Митрополит Кирилл находился под плотным наблюдением ГПУ, и при обыске у него обнаружили письмо епископа Дамаскина (Цедрика) и на допросе требовали выразить свое отношение к его содержанию. Митрополит Кирилл, пытаясь как можно доходчивее объяснить суть проблемы, обсуждаемой в письмах, упомянул имена епископов Дамаскина и Афанасия и этого было достаточно для обвинения митрополита Кирилла в действиях по созданию «нелегальных ячеек церковников, которые должны были явиться массовой базой организации». Митрополита Кирилла арестовали 14 июля 1934 г. и отправили в Москву в Бутырскую тюрьму. В конце года он был отправлен в ссылку в Казахстан 308 . Григорианский раскол сохранял влияние в 30-х гг. лишь в некоторых епархиях Поволжья и Урала, более всего в Свердловской и Ульяновской. 26 апреля 1932 г. скончался первенствующий в расколе архиепископ Григорий (Яцковский). В 1933 г. по репутации григорианской группировки нанесен был серьезный удар самоубийством ее видного деятеля – епископа Бориса (Рукина), который в 1923 г. был рукоположен во епископа Можайского еще Патриархом Тихоном, а у раскольников титуловался митрополитом. Его влияние среди единомышленников было настолько значительно, что по-другому этот раскол называли «борисовщиной», особенно в Москве, где жил преосвященный Борис. После этой трагической смерти из руководителей григориан оставался в Свердловске архиепископ Петр (Холмогорцев), которого там любили за простоту нрава и красноречивые проповеди. В 30-х гг. репрессии впервые коснулись видных деятелей обновленчества. В 1934 г. в Иваново-Вознесенске был арестован и скончался в заключении Александр Боярский, которого в раскол привлекла, вероятно, увлеченность социальными проблемами, занимавшими его еще в дореволюционные годы, когда он служил священником в Колпине, на Ижорском заводе. В 1922 г. он единственный из обновленцев выступил свидетелем защиты на процессе митрополита Вениамина (Казанского) и других питерских священномучеников, но был скоро устранен от участия в суде. Арестовали священника Тихона (Попова) (у обновленцев он титуловался митрополитом Воронежским). До революции он участвовал в работе Государственной думы в составе фракции националистов, поддерживал Столыпина и к обновленчеству примкнул не по искренним убеждениям, а из житейских соображений. Он был осужден на 10 лет лишения свободы и освобожден уже только во время Отечественной войны. В 1944 г., вернувшись в каноническую патриаршую Церковь , был принят в сане протоиерея и назначен ректором Богословского института. А Александр Иванович Введенский, главный предводитель раскола, и в страшные 30-е гг. вел благополучную жизнь человека из светского общества, украшал себя драгоценными митрами и панагиями, разводился и женился, посещал театры и концерты.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

«Митрополит Сергий Страгородский – законный каноничный Заместитель Патриаршего Место- блюстителя» (Вятка) Две записки о «григорианском расколе» (ВВЦС). Автор неизвестен Послание епископа Воткинского Виктора [Островидова] Письмо «духовного старца» о. Всеволода о нестроениях в Церкви, вызванных «иосифлянской оппозицией» Письмо митрополита Казанского Кирилла [Смирнова] по поводу церковных нестроений, вызванных Декларацией Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митрополита Сергия [Страгородского] и Временного Патриаршего Священного Синода от 16(29) июля 1927 г. Письмо находящегося в заключении архиепископа бывшего Верейского Илариона [Троицкого] к Заместителю Патриаршего Местоблюстителя митрополиту Нижегородскому Сергию [Страгородскому] с суждением о Временном Патриаршем Священном Синоде, учреждённом при Заместителе Первое письмо митрополита Казанского и Свияжского Кирилла [Смирнова] Заместителю Патриаршего Местоблюстителя митрополиту Нижегородскому Сергию [Страгородскому] (Станок Хантайка, Туруханского района, Красноярского округа) Письмо протоиерея Иоанна Андреевского из ссылки в Средней Азии по поводу письма архиепископа Петра [Зверева] от 3(16) июля 1928 г. 1864. Постановление Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митрополита Нижегородского Сергия [Страгородского] и Временного Патриаршего Священного Синода об отношении к священнодействиям, совершенным «раскольничьим клиром» Первое письмо Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митрополита Нижегородского Сергия [Страгородского] к митрополиту Казанскому и Свияжскому Кириллу [Смирнову] (Исход. 3193) Второе письмо («Отзыв») митрополита Казанского и Свияжского Кирилла [Смирнова] Заместителю Патриаршего Местоблюстителя митрополиту Нижегородскому Сергию [Страгородскому]. Енисейск Разбор митрополитом Литовским и Виленским Елевферием [Богоявленским] постановления группы ярославских иерархов об отложении от Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митрополита Сергия [Страгородского] Второе письмо Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митрополита Нижегородского Сергия [Страгородского] к митрополиту Казанскому и Свияжскому Кириллу [Смирнову] Письмо Патриаршего Местоблюстителя митрополита Крутицкого Петра [Полянского] Заместителю Патриаршего Местоблюстителя митрополиту Нижегородскому Сергию [Страгородскому] Интервью с главой Патриаршей Православной Церкви в СССР Заместителем Патриаршего Местоблюстителя митрополитом Сергием [Страгородским] и его Синодом Интервью с главой Патриаршей Православной Церкви в СССР Заместителем Патриаршего Местоблюстителя митрополитом Сергием [Страгородским], данное корреспондентам иностранной печати в Москве 525.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

На основании всего вышеизложенного каждый истинный православный христианин должен признать как то, что митрополит Сергий является каноничным Заместителем Патриаршего Местоблюстителя, так и то, что он временно имеет полномочия на управление Православной Русской Церковью на правах Патриарха, Священного Синода, Высшего Церковного Совета и соединённого Присутствия того и другого. Русская Православная Церковь , временно возглавляемая Заместителем Патриаршего Местоблюстителя митрополитом Сергием, в отличие от обновленцев, григорианцев, викторианцев и прочих самочинников, похитителей церковной власти, именуется Русской Православной Церковью патриаршей ориентации. Примечание. Митрополит Сергий имеет дать отчёт о своей деятельности по должности Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митрополиту Петру, когда последний снова вступит в отправление своих обязанностей Патриаршего Местоблюстителя. Но это нисколько не умаляет полномочий митрополита Сергия, так как сам Патриарх подотчётен и ответственен перед высшей инстанцией – Поместным Собором Русской Православной Церкви (см. определение Всероссийского Собора от 7/20 декабря 1917 г., ст. 2). Подлинные документы по истории управления Русской Православной Церковью после смерти Патриарха Тихона, как, например, завещание Его Святейшества, переписка с митрополитом Агафангелом [Преображенским] и проч., хранятся в Московской Патриархии. Г. Вятка. Протоиерей Николай Люперсольский. Архив составителя Две записки о «григорианском расколе» (ВВЦС). Автор неизвестен Каноничен ли так называемый ВВЦС? На этот вопрос я отвечаю: неканоничен. Другого ответа и дать нельзя. Учрежден ВВЦС ничтожной по количеству группой архиереев в 9 человек (тогда в Москве находилось около 40 архиереев), из коих большинство были неполноправными. Эта группа учредила ВВЦС не только без полномочий от других православных архиереев, но и без всякого их ведения и соизволения, не имея на то ни благословения, ни согласия ни от Патриаршего Местоблюстителя митрополита Петра, ни от его Заместителя, ни от старейших иерархов Русской Православной Церкви. ВВЦС учреждён не только не канонически, но с полным попранием всех существующих церковных правил, почему неудивительно, что лучшие из епископов-учредителей ВВЦС вскоре же вышли из состава его и, раскаявшись, подчинились митрополиту Сергию, как каноническому Заместителю Патриаршего Местоблюстителя.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Наконец, они постановлением от сентября 1934 г. обвинили Церковь в расколе с элементами ереси, в результате чего святотатственно переосвящали храмы, перерукополагали клириков, уничтожали Св. Таины и миро, имевшиеся в храмах. Действуя разрушительно, обновленчество готовило путь и к собственному разрушению через созданных им же самим могильщиков, в лице введенских, платоновых и др., которые не занимались исканиями утраченных идей, а планомерно провожали в могилу убогое создание злой воли. По-видимому, для случайных и непрочных явлений истории существует закон неизбежности их гибели. Они в самих себе несут начала разрушения, и, чтобы исчезнуть в апофеозе разрушения, история отдаёт самим «мертвым погребать своих мертвецов». Введенские для того живут и действуют, чтобы сеять зло, видеть его губительные плоды и идти навстречу неизбежному самоуничтожению. Подобно одной из древних ересей или схизм, обновленчество ушло в небытие. «Рассею их и изглажу из среды людей память о них» ( Втор. 32:26 ), – говорит слово Божие. Никто не интересуется его историей, или вспоминают о нём недобрым словом. Как-то, ещё в 1959 году, когда была закончена эта работа, автор поделился своими планами с Высокопреосвященным Питиримом, ныне Ленинградским митрополитом. Владыка Питирим сказал: «Да кто теперь интересуется обновленчеством, кому оно интересно». Приговор безразличия суровее приговора реального наказания, он, конечно, справедлив, и наше горячее желание, чтобы он послужил полезным уроком для всего православного сознания и чтобы каждый священник и мирянин помнил о нём, как о тяжкой болезни, которая могла привести к ещё большим осложнениям. Господь хранил Свою Церковь по Своему неложному обещанию: «Как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за неё, что бы освятить её... банею водною посредством слова» ( Ефес. 5:25–26 ), и вышла Церковь очищенная от раздиравших её раскольничьих течений (обновленческого, возрожденческого, григорианского, иосифлянского, самосвятского и лубенского) и снова, как феникс из огня, стала славною и чистою.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/obnovlen...

Особое место в истории богословско-канонического изучения церковных расколов занимают труды Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Сергия (Страгородского) , возглавлявшего Русскую Православную Церковь в период ее наибольшей подверженности внутренним расколам и разделениям (1925–1944 гг.) 70 . В значительной степени заинтересованность патриарха Сергия данной проблематикой была мотивирована его стремлением к преодолению русских церковных нестроений (обновленческого и григорианского расколов, движения «непоминающих» и разделений в церковной эмиграции). С другой стороны, патриарх Сергий ставил задачу выработки богословской позиции в отношении инославных конфессий (в первую очередь англиканства и старокатоличества), активно развивавших экуменический диалог с Православием. В трудах патриарха Сергия (Страгородского) рассматриваются такие важные проблемы расколоведения, как вопрос канонического статуса инославных и раскольнических сообществ, проблема признания крещений в расколе и инославии, вопрос определения канонического статуса хиротоний, совершаемых в отделившихся от кафолической Церкви христианских сообществах. Академическое изучение феномена церковных разделений в рамках церковной науки и образования было продолжено после 1943 г., ознаменованного радикальным изменением вектора советской религиозной политики и началом восстановления религиозной жизни в дозволенных правительством пределах. Именно с этого времени начался процесс возрождения практически уничтоженной церковной науки и духовного образования. Как уже отмечалось выше, структура Православного богословского института и открытых несколько позднее Московской и Ленинградской духовных академий включала в себя кафедру «Истории и обличения раскола и сектантства». Аналогичным образом программа богословско-пастырских курсов, а затем и духовных семинарий предполагала изучение курса расколоведения. Среди исследований представителей церковной науки данного периода необходимо отметить публикации профессора кафедры «Истории и обличения раскола и сектантства» Московской духовной академии протоиерея Димитрия Боголюбова 71 . В 1951 г. преподаватель кафедры расколоведения МДА протоиерей Иоанн Козлов был удостоен ученой степени магистра богословия за изданное им еще в 1915 г. сочинение «В помощь миссионеру, пастырю и ревнителю Православия. Пособие по новейшей полемике с расколом, изложенное по предметам в алфавитном порядке» 72 .

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/raskolov...

Петр, созвала совещание своих заранее сговорившихся епископов, живших в Москве. Эти епископы, объявив деятельность митр. Петра контрреволюционной (а она была только пастырски-христианской), декларировали, что они в виду ареста митр. Петра — Патриаршего Местоблюстителя, организуют «Временный Высший Церковный Совет» и будут управлять Церковью. Советская власть, подготовившая ко времени заключения митр. Петра их выступление, немедленно легализовала ВВЦС в качестве управляющего православною Церковью центра, разрешила иметь печать для удостоверения документов, канцелярию и дозволила широко распространить напечатанное в государственной типографии воззвание-декларацию к верующим. Одновременно митр. Сергий был лишен права выезда из Нижнего Новгорода и посему не мог вступить в управление Русской Церковью. «Григорианская» декларация имела тоже содержание, что впоследствии «Сергиевская». Григорианцы начали, пользуясь поддержкой ГПУ, оспаривать у митр. Сергия заместительство митр. Петру, сидевшему в тюрьме, но, видя, что вся Москва решительно встала на сторону митр. Сергия, тогда еще не запятнавшего себя соглашением с большевиками, григорианцы стали убеждать митр. Сергия присоединиться к ним, возглавить их с принятием, конечно, их политической позиции. Из долгой переписки между спорившими иерархами выяснилось, что митр. Сергий отказывается признать ВВЦС и его политическую политику. Митрополит Сергий, желая погасить раскол в православной среде, разделяемой только политическими причинами, запретил в священнослужении всех участников ВВЦС. Позиции григорианцев стали совсем шатки. Архиепископ Григорий (Яцковский), получив свидание с митр. Петром, сидевшим в тюрьме и ничего не знавшим о последнем расколе, передал ему доклад о церковных событиях в ложно-извращенном виде и просил дать ему поручение на управление Церковью в виду отказа всех трех кандидатов в заместители местоблюстительства (митр. Сергий, митр. Михаил (Ермаков), митр. Иосиф (Петровых)) от предназначенной им роли. Митрополит Петр, не подозревая предательства, зная архиеп.

http://azbyka.ru/fiction/moi-vospominani...

- Пожалуй, ты прав. Я теперь тоже озадачился. Да, вполне может быть, что он тайный архиерей. Тогда… тогда он мне самое главное подсказал: как только примиришься, так и молитва пойдёт. Точно, это он главное. Катись-ка ты спать. - Аминь глаголешь. Что такое в первый раз прикоснуться, приложиться к престолу? «Исаие ликуй, Дева име во чреве, и роди Сына Еммануила, Бога же и человека, Восток имя Ему, Его же величающе…» – то же песнопение в таинстве венчания брака, ведь в таинстве хиротонии священник венчается с паствой. Приход – «чертог брачный», прихожане – «сыны чертога». «Аз, многогрешный Дмитрий, призываемый ныне к служению диаконскому, обещаю и клянусь пред Всемогущим Богом и святым Его Крестом и Евангелием, что при помощи Божией всемерно буду стараться проходить своё служение во всём согласно слову Божию, правилам церковным...». Стихарь – образ чистой души. «Одежды брачные». «…Учение веры содержать по руководству Святой Православной Церкви и Святых Отец, заблудших вразумлять …». Орарь – благодать Божия таинства священства. Аксиос! «…В молитвенное и каноническое общение с лицами, не принадлежащими к Православной Церкви или находящимися в расколе, не входить. Ни в каких политических партиях, движениях участия не принимать…», Поручи – узы Спасителя. Аксиос! «…целую Святое Евангелие и Крест Спасителя моего. Аминь». Рипида – участие ангелов в ритуале. Аксиос! А каково прочитать впервые Ектенью? Для сынов чертога. Что же тогда происходило с кафедральным городом, когда в тысяче девятьсот двадцать седьмом году одновременно четыре архиерея титуловали себя «томскими»? Кто венчаный, кто обручённый, а кто совратитель или насильник? Тихоновский, григорианский, живоцерковный, катакомбный – за каждым клирики, за кем больше, за кем почти никого… «всякое царство раздельшееся на ся запустеет, и всяк град или дом разделивыйся на ся не станет». И через десять лет совращённый город, разорванный сводящей с ума свободой на враждующие, анафематствующие приходы, в тридцать седьмом остался вдовым – ни одного священника. Ни одной литургии. Ни одного храма…. Плоды свободы: «И воскликнул он сильно, громким голосом говоря: пал, пал Вавилон, великая блудница, сделался жилищем бесов и пристанищем всякому нечистому духу, пристанищем всякой нечистой и отвратительной птице; ибо яростным вином блудодеяния своего она напоила все народы». На своей последней проповеди перед арестом отец Илья, и так-то не вдохновенный оратор, вдруг сбился с темы, прошептпв: «Держитесь Православия! В каждом раскольнике сидит бес блудный, хоть тот в пустыне сорок лет проведи, а, всё равно, как только выйдет на люди такой вроде «праведник», так смотри: враг из него вылезет сектантством и ересью. Раскольник – блудник в духе».

http://ruskline.ru/analitika/2021/07/13/...

Помимо «непоминающих», отделившихся от митрополита Сергия после издания «Декларации 1927 года», в 1930-е годы сохранялись и группировки обновленцев и григориан, но влияние их резко упало. «Самосвяты» в 1930 году объявили о своем самороспуске. Украинские церковные сепаратисты, на время получившие «автокефалию» от обновленческого Синода, утратили свою эфемерную автокефалию и вновь подчинены были Синоду, во главе которого после смерти престарелого «митрополита» Вениамина (Муратовского), наступившей в 1930 году, стоял лжемитрополит Тульский Виталий (Введенский), епископ старого поставления. Его председательство в обновленческом Синоде было, однако, столь же номинальным и декоративным, как и председательство Вениамина. Реальная власть в обновленческом расколе оставалась в руках другого Введенского, Александра. В отдельных епархиях возникали локальные церковные группировки, находившиеся в юрисдикции «автокефальных» епископов, не имевших общения с другими архиереями. Так, епископ Андрей (Ухтомский), который в 1917 году прославился своей особенно энергичной поддержкой Временного правительства, объединил вокруг себя ряд приходов Уфимской епархии, отвергавших юрисдикцию Заместителя Местоблюстителя, обновленческого Синода и григорианского Временного Высшего Церковного Совета и в то же время не имевших общения с епископами «непоминающими». В Уфимской епархии в 1932 году так складывалось численное соотношение между общинами разной юрисдикции: 345 приходов в ведении Заместителя Местоблюстителя, 55 - обновленческих, 30 - андреевских, 4 - григорианских и 2 - иосифлянских. За вычетом локальной андреевской группировки, соотношение это было типично и для других епархий Русской Церкви. В начале 1932 года Временный Синод вынес постановление о награждении Заместителя Патриаршего Местоблюстителя, возглавлявшего высшую церковную власть, правом совершать богослужения с предношением Креста, это право усвоено всем Первоиерархам автокефальных и автономных Церквей, правом предношения Креста пользовались Первенствующие члены Святейшего Синода. В 1933 году Члены Временного Патриаршего Синода, входившие в состав этого органа с самого его учреждения, - архиепископы Хутынский Алексий (Симанский), Одесский Анатолий (Грисюк), Ярославский Павел (Борисовский) и Харьковский Константин (Дьяков), были удостоены сана митрополита. В первой половине 30-х годов продолжали совершаться архиерейские хиротонии. Так, в 1930 году во епископа Елабужского был хиротонисан Палладий (Шерстенников), впоследствии митрополит, в 1932 году во епископа Таганрогского - Иосиф (Чернов), позже митрополит, в 1933 году во епископа Коломенского - Сергий (Воскресенский), позже митрополит, в 1935 году во епископа Каширского Алексий (Сергеев), впоследствии архиепископ.

http://sedmitza.ru/lib/text/440001/

После Февральской революции стал одним из основателей «Всероссийского союза демократического православного духовенства и мирян». Приветствовал Октябрьскую революцию. В марте 1922 г. подписал провокационное «Воззвание группы священников» («Письмо 12-ти»), призывающее жертвовать все церковные ценности на нужды голодающих и обвиняющее духовенство в контрреволюции. 19 мая 1922 г. вошел в состав обновленческого ВЦУ. Автор ряда полемических брошюр, обладал незаурядными ораторскими способностями. С августа 1923 г. постоянный член обновленческого Священного синода. С 1924 г. обновленческий «митрополит». «Настоятель» храма Христа Спасителя (до 1931 г.). В 1932–1934 гг. возглавлял обновленческую Московскую богословскую академию. С 1936 г. «настоятель» храма Пимена Великого в Москве. С апреля 1940 г. «заместитель первоиерарха», с октября 1941 г. «первоиерарх Московский и всех Православных церквей в СССР». Умер в Москве вне общения с Православной Церковью . Владимир (Путята Всеволод Владимирович) ( 1869 – после 1936) – бывший архиерей Российской Православной Церкви, деятель «обновленческого» и «григорианского» расколов. Родился в Смоленской губ. Окончил Военную юридическую академию (1897). Служил офицером лейб-гвардии Преображенского полка. После скандальной истории бросил военную службу, закончил Казанскую духовную академию (1901). В 1907 г. хиротонисан во епископа Кронштадтского. С 1915 г. архиепископ Пензенский и Саранский. На Священном Соборе Российской Православной Церкви 1917–1918 гг. лишен епископского сана. Положил начало так называемому пензенскому расколу (1918). С 1922 г. в «обновленческом» расколе, с 1934 г. григорианский «митрополит Томский и всея Сибири». После 1934 г. в заключении (?). По одним сведениям скончался в 1936 г., по другим – в начале 1941 г. Волленберг Николай Львович (1892–1937) – деятель ВЧК–ОГПУ–НКВД, майор госбезопасности. Родился в г. Двинске Витебской губ. в семье железнодорожного служащего, по национальности немец. Работал матросом на торговых судах, участвовал в Первой мировой войне, служил в Красной армии.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Постановление Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митрополита Нижегородского Сергия (Страгородского) и Временного Патриаршего Священного Синода по делу «ярославской группы» (митрополит Агафангел Преображенский и др.) 07.05 (09.06).1928. Письмо архиепископа Корнилия [Соболева] к Заместителю Патриаршего Местоблюстителя митрополиту Нижегородскому Сергию [Страгородскому] по поводу текущих событий церковной жизни 05.1928. Открытое письмо епископа Павла [Кратирова] «О модернизированной Церкви или о сергиевском православии» 03(16).06.1928. Письмо архиепископа Петра [Зверева] из соловецкого заключения Рапорт протоиерея Воскресенской города Майкопа церкви Сергия Молчанова Феофилу [Богоявленскому], епископу Кубанскому и Краснодарскому, о воссоединении митрополита Ярославского Агафангела [Преображенского] с Заместителем Патриаршего Местоблюстителя митрополитом Нижегородским Сергием [Страгородским] и Временным Патриаршим Священным Синодом 06(?).1928. Послание бывшего Заместителя Патриаршего Местоблюстителя архиепископа Угличского Серафима [Самойловича] из Буйничского, Свято-Духова монастыря Могилевской епархии и др. Выписки из писем заключённого в Соловках архиепископа Верейского Илариона [Троицкого] по вопросу об «иосифлянской оппозиции» Письмо митрополита Иосифа [Петровых] епископу Гдовскому Димитрию [Любимову] по поводу «капитуляции» «ярославской оппозиции» Письмо настоятеля Московского Крестовоздвиженского храма священника Александра Сидорова к епископу Гдовскому Димитрию [Любимову] о прещениях, налагаемых митрополитом Сергием [Страгородским] на московских «иосифлян» Ответное письмо (на предыдущее) епископа Димитрия [Любимова] Гдовского московским “иосифлянам” Письмо архиепископа бывшего Саратовского и Царицынского Досифея [Протопопова] к митрополиту Саратовскому Серафиму [Александрову] по вопросу о «григорианском расколе» Характеристика епископа Алексия [Буя], составленная канцелярией Патриаршего Священного Синода при Заместителе Патриаршего Местоблюстителя Протоиерей Люперсольский Николай.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010