2223 Епископ Киренский. В 1919 г. снял сан, отрекся от монашества и женился. Ок. 1922 г. жена его покинула и он подался в обновленческий раскол с титулом Енисейского. По ММЛ, 29.08(11.09) или 11(24)09.1923 «…состоялась сессия Св. Синода под председательством Св. Патриарха Тихона, на котором было заслушано заявление архп. Зосимы о добровольном снятии им сана и монашества ввиду вступления его в брак. Докладчиком на сессии был Иларион (Троицкий) , архиеп. Верейский. Св. Синод в числе двадцати одного святителя присутствующих архиереев … единогласно постановил снять с архиепископа Зосимы архиерейский сан и монашество и оставить его в мирском звании…» Однако сложение сана в действительности имело место гораздо ранее, а в 1922 г. Зосима уже был одним из насадителей белого (брачного) обновленческого «епископата» в Сибири. Кроме того, это совещание епископов не являлось, конечно, «сессией Св. Синода», т. к. никакого Св. Синода при Патриархе тогда не было и лишь весной 1924 г. он пытался создать его при себе (с включением в его состав покаявшегося «лидера» обновленцев протопресвитера В. Д. Красницкого), что также осуществлено не было. Вернее всего, это был тот «Малый Собор Епископов», который имел место в то время в Донском монастыре, в стенах Михайловского храма-усыпальницы кн. Голицыных (ныне – музей надгробий), на котором Святейший Патриарх Тихон решил целый ряд текущих церковных вопросов, накопившихся за время его заключения (прим. М. Е. Губонина). 2225 По ММЛ РПИ, в 1922 г. совратился в обновленческий раскол, затем (1927 г.) – в григорианский («ВВЦС»). 2227 Арестован в г. Цивильске, в Чувашии (вторая дата), осужден через 3 дня на 3 года, отбывал в СЛОН. Освобожден 18(31)03.1928. 2228 Вторая дата – определение на покой. В 1932 г. был в заключении в Бийске. Далее судьба иерарха четко не прослеживается. Скончался в ссылке или в заключении. 2236 Архиепископ Новосибирский и Барнаульский. По ММЛ РПИ, ему «…поручено непосредственное руководство Красноярской епархией, возглавляемой Красноярским еп. Софронием…» Случай уникальный, но необходимо учитывать, что Софроний (Иванцов) под мирским именем Сергия почти четверть века злостно коснел в обновленческом расколе, дослужившись там до «митрополита» Крутицкого.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Вместе с тем Собор принял решение о создании постоянно действующей комиссии, которая изучала бы материалы для новых канонизаций. Термин «новомученики» появился в конце 1980-х годов. И почти сразу возникла необходимость осмыслить их отличие от мучеников первых веков. Поскольку в древности христиане были вне закона, основанием для казни могла стать одна только принадлежность к христианству. Империя не искала христиан специально, но в случае доноса их либо склоняли к поклонению языческим богам, либо убивали. Понятно, что никакого специального исследования их житий в таких условиях не требовалось. В случае с мучениками XX века дело обстояло иначе. Зачастую им предъявляли обвинения, не связанные непосредственно с верой. В этой ситуации канонизировать их просто по самому факту смерти было бы неправильно. Поэтому протоколы допросов становятся предметом внимательнейшего изучения. Прославлению подлежат лишь те, кто достойно вёл себя на допросах и не подписывал оговоров. Есть проблема фальсификации подписей на протоколах – её отчасти помогает решать графология, Но в случае, если протокол признан ложным, необходимы новые свидетельства о том, что человек вёл себя достойно. Ведь мученик – это не просто жертва, но добровольный свидетель о Христе. Фото: doctorantura.ru Отдельный вопрос заключается в том, подлежат ли прославлению закончившие свою жизнь в расколе. Здесь нужно понять разницу между расколами. Например, одни из них, как беспоповцы, были следствием глубокого заблуждения в богословских вопросах, другие – как обновленцы – возникли вследствие властолюбия. Однако примеры расколов, не повлекших за собой фатального размежевания, Церковь знает – прежде всего, это новоникейцы и староникейцы IV века. Сегодня Церковь почитает и святого Афанасия Великого, и святого Мелетия Антиохийского, которые прославлены оба, несмотря на то, что до конца жизни были канонически разделены. Поэтому комиссия не проявляла ригоризма и различала обновленчество от «непоминающих». Первое оценивается ею как однозначный раскол, обращается внимание на то, что при воссоединении с традиционной Церковью священство, полученное в обновленчестве, не признавалось. То же касается григорианского и самосвятского раскола.

http://pravmir.ru/novye-kanonizacii-sego...

1933-1989 годы 7 сент. 1933 г. на Винницкую кафедру был назначен еп. сщмч. Александр (Петровский) , в 1934 г. он был членом Временного Патриаршего Свящ. Синода при Заместителе Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергии (Страгородском) , 2 июня 1937 г. переведен на Харьковскую кафедру. В управлении В. е. его сменил архиеп. Иннокентий (Тихонов) , к-рый 29 окт. того же года был арестован, в нояб. расстрелян в Виннице. Неизвестно, были ли назначения на Винницкую кафедру в 1938-1941 гг. В 20-30-х гг. титул Винницких носили обновленческие (см. Обновленчество ) «епископы»: Иоаким Пухальский (1925-1926), Иоанн Славгородский (март 1926 - 22 июля 1936), Павел Циприанович (1 янв. 1927 - май 1928), Дмитрий Михальчук (14 сент. 1928 - март 1930), Николай Поликарпов (июль 1936 - 14 дек. 1937). В 1927 г. титул епископа Винницкого носил Сергий, находившийся в григорианском расколе . В окт. 1936 г. Винницкий облисполком издал постановление, в к-ром определялся порядок сноса часовен и крестов на перекрестках и дорогах, что послужило толчком для массового уничтожения правосл. памятников в Винницкой обл. В 1937 г. в епархии (в то время включала в себя территорию Винницкой и Хмельницкой областей) действовали 245 храмов. Храмы начали вновь открываться в годы Великой Отечественной войны . В марте 1944 г. в В. е. действовали 839 церковных общин, 4 жен. мон-ря (к 1955 остались 2 - браиловский во имя Св. Троицы и барский в честь Покрова Пресв. Богородицы), на приходах служили 405 священнослужителей. В авг. 1941 г. большинство правосл. епископов, оказавшихся на оккупированной нем. войсками территории Украины, собрались на Собор в Почаевской лавре и провозгласили создание автономной УПЦ во главе с митр. Алексием (Громадским) , к-рая находилась в каноническом общении с Московской Патриархией. Митр. Алексий заботился о замещении пустующих кафедр, 5 авг. 1942 г. во епископа Винницкого был хиротонисан архим. Евлогий (Марковский). После освобождения Винницкой обл. от нем. захватчиков (нач. 1944) В. е. включилась в общецерковное патриотическое движение по сбору средств на нужды фронта, к нач. 1945 г. епархия собрала более 2 млн р. В 1944 г. епархией управлял еп. Максим (Бачинский), к-рого сменил еп. Варлаам (Борисевич ; 13 мая 1945 - 3 янв. 1946). При еп. Варлааме для обеспечения приходов духовенством были организованы богословско-пастырские курсы, на к-рые в 1945/46 г. поступили 40 чел. В марте 1944 г. возобновилось закрытие храмов в Винницкой обл., как открытых во время оккупации, так и действовавших до войны. К 1 янв. 1950 г. в В. е. действовали 717 церквей, к 1 янв. 1957 г.- 601. Гонения усилились в 60-х гг. (см. ст. Хрущёв Н. С.): в 1961 г. количество приходов в епархии сократилось с 513 до 425, в следующем году - до 384. В 1962 г. в Виннице был закрыт кафедральный Преображенский собор, кафедральным стал собор Рождества Пресв. Богородицы. В нач. 1970 г. в В. е. действовало 337 приходов, в к-рых служил 151 священник. 1989-2012 годы

http://pravenc.ru/text/158694.html

25 окт. 1922 г. Владивосток захватила народно-революционная армия Дальневосточной республики, 16 нояб. Дальневосточная республика вошла в состав РСФСР. В 1923 г. в Приморском крае было национализировано имущество церковных общин, закрыты все мон-ри, в 1924 г. в архиерейском доме на Седанке организован дом отдыха. В 1927 г. закрыта церковь - подворье Корейской миссии, в 1932 г. закрыт Успенский кафедральный собор, впосл. он был разрушен. Из более чем 100 храмов, действовавших в Приморском крае до 1917 г., к кон. 30-х гг. сохранились 14. После того как в окт. 1922 г. значительная часть духовенства эмигрировала из Владивостока в Маньчжурию вместе с остатками Белой армии, в Приморье развернули активную деятельность обновленцы (см. Обновленчество ), поддерживаемые советской властью. В марте 1923 г. обновленческим Высшим церковным управлением был уволен на покой непризнавший ВЦУ управляющий Владивостокской епархией Никольский еп. Павел (Введенский , выслан из Владивостока 7 мая т.г.), а епархиальный совет перешел под контроль обновленцев. По просьбе владивостокского клира временное управление В. е. взял на себя сщмч. еп. Приамурский и Благовещенский Евгений (Зернов) . Канонический епархиальный совет по благословению еп. Евгения был воссоздан 18 июля в г. Никольске. В ночь с 29 на 30 авг., сразу после всенощной службы в Благовещенском кафедральном соборе, еп. Евгений был арестован и помещен в благовещенскую тюрьму. В 1925 г. в Приморской губ. обновленцам принадлежало 58 приходов, верными Православию оставались 49 храмов, в 1926 г. действовали 57 обновленческих общин и 94 православные. Во 2-й пол. 20-х гг. влияние обновленцев стало ослабевать, мн. приходы вернулись в каноническую Церковь. Обновленческий Дальневосточный округ в 1923-1933 гг. возглавляли: Василий Смелов (с 20 мая 1923 по 1925 или 1927), Николай Коблов (1926 - март 1927), Михаил Трубин (временно управлял в 1929), Николай Гирченко (окт. 1930 - авг. 1932, временно управлял), Николай Наганов (с 1933). В 1929-1936 гг. титул епископа Владивостокского носил находившийся в григорианском расколе Иринарх Павлов.

http://pravenc.ru/text/158930.html

26 сентября 1923 г. в Греции произошел новый военный переворот, и на следующее утро король Георг II отрекся от престола. В декабре того же года был созван Собор Элладской Церкви под председательством митр. Хризостома, который изменил ее устройство, приняв основной закон (устав) автокефальной Церкви Эллады. С этих пор Церковь возглавил не Синод из нескольких постоянных членов, подвластный государственной власти, а автономный от нее Архиерейский Собор под председательством Афинского архиерея с новым титулом «архиепископ Афинский и всей Эллады» (прежний титул экзарха с канонической точки зрения не подходил предстоятелю афтокефальной Церкви). [xvi] Согласно новому уставу Архиерейский Собор должен был собираться ежегодно 1 октября или когда того потребуют экстренные обстоятельства, а в период между заседаниями решения текущих дел предоставлялись более многочисленному чем раньше Священному Синоду (в работе которого периодически стали участвовать все иерархи) под председательством архиепископа Афинского. Кроме того, митрополиты должны были уходить на пенсию в возрасте 65 лет. 14 декабря 1923 г. особым актом греческое правительство утвердило этот закон. [xvii] Под руководством Владыки Хризостома Элладская Церковь (решением Синода от 27 декабря 1923 г.) приняла календарную реформу Константинопольского Патриарха Мелетия IV, согласно которой с 23 марта 1924 г. перешла на новоюлианский стиль: праздники Пасхального цикла отмечались по старому юлианскому календарю, а неподвижные праздники — по григорианскому. Не подчинившимся архиеп. Хризостом грозил отлучением, обвиняя их в расколе. По некоторым сведениям архиепископ впоследствии раскаялся в своей деятельности и в беседе со старцем Филофеем (Зервакосом) сказал: «Напрасно я сделал это. О. если бы я только этого не совершал! Этот проклятый Мелетий держал меня за горло!». [xviii] 25 марта 1924 г. праздник Благовещения был впервые отпразднован архиеп. Хризостомом по новому стилю, и в этот же день революционное правительство без референдума упразднило греческую монархию.

http://bogoslov.ru/article/1029958

2812 Архиепископ Звенигородский, викарий Московской епархии. Вторая дата – дата ареста. (Прим. M. Е. Губонина. – По ММЛ РПИ С. 816 в 1928–1929 гг., якобы временно управлял Московской епархией епископ Каширский Стефан (Гнедовский). Такого факта не припоминаем; преосвященный Стефан (Гнедовский) действительно проживал в те годы в Москве (в колокольне храма св. Иоанна Богослова, в Богословском переулке на Тверском бульваре), но управляющим Московской епархией, насколько было тогда известно, не состоял.) 2824 С титулом: Московский и Ярославский, так как одновременно – временно управляющий григорианской Ярославской епархией. 2826 «Митрополит Крутицкий». Далее – «митрополит-благовестник» без кафедры. Был настоятелем Храма Христа Спасителя, храма Пимена великого . Был ректором и профессором «Московской богословской академии». Был Заместителем Председателя Священного Синода, Заместителем Первоиерарха и пр. 2827 По ММЛРПИ 11.1924–10.1925, с титулом Московский и Северо-Кавказский (!). См. Северо-Кавказская, обн. 2828 «Митрополит Московский и Коломенский». Председатель обновленческого Св. Синода. Вторая дата – дата кончины. 2829 «Митрополит». Председатель обновленческого Св. Синода. В титуле град не обозначен, но пребывал в Москве, а его прежняя кафедра в Туле замещена другим «архиереем». 2830 «Архиепископ». Викарий Московской епархии. См. Скончался в 1954 г. вне общения с Православием. 2833 «Митрополит Московский и Тульский». В 1944 г., по принесении покаяния, принят в общение с Церковью в сане протоиерея и определен на должность ректора Московского Богословского института (позже – Московской Духовной Академии). Скончался 27.07(09.08)1962. 2834 С небывалым титулом: «Его Первосвятительство, Первоиерарх Православных Церквей в СССР, Первосвященнейший митрополит...», без упоминания кафедрального города. Сочинитель титула А. И. Введенский , знаменитый однофамилец и неизменный покровитель Виталия Введенского, в продолжение всего двадцатидвухлетнего пребывания последнего в обновленческом расколе. Надобность в подобном титуле, подчеркивающем единоличное «возглавление» обновленчества (будто бы аналогичное Патриаршему строю Православной Русской Церкви, зиждущемуся на 34 Апост. правиле), возникла в связи с постепенным крушением того псевдособорного (коллегиального) начала, на основе которого первоначально созидалась вся живоцерковно-обновленческая авантюра в 1922 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Две части христианского мира несколько раз прерывали общение друг с другом, но впоследствии мирились до тех пор, пока сравнительно маловажный инцидент в 1054 г. не оказался de facto окончательным разрывом между Римом и Константинополем. Это не значит, что та или другая сторона считали примирение невозможным, но это четко указывает, что два понимания Церкви развивались по явно разным направлениям. С григорианской реформой, крестовыми походами, «имперским» папством Иннокентия III, появлением схоластики и университетов, а в XIV веке – различных интеллектуальных течений, достигших своей вершины в соборном движении и великом расколе на Западе, латинское христианство стало считать себя самодостаточным образцом единства. Восток тем временем по-прежнему совершенно не принимал институционального развития Запада, в особенности централизованного папства. Монашеское же богословие, восторжествовавшее в Византии в XIV веке, подчеркивало опытный, мистический и эсхатологический элементы христианской веры, в отличие от законнических и рационалистических принципов, господствовавших в церковном устройстве и в школах Запада. Богословы с той и другой стороны были заняты главным образом полемикой вокруг вопроса никео-константинопольского Символа веры . Его текст, в котором утверждается, что Святой Дух исходит от Отца (ср.: Ин. 15:26 ), дополнен на латинском Западе знаменитым словом filioque, так что западные христиане исповедуют «двойное» исхождение Духа «от Отца и Сына». Каково бы ни было сначала назначение этой вставки (возникшей, вероятнее всего, в Испании в VI веке), ее апологеты оправдывались ссылками на троичное учение блаж. Августина, подчеркивавшее единство существа Божия, так что Отец и Сын, будучи единосущны, являются единым источником исхождения Святого Духа. На Востоке же в это время нормативным было понятие о Святой Троице Отцов Каппадокийцев: свт. Василия и его друзей (IV век). Для них изначальную суть христианского откровения и опыта составляют Личности, или Ипостаси Отца, Сына и Духа Святого, тогда как их общая Божественная Сущность остается запредельной и неведомой, проявляясь только через Свои энергии 92 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

Джон Айрленд (John Ireland) родился 11 сентября 1838 г. в г. Бернчерч, графство Килкенни в Ирландии. С 31 июля 1884 г. и до своей смерти (25 сентября 1918) возглавлял католическую архиепархию Сент-Пола и Миннеаполиса в США. Ашкинази З. Православное движение в Подкарпатской Руси. С. 19. Архиепископ Владимир (Соколовский-Автономов) родился 1852 г. в Полтавской губернии. Образование получил в Казанской духовной академии, в 1878 г. принял постриг и рукоположен в иеромонаха. В 1879 г. назначен членом Японской духовной миссии, с 1886 г. преподаватель Холмской духовной семинарии. В 1887 г. хиротонисан в епископа Алеутского и Аляскинского. В 1896 г. назначен епископом Оренбургским и Уральским, а в 1903 г. – епископом Екатеринбургским и Ирбитским. В 1910 г. по состоянию здоровья уволен на покой и назначен настоятелем Спасо-Андроникова монастыря в Москве. В 1921 г. патриархом Тихоном возведен в сан архиепископа и назначен на Екатеринославскую кафедру, но назначения не принял. В 1926 г. находился в «григорианском расколе», руководил Днепропетровским кафедрой. В том же году принес покаяние заместителю патриаршего местоблюстителя митрополиту Сергию (Страгородскому). Умер 1931 г. в Москве. См.: Васильева Н., Мангилева А., Никифорова О. Владимир (Соколовский-Автономов Василий Григорьевич)//Православная энциклопедия: В 25-и т. Т. 8. М., 2002. С. 663–665; Фирсов С. Русская Церковь накануне перемен (кон. 1890-х – 1918 гг.). М., 2002. С. 203–204. Коханик П., протопресвитер. Начало истории Американской Руси. Коннектикут, 1970. С. 490. BugelW. Ekleziologie Uzhorodske unie a jejich dedicu na pozadi doby. Olomouc, 2003. С. 158; Saint Alexis Confessor and Defender of Orthodoxy in America. Minneapolis, 1994. С. 4;НедзельскийИ., протоиерей. Пятидесятилетие русской православной колонии в г. Миннеаполисе//Golden jubilee album of The St. Mary " s Russian Orthodox Greek Catolic Church. Minneapolis, 1937. С. 136. Епископ Юлий Фирцак родился 1836 г. в с. Худлево (ныне Ужгородского р-на Закарпатской обл.). Образование получил в духовной семинарии в Ужгороде и в греко-католической семинарии в Вене. В 1861 г. рукоположен в греко-католического священника. Профессор (1861–1876) и ректор (1876–1887) Ужгородской духовной семинарии. В 1887–1890 гг. – депутат венгерского парламента. В 1881–1912 гг. – епископ Мукачевской греко-католической епархии. См.: Поп та культури карпатських С. 782–783.

http://pravoslavie.ru/56626.html

– Мы очень четко определили круг людей, которые не могут быть канонизованы в силу их юрисдикционной принадлежности. Это люди, скончавшиеся в обновленчестве, в григорианском расколе и в некоторых других расколах, которые были на Украине. Что касается так называемой правой оппозиции митрополиту Сергию, то мы сознательно избегали слова " раскольники " . Они для нас не раскольники. Схематично не поминавших митрополита Сергия иерархов можно разделить на три категории. Первая – те, кто, подобно митрополиту Агафангелу (Преображенскому), признавая формальное руководство митрополита Сергия, оставляли за собою право не исполнять те его приказания, которые противоречили совести. Второе направление, которое было доминирующим, связано с позицией митрополита Кирилла (Смирнова), который считал митрополита Сергия узурпатором церковной власти, безосновательно поставившего себя в качестве предстоятеля, создавшего без всяких на то оснований Синод и взявшего на себя право подвергать прещению несогласных с ним архиереев. При этом митрополит Кирилл разрывал с ним как каноническое, так и евхаристическое общение, подчеркивая, что у него нет другого пути указать митрополиту Сергию на его неправоту. Но митрополит Кирилл никогда не ставил под вопрос ни благодатность таинств, совершаемых митрополитом Сергием, ни благодатность его духовенства. Кроме того, он никогда не ставил под сомнение богословские взгляды будущего патриарха, не считал его еретиком и благословлял своих духовных чад, пребывающих, скажем, в городах и весях, где не было " непоминающих " храмов, окормляться в " сергианских " храмах. Митрополит Кирилл подчеркивал, что и сам готов принять последнее разрешение от сергианского священника, если рядом не окажется другого. Вот это была самая взвешенная и четкая позиция, на мой взгляд. Третье течение в церковной оппозиции ассоциируется с митрополитом Ленинградским Иосифом (Петровых). Оно состояло из людей, которые считали, что уже своею деятельностью митрополит Сергий проявил себя как еретик и выступает как разрушитель церковного вероучения. Последователи митрополита Иосифа делали вывод о том, что духовенство митрополита Сергия безблагодатно, с чем, конечно, нельзя согласиться. При этом надо отметить, что митрополит Сергий, будучи всего лишь одним из архиереев Русской Православной Церкви, налагал церковное прещение на несогласных с ним архиереев, в том числе и на патриарших местоблюстителей, чего не делали его оппоненты. Более того, сторонников митрополита Иосифа он даже запрещал отпевать. Конечно, эти действия не могут быть признаны каноничными.

http://religare.ru/2_91849.html

Первоначально отбывал наказание в Сиблаге близ Мариинска (ныне Кемеровской обл.). Был заведующим кладовой инструментов, сторожем в зернохранилище, счетоводом на ферме. Переписывался с духовными детьми через своего бескорыстного секретаря-делопроизводителя Анну Константиновну Арнольди. Всего из мест заключения от И. пришло 24 послания. Нек-рые из них - короткие открытки, но все они проникнуты благодарностью Господу за все, что Он ему ниспосылает. «Вспоминаю незабываемую Рязань,- писал И. в авг. 1936 г.,- живу ее пленительными воспоминаниями всего прекрасного, высокого, красивого в лучшем понимании этих слов. Думаю, что и вы сохраните добрые традиции и воскресите все, что было так для нас утешительно. Прошу вас всех об одном - не забывайте меня в своих молитвах - они дороже для меня всего. В них я вижу себе поддержку и непрекращающуюся взаимную любовь». Летом 1937 г. И. был переведен в колонию массовых работ в Томске. 3 сент. взят под стражу. Привлечен к делу о якобы обнаруженной в колонии группе «контрреволюционной кадетско-монархической организации церковников «Союз Спасения России»». Вместе с И. были привлечены находившиеся в Томске в заключении священнослужители, в т. ч. Ростовский и Азовский архиеп. Дионисий (Прозоровский) и пребывавший в григорианском расколе Раненбургский еп. Иоанн (Киструсский). 13 окт. решением Особой тройки УНКВД Западно-Сибирского края И. вместе с др. обвиняемыми был приговорен к смертной казни. Расстрелян в ночь с 24 на 25 окт. 1937 г. на Каштачной горе в Томске. Захоронен в общей могиле. Ныне в Томске на месте мученической кончины И. на Каштачной горе стоит памятный крест. 23 июня 1993 г. Постановлением Патриарха Московского и всея Руси Алексия II имя И. было внесено в Собор Рязанских святых. Определением Свящ. Синода РПЦ от 14 авг. 2002 г. имя И. внесено в Собор новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания. В 2004 г. в Рязани создан «Фонд священномученика Иувеналия Рязанского». Соч.: Речь при наречении во еп. Каширского 21 авг. 1914 г.//ПрибЦВед. 1914. 37. С. 1615; Письма из лагеря. М., 1995; Вспоминаю незабываемую Рязань: Письма, слова назидания. Рязань, 2004.

http://pravenc.ru/text/1237737.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010