ВВЕДЕНИЕ: ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МИЛУТИНА МИЛАНКОВИЧА В СФЕРЕ АСТРОНОМИИ Милутин Миланкович (Даль, 28 мая 1879 – Белград, 12 декабря 1958) вошел в историю науки как человек, который предложил астрономическую теорию для объяснения возникновения ледниковых периодов, которая в настоящее время называется гипотезой Миланковича. Он рассчитал вариации флуктуаций солнечной инсоляции, вызванные изменением ­параметров орбиты, по которой движется Земля, и предположил, что они определяют основные климатические явления, такие как ледниковые периоды. Миланкович также предложил объяснение истории климата Земли и других планет, будучи, кроме того, автором математической ­теории климата и движения полюсов Земли. Он развил небесную механику путем ­ввода в нее векторного исчисления, помимо этого, он внес некоторый вклад в решение задачи трех тел. С 1909 г. Миланкович преподавал дисциплины, связанные с астрономией, в Белградском университете. Он является автором университетских учебников «Небесная механика», «История астрономических наук от ее начала до 1727 года» и «Астрономическая теория климатических изменений и ее применение к геофизике» , последний из которых был написан для курса аспирантов и докторантов. Миланкович также внес важный вклад в популяризацию астрономии, его книга «Через Вселенную и века» выдержала несколько переизданий. ГРИГОРИАНСКИЙ КАЛЕНДАРЬ И ПРЕДЛОЖЕНИЕ МИЛАНКОВИЧА: НОВЫЙ ИСПРАВЛЕННЫЙ ЮЛИАНСКИЙ КАЛЕНДАРЬ В Европе с XVI по XX вв. с большим трудом был принят астрономически более точный григорианский календарь. Римско-католические страны ввели его почти сразу, тогда как протестанты и православные длительное время отказывались сделать это. Немецкие и датские протестанты приняли его в 1700 г., английские — в сентябре 1752 г., а шведские — в 1753 г. Православные страны одна за другой начали принимать его в начале XX в. только потому, что старый календарь изолировал их от остальной части Европы. Отметим, что православные не приняли григорианский календарь, но во время Всеправославного­ собора, созванного Вселенским Патриархом Мелетием IV, который состоялся в Константинополе (май 1923 года), они предложили новый календарный цикл в 900 лет.

http://bogoslov.ru/article/6169489

В период Контрреформации на основе средневеково-ренессансного К. появляется 2 типа сборников: церковный К. и песенник. Основой церковного К. остаются одноголосные григорианские песнопения, но в него включены и одноголосные песенные сочинения, а в нек-рых случаях - многоголосные композиции. К этой разновидности К. относится, напр., «Cantionale Catholicum: Régi, és uj, deák, és Magyar aítatos egyházi énekek» (Католический Канционал: Старые и новые венгерские благочестивые церковные песнопения), составленный и подготовленный к печати трансильванским францисканцем Яношем Кайони в Чикшомьо (ныне Шумулеу, Румыния) в 1676 г. (переизд.: 1719, 1805-1806, 1921) и содержащий как григорианские песнопения, так и песенные сочинения на венг. языке. В издании есть также разд. «Ad canmores et musicos» (К канторам и музыкантам), где содержатся описание хоральной линейной нотации (см. в ст. Невмы ) и др. сведения из муз. теории. В XVIII в. рукописные церковные К. стали одной из наиболее распространенных литургических книг. Из монашеских орденов особое предпочтение К. отдавали жен. и муж. ветви францисканцев , бернардинцев , цистерцианцев , бенедиктинцев . Рукописные К. XVIII в. (напр., ряд К. мон-ря бенедиктинок в Станёнтках, совр. Величский повят Малопольского воеводства, Польша) содержали как григорианскую монодию, так и многоголосные сочинения. Cantionale catholicum. Титульный лист. Сост. Я. Кайони. Чикшомьо, 1676 Cantionale catholicum. Титульный лист. Сост. Я. Кайони. Чикшомьо, 1676 Григорианское пение было основой католич. К. и в XIX в. Напр., в изданный свящ. Павлом Римским в 1856 г. в Варшаве «Cantionale ecclesiasticum» входят григорианские процессиональные и другие антифоны, гимны, песнопения заупокойных служб, а также популярные песни на польск. языке; в издании приведены сведения о хоральной нотации и особенностях исполнения григорианских песнопений. К. как разновидность литургических книг издавались до Ватиканского II Собора . В Польше в кон. XIX - 1-й пол. XX в. получили распространение издания с названием «Cantionale ecclesiasticum», подготовленные свящ. Яном Седлецким (Краков, 1882, переизд.: 1922, 1925) и свящ. Вацлавом Гебуровским (Познань, 1926; Познань; Варшава; Люблин, 1950; переработанные изд. на польском яз.: Познань, 1952, 1954).

http://pravenc.ru/text/1470305.html

32 Проф. В.В. Болотов свою мысль о прямой связи между празднованием «в месяце новых» и празднованием «не раньше равноденствия» подтверждает ссылкой на одно из мест в творениях Феофила Александрийского, где последний, по выражению Болотова, ex professo рассуждает о соблюдении дня Пасхи (см. Доклад проф. В.В. Болотова ). Нужно, однако, заметить, что в данном месте говорится о Пасхе ветхозаветной. И остается, во всяком случае, совершенно недоказанным, что и в 7-м Апостольском правиле, где говорится о Пасхе христианскои и запрещается праздновать ее «прежде весеннего равноденствия вместе с иудеями», весеннее равноденствие мыслится якобы лишь как conditio sine qua non «месяца новых». Разве не могло весеннее равноденствие получить, например, и символический смысл, имеющий отношение к существу христианской Пасхи, а не остаться лишь простым (да еще случайным и временным) ориентиром для определения времени празднования Пасхи иудейской? 34 Между тем примеров подобного рода можно было бы привести множество Продолжая ряд названных Глубоковским годов, можно отметить следующие годы в ближайшем будущем: 1981 г – григорианская и еврейская Пасха будет в один и тот же день 6 апреля по ст. ст., 1970, 1978 гг. – григорианская Пасха была (будет) значительно раньше Пасхи еврейской. 35 Доклад проф. В.В. Болотова ... Впрочем, это не бесспорно. Ведь «старинное обвинение» имело в виду практику протопасхитов, иногда допускавшую празднование Пасхи до равноденствия. Но григорианская Пасха раньше равноденствия (истинного) никогда не бывает. 36 См. журнал заседания Комиссии... от 20 сентября 1899 г. – С. 18. Такова запись секретаря Комиссии Л.Г. Малиса, но, по всей вероятности, он приводит собственные слова Болотова. 38 Vischer L. La fete commune de la Ressurection du Christ (Циркулярное письмо (с приложениями) Церквам – членам ВСЦ. – Женева) (см. Conceil Oecumen-ique des Eglises, Division des Etudes, Comission de Foi et Constitution FO65: 25(a). – Septembre, 1965). 39 Другая, но по существу тождественная, форма этого предложения такова: праздновать Пасху во второе воскресенье апреля месяца, за исключением того случая, когда воскресенье падает на 1 апреля. В этом случае Пасху следует праздновать в третье воскресенье апреля.

http://azbyka.ru/otechnik/Liverij_Vorono...

Не имея здесь возможности объяснять, что такое тропический, эклиптика, перигелий и прочее, мы должны сказать, что все календари условно разделяются на солнечные, сообразные с годовым движением солнца, лунные, соизмеряемые с фазами луны, и солнечно-лунные, соразмерные с движениями солнца и луны. В современных календарях продолжительность года обычно соразмерена с продолжительностью, так называемого ныне, тропического года, то есть, года, измеряемого от одного весеннего равноденствия до другого. Но это не истинный тропический год, измеряемый по тропическим точкам (о чем здесь нет возможности говорить подробно). Но астрономически самым точным является не, так называемый, тропический год, а год сидерический, то есть, звездный год, измеряемый по звездам, а не по солнцу. Ибо солнце слишком подвижно относительно звезд, а звезды при измерениях принимаются неподвижными. Так в астрономии. Но практически, в повседневной жизни самый удобный по своей простоте год иулианский: три года простых и четвертый високосный. Но в основу иулианского календаря положен год звездный, а не год тропический (истинный или так называемый, не важно)! А при расчете пасхалии учитываются и фазы луны, полнолуние, время равноденствия. Продолжительность солнечного звездного года не была достаточно точно известна в древности, но, в итоге, по промыслу Божию, иулианский год оказался ближе к точнейшему звездному году, нежели год григорианский. Посмотрите на таблицу вверху: продолжительность точнейшего звездного года (365.256 с лишним суток) ближе к продолжительности года юлианского (365.25 суток), а григорианский год (365.2425 суток) намного далее отстоит от года звездного. То есть, старый стиль оказывается точнее нового стиля. А по причине различия счислений, через несколько столетий старый стиль в датах начала времен года, сезонов, сравняется с астрономическим календарем, а новый стиль не сравняется даже и через две тысячи лет. Итак, астрономически самым точным является не тропический год (истинный или так называемый), а год сидерический. Но сидерический, звездный год не очень удобен в обиходе, например так же, как неудобно считать, что курица ежедневно несет 0,7 яйца, ибо она несет целые яйца, а не разные половинки. И мы привыкли к целым числам и к измерению времени по солнцу, а не по звездам, хотя последнее точнее. Итак, между неточным тропическим годом и точным сидерическим годом и находится иулианский год, который ближе к году сидерическому, нежели григорианский календарный год. По этой причине и оказывается старый стиль точнее нового.

http://zavet.ru/a/rss_1033804155.html

В кон. окт. 1885 г. М. д. В. в сопровождении отца направился в Рим. Для испан. посла визит носил частный характер, но папа Римский Лев XIII (1878-1903) распорядился пригласить его с сыном на неофиц. встречу. В конце аудиенции понтифик поинтересовался жизненными планами М. д. В. и, узнав, что тот приехал для зачисления в Шотландскую коллегию, пожелал, чтобы молодой семинарист продолжил учебу в Папской академии церковной знати, готовящей кадры для церковной дипломатии и служения в Римской курии. Начав учебу в академии в 1885 г., М. д. В. прошел там обязательный 4-летний (богословский) и дополнительный 2-летний курсы. Одновременно он посещал занятия в папском Григорианском университете , где защитил диссертацию и в 1886 г. получил степень д-ра философии. В июне 1887 г. папа Лев XIII назначил его секретарем архиеп. Ф. Л. Руффо-Шиллы, офиц. папского представителя на торжествах в честь 50-летия правления англ. кор. Виктории. В связи с этим назначением 8 июня 1887 г. М. д. В. был возведен в достоинство сверхштатного папского камергера и, не имея даже чина субдиакона, получил право на титулование монсеньером. 29 сент. 1887 г. в кафедральном соборе св. Вита в Праге он был посвящен в субдиаконы Пражским архиеп. Ф. фон Шёнборн-Буххайм-Вольфшталем, близким другом его отца (с 1887 отец М. д. В. был послом Испании в Австро-Венгерской империи, куда входила и Чехия). В марте 1888 г. М. д. В. назначен секретарем архиеп. Л. Галимберти, нунция в Австро-Венгрии, во время его офиц. поездки в Германию. По возвращении М. д. В. в Рим состоялось его рукоположение во диакона (27 мая 1888), его совершил генеральный викарий Рима кард. Л. М. Парокки в ц. Сант-Анна-аль-Латерано. 30 дек. 1888 г. тот же кардинал рукоположил М. д. В. во пресвитера. В дек. 1889 г. М. д. В. был отправлен с краткосрочной миссией в Вену ко двору австро-венг. имп. Франца Иосифа I. В следующем году в Григорианском ун-те он защитил 2-ю диссертацию и летом 1890 г. получил степень д-ра богословия. В кон. 1891 г. также в Григорианском ун-те он получил степень лиценциата канонического права.

http://pravenc.ru/text/2563020.html

монах-бенедиктинец Амброджо Мария) основал в 1877 г. ж. «Церковная музыка» (Musica sacra), а в 1880 г. организовал в Милане Общеитальянскую ассоциацию св. Цецилии (Generale associazione italiana di Santa Cecilia) по образцу Всеобщего немецкого союза св. Цецилии, основанного в Германии в 1868 г. Ф. К. Виттом. Ассоциация проводила конференции, на к-рых впервые прозвучали высказывания против изданий григорианского пения, осуществленных Медичи. Опубликованная в 1613-1614 гг. типографией Медичи в Риме, эта редакция григорианского репертуара представляла собой версию, «исправленную» согласно стилю эпохи: мелизмы, считавшиеся средневек. вставками, сокращались, амбитус напевов был сужен в соответствии с теоретическими ограничениями, было полностью пересмотрено соотношение музыки и текста. Сильно измененное т. о. григорианское пение стало восприниматься как неприемлемое в свете новых исследований монахов франц. аббатства Солем, специализировавшихся на возрождении древних источников. Тем не менее в 1870 г. регенсбургский издатель Ф. Пустет сумел получить эксклюзивную лицензию на публикацию григорианского пения в течение 30 лет; этот же документ придал книгам Медичи статус офиц. церковных изданий. Цецилианское движение в Германии, имевшее представительство в Регенсбурге и бывшее в дружественных отношениях с Пустетом, поддерживало его издание. Этот факт вызвал ожесточенную полемику, но по истечении срока папская лицензия не была продлена. В Милане, в одном из центров реформы, получил образование и сформировался как композитор пресв. Лоренцо Перози (1872-1956), один из главных авторов церковной музыки нач. XX в. Споры цецилианцев касались не только пения, но и музыки для органа. Оригинальные композиции по стилю чаще всего напоминали оперы; еще более были распространены транскрипции и аранжировки фрагментов из опер-сериа и комических опер. С первых десятилетий XIX в. итал. и иностранные музыканты обратили внимание на снижение статуса органной музыки по сравнению с музыкой для театра.

http://pravenc.ru/text/2033728.html

Нельзя сказать, чтобы метода, введенная Григорием, отличалась звучностью и приятностью. Его cantus planus -напев ровный был направлен к ограничению новых и изысканных мотивов светского пения и состоял из сочетания тонов боле или мене однозвучных и одинаковой продолжительности, без всяких голосовых извитий и повышений. Это пение было в своем роде музыкальная декламация, пение унисонное. Многие из поздних историков церковной музыки восставали против так называемого григорианского пения, находили его сухим, безжизненным, чуждым всяких возбуждающих мотивов. И оно было действительно таким в музыкальном отношении. Чтобы обеспечить судьбу введенной им системы церковного пения, Григорий основал большую школу близ Рима, где обучались музыке и пению дети 6едных родителей. Они получали здесь содержание из церковных сумм, а более успевающие из них достигали высших иерархических степеней. Школа, устроенная Григорием, в свое время пользовалась большой известностью и привлекала многочисленных учеников из разных стран. По образцу ее построены были другие в меньших городах, и миссионеры западные распространяли григорианское пение в Германии и Британии. Направление, данное церковному пению папою Григорием, казалось, было лучшим средством для того, чтобы предохранить строгий церковный стиль пения от всяких изменений и смешения его с чуждыми ему мотивами светской музыки; но на самом деле этого не случилось. Каноническое пение, введенное Григорием, несмотря на свою строгость и однозвучность, на отсутствие модуляций, было до такой степени трудно для изучения и исполнения, что самые трудолюбивые и способные ученики его школы едва могли в десять лет усвоить правила этого пения. Техническая сторона григорианского пения была чрезвычайно запутана, и музыкальные знаки (невмы) отличались таким разнообразием в расположении и условностью в своем смысле, что нужно было долгое и упорное изучение дела, долговременная привычка, чтобы. уметь разбирать эти мелкие своеобразные фигуры, которыми были испещрены партитуры так называемого григорианского пения.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Golu...

В 1-ые десятилетия издания журнала большинство авторов являлись преподавателями Григорианского ун-та и принадлежали к ордену иезуитов , за исключением теолога-медиевиста А. Ландграфа, публиковавшегося в «G.» с 1928 г. и долгое время бывшего единственным автором, не состоявшим в этом ордене. Первая женщина-автор «G.» - историк средневек. натурфилософии Аннелизе Майер (с 1946). В последующие годы число авторов, не являющихся членами ордена иезуитов, заметно увеличилось. Мн. опубликованные в «G.» статьи внесли значительный вклад в католич. теологическую мысль сер. ХХ в. Напр., благодаря напечатанным в 20-х гг. в журнале исследованиям теолога-литургиста М. де Ла Тай мн. ученые обратились к богословскому осмыслению таинства Евхаристии; в 1922-1931 гг. в «G.» вышло большое количество текстов по патристике, подготовленных А. д " Алесом, в 20-30-х гг. были напечатаны статьи по проблемам нравственного богословия проф. А. Вермеерша. Теоретическому становлению неотомизма способствовали многочисленные публикации в «G.» исследований томистов, в т. ч. историка средневек. схоластики кард. Франца Эрле , Г. Маттиусси, Ш. Буайе и др. Среди изданных в журнале в разное время статей экзегета и учебного префекта Григорианского ун-та Дж. Филограсси, являвшегося первым гл. редактором «G.», особо выделяется материал о провозглашенном в 1950 г. католич. догмате о взятии Пресв. Девы Марии в Небесную Славу (1954. N 3). Нек-рые публикации, посвященные раскрытию догматических и канонических вопросов, затронутых в папских энцикликах 30-40-х гг., подготавливались профессорами Григорианского ун-та, принимавшими участие в их составлении, и иногда подписывались именами Римских пап (напр., опубликованные в нач. 40-х гг. статьи по экклезиологии С. Тромпа, одного из редакторов энциклики о Церкви «Mystici corporis» папы Римского Пия XII , выходили под псевд. Пий XII). В связи с проведением Ватиканского II Собора , на к-ром большинство постоянных авторов «G.» выступали в качестве теологов-консультантов, в 1962-1965 гг. в журнале уменьшился объем исследовательских статей, число рецензий значительно возросло. Нек-рые публикации непосредственно отражали работу Собора, напр. статья проф. канонического права Ж. Бейера о секулярных институтах (1965. N 3), опубликованная одновременно с принятием декрета об обновлении монашеской жизни Perfectae caritatis , в к-ром содержится параграф о статусе этих ин-тов (PC. 11). Тем не менее сам ход Собора в журнале почти не освещался.

http://pravenc.ru/text/166429.html

В ответ на вопрос, в чем состоит особенность древней музыки и ее преимущество пред новейшею, Галилей, один из знатоков древнего искусства, написал диалог, в котором, полагая совершенство древней музыки в унисоне, упрекал новейшие композиции в излишнем разнообразии тонов и пестроте музыкального содержания. Он указывал на декламацию и речитатив древне-греческой трагедии, как на лучшее средство музыкального исполнения. Как ни странно казалось это возвращение к манере древне-григорианского пения и особенно в области светской музыки, ему тем не менее последовали, и вскоре появились опыты новых музыкальных композиций во вкусе древне-греческой музыки. В этом роде в первый раз была написана-идиллическая оперетка Дафна, которая была исполнена во дворце известного тогдашнего грекофила и мецената Кореи и заслужила всеобщее удивление. В 1600 году Какуини написал первую оперу: „Евридика» Обе эти пьесы в музыкальном отношении были не что иное, как подражание строгой манере древне-церковного пения, но с примесью подходящих мотивов из области древне-греческой музыки в ее строгом стиле. Этими пьесами был сделан первый шаг к созданию оперной музыки и положено основание новой музыкальной методе, которая, просуществовав два с половиной века, выработала тот музыкальный стиль, которым мы восхищаемся в лучших классических пьесах новейшей музыки. Конечно, по последним выводам трудно судить об основных началах движения, и кто мог бы подумать, что родоначальницей нашей новейшей эффектной музыки был унисонный мотив григорианского пения, строго-церковный музыкальный стиль, в каком исполнялись псалмы и духовные гимны христианами первенствующей церкви? Разумеется, светская оперная музыка не могла остановиться на унисоне, она не могла существовать, не призвавши на помощь гармонического звукосочетания, не вышедши из оков этого давящего музыкального однообразия. В приложении этого элемента к музыке нового времени приобрел громкую известность знаменитый творец классической музыки Себ. Бах († 1754) и его соотечественник Гендель († 1759), современники и уроженцы Германии.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Golu...

§ 12. Будут изданы особые инструкции для школьных учителей и для всех служащих в княжестве, чтобы они разъясняли причины и результаты основы реформы, и чтобы они приготовили население к её принятию. Меры, аналогичные с теми, которыми пользовались при введении метрической системы, будут приняты и по отношению к введению календаря. —408— § 13. Все недоразумения и споры, могущие быть вызваны настоящим законом, будут решены высшей кассационной палатой, в соединённых собраниях. § 14. Правительство сохраняет за собой право считать инициативу, которую оно принимает на себя настоящим законом в реформе календаря, за основание для просьбы о допущении Болгарии во всякую международную комиссию или конфедерацию, имеющую образоваться для окончательного установления всеобщего календаря всего человечества, не только по отношению к улучшению календаря с научной точки зрения, но и по отношению к единению христианских праздников 538 . Как замечает «Церк. Вестник» 539 , этот «новый» проект очень близок к старому проекту, представленному когда-то (в 1830 г.) Императору Николаю I Императорской Академией Наук, – проекту, который тогда же признан был неосуществимым. Зато представитель болонской академии наук патер Тондини-ди-Кваренга в циркулярном письме восхваляет решение болгарского правительства ввести у себя в стране григорианский календарь. Между другими получил такое же циркулярное письмо и проф. Глазенап, который в «Новом Времени» 7696 подвергает его критике. Г. Глазенап полагает, что Болгарское правительство поступило бы разумнее, если бы держалось православной России и оставило вредную затею перемены стиля. Здесь же г. Глазенап делает любопытное указание на фальшь в рассуждениях г. Тондини, восхваляющего григорианский стиль. В своих заботах о объединении календаря он, естественно, распространяет их и на объединение христианских подвижных праздников, и высказывает мысль, будто православная пасхалия является препятствием к подобному объединению. Г. Тондини желал бы, чтобы мы от неё отказались и питает надежду, что мы откажемся, тем более, говорит он, что, начиная с 1900 года, св.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010