«Поскольку Провидение Божие благоволило освободить народ эллинский от варварского ига и возглаголало благая в сердце предстателя кафолической церкви императора всероссийского, и поскольку его величество вместе с союзниками своими избавил его от крайней опасности и учредил ему царство, посему при такой перемене должен был измениться и образ управления нашей церкви; и так как невозможно было ей более состоять под священноначалием патриарха цареградского, то надлежало провозгласить ее самоглавною. А дабы самоглавие ее установилось канонически с соблюдением единства церкви, для сего правительство нашего царя, по просьбе клира и народа, отправило посольство к вселенскому патриарху и синоду его, и чрез посредство оного испрашивало одобрения и признания потребного самоглавия. Его всесвятейшество, получив письмо сего правительства, созвал собор, в котором присутствовал и голос подавал и патриарх иерусалимский. В сем священном соборе дело обсуждено было по церковным канонам; и иерархи признали независимость Еллинской церкви, синод же ее – верховным начальством, и составили свиток для памяти, в котором провозглашено самоглавие сей церкви и признано верховное начальство ее равночестным всем прочим каноническим начальствам православных церквей. «Сие сообщается и российскому синоду, дабы и он подал свой голос наравне с вышепомянутым собором, и то же самое ведая и мудрствуя об Еллинской церкви, принял бы сию старшую сестру свою в общение свое и пребывал бы в союзе с нею». «Тщась соблюдать единство церкви, мы, держащие кормило правления сущей у нас православной церкви, преднамерены ( προτιθμεθα) содержать неизменно все древния законоположения, без всяких нововведений». «От вашей же любви во Христе испрашиваем, чтобы вы, узнав все, что волею Божиею канонически совершено и учреждено в нашей церкви, узнав вместе и наше благочестивое намерение ( πρθεσιν), признали православную церковь Еллинскую самоглавною, а священный синод ее приняли бы яко собрата, и вспомоществовали бы нам вашими молитвами.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Таким образом, то, что случилось на Синоде, произошло не произвольным, а соборным путём, как того требует православная традиция. Хотя автокефализация и относилась к области в непосредственной юрисдикции Вселенского Патриархата, всё было решено на созванном Святом и Великом Соборе под председательством Вселенского Патриарха. При этом подчёркивалось, что автокефалия «пребывающим в Элладе православным верующим» была дана по примеру других православных народов. Здесь мы видим отсылку к другим автокефалиям, как, например, автокефалии Русской Церкви (1589): её признал Патриарх Иеремия II в ходе поездки по России, но законный статус она получила на Святом и Великом Соборе 1593 года. Все вопросы в Православном мире должны решаться соборно, а не по-папски произволом. Не будем забывать, что антиканоничная «автокефалия» Элладской Церкви в 1833 году принесла раскол церковного единства и изоляцию Греции от православной семьи на целых семнадцать лет. В созванном «Святом и Великом Соборе» участвовали: Вселенский Патриарх Анфим IV (председатель), бывший Вселенский Патриарх Констанций, бывший Вселенский Патриарх Герман IV, бывший Вселенский Патриарх Анфим, Иерусалимский Патриарх Кирилл VI и множество митрополитов. Явно прослеживалось стремление, чтобы в соборе приняло участие как можно больше архиереев, дабы он был как можно более представительным, ибо автокефалия предоставляется не Патриархом а Собором. Патриарх Константинопольский Анфим IV.      На этих условиях автокефалия Элладской Церкви была предоставлена, и вышеупомянутые иерархи подписали Синодальный Томос от 29 июня 1850 года, объявивший Элладскую Церковь самоглавной. Согласно Синодальному Томосу «Православная Церковь в Элладском королевстве отныне будет автокефальной… управляемой свободно без вмешательства всякой земной власти».  «Объявляется и провозглашается духовной сестрой бывшей Матери-Церкви, Вселенского Патриархата». Вселенский Патриархат больше не будет «Матерью», а «Церковью сестрой». Таким образом, «Элладская Церковь признаётся и объявляется автокефальной» «Сестрой в Духе» с каждой из Православных поместных Церквей.

http://pravoslavie.ru/117726.html

Синода на посланное им в оный изложение по делу Синайского монастыря. Одобрительное слово Патриаршим действиям по сему предмету со стороны Русской Церкви дало бы нравственный вес здешнему Синоду в глазах стремящейся к единовластию Константинопольской Церкви, Высокой Порты и вице-короля Египетского. Дело это в настоящее время находится в следующем положении. Турецкое правительство, после многократных представлений со стороны Патриарха, нашло справедливым с своей стороны низложение бывшего архиепископа Синайского и замещение его другим, но, считая дело это не подлежащим прямо своему ведению, отнеслось за окончательным мнением к Великой (Константинопольской) Церкви. Сия, более соглашаясь, вероятно, с мнением Правительства, чем сочувствуя здешнему Синоду и его предполагаемым неуместным притязаниям, не отреклась признать дело совершившимся фактом, но выговорила себе впредь исключительное право вмешиваться в дела Синайской Архиепископии, как Престола «самоглав- ного». Удовольствовавшись этим, В Порта отнеслась к вице-королю (до сих пор поддерживавшему бывшего Архиепископа), рекомендуя ему нейтралитет в Синайском деле. На этом пока стоит оно. Дело Александрийского Патриарха также начинает принимать благоприятный для Его Блаженства оборот. Незваный «блюститель» Патриаршего Престола архимандрит Евгений официально не поддерживается более ни Великой Церковию, ни Высокою Портою, но все же продолжает оставаться на своем месте, вероятно по тайной поддержке с какой-либо стороны. Но явно, видимо, клонится к тому, что неуместное блюстительство его скоро окончится. Изгнанные им два архиерея (Ливийский и Фиваидский) доселе проживают в Иерусалиме на содержании Патриархии. Греческий Свящ. Синод отвечает благосклонно на защитительное к нему послание Патриарха Никанора 281 . От Святейшего Синода Всероссийского Его Блаженство также, как слышно, ожидает с нетерпением ободрительного для себя ответа. Зная отчасти лично, а более того по слуху и бывшего Архиепископа Синайского Кирилла, и архимандрита Евгения, я с своей стороны считаю священным долгом службы и правды свидетельствовать пред Святейшим Синодом, что оба лица не стоят поддержки нашей.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

е. иначе с тобой могут то же сделать); иди отсюда, куда тебе нравится. Но без советчика твоего (т. е. о. Герасима) никуда, никогда не ходи, чтобы не говорили, что бесы изгнали тебя, как это теперь говорят. Относительно путевых расходов — не имей заботы, заботься лишь о спасении своем. О том, где поселиться, не заботься, ибо жилище для тебя уже уготовано, только побеги твои похотливые отсекай, волю твою в послушание воле другого покоряй, будь послушен, а не самоглавен». Феофан с о. Герасимом удалились с Афона в обитель прп. Саввы Освященного (см. предисловие). Глава 20. Повторение повеления записать все, что говорил святой, и передать святогорцам Изглаголал я тебе глаголы, от создания мира и доселе: от «да» до «нет», и от «нет» до «да», от начала до конца, и от альфы до омеги. Я говорил с тобою, недостойным неба и земли, самым нечистым во всей вселенной, мерзостью среди людей и гнусностью для ангелов. Таков еси ты, хотя я и говорил с тобою; не мудрствуй о себе, не считай себя за нечто, но да будет мнение твое о самом себе таково, как я изглаголал о тебе. Сказал я тебе путь неба и земли и вложил мои слова державно в орган памяти твоей для того, чтобы ты передал их в чувства человеков тростию писальною, чтобы восчувствовали они свое бесчувствие к своему спасению, ибо они не чувствуют того, что с ними делается, одичали, как потерянные овцы, сделались, как дикие козлы (т. е. ссорливы и драчливы) посреди Горы сей. Кроткие — одичали, а дикие — погибли. Скажете: отчего и дочего кроткие одичали? Дикость кроткого есть сие: добро обратили (т. е. сочли злым, и худое — сладким); услаждаются во зле, отстранились из-под ветви спасения и сидят под ветвию зла. Сидят на кафедре кичливой гордости, лжи неправды, хищения, сребролюбия, сокровищенствования, непокорства, разврата, зависти, на кафедре ревности об имениях, отмщения… (Сидят на кафедрах — значит не только так живут, но и проповедуют такую жизнь, якобы за хорошую). И, сидя, думают, как бы отмстить другому, в хищении чрез осуждение, непокорство, предательство, ложью, бесчестием, с воровским хищением, с дарами судиям, с гонительством немилосердным; помышляют и пекутся лишь о том: кто первый соберет сокровища сребра и злата, кто первый устроит человеческое рукоделье, кто унизит другого, кто первый получит рукоплескание зла, кто первый поработится плотским наслаждением.

http://azbyka.ru/apokalipsis/svyatoj-nil...

Коренастые рыболовы – гребцы взмахнули двухсаженными веслами – лопатами, и мы отделились от твердой земли. Прощай тень Первой Юстинианы, не успевшей очертиться передо мною ни в каком определенном облике. Ее период до-Болгарский ускользает от всякого исторического воображения. Кто были ее Архиепископы от Юстиниана В. до – положим – Василия II, восстановившего Архиепископию с именем Болгарской, остается (для меня – по крайней мере) совершенно неизвестным. Мы знаем, что долгое время Иллирик и Македония с Ахаией (т. е. Грецией) находились в ведомстве Римского престола, которого делегатом считался Митрополит Фессалоникский и который, как видно из спора Папы Николая с Патр. Фотием, несмотря на политическую перемежовку областных границ империи, еще и в IX веке считал их своими. Знаем в тоже время, что и престол Константинопольский имел на них свое притязание. Где же был и что делал во все это время престол Первой Юстинианы? Мне припоминается, что года за три перед этим, эллино-помешанный „един православный христианин“ 51 в своей книжке: Глас-т на истина-та, осмелился Юстинианов указ об Архиепископии Первой Юстинианы назвать ложным и подметным и утверждать, что Церковь Болгарская никогда не была самоглавною и независимою, что Болгар в этих местах вовсе нет и, что говорящие по-болгарски тут все греки.. Справедливо наши предки заметили, что „язык без костей, гнется и не ломится“. Уломать его может только одна „яже вещей истина“. Когда добьются сиромахи, что покажут себя народом, тогда только угомонится изворотливый софист. Но когда настанет этот момент, вероятно другие возникнут и будут преобладать политико-географические понятия, и укажутся новые, более и лучше проверенные, народные центры, и, верно слово, что Охрида ни в качестве Первой Юстинианы, ни в значении резиденции Архиепископа Болгарии, не выплывет более на поверхность истории, а будет также тихо и сонливо отражаться в летописях минувшего, как теперь рисуется в своем родном озере. 36 Когда пишет кто-нибудь к Вселенскому патриарху, то лжеприличие требует величать его: θειοττη παναγιτης – Божественнейшая Всесвятость (далеко до нас Папскому: Sua Santita!).

http://azbyka.ru/otechnik/Antonin_Kapust...

Особенно страшное дело легло на стол Адриана в январе 1695 г.: архиепископ Афанасий прислал грамоту с «распросными речами» соловецких монахов, обвиняя власти беломорской обители в убийствах, пытках и насилии по отношению к инокам, в нечистой жизни и казнокрадстве. Особым пунктом извета было напоминание о Соловецком восстании и том факте, что среди чернецов есть беглые и ссыльные. Вывод Афанасия был прост: «Да не будут соловьяне самоглавны», то есть пусть целиком перейдут под его юрисдикцию  . 14 февраля 1695 г. Адриан ответил архиепископу, что пытки в обители должны быть пресечены и виновные наказаны, а монастырское хозяйство налажено. Однако нарушить монастырские вольности, сместить архимандрита и взять Соловки под свой контроль патриарх запретил Афанасию категорически. Глава монастыря, писал Адриан своему другу, «посвящен синодально во архимандриты и по братскому излюблению, и живет монашески искусно доселе, и челобитья от братии на него по сие время не бывало». «А что было у них прежде сего, — гласила грамота патриарха, — и они во всем том прощены от великих государей, и от нас разрешены, и к тому им не в укоризну. А тебе б о том нужды не было допрашивать, и к нам доносить, и тем святую обитель бесчестить. И впредь тебе ту Соловецкую обитель оберегать и во всем снабдевать отечески, а таких хульников, и празднословцев, и изветчиков довлеет смирять, да накажутся больше святых мест не поносить, да и прочие страх возъимеют!» Афанасий не примирился с выговором и летом прислал новый донос, дополненный обвинениями соловецких иноков в блуде, насилии над крестьянскими женами и т. п. Требования архиепископа по контролю над монастырем простирались уже до запрещения архимандриту ездить без него, Афанасия, в Москву! Ответная грамота Адриана в июле 1695 г. не только охлаждала пыл архиепископа, но раскрывала позицию самого патриарха относительно неизбежных распрей между пасомыми. «Нашей мерности до этого к тебе, как что творить тебе в Соловецком монастыре, написано. И по времени нынешнем, если Господь восхочет и жизнь дарует, о исправлении чего–либо в том монастыре потщание даст нам сотворить. Прочее, ради всяких случаев ныне и непотребной распри, оставь! В бытность же ныне (у патриарха в Москве. — А. Б.) Соловецкого монастыря архимандрита Фирса о тебе каких–либо злоречий и поношений не слышали… И мы нападствовать ни на кого в благодати Господней не хотим. Но дабы и врачевание благовременно, и ко спасению чего возможно, не за все же оскорбляться подобает. Благодушествуй же паче о Господе!.. А чтобы архимандритам соловецким без присутствия Холмогорского архиерея сюда не ездить — и тому быть не подобает, потому что монастырь великий и случаи различные бывают. А здесь, кто откуда прибудет и чего ради, смотрят».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=727...

Офиц. отд. С. 250–257; Послание Вселенского патриарха Святейшему Всероссийскому Синоду о взаимообщении поместных Церквей и по вопросу об изменении Юлианского календаря//Там же. 1906. Офиц. отд. С. 11–15;Ответное послание Святейшего Правительствующего Синода Вселенскойпатриархии//Там же. Офиц. отд. С. 30–35. ...о календаре... – В посланииот 30.06.1902 г. запрашивалось мнение Поместных Православных Церквей относительно возможности изменения действующего в Православной Церкви юлианского календаря или принятия григорианского календаря, а также пересмотра связанной с календарем церковной пасхалии. Подчеркивалось отсутствие единства позиции православного сообщества по этим вопросам инеобходимость их всеправославного обсуждения и разрешения (см.: Послание Вселенской Патриархии к Святейшему Правительствующему Российскому Синоду//Там же. 1903. Офиц. отд. С. 243–244). В 1923 г. в Константинополе состоялось совещание представителей Православных Церквей, на котором обсуждался и календарный вопрос. Участники совещания одобрили предложенный сербским астрономом М. Миланковичем проект нового календаря, получившего наименование новоюлианского. К настоящему времени на него перешло большинство Поместных Православных Церквей, кроме Иерусалимской, Русской, Грузинской и Сербской. О календарной проблеме подробнее см.: Календарный вопрос: Сб. статей/Ред.-сост. А. Чхартишвили. М., 2000. ...о... старокатоликах... – См. Примеч. к л. 31. ...о раскольниках...– Под «раскольниками» автор Дневника имеет в виду, по всей вероятности, последователей Римско-Католической Церкви и протестантов, о которых идет речь в послании Вселенской патриархии от 30.06.1902 г. ...о... более тесном общении Автокефальных Церквей в связи с созывом Собора. – Автокефальная Церковь – самоглавенствующая (от греч. Ατς – сам и χεφαλ – голова) Поместная Церковь . В послании от 30.06.1902 г. выражались «добрые надежды на улучшение взаимных отношений между единоверными Церквами к более славной и богатой религиозной пользе» (Послание Вселенской патриархии к Святейшему Правительствующему Российскому Синоду//ЦВед.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Что касается территориальной близости, то, как следует из 24-го (17-го) правила Карфагенского Собора, Нумидийский примас потерял юрисдикцию над Церковью Мавритании Ситифенской «по ея отдаленности». В «Пидалионе» в толковании на это правило говорится о его вселенском значении. При территориальном размежевании диаспоры определённое значение имеет и этнический принцип, но значение его ограничено рамками именно диаспоры. 27.3. Автокефалия В настоящее время Вселенская Церковь состоит из 15 автокефальных поместных Церквей. Значение термина «автокефалия» (по-гречески – αυτοκεφαλια в буквальном смысле – самоглавие) в истории Церкви менялось. «Автокефальными» в византийскую эпоху назывались епархии, независимые от местного митрополита и непосредственно подчинённые патриаршей юрисдикции. В греческой канонической и церковно-исторической литературе до сих пор различают статус четырёх древних Патриархатов, равночестным с которыми признаётся Московский Патриархат, с одной стороны, и остальных автокефальных Церквей с другой; которые, хотя и признаются вполне самостоятельными, но, тем не менее, не поставляются в один ряд с древними Восточными Патриархатами. Однако, такое различение Поместных Церквей по статусу лишено разумных канонических оснований и в Русской Православной Церкви не принято. Автокефальной следует считать Помесную Церковь , вполне самостоятельную, не зависящую ни от какой иной Поместной Церкви, хотя все автокефальные Церкви, являясь в известном отношении частями Вселенской Церкви, взамозависимы, и потому сопоставление церковной автокефалии с государственным суверенитетом, которое проводится отдельными авторами, может иметь лишь ограниченное значение. Все автокефальные Церкви равноправны, хотя и занимают различные места в диптихе, при этом, однако, речь идёт только о преимуществе чести одной из Церквей перед другой, но не о различии в правах. Сущность автокефалии в том, что автокефальная Церковь имеет самостоятельный источник власти. Её первый епископ, её глава поставляется своими архиереями. III Вселенский Собор, утверждая древнюю автокефалию Кипрской Церкви, предоставил «начальствующим в ней» свободу, «без притязания к ним и без стеснения их… самим собою совершати поставления благоговейнейших епископов». Халкидонский Собор, лишая независимости диоцезы Понта, Ираклии и Асии, предоставляет Константинопольскому престолу поставление митрополитов в этих областях (правило 28-е). Поскольку для архипастырской хиротонии нормальным образом требуется участие трёх епископов, а поставление совершается на вдовствующую кафедру, из этого неизбежно следует, что для автокефального бытия Церкви должны иметь не менее четырёх епископских кафедр.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Херсонцы – христиане уже сами просят у Константина и получают епископа Капитона. Для убеждения язычников он, по их желанию, входит в печь огненную с Евангелием и исходит невредим. Донесение о сем читается отцами на Вселенском соборе Никейском. Кончина святого епископа от варваров при устье Днепра, куда он занесен был бурей, на пути в Константинополь, 21 декабря. Отселе Херсонская епархия непрерывно продолжается до позднейших времен. Из епископов известны: 381 год – Еферий II, присутствовавший на II Вселенском сборе, где он подписался вместо Херсонского – Терсонским. 451 год – Халкидонский собор 28-м правилом все епархии в пределах варваров подчинил Константинопольскому патриарху, следовательно и Херсонскую, хотя епископы ее носили титул самоглавных. 448 год – Лонгин, коего имя два раза читается под актами местного собора Константинопольского. Стефан, заседавший на V Вселенском соборе Константинопольском – в 535 году, 655 год – Мартин папа, заточенный в Херсон, страждет там и от грубости жителей и от недостатка продовольствия, пишет о сем два послания в Константинополь, в том же году скончался и погребен в церкви Богородицы Влахернской, близ Херсона. Георгий I, подписавшийся под актами собора Трульского епископом Херсона Дорантского, или страны Дорантской. Георгий II, управлявший Херсонской Церковью , когда Кирилл и Мефодий, путешествовавшие с проповедью к хозарам, обрели в Херсонесе мощи святого Климента (около 861 года). Кирилл и Мефодий в Херсоне учатся (по святому Димитрию) хозарскому и еврейскому языкам, обращают какого-то самарянина с сыном его в христианство ; возбуждают к обретению мощей святого Климента и, по обретении, берут часть их с собою. Из Херсона к хозарам идут с ними и священники, коих они оставляют у хозар, по обращении их в христианство . Мощи святого Климента – положены в церкви Апостольской. Кто был епископом Херсона, во время Крещения в нем святого Владимира, – неизвестно; но, без сомнения, был кто-либо. Херсонская епархия считалась в ряду подведомственных Константинопольскому патриарху то пятьдесят восьмой, то двадцать пятой, то шестнадцатой.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Her...

В 1710 г. в Александрии был вполне канонично избран и поставлен достойный патриарх Самуил, а Константинопольский патриарх Афанасий IV поставил в Александрию своего кандидата Косму; преемник Афанасия Кирилл IV без суда лишил патриарха Самуила сана, но преемник Кирилла Киприан II в 1714 г. объявил состоявшееся при Кирилле IV извержение патриарха Самуила из сана неосновательным и совершенно неканоническим. Наученные этим горьким опытом, александрийцы долгое время не решались пользоваться своим законным правом избрания и поставления своего патриарха, и Александрийские патриархи ставились в Константинополе, хотя в 1766 г. и писали Константинопольскому патриарху Самуилу, чтобы он не посылал им самовольно нового патриарха, так как они его не примут, и он будет вынужден возвратиться назад. «Тогдашний владыка вселенский и его синод, — пишет по этому поводу епископ Порфирий (Успенский), — верные духовной политике цареградского патриарха Самуила (1763–1768), думали более о сосредоточении всех вообще дел церковных в своих руках, нежели о каноническом самоглавенстве трех прочих патриархий, имеющих полное право избирать своих владык без участия царьградского синода». Для подчинения Александрийского Патриархата Константинопольский патриарх в 1783 г. выхлопотал берат султана на имя Александрийского патриарха Герасима, в котором было сказано, что «патриарх Мисира (Каира) и Александрии с подчиненными ей местностями входит в область патриарха Ромеев города» (т. е. Константинополя). В 1845 г. Константинопольский патриарх Мелетий III и его Синод не только без согласия, но даже и без ведома александрийцев поставили Александрийским патриархом митрополита Константинопольского патриархата Артемия, хотя Александрийский клир и народ избрали ранее своим кандидатом архиманд­рита Иерофея. Патриарх Мелетий оправдывал это свое действие ложными доводами, будто патриархом может быть избран только епископ, а не архимандрит, и будто Артемий уже ранее, еще при жизни Александрийского патриарха, был дважды избран на его место, так как в Константинополе распространился слух о смерти патриарха, как будто два прежних незаконных действий могут оправдать столь же незаконное третье. Но александрийцы отстояли автокефалию своей Церкви, и Артемий вынужден был отречься от престола. Преемником Артемия был избран и поставлен в Александрии представителями трех других патриархатов кандидат александрийского народа и клира Иерофей II. Но, когда он хотел наметить себе преемника, Константинопольский патриарх Кирилл VII увидел в этом нарушение мнимых своих прав, и два следующих патриарха Александрии — Каллиник и Иаков — ставились в Константинополе.

http://patriarchia.ru/db/text/5386385.ht...

   001    002   003     004    005    006    007