Афины. 6-го Сентября 1860 лета Господня. Афинский Неофит, Кинурийский Дионисий, Фтиотидский Иаков, Евбейский Неофит, Калавритский Варефоломей». Сущность послания синода Российского: «Синод получил ваше послание от архимандрита Мисаила. Святое намерение ваше соблюдать единство веры и любви.... представляет святой православной церкви Господа единственное священное ручательство. Ибо сия церковь , при всем нападении на нее многих врагов, пребыла непоколебимою от того, что твердо сохраняла и исполняла учение апостолов, святых отцев и вселенских и поместных соборов. «Выслушав таковое намерение ваше, Российский синод соутверждает самоглавие Еллинской церкви, признает священный синод ее верховным начальством, от души целует членов его настоящих и будущих, на всех их призывает в молитвах своих богатство благодати Христовой и обещается иметь каноническое общение с ним во всех делах, какие только приличествуют единой, святой, соборной и апостольской церкви». «При таком условии, при таком обещании и на таких началах, Российский синод умоляет священный синод и Еллинскую церковь , да будут утверждены в том же разумении и в той же мысли (Кор. 1:10) касательно веры и отеческих и соборных постановлений, и просит не забывать и его в молитвах своих». «Выразив сие согласие наше, и молитвы, и желания, и прошения, и расположение наше, подтверждаем истинность всего этого нашими подписями. Никанор митрополит Новгородский, Григорий Казанский, Евгений Астраханский, Николай Тамбовский, Духовник Василий Важанов, Обер-священник Василий Кутневич». Примечание: синодальный свиток о признании независимости Эллинской церкви начертан был в Цареграде 1850 года, Июня 29 дня. День 18. Боль в ноге прекратилась, а ступить ею не могу, потому что жилы расслаблены. Вице-консул Марабути возвратился из Иерусалима, как говорится, ни с чем. Шех Абдалла сказал ему наотрез, что он тогда только отдаст в наем помещение свое над Святогробским храмом, когда будет исходатайствовано позволение на то великого визиря. А наш посланник в Константинополе не только не намерен просить его об этом деле, но даже велел внушить сему шеху, что если визирь узнает о сделке его с нами и будет недоволен ею, то контракт наш потеряет свою силу, и хозяин опять займет нанятое нами помещение.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Фактов для истории возникновения этих архиепископий известно слишком мало; поэтому гипотезы для объяснения этого явления неизбежны. Видимо, автокефальность их была фиктивная. Одно лицо в церкви не может быть «самоглавным». За смертью архиепископа кто-либо должен был поставить ему преемника. И, вероятно, ставил их архиепископ константинопольский (хотя в XI в. митрополиты энергично отстаивали свои права) и «автокефальный» при богослужении «возносил имя» только патриарха константинопольского, а не своего епархиального митрополита. Зависимость их от митрополита была номинальна, или просто нулевая. Обязаны ли они были принимать участие на митрополичьих (местных) соборах – это еще вопрос. Они являлись только членами синода в Константинополе. Любопытно процентное отношение этих архиепископий: сравнительно более всего их появилось вблизи Константинополя. Оказывается, например, что в Европе фракийской, т. е. той епархии, где лежит Ираклия и Константинополь, было 5 автокефальных (архиепископов) и еще только 5 простых епископов, подведомственных митрополиту. Но были и отдаленные автокефальные церкви. Всякая кафедра, имевшая когда-либо святого епископа или мученические мощи, стремилась к автокефальности. Таким образом, образование автокефальных церквей составило целый ряд пятен, прорывавших плотную сеть митрополитанской системы. Но автокефальное архиепископство представляло только начало движения в епископских санах. Сравнив подлежащие списки в их хронологической последовательности, можно заметить, как епископы сначала делаются архиепископами, а потом митрополитами. Так, например, было со смирнским епископом. Сперва епископ, παρχιτης асийский (подведомый митрополиту ефесскому), в IX в. уже ατοκφαλος (ρχιεπσκοπος), наконец, μητροπολτης. Та же самая история с Κοτυειον τς Φρυγας Σαλουταρας, с Μιτυλνη τν Νσων. Все эти превращения совершались на первых порах очень логично. Последовательность выражалась в том, что у митрополитов (в отличие от архиепископов) был какой-нибудь θρνος ποκεμενος (подведомственная епархия), и в случае, если архиепископ становился митрополитом, то, чтобы была у него своя подчиненная как бы епархия, выделяли из той же епархии несколько епископий (у митрополита котиаийского было только 3 θρνοι ποκεμενοι). Но в конце концов дело свелось к простой титулатуре, и появились митрополиты вроде евхаитского в Еленопонте, у которого θρνος ποκεμενος οκ στι.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

Между евреями многие имели имена, начинавшиеся со слова «аб», «абу», например: Аб-Ирон, Аб-Ихаел, Аб-Ишуй и проч. Итак, Абуд существует многие тысячи лет. Коротка история его. Греческий царь Иустиниан построил в нем церковь в память Успения Пресвятой Богоматери. Сдается, что по его же почину она почтена достоинством протопресвитерии, наравне с Вифлеемом, Еммаусом, Фекое и прочими приснопамятными церквами. Это достоинство Абуд имел в 1146 году, по заверению тогдашнего писателя Нила Доксопатра. В 11871188 году пощадил абудскую святыню египетский султан Саладин. Потом с начала XVI века, когда греки стали первенствовать у Св. Гроба в Иерусалиме, протопопское достоинство абудской церкви было забыто. И ныне никто из иерусалимских владык не ведает сего. Я, первый, вспоминаю об этом достоинстве, и желаю, чтобы оно возвращено было Абудской церкви, пережившей много веков и много бедствий и хорошо сохранившейся до наших дней. 25, Пятница. Сегодня я обрадован абудским открытием, но немного утомленный разъездами туда и сюда и учеными исследованиями, возвратился в Иерусалим в три часа пополудни. На пути сюда видимы были следующие селитвы, бывшие и существующие: дер-Икдам – развалины, Тибине – развалины, Чобар – деревня, Бет-Еллу – деревня же и селища: Карава, Арура, Асфуа, Бир-ес-Зейт, Джифна (Гофна), Рамалла, ер-Рам и Шуефат. 29, Вторник. Надобно когда-нибудь удосужиться и написать рассуждение: 1. о титулах Константинопольского патриарха: Οκουμενικς, Παναγιτατος, – Вселенский, Всесвятейший; 2. о частой смене вселенских владык; 3. о подати их Оттоманской Порте; 4. о порывах их к попранию народностей; 5. о праве дарить церквам самоглавенство, – ατοκεφαλα; 6. о судебном и дипломатическом языке Великой церкви Константинопольской; 7. о заслугах вселенского престола в отношении к православным церквам в Сирии, Палестине, Египте, на Афоне и Синае, в Молдавии и Валахии, в Сербии, Грузии и России; 8. об охлаждении между Востоком и Севером. Где причины сего грустного явления? Не виноваты ли мы? 30, Середа.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Далее Досифей свидетельствует, что ранее отдавали свой монастырь самому папе, и если сначала Анания, а потом «злежительный и скаредожительный» архимандрит Кирилл представил писания, «яко поддает монастырь свой Москве – вещь и беззаконна, и посмеянна; беззаконна убо, яко подлежащее другому патриаршескому престолу от времени третиего синода, како подлежати будет иному без изречения Вселенскаго Синода; посмеянна же двух ради некиих (причин): первое, яко како может Московский патриарх правити Синайскую гору; второе, яко монастыри всего мира поминают православных патриархов и начальников православных и по образу сему вся суть всем поддана, и како тии тое, еже есть сущее, глаголют, яко будет сущее. Третие, яко тии ищут языческими и внешними властьми да будут самоглавыми Церкви и како покорятся вам». Причина подданства синаитов России заключается в том, поясняет Досифей Адриану, что «они ищут вашего серебра». Далее Досифей рассказывает, как пытались синайские епископы (а отнюдь не архиепископы) сделаться самоглавами, для чего возлагали на себя митры, патриаршие одежды, титуловали себя по-патриаршески, но были обличаемы и низлагаемы Соборами. Подробно затем рассказывает про поведение Анании, про его осуждение, посылает соборные об нем определения, «да обретается в вашем патриаршестве в память» и дает наставление, как должны обращаться с синаитами в Москве на будущее время: «Егда приидут к вам отцы-синаитяне и в грамотах их наречется архиепископ Синайский или в писаниих своих подписует титло или в великих, или в малых некиих писаниях, то да раздираете, и отцы да изгоняете со срамом и стыдом, яко преступники божественных канонов и наипаче яко нечестивейшия, понеже презирают обычай и изречение Церкви». Этого мало: Досифей просит патриарха послать его грамоту ко всем русским епархиальным архиереям, чтобы если кому-нибудь из них придется писать на Синай, писал бы «благолюбезнейшему епископу», а не архиепископу 23 . Очевидно, Досифей посмотрел на подчинение Синая Москве как на дело вполне серьезное и сбыточное, как на новый захват со стороны Московского патриарха.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kapter...

Итак по причине вмешательства главного врача Мустафы Ефенди алеппинца, и врача в царских палатах Мансура так же алеппинца и брата алеппского митрополита Максима, и по причине покровительства их алеппским папистам и Максиму, не возможно было освободить алеппскую митрополию и церковь её от преобладания тамошних папистов, которые возвратили из заточения Максима, так что он остался в Алеппе. 1757 год. Когда же помянутый главный врач и главный евнух сосланы были в Каллиполь и там умерщвлены, тогда епископом в Алепп назначен был Филимон, а Максим убежал на Ливанскую гору, это убежище папистов, – митрополия же алеппская причислена была к престолу патриарха вселенского. Ибо, когда она принадлежала престолу антиохийскому, паписты угнетали её, и наконец, дабы присвоить её себе и взять от антиохийского Сильвестра, обещали ежегодно вносить за неё в казну 300 пиастров, и таким образом сделали её самоглавною, ατοκφαλος. Ныне она хотя и свободна он папежской тирании, но ежегодный взнос сказанной подати не отменен. Итак по ходатайству константинопольского патриарха Серафима состоялось как присоединение алеппской митрополии к престолу вселенскому, так и святительствование там Филимона, который был протосингеллом Дерконского митрополита Самуила. Он – знаток турецкого языка и мастер вести дела политические. ФИЛИМОН. 1766 год. – Патриарх Сильвестр после 38-летнего управления Церковью преставился в жизнь нестареющую; а на престол его возведен был Филимон цареградец. Он в Алеппе жил спокойно, потому что паписты (униаты) боялись его и не тревожили. Там устроена была им и школа, в которой преподавались язык новогреческий и грамматика языка эллинского. ДАНИИЛ. 1767 год. – Умирает антиохийский Филимон, и возводится на престол его некогда бывший диаконом у вселенского патриарха Кирилла, а ныне протосингелл вселенского владыки Самуила, Даниил Хиосец, рукоположенный 6 августа в церкви св. Иоанна, что в предместье Константинополя Галате. 49. Мои записки о Сирии и о всех племенах, населяющих эту страну, православных и инославных.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

еп. Марк (Головков) Приложение 4 Словарь церковных терминов А Автокефалия ( от греч, αυτς – сам и κεφαλ – голова) – самоглавенствующая, иначе Поместная Церковь . А. – канонический термин, обозначающий Православную Церковь, административно не зависящую от других Церквей. На 2006 год имеется пятнадцать Автокефальных Церквей. Согласно русскому диптиху чести и древности, они расположены в следующей последовательности: Константинопольская, Александрийская, Антиохийская, Иерусалимская, Русская (Московская), Грузинская, Сербская, Румынская, Болгарская, Кипрская, Элладская (Греческая), Албанская, Польская, Чехословацкая, Американская. Под юрисдикцией Иерусалимской Церкви находится Автономная Синайская Церковь , Константинопольской – Финляндская Автономная Церковь и Русской (Московской) – Японская Автономная Церковь. Каждая Поместная Православная Церковь составляет часть Церкви Вселенской, каждая Автономная Церковь – часть Автокефальной. Поместные Церкви по единству веры и основным началам устройства и управления пребывают во взаимном общении. Автономия Церкви ( греч. αυτονομα) – понятие церковного права, означающее такое положение, при котором некоторая Поместная Церковь , входящая в состав Автокефальной Церкви, получает от Церкви–Матери право самостоятельно решать ряд административно – канонических вопросов. Эта зависимость на языке церковно – канонического права выражается словами: «Автономная Церковь входит в юрисдикцию Автокефальной Церкви». Так, например, Русская Православная Церковь предоставила А. Японской Православной Церкви, которая была создана благодаря миссионерской деятельности русских священнослужителей, в особенности просветителя Японии св. равноап. Николая. Основанием для провозглашения А. чаще всего является нахождение данной Церкви в пределах иного государства, чем кириархальная Церковь. Самостоятельность Автономных Церквей ограничена, в частности, ее архиереи поставляются архиереями кириархальной Церкви, ею же утверждается ее статус и Устав, от нее же автономная Церковь получает святое миро.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/t...

Новости Репортажи Мониторинг СМИ Интервью Документы Фотогалереи Статьи Анонсы Анонсы Выставка «Кижи. Небесное послание». Москва Выставка «Тайны храмов эпохи Ивана Грозного». Москва Выставка «Сотворение мира. Произведения религиозного искусства XV – начала XX века». Москва Фестиваль «Весна духовная. На пути к Пасхе». Москва Выставка «Праздник Благовещения». Москва Выставка «Ars Sacra nova. От мифа к символу. Русская история и евангельские мотивы в творчестве художников модерна России и русского зарубежья 1900-1940-е гг.». Москва Концерты фонда «Искусство добра» в Соборе на Малой Грузинской и на других площадках Открытие конференции «Люди и судьбы русского зарубежья». Москва Коммюнотарные и соборные начала в общественных и церковных объединениях России. VI Международная научно-практическая конференция «Православные братства в истории России». Кострома Все » Мониторинг СМИ УПЦ МП должна сама возглавить «объединительный Собор» 23.10.2018 18:00 Версия для печати Почему православные, к своему стыду, не могут договориться и решить спор о статусе и существовании Православной церкви на Украине на основании своих канонов и каким может быть выход из сложившегося тупика? Прежде, чем ответить на этот вопрос, вкратце напомним, как выглядит на сегодня сложившаяся ситуация. С 1992 года на Украине существует церковный раскол между православными иерархами: бывший предстоятель Украинской православной церкви митрополит Филарет Денисенко попытался добиться для Украины статуса автокефальной (в переводе с греческого«самоглавенствующей») Церкви, а для себя самого — сана патриарха всея Украины. Однако большая часть духовенства и мирян осудила шаги Филарета, а Собор Русской православной церкви в Москве низложил его и лишил всех степеней священства. С Денисенко осталось меньшинство. Тем временем на Украине начали набирать силу вернувшиеся из Америки и Канады «автокефалисты» начала ХХ века, вытесненные оттуда советским режимом. Так к середине 1990-х на Украине образовалось три церковные структуры: Украинская православная церковь Московского патриархата (большинство), приехавшие из-за границы «автокефалисты» Украинской автокефальной православной церкви и «филаретовский» Киевский патриархат. Государственные власти (за исключением времени правления президента Виктора Януковича) благоволили к раскольникам, но не могли не учитывать того факта, что последние представляли собою только 15−18% от всего православного населения Украины.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Недопустимо извращать истину в вопросе церковной автокефалии Протопресвитер Георгий Металлинос Источник: Центр святителя Василия Великого Протопресвитер Георгий Металлинос.      В последние годы возникли две претензии на церковную самостоятельность. Речь идёт о Греческой Церкви Соединённых Штатов Америки, находящейся под юрисдикцией Вселенского Патриархата, и Церкви Украины, которая является частью Русской Церкви (см. действующие «Диптихи Элладской Церкви» за 2018 год). Как первый случай является внутренним делом Вселенского Патриархата, так и второй непосредственно касается Русской Православной Церкви. Об обеих ситуациях, особенно второй, написано много, выражен ряд разнообразных мнений. Мы не хотим добавлять ещё одну точку зрения, поскольку Церковь оказалась вовлечённой в международную политику и противоречия сильных века сего, а также в планы «Нового порядка» по установлению глобального контроля и власти. Это политическая проблема, скрывающаяся под религиозной одеждой. Тем не менее, мы постараемся дать опосредованный ответ на эту проблему на историческом примере предоставления автокефалии Элладской Церкви (1850 г.) – в данном случае ясно определены церковно-канонические нормы автокефалии, показано как Вселенский Патриархат подходил к процедуре предоставления автокефалии прежде. 1. Церковно-канонический термин «автокефалия» появился в IV-V вв. по Р. Х. Он означает каноническое (т. е. согласно с канонами) существование поместной Церкви, функционирующей независимо от любой другой власти, в духе единства с полнотой Православной Церкви. Автокефальным (с собственным главой=самоглавным) является поместный Синод Епископов области, который без внешнего влияния определяет внутреннее функционирование Церкви, на основании соборного принципа. Цель предоставления автокефалии – помочь поместной Церкви свободно и беспрепятственно исполнять свою миссию. Первая автокефалия в истории была предоставлена Третьим Вселенским Собором (Эфес, 431 год) Кипрской Церкви. В 1589 году пребывающая под иноземным владычеством Константинопольская Церковь признала автокефалию Русской Церкви. Дело происходило следующим образом: Патриарх Иеремия II Транос (от 1586 г. до 1595 г. – третье патриаршество), находясь в 1586 в России, принял запрос царя о создании Московской Патриархии и в 1589 хиротонисал митрополита Московского Иова в Патриарха всея Руси. Но необходима была ещё и соборная санкция. Она была предоставлена на Соборе 1593 года в Константинополе. Это событие свидетельствует, что в истории Церкви автокефалия всегда предоставляется Собором, а не Патриархом (даже если он обладает таким большим влиянием, как Иеремия II). Предоставление автокефалии никогда не должно разрушать единство поместных Православных Церквей, которое сохраняется единой Верой, единым богослужением и общим каноническим порядком.

http://pravoslavie.ru/117726.html

«Автокефальность» в переводе с греческого означает «самоглавность» и предусматривает самостоятельное избрание Церковью своего предстоятеля и независимость в делах внутреннего управления и внешних сношений. По поводу вопроса о предоставлении автокефалии нет единого всеправославного мнения, поэтому в число тем будущего — Вселенского Собора включен вопрос об автокефалии. Но, изучая практику Православной Церкви, можно прийти к вполне определенным выводам. Автокефальность для новой Поместной Церкви может быть дарована только той Церковью, в управлении которой она находилась изначально и частью которой она изначально пребывала. Условиями автокефалии являются: — наличие в Церкви как минимум трех епископов, имеющих каноническое право избрать и рукоположить главу Церкви; — высокий уровень церковной жизни местного Православия; — согласие Матери-Церкви. Автокефалию может даровать Вселенский Собор, представленный епископами всей Церкви, или же Поместный собор епископов автокефальной Церкви, но только по отношению к части своей Церкви. В любом случае все автокефальные Православные Церкви имеют равные права. Автокефалия не может быть предоставлена государственной властью, не может провозгласить автокефалию и часть епископов Поместной Церкви, отделившаяся от остального епископата. Не может предоставить автокефалию и одна Поместная Церковь по отношению к части другой Церкви. Основанием для провозглашения автокефалии является польза самой местной Церкви, создание необходимых условий для ее спасительной миссии. Вместе с тем епископат и народ Поместной Церкви при определенных условиях может отказаться от своей автокефалии и присоединиться к другой Церкви. Случаи последнего нередки в истории Церкви. Однако автокефалия как самостоятельность внутреннего управления в Церкви имеет естественные ограничения, связанные с общецерковным единством. Автокефалия Церквей ограничена единством вероучения, единством канонического устройства и принципиальным совпадением основных норм литургической жизни. Так, автокефальная Церковь не может изменять догматического учения, так как это влечет за собой разрушение единства веры, наиболее важные вопросы канонической и богослужебной жизни подлежат совместному ведению всех Поместных Церквей.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2275...

Это преднамеренное неверное истолкование и искажение документов, предпринятое якобы для предоставления общественности «научной» информации, на деле может создать впечатление, что Константинополь ссылается на сильные и непоколебимые аргументы, только у тех, кто не обладает достаточными знаниями. В скором времени мы опубликуем научную статью и представим общественности некоторые другие документы, которые скрывает Константинополь, а также укажем на неправильное толкование приводимых Фанаром двух документов. Сейчас же сошлемся на мнение известнейшего профессора истории и канонического права Власия Фидаса, который в ряде монографий и статей признает, что синодальным актом 1686 года Вселенский патриарх подчинил Украину юрисдикции Московского Патриархата. Процитируем профессора Фидаса: «В 1686 году был подписан русско-польский мирный договор, Малороссия отошла к Москве. Луцк, Львов, Перемышль и Могилев обрели религиозную свободу... Наконец, Патриарх Дионисий подчинил Киевскую Митрополию юрисдикции Московского Патриархата (1687)» . И мы в исследовании «Вселенский Патриархат и Церковь России» писали, что «после победы русских над Польшей в 1654 году и интеграции Украины в Россию Киев снова оказался вместе с Москвой, и этот союз был одобрен Вселенским Патриархатом» (1686) . Церковью-матерью для Украины сейчас является Москва . Константинополь был ею в прошлом Неправда и то, что Вселенский Патриархат является матерью для Церкви Украины и, таким образом, как материнская Церковь имеет право предоставлять ей автокефалию, как предоставил самоглавие Русской, Элладской, Румынской, Сербской, Болгарской и Албанской Церквям. Он обладал таким правом до тех пор, пока дочерняя Церковь не приобрела автокефалию, после этого она становилась не дочерью, а Церковью-сестрой, во всех отношениях равноправной, вследствие чего вмешательство в ее внутренние дела является тяжелым каноническим преступлением и представляет собой вторжение в чужую церковную юрисдикцию. Русская Церковь в целом, вместе с территориями современной Украины в частности, была дочерней для Константинополя до провозглашения своей автокефалии в 1448 году, которая была признана со стороны Константинополя и Восточных Патриархатов в 1593 году.

http://ruskline.ru/opp/2018/oktyabr/16/p...

   001    002    003    004   005     006    007