Свт. Николай с избранными святыми. Конец XII в. Новгород. ГТГ, Москва Мозаика из монастыря Ставроникита. XIII в. Афон, Греция Икона из Свято-Духова монастыря. Cepeд.XIII в. Новгород. Русский музей, СПб. Алекса Петров. Икона из ц. Николы на Липне близ Новгорода. 1294 г. Новгородский музей-заповедник Никола. 1-я половина XIV в. Ростов. ГТГ, Москва Икона, вложенная в 1327 г. сербским царем Стефаном III (Урошем) в базилику св.Николая. Бари, Италия Роспись ц. Вознесения монастыря Высокие Дечаны. XIV в. Косово и Метохия, Сербия Икона. XIV в. Музей Македонии, Скопье, Македония Икона. XIV в. Новгород. Частное собрание Роспись на Никольской башне Московского Кремля. Koh.XV — haч.XVI в. Роспись собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря. 1502 г. Никола Зарайский с клеймами жития. 1-я половина XVI в. Вологда. Вологодский областной краеведческий музей Никола Можайский. Пелена. 2-я половина XVI в. Русский музей, СПб. Никола Можайский. XVII в. Русский Север Никола Радовицкий. Пелена. Ок. 1650 г. Государственный исторический музей, Москва Свт. Николай с житием. XVII в. Музей икон, Охрид, Македония Свт. Николай с Деисисом и святыми на полях. XVII в. Монастырь св.Екатерины, Синай Николай Чудотворец. XVII в. Палех. Государственный музей палехского искусства Никола Дворищский со св. Саввой и Варварой. Кон. XVII века. Москва. Государственный исторический музей, Москва Никола Можайский. Литая икона. Россия. XVIII в. ЦМДРИ им. А.Рублева, Москва Дни памяти святителя Николая Чудотворца — 22 мая, 19 декабря в 2024 году Вы прочитали статью Святитель Николай Чудотворец: житие, иконы, чудеса. Обратите внимание на другие материалы сайта «Правмир»: Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели.

http://pravmir.ru/svyatitel-nikolaj-19-d...

В конце 2023 году было анонсировано открытие музея и на Леушинском подворье в Санкт-Петербурге. Правда, здесь также не обошлось без странных проблем. Дело в том, что на самом деле музей на Леушинском подворье был открыт еще в 2011 года. Мне приходилось не раз бывать в нем. Он состоял из двух мемориальных комнат: кельи матушки Таисии и кабинета св.Иоанна Кронштадтского, а также исторической экспозиции в большом зале с портретной галереей настоятельниц Леушинского монастыря. Музей прекрасно функционировал до начала 2017 года. Потом он несколько лет был практически недоступен, а потом стало известно, что музей был демонтирован и три прежних помещения были втиснуты в одну комнату в другом месте. Именно этот перекроенный прежний музей и был открыт 17 декабря 2023 г. Можно ли считать это открытием нового музея, большой вопрос. Точнее это было бы назвать открытием сокращенной версии прежнего музея. Лично у меня создалось впечатление, что была поставлена цель не столько создать новый музей, сколько предать забвению то, что сделал прежний настоятель храма Леушинского подворья протоиерей Геннадий Беловолов в соответствии с проводимой на подворье политикой «отмены» всего того, что с ним связано и всего, что было сделано им за предыдущие 18 лет, о чем выразительно говорит хотя бы тот факт, что за прошедшие семь лет его ни разу не пригласили на подворье послужить. На официальной странице подворья также нигде не упоминается о прежнем настоятеле. Так легко можно присвоить себе труды других людей и заявлять, что музей создан новой «настоятельницей». Попасть в «новый» музей оказалось делом не простым. Будучи недавно в Петербурге, я посетил подворье, но в музей попасть не получилось . Нужно было получить благословение у монахини Евфросиньи (Олюшиной), которую здесь все называют «настоятельницей монастыря». Но на месте её не было. Так что пришлось отложить посещение до лучших времен. Тем не менее, хочется надеяться, что музей Таисии в Санкт-Петербурге начнет работать и будет доступен почитателям.

http://ruskline.ru/news_rl/2024/01/15/ko...

Мануил Панселин. Фреска Успенского собора Протата, Карея, Афон. Кон. XIII — нач. XIV в. Роспись Кралевой церкви (святых Иоакима и Анны) в монастыре Студеница. Ок.1314 г. Сербия Мозаика церкви монастыря Хора (Кахрие-джами). Ок.1315—1321 гг. Стамбул, Турция. Фрагмент Мозаика церкви монастыря Хора (Кахрие-джами). Ок.1315—1321 гг. Общий вид свода Икона. Новгород. XIV в. Государственный Русский Музей, Спб. Двусторонняя икона-таблетка. 2-ая четв. XV в. Сергиево-Посадский историко-художественный музей-заповедник Двусторонняя икона-таблетка из Софийского собора в Новгороде. Кон. XV — нач. XVI вв. ГТГ, Москва Икона. Ярославль. 1560-е гг. Частное собрание Икона. Регион Сольвычегодска. Нач. XVII в. Сольвычегодский историко-художественный музей Пелена. Москва. XVII в. Государственный Эрмитаж, Спб. Икона. Кон. XVII в. Владимиро-Суздальский музей-заповедник Икона из ц. Василия Блаженного. Чухчерьма. 1-ая треть XVIII в. Музей изобразительных искусств, Архангельск Болгарская икона. 1795 г. Монастырь Иоанна Рыльского, Болгария Двухчастная икона. Мастерская Богатыревых. Невьянск. 1814—1822 гг. Екатеринбургский музей изобразительных искусств Миниатюра Великолепного часослова герцога Беррийского XV в. Музей Конде в Шантийи, Франция Мастер жития Марии. Деталь алтарь Девы Марии. 1460—1465 гг. Старая пинакотека, Мюнхен, Германия Мастер алтаря Реглера. Алтарь Девы Марии; левая створка внутри. 3-ая четв. XV в. Старая Пинакотека, Мюнхен Джотто ди Бондоне. Фреска капеллы дель Арена. 1304—1306 гг. Падуя, Италия Таддео Гадди. Фреска капеллы Барончелли в базилике Санта-Кроче. 1328—1330 гг. Флоренция, Италия Паоло Уччелло. Фреска из собора в Прато. 1433—1434 гг. Прато, Италия Чима да Конельяно. Ок.1497—1500 гг. Галерея старых мастеров, Дрезден, Германия Никола Дипр. Ок. 1500 г. Париж, Лувр Тициан Вечеллио. 1534—1538 гг. Музей Академии, Венеция, Италия Тициан Вечеллио. 1534—1538 гг. Музей Академии, Венеция. Фрагмент Якопо Тинторетто. Фреска церкви Санта Мария дель Орто. 1555 г. Венеция, Италия Эсташ Лесюэр. Ок.1640—1645 гг. Государственный Эрмитаж, Спб.

http://pravmir.ru/vvedenie-vo-xram-presv...

Свт. Николай с житием. 1-ая половина XIII в. Монастырь св.Екатерины, Синай Мозаика из монастыря Ставроникита. XIII в. Афон, Греция Икона из Свято-Духова монастыря. Cepeд.XIII в. Новгород. Русский музей, Спб. Алекса Петров. Икона из ц. Николы на Липне близ Новгорода. 1294 г. Новгородский музей-заповедник Никола.1-ая половина XIV в. Ростов. ГТГ, Москва Икона, вложенная в 1327г. сербским царем Стефаном III (Урошем) в базилику св.Николая. Бари, Италия Роспись ц. Вознесения монастыря Высокие Дечаны. XIV в. Косово и Метохия, Сербия Икона. XIV в. Музей Македонии, Скопье, Македония Икона. XIV в. Новгород. Частное собрание Роспись на Никольской башне Московского Кремля. Koh.XV — haч.XVI в. Роспись собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря. 1502 г. Никола Зарайский с клеймами жития. 1-ая половина XVI в. Вологда. Вологодский областной краеведческий музей Никола Можайский. Пелена. 2-ая половина XVI в. Русский музей, Спб. Никола Можайский. XVII в. Русский Север Никола Радовицкий. Пелена. Ок. 1650 г. Государственный исторический музей, Москва Свт. Николай с житием. XVII в. Музей икон, Охрид, Македония Свт. Николай с Деисисом и святыми на полях. XVII в. Монастырь св.Екатерины, Синай Николай Чудотворец. XVII в. Палех. Государственный музей палехского искусства Никола Дворищский со св. Саввой и Варварой. Кон. XVII век. Москва. Государственный исторический музей, Москва Никола Можайский. Литая икона. Россия. XVIII в. ЦМДРИ им. А.Рублева, Москва О Николае Чудотворце на «Правмире»: Фильмы о Николае Чудотворце Документальный фильм Аркадия Мамонтова «Святой Николай Чудотворец» Православие. Молитва. Акафист Святителю Николаю Беседы с батюшкой. Принесение мощей свт. Николая Азы православия. Николай Чудотворец Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно

http://pravmir.ru/svyatitel-nikolay-chud...

Среди греческих авторов начала XX века историко-литургические вопросы затрагивали в своих многочисленных публикациях два великих исследователя рукописей: Афанасий Пападопуло-Керамевс (. Παπαδπουλος-Κεραμες, † 1912) – который жил и работал в России! – и Мануил Гедеон (Μ. Γεδεν, † 1943). Существенный вклад в развитие грекоязычной литургики внесли книги протопресвитера Константина Каллиникоса (Κ. Καλλνικος, † 1930) « χριστιανικς νας κα τ τελομενα ν ατ» (Александрия, 1921) и митрополита Кесарийского Амвросия (Ставриноса) (μβρσιος Σταυρινς, † 1931) «Α ρχαιταται κα α σγχροναι λειτουργαι τν κυριοτρων το Χριστο κκλησιν» (Константинополь, 1921–1922, в двух томах; перу митрополита Амвросия принадлежат также книги о церковном браке и чинах вечерни и утрени). Главным греческим литургистом середины ΧΧ века можно назвать профессора Афинского университета Панайота Трембеласа (Π. Τρεμπλας, † 1977) 97 . В число его сочинений входят трехтомная монография по истории раннехристианского богослужения («Συμβολα ες τν στοραν τς χριστιανικς λατρεας» (Афины, 1961–1966)) и критические издания текстов византийских литургий («Α τρες λειτουργαι κατ τος ν θναις κδικας» (Афины, 1935)) и важнейших чинов византийского Евхология («Μικρν Εχολγιον» (Афины, 1950 и 1955, в двух томах)) 98 . Трембелас также писал работы по догматике и библеистике. Следующий крупнейший греческий литургист – профессор Фессалоникийского университета Иоанн Фундулис (. Φουντολης, † 2007) – является автором учебника по литургике: «Λειτουργικ Α: Εσαγωγ στ Θεα Λατρεα» (Фессалоники, 1995) и целой серии брошюр, посвященных отдельным чинам православного богослужения (трехтомное издание, объединяющее все эти брошюры: «Κεμενα Λειτουργικς» (Фессалоники, 2004)). Им были опубликованы неизданные литургические произведения Симеона Солунского («Το λειτουργικ ργον Συμεν της θεσσαλονκης: Συμβολ εις την ιστοραν και θεωραν της θεας λατρεας» (Фессалоники, 1966)). Большой популярностью в Греции пользуется собрание ответов Фундулиса на вопросы относительно различных частных случаев, возникающих в литургической практике: « παντσεις ες Λειτουργικς πορας» (Афины, 2006, в пяти томах).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

Другие православные страны не пережили ни такого расцвета литургических исследований, какой состоялся в России в конце XIX — начале XX века, ни крушения всего здания церковной науки, имевшего место после революции 1917 года и установления на территории бывшей Российской империи советской власти, поэтому развитие литургики у греков, румын, сербов и болгар шло гораздо спокойнее. Среди греческих авторов начала XX века историко-литургические вопросы затрагивали в своих многочисленных публикациях два великих исследователя рукописей: Афанасий Пападопуло-Керамевс ( .  Παπαδπουλος-Κεραμες, † 1912) — который жил и работал в России! — и Мануил Гедеон (Μ.  Γεδεν, † 1943). Существенный вклад в развитие грекоязычной литургики внесли книги протопресвитера Константина Каллиникоса (Κ. Καλλνικος, † 1930) « χριστιανικ ς να ς κα τ τελομενα ν α τ » (Александрия, 1921) и митрополита Кесарийского Амвросия (Ставриноса) ( μ βρσιος Σταυρινς, † 1931) « Α ρχαιταται κα α σγχροναι λειτουργαι τ ν κυριοτρων το Χριστο κκλησιν » (Константинополь, 1921–1922, в двух томах; перу митрополита Амвросия принадлежат также книги о церковном браке и чинах вечерни и утрени). Главным греческим литургистом середины ΧΧ века можно назвать профессора Афинского университета Панайота Трембеласа (Π. Τρεμπλας, † 1977) . В число его сочинений входят трехтомная монография по истории раннехристианского богослужения (« Συμβολα ε ς τ ν στοραν τ ς χριστιανικ ς λατρε ας» (Афины, 1961–1966)) и критические издания текстов византийских литургий («Α τρε ς λειτουργαι κατ το ς ν θ ναις κδικας» (Афины, 1935)) и важнейших чинов византийского Евхология (« Μικρ ν Ε χολγιον» (Афины, 1950 и 1955, в двух томах)) . Трембелас также писал работы по догматике и библеистике. Следующий крупнейший греческий литургист — профессор Фессалоникийского университета Иоанн Фундулис ( . Φουντολης, † 2007) — является автором учебника по литургике: «Λειτουργικ Α: Ε σ αγωγ στ Θεα Λατρεα» (Фессалоники, 1995) и целой серии брошюр, посвященных отдельным чинам православного богослужения (трехтомное издание, объединяющее все эти брошюры: «Κεμενα Λειτουργικ ς» (Фессалоники, 2004)). Им были опубликованы неизданные литургические произведения Симеона Солунского («Το λειτουργικ ργον Συμεν της θεσσαλονκης: Συμβολ εις την ιστοραν και θεωραν της θεας λατρεας» (Фессалоники, 1966)). Большой популярностью в Греции пользуется собрание ответов Фундулиса на вопросы относительно различных частных случаев, возникающих в литургической практике: « παντσεις ε ς Λειτουργικ ς πορας» (Афины, 2006, в пяти томах).

http://bogoslov.ru/article/1883125

Ночью Апостол Павел оставил пределы Ф-ки и сопутствуемый Силою, и вероятно Тимофеем, ушел в Верию. Здесь его проповедь в синагоге встретила более благосклонный прием, и имела большие успехи. Но Евреи из Ф-ки, услышав об этом, явились и в Верию и подняли возмущение и здесь. Апостолу Павлу ничего не оставалось, как удалиться. Он, в сопровождении « братьев», морем двинулся в Афины. Сила и Тимофей остались в Верии, но получили через проводников Апостола Павла приказаниеприбыть к нему в Афины ς τχιστα. Если мы будем следовать тексту кн. Деяний, то у нас здесь может получиться то впечатление, что Сила и Тимофей пришли к Апостолу Павлу не в Афины, а прямо в Коринф ( Деян.18:5 ). Но если мы обратимся к первому посланию к Ф-м то мы найдем, что Тимофей и Сила возвратились к Апостолу в Афины (см. 1Сол.3:1 εδοκσαμεν πμψαμεν), отсюда первый послан был по поручению в Ф-ку ( 1Сол.3:1, 2 ). Далее когда Тимофей возвратился назад в Коринф к Апостолу Павлу, чтобы сообщить ему о состоянии церкви в Ф-ке, он, по выражению послания, пришел « προς ημς» – что, вероятно, указывает на то, что Сила в это время был уже с Апостолом Павлом в Коринфе, что опять не совсем согласно с Деян.18:5 . (В этих разногласиях Baur усматривает сильный аргумент против подлинности вашего послания). Но, не смотря на все это, следует думать, что кн. Деяний и послание до известной степени примиримы. Здесь прав английский ученый Paley, который в своих Horae Paulinae замечает по поводу вышесказанного следующее: «послание открывает факт, который не был сохранен в истории, но который придает всему тому, что сказано в истории, более смысла, вероятности и согласованности. Здесь в истории заметно опущение; послание путем ссылки как раз и указывает то обстоятельство, которое заполняет это опущение» (стр. 474. Complete works of w. Paley. London. 1825. т. III). Что Тимофей пришел к Апостолу Павлу в Афины, это едва ли может подлежать сомнению ( 1Сол.3:1, 2 ). Нужно думать (по ηδοκσαμεν в 1Сол.3:1 ), что и Сила пришел к Апостолу, повинуясь его εντολ.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

В последнем легче успеть, чем в первом; ибо полное изучение языка – глубина большая. Но если припадет ретивость, чего она [не] успеет сделать? – Помоги Вам, Господи! Благослови Вас, Господи, всяким благословением. Ваш доброхот Е. Феофан. 507. О поездке в Афины. О должности певчего О поездке в Афины. О должности певчего. Благословение и благожелания. 14 нояб. 1892 г. Милость Божия буди с Вами! 135 Я подумал, что Вы проездом в Афины завернули на Вышу. Может быть, и лучше, [что] не состоится... Чего-то необычное и неясное есть – в этом выборе – в певчие посылание из окончивших курс Академии. И кто это выдумал? Кто о. Порфирий, [не] знаю. Я полагал, что это кто-нибудь из Московских... Не лучше ли, когда расстроится дело Афинское, взять Вам место по учебной части?! – Тогда, впрочем, к[а]к кончится то дело, Вам яснее будет, как поступить. Очень жалею об участи сестры Вашей. Желаю Вам доброго пути. Прилагаю немного денег на дорогу. Благослови Вас, Господи! Е. Феофан. (Ваше Преосвященство! Милостивейший Отец и Архипастырь! Относительно поездки в Афины до сих пор не знаю ничего положительного. О. Михаил Грибановский немного попутал и затянул дело. Ректор недавно извещал меня домой (я из Академии уехал 15 октября) и просил потерпеть. Я решился ждать до Рождества. Если к этому времени известия из Афин о выезде не будет, то я совсем откажусь от поездки. Думаю поселиться в Посаде и докончить сочинение. От назначения на место до тех пор, пока не кончу работы, тоже откажусь. Бог даст, как-нибудь перебьюсь несколько месяцев на квартире. Дома не только заниматься, но и жить невозможно: в месяц я расстроился больше, чем за год в Академии. И все это бесплодно. Я выехал из Посада по делу сестры, которую преследует муж диакон. Во все время обивал пороги у сильных мира сего... В Посад рвусь к работе, как к желанному отдыху. Прибегающий к Вашему заступлению пред Богом Иван Андреев). 508. О приезде на Вышу. О поездке в Афины. Фотографии в подарок 16 нояб. 1892 г. Милость Божия буди с Вами! 136

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

О.А.- Триста тысяч -   это все русскоговорящие, а тех, кто признает себя православным, конечно, намного меньше. Кроме того, люди ведь приходят и в греческие храмы. Наш храм -   историческая русская церковь, созданная еще во времена Николая I, когда Указом Его Императорского величества в 1833 была образована Русская духовная миссия. С переездом в Афины она получила известность как Афинская духовная миссия. Одним из первых настоятелей был известнейший церковный деятель, отец Антонин Капустин, прибывший сюда еще  иеромонахом. За десять лет он смог поднять из руин тот храм, который стал нашей общинной церковью. В те годы Афины представляли собой жалкое зрелище. Затем он был отозван в Петербург и отправлен в Святую Землю, где обессмертил свое имя. Е.Н.- Вы сказали, что Афины представляли жалкое зрелище. А что вы имеете в виду? О.А.- После вердикта Юстиниана Великого в Афинах были упразднены языческие философские школы. И поэтому из Центра образования Афины очень быстро превратились в глухую провинцию. Если вы посмотрите гравюры XVII - XVIII века, вы увидите только Парфенон и жалкую кучку домов, где располагался турецкий гарнизон. И больше ничего не было. Коровы только паслись. А от византийских памятников ничего не осталось. Землетрясения, войны их разрушили до основания. Е.Н.- То есть, еще до недавнего времени Афины были деревней? О.А.- Да. Сейчас это совершенно современный город, практически без исторического прошлого, если не считать Акрополь. Салоники по сравнению с Афинами выглядят намного солиднее. Е.Н.- Вот, мы говорили, о ваших прихожанах. Что их приводит в храм? Каковы их судьбы? О.А.- Очень сложный вопрос, потому что каждый идет своей дорогой. Кого-то Бог приводит. У кого-то проблемы, или умерли родственники, или человек просто захотел зайти помолиться, увидев такой красивый храм. Люди, которые приезжают поработать в Грецию, не настолько владеют греческим языком, чтобы достаточно хорошо понять текст греческой литургии, так как человек проникается литургией на своем родном языке. Думаю, русскоязычный народ именно поэтому тянется в наш храм.

http://radonezh.ru/analytics/russkie-na-...

1. Сахаров С. П. Рижские православные архипастыри за сто лет (1836–1936). Даугавпилс, 1937 2. Русские православные иерархи периода с 1893 по 1965 годы (включительно)/Сост. М. М. [Митрополит Мануил Лемешевский ]. Ч. 3. Куйбышев, 1966 15(28) (?).06.1921. Постановление Святейшего Патриарха Тихона и Патриаршего Священного Синода о назначении викария Виленской епархии, епископа Ковненского Елевферия [Богоявленского] архиепископом Виленским и Литовским Журнал Московской Патриархии. 1957. 9 1698. Резолюция Святейшего Патриарха Тихона о разрешении к церковному употреблению акафиста архангелу Гавриилу, составленного Анной Ивановной Кулаковой 1698. 12(25) июля 1921. Разрешается для церковного употребления. П [атриарх] Тихон. [Печать: круглая, с восьмиконечным крестом в центре. Надпись по краю: «Канцелярия Патриарха Московского и всея России»] Архив составителя 07(?).1921. Указ Святейшего Патриарха Тихона о назначении архиепископа Пензенского Иоанна [Поммэра] Рижским и Латвийским Сахаров С, П. Рижские православные архипастыри за сто лет (1836–1936). Даугавпилс, 1937 15(28).08.1921. Указ (?) Святейшего Патриарха Тихона о возведении Успенского, на Сенной площади в Петрограде, храма в ранг собора в связи с его 200-летием Архив составителя 08.1921. Послание Святейшего Патриарха Тихона, адресованное Восточным Патриархам, папе Римскому, архиепископу Кентерберийскому и епископу Нью-Йоркскому о помощи голодающим Поволжья Обвинительное заключение... М., 1923 08.1921. Письменное обращение Святейшего Патриарха Тихона к гражданским властям по вопросу об организации Всероссийского церковного комитета по оказанию помощи голодающему населению Поволжья Свидетельские показания Святейшего Патриарха Тихона на процессе «московских церковников» в 1922 г.: Рукопись 14(27).09.1921. Послание Святейшего Патриарха Тихона о даровании широкой поместной автономии православной Церкви в Польше Журнал Московской Патриархии. 1950. 15(28).09.1921. 1424. Указ Святейшего Патриарха Тихона и Патриаршего Священного Синода об утверждении Положения о Соборе православных епархий в Польше

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010