Будучи единым Пастырем единого стада ( Ин.10:16 ), Господь первоначально избрал и отделил пасти овцы своя – св. Апостолов, коих преимущественно назначил быть солию земли и светом мира ( Мф. 5:13–14 ), проповедниками Евангелия ( Мк.16:15 ) и учителями народов ( Мф.28:19–20 . Еф.4:2 ), совершителями таинств ( Мф.28:19 . Ин.20:23 ), правителями Церкви ( Мф.18:15–18 . 1Кор.12:28 ). Подобно Иисусу Христу, Апостолы избирают и отличают в Церкви Христовой пастырей и пасомых, излагал взаимные их должности и обязанности ( 1Пет.5:1–5 . 1Тим.3. 4:11–16. 5 . 2Тим.2:15. 4:2–5 . Тит.1:5–16. 2 ). Овых, – говорит Ап. Павел, – положи Бог , в Церкви первее Апостолов, второе Пророков, третие учителей и проч. Еда вси Апостоли; еда вси Пророцы; еда вси учители; еда вси силы (Чудотворцы), ( 1Кор.12:28–29 )? Что умолчано о членах Клира и его устройстве в Писании, то досказано в Апостольских преданиях – а именно в Апостольских, соборных и отеческих правилах и постановлениях. Климент, епископ римский, непосредственный ученик и преемник Апостолов, в 1 послании своем к Коринфянам говорит: «Апостолы, проповедуя по городам и селам, руководимые Духом, постановили епископов и диаконов, и это не новое, потому что за много лет было уже написано о епископах и диаконах ( Ис.60:17 )». Св. Игнатий Богоносец , ученик Апостольский, в своих посланиях особенно к Магнезиянам и Поликарпу изображает полный состав иерархии. Впрочем бытие Клира в обществах человеческих есть такое устройство, которого необходимость и важность сознают все народы, разумно веруя, что не всякий гражданин достоин и способен исполнять высокие обязанности священного служения, и что исполнение их непременно должно быть возложено на избранное сословие лиц, кои бы исключительно посвящали себя служению веры и благочестия, изучали и блюли дело Божие. «Сущность иерархии, – по словам седьмого вселенского Собора, – составляют Богопреданныя словеса, т. е. истинное ведение Божественных Писаний» 56 для спасения не только своего, но и вверенных иерархий. Богослужение Ветхозаветное было прообразованием, а Новозаветное служит продолжением искупительного служения Сына Божия, приложением к жизни нашей Его троякой спасительной должности учить, священнодействовать и управлять. Таинство Священства

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

Сеет семена слова Божия на сердца наша, но та в нас падают при пути, ногами потоптаемом. Слышахом во святом Евангелии, яко семени, при прути падающему, сугуб вред, ово, яко ногами ходящих попирается, ово же, яко от птиц бывает позобаемо. Сердце человеческое развращенное есть яко путь общенародный, по немуже человецы и скоты ходят и попирают его. Попирают бо развращенное сердце помышления всякая суетная, злая, скверная и вожделения страстная, не точию человеческая, но и скотская. Приложишася (рече) скотом несмысленным, и уподобишася им. На таковом сердце аще и падет слово Божия, абие помышлении злыми и скверными попирается, и не совершает плода. Не довлеет же попрания, но еще и птицы злоблют: паде (рече) при пути, и попрано бысть, и птицы небесные позобаша е ( Лк.8:5 ). Кии же то птицы? Толкует сам Христос Господь: приходит диавол и вземлет слово от сердца их, диавол — то есть птица, зоблющая слово от сердца человеческого, небесная то была птица, но уже с небес свержена во ад: не хотя же жити во аде; изыде на землю в поднебесную, и сотвори себе гнездо в пустыне. в Брынских лесах, и птенцов себе многих расплоди. Диавол умножил себе тамо учеников своих и, аки птицы от гнезда, оттуду посылает во вся грады и веси, зобати семена словесе Божия, и истребляти учение православные восточные церкве, и уже мало не вся семена от всех сердечных нив позобаша и истребиша: мало бо в ком зрится истинное благочестие и православная вера. Доброе семя слова Божия, еже учит не удалятися от святой церкви, придержатися же тоя, яко чада матери родившей нас крещением святым: но птицы бесовские — раскольники, излетевше от гнезда своего Брынского, позобаша то семя, научивше многих бегати святой церкви и гнушатися святынь Божиих, лжуще и прельщающе простых мужиков и баб, и глаголюще: уже ныне церковь не церковь, попы — не попы. Но, о окаянные бесовские птицы! О несмысленные галаты! Кто вы прельстил есть противитися истине? Еда ли изменися церковь? Еда ли преста священство? Не пребудет ли церковь до дне судного? И врата адова (по глаголу Господню) не одолеют ей ( Мф.18:16 ); еда ли Христос Господь уже оставил есть церковь Свою, юже искупил есть честною Своею кровию? Еда ли солга рекий: Аз есть с вами во вся дни до скончания века ( Мф.28:20 )? Небо и земля мимо идет, словеса же Господня не мимо идут: ( Мф.24:35 ), а вы окаянные, глаголюще церковь не церковь быти, словеса Господня ложна творите. Кому лучше веру яти; вам ли, или Христу Господу.

http://azbyka.ru/propovedi/istorija-russ...

Итак, необходимость пастырей, как учителей веры, столь ощутительна, что без них невозможно было бы ни распространение, ни сохранение веры, по порядку, Самим Богом установленному. Но поскольку Церковь воинствующая должна, по предсказанию Спасителя, существовать до конца непоколебимою со стороны врагов; то пастырское учительство должно сохраниться до сего последнего предела. Если бы случилось, что это учительство совсем оскудело или бы прекратилось на несколько времени, то такая утрата повлекла бы за собою самые пагубные последствия и была бы ясным знаком гнева или мщения небесного. Пророк Азария, некогда угрожая несчастьем дому Иудову и Вениаминову, сказал только, что «многи дни будут во Израили без Бога истиннаго, и без священника учащаго, и без закона». Ключ к уразумению этих слов заключается в книге Притчей, где (29:18) говорится, что когда прекращается видение (prophetia, publicum verbi ministerium), тогда народ обнажается. Т.е. когда бывает недостаток в пастырях Церкви, тогда познание о Боге затмевается, неповиновение Богу и закону усиливается повсюду, всякое добро бывает далеко от человеческого сердца, и общество церковное рассыпается подобно «овцам, неимущим пастыря». Иначе и быть не может, когда вспомним, что Сам Бог так устроил, чтобы «устне иереа сохраняли разум и все взыскали закона от уст его». Но напрасно думают лже- —535— умствующие, что в этом отношении может заменить пастыря каждый член общества верующих. Они указывают на пример церкви первенствующей, где право проповедания и назидания других предоставляемо было даже и женщинам. Но подобные опыты, изъясняясь исторически, отнюдь не исключают необходимости преемственного пастыр. проповедничества. Во времена Апостольские не каждый без разбору мог учить, но тот, кто имел, по апостолу, или поучение, или язык, или откровение, или истолкование (14, 26). Явление Духа тогда обильно преподавалось, но не всем всякое, а одному – одно, другому – иное; потому апостол и спрашивает: «еда вси апостоли, еда вси пророцы, еда вси учители, еда вси силы?» Тогда Дух Св.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Св. Дух разделяет благодатные дары между верующими, якоже хощет, не по человеческим соображениям и желаниям, но по целям Своей премудрости, и каждому дает тот или другой дар на пользу приемлющего и во благо Своей Церкви. «Разделения дарований суть, а Тойжде Дух, и разделения служений суть, а Тойжде Господь, и разделение действ суть, а Тойжде есть Бог, действуяй вся во всех. Комуждо дается явление Духа на пользу. Овому бо Духом дается слово премудрости, иному же слово разума, о том же Духе». Исчисляя различные дары, даруемые Духом, Апостол заключает: «Вся же сия действует один и Тойжде Дух, разделяя властию коемуждо якоже хощет» ( 1Кор. 12:4–11 ). В разделении различных дарований верующим Апостол открывает высочайшую мудрость Основателя Церкви. Церковь Апостол сравнивает с человеческим телом. В составе тела нет ни одного члена лишнего, но каждый исполняет определенную ему деятельность, необходимую для жизни тела. Члены тела, которые кажутся слабейшими, гораздо более содействуют благосостоянию тела, и которые кажутся нам менее благородными в теле, по своему важному значению в жизни тела, заставляют прилагать о себе большее попечение ( 1Кор. 12:14–25 ). Также мудро устроено и тело Христово – Церковь . Каждый член сего тела, или каждый верующий, получает благодатное дарование, спасительное для него и полезное для целого тела. «И овых убо, – говорит Апостол, – положи Бог в Церкви первее Апостолов, второе Пророков, третие учителей, потом же силы, таже дарование исцелений, заступления, правления, роди языков» ( 1Кор. 12:28 ). Каждый из сих даров дан членам Церкви в известной мере, а мера сия определяется нуждами Церкви, ее большею или меньшею потребностью в том или другом даре. «Еда вси Апостоли? еда вси Пророцы? еда вси учители? еда вси дарования имут ясцелений» ( 1Кор. 12:29–30 )? Господь в таком порядке разделяет благодатные дары членам Церкви Своей, что при соразмерном действии каждого члена и при их взаимном содействии, или вспомоществующих соприкосновениях, поддерживается и возрастает благодатная жизнь целого тела, целой Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Golubins...

Затем малая ектения, [молитва 2] и возглас:Ибо благословенно и прославлено всесвященное и величественное имя Твое, Отца, и Сына, и Святого Духа ныне, и всегда, и во веки веков. Седален, глас 7: Кий тя образ, Иудо, предателя Спасу содела?/Еда от лика тя апостольска разлучи?/Еда дарования исцелений лиши?/Еда со онеми вечеряв, тебе от трапезы отрину?/Еда иных ноги умыв, твои же презре?/О коликих благ непамятлив был еси!/И твой убо неблагодарный обличается нрав./Того же безмерное проповедуется долготерпение,/и велия милость. Каким образом, Иуда,/ты предателем Спасителя сделался?/Разве Он Тебя от сонма Апостолов отлучил?/Разве дара исцелений лишил?/Разве совершив с теми вечерю,/тебя от трапезы отстранил?/Разве омыв ноги другим, твои обошел?/О, сколько ты благодеяний забыл,/и теперь твой неблагодарный обличается нрав,/Его же несравненное долготерпение возвещается/и великая милость. Слава, и ныне, тойже. Слава, и ныне: повторяем то же. Священник: Дабы удостоиться нам услышать святое Евангелие: И читает третье Евангелие от Матфея, зачало 109 Во время оно, воини емше Иисуса ведоша к Каиафе архиереови, идеже книжницы и старцы собрашася. Петр же идяше по Нем издалеча, до двора архиереова: и вшед внутрь, седяше со слугами, видети кончину. Архиерее же и старцы, и сонм весь, искаху лжесвидетельства на Иисуса, яко да убиют Его, и не обретаху: и многим лжесвидетелем приступльшим, не обретоша. Послежде же приступиша два лжесвидетеля, реста: Сей рече, могу разорити церковь Божию, и треми деньми создати ю. И востав архиерей, рече Ему: ничесоже ли отвещаваеши, что сии на Тя свидетельствуют? Иисус же молчаше. И отвещав архиерей, рече Ему: заклинаю Тя Богом живым, да речеши нам, аще Ты еси Христос, Сын Божий? Глагола ему Иисус: ты рече. Обаче глаголю вам: отселе узрите Сына Человеческаго седяща одесную силы, и грядуща на облацех небесных. Тогда архиерей растерза ризы своя, глаголя, яко хулу глагола, что еще требуем свидетелей; се ныне слышасте хулу Его. Что ся вам мнит? Они же отвещавше, реша: повинен есть смерти.

http://foma.ru/velikij-chetverg.html

И не суть Павлова словеса ветхозаконной заповеди Божией противна; понеже не ко Евреям ветхозаконная хранить должньш та писа, но к языкам Еллинам, верою просвещенным и еврейскими ветхозаконными обычаями и обрядами (церемониями) неодолженным. Не языческим бо народом, но еврейскому токмо роду Бог ту заповедь, еже растить власы, даде. Язычестии же народи, идолом работавшей, обычай и закон имеяху не растить власов, но главу и браду стричь и брить идолопоклонения ради, а наипаче имевшии себе огнь в бога, якоже Киевляне и Великоновогородцы перуна, от молнии огненной тако нареченного, к немуже на поклонение приходившии должны бяху приходити с главою, власов не имущею, аки огненным пламенем ожженною. Евреям убо растить власы честь бяше, языкам же растить власы бяше бесчестие. И того ради Павел святой, пиша к Коринфянам, бывшим языком, рече: муж аще растит власы, бесчестие ему есть. И аще Павел, пиша к еллином Коринфским, не усумнеся несогласно ветхозаконной Божией заповеди о власах написать, древнего ради языческого обыкновения: то почто Россияне такожде не от Еврей, но от язык от идолопоклонников, нерастивших власов, ко Христу призванные, и ветхозаконными жидовскими обычаями неодолженные, сумнятся о брадах своих, отчаявающеся спасения своего? Еда ли небрадобритие есть от догматов веры? еда ли не растящему браду спастися не возможно? Пишет Плутарх о Великом Александре царе Македонском, яко некоего времени устроив полки к бою, егда вопрошен бысть, что более еще велит творить? Отвеща: ничтоже более требе, токмо да обриютея брады Македонянам. Удивляющуся же о словеси том другу его Пармениону, рече Александр: еда ли не веси, яко в бою многое творит брада препятие? егда бо начнете быть рать в близу, и снидутся ручным боем, тогда брадатый удобно от супостата за браду емлемый бываете. До зде о Александре. Отсюду яве есть, яко издревле, прежде Копронима, воины, на разе исходящии брияху своя брады. Что же мним о святых великомучениках Георгии и Димитрии, ихже обычно на иконах изобразуют безбрадых, аки бы отроков не у двадесяти лет достигших? Еда ли они не в совершенных мужеских летах воеводствоваху в полцех? Воистинну в совершенных; младенцам бо недораслим военачальство в ратях не попускается.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Святой Златоуст и другие наши толковники полагают, что святой Павел их-то собственно и имел в мысли, но не поименовал, чтоб не ожесточить их. Между тем цель достигалась и таким образом речи. Ибо если нельзя ставить себя под знамя Апостолов, тем более нелепо ставить себя под знамя тех, которые несравненно ниже их. в) Обличение нелепости таких толков (1, 13–16) Стих 13. Еда разделися Христос? Еда Павел распятся по вас, или во имя Павлово крестистеся? Одних этих вопросов достаточно было, чтобы разорить паутинные сплетения коринфских мудрецов: «Апостол не доказывает, а только предлагает вопрос, в знак очевидной нелепости заключающейся в нем мысли» (Святой Златоуст). Еда разделися Христос? Христос есть единый глава Церкви; и Церковь есть едино тело под главою Христом. Как же вы наделали себе столько глав? Как при этом и тело Церкви пребудет едино, будучи поставлено под разные главы? «Значит вы разделили Христа и расторгли тело Его» (Святой Златоуст). Святой Златоуст прибавляет затем: «некоторые находят здесь и такую мысль: разве Христос расторг и разделил Церковь между людьми, и одну часть взял Себе, а другую отдал им?» Апостол, сказавши этим, что мы все соединены под единым Христом Господом и потому нелепо избирать себе в головы человека, хочет сказать теперь, что и все блага духовные мы имеем непосредственно от Него. И потому нелепо прилепляться так к людям и как бы чаять от них всего. Он умер за нас, и мы, чрез святое крещение вступая в общение смерти Его, приемлем отпущение грехов и ветхую жизнь переменяем на новую благодатную. В этот собственно момент мы становимся и христианами. Сказать бы только: как же все это вы перезабыли? Но святой Павел сильнее и впечатлительнее выражает все это вопросами: еда Павел распятся по вас? Или во имя Павлово крестистеся? Блаженный Феодорит мысль Апостола здесь сокрытую так изображает: «Не Он ли один за всех вас приял смерть? Не в Его ли имя прияли вы благодать крещения? Человеческих ли имен призывание даровало вам оставление грехов?» Но контраст в слове Апостола поразителен.

http://predanie.ru/book/67912-tolkovanie...

Слово в Великую Среду     Ныне день предания Господа, день мрачный и печальный, почему Святая Церковь и ознаменовала его, наравне с днем смерти Господа, печатью поста в продолжение всего года. - Кто любит Спасителя своего, тот не будет нарушать этой печати: тот со всей верностью хранит знамение скорби и сетования по Возлюбленном. Ибо, хотя предание, равно как и смерть Господа, послужило - своими последствиями - к спасению всего мира, но тем не менее это действие - самое черное и отвратительное. Мне даже представляется оно преступнее самого распятия. Ибо распинатели Господа не знали Его, как должно; аще бо быша разумели, не быша Господа славы распяли (1 Кор. 2; 8). А здесь кто предает? Собственный ученик, один из двенадцати, то есть ближайший, - предает тот, кто слышал все беседы Господа, был свидетелем Его жизни и чудес, разделял с Ним, в продолжение более трех лет, и радости, и печали.    После всего этого предание так неожиданно в предателе, что сама Церковь в недоумении будет завтра вопрошать: " кий тя образ, Иудо, предателя Спасу содела? Еда от лика Апостольскаго тя отлучи? Еда дарования исцелений лиши? Еда иных ноги умыв, твои же презре? Еда от трапезы тя отрину? О, коликах благ не памятлив был еси! " (Великий Пяток. Утро. Седал. гл. 7).    Все было сделано для Иуды, и все им презрено! Что он не имел никакой причины сетовать и жаловаться на Учителя, показывают собственные слова и ужасный конец его:  согреших , - говорит он самим убийцам Учителя, - согреших, предав кровь неповинную ! (Мф. 27; 4).    Что же ввело тебя, несчастный, в этот ужасный грех? - Сребролюбие и диавол, - отвечают евангелисты. Нося ковчежец с деньгами, Искариот пристрастился к носимому, и оказался вором. После этого, святое общество Иисусово, в котором господствовал дух произвольной нищеты и самоотвержения, сделалось для него чуждым, тяжелым, противным душе, зараженной страстью. Иуде везде и во всем мечталась корысть и сребреники. Диавол не замедлил воспользоваться этой несчастной расположенностью сердца и, основав в душе Иуды жилище себе, заставил его смотреть на все происходившее не очами веры и любви, как смотрели прочие апостолы, а своекорыстным глазом мытаря и фарисея.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=721...

Феодорит относит и к демонам и к людям. О демонах: «По спасительных страданиях [Христа. – Г.Ф.] увидел я пад­шими демонов, которые, по своему произволению уподобляя себя естествен­ному цвету эфиопов, обольщают души людей» 597 . О людях: «Божественный лик апостолов, исполнившись духовной благо­дати, увидел и кровы мадиамския и жилища эфиопския, и целую вселенную исполнил Боговедения». 3. 8 Еда в реках прогневаешися, Господи? Еда в реках ярость Твоя? или в мори устремление Твое? Святой отец считает, что гнев Божий касается не природных стихий, а наро­дов, «ибо реками и морем пророк назвал народы». Однако действия Божии, от­мечает блж. Феодорит, направлены не на погубление народов, а на их спасение. Яко всядеши на кони Твоя и яждение Твое спасение (3,8). «Посему, как на некиих конях восседая на священных апостолах, всем верующим даруешь спасе­ние, а карательные орудия употребляешь на прекословящих» 598 . Слова песни пророка Аввакума легли в основу некоторых ирмосов чет­вертой песни богослужебного канона. Так, в ирмосе третьего гласа Осмогласника: Еда в реках прогневаешися, Господи, еда в реках ярость Твоя? или в мори устремление Твое? Очевидно, речь идет о том, что не на реки, не на природные стихии гнева­ется Господь, а устремление Его – на людей. В песне восьмого гласа Осмогласника говорится о спасении через Госпо­да, восшедшего на колесницу, конями которой являются апостолы. Всел еси на кони, апостолы Твоя, Господи, и приял еси руками Твоими узды их, и спасение бысть еждение Твое верно поющим: слава силе Твоей, Господи. В мире – скорбь и неправда. Скорбящие и разуверившиеся обращают свой застывший взор к небу. Оно вечно, бездонно, безмолвно. ...Нет правды на земле, Но правды нет – и выше. Так стонет Сальери у Пушкина. Пророческим взором созерцает Аввакум борьбу природных стихий, без­донных недр, гор и вод, небесных светил, ощутивших стопы шествующего Бога. Они трепещут, обрушиваются, шумят, останавливаются в своем дви­жении – Бог идет! Пришедшие в движение и объятые ужасом стихии в звучании Аввакумо­вой песни превращаются в образы Бога и правды Его, ногами израильтян вступившего в пределы обетованной отцам земли и сокрушающего нечестие хананейских племен.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

И паки: «В научения странна и различна не прилагайтеся». Но сии божественнии отцы, слышавше глас сей, поминаху наставники своя, яко святыя пастыри росийския – Петра, Алексия, Иону, Филиппа и прочыя учителей, тако и преподобныя – Антония, Феодосия, Сергия, Варлаама, Кирила, Зосиму и Саватия, и прочия чюдотворцев. И, поминающе, взираху на онех благочестия всесветлое, православия непорочное, догматов всецелое, жительства святое, скончания богоугодное; взирающе же на оныя, подражатели веры, подражатели и жития их явишася. И якоже они в Троицу единаго Бога вероваша, тако и сии вероваша; и яко они крестным знамением двема перстома знаменашася, тако и сии знаменашася; и яко они аллилуия сугубое пояху и пети во псалмоглаголаниих, тако и сии пеша и содержаша; и яко тии крестом трисоставным просфиры печаташа к тайнодействию, тако и сии печаошша; и якоже сия, тако и прочая церковная предания, чины и уставы, якоже они, тако непременно во всем содержаша. И занеже веру онех целу и непоколеблему, занеже предания тех неврежденны соблюдающе, в научении, странная от тех учений, в предания, иная от тех преданий, в чины и уставы, различная от тех чинов и уставов, преложитися не можаху. И не токмо не преложишася, но, за древлецерковное благочестие, за отеческая предания до смерти ставше, сладце и крови своя излияша. Аще убо святых веру целу и непорочну, аще предания церковная оных неврежденна, аще догматы благочестия тех нерушимы, содержавше, имеша, аще за содержание оных до смерти подвизашася, яве, яко и блаженства тех не не сподобятся. Еда не спасошася святии чюдотворцы, креститися двема перстома и благословляти научившии? Ей, спасошася! Еда не богоугодиша божественное аллилуия двойствене пети научившии и утвердившии? Ей, богоугодиша! Еда не соцарствуют. Богу и святым крестом трисоставным просфиры знаменавшии и знаменати предавшии? Всяко соцарствуют! Еда не святи суть чюдотворцы, иже догматы благочестия, предания церковная, чины же и уставы от греков приемшии, тако и нам предавшии? Воистину святи суть.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010