако же, справедлив. Правда, сообщаемые у Флорова сведения по истории раскола не обширны, – для нас важна собственно вторая глава, – но здесь мы находим именно то, о чем знаем менее сего. 918 Бр. Сл. 1894, I, 478; ср. Розыск, стр. 608, М. 1847. Характеризуя «безпоповщину» Феодора Ростовца, Флоров замечает: «старица была, их учения, Анфиса, вторая Каптелина» (Бр. Сл. 1894, I, 478). Не та ли это Анфиса, «монастыря девичьего, Ростова града, монахиня, леты стара», которая, по известию от 1708–9 года, в 80-х годах XVII века «жила в брынских лесах», т. е. на Керженце в расколе, а около 1708–9 года находилась уже в православном монастыре, на Феодоровой и, вероятно, своей родине – в Ростове (Розыск, стр. 606)? И не та ли это Каптелина, видная раскольница XVII века, о которой упоминает инок Евфросин (Отразит. писание, стр. 11. Спб. 1895)? 919 Ист. Выгов. пуст., стр. 315; сн. 316. Спб. 1862. – Учение этого Якова характерно для истории семейной жизни в расколе. «Сей, – говорит Флоров о Якове, – учил оставляти жену другу своему, аще полюбит ю, а его себе пояти, или какую похощет, хотя девку. А венчанная от никониан несть жена, – от еретиков дана» (Бр. Сл. 1894, I, 479). 925 Хр. Чт. 1889, I, 693–719. – В виду выраженного здесь взгляда, уже нет надобности останавливаться на одном более раннем мнении автора «Семейной жизни в расколе» (вып. 1, стр. 43), хотя нельзя не упомянуть, что его ошибочно повторяют даже и теперь (Богосл. Вест. 1894, IV, 437: ст. проф. А. Д. Беляева). 926 Разумеем 5-е издание, исправленное, «Руководства» проф. Н. И. Ивановск ого (ч. 1, стр. 61–4. Каз. 1897). Так, общее положение автора, что «мысль о воцарении антихриста разделяли все расколоучители», ничем не оправдывается. В частности, напрасно мы стали бы искать доказательств того, будто диакон Феодор «хотел во что бы то ни стало доказать бытие последнего антихриста». Примечание автора о противоречии в учении Феодора и Аввакума, какое видит у них автор, также должно быть оставлено. – Буквальное следование данному «Руководству» находим в статье преподавателя минской семинарии г. Товарова «Расколоучитель диакон Феодор Иванов», напечатанной в «Владимирских Епархиальных Ведомостях» (1894, 20–22).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Semenovic...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010