Рассвет на Соловках Во время православного богослужения архиерею обыкновенно постилают ковры. Владыка Иларион был лишен пышности архиерейского богослужения за свою верность Церкви. Власти пытались склонить его к признанию обновленческого раскола, к участию в григорианском расколе, но твердый исповедник веры предпочел внешнему богатству богослужения раскольников молитву в заключении на лоне северной природы. Вереск, заменивший исповедникам самые дорогие ковры и прочие принадлежности богослужения, был дороже всего этого не только по эстетическим соображениям, но и (в гораздо большей степени) как свидетель перенесения гонений за Христа и Его святую Церковь. Вереск в период цветения Ушел от меня ты на раннем закате, До дна не истратил кипучести сил… Под «ранним закатом» Николай Борисович, конечно же, прежде всего, имел в виду безвременную кончину своего наставника, в расцвете сил, в возрасте 43 лет, хотя и в этих словах, возможно, есть отсылка к ранним соловецким закатам в ноябре месяце, когда закончился очередной срок заключения священномученика Илариона. Да и день смерти владыки относится к периоду самых коротких дней в году. Не нас ли с тобой преподобный Савватий За светлой заутреней лаской кропил… Нам известно о массовом праздновании Пасхи в Соловецком лагере, возглавляемом архиепископом Иларионом, которое совершалось предположительно в 1928-м году, когда в Соловецком лагере «Пасху открыто праздновали в последний раз» . Оно описано в книге Бориса Ширяева «Неугасимая лампада». Если это так, то мы можем сказать, что описанная в книге пасхальная утренняя служба, когда «ликующий хор “сущих во гробех” славил и утверждал свое грядущее неизбежное, непреодолимое силами зла Воскресение…» , проходила для большинства ее участников, не вместившихся в храм, под дождиком. Преподобный Савватий упоминается здесь как отец-основатель Соловецкого монастыря, опекающий его невольных насельников. Два старца, слюбившись, в Зосимовы дали Молитвенно плыли на новой ладье… В «двух старцах» естественно увидеть преемников преподобного Савватия, преподобных отцов Германа и Зосиму Соловецких. Первым игуменом Соловецкого монастыря был преподобный Зосима, прибывший на остров со святым Германом после смерти преподобного Савватия. Отсюда, видимо, и выражение «Зосимовы дали». Николай Кирьянов словно уподобляет свои отношения с почившим владыкой Иларионом духовной дружбе основателей святой обители.

http://pravoslavie.ru/109569.html

В 1922–1923 гг. уклонился в обновленческий раскол. 19/I-1924 года наречён во еп. Чебоксарского, вик. Чувашской епархии, а 29/II-1924 г. хиротонисан. Дальнейших сведений о нём не имеется. ЛИТЕРАТУРА: Вестник Св. Синода Православной Российской Церкви. 1926. 12–13. С. 10. ФАОС дело 29. Кат-АМ 120. Кат-ЯВ 102. С. 50. Кат-ЕС С. 10, п/п 53. [Кат-ГУБ. С. 970.] ДИМИТРИЙ (Беликов [Дмитрий Никанорович]) Архиепископ Омский и Томский Окончил Петроградскую академию со степенью кандидата богословия. В последующие годы за ряд научных работ был удостоен звания магистра богословия и доктора церковной истории. Рукоположен в сан иерея и возведён в протоиерея. Упоминается как председатель учебного Комитета при Св. Синоде. В 1920 г. хиротонисан во еп. Омского. Был архиеп. Томским. Год возведения в сан архиепископа неизвестен. По непроверенным данным уклонялся в обновленческий раскол, находился в григорианском расколе, был григорианским митрополитом. Запрещён за григорианский раскол и в глубокой старости умер без покаяния. Духовный писатель. Год смерти неизвестен. ТРУДЫ: Старинные монастыри Томского края. Томск. 1896. Томский раскол (Исторический очерк от 1834–1880 гг.). Томск, 1901. Томские старинные духовные начальники (заказчики). Исторический очерк. Томск, 1906. Старинный раскол в пределах Томского края. Томск, 1905. Ап. Павел в изображении Фаррара. СПБ., 1911. ЛИТЕРАТУРА: Русский паломник. 1913. 52. С. 831–832. ФАМ 1. С. 13, 78. Кат-АМ 121. См. Мануил. 3.29–32. [Кат-ГУБ. С. 908, 970.] [Левитин. 503, 504.] Окончил в 1878 г. Казанскую духовную академию со степенью кандидата богословия, в том же году допущен советом академии до чтения лекций по кафедре общей гражданской истории. В 1898 г. назначен профессором богословия в Томский университет. До 1902 г. удостоен степени магистра богословия и доктора церковной истории. В 1906 г. назначен председателем учебного комитета при Св. Синоде. Был в обновленческом расколе до 1924 г. Покаяние принёс до 21/V-1924r. Точного времени пребывания в расколе установить не удалось. Примыкал к григорианскому расколу. Скончался в 1928 г. вне общения с Православной Церковью.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/obnovlen...

4803 Вторая дата – арест и осуждение на 5 лет заключения в концлагере (СЛОН). С 1932 г. – в ссылке. С 1934 г. – снова в концлагере (в г. Свободный Амурской области). Принял мученическую кончину 27.10(09.11)1937 – расстрелян в концлагере. 4806 Один из организаторов григорианского раскола («ВВЦС») и второй, после Григория (Яцковского), его глава. В июне 1926 г. принес было покаяние Заместителю Местоблюстителя митрополиту Сергию (Страгородскому) , а затем вскоре вновь отпал в раскол. По МИС Топография... С. 282 – с титулом «Симбирского и Корсунского» (?) и с небывалой фамилией [несомненно, спутаны два представителя григорианского раскола – Виссарион (Зорнин) и Феодосий (Григорович-Борисов)]. 4814 По ММЛ РПИ, хиротонисан в г. Бердичев (неверно, т. к. в действительности хиротонисан Экзархом Украины, митрополитом Михаилом (Ермаковым) и др. в г. Умань). В 1922 г., совратившись в обновленческий раскол, именовался в расколе «Бердичевским и Уманским». Вероятнее, сначала был Уманским, затем – Бердичевским и лишь после – Бердичевским и Уманским (см. Уманская, обн. и Бердичевская, обн.). 4815 Вторая дата – дата ареста, после которого был заключен в Киеве в тюрьму. Освобожден 12.1925. Затем см. Днепропетровская. 4817 В ЖМП. 1932. 7–8 упоминается самозванный лжеепископ Лука Мартынов, действовавший в Умани в 1931 г. 4821 Управляющий приходами Московской Патриархии в Канаде (см. Канадская), с сентября 1974 г. – также временно управляющий приходами Московской Патриархии в США. С 12(25)12.1974 – представитель Московской Патриархии при Всемирном Совете Церквей и настоятель церкви Рождества Богородицы в Женеве. Архиепископ с 25.08(07.09) 1979. 4824 Воссоединился с Московской Патриархией из РПЦЗ в 1946 г. Вторая дата – дата кончины в Софии; где и погребен под алтарем русского храма во имя Св. Николая. 4825 Уволен от управления епархией с запрещением в священнослужении (вторая дата) за присоединение к оппозиции Заместителю Патриаршего Местоблюстителя, вызванной Декларацией последнего от 16(29)07.1927. По ПЭ, 27.01.1928 освобожден от управления епархией и 27.03.1928 запрещен в служении. С 1929 г. – в заключении. Расстрелян 01.11.1937.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 1925 г. уклонился в григорианский раскол (ВЦС). В 1932 г. принёс покаяние перед митр. Сергием и, как ставленник архиереев старого поставления, принят в сущем сане. С 1933 г. – еп. Старооскольский. С 1/IX-1937 г. – еп. Полтавский. Скончался в 1939 г. ЛИТЕРАТУРА: ФАОС дело 120. 36. С. 15. ФПС II. С. 11. ФПС 2/119. ФПС 3/112. ФАМ 1. С. 50. Кат-АМ 200. Кат-ЯВ 164. С. 77. См. Мануил. 4.369. [Кат-ГУБ. С. 980.] МИТРОФАН (Симашкевич [Митрофан]) Митрополит Донской и Новочеркасский Родился 23/XI-1845 года в Подольской епархии. Окончил С.-Петербургскую духовную академию в 1871 г. со званием кандидата богословия и назначен преподавателем Подольской семинарии по истории Русской Церкви, и затем французского языка. В 1875 г. утверждён в степени магистра богословия. С 1877 г. – ректор Подольской семинарии. Возведён в сан иерея, а затем в сан протоиерея. С 1884 г. – ректор Донской семинарии. Овдовел в 1904 г., принял монашество. Возведён в сан архимандрита. Хиротонисан 25/ХI-1905 г. во еп. Чебоксарского, вик. Казанской епархии. По другим сведениям наречение 27/I-1906 г. и хиротония 29/I состоялась в Казани. С 1907 г. – еп. Пензенский. Годы возведения в сан архиепископа и митрополита неизвестны. В 1914 г. был назначен архиеп. Донским и Новочеркасским. Упоминается митр. Донским и Новочеркасским. Был на Соборе 1918 года. Уклонился в обновленчество и григорианский раскол (ВВЦС). Умер более 80-ти лет от роду непримирённым с Православной Церковью. Митр. Гермоген (Кожин), знавший его лично, отрицает его переход в обновленчество, но утверждает, что с 1926 г. он находился в григорианском расколе. Человек умный, справедливый, хороший проповедник и духовный писатель. Из-под его пера за тридцатичетырёхлетний период учено-воспитательной и административной службы вышло много учено-литургических трудов. Труды эти разнообразны по содержанию. Много трудов по вопросам историко-археологическим, по церковно-литургическим, а также биографического характера, историко-этнографического исследования о Подолии.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/obnovlen...

Ист.: Акты свт. Тихона; Док-ты, относящиеся к образованию Временного Высш. Церк. Совета в Москве/Сост.: архиеп. Григорий (Яцковский). М., 1926; Борис (Рукин), еп. О современном положении Рус. Правосл. патриаршей Церкви. М., 1927; Послание епископов-староцерковников, признающих Временный Высш. Церк. Совет, собравшихся в Донском мон-ре г. Москвы 11-13 мая 1927 г., ко всем верным чадам Святой Правосл. Церкви. М., 1927; Правда о Высш. Церк. Временном Совете и о Нижегородском митр. Сергии. Новочеркасск, 1927; Правосл. церк. календарь на 1927 г./Под ред. архиеп. Григория (Яцковского). Свердловск, 1927; Сосуд избранный. Т. 1. С. 340-342. Лит.: Долотов А. С. Церковь и сектантство в Сибири. Новосиб., 1930; Шишкин А. А. Сущность и критическая оценка «обновленческого» раскола РПЦ. Каз., 1970; Польский. Ч. 1; Иоанн (Снычев). Церк. расколы; он же. Стояние в вере: Очерки церк. смуты. СПб., 1995; Стратонов И. А. Рус. церк. смута//Из истории Христианской Церкви на родине и за рубежом в ХХ ст. М., 1995. С. 29-172; Боже В. С. Очерк церк.-религ. жизни Челябинска нач. ХХ в.//Челябинск неизвестный: Краевед. сб. Челябинск, 1996. Вып. 1. С. 23-64; он же. Мат-лы к истории церк.-религ. жизни Челябинска (1917-1937 гг.)//Там же. Вып. 2. С. 142-152; Цыпин. История РЦ; Лавринов В. , прот. Екатеринбургская епархия: События. Люди. Храмы. Екатеринбург, 2001; Митрофанов Г. , прот. История РПЦ, 1900-1927. СПб., 2002; Ореханов Г. , свящ. На пути к собору: Церк. реформы и первая рус. революция. М., 2002; Каплин П. В. Григорианский раскол на Урале в 1926-1938 гг.//Документ. Архив. История. Современность: Сб. науч. тр. Екатеринбург, 2004. Вып. 4. С. 22-32. П. В. Каплин, прот. Валерий Лавринов Рубрики: Ключевые слова: ВИССАРИОН (Зорнин (Зорин) Василий Павлович; 1878 - 1937), председатель Временного высшего церковного совета (ВВЦС) - высшего органа управления в григорианском расколе ГРИГОРИЙ (Яцковский Гавриил Иулианович (Ульянович); 1866 - 1932), архиеп. бывш. Свердловский, один из инициаторов и первый руководитель григорианского раскола в РПЦ

http://pravenc.ru/text/166503.html

1917 г. – уволен на покой по болезни. Остался жить в Москве в Заиконоспасском монастыре без назначения. 1921 г. – указ («Запрет») Святейшего Патриарха Тихона пребывающему на покое епископу Антонину (Грановскому) в связи с вводимыми им новшествами в богослужебной практике. 1922 г., апрель-май – уклонился в обновленческий раскол. Первый архиерей обновленцев, их лидер и один из идеологов, председатель ВЦУ. 1922 г., август – «митрополит». 1922 г. – Провозгласил «автокефалию» своей собственной Церкви, названной «Союзом Церковное Возрождение». Пошёл по пути внешнего реформаторства: вынес престол на солею (царские врата закрыл), совершал литургию вечером («литургия, рецензированная по чинам древних литургий»), преподавал причастие сахарными щипцами (во избежание заразы), молился на русском языке, пел канты и т. п. 1923 г., июнь – уволен в отставку с должности председателя ВЦУ. 1916 г., октябрь – обновленческим Синодом лишён сана (по другой версии сам сложил с себя титул митрополита). 1924 г., 2(15) апреля – послание Святейшего Патриарха Тихона о предании суду православного Собора. 1927 г., 14 января – скончался в Москве. БОРИС (Рукии), епископ Можайский, викарий Московской епархии. Окончил Казанскую Духовную Академию. Преподаватель Рязанской духовной семинарии. 1912 г. – Пензенский епархиальный наблюдатель церковных школ, член Воронежского епархиального Совета. Пострижен в мантию, архимандрит. 1923 г., 2(15) ноября – хиротонисан Патриархом Тихоном во епископа Можайского. 1925 г., декабрь – один из организаторов григорианского раскола (Временный Высший Церковный Совет ВВЦС). 1926 г., 16(29) января – Заместителем Патриаршего Местоблюстителя митрополитом Сергием (Страгородским) запрещён в священнослужении. 1925–1931 гг. – в григорианском расколе (ВВЦС). Одно время в расколе носил титул «митрополита Московского». 1931 г. – скончался в Бутырской тюрьме в Москве. ВВЕДЕНСКИЙ Александр Иванович , «митрополит». 1889 г., 30 августа – родился в Витебске, сын директора Витебской гимназии; выходец из евреев. Окончил Витебскую гимназию, затем юридический факультет Санкт-Петербургского университета.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

1926 г., июнь – принёс покаяние. 1926 г. – вернулся в григорианство. «Епископ Симбирский». 1927 г. – «архиепископ Ульяновский», «архиепископ Саратовский». 1932 г. – после кончины «Блаженнейшего митрополита» Григория [Яцковского] возглавил григорианский раскол. Жил в Донском монастыре в покоях Патриарха Тихона. «Митрополит Воронежский», «митрополит Московский и Ярославский». 1933 г. – удалён от дел ВВЦС и управления епархией. Дата кончины неизвестна. ГРИГОРИЙ (Яцковский Гавриил), архиепископ Екатеринбургский. 1866 г., 13 июля – родился в Каменец-Подольской губ., в семье крестьян. Окончил Подольскую духовную семинарию. Псаломщик, преподаватель церковно-приходской школы. 1888 г. – послушник Киево-Печерской лавры. 1890 г. – пострижен в мантию, иеродиакон. 1894 г. – окончил Киевскую Духовную Академию, иеромонах, преподаватель Александровского духовного училища в Осетии. 1895 г. – преподаватель Томской духовной семинарии. 1896 г. – инспектор Иркутской духовной семинарии. 1897 г. – ректор Томской духовной семинарии, архимандрит, ректор Тифлисской духовной семинарии. 1901 г. – ректор Рязанской духовной семинарии. 1908 г., 21 ноября – хиротонисан во епископа Козловского (Мичуринского). 1912–1917 гг. – епископ Бакинский. 1917–1917 гг. – епископ Елисаветпольский. 1917–1925 гг. – епископ Екатеринбургский и Ирбитский (позже Свердловский и Уральский). Архиепископ. 1925 г., 9(22) декабря – организатор раскола, названного по его имени «григорианским» и возглавляемого Временным Высшим Церковным Советом (ВВЦС). Заместителем Патриаршего Местоблюстителя митрополитом Сергием [Страгородским] запрещён в священнослужении. «Митрополит» (в расколе), «Блаженнейший» (в расколе). 1932 г., 9 марта – скончался в Свердловске, вне общения с Русской Православной Церковью. Чин отпевания совершил раскольнический «архиепископ Челябинский» Пётр [Холмогорцев]. Погребён в Свердловске у Петропавловского кафедрального собора (бывшая кладбищенская церковь ). ДИМИТРИЙ (Беликов Димитрий Никанорович), епископ Томский.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Осведомившись об этом новом церковном расколе (отныне именуемом по имени его творца – «григорианским»), Заместитель Патриаршего Местоблюстителя митрополит Сергий вступает в переписку с архиепископом Григорием, призывая последнего и его единомышленников оставить своё беззаконное начинание и выразить послушание законному священноначалию. Однако никакие увещания и доводы не оказывают надлежащего действия на самочинников. 16(29) января 1926 г. определением Заместителя Патриаршего Местоблюстителя организаторы ВВЦС – in corpore – запрещаются в священнослужении и предаются соборному суду архиереев на основе соответствующих канонических правил. Несколько позже епископ Дамиан [Воскресенский], братья-епископы Тихон и Митрофан [Русиновы] и некоторые другие выходят из раскола и принимаются по покаянии в общение с Церковью. Но зачинатели раскола: архиепископы Григорий [Яцковский], Константин [Булычев], епископ Борис [Рукин] и некоторые вновь примкнувшие к ним архиереи не только обосабливаются ещё более, но отваживаются даже на создание своей собственной лжеиерархии, насаждаемой ими по примеру обновленцев, параллельно православному епископату, находящемуся на вверенных ему кафедрах. Раздорническая деятельность архиепископа (в расколе «митрополита») Григория [Яцковского] ещё более обнаруживается в последующее время (см. 12–18). 12–18. Коллегия (номинально; фактически Церковью не управляла). 19.01(01.02).1926 г. Организатор ВВЦС архиепископ Григорий [Яцковский], игнорируя определение Заместителя митрополита Сергия [Страгородского] о запрещении в священнослужении и предании соборному суду архиереев-членов ВВЦС, при содействии гражданских властей является к заключённому Патриаршему Местоблюстителю и представляет ему доклад, в котором тенденциозно излагается течение церковной жизни за время удаления Местоблюстителя от управления Церковью и якобы полная бездеятельность митрополита Сергия, а также сообщается о невозможности его выезда из Нижнего Новгорода в Москву для руководства из центра церковными делами. По смыслу доклада, этой бездеятельностью Заместителя и вызывается необходимость создания коллективного органа высшего церковного управления – ВВЦС.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

1877 г., 14 июля – родился в г. Благовещенске. Окончил Казанскую Духовную Академию, священник, смотритель Варшавского духовного училища. Протоиерей и настоятель храма святых Бориса и Глеба (у Арбатских ворот, Москва). 1924 г. – после смерти жены принял монашество; архимандрит. 1924 г., 8 сентября – хиротонисан в Москве во епископа Каменского. 1925 г, – участвовал в организации григорианского раскола (ВВЦС). Заместителем Патриаршего Местоблюстителя митрополитом Сергием [Страгородским] запрещён в священнослужении. 1926 г. – уклонялся в обновленческий раскол (?). 1925–1930 гг. – «епископ Каменский»; 1930 г. – «архиепископ»; 1930–1935 гг. – «архиепископ Донской и Новочеркасский». 1934 г. – «митрополит». Переезжает в Ростов-на-Дону и занимает одну треть кафедрального собора (две другие части собора принадлежат представителям других церковных ориентаций). 1935 г. – «митрополит Ростовский и Донской». 1935 г., 31 июля – скончался в Каменске (Донбасс), там же погребён. КОНСТАНТИН (Булычев Кирилл Иоакимович), архиепископ Могилевский и Мстиславский. 1858 г., 23 декабря – родился в Вятской губ., в семье купца. 1881 г. – окончил физико-математический факультет Санкт-Петербургского университета. Банковский служащий. 1892 г. – пострижен в мантию. 1893 г. – иеромонах. 1894 г. – окончил Санкт-Петербургскую Духовную Академию, смотритель Александро-Невского духовного училища. 1896 г. – ректор Витебской духовной семинарии, архимандрит. 1900 г. – ректор Киевской духовной семинарии. 1901 г., 29 июля – хиротонисан во епископа Гдовского. 1904–1911 гг. – епископ Самарский и Ставропольский. 1911–1911 гг. – епископ Курский н Обоянский. 1911 г. – епископ Могилёвский и Мстиславский. 1915 г. – архиепископ. 1917–1918 гг. – член Собора Российской Православной Церкви. 1919–1924 гг. – архиепископ Могилевский и Гомельский. 1923–1925 гг. – «архиепископ Могилевский» (в обновленческом расколе). «митрополит». 1925 г. – Патриаршим Местоблюстителем митрополитом Петром [Полянским] и сонмом иерархов в старом соборе Донского монастыря (в Москве) по покаянии принят в общение с Православной Русской Церковью.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

1901). Хиротонисан во епископа Козловского, викария Тамбовской епархии (но­ябрь 1908). Епископ Бакинский (1912–1917), Елисаветпольский (1917), Екате­ринбургский и Ирбитский (позже Свердловский и Уральский), архиепископ. 9 (22) декабря 1925 – инициировал т. н. «григорианский» раскол, возглавив Вре­менный Высший Церковный Совет (ВВЦС). Митрополитом Сергием запрещен в священнослужении. «Митрополит» и «Блаженнейший» (в расколе). Скончался 9 марта 1932 в Свердловске вне общения с РПЦ. Погребен у Петропавловского собора (бывшая кладбищенская церковь ). 107 9 февраля владыка Кирилл обозревал школы и церкви г. Кирсанова; с 14 по 26 февраля – церкви и школы г. Козлова, Елатомского и Темниковского уез­дов, гг. Кадома, Темникова, Спасска, Саровскую и Вышенскую пустыни, Санаксарский монастырь; в марте – г. Моршанск; в мае – дважды выезжал для освящения храмов в Ахтарском женском монастыре Козловского уезда и в слободе Голынщине Кирсановского уезда; с 31 мая по 4 июня обозревал церкви и школы Шац­кого и Моршанского уездов и Моршанскую женскую общину; 25–28 июня церк­ви и школы гг. Усмани и Борисоглебска; в июле посетил г. Елатьму и Елатомский уезд; в сентябре предпринял продолжительную поездку по уездам Тамбовскому, Козловскому, Липецкому и Усманскому; 3–6 ноября осматривал церкви и шко­лы г. Лебедяни.//Тамбовские епархиальные ведомости. 1911. 11. С. 617–618. 108 Протоиерей Тихон Поспелов. Обозрение Его Преосвященством, Преосвя- щеннейшим Кириллом, епископом Тамбовским и Шацким церквей, монастырей и школ епархии в 1910 году//Тамбовские епархиальные ведомости. 1911. 15– 16. С. 930. 111 Так, владыка Кирилл в течение 5 дней (с 7 по 11 октября 1913 г.) посещал семинарию, оставаясь в ней в течение классных уроков, начиная с общей утрен­ней молитвы (8 ч. 30 мин.) и до 2 часов дня//Тамбовские епархиальные ведомо­сти. 1913. С. 1403. 117 ΓΑΤΟ, ф. 181, on. 1, д. 2114, л. 920. Резолюция епископа Кирилла была сле­дующей: «1910. Марта 30. Для устранения жалоб на то, что причты городских церквей бывают слишком слабо представлены на епархиальных съездах, предпи­сать благочинным градских округов: Тамбовского, Козловского, Моршанского, Бо­рисоглебского, Липецкого и Усманского, чтобы они, по должном избрании и по утверждении избранных епархиальным начальством, командировали на буду­щий епархиальный съезд: от городов Тамбова и Козлова по четыре депутата, от Моршанска трех депутатов, от городов Борисоглебска, Липецка и Усмани по два депутата.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010