О покойном патриархе Иерофее владыка поведал мне, что он был сперва Зитунийским епископом в Фессалии, где и родился в селе Клинове близ Трикалы, потом митрополитом паросским и наксосским, после никейским и наконец, возведён был на апостольский престол александрийский в 1825 году, октября 29 дня и управлял египетской церковью в течение двадцати лет. Весьма белое и красивое лицо его выражало душу светлую от веры, целомудрия и молитвенной близости к Богу. Он любил келейное уединение, и последние годы своей жизни провёл в Каирском монастыре св. Георгия в тихом безмолвии и непрестанной молитве. В его управление построены были новая патриархия с храмом, при ней народное училище и кладбищная церковь , и обновлены наёмные дома, принадлежащие патриархии. Он скончался о Господе в сентябре 1845 года и погребён в новой патриаршей церкви на правой стороне близ южного алтаря. По смерти его нынешний владыка александрийский не вдруг сделался патриархом. Высокий сан достался ему после многих препятствий и даже страданий. И о них была у нас речь. Он поведал мне то, что я знал не вполне; а я пересказал ему то, что было неизвестно для него. По взаимному обмену речей округлились понятия о деле возведения его в сан патриарший. Вот начало и конец сего дела. По блаженном успении папы и патриарха Иерофея клир и народ в Каире и Александрии единодушно избрали преемником ему нынешнего владыку, который тогда был великим архимандритом александрийского апостольского престола. Его каноническое избрание было угодно и Мегмету-Али паше и, подтверждённое им, сообщено было великой церкви Константинопольской. Но она сама произвольно и поспешно провозгласила патриархом александрийским кюстендильского митрополита Артемия. Тогдашний владыка вселенский Анфим и синод его, верные духовной политике цареградского патриарха Самуила 242 , думали более о сосредоточении всех вообще дел церковных в своих руках, нежели о каноническом самоглавенстве трёх прочих патриархий, имеющих полное право избирать своих владык без участия цареградского синода, и потому отписали в Египет, что по их заботливости назначен уже на престол апостола и евангелиста Марка иерарх достойный.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Вскоре пришло письмо, гласившее, что архиерей тоже почил о Господе. Иоанн постучался в дверь к Сервию, чтобы сообщить ему о смерти архиерея, но в ответ не слышно было ни голоса, ни звука. Постояв немного, он снова постучался, но опять ответа никакого не было. Сотворив молитву, он взошел внутрь, смотрит и видит, что благословенный Сервий лежит на одре, а на подушке бумажка, где написано: «Возьми тела наши и погреби с подобающим миром». Иоанн, прочитав бумажку и увидав, что Сервий почил о Господе, пошел к Андрею и нашел его тоже почившим. Тогда, взяв било, он ударил на погребение и, как только раздался звук била, тотчас отверзся слух у наказанных и избавились они от проказы, но разговаривать не могли до последнего своего часа смертного. Глава 15. Преемники Сервия и начало упадка скита Так отдал благословенный Сервий общий долг вместе с Андреем. Иоанн остался наследником и преемником во внутреннем строении. Павел же над внешним управлением. Когда Иоанн умер, Павел стал управлять внутренним строением, а над внешним управлением поставил некоего именем Симеон. По смерти Павла остался Симеон над внутренним, а над внешними делами — Илларион; после смерти Симеона остался строителем Илларион, а над внешними делами — Паисий. По смерти Паисия сделался строителем один злонравный, начал делать послабления, отступил от заветов Сервия и впал в беззакония. Погибель же его была сия: малодушие, суетное попечение, любостяжание, сокровиществование, сребролюбие. Несчастный оставил спасительный путь общежительной жизни и стал возделывать сребролюбие, т. е. отступил от заповеди неимения денег и, быв игуменом, стал копить их. Отбросил смирение, которое было в скиту, и развил дерзость. Отъял кротость и восстановил гневливость. Все, что только было доброго в скиту, он погубил, а на месте сего развил противоположное злое. Глава 16. Картина последовательного развращения скита Сервия По смерти того недостойного игумена стал игуменом другой, начавший делать еще большие отступления от монашеской жизни; скитяне до такой степени уклонились в погибель, что, наконец, сделались самоглавными, т.

http://azbyka.ru/apokalipsis/svyatoj-nil...

е. иначе с тобой могут то же сделать); иди отсюда, куда тебе нравится. Но без советчика твоего (т. е. о. Герасима) никуда, никогда не ходи, чтобы не говорили, что бесы изгнали тебя, как это теперь говорят. Относительно путевых расходов — не имей заботы, заботься лишь о спасении своем. О том, где поселиться, не заботься, ибо жилище для тебя уже уготовано, только побеги твои похотливые отсекай, волю твою в послушание воле другого покоряй, будь послушен, а не самоглавен». Феофан с о. Герасимом удалились с Афона в обитель прп. Саввы Освященного (см. предисловие). Глава 20. Повторение повеления записать все, что говорил святой, и передать святогорцам Изглаголал я тебе глаголы, от создания мира и доселе: от «да» до «нет», и от «нет» до «да», от начала до конца, и от альфы до омеги. Я говорил с тобою, недостойным неба и земли, самым нечистым во всей вселенной, мерзостью среди людей и гнусностью для ангелов. Таков еси ты, хотя я и говорил с тобою; не мудрствуй о себе, не считай себя за нечто, но да будет мнение твое о самом себе таково, как я изглаголал о тебе. Сказал я тебе путь неба и земли и вложил мои слова державно в орган памяти твоей для того, чтобы ты передал их в чувства человеков тростию писальною, чтобы восчувствовали они свое бесчувствие к своему спасению, ибо они не чувствуют того, что с ними делается, одичали, как потерянные овцы, сделались, как дикие козлы (т. е. ссорливы и драчливы) посреди Горы сей. Кроткие — одичали, а дикие — погибли. Скажете: отчего и дочего кроткие одичали? Дикость кроткого есть сие: добро обратили (т. е. сочли злым, и худое — сладким); услаждаются во зле, отстранились из-под ветви спасения и сидят под ветвию зла. Сидят на кафедре кичливой гордости, лжи неправды, хищения, сребролюбия, сокровищенствования, непокорства, разврата, зависти, на кафедре ревности об имениях, отмщения… (Сидят на кафедрах — значит не только так живут, но и проповедуют такую жизнь, якобы за хорошую). И, сидя, думают, как бы отмстить другому, в хищении чрез осуждение, непокорство, предательство, ложью, бесчестием, с воровским хищением, с дарами судиям, с гонительством немилосердным; помышляют и пекутся лишь о том: кто первый соберет сокровища сребра и злата, кто первый устроит человеческое рукоделье, кто унизит другого, кто первый получит рукоплескание зла, кто первый поработится плотским наслаждением.

http://azbyka.ru/apokalipsis/svyatoj-nil...

Это было частное письмо, и оно меня несколько обескуражило. Известно, что протоиереи в Православной Церкви, оказавшиеся вдовцами, автоматически становятся кандидатами на епископские кафедры. Я никогда об этом не задумывался, потому что был уверен, что моя жена переживёт меня. Я полагал, что должен позаботиться о её будущем, но оказалось, что она ушла раньше. Я не знал, что делать, как поступить, и пошёл к моему духовнику на исповедь. Владыка Антоний мне говорит: «Я знал, что это рано или поздно произойдёт, независимо от того, стал ты монахом или нет. Я только не знал, откуда это придёт. Но вот пришло, и ты не смеешь отказываться. Это нельзя, потому что сейчас есть такая нужда... Раз так случилось, надо это принять как Промысл Божий». Он меня убедил в этом, но сказал: «Не надо так сразу. Подожди. Ответь, что в принципе согласен, но просишь какое-то время подождать». Ещё до разговора с духовником я написал письмо владыке Иоанну, в котором просил дать мне время. «Я не могу так сразу решить, – писал я, – это трудно, ещё слишком мало времени прошло после смерти жены, дайте мне время хотя бы до Рождества, дайте возможность немножечко отдохнуть от всего тяжёлого, помолиться, попоститься и спросить духовника. В любом случае решать буду не я, а мой духовник». Решение моего духовника было положительное. И тогда я поехал в Америку. У меня была гостевая виза, потому что моя мать жила там. Но для переезда в Америку на постоянное жительство существует особый порядок. В Америку переехать просто так нельзя. Поэтому я поехал так, как обычно ездил, навестить родных. Я приехал к владыке Иоанну, он принял меня очень тепло и пошутил: «Ну вот, приехал на смотрины». Что ж, «смотрины» проходили очень просто: я ездил из одного прихода в другой. Люди знали, конечно, что я кандидат на кафедру в Сан-Франциско, беседовали со мной, задавали вопросы. Они понимали, что мне нелегко, что меняется вся моя жизнь. У меня остались очень хорошие, светлые воспоминания об этом периоде. Я вспоминаю, как был на большом торжестве по поводу автокефалии Православной Церкви в Америке. Вселенская Православная Церковь состоит из самостоятельных – по-гречески автокефальных, самоглавных Церквей. Их всего четырнадцать – Константинопольская, Иерусалимская, Александрийская, Антиохийская, Российская, Сербская и другие. В те дни родилась пятнадцатая. Даровала ей каноническое самостоятельное существование Российская Матерь- Церковь . Рождение новой Церкви было болезненно.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rodzya...

Офиц. отд. С. 250–257; Послание Вселенского патриарха Святейшему Всероссийскому Синоду о взаимообщении поместных Церквей и по вопросу об изменении Юлианского календаря//Там же. 1906. Офиц. отд. С. 11–15;Ответное послание Святейшего Правительствующего Синода Вселенскойпатриархии//Там же. Офиц. отд. С. 30–35. ...о календаре... – В посланииот 30.06.1902 г. запрашивалось мнение Поместных Православных Церквей относительно возможности изменения действующего в Православной Церкви юлианского календаря или принятия григорианского календаря, а также пересмотра связанной с календарем церковной пасхалии. Подчеркивалось отсутствие единства позиции православного сообщества по этим вопросам инеобходимость их всеправославного обсуждения и разрешения (см.: Послание Вселенской Патриархии к Святейшему Правительствующему Российскому Синоду//Там же. 1903. Офиц. отд. С. 243–244). В 1923 г. в Константинополе состоялось совещание представителей Православных Церквей, на котором обсуждался и календарный вопрос. Участники совещания одобрили предложенный сербским астрономом М. Миланковичем проект нового календаря, получившего наименование новоюлианского. К настоящему времени на него перешло большинство Поместных Православных Церквей, кроме Иерусалимской, Русской, Грузинской и Сербской. О календарной проблеме подробнее см.: Календарный вопрос: Сб. статей/Ред.-сост. А. Чхартишвили. М., 2000. ...о... старокатоликах... – См. Примеч. к л. 31. ...о раскольниках...– Под «раскольниками» автор Дневника имеет в виду, по всей вероятности, последователей Римско-Католической Церкви и протестантов, о которых идет речь в послании Вселенской патриархии от 30.06.1902 г. ...о... более тесном общении Автокефальных Церквей в связи с созывом Собора. – Автокефальная Церковь – самоглавенствующая (от греч. Ατς – сам и χεφαλ – голова) Поместная Церковь . В послании от 30.06.1902 г. выражались «добрые надежды на улучшение взаимных отношений между единоверными Церквами к более славной и богатой религиозной пользе» (Послание Вселенской патриархии к Святейшему Правительствующему Российскому Синоду//ЦВед.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Видимо, автокефальность их была фиктивная. Одно лицо в церкви не может быть «самоглавным». За смертью архиепископа кто–либо должен был поставить ему преемника. И, вероятно, ставил их архиепископ константинопольский (хотя в XI в. митрополиты энергично отстаивали свои права) и «автокефальный» при богослужении «возносил имя» только патриарха константинопольского, а не своего епархиального митрополита. Зависимость их от митрополита была номинальна, или просто нулевая. Обязаны ли они были принимать участие на митрополичьих (местных) соборах — это еще вопрос. Они являлись только членами синода в Константинополе. Любопытно процентное отношение этих архиепископий: сравнительно более всего их появилось вблизи Константинополя. Оказывается, например, что в Европе фракийской, т. е. той епархии, где лежит Ираклия и Константинополь, было 5 автокефальных (архиепископов) и еще только 5 простых епископов, подведомственных митрополиту. Но были и отдаленные автокефальные церкви. Всякая кафедра, имевшая когда–либо святого епископа или мученические мощи, стремилась к автокефально–сти. Таким образом, образование автокефальных церквей составило целый ряд пятен, прорывавших плотную сеть митрополи–танской системы.  Но автокефальное архиепископство представляло только начало движения в епископских санах. Сравнив подлежащие списки в их хронологической последовательности, можно заметить, как епископы сначала делаются архиепископами, а потом митрополитами. Так, например, было со смирнским епископом. Сперва епископ, επαρχιτης асийский (подведомый митрополиту ефесскому), в IX в. уже αυτοκφαλος (αρχιεπσκοπος), наконец, μητροπολτης. Та же самая история с Κοτυειον της Φρυγας Σαλουταρας, с Μιτυλνη των Νσων. Все эти превращения совершались на первых порах очень логично. Последовательность выражалась в том, что у митрополитов (в отличие от архиепископов) был какой–нибудь θρνος υποκεμενος (подведомственная епархия), и в случае, если архиепископ становился митрополитом, то, чтобы была у него своя подчиненная как бы епархия, выделяли из той же епархии несколько епископий (у митрополита котиаийского было только 3 θρνοι υποκεμενοι).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=722...

 Но в конце концов дело свелось к простой титулатуре, и появились митрополиты вроде евхаитского в Еленопонте, у которого θρνος υποκεμενος ουκ εστ.  Параллельно с этим наблюдается и следующее явление: списки митрополитов принимают строго определенный вид (становятся разрядными списками), и в них митрополитов то повышают на несколько мест, то понижают, и это делается по постановлению константинопольского σνοδος ενδημοσα. Этот разрядный список определяет «τξις πρωτοκαθεδρας», порядок, в котором митрополиты сидят на соборах. Собор Халки–донский может считаться нормой для этого списка в его древнейшей форме. В этих списках делались пометки: митрополит такой–то, тогда–то занимал такое–то место, потом повышен или понижен. Из кафедр очень крупная была фессалоникская; она занимала столь высокое место, что Феодор Чтец этого епископа называет даже патриархом. Когда же она перешла в подчинение константинопольскому патриарху, то место в списках заняла уже низшее (в конце концов 16–е).  Новые порядки создали новую терминологию, которая отразилась и на России. По ходу истории должно бы дело стоять так: высшее положение епископа обозначается словом «архиепископ», который был выше митрополита (имел подведомых ему митрополитов); имена εξαρχος и πατριρχης — простые варианты имени αρχιεπσκοπος. Так в древнюю пору и было. С понятием «архиепископ» непременно связана была мысль об его автокефальности, и когда митрополит кипрский признан был неподчиненным архиепископу антиохийскому (на III вселенском соборе), он, как автокефальный, стал именоваться уже не μητροπολτης, а αρχιεπσκοπος. Но потом появились номинальные самоглавности; но по существующему usus и этих αυτοκφαλοι стали называть архиепископами, и αρχιεπσκοπος оказался ниже митрополитов. Эта позднейшая терминология перешла к нам в Россию. У нас сначала был один только митрополит киевский, потом явился титулярный архиепископ новгородский; впоследствии один титул митрополита разделился на три, но «архиепископ» у нас стал ниже «митрополита». В сущности, митрополиты русские, не имея у себя подчиненных епископов, являлись только простыми титулованными лицами. Не логичен титул архиепископа белградского и митрополита сербского (должно бы быть: архиепископ сербский и митрополит белградский, ибо Белград=μητρπολις). Митрополит черногорский должен бы был называться архиепископом черногорским, как «самоглавный», но не имеющий в подчинении епископских кафедр.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=722...

Что касается территориальной близости, то, как следует из 24-го (17-го) правила Карфагенского Собора, Нумидийский примас потерял юрисдикцию над Церковью Мавритании Ситифенской «по ея отдаленности». В «Пидалионе» в толковании на это правило говорится о его вселенском значении. При территориальном размежевании диаспоры определённое значение имеет и этнический принцип, но значение его ограничено рамками именно диаспоры. 27.3. Автокефалия В настоящее время Вселенская Церковь состоит из 15 автокефальных поместных Церквей. Значение термина «автокефалия» (по-гречески – αυτοκεφαλια в буквальном смысле – самоглавие) в истории Церкви менялось. «Автокефальными» в византийскую эпоху назывались епархии, независимые от местного митрополита и непосредственно подчинённые патриаршей юрисдикции. В греческой канонической и церковно-исторической литературе до сих пор различают статус четырёх древних Патриархатов, равночестным с которыми признаётся Московский Патриархат, с одной стороны, и остальных автокефальных Церквей с другой; которые, хотя и признаются вполне самостоятельными, но, тем не менее, не поставляются в один ряд с древними Восточными Патриархатами. Однако, такое различение Поместных Церквей по статусу лишено разумных канонических оснований и в Русской Православной Церкви не принято. Автокефальной следует считать Помесную Церковь , вполне самостоятельную, не зависящую ни от какой иной Поместной Церкви, хотя все автокефальные Церкви, являясь в известном отношении частями Вселенской Церкви, взамозависимы, и потому сопоставление церковной автокефалии с государственным суверенитетом, которое проводится отдельными авторами, может иметь лишь ограниченное значение. Все автокефальные Церкви равноправны, хотя и занимают различные места в диптихе, при этом, однако, речь идёт только о преимуществе чести одной из Церквей перед другой, но не о различии в правах. Сущность автокефалии в том, что автокефальная Церковь имеет самостоятельный источник власти. Её первый епископ, её глава поставляется своими архиереями. III Вселенский Собор, утверждая древнюю автокефалию Кипрской Церкви, предоставил «начальствующим в ней» свободу, «без притязания к ним и без стеснения их… самим собою совершати поставления благоговейнейших епископов». Халкидонский Собор, лишая независимости диоцезы Понта, Ираклии и Асии, предоставляет Константинопольскому престолу поставление митрополитов в этих областях (правило 28-е). Поскольку для архипастырской хиротонии нормальным образом требуется участие трёх епископов, а поставление совершается на вдовствующую кафедру, из этого неизбежно следует, что для автокефального бытия Церкви должны иметь не менее четырёх епископских кафедр.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Далее Досифей свидетельствует, что ранее отдавали свой монастырь самому папе, и если сначала Анания, а потом «злежительный и скаредожительный» архимандрит Кирилл представил писания, «яко поддает монастырь свой Москве – вещь и беззаконна, и посмеянна; беззаконна убо, яко подлежащее другому патриаршескому престолу от времени третиего синода, како подлежати будет иному без изречения Вселенскаго Синода; посмеянна же двух ради некиих (причин): первое, яко како может Московский патриарх правити Синайскую гору; второе, яко монастыри всего мира поминают православных патриархов и начальников православных и по образу сему вся суть всем поддана, и како тии тое, еже есть сущее, глаголют, яко будет сущее. Третие, яко тии ищут языческими и внешними властьми да будут самоглавыми Церкви и како покорятся вам». Причина подданства синаитов России заключается в том, поясняет Досифей Адриану, что «они ищут вашего серебра». Далее Досифей рассказывает, как пытались синайские епископы (а отнюдь не архиепископы) сделаться самоглавами, для чего возлагали на себя митры, патриаршие одежды, титуловали себя по-патриаршески, но были обличаемы и низлагаемы Соборами. Подробно затем рассказывает про поведение Анании, про его осуждение, посылает соборные об нем определения, «да обретается в вашем патриаршестве в память» и дает наставление, как должны обращаться с синаитами в Москве на будущее время: «Егда приидут к вам отцы-синаитяне и в грамотах их наречется архиепископ Синайский или в писаниих своих подписует титло или в великих, или в малых некиих писаниях, то да раздираете, и отцы да изгоняете со срамом и стыдом, яко преступники божественных канонов и наипаче яко нечестивейшия, понеже презирают обычай и изречение Церкви». Этого мало: Досифей просит патриарха послать его грамоту ко всем русским епархиальным архиереям, чтобы если кому-нибудь из них придется писать на Синай, писал бы «благолюбезнейшему епископу», а не архиепископу 23 . Очевидно, Досифей посмотрел на подчинение Синая Москве как на дело вполне серьезное и сбыточное, как на новый захват со стороны Московского патриарха.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kapter...

Примечание. Акрополит не упомянул о пришествии Святогорцев в Каллиполь и о жалобе их царям, Греческому и Болгарскому, а только поведал, что оба эти царя имели свидание в названном городе по случаю бракосочетания детей их, которое и совершено было патриархом Германом, но уже не в Каллиполе, а в Лампсаке, и присовокупил, что тогда и Терновский архиерей, прежде зависевший от Константинопольского владыки, почтен был автономией (ατονομ τετμιται) и провозглашён патриархом по царскому и синодальному определению, состоявшемуся в угодность Асеню ради бракосочетания и дружбы его с Греческим царём (Georgii Acropolitae Annales. Ed. Bonnae. Cap. 33. Pag. 54. 55). По сличении сего Акрополитова сказания с вышеизложенной Ватопедской записью оказывается вот что. Болгарский царь Асень ещё в начале своего самодержавия (до 1226 года) самовластно сделал и провозгласил патриархом в Болгарии Филиппольского митрополита Григория. А этот самовластно посвятил в Солунь митрополита Михаила Протана, тогда как Солунская митрополия зависела от Константинопольского патриарха, и кроме того Афоно-Иверскому епископу дал сан митрополита. Такое неканоническое деяние его принудило Афонских монахов жаловаться на него царям Греческому Иоанну Ватаци и Болгарскому Асеню, которые съехались в Каллиполе для бракосочетания детей своих. Это происходило в 1225 году. Тогда вселенским патриархом был Мануил Сарандин Харитопул. При нём шли переговоры о бракосочетании, которое совершил уже приемник его Герман в 1226 году и об учреждении самоглавного, независимого патриарха Болгарского, что и состоялось. При нём соборно низложен был Михаил Протан, и на место его посвящён Мануил Дисипат, а Афону соборно же возвращена была давняя независимость его от митрополита Солунского и от владыки Иериссовского, который с той поры остался в сане епископском, а не в митропольичьем. В 1290 году Болгарские и Сербские монахи, святогорцы, тягались за садовое место (κηποροτοπον) близ Иерисса находящееся на так называемой Лустре, оспаривая оное друг у друга.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

   001    002    003    004    005    006   007     008