— Насколько для Поместной Церкви является важным национальность ее паствы? Поместные Церкви очень часто зовут национальными. Сегодня постоянно говорят, что самые Поместные Православные Церкви связаны не столько с территориями, сколько с нациями … — Апостол Павел писал, что во Христе уже нет ни Эллина, ни Иудея. Это означает, что в Церкви Христовой национальные признаки перестают играть определяющую роль. Церковь не может строиться на национальном принципе. Все христиане, которые живут на определенной территории, должны входить в поместную Церковь этой территории. Христиане всех национальностей, проживающих на одной территории, должны находиться в составе одной Поместной Церкви. Например, православные грузины, румыны, болгары и представители других национальностей, проживающих в Украине, входящих в состав Украинской Православной Церкви. У нас есть приходы, совершают богослужение по грузинской или румынской традиции. И это вполне нормально. Однако сегодня существуют многочисленные примеры нарушения этого принципа. Например, в Западной Европе или Америке православные христиане разных национальностей, как правило, находятся в разных канонических юрисдикциях. В результате, несмотря на то, что в Западной Европе проживает большое количество православных христиан, здесь фактически нет Поместной Церкви в классическом понимании этого понятия. Здесь церковная юрисдикция распределяется не по территориальному, а по национальному принципу. Поэтому на одной территории в Западной Европе сосуществуют канонические структуры различных Поместных Церквей. Совершенно очевидно, что это определенная каноническая аномалия. Однако на сегодняшний день не найдено оптимального варианта решения этой проблемы. Изготовление святого мира нельзя считать стопроцентным признаком автокефальной Церкви — Как понятие поместности соотносится с понятием автокефалии? — Термин «автокефалия» имеет греческое происхождение. Буквально его можно перевести как «самоглавие». Автокефалия означает высший возможный в православии степень независимости Поместной Церкви.

http://pravmir.ru/mitropolit-antoniy-pak...

Часть армян, однако, в XVIII столетии подчинилась римскому папе под условием сохранения своих национальных церковных особенностей, и получила название армяно-католиков, в отличие от остальных армян, назвавших себя армяно-грегорианами по имени первого просветителя Армении христианской верой св. Григория. Сюда относятся далее: несторианская церковь в халдейской стране и в Месопотамии, коптская церковь в Египте, монофизитская в Абиссинии, яковитская в Сирии, фомаитская церковь (от имени апостола Фомы) на Малабаре в Остиндии. Отчасти римским папам удалось подчинить себе и некоторых из последователей этих церквей. Под условием сохранения национальных или местных церковных особенностей, подчинились римскому епископу христианские общины, управляемые несколькими унированными патриархами: мелхитским, маронитским, сирийским и халдейским. § 38. Автокефальные церкви 316 Между тем как развитие церковного устройства на западе шло в централизационном направлении, на востоке постепенно образовались национальные церкви, выделившиеся из константинопольского патриархата и, вместе с четырьмя восточными патриархатами, а также с церковью острова Кипра 317 и горы Синая 318 обозначаемые названием автокефальных или самоглавенствующих 319 . Национальные церкви, в разное время получившие самостоятельность в отношении к константинопольскому церковному правительству, суть: русская, эллинская в королевстве греческом, румынская в дунайских княжествах, образовавших королевство Румынии, сербская в королевстве Сербии, сербская в Австро-Венгрии, румынская в Австро-Венгрии же, черногорская в княжестве черногорском, наконец, болгарская. Последняя не достигла еще окончательного признания ее независимой, но исторически первая национальная автокефальная православная церковь явилась в Болгарии. Уже второй христианский государь Болгарии Симеон, в конце IX и в начале X века поставивший свое государство на значительную степень политического могущества и мечтавший даже о завоевании Константинополя, вместе с принятием титула восточного императора учредил в Болгарии предславский или доростольский (нынешняя Силлистрия) национальный патриархат, о признании которого константинопольским церковным правительством не сохранилось определенных сведений 320 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Suvoro...

La cenralisation politique la force, La centralisation administrative tôt ou tard le despotisme. Malheur au pays où la libreté politiquene se lie pas intimement à la libreté municipale! Car par regulier et continu de sa puissance sur tous les points du sol, que lepeuple dans le sentiment de sa dignité. En perdant fréquent de ses facultés, il arrive à perde la concience de sa force, et de il tombe dans La ou une autorité centrale se fait depositaire méme des intérets locaux. la vie publique violement refoulee au méme lieu y devient confuse et tumultueuse, tandis que partout ailleurs elle est interte. Le coeur de la société bat trop vite, et les membres des quelles retiré tout le sang, restent sans vigueur et glaces, Sous Diocletien les curiales chtrchérent à se perde dans les rangs du clergé ju de 103 . День 14 . Не могу привстать. Знахарь Георгий ухаживает за мною и пользует мою ногу то ваннами, то раствором льняного семени. В Яффе весьма жарко и душно. От морской травы, выброшенной на берег, и от гниющих в ней насекомых исходит нестерпимое зловоние. Эллинский консул дал мне несколько газет. В одной из них ( θην 1861 г., Апреля 5, 44) помещены взаимные послания синодов эллинского и российского. Они достойны внимания православного христианина. Посему я кратко замечаю содержание их. Сущность послания синода эллинского: «Есть древний обычай, по которому предстоятели церквей извещают друг друга о важных событиях в оных и испрашивают взаимного согласия, одобрения, молитвы и вспоможений, дабы церкви, соединенные таким союзом, пребывали тверды и непоколебимы». «Следуя сему обычаю, синод апостольский, православной церкви Эллинской, учрежденный канонически, почел долгом сообщить всем церквам и особенно благодетельной церкви Российской, известие о том, что православная церковь Эллинская, по одобрению и определению вселенского патриарха и синода его, и блаженнейшего патриарха иерусалимского, признана независимою, самоглавною». «И вот, синод сей, избрав архимандрита Мисаила Апостолиди, отправляет его к вашей любви с сим каноническим посланием».

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Тогда же в первый раз сказано было, что царь есть епископ-назиратель внешних дел церкви (πσκοπος τν ξω τς κκλησας), блюститель её благочиния, порядка, прав, благоденствия. С тех пор кафолическая церковь почитала священными все соепископские права благоверных царей, например право призывать архипастырей на соборы и обнародовать и приводить в исполнение постановления их, право избирать епископов и патриархов, право переименовывать епископии в митрополии и даже присваивать некоторым из них самоглавенство (ατοκεφλιον). По силе таких прав древние цари назывались и писались в судебных делах святыми (γιοι), носили саккос, входя во храм благословляли народ крестом при пении клира «Исполла эти деспота», вносили в алтарь хлеб и вино для евхаристии и на монетах, на грамотах, в книгах, на иконах и стенах церковных рисовались в золотых венцах, как святители Христовы. Впоследствии некоторые из сих обычаев были оставлены, но по их доброй воле и смирению. Итак, повторяем, что государь имеет право избирать архиереев, как благоверный христианин и как помазанник Господень, соепископ. Кроме сего в этом случае он действует и как представитель всего христоименитого народа и страж его веры святой, не по недоверчивости к епископам, а по такой отеческой предусмотрительности, по какой родители выбирают наилучшего пестуна или наставника для своих детей; действует с той ревностью к спасению народа Божия и с той прозорливостью, кои не допускают волков в стадо Христово и поручают оное пастырям добрым. Кто утверждает избрание епископа, тот есть не лишний, а законный член в союзе верующих. У него есть там дело, и дело важное. Сознание же права действовать в церкви на пользу общую, вместе с сознанием и ответственности пред Богом за действия, с одной стороны поддерживает любовь к церкви и ревность к её благу, а с другой побуждает к осторожности в выборе такого лица, каков епископ. Благоверный государь может участвовать в сем деле двояким образом: назначая только митрополитов и предоставляя им одним избрание всех прочих епископов, или утверждая назначение каждого порознь архиерея, смотря по тому, какое начало церковного управления принято, начало ли сосредоточенности, или несосредоточенности дел; т.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

О покойном патриархе Иерофее владыка поведал мне, что он был сперва Зитунийским епископом в Фессалии, где и родился в селе Клинове близ Трикалы, потом митрополитом паросским и наксосским, после никейским и наконец, возведён был на апостольский престол александрийский в 1825 году, октября 29 дня и управлял египетской церковью в течение двадцати лет. Весьма белое и красивое лицо его выражало душу светлую от веры, целомудрия и молитвенной близости к Богу. Он любил келейное уединение, и последние годы своей жизни провёл в Каирском монастыре св. Георгия в тихом безмолвии и непрестанной молитве. В его управление построены были новая патриархия с храмом, при ней народное училище и кладбищная церковь , и обновлены наёмные дома, принадлежащие патриархии. Он скончался о Господе в сентябре 1845 года и погребён в новой патриаршей церкви на правой стороне близ южного алтаря. По смерти его нынешний владыка александрийский не вдруг сделался патриархом. Высокий сан достался ему после многих препятствий и даже страданий. И о них была у нас речь. Он поведал мне то, что я знал не вполне; а я пересказал ему то, что было неизвестно для него. По взаимному обмену речей округлились понятия о деле возведения его в сан патриарший. Вот начало и конец сего дела. По блаженном успении папы и патриарха Иерофея клир и народ в Каире и Александрии единодушно избрали преемником ему нынешнего владыку, который тогда был великим архимандритом александрийского апостольского престола. Его каноническое избрание было угодно и Мегмету-Али паше и, подтверждённое им, сообщено было великой церкви Константинопольской. Но она сама произвольно и поспешно провозгласила патриархом александрийским кюстендильского митрополита Артемия. Тогдашний владыка вселенский Анфим и синод его, верные духовной политике цареградского патриарха Самуила 242 , думали более о сосредоточении всех вообще дел церковных в своих руках, нежели о каноническом самоглавенстве трёх прочих патриархий, имеющих полное право избирать своих владык без участия цареградского синода, и потому отписали в Египет, что по их заботливости назначен уже на престол апостола и евангелиста Марка иерарх достойный.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Параллельно с этим наблюдается и следующее явление: списки митрополитов принимают строго определенный вид (становятся разрядными списками), и в них митрополитов то повышают на несколько мест, то понижают, и это делается по постановлению константинопольского σνοδος νδημοσα. Этот разрядный список определяет «τξις πρωτοκαθεδρας», порядок, в котором митрополиты сидят на соборах. Собор Халкидонский может считаться нормой для этого списка в его древнейшей форме. В этих списках делались пометки: митрополит такой-то, тогда-то занимал такое-то место, потом повышен или понижен. Из кафедр очень крупная была фессалоникская; она занимала столь высокое место, что Феодор Чтец этого епископа называет даже патриархом. Когда же она перешла в подчинение константинопольскому патриарху, то место в списках заняла уже низшее (в конце концов 16-е). Новые порядки создали новую терминологию, которая отразилась и на России. По ходу истории должно бы дело стоять так: высшее положение епископа обозначается словом «архиепископ», который был выше митрополита (имел подведомых ему митрополитов); имена ξαρχος и πατριρχης – простые варианты имени ρχιεπσκοπος. Так в древнюю пору и было. С понятием «архиепископ» непременно связана была мысль об его автокефальности, и когда митрополит кипрский признан был неподчиненным архиепископу антиохийскому (на III вселенском соборе), он, как автокефальный, стал именоваться уже не μητροπολτης, а ρχιεπσκοπος. Но потом появились номинальные самоглавности; но по существующему usus и этих ατοκφαλοι стали называть архиепископами, и ρχιεπσκοπος оказался ниже митрополитов. Эта позднейшая терминология перешла к нам в Россию. У нас сначала был один только митрополит киевский, потом явился титулярный архиепископ новгородский; впоследствии один титул митрополита разделился на три, но «архиепископ» у нас стал ниже «митрополита». В сущности, митрополиты русские, не имея у себя подчиненных епископов, являлись только простыми титулованными лицами. Не логичен титул архиепископа белградского и митрополита сербского (должно бы быть: архиепископ сербский и митрополит белградский, ибо Белград=μητρπολις). Митрополит черногорский должен бы был называться архиепископом черногорским, как «самоглавный», но не имеющий в подчинении епископских кафедр.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

Вскоре пришло письмо, гласившее, что архиерей тоже почил о Господе. Иоанн постучался в дверь к Сервию, чтобы сообщить ему о смерти архиерея, но в ответ не слышно было ни голоса, ни звука. Постояв немного, он снова постучался, но опять ответа никакого не было. Сотворив молитву, он взошел внутрь, смотрит и видит, что благословенный Сервий лежит на одре, а на подушке бумажка, где написано: «Возьми тела наши и погреби с подобающим миром». Иоанн, прочитав бумажку и увидав, что Сервий почил о Господе, пошел к Андрею и нашел его тоже почившим. Тогда, взяв било, он ударил на погребение и, как только раздался звук била, тотчас отверзся слух у наказанных и избавились они от проказы, но разговаривать не могли до последнего своего часа смертного. Глава 15. Преемники Сервия и начало упадка скита Так отдал благословенный Сервий общий долг вместе с Андреем. Иоанн остался наследником и преемником во внутреннем строении. Павел же над внешним управлением. Когда Иоанн умер, Павел стал управлять внутренним строением, а над внешним управлением поставил некоего именем Симеон. По смерти Павла остался Симеон над внутренним, а над внешними делами — Илларион; после смерти Симеона остался строителем Илларион, а над внешними делами — Паисий. По смерти Паисия сделался строителем один злонравный, начал делать послабления, отступил от заветов Сервия и впал в беззакония. Погибель же его была сия: малодушие, суетное попечение, любостяжание, сокровиществование, сребролюбие. Несчастный оставил спасительный путь общежительной жизни и стал возделывать сребролюбие, т. е. отступил от заповеди неимения денег и, быв игуменом, стал копить их. Отбросил смирение, которое было в скиту, и развил дерзость. Отъял кротость и восстановил гневливость. Все, что только было доброго в скиту, он погубил, а на месте сего развил противоположное злое. Глава 16. Картина последовательного развращения скита Сервия По смерти того недостойного игумена стал игуменом другой, начавший делать еще большие отступления от монашеской жизни; скитяне до такой степени уклонились в погибель, что, наконец, сделались самоглавными, т.

http://azbyka.ru/apokalipsis/svyatoj-nil...

 Херсонцы - христиане уже сами просят у Константина и получают епископа Капитона.  Для убеждения язычников он, по их желанию, входит в печь огненную с Евангелием и исходит невредим. Донесение о сем читается отцами на Вселенском соборе Никейском.  Кончина святого епископа от варваров при устье Днепра, куда он занесен был бурей, на пути в Константинополь, 21 декабря.  Отселе Херсонская епархия непрерывно продолжается до позднейших времен. Из епископов известны:  381 год — Еферий II, присутствовавший на II Вселенском сборе, где он подписался вместо Херсонского — Терсонским.  451 год — Халкидонский собор 28-м правилом все епархии в пределах варваров подчинил Константинопольскому патриарху, следовательно и Херсонскую, хотя епископы ее носили титул самоглавных.  448 год — Лонгин, коего имя два раза читается под актами местного собора Константинопольского.  Стефан, заседавший на V Вселенском соборе Константинопольском — в 535 году,  655 год — Мартин папа, заточенный в Херсон, страждет там и от грубости жителей и от недостатка продовольствия, пишет о сем два послания в Константинополь, в том же году скончался и погребен в церкви Богородицы Влахернской, близ Херсона.  Георгий I, подписавшийся под актами собора Трульского епископом Херсона Дорантского, или страны Дорантской.  Георгий II, управлявший Херсонской Церковью, когда Кирилл и Мефодий, путешествовавшие с проповедью к хозарам, обрели в Херсонесе мощи святого Климента (около 861 года).  Кирилл и Мефодий в Херсоне учатся (по святому Димитрию) хозарскому и еврейскому языкам, обращают какого-то самарянина с сыном его в христианство; возбуждают к обретению мощей святого Климента и, по обретении, берут часть их с собою.  Из Херсона к хозарам идут с ними и священники, коих они оставляют у хозар, по обращении их в христианство.  Мощи святого Климента — положены в церкви Апостольской.  Кто был епископом Херсона, во время Крещения в нем святого Владимира, — неизвестно; но, без сомнения, был кто-либо.  Херсонская епархия считалась в ряду подведомственных Константинопольскому патриарху то пятьдесят восьмой, то двадцать пятой, то шестнадцатой.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=124...

Но с Востока отвечали папе, и сам император Маврикий писал, что напрасно беспокоит его одно титло, что оно допущено не для порабощения Церкви, не по властолюбию, и не самовольно принято патриархом, но только как преимущество чести, по праву принадлежащей патриарху царствующего во вселенной града, с согласия местного собора, других восточных патриархов и с утверждения власти царской. Св. Григорий, однако же, остался при своём мнении, а патриархи – при своём титле 87 . Впрочем, название вселенского в церковном отношении и не может иметь другого смысла, кроме одного преимущества чести, или председания в сонме всех, в Церкви вселенской – епископствующих, равночестных братий; оно означает только старейшего отца и пастыря Христовой Церкви; но не может и не должно быть принимаемо в смысле вселенского главенства, или безусловного повелительства над всеми Церквами, – что было бы противно всем правам Церкви. А в тогдашнем, общественном употреблении это название имело ещё более простой смысл. Известно, что в те времена вселенной называли совокупность всех областей, подлежавших римскому самодержавию (сн. Лк. 2:1 ) 88 . Следующий вселенский патриарх – только первый и старейший епископ из всех епископов римской империи, – епископ столицы, которая была столицей вселенной. Конечно, не в другом смысле и сами греческие императоры допустили это титло 89 . О независимых епископах Как до учреждения патриаршества, так и после того, предстоятели многих Церквей сохраняли свою независимость и отличались особым титлом самостоятельных (αυτοκεφαλος). На Востоке, по замечанию Вальсамона, все вообще митрополиты были независимы – до V столетия, т. е. до возвышения константинопольского патриарха; подчинение ему всех митрополий Азии, Понта и Фракии, ограничило права их самоглавенства (αυτοκεφαλια) 90 . Но самостоятельными остались митрополиты: Болгарии, Иверии, Кипра, и некоторые др. Независимость одних из них, как например, кипрских, утверждена вселенскими соборами (III всел. 8. VI всел. 39), других, – например, болгарских – императорами 91 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Sokolov/...

Верую, что и Вы не забываете моего недостоинства... Такожде верую и твердо надеюсь на Господа, что Он даровал духу Вашему силы к продолжению трудностей служения Вашего Церкви Его Святей на новом месте... У нас в Казани, милостью Господнею, все мирно и благополучно...» и только... а о своих делах по управлению паствою ни полслова... Но вот перед нами другое письмо высокопр. Филарета к другому лицу – родственнику его Калужскому Протоиерею 118 . В этом-то письме мы и встречаем искомое восполнение пробела, и в такой степени, что, – не будь особого заглавия на этом письме, – можно бы всего скорее принять его прямо за письмо к тому же преосв. Кириллу. «Через выделение части от вверенной мне епархии я получил облегчение бремени. Но помолись брате, Господу Богу, да дело сие благоугодно Ему будет и да благословит Он благословением Своим новую епархию во славу Пресвятого Своего Имени и в назидание верующих. Впрочем, хотя наружные дела много убавились, но на сердце моем лежит важный долг обращения инородцев из тьмы в свет Веры Христовой. Конечно, сие есть дело Божие, – но молитвы, но заботы, но труды – есть дело наше». Да, если бы высокопр. Филарет и писал об этом предмете преосв. Кириллу, – то едва ли бы не в тожественных даже выражениях. Но в частности, для нас, – думаем и для читающих, – особенно замечательно здесь тожество этих выражений с теми, какие мы слышали из уст в Бозе почившего, через тридцать пять лет при воспоминаниях его об описываемом теперь событии, где он изрекал именно то, что и по открытии Симбирской Епархии «он крепко болел душею, за то и крепко молился ко Господу, да дело сие благоугодно ему будет» и пр... Такое явление истинно знаменательно, а также и глубоко назидательно, чтобы понять и уразуметь всю силу и значение смиренномудренного духа и чувства в лице Святителя Божия. Для кого не понятно, – что рассуждавший так помышлял по слову Евангельскому, не яже человеческая, а яже суть Божия... Хотя он и указывает на облегчение бремени для себя по открытии новой епархии, но относится к этому делу не как к административно-официальному только учреждению, но как к учреждению Божию для устроения Царства Христова на земле, в котором все области и образы управления и действий хотя и не независимы отрешенно от условий внешних гражданских положений и порядков, и совместных с ними отчасти и самых правил и установлений церковных, – но самоглавнейшим образом определяются силою и действием Того, Кто есть Единая Глава единого Тела – Церкви, стяженной Кровию Его.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Vasilev...

   001    002    003    004    005   006     007