Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АВТОКЕФАЛИЯ церковная [греч. ατοκφαλον - букв. самоглавие]. Значение термина «А.» в истории Церкви менялось. В визант. эпоху «автокефальными» назывались архиепископии, независимые от местного митрополита и непосредственно подчиненные Патриаршей юрисдикции. В греч. канонической и церковно-исторической лит-ре до сих пор различают статус древних Патриархатов, равночестным с к-рыми признается Московский Патриархат, с одной стороны, и остальных автокефальных Церквей - с др., к-рые хотя и считаются вполне самостоятельными, но тем не менее не поставляются в один ряд с древними Вост. Патриархатами. Однако такое различение поместных Церквей по статусу лишено канонических оснований и в РПЦ не принято. Вселенская Церковь состоит из автокефальных поместных Церквей. Автокефальной считается поместная Церковь, вполне самостоятельная, не зависящая ни от какой иной поместной Церкви, хотя все автокефальные Церкви, являясь частями Церкви Вселенской, взаимозависимы. Автокефальная Церковь имеет самостоятельный источник власти. Ее первый епископ, ее глава, поставляется своими архиереями. Вселенский III Собор , утверждая древнюю А. Кипрской Церкви , предоставил «начальствующим» в ней свободу, «без притязания к ним, и без стеснения их, по правилам святых отец и по древнему обыкновению, сами собою совершати поставление благоговейнейших епископов» (прав. 8). Халкидонский Собор , лишая независимости диоцезы Понта , Ираклии и Асии, отдал право поставления митрополитов в этих областях К-польскому Престолу (прав. 28). Поскольку для архипастырской хиротонии нормальным образом требуется участие трех епископов, а поставление совершается на вдовствующую кафедру , из этого следует, что для автокефального бытия поместные Церкви должны иметь не менее 4 епископских кафедр. Факторами, дающими основание для учреждения новой автокефальной Церкви, могут быть политическая самостоятельность территории, на к-рой предполагается образовать автокефальную Церковь, ее географическая отдаленность, этническое отличие региона от основной территории кириархальной Церкви , но эти факторы сами по себе недостаточны для автокефализации. Совершенно необходимым условием учреждения А. является стремление к А. церковного народа, духовенства и епископата соответствующей церковной области, причем значительного большинства на всех этих уровнях. Решение о даровании А. принимается высшей властью кириархальной Церкви.

http://pravenc.ru/text/Автокефалия.html

Сети богословия Тема недели: Почитание мощей в православии Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Мнение Мнение Статья Статья Статья Новые материалы 1 января Автокефалия 14 июня 2020 Тезаурус Автокефалия церковная (греч. αυτοκεφαλον - букв. самоглавие) - независимый статус Поместной Православной Церкви. Поместная Церковь, имеющая этот статус, именуется Автокефальной Церковью . Зна­чение термина " автокефалия " в истории Церкви меня­лось. Автокефальными в византийскую эпоху назывались епархии, независимые от местного митрополита и непосред­ственно подчиненные Патриаршей юрисдикции. Современное православное богословие видит сущность автокефалии в том, что Автокефальная Церковь имеет самостоятельный источник власти. Ее первый епископ, предстоятель избирается и поставляется своими архиереями, без участия иерархов других Поместных Церквей (впрочем, в поставлении предстоятеля, по приглашению, могут принимать участие и епископы других Поместных Церквей). Автокефалия не означает абсолютной независимости Поместной Церкви. Все Автокефальные Церкви являются частями единой Вселенской Церкви Христовой, которой вверено хранение чистоты православного веры (37-е Апост. прав.; 2-е прав. Трулл. Соб.) Общим для всех Поместных Церквей является догматическое учение. Каноническое предание также является общим для всех Церквей, однако каждая из них может применять каноны к местным условиям. В области богослужения самостоятельность автокефальных Церквей ограничена обязательным соответ­ствием богослужения единому догматическому учению. Полной самостоятельно­стью пользуются автокефальные Церкви в области админи­стративной и судебной деятельности. Автокефальная Церковь сама канонизирует своих святых, сама составляет но­вые чинопоследования и песнопения. Автокефальный статус может Церковью как приобретаться, так и утрачиваться. Например, Сербская Православная Церковь за время своего существования трижды получала и дважды утрачивала автокефалию. В ее истории также имел место случай слияния нескольких Автокефальных Церквей в одну (в 1920

http://bogoslov.ru/article/192548

К счастью для себя, встревоженные таким решительным репримандом 10 и таким громким заявлением полного нежелания принимать пустословие за размышление о деле, с этим, наверно, чувствуя правду такого заявления, русские дидактологи нашли слабый пункт у обличителя и в нем устроили себе удовлетворительный реванш. Не тот они ухватили действительно крупный и серьезный пункт, что гр. Толстой кардинального не отметил – позабыл поставить самоглавнейший вопрос, о котором ему было бы гораздо трудней забыть после того, как он увидел и писал, что люди часто делают ужасно много и ретиво, а ни к чему, и лучше бы не делали. Сами они гораздо раньше и, к сожалению, гораздо усерднее его забывали этот пропущенный им вопрос о цели обучения. Но, вечно занимаясь одной только методикой, они тут в ней именно выкопали источник для своего реванша: найдя у гр. Толстого и обратив в смешное допотопную методу обучения грамоте буквослагательную. Нужно признать, что они в этом случае совершенно правы. Когда учатся читать, то учатся складывать в слова звуки, из которых складываются слова, а не названия букв, которыми обозначаются, глазу рисуются звуки. Следовательно, предметом обучения грамоте может быть ничто иное, как звуки, и обучение грамоте, значит, безусловно может быть только звуковым. Гр. Толстой говорил, что этого предмета обучения грамоте не хотят принимать дети и с торжеством указывает на то, что когда их учат по звуковому способу, в трудных случаях – не имея возможности ясно произнести трудно произносимый звук, напр., гласной «п», они сами, по своей доброй воле и находчивости, делают прибавку к нему и произносят «пы». Справедливо, только это нимало не говорит в пользу гр. Толстого; и просто потому, что дети не только прибавляют к «п» полугласную (заметьте: полугласную) " ы«, но и сами сознают, что полугласной не дано, а они прибавляют ее условно – для легкости произношения. Все это, кажется, вполне, верно. А поэтому, если говорится, что гр. Толстой подготовил церк.-приходскую школу своей отрицательной критикой современных методов обучения грамоте; то признание его подготовительной миссии для церк.-приходской школы не требует ли с логической необходимостью предположить признание и того, что в этой школе обучение грамоте идет, того мало – предпочитает идти по допотопной, сов.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Sollert...

Если бы они имели славянские книги, то они просили бы папу не об этом, а о том, чтобы он, прислав им епископов, поставил им. священников из их собственной среды. Что болгары не вводили у себя славянского богослужения во время господства папы, об этом необходимо заключать из того, что нет никаких намеков на это в существующих за это время известиях; между тем как если бы это было, – не только намеков, но и прямых речей необходимо следовало бы ожидать. 68 В западной церкви архиепископы были то же самое, что митрополиты, т. е. архиепископ – было просто другим названием митрополита, или наоборот (и по своему значению соответствовал восточных митрополитам). В восточной церкви митрополиты и архиепископы были отличены одни от других. Митрополиты, представляя собой в общей церковно-правительственной организации вторую инстанцию после патриархов, были главными архиереями и начальниками округ, на которые разделены были патриархаты и между которыми поделены были епископии сих последних. Архиепископы, все с эпитетом автокефальных ( αυτοκφαλος– самоглавный, т. е. не подчиненный тому, кому бы должен быть подчинен по общему порядку), представляли собой так сказать изъятие из общего правительственного строя и были двух родов – низшие и высшие митрополитов. Архиепископами низшими митрополитов назывались такие епископы, которые, быв освобождены из-под власти местных окружных митрополитов, зависели прямо и непосредственно от самих патриархов (этих архиепископов в позднейшее время было в Греции очень много). Архиепископами высшими митрополитов назывались такие окружные митрополиты, которые освобождены были с своими округами из-под власти своих местных патриархов и были столько же самостоятельны, как и эти последние, отличаясь от них и будучи ниже их только своим именем (таковыми архиепископами-митрополитами были: архиепископ недолго существовавшей первой Юстинианы, см. XI новеллу импер. Юстиниана, и здесь – ut primae Jnstinianae antistes non solum metropolitanus, sed etiam archiepiscopus fiat; архиепископ кипрский, см.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Греческое духовенство в Константинополе благоразумно действует, уступая требованиям болгар шаг за шагом, дабы в турках не возбудить подозрения касательно участия греков в волнении этих славян, стремящихся к политической независимости путем церковного самоглавенства. Это духовенство уже сделало им три уступки: 1. напечатало для них богослужебные книги с московского издания их; 2. ввело преподавание славянского языка в богословском училище на острове Халки и 3. дало полианийским болгарам епископа болгарина. Европейские консулы слишком настойчиво, а иногда и дерзко, вмешиваются во внутренние дела Турции. Такое вмешательство их, при гласном говоре Европы о разделе разлагающейся Турции, раздражило магометан и подготовило кровавые события в Сирии. Игнатьев рассказал мне, что в Адрианополе греческий митрополит недавно повенчал сестру или родственницу чиновника, служащего в тамошнем консульстве нашем, повенчал против воли ее, взяв с жениха 200 рублей, не смотря на протест нашего консула в пользу девицы. Выслушав это, я сказал собеседнику: если ваши консулы будут вмешиваться в семейные и брачные дела, то у вас закружится голова. Директор замолчал. А я заговорил о церковных имениях в Молдавии и Валахии и советовал склонить тамошнее правительство к тому, чтобы оно купило эти имения в обеспечение будущего Румынского банка, не смотря на упрямство монахов и иерархов, которые не соглашаются продать их. Этим оборотом можно удовлетворить обе стороны так, что и волки будут сыты и овцы целы. Что касается до упрямства нынешних церковников, то оно будет временное. Они раскаются в нем так же, как раскаиваются в том, что не согласились на предложение графа Киселева давать часть доходов с церковных имений, именно 250000 левов в пользу княжеств. А будущие поколения будут благодарны нам за то, что мы успели доставить им капиталы, вырученные продажей имений, и проценты с них. Если предлагаемая мной мера не будет принята, то церковный имения будут отняты по праву сильного; и тогда патриархи иерусалимский, антиохийский и александрийский положат торбы на свои плечи и придут к нам собирать милостыню и умирать.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

– «Вот как, господа (приводятся слова Палацкого), – нас называют революционерами; меня, смирного старика, и Ригра 926 причисляют к бунтовщикам, нигилистам!» И далее говорится о том огорчении, какое произвел этот донос везде в чешском обществе. В 316, в передовой статье, 927 резко осуждаются распоряжения почтового ведомства относительно платы за пересылку газет и журналов. Обсуждая дороговизну этой платы, автор позволяет себе выразить, что объяснением такой дороговизны может служить: или несообразительность, соединенная с пренебрежением даже казенных интересов, или намеренный расчет подавить грамотность, помешать умственному преуспеянию. 928 Автор заканчивает статью словами: «Нам остается только: заявить пред правительством печаль сельского бытия, собственное недоумение и два обоюдно неказистых заключения, к которым приходишь, рассматривая почтовый налог на умственные произведения». 929 В означенном нумере редакция газеты «Современные известия», по поводу возбужденного «С.-Петербургскими ведомостями» вопроса о монастырских имуществах, 931 говорит, между прочим, следующее: «Личная собственность у нас, правда, охранена, но зато общественные учреждения легко принимаются за государственные, и история не с одними монастырями показывает, как неверно рассчитает благотворитель, если предположит вечную несокрушимость дара, когда завещает капитал, и даже недвижимый, на заведение, предположим, благотворительное или учебное. Где ручательство, что дар останется навеки, что капитал не присвоится казною путем насильственного займа (благо тягаться некому), что недвижимая собственность не превратится по произвольной оценке в деньги, которые, как и следует, не замедлят подешеветь и представить, вместо нарицательного рубля, существенный гривенник? В необеспеченных общественных имуществах (не казенных) мы усматриваем даже одно из самоглавнейших препятствий развитию у нас просвещения ли самостоятельного, или презрения правильно организованного. То ли было бы, когда бы ни церкви, ни монастыри, ни благотворительные и просветительные заведения, основанные на средства частные и общественные, не причислялись к «казенным» и не состояли под казенным управлением? У нас негодуют, что благотворение любит золотить церковные крыши, строить дорогие колокольни и лить большие колокола, туго подаваясь на учреждение училищ и прочих заведений с разумно-духовною целию.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikita_Gilyaro...

По отношению к последним Василий Великий : пусть только уверуют в Никейский символ; а потом подвести к тому, чтобы Духа Святого не считали тварию; и больше сего ничего не просим, ибо надеемся, что дальше само собою придет, раз человек поставлен на этот путь. 338 Август. Ad. Opt. ер. 89: будь даже bellando pacificus, дабы победивши привести к благу мира тех с коими воевал, Beats; pacifici и т. д. 348 Это общее мнение, которое никак нельзя соединять с одинаковым св. отеческого периода, когда, как было сказано, обстоятельства были совсем другие, решительно выражается таким авторитетом, как Ольгаузен (II, 8) 1, 207: о внутреннем человека все сказано; теперь остается только отношение к δια. Но в том и дело, что не все сказано, самоглавнейшему объявиться только что наступила очередь. 351 По крайнему моему разумению это правильное и вместе с тем необходимое разграничение. Оно не принято; большинство за безразличие правды 4-го и правды 8-го блаженств. Но по существу есть различие в степени совершенства правды Христовой, как она есть сама по себе, от той всегда несовершенной степени, с какою она усвояется и осуществляется человеком; и если бы Ахилис говорил это, он говорил бы дело. Во 2-х там человек только был открыт готовен к принятию правды; а тут он мыслится уже упражнявшимся в ней до закона благожелания включительно. Поэтому я бы приветствовал Кларково: к «ради правды» надо прибавлять «αυτν» (VIII, 5 p. 85), и совсем не приветствовал бы, как lapsus, Фритчево (V, 1) 1, 206 различение, по которому неочленение правды не позволяет смешивать ее с очлененной 6-го ст., но требует под нею разуметь abstractum. Ланге (XV, 7) 1, 62 за меня, отличаясь решительно по другой стороне: правда у него есть только отметка того, что внеданное ее содержание перешло в человека; дальше идти некуда; и остается лишь ожидать давлений – призвать себя к терпению (а что как с течением времени, а отчасти уже и теперь никто не захочет и не подумает разыгрывать из себя представителя неправды или нечестия? Ужели Божий закон не предвидел дальше того; до чего люди разовьются ко времени издания труда г.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Sollert...

Вот одна-то и говорит: — Заподумывала, поди, Тасютка, как про Андрюху услыхала. Живой ведь, сказывают, он. Другая отвечает: — Как не живой, коли все печи заморозил! — Ну, а Тасютка-то что? Искать, поди, собралась? — Дура она, Тасютка-то. Вчера сколь ей говорила, а она старухам своим верит. Боится, как бы Андрюха к ней под окошко не пришел, а сама ревет. — Дура и есть. Не стоит такого парня. Вот бы у меня такой был мертвого бы не побоялась. Слышит это Андрюха, и потянуло его поглядеть, кто это Тасютку осудил. Сам думает: «Нельзя ли через них весточку послать?» Пошел на голоса. Видит — знакомые девчонки, только никак объявиться нельзя. Много, видишь, народу-то идет, да еще ребятишки есть. Ну, как объявишься? Поглядел-поглядел, не показался. Пошел обратно. Сел на старое место, пригорюнился. А пока он ходил, его, видно, какой-то барский пес и углядел да потихоньку другим весточку подал. Окружили горушечку. Радуются все. Самоглавный закричал: — Бери его! Андрюха видит — со всех сторон бегут… Нажал на камень, да и туда. Стражники-прислужники подбежали, — никого нет. Куда девался? Давай на тот камень напирать. Пыхтят-стараются. Ну, разве его сдвинешь? Одумались маленько, страх опять на них напал: — В самделе, видно, покойник, коли через камень ушел. Побежали к барину, обсказали ему. Того и запотряхивало с перепугу-то. — В Сысерть, — говорит, — мне надо. Дело спешное там. Вы тут без меня ловите. В случае не поймаете — строго взыщу с вас. Погрозил — и на лошадь да в Сысерть и угнал. Прислужники не знают, что им делать. Ну, на то вывели — надо горушку караулить. Андрюха там, под камнем- то, тоже заподумывал: как быть? Сидеть без дела непривычно, а выходить не приходится. «Ночью, — думает, — попытаю. Не удастся ли по потемкам выбраться, а там видно будет». Надумал эдак-то, хотел еды маленько на дорогу в узелок навязать, а ящерок нету. Ему как-то без них неловко стало, вроде крадучись возьмет. «Ладно, — думает, — и без этого обойдусь. Живой буду — хлеба добуду». Поглядел на узорчату палату, полюбовался, как все устроено, и говорит:

http://azbyka.ru/fiction/uralskie-skazy/...

Недостаток в деньгах и болезнь, лихорадка, два раза мучившая меня в Руссике, понудили меня уехать с Афона в Константинополь. На пароходе капитан вручил мне 196 полуимпериалов, составляющие мое жалованье с 1 мая 1858 по 1 мая 1859 года. Но невозможно мне было возвратиться на св. гору, да надлежало подумать и о своем здоровье. В Константинополе опять схватила меня лихорадка и помешала писать к вашему сиятельству. Оздоровев, я отправился в Иерусалим за своими пожитками и приехал сюда 19 февраля. По благоволению блаженнейшего патриарха Кирилла, помнящего заслуги мои, оказанные апостольскому престолу его, мне дано великолепное помещение в новых покоях его. Все здешнее греческое и арабское духовенство утешило меня своим любвеобильным и почтительным приветом. Библиотека и пожитки мои, кроме немногих обветшавших и пропавших вещей, сохранены очень хорошо. С начальником и с членами нашей духовной миссии здесь я виделся дважды. О молитвах и слезах моих на св. местах молчу. Возобновить личные сношения мои с коптским патриархом в Каире не надеюсь, потому что для поездки туда не имею лишних денег. Однако располагаю писать к его высокостепенству и после напоминания ему о приятном путешествии моем с ним в монастыри св. Антония и Павла Фивейского предложу ему догматическое воссоединение с православной церковью, предоставив ему на выбор именоваться блаженнейшим католикосом всего Египта и всей Эфиопии (Абиссинии и Шои) и воспоминать в обычных молитвословиях александрийского патриарха, или по-прежнему титуловаться блаженным патриархом этих стран и по единоверию возглашать во время богослужения имена четверопрестольных патриархов и священных синодов православных, ради самоглавенства (ατοκεφαλα) и независимости по примеру архиепископа кипрского и в избежание щепетильного вмешательства александрийского патриарха в управление его коптскими и абиссино-шойскими церквами, монастырями и школами. Что касается до ученых занятий моих в здешних книгохранилищах, то они уже начаты рассмотрением рукописного Евангелия на халдейском языке и снимкой почерка его.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Основываясь на канонических принципах и многочисленных исторических аналогиях, говорит это проф. А.И. Алмазов , которого опять в отместку притягивает за волосы мой всесокрушающий оппонент, да еще с немаленькою инсинуацией, будто бы – по взгляду одесского канониста – грузинам сначала надо добиваться политической независимости от Русского государства, а потом они естественно получат и церковное самоглавенство (стр. 355–356)… Извращение мысли противника моим критиком слишком ясно, и трактовать об этом напрасно. Прибавлю, что проф. А.И. Алмазов , конечно, не столь наивен, чтобы не видеть несомненного, как на Кавказе лица даже с «каноническим» положением давно и усердно работают в пользу политической автономности… Тут оказываются запоздалыми ахитофеловские советы проф. Н.А. Заозерского , раз уже в самое последнее время два печальной памяти грузинские депутата двух Государственных Дум гг. Рамишвили и Церетели добивались у Гаагского трибунала восстановления Грузинского царства 2693 … Возможно, что проф. Н.А. Заозерский предпочитает метод, обратный тому, какой он старается навязать своему одесскому коллеге. Это вполне соответствовало бы его страстным симпатиям к учреждению грузинской автокефалии, о планах, замыслах и надеждах которой дает характерное понятие книжка из этого кружка под заглавием: «Судьбы Грузинской церкви» (Москва 1907). Здесь проф. Н.А. Заозерский , яко крепкий единомышленник, рисуется чуть не единственным учено-каноническим светилом, но насколько ценны эти похвалы и как мало лестна подобная его компания, – об этом легко догадаться по ее главарю в этом печатном изделии г. Н. Дурново, судя по аттестации последнего проф. Ал. П. Лебедевым на стр. 414–416 «Богословского Вестника» 1907 г., 6, т.е. в той самой книжке, где вполне беспричинно ополчается на меня мой Посадский оппонент… —744— Впрочем, для меня лично пока важно одно, что язык Кассия Диона может служить для установки специального словоупотребления θνος, откуда раскрывается и особая каноническая терминология.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

  001     002    003    004    005    006    007