Эпоха готических соборов — это и эпоха появления университетов, городских коммун — эпоха максимального ослабления государств. То был мир местных — и во многом самоуправляемых — центров и глобальных сетей (университетская, монашеская, церковная и пр. сети). Феодальное общество, конечно, было далеко от ангельских иерархий, от Царства Божьего. Но христианский мир видел здесь проблему и решал ее, пока оставался христианским. Конец XIV — начало XV века называют «золотым веком простолюдина»: расцвет демократических институтов, социальных прав. Эпоха революций — христианских и «социалистических». Жакерия, табориты, восстание Тайлера, пролетарские восстания в итальянских республиках и т. д. В череде этих христиано-социальных движений феодализм был сломлен. Но элиты не хотели терять власть: старая аристократия и зарождавшаяся буржуазия создают антинародный и антихристианский альянс, перехвативший инициативу у народа — «первоначальное накопление капитала», вакханалия насилия и грабежа. Грабежа крестьянских общин, монашеских общин, а затем и всего мира. «Золотой век простолюдина» сменяется абсолютизмом, первой формой господства буржуазии: национальные государства, абсолютная власть, военно-бюрократические машины. Старые феодальные элиты интегрируются в новый правящий класс вместе с торжествующей буржуазией в рамках абсолютистской монархии. Тут было уже не до строительства соборов. Ренессанс, Реформация — лишь культурные плоды этого процесса, частью которого было создание регулярных армий, рождение тотальной войны. Эпоха готических соборов — как и христианства вообще — закончилась; наступила эпоха «Просвещения», атеизма, материализма: тотального милитаризма. Секулярный разум — это разум и капиталистический, и милитаристский. Массовое производство человекоубийства Важно понять то, что наличные деньги, очевидно, появились для нужд оплаты профессиональных армий. Кусочками металла платили наемным солдатам; этими кусочками металла власть заставляла платить налоги для оплаты наемным солдатам. Профессиональные армии требуют денежного хозяйства. Слово «солдат» происходит от названия монеты, которым платили наемникам.

http://blog.predanie.ru/article/angelski...

в стилях разных эпох и народов Камеронова галерея в Екатерининском парке Царского села. Фото Florstein. wikipedia.org Екатерининский и Александровский парки являются достопримечательностями сами по себе — историческими, ландштафтными, и одновременно вмещают на своей территории в триста гектаров множество памятников архитектуры. Здесь есть дворцы, монументы и павильоны, здания «готические» и «китайские» — целый комплекс сооружений в модном в XVIII веке китайском стиле шинуазри . В середине XIX века у Большого пруда была построена Турецкая баня . В 1865 году перед Зубовским флигелем разбили садик с Мраморным фонтаном и перголой в итальянском стиле. Парк украшают Готические ворота. 6 Александр Пушкин был неуспевающим учеником Царскосельского лицея И. Е. Репин. «Лицейский экзамен». 1911 Пушкин мог бы и не стать лицеистом. Набор в Царскосельский лицей был лимитированным — не более тридцати человек. Но у юного Александра оказался «блат»: дядя будущего поэта Василий Львович водил знакомство с основателем лицея, графом и министром Михаилом Сперанским. Сам талантливый поэт, Василий Пушкин похлопотал за племянника и «арабчика» Сашу взяли в ученики. 120 стихотворений написал юный Александр Пушкин во времена учебы в Царскосельском лицее. Друзья и однокашники Пушкина — Дельвиг, Горчаков, Вольховский, Пущин, Кюхельбекер, — каждый на своем поприще проявили себя ярко и незаурядно. Пятнадцать экзаменов должны были сдать первые выпускники лицея в 1817 году. Экзаменующихся было 29 человек. Кто лучше, кто хуже, лицеисты справились с физикой и латынью, всеобщей историей и математикой, географией и правом... А что же самый известный ученик, который прославит своё учебное заведение в веках? Он оказался в числе неуспевающих: 26-е место в общем табеле. «Превосходные» успехи Александр Сергеевич показал лишь в фехтовании, и, конечно, в российской и французской словесности. 7 Лицеисты сохраняли кольца, отлитые из осколков колокола, в память об альма-матер Портрет директора лицея Е. А. Энгельгардта, написанный лицейским преподавателем рисования П. И. Пороховниковым (1877)

http://foma.ru/15-faktov-o-tsarskom-sele...

Так, например, в соборах Сен-Дени и Шартр (1140–1145) находятся, в некоторых порталах, т. е. в главных входах, статуи, чрезмерно длинные, узкоплечие, тощие, аскетического вида, с маленькими, мало оживленными, несколько наклоненными вперед головами, в натянутых, однообразных позах, завернутые в одежды, падающие параллельными, монотонными складками и украшенные на коймах изображениями драгоценных камней; одним словом – фигуры, очень напоминающие плохие произведения византийских живописцев того же века. Но, при всем этом, в некоторых головах этих статуй, особенно женских, замечаешь уже черты индивидуальности, составляющие контраст с оцепенелым, мумиеподобным, туловищем. Точно также, и одежда в других примерах, именно, в двух, более древних порталах собора города Мант, сохраняет еще прежний покрой, но уже более просторна и не стесняет движения. В готических соборах северной и средней Франции можно указать другие статуи того же времени и подобного же характера, в которых проявляется что-то оригинальное и слышится дуновение новой жизни, как в архаических статуях греческого искусства – предвестницах цветущего развития пластики. Но освобождение от условной формы и оживление фигур обозначаются положительнее в готической скульптуре в начале XIII-ro столетия. Художники этого времени принадлежали к свободным корпорациям, составившимся в городах; они вдохновлялись идеями, преобладавшими в освободившихся коммунах, и работали для соборов, постройкой и украшением которых граждане хотели не только удовлетворить своим религиозным чувствам, но и, вместе, заявить свою независимость и силу, что не было возможно, посредством связанных, сжатых фигур византийского стиля или испуганных лиц средневекового искусства. Отсюда, старание скульпторов готического полувозрождения, изображая религиозные сюжеты, представлять живых, сильных людей, близких к природе; и в готических соборах этой эпохи мы начинаем встречать уже не прежние тощие и оцепенелые фигуры, а образы материального вида, с смелыми свободными движениями; не со смиренно опущенными, а с поднятыми головами; не с запуганными, а с бодро и весело смотрящими на окружающий мир, на природу, лицами; не в узких одеждах с их монотонными складками, а в просторных, развевающихся платьях.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Но с другой стороны мы видим, что тот потенциал, которые секты успели наработать, позволил им перейти на новый уровень. Теперь они скупают земли, дома, пытаются строить молитвенные здания. В области насчитывается около 100 всевозможных сект, не считая мелких оккультных новообразований. — Несколько дней назад две девушки 14 и 17 лет, представительницы готической субкультуры, совершили парное самоубийство в Новосибирске, спрыгнув с балкона многоэтажки. Можно ли сравнивать субкультуры с деструктивными культами? В определенном смысле конечно можно, потому что основа готической культуры — это измененное отношение к жизни и смерти. Опять та же самая манипуляция сознанием молодежи, которая попадает в такие субкультуры, что и в сектах. — Какие вы видите способы противостояния сектам? В противостоянии сектантству общество должно осуществлять работу в двух направлениях. С одной стороны, нужно повысить образовательный уровень граждан в религиозном вопросе, в том числе и через преподавание в школах основ традиционных религий. Параллельно их нужно будет знакомить с существующими способами мошенничества в религиозной сфере и в области психологии. Здесь уместно сказать, что деструктивная деятельность современных сект и культов охватывает не только религиозную сферу, но может осуществлять свою деятельность под видом коммерческих, экологических, психологических, общественных, медицинских, благотворительных и иных объединений. Последнее обстоятельство весьма затрудняет процесс распознавания неокультов специалистами, не говоря уже о гражданах. Оглашение приговора главе секты " Ашрам Шамбала " С другой стороны, нужно идти по пути усовершенствования законодательства, а именно, необходимо вводить в Уголовный кодекс РФ статью за манипуляцию сознанием. Прекрасный пример в этом отношении существует во Франции, где создана MIVILUDES — Межминистерская миссия по борьбе против сектантских преступлений. Основным инструментом любой деструктивной системы является манипуляция или, лучше сказать, контроль сознания человека. Это как раз то недопустимое поведение одних граждан по отношению к другим, которое должно быть урегулировано в правовом поле.

http://pravmir.ru/nuzhny-zakony-protiv-r...

состоят из кованых звеньев длиной 0,5-0,8 м, называемых тяжами; тяжи соединяются концами крюковым зацепом, снабжаются натяжным устройством талреп и проушинами; включаются в состав позолотных работ наравне с крестом Рельеф скульптурное изображение на плоскости, может быть углубленным и выступающим (барельеф, горельеф); поверхность земельного участка (рельеф местности) Решетина все слеги с одного ската кровли Риза см. Оклад Ризалит (от итал. risalita - выступ), выступающая часть здания, идущая во всю его высоту. Ризалиты обычно расположены симметрично по отношению к центральной оси здания; составляя единое целое с основной массой постройки, вносят разнообразие в пространственную организацию фасада Ризниц помещение или ниша в стене, как-правило в алтарной части храма, для хранения ценностей, ризница иногда устраивалась в других частях церкви, например в палатках при колокольне Роза круглое окно в романских и готических постройках 12—15 вв. с каменным переплетом в виде радиальных лучей, исходящих из центрального круга, также называют аналогичный декоративный мотив, венчающий стрельчатые окна готических зданий Ротонда (итал. rotonda, от лат. romundus - круглый, центрическое сооружение, круглая в плане постройка, обычно увенчанная куполом. По периметру ротонды нередко расположены колонны Рубка " в двойную чашу " см. Рубка " в охряпку " Рубка " в иглу " способ рубки углов бревенчатых строений, при котором один конец бревна соединяется " в простую чашу " , а другой затесывается на два канта и вставляется в паз, выбранный в боку другого бревна Рубка " в крюк " рубка бревен по углам с остатком, половина чаши выбирается в нижнем бревне (запиливается по оси и вырубается топором) и внешняя половина — в верхнем, такое соединение считается лучшим в отношении прочности и тепла Рубка " в лапу " способ соединения бревен в углах сруба, при котором концы бревен не выходят за пределы наружной плоскости стены Рубка " в обло " способ соединения бревен в углах сруба, при котором концы бревен (остатки) выходят за пределы наружной плоскости стены Рубка " в охлуп " вариант рубки " в обло " , при котором чаша выбирается не в верхней, а в нижней части каждого бревна Рубка " в охряпку " вид рубки с остатком, при котором чаши с плоским дном и стенками вырубаются в верхней и нижней части каждого бревна. При этом концы бревен в месте соединения окантовываются на два канта (отесываются с двух сторон) Рубка " в реж " способ соединения брёвен, при котором они положены с зазорами и связаны между собой только в углах сруба Рубка " в чашу " см. Рубка " в обло " Рубка " с остатком " см. Рубка " в обло " Рундук верхняя площадка крыльца; часть второго этажа амбара, нависающая над входом в архитектуре простейшая деревянная пристройка на входе для отряхивания обуви и хранения мелкого уборочного инвентаря, выносной тамбур; помещение под лестницей, в том числе наружной, в этом случае Р. используется и как опора для верхней площадки Руст

http://sobory.ru/lib/slovar.html

Цистерцианское аббатство Коркомро (графство Клэр). XIII в. Цистерцианское аббатство Коркомро (графство Клэр). XIII в. Параллельно с соборами возводится большое количество цистерцианских монастырских комплексов в переходной позднероманской стилистике, характерной чертой к-рой были заостренные арки. Аббатства Балтинглас (графство Уиклоу; 2-я пол. XII в.), Джерпойнт (графство Килкенни; кон. XII в.), Бойл (графство Роскоммон; ок. 1161-1230), Монастеранена (графство Лимерик; кон. XII - нач. XIII в.), Меллифонт (XIII в.) создавались под западноангл. влиянием, даже если строились без непосредственного участия англо-нормандских мастеров. Храмы в этих монастырях возводились в форме 3-нефных базилик с трансептом, с каменными перекрытиями, с алтарными капеллами в ряд. Обычно к церкви с юга примыкал клуатр с обходом, окруженным жилыми помещениями. К востоку от клуатра располагался зал капитула, к югу - кухня и рефекторий, к западу - дормиторий. Огромный фонтан сохранился в монастыре Меллифонт. Первые чисто готические сооружения - аббатства Инч (кон. XII - нач. XIII в.) и Грей (ок. 1200), оба в графстве Даун,- были построены под североангл. влиянием. В архитектуре церкви мон-ря Грейгнамана (графство Килкенни; 1-я пол. XIII в.), крупнейшем в И. цистерцианском храме, готические формы получили дальнейшее развитие. Цистерцианское аббатство Бойл (графство Роскоммон). Ок. 1161–1220 гг., XVI–XVII вв. Цистерцианское аббатство Бойл (графство Роскоммон). Ок. 1161–1220 гг., XVI–XVII вв. Поскольку при строительстве церковных сооружений продолжали придерживаться романского стиля, готическое влияние часто проявлялось лишь в отдельных элементах (порталах, наличниках, аркатурах) на примитивных зданиях. Своеобразно развивалась архитектура в областях Томонд (Сев. Мунстер) и Коннахт, не занятых англичанами; здесь сформировалась т. н. зап. школа, развивавшаяся примерно до 1230 г. и соединившая раннеготические и гиберно-романские традиции. Мастеров этой школы отличал высокий уровень камнерезного искусства (капители, орнаменты с фигурами людей и животных, растительные орнаменты) и оттеска камня (профиля арок и окон).

http://pravenc.ru/text/674067.html

—163— калипсисом“ Ньютона никакой нет. И оба они могут быть бесконечно правы в своих утверждениях, как философы или мистики, – но математики в их утверждениях нет и следа. Впрочем, Ньютон и не писал об Апокалипсисе, как математик. Склонность к парацельзианству, будучи алогичной в своем принципе, держится лишь привычкой, т. е. создается психологизмом, и этот психологизм есть корень всяких попыток ненаучного продолжения науки в мировоззрение. Если две или три соседних науки имеют однородные тезисы, – ум человеческий не может воздержаться от удовольствия состряпать из них гипотезу или теорию вселенского содержания и приложить ее ко всему миру, т. е., сделать принципом мировоззрения. Нас не должно при этом пугать, что подобной стряпней занимаются очень великие люди. Мы можем сказать, что, во-первых, истина выше людского величия и, что, во-вторых, величие этих людей свидетельствуются другими, действительно великими, деяниями разума, а не этими скороспелыми, лженаучными обобщениями. Канто-Лапласовская теория происхождения мира представляет хороший пример яркого парацельзианства. Здесь данные трех наук, вырванные из их специфической почвы, получают недолжно-широкое и исключительное значение. Данными физики, астрономии и механики делается попытка „научно“ объяснить происхождение всего нашего мира, т. е. со всеми его чудесами, с христианством, с Данте, с готическими соборами, и с самим автором „Критики чистого разума“ и „Новой теории неба“. Нам кажется излишним вносить корректив Фая 293 в это совершенно призрачное предприятие. Оно должно быть признано в корне ложным и фантастическим не потому, что с точки зрения самой астрономии, оно недостаточно, как утверждает Фай, а потому, что в самой постановке такого вопроса, каковы бы ни были детали его выполнения, лежит огромный логический скачек. Если понятие нашего мира берется в строгом значении, тогда наш мир характеризуется энным количеством измерений, которые в своей совокупности абсолютно закрыты для физики, астрономии и —164— механики, долженствующих в данной гипотезе объяснять происхождение мира.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Следуя моде, Владимир Николаевич придал своему творению черты готического стиля, элементы которого проглядывают почти везде. Условно здание состоит из пяти ярусов. В восьмигранном, усиленном контрфорсами основании колокольни мы видим ложный стрельчатый портал, на соседней грани - углубление в форме четырёхконечного " латинского " креста. Во втором ярусе контрфорсы переходят в пилястры, увенчанные небольшими кровлями с тремя щипцами. Третий ярус - " оконный " . Окна то узкие, то стрельчатые, то круглые. Здесь вспоминается, что во многих готических соборах Европы над входом имеется большое круглое окно - " роза " , привнесёная на Русскую землю в качестве элемента украшения в псевдоготических сооружениях. Ряд граней колокольни в этом ярусе завершается аркатурами. Ярус звона оформлен стрельчатыми арками, также не характерными для русского зодчества. Необычно и применение увенчанных крестами башенок-пинаклей, окружающих ярус звона. Древняя Русь проглядывает лишь в последнем, пятом ярусе: ложные кокошники опоясывают постепенно суживающееся тело колокольни на уровне циферблатов часов. Высокий цилиндр-барабана с узкими окнами поддерживает большую луковичную главу, в последний раз позолоченную в 1985 году. Год до этого реставраторы сооружали деревянный фонарь и год накладывали листы золотой фольги. На 250 квадратных метров позолачиваемых поверхностей ушло всего 1400 граммов драгметалла. Когда летом, туристы поднимаясь по трём сотням ступенек на обзорную площадку, задеря голову вверх, убеждаются, что купол не такой уж и маленький. Некоторые вологжане находят, что основание креста главы очень напоминает шапку того самого грозного царя. Сквозь времена петровской перестройки и лихолетья сталинских 30-х дошёл до нас уникальный набор из 24-х колоколов XVII-XIX веков работы западноевропейских и русских мастеров. Полностью сохранить исторически сложившийся комплект колоколов удалось только в кремлях Ростова Великого и Москвы. Самый тяжёлый колокол - Праздничный - весит 462 пуда, то есть более 7,5 тонн.

http://sobory.ru/article/?object=00233

И все эти три по-своему крайние разновидности ознаменовательного творчества – натурализм, «гиероглифический символизм» и номинализм, «принадлежат кругу реализма, потому что художник, имея перед собой объектом вещь, поглощен чувствованием ее реального бытия и, вызывая ее своею магией в представлении других людей, не вносит в свое ознаменование ничего субъективного» (540). Художник-идеалист, напротив, активно использует в своем творчестве субъективный момент. Он «или возвращает вещи иными, чем воспринимает, переработав их не только отрицательно, путем отвлечения, но и положительно, путем присоединения к ним новых черт, подсказанных ассоциациями идей, возникшими в процессе творчества, – или же дает неоправданные наблюдением сочетания, чада самовластной, своенравной своей фантазии» (540). Полагая высшей и истиннейшей целью искусства узрение и «благовествование сокровенной воли сущностей», Иванов вполне логично заключает, что религиозной ценностью обладает только реалистическое миросозерцание художника и реализм в искусстве (539). Реалистическим в этом плане было древнейшее архаическое искусство, создававшее фетиши, т. е. предметы, «безусловно соответствующие вещам божественным» (541) , и средневековое христианское искусство. Именно в средние века «религиозное миросозерцание, всеобъемлющее и стройное, как готический храм, определяло место каждой вещи, земной и небесной, в рассчитанно-сложной архитектуре своего иерархического согласия. Соборы вырастали поистине как некие «леса символов». Живопись служила всенародною книгой для познания вещей божественных». Явно имея перед своим внутренним взором искусство западноевропейского Средневековья, Иванов замечает, что этот средневековый реализм складывался из причудливого смешения символики, фантастики и «истинного натурализма». Ибо реализмом, еще раз дефинирует теоретик русского символизма, является такое искусство, «которое требует от художника только правильного списка, точной копии, верной оригиналу передачи того, что он наблюдает или о чем осведомлен и поскольку осведомлен» (543).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Желаю здоровья и радости о Христе Грядущем в ясли. Ваш собрат во Христе и архиерей в алтаре Иосиф. 30 декабря 1972 г. Дорогой Платон! С сердечным приветом! С лучшими пожеланиями... Мы пока живы и работаем. До лета! До гор! До Медео! До кур, до вина (немножко), до ягод и радостей бытия! Поспешностью мысли и технической скорости не портите свои готические почерки! Всего доброго и здоровья на первом плане. М. Иосиф. 28 января 1975 г. Суббота блинная 1973 г. † С Великим постом! Дай Боже здравия отцу и дочерям и внучатам. Вот и Великий пост . Вот и святый Андрей Критский со своим неподражаемым Каноном. Слава Богу! Мы живем, служим, читаем дома и говорим в храмах. Погода на душе – уже весна, а на улице сырость сопливая и немножко гриппоносная. Довольны мы всеми и всем, а «чудесное средство лечить сердце касторкой» – еще применимо и целительно... Да, да, туда во время приема добавляется немножечко хлебной соды, вероятно, что-то с газами. Художественно, смешно и целебно в 50 лет... А самому в июне – 80. Ваших южных новостей не знаем, и в таком случае таковых и у нас нет. Доедаем блины и рыбу, жареную, тушеную, заливную и копченую. Казахи в этой области поить, кормить – хозяева добрые и магазины дай Боже везде... Скворцы прилетели и не совсем, по-видимому, довольны. Поспешили, хотя у Оперного театра подснежники появились. «Готов к труду и обороне», т.е. служить и воевать с бесами... ГТО! Но к смерти готовиться реально еще лень, а пора бы. М. Иосиф. Дорогой Петя! X. В. Итак, сегодня мы о. Вячеслава в Москву – Загорск проводили, у ворот: я и Джери! По-видимому, о. Слава еще не перелетел через границу своего родного Казахстана, как наши сестры-бабули единогласно его в повара произвели... Удаляясь, он рецепт-меню написал и сестрам на столе оставил... Но вот внезапно по всем комнатам «дыхание чада разлилось». Лапшу в пустую холодную кастрюлю положили и залили холодным молоком, распалив плиту, как на Деирском поле... Джери, невзирая на шоколадные конфеты, некоторое время выл... Хворостину получив – уснул.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010