Сам он объяснял свое влечение детскими мечтами о Византии, приведшими к тому, что Русь стала казаться ему неполною, «тысячелетняя древность – слишком свежею, князь Владимир – лишь отблеском Царя Багрянородного. Душа пленилась уже другими образами.» «Человеку, любящему припоминать дни древние и помышлять о летах вечных, нет пригоднее места для этого,...как Византия, от которой и без того на русскую душу веет чем-то своим, близким, но таким давним, что теряются все различительные черты дорогого образа и остается в душе одно общее представление чего-то неодолимо влекущего...» К этому стремлению отца Антонина Святейший Синод отнесся благосклонно и решил назначить его настоятелем при Афинской Миссии. 17 июня 1850 года отец Антонин получил пакет, адресованный «Настоятелю церкви Российско-Императорской Миссии в Греции, иеромонаху Антонину», уведомлявший его о новом месте служения. Оставив преподавание, отец Антонин с радостью отправился в Афины, охваченный «чувством несказанного блага, какого-то духовного роста, жаления, умиления, забытья...Обратившийся уже весь в идеал, классический мир неотразимо влечет меня к себе...» Именно это назначение впоследствии привело архимандрита Антонина к восприятию и переживанию идеи вселенскости Православия, и это же назначение заставило его навсегда покинуть Родину (еще раз он вернется в Россию, но ненадолго). Семилетняя педагогическая практика была для отца Антонина непрерывным процессом подготовки к будущей деятельности. Как бы предвидя дальнейшую свою судьбу, особенно много времени провел будущий Начальник Русской Духовной Миссии в Иерусалиме, изучая греческий язык и живопись, что позволило ему в дальнейшем заниматься археологией на Востоке. Афины.Русская церковь прп. Серафима Саровского Афины.Русская церковь прп. Серафима Саровского С переездом в Афины начался самый интересный период в жизни отца Антонина: он находит свой научный путь и следует ему неуклонно, серьезно работает, благодаря чему его имя становится известным и авторитетным в научных кругах России и Греции.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonin_Kapust...

Все наши доказательства почерпнуты как из самой книги «Элладская Церковь и масонство», так и из некоторых других официальных и авторитетных масонских документов, а именно: 1) «Конституции Мирнейшего Великого Востока Эллады». Восток Афин, 1908; 2) «Общего регламента Мирнейшего Великого Востока Эллады». Восток Афин, 1915; 3) «Великих конституций и общего регламента Верховного совета 33-го градуса Греции». Долина Илиса и Восток Афин, 1929; 4) «Уставов масонских служб и обрядов». Восток Афин, 1924; 5) «Устава 1-го символического градуса (ученика)». Восток Афин, 1932; 6) «Устава 2-го символического градуса (подмастерья)». Восток Афин, 1926; 7) «Устава 3-го символического градуса (мастера). Восток Афин, 1916; 8) «Устава 4-го градуса (Ложи Усовершенствования) (тайного мастера)». Долина Илиса и Восток Афин, б.г.; 9) «Уставов 5–9 градусов Ложи Усовершенствования». Афины, 1923; 10) «Устава 18-го градуса». Афины, 1897; 11) «Устава 28-го градуса рыцаря Солнца». Афины, 1928; 12) «Устава Ареопага 30-го градуса». Афины, 1936. Мы намеренно не брали данных из других книг или статей, написанных известными масонами, чтобы никто не смог сказать, что мнения этих авторов субъективны и не выражают фундаментальных убеждений масонов. Таким образом, используя при составлении критического разбора книги «Элладская Церковь и масонство» лишь материалы самой этой книги, а также «Конституцию», «Общий регламент» и «Уставы» масонских обрядов и посвящений, мы старались исполнить сказанное в Евангелии: «От уст твоих сужду ти, лукавый рабе» ( Лк. 19,22 ). Официальное масонское издание (книга объёмом в 75 страниц), к обличению которого мы приступаем, состоит из 2-х частей и предисловия г-на А. Дзазопулоса, президента масонской организации Греции. В предисловии сказано о причинах, побудивших масонов выпустить свою книгу: «Шум, поднятый недавно против масонства в связи с состоявшимся в Афинах международным съездом Всемирного масонского братства как с церковного амвона, так и в прессе, заставляет нас выпустить книгу, содержащую разнообразные документы относительно связи масонства и Элладской Церкви, для ознакомления всякого желающего составить себе ясное представление об этом весьма важном предмете» (стр. З).

http://azbyka.ru/otechnik/Epifanij_Feodo...

Дойдя до края этой жуткой панорамы, мы находим утешение в словах любимого ученика Христова, святого евангелиста Иоанна, который говорит: «Для сего-то и явился Сын Божий, чтобы разрушить дела диавола» ( 1Ин. 3, 8 ). 468 Город Валево расположен на западе Сербии; в 9 км от него находится деревушка Лелич, где родился святитель Николай. 469 Акрополем (гр.: κρπολις – верхний город) называлась крепость, возвышенная и укрепленная часть древнегреческого города. Афинский Акрополь представлял собой 156-метровый холм, на котором располагались главные культовые сооружения. В 480 г. до Р.Х. храмы эти были разрушены в ходе греко-персидских войн, через 33 года их восстановлением руководил знаменитый скульптор Фидий. 470 Римская богиня Минерва, или, что то же, греческая Афина, считалась покровительницей искусств и ремесел. При храме Минервы в 207 г. до Р.Х. была организована в Риме коллегия писателей и актеров. Афина считалась богиней мудрости и войны. Ее отец Зевс, уничтожавший своих детей, проглотил ее беременную мать, но Гефест разрубил ему топором голову, из которой с воинственным кличем вышла новорожденная Афина в полном боевом вооружении. Атрибутами Афины являются сова и змея; орфические гимны называют саму ее змеей, а, по сообщению Геродота, в ее храме в Афинах обитала огромная, посвященная ей змея, охранявшая Акрополь. Периклом были задуманы и Фидием воздвигнуты в Акрополе два храма в честь Афины: Парфенон и Эрехтейон, а также две ее огромные статуи высотой 16–21 м, одна из бронзы, названная Промахос (воительница), а другая из золота – Парфенос (девственница). В 426 г. по Р.Х. Парфенон был освящен и переоборудован в церковь святой Софии, в 622 г. он был вновь освящен – в честь Пресвятой Богородицы. Статуи Афины, как и других языческих идолов, были в V в. перевезены в Константинополь и там во время пожара погибли. Турки, захватив Афины в 1460 г., превратили Парфенон в мечеть, а в 1687 г.– в пороховой склад, поскольку началась осада Афин венецианцами. Пушечное ядро попало в Парфенон, и вся его средняя часть была разрушена.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Афины, которые были некогда государством – жилищем мудрецов, ныне славятся только приготовителями меда. Прибавь к ним еще пару мудрых Плутархиков, которые привлекают в театр молодых людей не славою своих речей, но сосудами с гиметским медом “. Словом, знаменитые некогда Афины так низко стояли в это время по своим средствам образования, что Синезий, получивший образование в Александрии, не мог, если бы и хотел, найти в Афинах авторитетного для себя ритора или философа. 57 Если же Синезий, будучи еще язычником, не мог, после Александрии найти ничего полезного для себя в Афинах, то мог ли св. Кирилл, „с детства“ сидевший за христианской наукой, пренебречь Александрийской школой, знаменитым слепцом Дидимом, которого послушать собирались жаждущие просвещения со всех стран, и отправиться искать образования в Афины. Даже если бы он пожелал в совершенстве изучить языческую философию, риторику, то и тогда было бы по меньшей мере странным для св. Кирилла оставить, гремевшую на весь просвещенный мир Ипатию и устремиться слушать каких-то двух ничтожных „Плутархиков“. Итак, св. Кириллу не было никакого смысла ехать в Афины ради светского образования. Нельзя согласиться и с тем, что св. Кирилл завершил свое богословское образование в Иерусалиме у епископа Иоанна. Если бы св. Кирилл получил богословское образование в Иерусалиме, то, живя более или менее значительное время в Палестине, он близко ознакомился бы с географией страны, чего мы, однако в значительной части его экзегетических трудов не видим. 58 Редко о какой местности этой страны он говорит уверенно: почти всегда он ссылается на нерешительное „говорят“. Например: „Сигор, говорят, замечает он, расположен на самых границах, Моавитских“ 59 , „Говорят, что пределы Завулоновы и Нефалимовы лежат, при озере Тивериадском“. 60 Так же нерешительно он, говорит о г. Невриме 61 , горах Кармиле 62 и Ливане 63 и о др. местностях Палестины 64 . Ограниченность его сведений в этой области доходит до того, что собственное имя „Газа“ он переводит нарицательным – „сокровища“.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

Диалог «Законы», проникнутый утопическим прожектерством самого мрачного свойства, предвосхищавшим казарменный коммунизм, написан в пору мизантропической старости мыслителя и упадка его литературного таланта. Самым самостоятельным, независимым от наставника учеником Платона был Аристотель, которому принадлежит не лишенное надменности изречение «Платон мой друг, но истина мне дороже». Аристотель родился в 384 г. до Р. Х. в халкидском городе Стагире в семье Никомаха, придворного врача македонского царя Аминты III. В 17 лет Аристотель приехал в Афины и стал там учеником Платона. После 20летнего пребывания в платоновской Академии он был приглашен ко двору сына Аминты Филиппа II и стал воспитателем Александра, которому исполнилось тогда 13 лет. Проведя при дворе 8 лет, Аристотель вернулся из Македонии в Афины и основал в этом городе в 335 г. свою школу при афинской гимнасии – Ликее, или Лицее, названной так потому, что она была посвящена Аполлону Ликейскому. Филипп и Александр щедро вознаградили воспитателя за понесенные труды. Филипп восстановил разрушенную Стагиру – родину философа, и ее жители праздновали потом ежегодно память своего великого земляка, устраивая аристотелии, а Александр подарил учителю колоссальную сумму денег, которые пошли на обустройство Лицея, а также, по рассказу Плиния Старшего, предоставил в его распоряжение несколько тысяч рабов, чтобы те ловили для него животных, исследуя анатомию, физиологию и повадки которых, Аристотель написал «Историю животных», заложившую основы научной зоологии. В Лицее он написал свои основные труды. После смерти Александра Македонского философ вынужден был оставить Афины, потому что этот полис стал средоточием политических интриг, враждебных Македонии. Он поселился в прибрежном городе Халкиде на Эвбее, где и провел последний год своей жизни. Скончавшись в 322 г., он пережил своего великого ученика на несколько месяцев. В старости Аристотель любил приходить на морской берег и долгие часы проводил в наблюдении за движением морских волн, тайну которого он стремился постичь. Привычка к напряженной умственной работе не оставила его и в пору старческой слабости.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

В 1054 г. произошло отделение Западной Церкви от Восточной, вследствие чего обострилась полемика византийских богословов с римо-католиками. Из полемических сочинений греческих отцов важны следующие: «Мистагогия» свт. патриарха Фотия, «Триады» свт. Григория Паламы и сочинения свт. Марка Ефесского . Рядом Соборов были осуждены последователи унии с Римом. Захват Константинополя турками в 1453 г. ознаменовал окончательное падение Византии и пагубным образом сказался на состоянии греческих богословских школ. Уровень образования и творческая активность греческих богословов резко падают. В 1517 г. западное христианство раскололось на два враждебных лагеря: католиков и протестантов. Упадок богословской образованности на Востоке способствовал проникновению сюда западных схоластических идей. В это время на Востоке и в России богословы составляют многочисленные исповедания веры, на которых в той или иной мере сказалось инославное влияние. Только в XIX в. начинается постепенное освобождение восточной богословской мысли от западного влияния и возвращение к преданию отцов. Из догматических сочинений греческих авторов XX в. можно выделить следующие: Иоанн Кармирис. Догматические и символические памятники Православной Кафолической Церкви, I – II тома. Афины, 1952–1953 гг. Синопсис догматического учения Православной Кафолической Церкви. Афины, 1957 г. Проф. П. Трембелас. Догматика Православной Кафолической Церкви, I-III тома. Афины, 1959–1961 гг. Проф. Андрей Феодору. История догматов. Афины, 1963 г. Проф. Константин Скутерис. Христология в Предании Соборов. Леван, 1987 г. Прп. Иустин Попович (Сербская Православная Церковь ) написал три тома догматики (Белград, 1978–1980 гг.). Это сочинение находится в большой зависимости от более ранних догматических курсов русских авторов: митр. Московского Макария (Булгакова) и еп. Каневского Сильвестра (Малеванского) . Русская богословская школа получила свое начало в 1631 г. при основании Киевской Духовной Академии архим. Петром (Могилой) (впоследствии Киевский митрополит). Митр. Петр и его коллеги, возглавившие Академию, получили свое образование в католических школах, где процветала схоластика (схоласты стремились с помощью методов философии Аристотеля доказать истинность догматов). Это был заведомо ложный подход, т. к. истинность догмата постигается через веру, в опыте духовной жизни, а не рассудочным путем. Схоластика надолго становится характерной чертой русской богословской мысли и тормозит развитие отечественного богословия.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dog...

Б. и В. Ханенко в Киеве). Во время Великой Отечественной войны, в период оккупации Киева, иконы были вывезены немцами из Киево-Печерской лавры, их судьба неизвестна; сохранились лишь 4 древнейшие энкаустические иконы, которые были вывезены во время эвакуации. В 1887 г. Дмитриевский составил 1-й сводный каталог икон Е. в. м., рукопись погибла после 1917 г. (опубл. не была). Бенешевичем и Кондаковым было задумано и начато многотомное издание синайских памятников «Monumenta Sinaitica», не реализованное в связи с революционными событиями в России (вышло 2 тома). Активное изучение иконного собрания Е. в. м. началось в XX в. греч. исследователями. Одним из первых был К. Амандос, опубликовавший надписи на иконах. В 1938 г. в монастыре работали супруги Г. и М. Сотириу, составленный ими 2-томный каталог икон был опубликован в 1956-1958 гг. Их труды продолжил К. Вайцман, изучавший иконное собрание в 1956-1965 гг. и выпустивший ряд публикаций по визант. иконам Синая. Изучением древностей Е. в. м. с 60-х гг. XX в. активно занимались также греч. исследователи (М. Хадзидакис, Д. Мурики и др.). В 2004-2005 гг. силами российских специалистов (группа исследователей под рук. Н. И. Комашко) была проведена работа по выявлению, описанию и атрибуции хранящихся в собрании мон-ря рус. и укр. художественных памятников XVI-XIX вв. С 1997 г. визант. иконы Е. в. м. регулярно участвуют в международных выставочных проектах («Слава Византии», Метрополитен-музей, Нью-Йорк, 1997; «Синай. Византия. Русь», ГЭ, С.-Петербург, 2000; «Византия: вера и власть», Метрополитен-музей, Нью-Йорк, 2004). Отдельные выставки были посвящены иконам Е. в. м. («Паломничество на Синай», Музей Бенаки, Афины, 2003; «Святой образ», Музей Гетти, Лос-Анджелес, США, 2007). Проведение выставок привело к росту интереса к синайским иконам и их активному научному изучению. В 2001 г. в монастыре был открыт музей, где экспонируются наиболее значительные памятники собрания. Собрание икон Иконы византийского и поствизантийского круга.

http://pravenc.ru/text/189637.html

II. ГБЛ Библиотека Румянцевского музея → Государственная библиотека СССР им. В. И. Ленина (Ленинская библиотека) → Российская Государственная библиотека, Москва (РГБ): Собрания Румянцевского музея, включая фонд Севастьянова; собрания Московской Духовной академии и Троице-Сергиевой лавры. III. ГИМ Императорский Российский Исторический Музей → Государственный Исторический музей, Москва: Наибольшая часть фонда Библиотеки Святейшего Синода (Москва), включая фонды Московской Синодальной типографической библиотеки и Воскресенского Новоиерусалимского монастыря. Государственная публичная библиотека АН УССР в Киеве → Национальная библиотека Украины им. В.И. Вернадского, Киев: Собрание Киевской Духовной Академии Шифры сокращенных названий и местонахождение рукописных собраний Admont – Библиотека бенедектинского монастыря Адмонт (Австрия) Alexandria – Библиотека Александрийского патриархата, Каир Ambros. – Амвросианская библиотека в Милане Athos – Собрания Афонских монастырей: Chilandarion, Esphigmenou, Iviron, Koutloumousiou, Lavra, Pantekimon, Vatopedi и Свято-Андреевского скита Barberini – Апостольская библиотека, Ватикан Berlin – Государственная библиотека, Берлин Bodleian – Бодлианская библиотека, Оксфорд Borgia – Апостольская библиотека, Ватикан Burdett-Coutts – Бывшее собрание Бурдетта-Куттса, Лондон Byz. Musuum – Византийский музей, Афины Cairo – Библиотека Александрийского патриархата, Каир Chigi – Апостольская библиотека, Ватикан Corsini – Национальная академия Линчеи, Рим Cromwell – Бодлианская библиотека, Оксфорд Diarbekir – Халдейская архиепископия, Диарбекир (ныне в Мардине) Ethnike bibl. – Национальная библиотека, Афины Geneva – Публичная и Университетская библиотека, Женева Graz – Университетская библиотека, Грац Grottaferrata – Греческая лавра Св. Нила, Гроттаферрата (Италия) Karlsruhe EM 6 – Баденская Земельная библиотека в Карлсруе, кодекс Ettenheimmünster 6 Lyon – Муниципальная библиотека, Лион Messina – Университетская библиотека, Мессина (Италия) Michigan – Университет Мичигана, Энн-Арбор (США)

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Из писем Царской Семьи. «Рус. Лет.», т. I, 1921 г. Ильин (Женевский). Большевики у власти. М. 1929 г. Казанович. Поездка из Добр. Армии в «Красную Москву». «Арх. Р. Р.», VII. Карабчевский. Что глаза мои видели, т. II. Берлин. 1921 г. Кельсон. Милиция февральской революции. «Былое», 1929 г. Керенский (А.К.). Признания (по поводу публикации «Кр. Арх.»). «Дни», 6 янв. 1926 г. Керенский (доклад). Гибель царской семьи. «Посл. Нов.», 10 февр. 36 г. Керенский. La Revolution Russe. Париж. 1928 г. Керенский . La verité sur le messakre des Romanoff. Париж. 1936 г. Керенский . L’Experience Kerensky. Париж. 1936 г. Керенский. Издалека. Сб. статей 1920 – 1921 г. Париж. 1922 г. Керенский. Отъезд Николая II в Тобольск. «Воля России», 28 авг. 1921 г. Керенский. Еще об отъезде Николая II в Тобольск. «Воля России», 16 сент. 1921 г. Керенский. Екатеринбургская трагедия. «Посл. Нов.», 17 мюля 1932 г. Керенский (интервью). Судьба царской семьи. «П. Нов.», 16 июля 1936 г. Керенский. Дело Корнилова. Москва. 1918 г. Кобылинский. Стенограмма допроса. «Ист. и Совр.», кн. 1 – 5. Рига 1924 г. Коковцев. Воспоминания, т. II. Париж. Коковцев. Было ли возможно спасти Государя и его семью. «Посл. Нов.», май 1936 г. Коковцев. La verité sur la tragedie а Ekaterinbourg. «Rev. des deux Mondes». Кологривов. Арест Гос. Императрицы А. Ф. «Рус. Лет.», 3. Константинополь и проливы. Ред. Адамова. М. 1926 г. Коренев. Чрезвычайная Комиссия по делам о б. министрах. «Арх. Р. Р.», VII. Котляревский. Записки о Нац. Центре в Москве в 1918 г. «На Чужой Стороне», VIII. Крах германской оккупации на Украине. М. 1936 г. Курлов. Гибель Императорской России. Берлин. 1923 г. Лейхтенбергский герц. Как началась Южная Армия. «Арх. Рус. Рев.», VIII. Ленин. Сочинения, т. XVI (первое издание). Ллойд Джордж. War memoirs. Лондон. 1936 г. Лукомский. Воспоминания, Берлин. 1922 г. Лукомский (худ .). Au palais Alexandre apres le depart du tzar. «Revue des deux Mondes». Авг. 1929 г. Луначарский. Революционные силуэты. М. 1924 г. Маклаков . Preface aux interrogatoires par la Commission Extr. De 1917. Париж. 1927 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Melguno...

в кн.: Скурат. ИППЦ. 1994. Т. 1. С. 55-59). На послание свт. Тихона спустя 1,5 года (5 авг. 1919) ответил Католикос-Патриарх Грузии Леонид (Окропиридзе) (послание 3949), указавший на незаконность и насильственность упразднения автокефалии ГПЦ в 1811 г. светской властью (Послание Святейшего Леонида, Католикоса-Патриарха всея Грузии, к Святейшему Тихону, Патриарху Московскому и всея Руси (5 авг. 1919 г.). Тифлис, 1920). Для руководства негруз. приходами 10 июля 1917 г. в Грузии был учрежден Кавказский Экзархат РПЦ, просуществовавший до 21 февр. 1920 г. (см. в ст. Грузинский Экзархат РПЦ ). Политическая обстановка 1917-1922 гг. осложняла развитие отношений ГПЦ с РПЦ и гражданской властью. 27 июня 1918 г. в патриаршей резиденции в Марткопском мон-ре был убит Католикос-Патриарх Кирион. 24 окт. 1918 г. Католикосом-Патриархом Грузии был избран Леонид (Окропиридзе). В результате этих событий было прекращено молитвенно-каноническое общение ГПЦ с РПЦ. Разрыв продолжался до 1943 г. Н.Т.-М. Грузинская Церковь в 1921-1941 гг. 25 февр. 1921 г. Красная Армия вошла в Тифлис и в Грузии была установлена советская власть. Сразу же по обвинению в агитации против советского правительства и в сокрытии гос. имущества был арестован митр. Кутаисско-Гаенатский сщмч. Назарий (Лежава) , 23 февр. вывезший все драгоценные предметы церковной утвари кафедральных соборов Светицховели и Тифлисского Сиони в Кутаиси. Суд приговорил митрополита к высшей мере наказания (расстрелу), однако впосл. приговор был заменен заключением с конфискацией личного имущества. Декретом 21 Ревкома Грузии от 15 апр. 1921 г. ГПЦ была лишена статуса юридического лица. К этому моменту в ГПЦ насчитывалось 1450 действующих церквей и 25 мон-рей, 1600 священнослужителей. 27 июля 1921 г. во время эпидемии умер Католикос-Патриарх Леонид (похоронен в тифлисском Сионском кафедральном соборе). Совет Католикосата предложил на пост Предстоятеля ГПЦ кандидатуру митр. Сухумско-Чкондидского сщмч. Амвросия (Хелая) . 15 сент. 1921 г. в Гелатском мон-ре состоялся III Церковный Собор, избравший митр.

http://pravenc.ru/text/638558.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010