В 387 г. разрыв между египетской и римской Пасхой составил целых пять недель. Более поздние попытки согласования также оказались напрасными, пока монаху Дионисию Малому, автору нашего христианского календаря, не удалось гармонизировать вычисление Пасхи на основании правильной александрийской системы подсчета, и только галликанские и британские христиане еще в течение какого-то времени придерживались старых обычаев, из-за чего вступили в конфликт с англосаксами. Введение улучшенного Григорианского календаря в Западной церкви снова привело к разногласиям: Восточная православная и Русская церковь продолжали придержаться Юлианского календаря, поэтому сейчас отстают от нас на двенадцать дней. (Так было в XIX веке. С 1 марта 1900 года по 28 февраля 2100 года разница Григорианского и Юлианского календарей составляет 13 дней.) Кроме того, по Григорианскому календарю, где не проводится астрономически точного деления на месяцы, пасхальное полнолуние иногда исчисляется парой часов раньше и христианская Пасха, как это было в 1825 г., совпадает с иудейской пасхой вопреки явному запрету Никейского собора. §80. Цикл Пятидесятницы Весь семинедельный период между Пасхой и Пятидесятницей имел радостный, праздничный характер. Он назывался Quinquagesima , или Пятидесятница , в широком смысле слова 756 , и отмечался в воспоминание о вознесении Христа, воссевшего по правую руку Отца, о Его неоднократных явлениях в течение таинственных сорока дней и о Его небесном руководстве и вечном присутствии в Церкви. Этот праздник воспринимался как долгое воскресенье и отличался отказом от поста и от коленопреклонения в молитве. Пятидесятница сильно отличалась от предшествующего ей великого поста. Чем сильнее была скорбь покаяния в виду страданий и смерти Спасителя, тем возвышеннее теперь была радость веры в виду воскресения и вечной жизни Искупителя. Эта радость, конечно же, должна быть свободной от мирских развлечений и освящаться молитвой, поклонением, пением и благодарением, поэтому театры все пятьдесят дней оставались закрыты.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

Для благодарственных молитв, читаемых после Преждеосвященной, назначается тропарь и кондак свт. Григорию Двоеслову, Папе Римскому (VI век). Сейчас в церковном сознании литургия Преждеосвященных Даров связана именно с его именем; свт. Григорий поминается на отпусте этой литургии. Безусловно, но не является автором литургии Преждеосвященных Даров; но именно он ввел ее совершение в Римской Церкви (сейчас римо-католики совершают Преждеосвященную только раз в год — в Великую Пятницу). Свт. Григорий упорядочил этот чин, возможно, что-то добавив (что именно — неизвестно). Поэтому не зря именно он вспоминается на этой литургии. Немного о Григории Двоеслове. Двоесловом (от греч. διαλογος) его называют как автора диалогов о жизни италийских отцев. Диалог — это разговор по крайней мере двоих, поэтому он и называется Двоесловом. Он был папой Римским и трудился, очевидно, над упорядочением церковных распевов. Как с именем Иоанна Дамаскина в Восточной Церкви связывается система осмогласия, так на Западе с именем Григория Двоеслова связан знаменитейший григорианский распев. Конечно же, не он один сочинил все памятники этого пласта музыкальной культуры, однако самая культура связана с его именем, с его временем, с его трудами. Надо сказать, что григорианский распев очень выделяется из всей западной музыкальной культуры. Он необыкновенно красив, и услышав его, нельзя не почувствовать его глубинное единство с унисонным пением Восточной Церкви. Григорий Двоеслов был канонизован довольно поздно, и в нашем Типиконе он вообще не упоминается, но в Четьих-Минеях под 12 марта есть его житие, и оно излагается первым, а святой, соответствующий этому числу в Типиконе, упоминается вторым. 12 марта — день преставления Григория Двоеслова, и в Минее есть ему служба. Сейчас сложилась совершенно уникальная ситуация: в день памяти Григория Двоеслова не совершается Преждеосвященная литургия. В Соловецком календаре указана Преждеосвященная для этого дня, но в Москве, в тех приходах, где доводилось бывать, Преждеосвященная в этот день не совершалась. Такова наша церковная действительность. Но если для церковного народа этот вопрос встанет, то он может встать и для священноначалия и как-то разрешиться. На Афоне обязательно служат в этот день Преждеосвященную, причем, если память свт. Григория выпадает на субботу или воскресенье, то его служба переносится на один из будничных дней ради Преждеосвященной.

http://pravmir.ru/liturgii-v-dni-velikog...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ГАЛЛИКАНСКОЕ ПЕНИЕ обобщенное название различных певч. стилей, характерных для региональных разновидностей галликанского обряда . Т. зр., в соответствии с к-рой термин «Г. п.» применим для обозначения др. певч. традиций Зап. Церкви ( амвросианского пения , староиспанского или испано-мосарабского пения , беневентанского пения (см. в ст. Беневентанский обряд ) и др.) в наст. время выходит из употребления, что не отрицает связей галликанского стиля с др. древнейшими видами церковного пения и в отд. случаях использования одних и тех же текстов и мелодий. Границы распространения Г. п. совпадают с территорией галльских провинций Римской империи (включая часть Сев. Испании). Г. п. достигло наибольшего расцвета в Нарбоне, Тулузе, Лионе, Арле и Отёне, т. е. в городах, развившихся еще в рим. эпоху и ставших крупными литургическими центрами древней Галльской Церкви. В VIII-IX вв. вместе с введением в Галлии (как и во всем гос-ве Каролингов) римского обряда Г. п. выходит из употребления и сменяется григорианским пением . Однако нек-рые галликанские песнопения вошли в новый певч. репертуар и повлияли на его стилистические особенности. После романизации церковной жизни Галлии отдельные службы или распевы могли сочиняться по старым галликанским образцам. Стиль церковной музыки, распространенный во Франции XVII-XVIII вв. и также называемый галликанским, или старогалльским (vieux gaulois), пением, ничем, кроме названия, с древним Г. п. не связан. Источники Прелегенда «Prosperum iter» (Paris. Bibl. Nat. lat. 776. Fol. 135v, нач. XI в.) Прелегенда «Prosperum iter» (Paris. Bibl. Nat. lat. 776. Fol. 135v, нач. XI в.) Начало вытеснения Г. п. из обихода приходится на период в истории лат. церковного пения, отмеченный полным господством устной традиции. В период введения (IX в.; по нек-рым гипотезам - кон. VIII в.) и распространения ранней невменной нотации (2-я пол. IX в.- Х в.; в нек-рых регионах позднее; см.

http://pravenc.ru/text/161590.html

Разделы портала «Азбука веры» Можно ли православному христианину слушать григорианское пение? 388 04.01.2024 Личное Можно ли православному христианину слушать григорианское пение? Сам к музыке уже давно охладел. Уже давно нет у меня любимых исполнителей. Вроде бы был интерес в прошлом году к творениям И. С. Баха, но сейчас и он уже не привлекает меня. Конечно с пением хора православной церкви григорианский хор не сравнить (особенно стоя на литургии). В католических храмах мне никогда не доводилось бывать, но судя по фотографиям, сделанным там, я бы пошел туда наверно как в музей. Именно с музеем ассоциируются у меня все храмы католиков. Но вот григорианское пение очень приятно ласкает слух. 2 Ответа Судя по Вашим музыкальным предпочтениям, Вам стоит поближе ознакомиться с византийским пением. Это одновременно древнее традиционное пение и вместе православное, а не католическое. Вот, например, канон молебный Божией Матери в исполнении монахов афонского монастыря Симона Петра . Или другие их песнопения. Очень хорошо поет братия Ватопедского монастыря . Что касается собственно григорианского пения, оно является отражением чуждой нам духовности, хотя отчасти эти распевы, конечно, восходят к традиции эпохи неразделенной Церкви. Не думаю, что это пение может доставить духовную пользу православному христианину. Спасибо. Византийское пения действительно мне понравилось едва я только его услышал. Григорианское пение бывает по духу куда ближе к православию, чем “концертное”, или партесное пение, практикуемое во многих наших храмах. Последнее, кстати, тоже “вывезено”, но даже не из католического мира, а от униатов, насколько я помню. Слушайте на здоровье, только не выстраивайте ассоциативных цепочек, наподобие того, что если вам нравится григорианское пение, то должен нравиться и католицизм. Так делают только очень недалекие люди, живущие исключительно эмоциями. Мы же должны всегда уметь мыслить трезво и логически. В культуре католицизма есть немало хорошего. Но сам католицизм — это одна из наиболее опасных ересей, к которой надо относиться соответственно. С уважением, Книги «Вопросы и ответы» Самое популярное Сейчас в разделе 78  чел. Всего просмотров 5.3 млн. Всего вопросов 3976 ©2024 Вопросы и Ответы к содержанию Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки

http://azbyka.ru/vopros/mozhno-li-pravos...

Полуночное богослужение монахов византийского обряда по структуре восходит к обычаям Египта. Psalmodia currens, принятая в Египте утром и вечером, здесь по времени сместилась на ночное богослужение. Сиро-палестинское монашеское богослужение занимает среднее место между отшельническим типом юга и городскими формами севера. В Палестине имелась практика совершения часов днем. Кассиан сообщает, что в его бытность в Вифлееме ввели утреню, но старый порядок исполнения псалмов это нововведение не затронуло. В конце бдений, которые обычно совершались между пением петуха и появлением утренней зари, следовало вычитать псалмы 148–150, а далее за последованием нового часа – псалмы 50, 62, 89. Также и за третьим, шестым и девятым часом исполнялись по три псалма с молитвами (oratio). 3. Богослужебная музыка на Западе С древности богослужение христианской Церкви сопровождала музыка. Первоначально в церквах существовала традиция пения всей общиной, но со временем было установлено, чтобы за богослужением пели способные и специально для этого назначенные (путем особого посвящения) люди – певчие (15 правило Лаодикийского собора). Складываются различные школы и традиции. На Западе развитию церковного пения способствовали Амвросий Медиоланский и папа Римский Григорий Великий, или Двоеслов. Амвросий ввёл у себя греко-восточное пение. Как пишет блаженный Августин , «в Медиоланской церкви вошло в обычай утешать и наставлять с помощью пения: братья пели ревностно и согласно, устами и сердцем». Папа Григорий упорядочил богослужение и пение Римской церкви. Предание считает его составителем Антифонария и автором многих литургических мелодий, а также учредителем римской школы певчих (schola cantorum) 134 . По образцу этой школы, просуществовавшей около трехсот лет, стали учреждать певческие школы в других местах. Григорианское пение, получившее название от имени Григория Великого , стало распространяться по всей Европе и сохраняло приоритет перед другими видами литургического пения вплоть до реформ II Ватиканского собора.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Подобные же заботы возлагались в 1634 г. и на архимандрита братского монастыря в Могилеве. Хотя, как говорилось немного выше, Киевское братство отрицательно относилось к «искусному» (т.е. многоголосному хоровому) богослужебному пению, все же и оно было вынуждено принять это пение и ввести его в богослужебную практику, чтобы противостоять воздействию «музыки», привлекавшей иногда православных в католические храмы. Такого столкновения двух в корне различных литургических культур не было в Московской Руси, где Православная Церковь искони пребывала нераздельной-неслиянной с государством и была единственной. Там не было нужды противопоставлять искони бывшее богослужебное пение, столповое пение и демество, троестрочное пение, другому роду пения, так или иначе подражающему «органному гудению» 16 , т.е. Опирающемуся и подражающему инструментальной музыке. Не было нужды отвлекаться «музыкой» от посещения инославного богослужения. Братская школа во Львове, сердце Галиции, имела в 1604 г. хор, во главе которого стоял учитель этой школы, протопсалт-регент Феодор Сидорович 17 ; Разумовский сообщает, что в библиотеке православного Луцкого братства хранились в 1627 г. голосовые партии песнопений пятиголосных, шестиголосных и даже восьмиголосных. Таким образом, настоящей лабораторией, где вырабатывалось многоголосное, «партесное» пение, которое в готовом виде было принесено после 1652 г. на Московскую Русь, была западная и юго-западная православная Русь первой половины XVII в. Упоминавшийся уже нами Мелетий Смотрицкий, повествуя о своей жизни в Виленском монастыре, пишет, что пение там было фигуральное, четырехголосное 18 . По-видимому, партесное пение как особый род хорового пения, опирающийся на инструментальную музыку, получило уже полное распространение в православных центрах в Польско-Литовском королевстве. Тем не менее оно не вытеснило уставного осмогласного пения, так как продолжали писать одноголосные ирмологионы (т. е. Певческие сборники), и уже в 1700 г. один такой ирмологион был отпечатан во Львове Львовским братством типографским способом, о чем речь будет у нас в своем месте. Итак, наряду с многоголосным фигуральным, свободно сочиненным, свободно сочиненным партесным пением продолжалась еще традиция уставного осмогласного пения. Только теперь, в XVII в., богослужебные певческие книги были в западной и юго-западной Руси переведены с безлинейной нотации на линейную нотацию. Характерно также, что эта линейная нотация была заимствована не от григорианского пения католической церкви, где нотный стан состоит только из четырех линий, а из общемузыкальной светской системы, с пятью линиями.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Партесное пение (т.е. разделенное на партии, голоса) не имеет никакой генетической связи с предшествующим развитием литургической музыки на Руси. Его введение в обиход Русской Церкви знаменовало собой подлинную «культурную революцию» в церковном пении. Образовался культурный разлом, который не был воспринят значительной частью церковного общества. Новое пение категорически отвергли старообрядцы, справедливо усмотрев в нем радикальный разрыв с многовековой традицией русской богослужебной музыки. Ревнители старины упрекали патриарха Никона за то, что он киевское партесное пение начат в церковь вводити согласно мирским гласоломательным пением, от своего сложения, а не от святых преданное, латинское и римское партесное вискание, святыми отцы отлученное... нововнеся в России пение ново-киевское и партесное многоусугубление, еже со движением всея плоти со покиванием главы и со помаванием рук совершается... ломления и безчиние удесы творити и излишняя пений пестроты, рекше различие и пений трескание – противникам паки и игрецем прикладна суть, но не церкви Божией 220 . Партесное пение – одна из разновидностей западноевропейского многоголосия, основные принципы которого сформировались в эпоху Возрождения. В Западной Церкви на протяжении длительного периода основным видом церковной музыки был григорианский хорал, основанный на тех же принципах, что и византийское и русское церковное пение. Однако в течение первой половины второго тысячелетия в западной церковной музыке возникают различные жанры многоголосного пения как полифонического, так и гомофонно-гармонического склада. В эпоху Возрождения в церковный обиход стали интенсивно внедряться музыкальные стандарты, господствовавшие в народной и светской музыке. Все это привело к радикальной модификации всего стиля и строя церковного пения на Западе. При этом в произведениях ранних мастеров полифонии (Гийом де Машо, Окегем, Обрехт, Жоскен де Пре, Орландо Лассо, Палестрина) сохраняется связь с григорианским хоралом. В более поздних образцах католической музыки эта связь исчезает. В лютеранской же традиции основным видом пения становится гомофония с простой мелодией народного склада и четкой гармонической вертикалью.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

   В Internationale Tl-che Z-ft напечатаны «Тезисы о Filioque» («Христианское чтение», 1910, май, с. 584). Мнение о католичестве    Григорианский календарь — «детище папства, то есть силы, всегда враждебной православию».    «Не следует подписываться под тем мнением, что современные отношения папства к православию теперь деликатны, что старое полемическое отношение к Ватикану есть уже смешной анахронизм» (ib. 589). Пение в католической церкви    «Католическая Церковь не имеет традиционной музыки наподобие осмогласия Православной... Её традиционное пение — это так называемое «григорианское» — унисонное, несколько напоминающее старинно-русское крюковое, но не имеющее размера. Вполне естественно, что в более торжественных случаях итальянцы не довольствуются этим пением и за неимением лучшего превращают церковь в концертный зал: настраивание струнных инструментов, сидящая в позе любопытных зрителей, обменивающаяся впечатлениями публика, чисто театральные музыкальные эффекты исполнителей, привлекающие к себе всё внимание слушателей, и почти забытые священнослужители, также сидящие в ожидании конца какого-нибудь слишком длинного «credo» или «gloria», — вот обычная картина торжественного богослужения» (Богданов. Писано во Флоренции 1904 г. 30 м. «Богословский Вестник», сентябрь).    За границей, значит, гораздо чище у них.    А «дома» — «не стесняются».    (см. «Католичество в Италии», с.189). «Любители» пения    В тех местах, где не имеется достаточно сил для исполнения произведений какого-нибудь известного маэстро, местные любители нередко упрощали дело, подписывая нужные латинские слова богослужебного текста под музыкою не особенно известного романса или части оперы, и без стеснения исполняли их, как настоящие духовные композиции. В деревнях поступали иногда ещё проще. В праздники орган там заменяли местным оркестром музыкантов-любителей, имеющимся в Италии в каждом селе, и он исполнял свой обычный светский репертуар до танцев включительно, так что в самый торжественный момент мессы случалось иногда слышать вальс Штрауса или даже Тарантеллу (Из «Rivista Cristiana», январь) (ib.).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4091...

В свете всего сказанного можно по-новому взглянуть на фигуру папы Григория и на его взаимоотношения с богослужебным пением, полностью отвергаемые современной исторической наукой. Думается, что в данном случае наука, идя на поводу историографических фактов, упускает возможность коснуться чего-то более сущностного. Когда живая традиция связывает какое-то имя с каким-то явлением, то за этим всегда кроется какая-то живая реальность, даже в том случае, если исторические факты, по-видимому, не соответствуют этому. Связывая имя папы Григория с системой богослужебного пения, традиция указывает ключевой момент в становлении системы, причем такой момент, который желательно сохранить в максимальном объеме, оградив его от распада или нежелательного развития. Современное сознание сразу же готово увидеть в этом фальсификацию или подтасовку, однако здесь могут иметь место и духовная опытность, и духовное зрение, свойственные носителям живой традиции и недоступные современному человеку. Человек, принадлежащий живой духовной традиции, остро ощущает присутствие благодати и так же остро ощущает угрозу ее утраты. Иоанн Диакон видит угрозу разрушения духовности римской певческой традиции со стороны германцев и галлов: «...они из-за природной грубости поразительно могут устранять духовное очарование подлинно григорианских мелодий» 43 . Пока традиция существует как единая самодовлеющая культурная данность, нет нужды в наклеивании ярлыков или опознавательных обозначений. Однако когда традиция вступает в контакт с другими культурными данностями, тем более с такими данностями, которые несут угрозу самому существованию традиции, возникает необходимость в самоопределении и в самообозначении, как предварительных условиях самосохранения. Во времена Иоанна Диакона возникла именно такая угроза частичного разрушения или серьезных нарушений римской певческой традиции. Для носителей традиции эти нарушения воспринимались не столько нарушениями эстетических норм, сколько нарушениями внутреннего порядка церковной жизни. Порядок, который ранее был внутренне присущ сознанию, подразумевался сам собою и не требовал никаких внешних подтверждений, стал нуждаться в некоем обосновывающем его обозначении. То, что ранее не имело нужды быть названным, стало нуждаться в названии, и то, о чем не имело смысла говорить, теперь стало нуждаться в специальном оговаривании. Можно предположить, что роль папы Григория в деле становления богослужебно-певческой системы была осознана носителями традиции уже ретроспективно в тот момент, когда системе начала угрожать возможность разрушения. Такое предположение может помочь нам преодолеть противоречие между данными исторической науки и утверждениями традиции относительно папы Григория. Оно восстанавливает истинность традиционного взгляда и в то же время не противоречит данным исторической науки, приводя к заключению, что правда исторического факта далеко не всегда исчерпывает историческую правду.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/kultura-...

На вечерне этого дня произносится особый отпуст первых трех дней Страстной седмицы: «Грядый Господь на вольную страсть». Подробное описание богослужения Лазаревой субботы и недели Ваий – в приложении 3. 4.4. Совершение литургии в дни Великого поста. Литургия Преждеосвященных Даров Как уже говорилось, в будни Великого поста, за исключением праздника Благовещения, запрещено совершение полной 34 литургии. Она совершается только по субботам и воскресеньям. По субботам, в праздники Благовещения и Входа Господнего в Иерусалим служится литургия свт. Иоанна Златоуста. По воскресеньям, в Великий Четверг и Великую субботу – литургия свт. Василия Великого. По средам и пятницам в течение 6ти седмиц св. Четыредесятницы, в четверг пятой седмицы, в понедельник, вторник и среду Страстной Седмицы и в праздники 35 совершается литургия Преждеосвященных Даров. Это соответствует требованиям Иерусалимского устава, введенного Русской церкви в XIV–XV вв. Студийский устав, господствовавший прежде, в XI–XIII вв., предписывает совершать литургию Преждеосвященных даров во все будние дни поста. В Киево-Печерской лавре этот порядок сохранялся вплоть до ее закрытия (3, с. 213). У католиков литургия Преждеосвященных Даров служится только один раз год в – Великую Пятницу на Страстной седмице. Появление этой литургии на Западе связано с именем св. Григория Двоеслова 36 , папы Римского (t604). Этот святой муж, глубоко почитаемый как католиками, так и православными, ввел в западное богослужение некоторые из забытых древних обрядов, сохранившихся только на Востоке. В числе них была и литургия Преждеосвященных Даров. Св. Григорий упорядочил ее чин, возможно, что-то добавив. В церковном сознании эта литургия до сих пор носит его имя. Св. Григория поминают на ее отпусте, в благодарственных молитвах по Святом Причащении ему читается тропарь и кондак (3, с. 211; 7, с. 225). Св. Григорий составил «Сакраментарий» (Служебник), в котором изложен полный круг суточных служб на весь год, и «Антифонарий» – годичный круг кратких песнопений (антифонов, псалмов и пр.). С именем св. Григория Двоеслова связан и знаменитейший григорианский распев. «Он необыкновенно красив, и услышав его, нельзя не почувствовать его глубинное единство с унисонным пением Восточной Церкви» (3, с. 211).

http://azbyka.ru/liturgika-bogosluzhebny...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010