Отречься от любви ко Христу, предать Его не было абсолютно никакого, ни малейшего, основания, даже если предположить, что это было вызвано только самовнушением, ошибкой, недоразумением, порожденным человеческой слабостью. «Кий тя образ, Иудо, предателя Спасу содела, – спрашивает Восточная Церковь в Великую Пятницу – еда от лика тя апостольска разлучи; еда дарования исцелений лиши, еда со онеми вечеряв, тебе от трапезы отрину; еда иных ноги умыв, твои же презре?» (Утреня, Седален, глас 7). На все эти вопросы Иуда должен ответить отрицательно: Христос не сделал абсолютно ничего такого, что могло бы оскорбить сердце Иуды, попрать его достоинство, унизить его как человека. Любовь Христа к Иуде была безупречна и ничем не омрачена. Так что же побудило его отречься от любви к своему Учителю и Господу? Как мог он предать Христа, Который недавно умыл ему ноги, Который преклонился перед ним – не только как человек, но и как Бог? Восточное благочестие не находит для этого потупка никакого оправдания и поэтому переживает его как ужасающее злодеяние, глубоко потрясающее душу всякого человека.       Но не только Иуда не имел никаких оснований для предательства Христа. Ни один человек не имеет ни малейшего основания для отречения от своей любви к Спасителю. Восточная Церковь претерпевает и критику и открытые нападки в свой адрес, ибо знает, что человеческое ее начало грешное и поэтому раскаяние в совершенных ошибках необходимо. Но она не допускает никакой критики по отношению ко Христу. Тот, кто отрекается от своей любви ко Христу, грешит пред Ним как Другом человеков, обнаруживая свою глубокую духовную испорченность. Ведь предать Христа значит отвергнуть Его как Спасителя и тем самым погубить самого себя: «Днесь Иуда оставляет Учителя, и приемлет диавола, ослепляется страстию сребролюбия, отпадает Света омраченный» (Антифон 4-й, глас 5), – поет Восточная Церковь в Великую Пятницу. Поэтому, когда советский писатель Демьян Бедный (1883-1945) попытался в своих произведениях изобразить Иуду как революционера, а его предательство представить как бунт пролетариата, этим он никого не убедил, даже самих коммунистов: никто в России не мог считать Иуду героем и видеть в нем одного из основоположников пролетариата.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

У нас же ни един убо муж даде нам имя, вера же сама токмо». И паки 202 : «Еда отцепихомся от Церкви? Еда бо ересеначальников имамы? Еда бо от человек наречение прияхом? Еда бо вождь кто нам есть, якоже овому убо Маркион, овому же Манихей, овому Арий, другому же ин кто ересеначальник?» То же подтверждая, и Афанасий Великий вещает 203 : «Всяка вера на земли, во имя человека именуема, глаголю же от Симона симониане, от Маркиона маркиониты, от Ария ариане и от Евномия евномиане; сия вся и прочая, иже суть человеков имена, и их ради тако именуемые веры, не суть Божия, ниже Бог в них. Аще бо Божия суть, чего ради именами человеков именуются и почитаются? Похвала убо нам похвал будет Соборная Церковь , и еже проповедатися и именоватися христианом, яко не от человека именовавшеся, но от Бога просветившеся». [Довод II, от неимения священства.] II.Omщenehцы не имеют у себя нужнопотребного чина священнического. Ибо, первое, вся их беспоповщина не токмо священства не приемлют, но якобы за преселением благодати хиротонии на небо совсем того и на земли быть не признают. Они вместо сего вверяются по духу простым старцам и старицам, мужикам и бабам, кои, невежды суще и не званные от Бога, самовольно взимают на себя и сан учительства, учаще, яже не подобает, и иерейское дерзают творити, как то: крестить новорождённых или перекрещивать приходящих к ним, исповедывать и прочие исправлять требы; а иные даже и литургию священнодействовать не страшатся 204 . Не противно же ли это и божеским, и церковным издревле уставленным узаконениям, вся оная действия духовенству токмо присвояющим, как предъявлено в §5? Второе, касательно поповщины, они, хотя, по признанию их, священства не отвергают, в самой вещи у них того нет. Ибо лишаются они, во-первых, в благодать архиерейства облечённых мужей, а сии-то особы и суть начальнейшие апостольского строения преемники, коим, как пишется в «Кормчей» 205 , поручены суть людие Господни; и кои, по блаженному Феофилакту 206 , священные чины поставляют и совершают.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/nastavle...

И псалмы с необычайной выразительностью открывают нам эту великую тайну. И далее опять так явно: «яко Аз на раны готов, и болезнь Моя предо Мною…» И вскоре, по мирной ектении, тропарь «Егда славнии» с каждением всего храма. Благоухание слова Божия переполнит умы и сердца, вопрос только в том, как отзовемся на слышимое. И первой зазвучит прощальная беседа Господа с учениками. Не станем ее подробно комментировать, пусть каждый слушающий воспримет самое дорогое, отозвавшееся в его собственной судьбе. «Не оставлю вас сиротами; приду к вам» слышат новые и новые ученики и прилепляются любовью к Божественному Учителю. Мы не будем и далее, за редким исключением, подробно объяснять Евангельские тексты просто в силу того, что и толкований множество, и замечательных проповедей на тему Страстей Христовых более чем достаточно (отметим для интересующихся слова трех новых Златоустов: святителей Илии Минятия , Филарета Московского и Иннокентия Херсонского ). Возвратимся, однако, к службе 12-ти Евангелий. В пяти первых чтениях после прощальной беседы Спасителя описывается собственно предательство Иуды, взятие Господа Иисуса под стражу, суд Синедриона, суд Пилата, скорбный путь до Голгофы. Тем временем между чтениями поются 15 антифонов по три после каждого евангельского фрагмента, каждую же троицу антифонов завершает малая ектения и певаемый по ней седален. Тексты антифонов раскрывают события от Великой Среды до Распятия и смерти Спасителя. Церковь-Невеста дивится красоте Жениха-Христа, Его Божественному смирению, неизреченному долготерпению, ничем не помрачаемой любви. Священное недоумение вызывает суетное, тщетное «шатание» врагов Христовых. Место негодования занимает слушание обличений Иуде, Каиафе и всему «соборищу иудейскому», эти слова совершенно ясно обращены к каждому из нас как совиновнику происходящего: «Кий тя образ, Иудо, предателя Спасу содела? еда тя от лика апостольска разлучи? еда дарования исцелений лиши? еда со онеми вечеряв, тебе от трапезы отрину? еда иных ноги умыв, твои же презре? О коликих благ непамятлив был еси! И твой убо неблагодарный обличается нрав, Того же безмерное проповедуется долготерпение, и велия милость».

http://azbyka.ru/strastnaya-sedmica-shap...

«Еда вси Апостоли? Еда вси пророцы? Еда вси учители? Еда всн силы? 45 » – писал он же к Коринфским Христианам по случаю их своеволия и нестроений. Эту исключительность права на власть пастырства в Церкви Апостолы всегда усвояли себе на основании непосредственного избрания и уполномочения их Самим Иисусом Христом. Так Апостол Павел, некогда вынужденный доказывать Коринфянам достоинство своей пастырской власти, указывает на Божественное призвание свое к апостольству: «Несмь ли Апостол», – говорит он, – «несмь ли свобод? Не Иисуса Христа ли Господа видех? 46 " И во всяком другом случае достоинство своего служения и своей власти, главным образом, полагали в том, что они призваны к апостольству ни от человек, ни человеком, но Иисусом Христом и Богом Отцом, воскресившим Его от мертвых 47 , и что благовествование, благовещенное ими, несть по человеку 48 . Веруя в важность своего непосредственного призвания, Апостолы верили также, что они всегда действуют под непосредственным руководством Божественным, что они в себе имеют ум Христов 49 и Духа Божия 50 ; а потому определения своей власти почитали высшими, неизменными, утверждающими только то, что изволися Святому Духу 51 . Такая чрезвычайная благодатная власть, вверенная Апостолам, не должна была ограничиваться только их временем и окончиться в мире вместе с окончанием их апостольского служения. Иисус Христос принес искупительную кровавую жертву свою не о современном только Ему мир, но и о гресех всего мира 52 , а потому и благодатная сила, как плод искупления, ниспосланная Апостолам для возрождения и освящения верующих в Искупителя, должна была переходить из рода в род до скончания века, как благодатный дар, приобретенный Божественной кровью для людей всех времен и как Божественный орган, передающий и распространяющий силу искупления и возрождения на все века и поколения. Соображая это, согласно с постоянным и неизменным верованием Православной Церкви, не иначе можно верить, что Искупитель, уполномочивший Апостолов совершать Божественное домостроительство спасения рода человеческого, уполномочил в лице их и дал в них и чрез них на все времена овы убо Апостолы, овы же Пророки, овы же благовестники, овы же пастыри и учители к совершению святых...

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Elagin...

Святой Златоуст и другие наши толковники полагают, что святой Павел их-то собственно и имел в мысли, но не поименовал, чтоб не ожесточить их. Между тем цель достигалась и таким образом речи. Ибо если нельзя ставить себя под знамя Апостолов, тем более нелепо ставить себя под знамя тех, которые несравненно ниже их. Стих 13.  Еда разделися Христос? Еда Павел распятся по вас, или во имя Павлово крестистеся? Одних этих вопросов достаточно было, чтобы разорить паутинные сплетения коринфских мудрецов: «Апостол не доказывает, а только предлагает вопрос, в знак очевидной нелепости заключающейся в нем мысли» (Святой Златоуст).  Еда разделися Христос?  Христос есть единый глава Церкви; и Церковь есть едино тело под главою Христом. Как же вы наделали себе столько глав? Как при этом и тело Церкви пребудет едино, будучи поставлено под разные главы? «Значит вы разделили Христа и расторгли тело Его» (Святой Златоуст). Святой Златоуст прибавляет затем: «некоторые находят здесь и такую мысль: разве Христос расторг и разделил Церковь между людьми, и одну часть взял Себе, а другую отдал им?» Апостол, сказавши этим, что мы все соединены под единым Христом Господом и потому нелепо избирать себе в головы человека, хочет сказать теперь, что и все блага духовные мы имеем непосредственно от Него. И потому нелепо прилепляться так к людям и как бы чаять от них всего. Он умер за нас, и мы, чрез святое крещение вступая в общение смерти Его, приемлем отпущение грехов и ветхую жизнь переменяем на новую благодатную. В этот собственно момент мы становимся и христианами. Сказать бы только: как же все это вы перезабыли? Но святой Павел сильнее и впечатлительнее выражает все это вопросами:  еда Павел распятся по вас? Или во имя Павлово крестистеся?  Блаженный Феодорит мысль Апостола здесь сокрытую так изображает: «Не Он ли один за всех вас приял смерть? Не в Его ли имя прияли вы благодать крещения? Человеческих ли имен призывание даровало вам оставление грехов?» Но контраст в слове Апостола поразителен.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-na-...

382 «Кий тя образ, Иудо, предателя Спасу содела? Еда от лика тя апостольска разлучи? Еда дарования исцелений лиши? Еда со онеми вечеряв, тебе от трапезы отрину? Еда иных ноги умыв, твои же презре? О коликих благ непамятлив был еси! И твой убо неблагодарный обличается нрав. Того же безмерное проповедуется долготерпение и велия милость» (Великая Пятница, утреня, седален после 6-го антифона). 383 «Днесь Иуда оставляет Учителя и приемлет диавола, ослепляется страстию сребролюбия» (Великая Пятница, утреня, антифон 4). 385 Евангелисты Марк и Лука поясняют, что именно в этот день надо было заколать пасхального агнца: «В первый день опресноков, когда заколали пасхального [агнца], говорят Ему ученики Его: где хочешь есть пасху? мы пойдем и приготовим» ( Мк. 14: 12 ), «Настал же день опресноков, в который надлежало заколать пасхального [агнца], и послал [Иисус] Петра и Иоанна, сказав: пойдите, приготовьте нам есть пасху» ( Лк. 22: 7–8 ). 386 Хотя описание Тайной вечери в Евангелии от Иоанна разительно отличается от описания синоптиков (в нем нет описания установления Таинства Евхаристии, в нем есть отсутствующий у других евангелистов рассказ об омовении ног, в нем приведена прощальная беседа Христа с учениками), нет сомнения, что у всех евангелистов описана одна и та же вечеря. Это видно, в первую очередь, по тому, какой момент земного служения Христа был выбран для этой вечери, ср.: «Перед праздником Пасхи Иисус, зная, что пришел час Его перейти от мира сего к Отцу, явил делом, что, возлюбив Своих сущих в мире, до конца возлюбил их» ( Ин. 13: 1 ) и «Учитель говорит: время Мое близко; у тебя совершу пасху с учениками Моими» ( Мф. 26: 18 ), а также по единству тем беседы Господа с учениками. Наконец, согласно всем Евангелиям, именно на этой вечере Христос сказал ученикам о предателе. 388 См.: «…в четырнадцатый день второго месяца вечером пусть таковые совершат ее [Пасху] и с опресноками и горькими травами пусть едят ее» ( Числ. 9: 11 ); «В первый месяц, в четырнадцатый [день] месяца вечером Пасха Господня; и в пятнадцатый день того же месяца праздник опресноков Господу; семь дней ешьте опресноки; в первый день да будет у вас священное собрание; никакой работы не работайте; и в течение семи дней приносите жертвы Господу; в седьмой день также священное собрание; никакой работы не работайте» ( Лев. 23: 5–8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/chetver...

«Как сильно говорит нам эта Кротость небесная: «научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем!» Вот как надобно переносить обиды, наносимые людьми, близкими нам, нашими друзьями, нашими родными, людьми, которым мы делаем много добра! Называя несчастного ученика другом, Господь дает ему видеть, что любовь Божественная еще готова принять его и теперь, показывает скорбь любви о несчастном ученике; дыханием любви Господь желает смягчить и исцелить рану души его! Вот любовь, которая, не думая о своих опасностях, заботится о положении врага своего!» (Филарет, архиеп. Черниговский). Этих слов Господа было достаточно, чтобы открыть предателю самого себя: они во всей наготе представили ему его ужасное дело. Что мог отвечать преступный ученик своему Учителю и Господу? Он молчал, потому что злое дело говорило само за себя; потому что был вполне безответен перед своим Благодетелем, как это выражает Святая Церковь в песнопении: « «Кий тя образ, Иудо, предателя Спасу содела? Еда от лика тя апостольска разлучи? Еда дарования исцелений лиши? Еда со бнеми вечеряв, тебе от трапезы отрину? Еда иных ноги умыв, твои же презре? О коликих благ непамятлив был еси!»...» (Служба Великого Пятка). «Уже преданный нечестивым лобзанием Богочеловек восхотел показать врагам Своим, что Он предает им Сам Себя, и что без Его собственной воли ни предатель, ни они не могли бы ничего сделать. Обратившись к толпе, Иисус спросил громко: «кого ищете? Иисуса Назорея», – отвечали старейшины отряда. «Это Я», – отвечал Иисус. Услышав слова эти, стража, как бы от какого-то необыкновенного удара громового, вся пришла в величайшее замешательство, – говорит Иннокентий, архиепископ Херсонский, – большая часть невольно отступила назад, многие от страха припали к земле. В кратком слове, вышедшем из уст Иисуса, казалось, заключалась некая тайная сила, непреодолимая, всемогущая. Будто молния сверкнула им в лицо. И это было следствием необыкновенной силы духа, с которой выражалась теперь святая решимость идти на крест, – некиим отблеском Божества, обитающего в Иисусе Христе телесне. Когда толпа врагов успокоилась от первого страха, Иисус подошел к ним и снова спросил: «кого ищете?» Толпа отвечала уже смелее, что ищет Иисуса. Некоторые из слуг, более дерзкие, начали принимать меры, чтобы захватить и всех учеников. «Я сказал вам», – отвечал Господь, – «что это Я... если Меня ищете, оставьте их, пусть идут». Стража невольно повиновалась этому, все еще страшному для нее голосу. Так исполнилось пророческое слово Иисуса Христа: «из тех, которых Ты Мне дал, Я не погубил никого» ( Ин. 18:8–9 )».  ТОГДА ПОДОШЛИ И ВОЗЛОЖИЛИ РУКИ НА ИИСУСА ,  И ВЗЯЛИ ЕГО .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

Во многих песнопениях Великого Четверга и Великой Пятницы слышится глубокая скорбь о страждущем Спасителе и о неблагодарности и предательстве ученика. О, Иудо, каким образом ты стал предателем: «Кий тя образ, Иудо, предателя Спасу содела? Еда (разве) от лика тя апостольска разлучи? Еда дарования исцелений лиши? Еда со онеми вечеряв, тебе от трапезы отрину? Еда, иных ноги умыв, твои же презре? О, коликих благ непамятлив был еси! И твой убо неблагодарный обличается нрав, Того же (Господа) безмерное проповедуется долготерпение и велия милость». Завершается прощальная беседа Христа. Близки крестные страдания. Христос ободряет Своих учеников: «Зрите (смотрите), рекл еси, друзи, не ужасайтеся: ныне бо приближися час яту (взяту) ми быти и убиену руками беззаконных: вси же вы разсеетеся, Мене оставивше» . «С Тобою умру, как благомыслящий, хотя бы все отверглись!» — воскликнул Петр . И ему со скорбной грустью отвечал Господь: «Не всю глубину Божественной Премудрости и ведения исследовал и судеб Моих не постиг ты, человек; посему, будучи плотью, не превозносись, ибо трижды отречешься от Меня» . Петр продолжал убеждать Христа в своей верности до конца, но Господь сказал: «Ты отвергаешь это, Симон Петр, но скоро убедишься в том, что сказано, и даже одна служанка, подошедши, устрашит тебя… горько восплакав, найдешь милостивым Меня». Христос в Гефсимании. «От веждей ныне сон отрясите, — ученикам рекл еси, Христе, — и в молитве бдите, да не внидите в напасть, и наипаче, Симоне: крепчайшему бо болий искус» . «Прискорбна есть душа Моя до смерти, — бодрствуйте со Мною», — просит Господь Своих учеников, апостолов Петра, Иакова и Иоанна. И отойдя немного, пал на землю Спаситель и начал молиться, дабы, если можно, миновал Его час сей крестных страданий и смерти , «и был пот Его, как капли крови, падающие на землю . Безгрешное человеческое естество Христа отвращалось от смерти, как несвойственной Ему по Его безгрешности. «И с сильным воплем и со слезами приносил Он молитвы к Могущему спасти Его от смерти» . Претерпевая предсмертные муки и борения, Христос являет послушание Отцу : «Отче Мой! Если не может Чаша сия миновать Меня, чтобы Мне не пить ее, да будет воля Твоя».

http://pravoslavie.ru/38199.html

В сем храме многие вещества сокрыты от нас и навсегда останутся недоступными для любопытного взора, например, вещества, составляющие основание его. Так точно многое сокрыто от нас и в устройстве Церкви Христовой нерукотворной. Для нас тайна – сотворение наше, тайна – падение наше, тайна – возрождение наше... и сколько таких тайн исповедует святая вера наша, в которые хотели бы сами Ангелы приникнуть и не могут проникнуть в них? При всем том, мы так же не можем сомневаться в них, так же не можем отвергать их, как не можем отвергать существования камней, находящихся в основании этого храма, хотя мы не видим и никогда не увидим их, пока будет существовать храм. Видимый храм созидали многие руки; но все делалось по одному плану, предварительно составленному испытанным художником и утвержденному властью высшею. Что было бы, если бы каждый участвовавший в его строении совершал дело свое без всякого отношения к этому плану? Тогда бы не было здесь храма великолепного; была бы только безобразная груда камней. Так точно не может создаться и из нас Церковь Христова – храм Духа Божия, как скоро захотим в деле спасения своего действовать каждый по своему собственному уму, по своей воле, без полного послушания уму и воле верховного Зиждителя Церкви святой. Молю вы, братие, именем Господа нашего Иисуса Христа ( 1Кор.1:10 ), пишет Апостол Павел, да тожде глаголете все, и да не будут в вас распри, да будете же утверждена в том же разумении, и в той же мысли. Еда разделися Христос? Кто убо есть Павел? Кто же ли Аполлос? Но точию служителе, имиже веровасте, и комуждо якоже Господь даде. Аз насадит, Аполлос напои, Бог же возрасти. Темже ни насаждаяй есть что, ни напаяяй, но возращаяй Бог . Бог есть действуяй во всех. Еда все Апостолы? Еда все пророки? Еда все учители? ( 1Кор.3:4; 12:6:29 ). Таким-то образом, слушатели, мы должны созидать из себя нерукотворный храм Божий, созидать непременно все. В построении вещественных храмов могут не участвовать многие, не терпя за это ни стыда, ни укоризны. Но в созидании духовного храма Христова, т.е. в украшении душ своих совершенствами Христовыми, в назидании ближних примером святой жизни своей могут и должны участвовать все, потому что всем нам обильно поданы от Живодавца силы, яже к животу временному и вечному.

http://azbyka.ru/otechnik/Apollos_Belyae...

Господь даде Церкви своей твердую не погрешность, якоже глаголет Апостол: церкви Бога жива, столп и утверждение истины ( 1Тим. 3:15 ) 10 О несмысленные Галаты! (св. отец разумеет здесь раскольников) Кто вы прельстил есть противитися истине? еда ли изменися Церковь ? еда ли преста священство? не пребудет ли Церковь до дне судного, и врата адова (по глаголу Господню) не одолеют ей? еда ли Христос Господь уже оставил есть Церковь свою, юже искупил есть честною своею кровию? еда ли солга, рекий: аз есмь с вами во вся дни до скончания века. Небо и земля мимоидет, словеса же Господня не мимоидут 11 . д) Необходимость принадлежать к православной Церкви для спасения Кроме Церкве святыни негде взять 12 . Та, еже вне православной Церкве, делаются добрые дела, аще и зело будут добрая, обаче суть бесплодна, не заслугующая себе спасения, понеже вне Церкви, ей же глава Христос, глаголяй: иже несть со Мною, на Мя есть, и иже не собирает со мною, расточает ( Лук. 11:23 ). Иже бо придержется Христовы Церкве, придержется самого Христа, припрягшагося Церкви своей, яко глава телу, и выну присутствующего оней. Чуждаяйся же Христовы Церкве, чуждается самого Христа, главы церковныя, без Христа же вся, еже мнится собирать добрая дела во спасение: не собирает, но расточает, ни заслуживает себе спасения. Член, от тела главою оживляемого и управляемого отсеченный, может ли жив и действен быти? Розга, от лозы виноградной отрезанная, и ветвь от яблони отломившаяся, могут ли плодотворити? никакоже. Сице и человек Христианский, аще бы и добродетельное житие проходил, егда отлучится от соединения православные Христовы Церкве, не может спасения получити. Внемлите, еже святейший Афанасий, Патриарх Александрийский, в своем Символе в начале глаголет: иже хощет спастися, прежде всех подобает ему держати Кафолическую веру, еяже аще кто целы и непорочны не соблюдет, кроме всякого недоумения, во веки погибнет. Такожде и на конце галголет: сия есть Кафолическая вера, еяже аще кто верно и известно верити не будет, спастися не возможет.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010