Возведена в сан игумении в 1811 году. 56 Архимандрит Феодосий (Маслов) (+1803) – настоятель Молченской Софрониевой Рождество-Богородицкой Печерской пустыни в Курской епархии с 1779 по 1802 год. 58 Устав обители не дошел до нашего времени. Весь архив монастыря был уничтожен в 30-е годы XX века. 61 Нечаева М. Ю. Саров и женское монашество на Урале в конце XVIII- XIX вв. [Электронный ресурс]. Екатеринбург, 1998. С. 7. Режим доступа: http://atlasch.narod.ru. 62 Григорий (Яцковский) (1866–1932) – в 1917–1925 годах епископ Екатеринбургский и Ирбитский. С декабря 1925 года – организатор раскола, названного по его имени григорианским и возглавлявшегося Временным высшим церковным советом (ВВЦС). Григориане не признавали законной власти Заместителя Патриаршего местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского) и проводимую им политику в отношении советской власти. В 1925–1932 годах Григорий возглавлял все григорианское движение. В расколе носил титул митрополита. 63 Архиепископ Макарий (Звездов) (1874–1937) руководил Свердловской епархией с 1933 по 1935 год. 64 Об этом прикровенном благословении на монашество упоминала сама матушка Николая, дополнительных сведений о блаженном Николае мы не имеем. 66 По преданию, Свято-Покровский Красногорский монастырь был основан неким монахом из Константинополя в конце XVI – начале XVII веков и первоначально являлся мужским. В 1786 году обитель была выведена за штат, но уже в 1790 году Указом Святейшего Синода на ее место был переведен Киевский Иоанно-Богословский девичий монастырь. С тех пор обитель существует как женская и известна под двумя названиями. В 1922 году монастырь был закрыт; возобновил свое существование с 1941 года. 67 Как упоминалось выше, это слово может употребляться в отношении человека, имеющего духовное рассуждение и способного наставлять других, опираясь на творения святых отцов. 68 Имеется в виду богослужение 1,3,6 и 9-го часа дня. Часы предваряют литургию, вечерню или всенощное бдение. 71 Монахиня Георгия (Ярутина), лично знавшая схимонахиню Арсению, предполагает, что в схиму ее постригал преподобноисповедник Кукша Одесский.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Где бы я ни был, моя любовь и моё благословение будет с Вами и с Вашей паствой. Димитрий, епископ Гдовский. г. Петроград, день св. муч. Парамона, 29 ноября (12 декабря) 1928 г. Архив составителя Письмо архиепископа бывшего Саратовского и Царицынского Досифея [Протопопова] к митрополиту Саратовскому Серафиму [Александрову] по вопросу о «григорианском расколе» Ваше Высокопреосвященство, Высокопреосвященнейший митрополит Серафим. До меня дошло, что иереи раздорники злоупотребляют моим именем, говоря, что я сочувствую раздорникам, в частности Григорию [Яцковскому], Борису [Рукину] и иже с ними. Это наглая ложь, свойственная григорианам, григорианский раскол я хорошо знаю и, будучи в Саратове, я не раз предупреждал паству об этой опасности. Григорианство положило в основание ложь, обман, и из лжи и обмана ничего доброго не может произрасти. Говорить, что я сочувствую григорианам, это значит говорить, что я не в здравом уме. Я скорблю об этих отпадениях от Св. Православной Церкви, о погибели отпадших, ибо вне Церкви нет спасения. Умоляю отпадших в разум истины прийти, возвратиться в лоно Св. Православной Церкви и во смирении соделать своё спасение. Иереи – раздорники, бывшие раньше обновленцами, полагаю, уклонились опять от Св. Церкви по гордости – самолюбию и расчёту: они ради прибытка обманывают, обольщают легковерных. Умоляю отпадших их собственным спасением возвратиться в лоно Православия – под руководством митрополита Сергия и своего архипастыря – митрополита Серафима [Александрова]. Они это сделают, если им дорого спасение. Прошу Ваше Высокопреосвященство сообщить это прельщённым и прельщаемым. Вашего Высокопреосвященства собрат и сомолитвенник архиепископ Досифей [Протопопов]. Испрашиваю святых Ваших молитв. г. Покровск, 1928 г. 26 декабря (ст. ст.) Характеристика епископа Алексия [Буя], составленная канцелярией Патриаршего Священного Синода при Заместителе Патриаршего Местоблюстителя ...Канцелярия Патриаршего Священного Синода в ответ на Вашу просьбу – дать имеющиеся в Патриаршем Священном Синоде сведения об епископе Алексии – сообщает: епископ Алексий в прошлом был келейным иеромонахом у архиепископа Томского и Иркутского Анатолия [Каменского] (ныне покойного); в годы церковной разрухи он проживал в Никольском монастыре г.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Димитрий (Беликов; 1852—1932 гг.), в григорианском расколе, «митрополит» Томский и Сибирский»; историк Сибири. Григорий (Яцковский; 1866—1932 гг.), архиепископ Свердловский, с 1925 г.один из инициаторов и первый руководитель григорианского раскола. Николай Дмитриевич Успенский (1890–1987 гг.), в 1925– 1928 гг. профессорский стипендиат и секретарь Высших Богословских курсов. Макарий (Звездов; 1884–1937 гг.), 29 мая 1926 г. хиротонисан во епископа Торопецкого, викария Псковской епархии; в том же году переименован во епископа Белокопытского и Великолукского той же епархии; с сентября 1927 г. епископ Муромский, викарий Владимирской епархии. Агафангел (Преображенский; 1854–1928 гг.), свт. Кирилл (Смирнов; 1863–1937 гг.), сщмч. Евгений Андреевич Бобовский (1890–1972 гг.), протоиерей, в 1924 –1926 гг.клирик Николо-Богоявленского собора. Вениамин (Муратовский; 1856–1930 гг.), обновленческий «первоиерарх». По организации Епархиального собрания. Административный отдел Ленгорисполкома. По данным о. Александра Мазырина, митрополит Иосиф считал свое недопущение в Ленинград результатом интриги архиепископа Алексия и епископа Николая, а также группы протоиереев, прозванных «алексиевцами». Но едва ли можно говорить об «иосифлянско-алексиевском» разделении, так как архиепископ стремился поскорее уехать в Новгород ( Мазырин А. В., свящ. Попытка легализации… С. 23–53). Гавриил (Воеводин; 1869–1937 гг.), с сентября 1926 г. по апрель 1927 г. архиепископ Кингиссепский, временно управлял епархией на время отъезда митрополита Иосифа . Дата приведена по старому стилю. Павел Никанорович Левашев (1 866–1937 гг.), с 1917 г. служил в церкви сщмч. Власия бывшего московского Никитского монастыря. Борис (Рукин; 1879–1931 гг.), до декабря 1925 г. епископ Можайский, запрещен как один из инициаторов григорианского раскола, григорианский митрополит. По средам в соборе настоятель вел апологические беседы об основных истинах христианства. Варлаам (Ряшенцев; 1878–1942 гг.). Арсений (Стадницкий, 1862–1936 гг.).

http://sedmitza.ru/lib/text/10047581/

Записано с моих слов правильно, мною прочитано, в чем и подписываюсь. Сиверс Допросил: уполномоченный (4) Архив УФСБ РФ по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области. Д. П75829. Л. 142–143. Подлинник. Рукопись. 9. Ставленая грамота иеродиакона Симеона (Сиверса) перед рукоположением в иеромонахи (5) 18 января 1935 г. Допрос перед рукоположением во иеромонахи 1935 г. января месяца 18-го дня, в канцелярии архиепископа Тамбовского и Мичуринского, в Мичуринске Воронежской области, проситель Тамбовской епархии безместный иеродиакон Симеон (в мире Сергий Иаковлевич) Сиверс, ходатайствующий о посвящении его во иеромонаха, при опросе показал: От роду я имею 34 года (родился 1900 г., июня месяца 27-го дня); сын дворянина (графа). Обучался в Петроградской (ныне Ленинградской) гимназии (1916 г.) и в Богословском институте (там же, в 1925 г.). Холост; пострижен в монашество в 1922 г., посвящен во иеродиакона в 1923 г. Вероисповедания православного; в старообрядческом, в обновленческом, в григорианском, автокефалистском расколе не состою; с сектантами общения не имею и впредь состоять и иметь не буду. Дел, препятствующих посвящению меня в иеромонаха, за мною не значится. В контрреволюционных организациях не состою и состоять не буду; антисоветской деятельностью не занимаюсь и заниматься не буду. Болезням заразительным и неизлечимым не подвержен; увечья и физических недостатков, препятствующих священнослужению, не имею. Рукоположения в сан иеромонаха ищу не из любочестия и не для выгоды, а для славы Божией, для блага Святой православной Российской патриаршей церкви и для спасения души моей и душ ближних моих. К сему допросу руку приложил: Иеродиакон Симеон Допрос производил: Вассиан, архиепископ Тамбовский и Мичуринский Помета: “Настоящий допрос выдается иеромонаху Симеону (Сиверс) 20 января 1935 г., г. Мичуринск Воронежской области. † Вассиан, архиепископ Тамбовский и Мичуринский. Дело 104/1934 г.” (6) Архив УФСБ РФ по Воронежской области. Д. 1934. Л. 7–8. Подлинник. Рукопись. 10. Заявление Симеона (Сиверса) начальнику УНКВД Воронежской области о сложении сана

http://azbyka.ru/fiction/ja-slagaju-s-se...

И все-таки санкционирование митрополитом Петром института заместителей местоблюстителя привело не только к неизбежному осложнению ситуации с церковным управлением, но и создало печальный правовой прецедент. Все-таки завещание Святейшего Патриарха Тихона было освящено чрезвычайной санкцией Поместного Собора Российской Церкви. Два документа, оставленных митрополитом Петром, вносили опасный прецедент узаконения чрезвычайных, экстраординарных форм церковного управления без соборной церковной санкции. Между тем первый из названных Святейшим Патриархом Тихоном кандидатов в патриаршие местоблюстители – митрополит Кирилл по-прежнему находился в ссылке. Священномученика Кирилла всегда отличала высокая нравственная чуткость, какую он применял при решении любого вопроса. Яркий пример такого подхода к вопросу, казалось бы вполне бытовому, являет собой письмо митрополита Кирилла в «Политический Красный Крест» от 25 июня 1926 года: «15-го сего июня доставлен мне в Переволок с оказией из Усть-Ухты денежный перевод на десять руб., отправленный из Москвы 22/ХII–25 г. за 6090. Очень тронутый проявленным ко мне вниманием и принося за него благодарность, считаю для себя обязательным возвратить присланную сумму к ее источнику. Я никогда не принадлежал ни к какой политической организации и не могу принимать денежную помощь от учреждения, вызванного к жизни последствиями политической борьбы. Административно-ссыльный митрополит Кирилл (К. И. Смирнов)» 427 . Это письмо – прекрасное подтверждение нашего суждения о том, что в вопросах христианской этики митрополит Кирилл стоял на позициях акривии 428 . Никакой компромисс с совестью им не принимался, поскольку он в сознании глубоко верующего святителя Кирилла оскорблял достоинство не только церковной иерархии, но и самой Церкви. 17 июня 1926 года митрополит Кирилл был вывезен из Переволока Усть-Ухтинской волости Ижемского уезда и 25 июня «водворен на жительство в Усть-Сысольск» 429 . Здесь только он узнает о декабрьском (1925 года) аресте митрополита Петра, григорианском расколе, вступлении митрополита Сергия (Страгородского) в полномочия заместителя местоблюстителя, а также о переписке митрополита Сергия с заключенным митрополитом Петром, что способствовало стабилизации церковного управления и отмене патриаршим местоблюстителем прежнего своего решения об учреждения григорианской коллегии.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Иоанн (Гарклава) 23.02.1943 хирот. во еп. Рижского; с сент. 1944 г. в эмиграции, перешел в РПЦЗ; † 1.09.1978. Иоанн (Георгиевский) 6.08.1923 хирот. во еп. Моршанского, вик. Тамбовской епархии; с 23.01.1929 еп. Кунгурский; с 30.06.1930 в заключении. Иоанн (Доброславин) с 16.10.1916 еп. Новгород-Северский, вик. Черниговской епархии; с 1923 г. еп. Конотопский, вик. Черниговской епархии; в 1927 г. упом. на покое. Иоанн (Иванов) 22.11.1962 хирот. во еп. Кировского и Слободского; † 17.11.1966. Иоанн (Киструсский) в 1924 г. хирот. во еп. Раненбургского; в 1926 г. упом. как принесший покаяние за уход в «григорианский» раскол; в 1927 г. упом. на покое. Иоанн (Кухтин) 24.10.1954 хирот. во еп. Жатецкого (Чехословакия); с 17.05.1956 митр. Пражский и всей Чехословакии; с 1965 г. на покое; † 5.06.1975. Иоанн (Лавриненко) 9.12.1941 хирот. во еп. Ковельского, вик. Волынской епархии; с 1942 г. еп. Брестский и Кобринский; с 1943 г. архиеп. Полесский и Брестский; с 1945 г. настоятель Свято-Владимирской церкви в Мариенбаде; с 1946 г. еп. Пермский; с 31.05.1956 архиеп. Алмаатинский; с 14.04.1957 архиеп. Челябинский и Златоустовский; с 15.07.1959 на покое; с 16.03.1961 архиеп. Костромской и Галичский; с 5.05.1961 на покое; † 12.10.1985. Иоанн (Левицкий) с 13.09.1916 еп. Краснодарский и Кубанский; с 1922 г. в обновленческом расколе. Иоанн (Пашин) 23.03.1923 хирот. во еп. Мозырского, вик. Минской епархии; 1928–1931 еп. Туровский; 1932–1933 еп. Рыльский; дальнейших сведений нет. Иоанн (Петропавловский) в 1923 г. хирот. во еп. Егорьевского, вик Московской епархии; в 1927 г. упом. на покое (б. еп. Феодосийский, вик. Таврической епархии) и под запретом; дальнейших сведений нет. Иоанн (Поммер) с 20.09.1917 еп. Старицкий, вик. Тверской епархии; с 22.04.1918 еп. Пензенский; с 1921 г. архиеп. Рижский и Митавский; 12.10.1934 убит. Иоанн (Попов) 4.04.1993 хирот. во еп. Белгородского, вик. Курской епархии; с 18.07.1995 еп. Белгородский и Старооскольский. Иоанн (Поярков) в дек. 1922 г. хирот. во еп. Давлекановского, вик. Уфимской епархии; с 1928 г. еп. Уфимский и Давлекановский; с 2.04.1931 в сане архиепископа; † 17.01.1933.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Иосифлянские священнослужители в отличие от обновленческого и григорианского духовенства отделялись от митр. Сергия, как правило, не из-за корыстных побуждений, а из-за так или иначе понятых идейных принципов. Среди иереев-иосифлян было много людей, отличавшихся нравственной чистотой, много было монахов. Еп. Мануил (Лемешевский), сторонник митр. Сергия, во время проповеди 29 апр. 1928 г. в ленинградском Троицком соборе сказал, что «отпали, откололись наилучшие пастыри, которые своей непорочностью в борьбе с обновленчеством стояли много выше других». По внутреннему составу И. не было однородным из-за различия взглядов иосифлян в церковных вопросах, прежде всего - по отношению к Заместителю Патриаршего Местоблюстителя и возглавляемой им Церкви. Часть иосифлян видела в митр. Сергии иерарха, превысившего свои полномочия и по этой причине действовавшего неправильно. Представителями умеренного И. руководили митр. Иосиф, еп. Сергий (Дружинин), прот. В. Верюжский. Др. часть иосифлян считала митр. Сергия отступником от Православия, врагом Церкви, общение с к-рым принципиально невозможно. Они были готовы порвать даже с Патриаршим Местоблюстителем митр. Петром (Полянским), если тот не будет разделять их взгляды, «признает законным послание митр. Сергия и вступит с ним в молитвенное общение». Они готовы были прервать «молитвенное общение с митр. Петром и священниками, возносящими его имя». Жесткую позицию, доходившую до отрицания таинств признающего митр. Сергия духовенства, занимали еп. Димитрий (Любимов; в янв. 1929 возведен митр. Иосифом в сан архиепископа), прот. Феодор Андреев, свящ. Николай Прозоров и Михаил Новосёлов. Во многом как ответ на агитацию крайних иосифлян последовал указ Заместителя Патриаршего Местоблюстителя и Временного Свящ. Синода от 6 авг. 1929 г., в к-ром объявлялось: «Таинства, совершенные в отделении от единства церковного... последователями бывш. Ленинградского митр. Иосифа (Петровых), бывш. Гдовского епископа Димитрия (Любимова), бывш. Уразовского епископа Алексия (Буй), как тоже находящихся в состоянии запрещения, также недействительны, и обращающихся из этих расколов, если последние крещены в расколе, принимать через таинство Св. Миропомазания».

http://pravenc.ru/text/673719.html

К нач. 1925 г. во главе Д. и Н. е. стоял митр. Митрофан с викарными епископами Иннокентием (Бусыгиным) Каменским и Тихоном Усть-Медведицким. В 1925 г. они присоединились к григорианскому расколу , их подписи стоят под посланием григорианского Временного высшего церковного совета от 22 дек. 1925 г. Митр. Митрофан и еп. Иннокентий до конца жизни оставались в григорианском расколе, еп. Тихон в 1926 г. принес покаяние Заместителю Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергию (Страгородскому) , в том же году снова присоединился к раскольникам, в 1931 г. вторично принес покаяние, но в Д. и Н. е. более не возвращался. После смерти митр. Митрофана григорианскую Донскую кафедру ок. 1930 г. возглавил еп. Иннокентий. В нач. 30-х гг. (до 1932) григорианским Новочеркасским архиепископом был назначен Фотий (Топиро) . В кон. 1925 г. в связи с уклонением митр. Митрофана в раскол на Донскую кафедру был, по нек-рым свидетельствам, назначен еп. Димитрий (Добросердов) , но из-за ареста он в епархию не прибыл. В следующем году епископом Усть-Медведицким, викарием Донской епархии, с правом управления епархией стал Иов (Рогожин). В нач. 1927 г. архиерей был арестован и приговорен к ссылке. Весной 1928 г. митр. Сергий назначил на Донскую кафедру еп. сщмч. Амфилохия (Скворцова) , но власти запретили ему въезд в Новочеркасск, и еп. Амфилохий получил назначение на Мелекесское вик-ство Самарской епархии. 27 апр. 1928 г. епископом Аксайским стал Серафим (Протопопов) , 27 июня того же года он был переведен на Сызранскую кафедру. С 12 марта 1929 по 1930 г. Донскую кафедру занимал еп. Антоний (Романовский) (по-видимому, архиерей жил не в Новочеркасске, а в г. Шахты, где он и был арестован), затем до 1932 г. епархия не имела правящих или викарных архиереев. 13 мая 1932 г. епископом Каменским, викарием Д. и Н. е., был назначен Симеон (Михайлов) , в июне того же года переведенный правящим архиереем Сарапульской епархии. Его преемником на Каменском вик-стве стал 11 авг. 1932 г. Владимир (Горьковский) с правом управления Д. и Н. е. Однако уже 23 окт. того же года управляющим Донской епархией с титулом «епископ Каменск-Шахтинский» был поставлен Александр (Раевский) . После его перевода 16 февр. 1933 г. управляющим Бакинской епархией временно управляющим Д. и Н. е. стал вик. Ростовской епархии Таганрогский еп. Иосиф (Чернов) . Еп. Иосиф был арестован в янв. 1935 г., и с того времени Д. и Н. е. более не имела ни правящих, ни викарных архиереев. В 1935 г. еп. Антоний (Романовский) был назначен на Ставропольскую кафедру с титулом «Ставропольский, Донской и Сталинградский». В 40-х гг. основная территория Д. и Н. е. вошла в Ростовскую-на-Дону епархию и в Сталинградскую епархию (см. Волгоградская и Камышинская епархия ). Святыни

http://pravenc.ru/text/178954.html

Кирилл (Васильев) в 1923 г. хирот. во еп. Любанского, вик. Новгородской епархии; после 1924 г. еп. Маловишерский; принял схиму с именем Макарий; убит 1.04.1944. Кирилл (Гундяев) 14.03.1976 хирот. во еп. Выборгского, вик. Ленинградской епархии; с 9.09.1977 в сане архиепископа; с 26.12.1984 архиеп. Смоленский и Калининградский; с 25.02.1991 в сане митрополита. Кирилл (Ильинский) 13.06.1921 хирот. во еп. Тотемского, вик. Вологодской епархии; с 1922 г. в обновленческом расколе. Кирилл (Поспелов) 1.04.1944 хирот. во еп. Пензенского и Саранского; с 1944 г. еп. Ташкентский и Среднеазиатский; с 20.06.1940 еп. Ивановский и Шуйский; с 27.01.1947 еп. Пензенский и Саранский; с 25.02.1951 в сане архиепископа; † 18.12.1953. Кирилл (Смирнов) с 6.05.1913 архиеп. Тамбовский и Шацкий; с 19.03.1918 митр. Тифлисский и Бакинский; с 1919 г. в заключении; с сер. 1920 г. митр. Казанский и Свияжский; с апр. 1922 г. в ссылке; с дек. 1929 г. запрещен в священнослужении; расстрелян 20.11.1937. Кирилл (Соколов) 9.12.1921 хирот. во еп. Феодосийского; с 1922 г. еп. Любимский, вик. Ярославской епархии; с 1924 г. еп. Нижне-Ундинский, вик. Иркутской епархии; с 1925 г. еп. Ейский, вик. Ростовской (на Дону) епархии; с 1926 г. еп. Саранский, вик. Пензенской епархии; с 7.09.1927 еп. Краснослободский, вик. Пензенской епархии; с 24.08.1924 еп. Пензенский; с 13.01.1931 в заключении; расстрелян 31.08.1937. Климент (Капалин) 8.08.1982 хирот. во еп. Серпуховского, вик. Московской епархии, до 23.03.1987 управ. приходами РПЦ в Канаде и США; с 19.05.1989 в сане архиепископа; с 20.07.1990 архиеп. Калужский и Боровский. Климент (Перестюк) 23.10.1966 хирот. во еп. Свердловского и Курганского; с 9.09.1977 в сане архиепископа; с 8.08.1980 на покое; † 14.05.1986. Константин (Булычев) с 6.05.1915 архиеп. Могилевский и Мстиславский; с 1922 г. в обновленческом расколе; затем принес покаяние; 22.12.1925 уклонился в «григорианский» раскол. Константин (Горянов) 16.06.1991 хирот. во еп. Новогрудского, вик. Минской епархии; с 19.02.1992 еп. Новогрудский и Лидский; с 17.07.1996 еп. Тихвинский, вик. Санкт-Петербургской епархии.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Махно Нестор Иванович (1888–1934), украинский политический деятель, один из вождей анархистского движения в годы гражданской войны. Мейер Генрих-Август (1800–1873), немецкий богослов. Мелиссино Иван Иванович (1718–1795), российский государственный и церковный деятель. Обер-прокурор Св. Синода с 1763 г. В 1767 г. внес в Св. Синод так называемые «Пункты», – проект наказа Синоду о желательных преобразованиях в Русской Православной Церкви, – предполагавшие значительные исправления православных обрядов в духе протестантизма. Св. Синод уклонился от рассмотрения проекта. В 1768 г. Мелиссино был уволен. Мелхиседек (Паевский Михаил Львович; 1879–1931), архиепископ. В 1916 г. хиротонисан во епископа Кронштадтского, викария Петроградской епархии. С 1919 г. епископ Слуцкий, временно управляющий Минской епархией; позднее епископ Минский и Туровский. В июле 1922 г. провозглашен «митрополитом Минским и Белорусским, главой автономной Белорусской Церкви», признал «законность» обновленческого ВЦУ. В 1923 г. отошел от обновленчества, был принят в общение св. Патриархом Тихоном. Продолжал именововать себя полученным в расколе титулом митрополита. В 1924 г. привлечен к следствию, в августе 1925 г. приговорен к трем годам заключения условно. В декабре 1925 г. арестован в Москве. В январе 1926 г. был освобожден, уклонился в григорианский раскол. В июне 1926 г. принес покаяние перед митрополитом Сергием (Страгородским) , сложил с себя титул митрополита. Арестован в 1927 г., содержался в тюрьме четыре месяца и был овобожден. С 1928 г. архиепископ Красноярский и Енисейский . Менжинский Вячеслав Рудольфович (1874–1934), советский партийный и государственный деятель. С 1919 г. член Президиума ВЧК. В 1920–1922 гг. начальник Особого отдела и член коллегии ВЧК-ГПУ. С июля 1922 г. начальник СО ГПУ. С 1923 г. заместитель председателя ГПУ. С 1926 г. председатель ОГПУ. Меркулов Всеволод Николаевич (1895–1953), генерал армии. Руководитель ГУГБ НКВД СССР в 1938–1941 гг., нарком государственной безопасности СССР в 1941, 1943–1946 гг., министр государственного контроля СССР. Расстрелян.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Polyanski...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010