Тать — вор, разбойник. Тафта — плотная шелковая или хлопчатобумажная ткань с поперечными рубчиками. Тафья — небольшая шапочка, разновидность скуфьи, скуфейки. Тевтонский орден — католическая, духовно-рыцарская организация, основанная в XII веке. Существовало государство Тевтонского ордена. Орден был разгромлен в 1410 году в Грюнвальдской битве. В XVI веке на его землях возникло светское герцогство Пруссия. Темляк — петля из ремня или ленты с кистью на конце, которую носили на рукоятке шпаги, сабли или шашки. В русской армии темляк из орденской ленты был также наградным знаком отличия офицера. Темник — военачальник в монголо-татарском войске, командир тьмы, десяти тысяч воинов. Терем — в Древней Руси верхний этаж дома или отдельно стоящее высокое строение. Также назывались отдельные комнаты для девиц, помещаемые в верхней части высоких домов. Тесть — отец жены. Тиран — жестокий, единоличный правитель страны, деспот, угнетающий своих подданных. Токмо (др. — рус.) — только. Толмач — переводчик во время беседы, переговоров. Трагедия — драматическое произведение, изображающее напряженную борьбу, личную или общественную катастрофу и обычно оканчивающееся гибелью героя. Трактат (лат. обсуждение, рассмотрение) — международный договор, соглашение. Трансильвания — историческая область в предгорьях Карпатских гор на севере Румынии. В средние века Трансильвания управлялась венгерскими воеводами; была объектом постоянного пограничного спора между Венгрией (затем Австрией) и Турцией. Трапеза (греч. стол, кушанье) — обед, еда в монастыре. Траян (53—117) — римский император с 98 года. В результате его завоевательных походов Римская империя достигла максимальных границ: были завоеваны Дакия, Аравия, Великая Армения, Месопотамия. Трибунал (лат. судилище) — судебная коллегия; чрезвычайный или специальный суд, например революционный. Тризна — языческий обряд-пиршество у древних славян в память об умершем. Триумфальные ворота (триумфальная арка) — ворота, построенные в ознаменование победы.

http://azbyka.ru/fiction/istoriya-rossii...

ТИПИКОН (греч. образ, тип) - 1. Богослужебный устав. 2. Книга богослужебная, содержащая богослужебный устав, месяцеслов с Марковыми главами, соединяющими подвижный и неподвижный годовые богослужебные круги, правила о постах, правила монастырского общежития и указания о совершении храмовых праздников. ТРАПЕЗНАЯ (греч. стол, еда) - здание в монастыре, в которое монашествующие собираются для принятия пищи, т.е. на трапезу. Трапезная обычно расположена в специальном храме ТРЕБЫ - богослужения, совершаемые не ежедневно (т.е. не входящие в суточный богослужебный круг), а по их необходимости (по требованию). Требы делятся на содержащие совершения таинств - крещение, миропомазание, венчание, исповедь, елеосвящение; и не содержащие - отпевание, панихида, постриг, различные молебны, освящение дома. колодца и т.п. Совершителями треб являются священник или архиерей (за исключением крещения, которое в крайних случаях может совершаться мирянином). Чинопоследования треб содержатся в требнике. ТРЕБНИК - богослужебная книга, содержащая чинопоследования треб. Различаются малый требник и большой требник, более полный (напр. малый требник не содержит последования пострига). ТРЕЗВОН - праздничный радостный звон во все колокола с короткими перерывами. Совершается в праздничные дни, в торжественные места богослужения, во время крестного хода и др. ТРИКИРИИ (греч. трехсвечник) - подсвечник для трех свечей - принадлежность архиерейского богослужения. Согласно литургическим толкованиям три свечи соответствуют трем лицам Св. Троицы. Во время богослужения архиерей трикирием и дикирием благословляет народ. ТРИОДЬ (греч. трипесенный) - книга богослужебная, содержащая тексты изменяемых молитвословий подвижного годового богослужебного круга. По содержанию различаются Триодь Постная и Триодь Цветная. Постная содержит службы Великого поста и трех предшествующих недель. Цветная, иначе называемая пентикостарион (греч. пятидесятница), содержит службы от Пасхи до недели Всех святых (т.е. Пятидесятницы и еще одной недели). Название происходит от содержащихся в книге трехпесенных канонов.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Т Типикон ( греч, τυπικν – образ, тип) – 1. Богослужебный устав, сумма указаний, определяющая строение богослужений на все дни года. 2. Богослужебная книга, содержащая в себе систематическое указание порядка и образа совершения церковных служб, в том числе описание воскресных всенощных бдений, порядок соединения изменяемых и неизменяемых частей богослужения, указания о совершении храмовых праздников, а также правила о постах и правила монастырского общежития. Трапезная (от греч. τρπεζα – стол, еда) – здание в монастыре, в котором монашествующие собираются для принятия пищи; известны Т. палаты и специальные Т. храмы. Требник – богослужебная книга, содержащая чинопоследования частного богослужения (требы). Различаются Т. большой, малый и дополнительный. В большом Т. изложены последования таинств и служб (погребение усопших, освящение воды, пострижение в монашество), а также: молитвословия на разные житейские обстоятельства (освящение помещений, плодов земных и различных предметов, испрашивание благословения Божия, отгнание злых духов и многое другое), чины принятия Православной Церковью в свое лоно находящихся вне ее, чины на освящение храма, Номоканон (собрание канонических правил, в основном касающихся порядка исповеди и устанавливающих епитимии за различные грехи), Месяцеслов и алфавитный указатель имен святых. Т. малый содержит извлечения из большого Т. последований тех треб, которые приходится совершать чаще других. Т. дополнительный содержит чины освящений храма и храмовых предметов (богослужебные сосуды, священные одежды, иконы, иконостас, колокол, крест на храме, крест, носимый на груди), сюда входят также чины освящения артоса, кладезя, пчел, благовонных зелий и др. Требы – богослужения, совершаемые «по требованию», т. е. в особых случаях, по просьбе одного или нескольких верующих. В число Т. входит совершение таинств (кроме Евхаристии и Хиротонии), а также других молитвенных последований (отпевание, панихида, постриг, различные молебны, освящение и т. п.). Чинопоследования Т. содержатся в Требнике.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/t...

будучи благ, я пришел в неоскверненное тело (др.-греч.). 65 то, что будет родственно душам нашим, он позволил есть, а то мясо, которое будет противно, – воспрепятствовал (др.-греч.). 66 они излагали скорее врачебное, нежели физическое, мнение (др.-греч.). 67 мудрствующие по-реченному (др.-греч.). 68 Справедливо будет поверить твоему прекрасному объяснению, ибо нет ничего лучше, чем всей душою принять божественные запечатления закона (лат.). 69 правый логос природы... закон (др.-греч.). 70 мудрец называется богом для неразумного (др.-греч.). 71 потому что и мир согласен с законом, и муж закона есть одновременно гражданин мира, направляющий свои действия сообразно желаниям природы, по которой управляется и весь мир (др.-греч.). 72 ибо зиждитель мира, законодательствуя, сострадает нам по природе (др.-греч.). 73 ибо он всегда прилежал к численному умозрению (др.-греч.). 74 учение же Моисеево, а не мое (др.-греч.). 75 Гомер, конечно, был бы нечестивцем, если бы не говорил иносказаниями (др.-греч.). 76 далеко по сущности... но очень близко силою, которая заключает все в своем лоне (др.-греч.). 77 все, что свойственно лучшему виду (др.-греч.). 78 так что время занимает место как бы внука Божия (др.-греч.). 79 есть и такое тайное слово, которое следует вверять слуху старейших, заградив уши юных (др.-греч.). 80 По счислении которых восполняется седмичное число: во-первых, Говорящий, во-вторых, Слово, в-третьих, творческая сила, в-четвертых, начальственная, затем под творческой – пятая, благодетельная сила, а под царской – шестая, карательная. Седьмой же есть мир, состоящий из видов (лат.). 81 дух, обращенный на себя (др.-греч.). 82 те, что ближе к земле и больше любят тело (др.-греч.). 83 Боговещанное слово (др.-греч.). 84 что ни скажет Бог, суть не слова, по деяния (др.-греч.). 85 идея идей (др.-греч.). 86 малый мир... малое небо (др.-греч.). 87 горячий и пламенеющий дух (др.-греч.). 88 Ибо Исида есть женское начало природы, приемлющее всякое становление, поскольку Платон называет ее кормилицей, а многие – «тысячеименной», потому что она, изменяемая Логосом, принимает все виды и обличья (др.-греч.). 89

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=100...

Надо отметить, что с формальной стороны архиепископ Амвросий сохраняет в первую очередь наиболее типичные и живые (то есть понятные, находящие отклик у носителей русского языка) черты классического церковнославянского языка. Это, прежде всего, касается словообразовательных особенностей лексического состава его текста: в нём традиционно много словосложений, в том числе и не подкреплённых соответствующими по структуре эквивалентами греческого оригинала, при этом многие словосложения имеют значение и функцию элатива. Например: греч. τα – слав. добоглема л. 2], греч. συνοχη – слав. л. 4], греч. διειδε – слав. чистовидная л. 43], греч. δεκτικν – слав. добоприятельна л. 43], греч. ργανικω слав. органочленнаг л. 52об.], греч. ρμν – слав. склонностремительном л.53об.], греч. χλος – слав. л. 56об.], греч. κεχρωσμνον – слав. цветовидное л. 57об.], греч. μεταξ – слав. междоместное л. 57об.], греч. οξτητα – слав. л. 57об.], греч. φυτ – слав. садоращени л. 68]; греческие слова с πρατυμ передаются словосложениями с первым элементом неудобо-: διγνωστα – недоборазпознаваема л. 36об.], νατο – недобосцелен л. 72об.] и т. п. В русле той же тенденции можно рассматривать замену простого греческого слова словосочетанием типа: греч. γει – слав. предводительствющее бывает л. 63]. Элативные образования, называющие и характеризующие сущности и явления трансцендентной сферы, имеют в своём составе префиксоиды все-, пре-, само-, эквиваленты которых также необязательно присутствуют в греческом тексте, например: греч. περτβλ «κα προτλειο» ‘сверхсовершенный и предсовершенный’ в переводе получают дополнительный признак превосходства – самопресовершенный и вся л. 7], греч. περοδναμον ‘безгранично сильное’ Амвросий передаёт как всепремогщее л. 9], греч. πντων κρατοσαν κα ρχοσαν ‘всем правящую и владеющую’ переводится как вседержителню и гдоначалню л. 9об.], греч. κνησ ‘движение’ – как самодвижность л. 16об.], греч. ποιητη ‘творец’ – слав. вседетель л. 29], греч. σφαιροειδη’ ‘шаровидное’ – слав. самокрговидное л. 34], греч. ριστοτχνην ‘лучшего созидателя’ – слав. всехитраго хдожника л. 36], греч. πρεπωδστατο‘достойнейший’ – слав. всеприличнейший л. 51об.] и т. п.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Евдоким (славный, греч.), праведный каппадокианин, 31 июля. Евдокия (благоволение, греч.), преподобномучевица, 1 марта. Евдокия преподобномученица, 4 августа. Евдоксий (благославный, греч.), муч. севастийский, с Аттиком и др., 3 ноября. Евдоксий комит, муч. мелитинский, 6 сент. Евдоксия (благославная, греч.), дева, муч. александрийская, 31 янв. Евелпист (благонадежный, греч.), муч. римский, 1 июня. Евиласий (благоуветливый, греч.), муч. кизический, 6 февр. Евкарпий (благоплодный, греч.), муч. никомидиский, 18 мар. Евкарпий воин, муч. амисийский, 23 янв. Евклей (благославный, греч.), из 10 мучч. в Пергии, 1 авг. Евкул (вернее Еввул), 30 дек. Евладия (благоречивая, греч.), девица, мученица варкинонская, 22 августа. Евлампий (благосветлый, греч.), муч. никомидийский, 10 окт. Евлампий муч., с Диомидом и др., 3 июля. Евлампий муч., 5 мар. Евлампия , мученица никомидийская, 10 окт. Евлогий (благословный, греч.), муч. палестинский, 5 марта. Евлогий , еписк. едесский, исповедник, 25 авг. Евлогий , архиеп. александрийский, 13 февр. Евмений (благосклонный, гр.), еписк. гортинский, 18 сент. Евника (благопобедная, греч.), мученица, 28 окт. Евникиан (благопобедный, греч.), из 10 мучч. критских, 23 дек. Евноик (благосклонный, гр.), из 40 мучч. севастийских, 9 мар. Евод (благопутный, греч.), ап. из 70, 7 сент. Евод с Анастасиею , 22 дек. Евод . муч. вифинский, 29 июля. Евод (благопутный, благоуспешный, греч.), муч. никомидийский, 1 сент. Евпл (благоплавающий, греч.), диакон, муч. катанский, 11 авг. Евпор (удобный для пути, богатый, греч.), из 10 муч. критских, 23 дек. Евпраксия (благоделание, греч.), преп. фиваидская, 25 июля. Евпсихий (благодушный, гр.), муч. кесарийский в Каппад., 7 сент. Евпсихий , муч. кесарийский другой, 9 апр. Евсевий (благочестивый, гр.), муч. керкирский, 28 апр. Евсевий , муч. александрийский, 4 окт. Евсевий , муч. никонидийский, 24 апр. Евоевий , муч. никомидийский, 20 янв. Евсевий , муч. финикийский, 31 сент. Евсевий , еписк. самосатский, муч., 22 июня. Евсевий , пустынник сирийский, 15 февр.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

иллирийские, 18 авг.     Флор преп., еп. амисский, 18 дек.     Фока (морская собака, морское животное, греч.), еп. синопский, 22 сент. и 22 июля.     Фока, градарь, муч. синопский, 22 сент.     Фока, муч. цареградский, с Иулианом и др., 9 авг.     Форвин (у греков Фервин, питающий, греч., кипящий, лат.), 5 апр.     Фортунат (благополучный, счастливый, лат.), из 70 апп. 4 янв.     Фостирий (осветитель, прояснитель, греч.) преп., 5 янв.     Фотида (светлая, греч.) и сестра ее Фотина Самарянына, мучч. Римской, 20 марта.     Фотиния (Фотина, светлая, греч.), преп. палестинская, 13 февр.     Фотин (светлый, греч.), он же Виктор, сын Фотины Самаряныни, муч. римский, 20 мар.     Фотин, муч. с Маврик ием, 22 февр.     Фотий (светлый, греч.), муч. никомидийский 12 авг.     Фотий, митрополит киевский, 2 июля и 27 мая.     Фото, муч. римская с Фотиною Самарян., 20 марта.     Фот (у греков Фотий) муч., 28 окт.     Фронтасий (смелый, дерзкий, лат.) муч., и Фронтон священномуч. петрогор., 4 июня.     Фрументий (хлебный, лат.), архиеп. индийский, 30 ноября.     Фулвиан (желтоватый, рыжий, лат.), князь ефиопский, в крещении Матфей, 16 ноября.     Фусик, муч. пероидский, 17 апр.     Хараламний (радостию сияющий, греч.), священномуч., еп. магинский, 10 февр.     Харисим (прелюбезный, лат.), муч. киликийский, 22 авг.     Харита (любезная, греч.), мученица римская, 1 июня.     Харитина (благодатная, греч.), муч. 5 окт.     Харитон (благодатный, греч.), муч. римской, 1 июня.     Харитон клирик, муч. анкирский, 23 янв.     Харитон муч., 9 сент.     Харитон, преп. палестинский, 28 сент.     Хариесса (милая, веселая, греч.), муч. коринфская, 16 апр. и 10 мар.     Херимон (радующийся, довольный, греч.), муч. адександрийский, 4 окт.     Херимон, преп. египетский, 16 авг.     Хиония (снежная, греч.) дева. муч. иллирийская 16 апр.     Хиония египтяныня, муч. кесарийская, 16 июля.     Хрисанф (златоцветный, греч.), муч. римский, 19 марта.     Хрисия (золотая, греч.) дева, муч. римская, 30 янв.     Хрисогон (возникший из золота, рожденный золотом, греч.), муч.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

    Филагрий (любящий дикое место, деревню, греч.) священномуч., еп. Кипрский, 9 февр.     Филадельф (братолюбец, греч.), муч. италийский, 10 мая.     Филарет (любитель добродетели, греч.) милостивый, 1 дек.     Филетер (любитель друзей, греч.), муч. никомид. 30 дек.     Филикитата (осчастливленная, греч.), муч. африканская, 1 февр.     Филикс (вернее Феликс, см. выше), муч. аполлониадский, 6 июля.     Филикс, муч. варкинонский, в Испании, 22 авг.     Филимон (любимый, целуемый, греч.), из 70 апп., 19 февр. и 22 ноября.     Филимон, 14 дек.     Филимон, муч. кизический, 29 апр.     Филиппия (любящая коней, греч.), мученнца, 21 апр.     Филипп (любящий коней. греч.), из 12 апп. 14 ноября.     Филипп, отец Евгении. 24 дек.     Филипп диакон. из 70 апп., 11 окт.     Филипп, муч. римский. из 7 сынов Филицаты, 25 янв.     Филипп, муч. никомидийский. 17 авг.     Филипп, муч. апамейский, 22 февр.     Филипп, мптрополит московский, 9 янв. и 3 июля.     Филит (φιλιτο_σ любимый, греч.) синклитик, 23 марта.     Филицата (счастие, лат.) и 7 сынов ее, 25 янв.     Филогоний (любящий детей своих, греч.), еписк. антиохийский, 20 дек.     Филоктимон (любостяжательный, греч.), из 40 мучч. севастийских, 9 марта.     Филолог (любитель слова, наук, греч.), из 70 апп., 5 ноября.     Филонилла, мученица 11 окт.     Философ (любомудр друг мудрости, греч.), муч. египетский, 31 мая.     Филофей, муч. самосатский, 29 янв.     Филофей, пресвитер и чудотворец, 15 сент.     Филумен (любимый, греч.), муч. анкирский 29 ноября.     Фил (друг, греч.), из 26 мучч. готфских, 26 марта.     Финеес (медной рот, евр.), св. 12 марта.     Фирмин (крепкий, лат.) и Фирмос, мучч. 24 июня.     Флавиан (Флавиев) исповедник, патриарх цареградский, 18 февр.     Флавий (желтый, лат.), из 40 мучч. севастийских, 9 марта.     Флегонт (горящий, сожигающий, греч.), из 70 апп., еп. марафонский, 8 апр.     Флорентий (цветущий, лат.), муч., солунянин, 13 окт.     Флорентий, преп. нурсийский, 23 авг.     Флорентий, 30 дек.     Флор (цветущий, лат.) и Лавр, мучч.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Пройду через все зоны, Все таинства Я открою, Богов покажу отличье, И сокровенное святого пути Передам, именуя знаньем (др.-греч.). 40 Симоново магическое учение, служащее ангелам (лат.). 41 количество, которым можно пренебречь (фр.). 42 Θες – любой бог, ϑες (с определенным артиклем). – Бог как таковой. 43 с точки зрения вечности (лат.). 44 не ясно (лат.). 45 Я послан только к погибшим овцам дома Израилева (др.-греч.). 46 царственная сила (др.-греч.). 47 Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы (др.-греч.). 48 внутри нас (др.-греч.). 49 различение духов (др.-греч.). 50 как Он знает Писание, не учившись (др.-греч.). 51 кто из вас обличит Меня в грехе (др.-греч.). 52 смело общаться со всеми (др.-греч.). 53 первой же причиной представляется та, о которой мы говорим «ради чего-то», потому что это смысл (логос), а смысл есть одинаково начало и для искусственно, и для естественно возникшего (др.-греч.). 54 которые обладают неким собственным проявлением того, что видится (лат.). 55 Его мы и род (вместо «Твои») (др.-греч.). 56 нрав – божество для человека (др.-греч.) 57 в список святых (лат.). 58 кто-то из добродетельных, мудрых людей (др.-греч.). 59 Последний собрал множество (примеров) такого рода, но некоторые настолько отвратительны, настолько непристойны, что стыдно и сказать (лат.). 60 некоторые пифагорейцы, неверно поняв смысл этого положения, думали, будто в нем говорится, что та неопределенная и безмерная двоичность (неопределенная двоица) считается установленной единственной единичностью, отошедшей от своей природы и перешедшей в состояние двоичности, – и неправильно, потому что тогда бы существовавшая единичность перестала быть таковой и возникла бы двоичность, которой не было, и Бог превратился бы в множество, а единичность – в безмерную и неопределенную двоичность (лат., др.-греч.). 61 так как один Бог, то и храм один (др.-греч.). 62 некто из божественного сонма (др.-греч.). 63 ...те, кто воспринял их нравы, делают то же самое (обрезание) и всего прежде научаются презирать богов, отвергать родину, ни во что не ставить родителей, детей, братьев (лат.). 64

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=100...

Феоктиста (Богом созданная, греч.) дева, муч. александрийская, 31 янв. Феоктиста , преп. лезвияныня, 9 ноября. Феоктист (Богом созданный, греч.), муч. никомидийский, 2 окт. Феоктист , преп. спостник Евфимию Великому, 3 сент. Феоктист , игумен сицилийский, 4 янв. Феона (Богом пособляемый, греч. ννημι), иначе Синесий, муч. никомидийский, 5 янв. Феона , муч. никомид., 19 апр. Феона преп., 5 апр. Феонилла , муч. момпсвестийская, 29 окт. Феопемпт (посланный Богом, греч.), еп. и Феона , мучч. никомидийские, 5 янв. Феопистия (вернее Феописта, Богу верная, греч.) и Феопист , мучч. римской, 20 сент. Феопрепий (Боголеп, греч.), муч. иллирийский, 23 мар. Феопрепий , муч. фракийский, 22 авг. Феостирикт (утвержденный на Боге, греч.) муч., 10 февр. Феостирикт преп., в Символах, 10 ноября. Феостих (Божий порядок, Божий строй, греч.), муч. кизический, 29 апр. Феост (вернее Фст, – праздничный, веселый, лат.), 19 сен. и 21 апр. Феотекн , (Богораждающий, греч.) воин, муч. антиохийский, 10 окт. Феотих (Богосчастливый, греч.) и три протектора, мучч. египетские, 14 дек. Феофания (Бога являющая, греч.) царица, 16 дек. Феофан (Бога являющий, греч.), исповедник и постник, 9 сент. Феофан пр. антиохийский, 10 июня. Феофан исповедник, инок сигрианский, летописец, 12 мар. Феофан преп., исповедник и творец канонов, 11 окт. Феофан преп., гражданин газский, нищелюбец, 29 сент. Феофила (Боголюбимая, счастливая, греч.), муч. никомидийская с двумя тмами мучч., 28 дек. Феофилакт (Богохранимый, греч.) исповедник, еп. никомидийский, 8 марта. Феофил (Боголюбимый, друг Божий, греч.) диакон, муч. никомидийский, с двумя тмами мучч., 28 дек. и 3 сент. Феофил , муч. мелитинский, 7 ноября. Феофил муч., с Трофимом и др., 23 июля. Феофил , муч. в Кесарии каппад., 6 февр. Феофил , из 40 мучч. севастийских, 9 марта. Феофил диакон, мучч. ливийский, 8 янв. Феофил , пустынник из Оксиринха, 2 дек. Феофил новый, муч. кипр. от срацын, 30 янв. и 12 июня. Феофил преп., тивериопольский, 10 окт. Феофил , из 42 мучч. амморейских, 6 марта.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010