29 апр. 1923 г. в храме Христа Спасителя в Москве состоялось открытие т. н. 2-го Поместного собора (1-м собором был объявлен Поместный собор 1917-1918 гг.). Из-за вмешательства ОГПУ организация выборов на собор была проведена с огромным количеством нарушений, в результате чего абсолютное большинство на нем имели сторонники ВЦУ. В работе собора приняли участие ок. 500 делегатов от 72 епархий, 67 епископов, многие из к-рых были рукоположены в расколе. На повестке дня были вопросы об отношении к советской власти и патриарху Тихону, о белом епископате и второбрачии духовенства, о мощах, монашестве и мон-рях, о реформе церковного календаря и адм. устроении Церкви. Опасаясь, что на соборе возникнут споры вокруг церковных преобразований, власть не допустила рассмотрения вопросов о церковной реформе, за исключением тех, к-рые могли бы усугубить противоречие между обновленцами и их противниками и углубить церковный раскол (вопросы о новом стиле и о послаблениях в брачном праве). 3 мая того же года собор вынес резолюцию о поддержке советской власти и объявил о решении архиерейского соборного совещания об извержении из сана и лишении монашества патриарха Тихона. Это решение было утверждено на пленарном заседании собора. Патриаршество было упразднено как институт. 5 мая по докладу «митрополита» Антонина (Грановского) собор постановил с 12 июня 1923 г. перейти на григорианский календарь. 7 мая собор отлучил от Церкви всех участников Карловацкого Собора 21 нояб.- 2 дек. 1921 г., т. н. карловчан. ВЦУ было переименовано в Высший церковный совет (ВЦС) во главе с «митрополитом» Антонином (Грановским). В состав ВЦС на пропорциональных началах вошли представители главных обновленческих групп (10 - от ЖЦ, 6 - от СОДАЦ, 2 - от СЦВ). На заседаниях собора были приняты решения о закрытии мон-рей и преобразовании их в христианско-трудовые общины, об осуждении фальсификации нетленности мощей и о предании их «впредь» земле. В резолюции по докладу «архиепископа» Александра Введенского (избранного на соборе в архиереи и возведенного в сан архиепископа Крутицкого) было принято решение не вводить никаких общеобязательных догматических и богослужебных реформ (Деяния II Всероссийского Поместного Собора Православной Церкви. (Бюллетени). М., 1923. С. 13). Кроме того, на соборе было признано возможным дарование автокефалии Церкви на Украине, но окончательное решение этого вопроса было отложено до следующего Всероссийского собора. Постановления собора 1923 г. вызвали критику в церковной среде и привели к существенному ослаблению позиций обновленцев. Большую роль в неприятии новой церковной власти сыграла ее политическая позиция, заключавшаяся в поддержке советской власти, открыто преследовавшей религию и Церковь в СССР.

http://pravenc.ru/text/обновленчество.ht...

540-541 542-544 544-545 ВИССАРИОН (Зорнин (Зорин) Василий Павлович; 1878 - 1937), председатель Временного высшего церковного совета (ВВЦС) - высшего органа управления в григорианском расколе 545-547 547-548 548-549 ВИССАРИОН (Толмачёв Василий Максимович; 1808 - 1862), иеросхим., основатель и 1-й игумен Свято-Андреевского скита на Афоне 549-550 550-551 ВИССАРИОН САРАЙ (в миру Николай; ок. 1714 - после 1744), правосл. миссионер, мч. (пам. в Румынской и Сербской Церквах 21 окт.) 551-552 552-554 554-555 555-556 556-557 ВИТАЛИЙ (Кокорев Виталий (?) Иванович; 1890-1937), мон., прмч. (пам. 24 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ВИТАЛИЙ Виталий († 20 окт. до 730), еп. Зальцбургский. Ученик св. Руперта, св. (пам. зап. 20 окт.) 557-558 ВИТАЛИЙ († нач. 90-х гг. XVII в.), мон., стоявший у истоков старообрядческого Выголексинского общежительства 558-559 559-560 560-561 ВИТАЛИЙ (Максименко Василий Иванович; 1873 - 1960), архиеп. Восточноамериканский и Нью-Джерсийский (Джерсиситский) Русской православной Церкви за границей (РПЦЗ) 561-563 ВИТАЛИЙ (Устинов Ростислав Петрович; род. 1910), митр., бывш. первоиерарх Русской православной Церкви за границей (РПЦЗ) 563-564 564-565 565-567 567-572 572-573 573-574 ВИТИМИОН (IV-V вв.), прп. (пам. в субботу сырную - в Соборе всех преподобных отцов в подвиге просиявших, пам. греч. 24 дек.) 574-576 576-580 581-583 583-586 586-589 590-592 592-594 595-596 596-597 ВИФЛЕЕМ поселение на Иудейском нагорье, согласно Евангелиям, место рождения Иисуса Христа, одно из самых почитаемых св. мест христианства 597-603 ВИФЛЕЕМ жен., действующий мон-рь; принадлежит Месогейской и Лавреотикийской митрополии Элладской Церкви 603-604 604-605 605-606 607-608 ВИХИНГ еп. Нитры в 880-893 гг.; глава партии нем. духовенства в Великой Моравии, выступавший против равноап. Мефодия и богослужения на слав. языке 608-609 609-610 610-611 611-612 ВИШНУИЗМ одно из главных направлений индуизма, связанное с почитанием бога Вишну и его многочисленных земных воплощений (аватар)

http://pravenc.ru/vol/viii.html

В этот период следственными органами уже велась подробная запись следствия, большая часть этапов которого документировалась и теперь такие документы становятся доступными для изучения. Изучая подвиг новомучеников, Комиссия в 1995 году выработала одобренный Священным Синодом документ «Историко-канонические критерии в вопросе о канонизации новомучеников Русской Церкви в связи с церковными разделениями ХХ века», который лег в основу деятельности Комиссии по вопросу изучения подвига новомучеников и исповедников. Укажу его суть. В процессе церковных разделений 20-40-х годов некоторые из пострадавших находились в разделении от законного Священноначалия. Причем в этот период разделения в церковной среде вследствие отступлений экклезиологического характера порой граничили с ересью. Другие происхождением своим обязаны преступному властолюбию, самоволию и всякого рода бесчинным акциям церковных раздорников. Наряду с такими расколами были разделения вследствие разного видения путей адекватного реагирования на бедственные для Церкви явления. Эти разделения изживались Церковью в исторически короткие сроки. Нельзя ставить в один ряд обновленческую схизму, приобретшую характер откровенного раскола в 1922 году, с одной стороны, и «правую оппозицию», т.е. тех, кто по тем или иным причинам не соглашался с церковной политикой митрополита Сергия — с другой. Не только в работах историков, но и на уровне авторитетных постановлений церковной власти обновленчество получило однозначную оценку как раскол: при присоединении к Православной Церкви кающихся обновленцев полученные ими в расколе рукоположения не признавались действительными. В конце 30-х годов жертвами репрессий стали и обновленческие деятели. Ставить же вопрос о возможной канонизации таковых лиц Комиссия считает необоснованным. Нет оснований ставить вопрос и о канонизации ставших жертвами репрессий священнослужителей и мирян, приверженцев григорианского раскола, которые, пойдя на поводу у гонителей Церкви, обманным путем в 1926 году пытались восхитить власть высшего управления Церкви. Попытка «григорьевцев» не нашла поддержки среди епископата и верующих и окончилась для них поражением. При присоединении григорьевцев к Церкви через Покаяние, они, как и обновленцы, принимались в том сане, какой имели до отпадения в раскол.

http://sedmitza.ru/lib/text/429355/

На территории епархии проживают малочисленные коренные народы Сибири - шорцы и телеуты. Их просвещением в XIX - нач. ХХ в. занимались сотрудники Алтайской духовной миссии . Особенно много потрудился на этом поприще этнограф и лингвист прот. Василий Вербицкий . Неоднократно посещал эти земли свт. Макарий (Невский) - сначала как сотрудник миссии, затем как Томский епископ. В нач. XIX в. в 50 верстах от Кузнецка подвизались преподобные Василиск (Гаврилов), Зосима (Верховский) и ученик прп. Василиска прав. Петр (Мичурин). В дек. 1919 г. Кузнецк был разгромлен отрядами красных партизан, сожжены все 4 городских храма, в т. ч. Одигитриевская ц., в к-рой в 1857 г. венчались Ф. М. Достоевский и М. Д. Исаева, в 20-х гг. XX в. удалось восстановить только Спасо-Преображенский собор. Среди убитых горожан - священнослужители Кузнецка: священники Алексий Петропавловский и Николай Рудичев, а также староста собора купец М. Э. Акулов с супругой. Пострадали мн. священники в Кузнецком у. В 1924-1929 гг. существовало Кузнецкое викариатство Томской епархии. В обновленческом расколе (см. Обновленчество ) в 1923-1927 гг. имелось Кузнецкое вик-ство, в 1927-1932 гг.- Кузнецкая епархия. Кафедра в Кузнецке также была создана в григорианском расколе - в 1929 г. на ней значился еп. Макарий (Дагаев). В кон. 20-х - 30-х гг. ХХ в. на территории Н. и Т. е. шло массовое закрытие храмов, духовенство подвергалось гонениям. В 30-50-х гг. ХХ в. на территории Н. и Т. е. находились подразделения Сибирского исправительно-трудового лагеря (Сиблаг, до 1935 Сибирские лагеря особого назначения (СибЛОН)); в них отбывали заключение мн. мученики за веру. В 2010 г. по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла (Гундяева) был учрежден Собор Кемеровских святых, в него вошли имена прмч. архим. Льва (Егорова) и сщмч. свящ. Григория Аверина , пострадавших на территории Н. и Т. е. В 1943 г. была образована Кемеровская обл., в 1945 г. на ее территории открылись правосл. приходы, составившие Кемеровское благочиние Новосибирской и Барнаульской епархии. В 1945-1947 гг. на территории Н. и Т. е. получили регистрацию 4 прихода: Михаилоархангельский и Никольский в Сталинске (Новокузнецке), Ильинский в г. Осинники и вмч. Пантелеимона в с. Кузедееве (ныне поселок) Новокузнецкого р-на.

http://pravenc.ru/text/2577835.html

19 янв. 1926 г. членам ВВЦС, среди к-рых был и Б., разрешили встретиться в тюремной камере с митр. Петром. Во время свидания они требовали от митрополита передачи им полномочий, уверяя, что только они, получившие признание советской власти,- чего не удавалось сделать ни свт. Патриарху Тихону, ни митр. Петру, не удастся и митр. Сергию,- сумеют до конца нормализовать отношения с гражданской властью и обеспечить Церкви спокойное существование. В конце концов Местоблюститель, к-рого тюремщики держали в полном неведении о ходе церковных дел, издал новое распоряжение об управлении Церковью, временно поручив исполнение обязанностей Местоблюстителя коллегии из 3 архиереев: Владимирского архиеп. Николая (Добронравова) , Томского архиеп. Димитрия (Беликова) и Екатеринбургского архиеп. Григория. Члены ВВЦС скрыли от заключенного Первосвятителя, что архиеп. Николай находится под арестом, архиеп. Димитрий не имеет разрешения на приезд в Москву. Истолковав резолюцию как передачу управления Церковью лично архиеп. Григорию, они объявили об устранении от временного управления Московской епархией назначенного митр. Сергием Старицкого еп. сщмч. Петра (Зверева) , а Б. издал циркуляр о своем вступлении в управление столичной епархией. Узнав о реальном течении событий и состоянии дел, митр. Петр 23 апр. 1926 г. объявил об аннулировании полномочий ВВЦС и подтвердил назначение митр. Сергия своим временным Заместителем. В григорианском расколе Б. состоял членом Синода, был возведен в сан «архиепископа», в 1927 г.- «митрополита». Число его сторонников в Москве, где он возглавлял общину, было ничтожно малым. В среде раскольников его влияние было весьма значительным, в Москве обычным наименованием григорианского раскола было «борисовщина». Арестован в последних числах мая 1931 г. за дачу взяток чиновникам из комиссии по проверке храмового имущества, охраны памятников искусства и старины и Мособлисполкома при решении вопроса о передаче храмов группе верующих, возглавляемой Б. (окт., нояб. 1930 - часовни Спасская и св. кн. Владимира у храма Христа Спасителя; май 1931 - Воздвиженский храм на Воздвиженке); заключен в Бутырскую тюрьму, где скончался. По церковному преданию, в припадке душевной болезни покончил с собой.

http://pravenc.ru/text/153161.html

9 сент. 1930 г. умер «архиепископ» Петр Авдашкевич (был сброшен с соборной колокольни). В окт. 1930 г. настоятелем мозырского Михайловского собора стал приехавший из Симферополя прот. Иоанн Витвицкий. В нояб. того же года в Мозыре была закрыта тихоновская Пятницкая ц. В том же году захвачены Ильинский приход в Турове (там служил священник-автокефалист Иоанн Вернулевский), Николаевская ц. в Копоткевичах. Летом 1930 г. власти передали обновленцам Свято-Духовский храм в Ельске, настоятелем к-рого стал Дудкин. В 1931 г. решался вопрос о принадлежности 3 храмов в Петрикове. Дудкин писал: «В Петрикове обстановка... значительно хуже, чем в Мозыре... Там очаг церквей оппозиции и цитадель «сергиевщины». Там резиденция «епископа-мученика Иоанна», страшно озлобленного против нас». Дудкин начал переговоры с настоятелем Николаевской ц. прот. Лукой Пигулевским, к-рый поддержал раскол, но прихожане не приняли присоединившегося к обновленчеству настоятеля. Пигулевский перешел в принявшую обновленчество Вознесенскую ц. Воскресенский храм в Петрикове принадлежал к григорианскому расколу . После нового административно-территориального деления в нояб. 1933 г. в обновленческую Мозырскую епархию вошли Мозырь, Паричи, Лельчицы, Любань, Туров, Ельск, Житковичи, Наровля и Петриков. 20 июля 1934 г. обновленческий Белорусский синод перевел из Гомеля на Мозырскую кафедру Варлаама (Покровского), Дудкин уехал в Гомель. 16 нояб. того же года за 30-летнее служение в священном сане Варлаам получил сан «архиепископа». Скончался в сент. 1935 г. Впосл. раскольническая кафедра не замещалась. Свящ. Димитрий Шилёнок М. е. в 1942-1948 гг. В Автономной Украинской Православной Церкви с дек. 1942 г. существовала М. е., включавшая возрожденные в период нем. оккупации приходы Гомельской и Полесской областей. В 1942 г. был открыт и заново освящен кафедральный Михайловский собор в Мозыре. По указу митр. Алексия (Громадского) от 3 янв. 1943 г. епархию возглавил Николай (Автономов) с титулом «архиепископ Мозырский и Речицкий» (ранее состоял в обновленческом расколе, покаяния не приносил). Архиеп. Николай открыл при соборе в Речице духовное учебное заведение («семинарию»), однако основным направлением в обучении студентов стало не духовное образование, а музыкальная и физкультурная подготовка, а также воспитание молодежи в «фашистском духе», как об этом сообщалось в донесении Наркомата госбезопасности Белорусской ССР от 6 апр. 1944 г. (Органы государственной безопасности СССР в годы Великой Отечественной войны. М., 2007. Т. 5. Кн. 1 (1.01.1944 г.- 30.06.1944 г.). С. 296). Решением 3 архиереев Автономной Украинской Церкви от 5 июня 1943 г. Николай (Автономов) был запрещен в священнослужении, к янв. 1944 г. переехал в Варшаву. 24 окт. 1943 г. во епископа Гомельского и Мозырского архиереями Русской Православной Церкви за границей был хиротонисан Григорий (Боришкевич), в епархии он не был из-за близости фронта, в июле 1944 г. уехал в Германию.

http://pravenc.ru/text/2563944.html

Изучая подвиг новомучеников, Синодальная Комиссия по канонизации святых в 1995 г. выработала одобренный Священным Синодом документ «Историко-канонические критерии в вопросе о канонизации новомучеников Русской Церкви в связи с церковными разделениями XX века». В этом документе отмечается, что, совершая канонизацию новомучеников, РПЦ опирается на примеры почитания «мучеников в первые века христианской истории», когда «необходимым условием почитания было исповедание ими правой веры» с. 171]. Давая оценку расколам и разделениям, возникшим в нашей Церкви в 20-е годы, Синодальная Комиссия пришла к выводу о невозможности канонизации обновленцев, находившихся под контролем ВЧК, поправших многие каноны Церкви, а также стремившихся к пересмотру догматического учения Церкви; последователей григорианского раскола, которые пытались захватить власть высшего управления Церкви; самосвятов-липковцев и других позже возникших группировок украинских автокефалистов, которые имели преемственную связь с самосвятами. Этот общий вывод не распространяется на тех, кто, на время присоединившись к обновленцам, потом оставлял раскол, через Покаяние возвращался в лоно Церкви и впоследствии становился жертвой антицерковных репрессий. Иная оценка была дана Синодальной Комиссией так называемым «правым» расколам. В докладе отмечалось, что «В действиях «правых» оппозиционеров, часто называемых «непоминающими», нельзя обнаружить злонамеренных, исключительно личных мотивов. Их действия обусловлены были по-своему понимаемой заботой о благе Церкви. Как хорошо известно, «правые» группировки состояли из тех клириков и мирян, кто, не соглашаясь с церковно-политической линией Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митрополита Сергия, прекращал возношение его имени за богослужением и таким образом порывал каноническое общение с ним. Но порвав с Заместителем Местоблюстителя, они, как и сам митрополит Сергий, главой Церкви признавали митрополита Петра – Местоблюстителя Патриаршего Престола» сс. 15-16]. При массовом изучении следственных дел стало ясно, что участие в расколе далеко не единственная форма отпадения от Церкви в гонениях XX века. Отречение от сана, отречение от монашества, работа в органах НКВД в качестве секретных сотрудников также делают невозможным прославление этих клириков и мирян в лике святых.

http://fond.ru/materialy-o-novomuchenika...

Меры прещения, к-рые рязанские епархиальные власти принимали против И. и его сторонников, стали одним из оснований для преследования их ОГПУ. В сент. 1925 г. архиеп. Борис с викариями епископами Глебом и Мефодием и членами епархиальной канцелярии были арестованы за «нелегальную деятельность и присвоение прав и функций юридического лица» (советские власти признавали законными лишь церковные структуры обновленцев). И. продолжал в это время свободно управлять признающими его приходами. В окт. 1926 г. еп. Иоанн признал Временный высший церковный совет , присоединившись к григорианскому расколу (28 окт. еп. Иоанн совместно со Скопинским еп. Смарагдом (Яблоневым) выпустил соответствующее печатное послание (см. ст. - Раненбургское ). Позднее был возведен в григорианском расколе в сан «митрополита». Управлял григорианской епархией, состоявшей не менее чем из 20 приходов. В 30-х гг. ХХ в. власти стали преследовать уже не только Патриаршую Церковь, но и неканонические течения. Григорианские храмы в Раненбурге были закрыты; И. переехал в родную слободу, служил в местной Никольской ц. В 1936 г. был арестован. Проходил вместе с большой группой священнослужителей и мирян по делу о «контрреволюционно-фашистской церковной организации». Обвинялся, в частности, в том, что устраивал при церквах монахов ликвидированной раненбургской Петропавловской муж. пуст., а также организовал при зареченском храме церковный хор; его спевки были названы следствием «прикрытием для систематических нелегальных собраний». 3 окт. 1936 г. приговорен особым совещанием при НКВД к 3 годам ИТЛ. Отбывал срок заключения в лагере для инвалидов под Томском. В авг. 1937 г. вместе с архиепископами Рязанским сщмч. Иувеналием (Масловским) , Ростовским Дионисием (Прозоровским) и др. отбывавшими срок заключения священнослужителями привлечен к следствию по делу о «кадетско-монархической повстанческой организации «Союз спасения России»». 5 сент. арестован в лагере и помещен в тюрьму Томска. 15 окт. Особой тройкой при УНКВД по Новосибирской обл. приговорен к расстрелу. Казнен, похоронен в безвестной могиле.

http://pravenc.ru/text/469490.html

Получив известие о кончине патриарха свт. Тихона, в день его погребения (12 апр. 1925), еп. сщмч. Дамиан в сослужении 12 священников совершил панихиду по почившему. В течение 40 дней имя патриарха возносилось за литургией во всех храмах П.-З. в. на «особой заупокойной эктении». Вскоре архиерея вызвали в местное отделение ОГПУ, где сообщили, что заупокойное поминовение патриарха «рассматривается как демонстративное». Еп. сщмч. Дамиан попросил предоставить ему письменное распоряжение о запрете поминовения патриарха, однако получил отказ. 30 нояб. 1925 г. в Москве был арестован Владимирский архиеп. сщмч. Николай (Добронравов). 1 дек. того же года викарий Владимирской епархии Ковровский еп. священноисп. Афанасий (Сахаров) доложил об аресте Владимирского архиерея патриаршему местоблюстителю Крутицкому митр. сщмч. Петру (Полянскому). Местоблюститель предложил еп. священноисп. Афанасию принять временное управление Владимирской епархией, однако по просьбе Ковровского епископа последнему было вверено духовное окормление приходов Владимирского и Ковровского уездов, а Переславскому еп. сщмч. Дамиану (Воскресенскому) поручено временное управление приходами на остальной территории Владимирской епархии. 22 дек. 1925 г. еп. сщмч. Дамиан участвовал в собрании архиереев в Донской иконы Божией Матери московском мужском монастыре под председательством Свердловского архиеп. Григория (Яцковского). Переславль-Залесский епископ не знал, что Нижегородский митр. Сергий (Страгородский) принял на себя временное исполнение обязанностей патриаршего местоблюстителя, поэтому вошел в состав Временного высшего церковного совета (ВВЦС; см. также ст. Григорианский раскол ). Ковровский еп. священноисп. Афанасий (Сахаров), узнав об уклонении Переславского епископа в раскол, принял на себя временное управление всеми приходами Владимирской епархии. 15 янв. 1926 г., в день своего ареста, еп. священноисп. Афанасий оставил для православных Владимирской епархии письменное разъяснение о григорианском расколе, призвал их «воздержаться от общения» с еп. сщмч. Дамианом, а за духовным руководством, если не будет в епархии правосл. епископа, обращаться к правосл. архиереям др. епархий.

http://pravenc.ru/text/2580006.html

Революционные события и ход гражданской войны в Донбассе имели особенности, обусловленные значительным влиянием здесь большевизма в силу индустриального характера региона. В 1919 г. часть священников поддержала большевиков в борьбе против деникинцев, о чем сообщалось в отчете Донецкого губернского отдела ЧК от 1 июля 1920 г. Мн. клирики подверглись преследованиям белогвардейцев в период их господства в Донбассе в 1919 г. Сразу же после своего появления в регионе получило широкое распространение обновленчество . В сент. 1923 г. Донецкий губ. комитет «Живой церкви» просил власти обратить внимание на засилье тихоновцев в Славянске и уезде, требовал расторгнуть договоры с тихоновскими общинами (ЦГАВОГВУ. Ф. 5. Оп. 1. Д. 2187. Л. 47). 12 апр. 1923 г. в Бахмуте (в 1924-1941, 1943-2015 Артёмовск) прошел губ. съезд «Живой церкви». Главой Донецко-Бахмутской епархии был избран Николай Гиляровский (в кон. 1923 переведен в Екатеринослав) (Там же. Ф. 3984. Оп. 1. Д. 355. Л. 17). Никольский собор в Луганске стал кафедральным храмом обновленцев. В составе обновленческой Донецкой епархии было образовано Мариупольское вик-ство, к-рое возглавил уездный уполномоченный «Живой церкви» прот. Георгий Доманицкий. Викарную кафедру обновленцев для Таганрогского у. Донецкой губ. занял «епископ» Андрей Одинцов. Уполномоченным по Луганскому у. стал свящ. Николай Алексюк. Также было образовано «викариальное управление» раскольнической Харьковско-Слободской митрополии в Старобельске, его в сент. 1923 г. возглавил «епископ» Александр Мигулин. В дек. 1923 г. он был избран на Донецкую кафедру. Обновленческий Луганский окр. находился в составе Донецко-Бахмутской (с 1924 Донецко-Артёмовской) епархии. В 1925 г. от Донецко-Артёмовской отделилась Сталинская епархия. В 1924 г. были образованы Мариупольско-Бердянская, Старобельская и Луганская раскольнические кафедры. На Луганское викариатство Донецко-Артёмовской епархии, преобразованное вскоре в самостоятельную кафедру, в 1924 г. был назначен «епископ» Вениамин, в нач. 1925 г. его сменил Георгий Прокопович, вскоре снявший сан. 3 июня 1925 г. в Луганск был переведен бывш. «архиепископ Днепропетровский» Павел Масленников, однако уже 22 апр. 1926 г. Луганскую кафедру занял Августин Вербицкий (по др. данным, Разумовский), бывш. «епископ Мариупольско-Бердянский». В кон. 1926 - 1-й пол. 1927 г. «епископ Луганский и Сумской» Августин находился в григорианском расколе . Позднее он примкнул к расколу Феофила Булдовского (лубенский раскол) и перерегистрировался как «епископ» в юрисдикции «Соборно-епископской православной церкви», в 1932-1933 гг. в документах он упоминается как «епископ Луганский и Донецкий». В февр. 1933 г. Августин был отправлен на покой и вскоре скончался, его сменил переехавший в Луганск из Харькова лжемитр. Булдовский, который стал настоятелем Троицкой ц., закрытой в авг. 1935 г., и Воскресенского собора, закрытого в окт. того же года.

http://pravenc.ru/text/2110759.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010