Однако Господь посрамил их смешением языков и рассеял их оттуда по всей земле; и они перестали строить город и башню. Посему дано ему имя Вавилон, ибо там смешал Господь язык всей земли, и оттуда рассеял их Господь по всей земле (Быт. 11:8 - 9). Так строилась Вавилонская башня.    Когда Соломон завершил строительство величественного храма, он поднял руки к небу и смиренно взмолился: Поистине, Богу ли жить на земле? Небо и небо небес не вмещают Тебя, тем менее сей храм, который я построил имени Твоему (3 Цар. 7:27). И это чудесное здание простояло одиннадцать веков, но было разрушено и превратилось в прах и пепел тогда, когда безбожные потомки Соломона сделали дом молитвы домом торговли.    Следовательно, тот храм держался многие века не заслугой техники, и исчез с лица земли не из-за технических ошибок. Техника глуха, нема и не несет ответственности. Она полностью зависит от этики, а этика — от веры.    Всем известна повесть о царе Навуходоносоре. Он построил Вавилон с огромными дворцами и висящими садами, водопроводами и каналами, со всем техническим искусством и красотами, каких мир дотоле не видывал. Посмотрел царь с крыши своего дворца на город, распростершийся внизу, и сказал: это ли не величественный Вавилон, который построил я в доме царства силою моего могущества и во славу моего величия. Еще речь сия была в устах его, как с неба раздался голос: тебе говорят, царь Навуходоносор: царство отошло от тебя! (Дан. 4:27 - 28). И как только он произнес эти кичливые слова, Господь поразил его помешательством, и он сошел с ума и провел в безумии семь лет, как зверь среди зверей лесных. А от его великого Вавилона осталась груда развалин, и стал он жилищем шакалов, ужасом и посмеянием, без жителей (Иер. 51:37), точно, как предрекал пророк Иеремия. Всюду, где бы люди ни потеряли страх Божий и ни нарушили моральный закон Божий, тут же достижения человеческой техники превращаются в прах, из которого и были созданы.    Точно так же и Эйфелева башня, и немецкие готические соборы, и американские небоскребы — вершины человеческого мастерства в строительстве — обрушатся и превратятся в бесформенную кучу праха, если гордость людская (к тому же еще и христианская) и противление людей Богу превысит меру и надоест долготерпеливому Творцу.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Есть в готической архитектуре такой элемент – стрельчатый свод. Суть его в том, что две стены под острым углом склоняются над перекрываемым проемом и, сомкнувшись, служат опорой друг для друга. Так же и жена была создана для поддержки мужа, как об этом говорит Писание: «...Ты сотворил Адама и дал ему помощницею Еву, подпорою – жену его. От них произошел род человеческий. Ты сказал: нехорошо быть человеку одному, сотворим помощника, подобного ему» ( Тов 8:6 ). Слово «помощник» здесь не указывает на второстепенную роль жены, так же как слово «подпора» не является свидетельством того, что первозданный Адам не мог самостоятельно сохранять вертикальное положение и использовал жену в качестве костыля. Фразу «...сотворим помощника, подобного ему» в еврейском тексте Библии можно перевести и как «...сотворим ему восполняющего, который был бы перед ним». Как каждая из стен стрельчатого свода имеет себе опорой противоположную стену, так муж и жена, по замыслу Божию, должны были восполнять бытие друг друга во взаимной любви. Но если все это действительно так, если Церковь учит о тождестве естества и равенстве чести женщины и мужчины, тогда еще более непонятным и несправедливым может показаться определение Божие о подчиненности жены мужу. Однако такое впечатление возникает, как правило, от незнания одного очень важного обстоятельства. Дело в том, что определение это прозвучало отнюдь не при сотворении первых людей, но – после их грехопадения. А первая попытка возвыситься в браке над своей половиной, как это ни странно, была сделана... самой женщиной. Горькое лекарство Вопреки распространенному заблуждению, грехопадение вовсе не было связано со сферой пола и не заключалось в физиологическом общении между Адамом и Евой. Эта нелепица – еще одно порождение невежества и атеистической пропаганды, поскольку сочинить такую дикую байку и поверить в нее могли только люди, совершенно не знакомые ни с текстом Священного Писания , ни с учением Церкви о грехе. Библия прямо говорит, что грехопадение первых людей состояло в нарушении единственной запретительной заповеди, которую люди получили в Раю – не вкушать плодов от древа познания добра и зла. И первой нарушила Божий запрет именно жена, поддавшаяся на увещевания змея-искусителя:

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

И когда он ушел, остались одиннадцать человек: в темной комнате, среди светильников, хлеб, вино. Когда в древности народ Божий заключал Божественный священный Завет с Небом, то приносил в жертву ягненка и кровью его окроплялся весь народ в знак того, что теперь все кровные братья и сам Бог — участник этого торжества. Кровь, священная кровь жертвенного животного. Ветхий Завет, древний завет, и гора Синай, и громы, и молнии, и народ в ужасе, который слушает грозные слова Моисея: «Я, Господь Бог твой, да не будет у тебя других Богов, кроме меня. Не сотвори себе кумира. Чти день, Божий день субботний. Чти отца и мать, не убивай, не нарушай брака, не клевещи, не завидуй». Эти слова впивались в сознание людей две с половиной тысячи лет тому назад. Ветхий Завет. И вот Христос заключает Новый Завет. Уже с малым числом людей, но для огромного числа людей, даже не для одного народа, а для всего человечества. И Он говорит: «Здесь нет крови жертвенного животного». Разламывает хлеб и говорит: «Вот это Мое тело». Разливает вино, и Чаша обходит учеников: «Это Моя кровь». Кровь, соединяющая учеников, тело Его, которое будет пронзено через несколько часов. Его смерть связывает Его с ними и их между собой. Он остается с ними навсегда. «Это творите в Мое воспоминание», — говорит Он. «Творите в Мое воспоминание»… Не просто, как память о чем–то давно прошедшем, а «Я с вами во все дни до скончания века». Вот это присутствие Его является главным в таинстве благодарения. И с первых дней, когда совершилась Голгофа, когда Он умер и когда все они бежали, и потом удивительные пасхальные события развеяли их страх и положили начало христианской реке, которая потекла через материки, завоевывая страны, народы, всегда это поддерживалось прежде всего одним–единственным актом: ученики собирались, снова разламывали хлеб, и Чаша с вином снова обходила их. И Он снова был с ними. Вот, дорогие друзья, в чем основа таинства Евхаристии — в присутствии Христа вместе с нами. Поэтому в древнеримских катакомбах это было. В огромных византийских храмах это было. Это было в высоких готических соборах, в пышных соборах стиля барокко, суровых храмах XIX века, это происходит и сегодня в храмах нашего города, во всех городах страны нашей, где есть церкви, — по всей земле, всегда.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=723...

Но я не знаю ни одной духовной традиции, ни одной культуры, в которой с большей силой и глубиной излилась бы любовь к человеку, с большей напряженностью и ясностью поставлен был последний вопрос о человеке, в большей  степени охвачено существо человека, чем в традиции русской культуры. Моя литература – русская литература. Доступный всякому клад. Русь подняла любовь на недоступную высоту. Любовь потеряла частичность, перестав быть только философской, только моральной, или только эстетической. Любовь преобразилась в Истину, в то, что есть. Истина же не знает различий между научным и житейским, вмещая в себя все стороны существующего. Жить и знать стало одним: любить. Античность принесла в мир красоту тела, и пленила многих. Индия восхитила мистическим восторгом и кипением красок жизни. Арабы поведали свету тайны магического мировоззрения. Запад предложил  готическую суровость закона: экономического, политического, юридического, наконец, нравственного. А мы предлагаем миру любовь. Думаю, большего не нужно, ведь, по слову апостола, даже  «если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, - то я ничто». Моя работа заключается в знакомстве с любовью. Не я знакомлю учеников с нею. И не они меня. Но мы, в тот миг, когда мысль облетает класс, когда сердца бьются в одном ритме, в миг, когда строка из книги распространяется по рядам лесным пожаром, любовь знакомится с нами. Я желаю лишь одного: вернуться домой вместе с вами из бесконечного векового странствования по пустыням  чужих традиций, я не в силах более изучать чужое, не ведая о своем, не способен отныне заниматься красотами древних литератур, когда своей не имею. Стать собой проще, чем вернуть из забвенья других. Но знаю: чего бы мне это ни стоило, я не вернусь в одиночестве, ибо мне держать ответ за то, что мог, а не совершил. Мы вернемся домой вместе, потому что дома нас ждут с любовью, которая не завидует, не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не мыслит зла, которая есть предельная жизненность, недоступная смерти, единственная, достойная преклонения, ибо только она есть Истинный Бог.

http://pravoslavie.ru/216.html

Однако Господь посрамил их смешением языков и рассеял их оттуда по всей земле; и они перестали строить город и башню. Посему дано ему имя Вавилон, ибо там смешал Господь язык всей земли, и оттуда рассеял их Господь по всей земле ( Быт.11:8–9 ). Так строилась Вавилонская башня. Когда Соломон завершил строительство величественного храма, он поднял руки к небу и смиренно взмолился: Поистине, Богу ли жить на земле? Небо и небо небес не вмещают Тебя, тем менее сей храм, который я построил имени Твоему ( 3Цар.7:27 ). И это чудесное здание простояло одиннадцать веков, но было разрушено и превратилось в прах и пепел тогда, когда безбожные потомки Соломона сделали дом молитвы домом торговли. Следовательно, тот храм держался многие века не заслугой техники, и исчез с лица земли не из-за технических ошибок. Техника глуха, нема и не несет ответственности. Она полностью зависит от этики, а этика – от веры. Всем известна повесть о царе Навуходоносоре. Он построил Вавилон с огромными дворцами и висящими садами, водопроводами и каналами, со всем техническим искусством и красотами, каких мир дотоле не видывал. Посмотрел царь с крыши своего дворца на город, распростершийся внизу, и сказал: это ли не величественный Вавилон, который построил я в доме царства силою моего могущества и во славу моего величия. Еще речь сия была в устах его, как с неба раздался голос: тебе говорят, царь Навуходоносор: царство отошло от тебя! ( Дан.4:27–28 ). И как только он произнес эти кичливые слова, Господь поразил его помешательством, и он сошел с ума и провел в безумии семь лет, как зверь среди зверей лесных. А от его великого Вавилона осталась груда развалин, и стал он жилищем шакалов, ужасом и посмеянием, без жителей ( Иер.51:37 ), точно, как предрекал пророк Иеремия. Всюду, где бы люди ни потеряли страх Божий и ни нарушили моральный закон Божий, тут же достижения человеческой техники превращаются в прах, из которого и были созданы. Точно так же и Эйфелева башня, и немецкие готические соборы, и американские небоскребы – вершины человеческого мастерства в строительстве – обрушатся и превратятся в бесформенную кучу праха, если гордость людская (к тому же еще и христианская) и противление людей Богу превысит меру и надоест долготерпеливому Творцу.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Своим строгим готическим стилем он переносит мысль к грандиозному Иерусалимскому храму, который принимал в своих стенах Спасителя мира и слышал Его божественные глаголы, хотя и не узнал Его. Вот под сводами Вашингтонского собора звучали и наши Рождественския песнопения. Здесь собрались непримиримые со злом изгнанники русской земли, которые во что бы то ни стало желают сохранить дух истины, внимая предостерегающим словам Апостола: «Возлюбленные, не всякому духу верьте, но испытайте духов – от Бога ли они: потому что много лжепророков появилось в мире» ( 1Иоан.4, 1 ). Мы совершили здесь богослужения первого и второго дня праздника Рождества Христова и старались раскрыть духовное значение этого великого праздника для нашего спасения и для возстановления в мире христианских начал. С пришествием Христа Спасителя в мир явилась возможность нашего преображения. Жизнь получила разумную цель и человек получил возможность облечься в ту одежду, которой он лишился при своем грехопадении. Отныне «не говорите лжи друг другу, совлекшись ветхого человека с делами его и облекшись в нового, который обновляется в познании по образу создавшего его»... «Итак, облекитесь, как избраннии Божии, святые и возлюбленные в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение, снисходя друг ко другу и прощая взаимно, если кто на кого имеет жалобу, как Христос простил вас, так и вы. Более же всего облекитесь в любовь, которая есть совокупность совершенства. И да владычествует в сердцах ваших мир Божий, к которому вы и призваны в одном теле; и будьте дружелюбны» ( Кол. 3, 12–15 ). Вот вернейший путь не только личного совершенствования и спасения, но и победы над духом антихриста, путь возстановления общественной и государственной жизни, международного согласия и мира. Этого целительного бальзама жаждет и все общество. Признаки этого мы видели в день праздника вечером, когда нам пришлось отправиться на елку, устроенную нашими прихожанами, в зал, переполненный нашими соотечественниками и здешними американцами.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rklickij...

Странник побрёл дальше. Ничем не объяснимая странная бессмысленность всего потащилась за ним, от неё никуда не уйти. Еккл. 4:4 Видел я также, что всякий труд и всякий успех в делах производят взаимную между людьми зависть. И это – суета и томление духа! Полезен и приятен труд , бывает и успех в делах . Но где радость, если всё это производит взаимную между людьми зависть . И не в радость уже ни труд, ни успех, если итог всему – зависть, а потому – и это суета и томление духа! Блж. Иероним: «И усмотрел [Екклесиаст. – Г. Ф.], что благо одного есть зло для другого, так как завистник мучится чужим счастьем, а пользующийся славою открыт для козней» 4, 4]. Св. Василий Великий предостерегает от общения и близости с завистливым человеком: «По мере возможности не надобно сводить дружественных бесед с завистливыми, поставляя себя вдали от стрел зависти. Ибо не иначе можно предаться зависти, как сближаясь с нею в тесном общении; потому что, по слову Соломонову, ревность мужа от товарища своего » Беседа 11, О зависти]. В одном германском городке напротив друг друга городская ратуша и церковь в готическом стиле, только один шпиль у неё почему-то несообразно больше другого. А история такая. Жили в этом городе бургомистр и епископ, совсем не ладили друг с другом. Церковь была выше ратуши. Завистливый бургомистр не потерпел этого, перестроил ратушу выше церкви, доволен. Не потерпел этого и раздосадованный епископ. Стал церковь перестраивать. Поднял один её шпиль выше ратуши, а на другой кирпича не хватило. Так и стоит памятник человеческой зависти. И это суета сует, а туристам развлечение. Трудяги поражены завистью, а… Еккл. 4:5 Глупый сидит, сложив свои руки, и съедает плоть свою. Этот никому не завидует, и уж точно ему никто не завидует. Глупый нашёл выход сидеть, сложив свои руки . Что же – неплохое дело, но кушать-то хочется! Вот и съедает плоть свою . Обнищал Обломов, да и сколько богатых ни с чем осталось. Ленивому только и остаётся поедать самого себя, ничего не привнося в мир.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Таковое предание не имеет прочного основания, – но это есть святая земля Авраама, Исаака и Иакова! Это их собственность! Я сижу на вершине скал, которых недра куплены Авраамом у Ефрона Хеттеянина для погребения Сарры и рода своего. В них сугубая пещера ( Махпела); здесь опочил он сам, и за ним Исаак, сюда привезен был Иосифом из Египта труп отца его Иакова; здесь прах Ревекки и Лии. Подо мною развертывается Хеврон и долина Мамврийская. По ту сторону, на скате горы, насупротив лежащей, виден лес Мамврийский: «Таким образом поле Ефроново, которое при Махпеле, против Мамре, поле и пещера, которая на нем, и все деревья, которые на поле, во всех пределах его, вокруг, утверждены во владение Аврааму» ( Быт 23:17–18 ). Эта долина имеет кругообразный очерк, что самое, нам кажется, выражено в русском переводе Книги Бытия, словом: « вокруг». Там, где она делается низменною, она покрыта маслинами, виноградниками и пастбищными лугами. Здесь протекала мирная жизнь Пастырей-Патриархов. Великолепная церковь была воздвигнута святою Еленою над погребальною пещерою Авраама; этот храм преобразован в мечеть, и вход туда воспрещен христианам. Не могши туда проникнуть, я послал туда моего Галиля с наставлениями о том, что я желал узнать. Иосиф Флавий посещал гробницы Патриархов в Хевроне; в его время они были обложены мрамором 104 . То, что сообщил Али-бей, не представляет ничего особенно любопытного: в здании есть галерея, двор, портики, готическая церковь Елены, а по сторонам небольшие комнатки, где стоят гробы, названные Патриаршими и покрытые богатыми парчами, которые присылают из Константинополя. Во всех мечетях гробницы мусульманские расположены почти таким же образом; но я желал иметь понятие о библейской погребальной пещере Авраама; наконец, мой Галиль удовлетворил несколько мое любопытство. Он мне сказывал, что ему показывали глубокий и темный сход в пещеру, которая заграждена железною решеткою, под замком; при входе висит лампа. Туда не допускают самих мусульман, и внутренность известна только имамам. Он прибавил, что один из имамов поручил ему мне сказать, что они из человеколюбия не допускают меня в эту мечеть, потому что молния должна поразить всякого христианина, входящего туда!

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Norov/p...

шесть дней работай и делай всякие дела твои, Без полноценного труда не может быть и полноценного отдыха. Труд был в замысле Божием – но труд творческий, ведущий не к расходованию, но к собиранию сил. Это в предназначении человека – возделывать и хранить сад Едема. Однако после грехопадения характер труда изменился, труд стал тяжек для человека, и воспринимается как проклятие. Тем не менее, Книга Притч неоднократно говорит о важности труда. Господь Иисус освящает труд своим примером, и по его образу делает это и ап. Павел. Средневековые готические строения, где декор верхних этажей не может быть виден никому, кроме Самого Бога, или современная сельскохозяйственная революция в Израиле (сделать из пустыни цветущий сад) наглядно показывают, каким прекрасным может быть труд. суббота Господу, Богу твоему Одна пожилая и мудрая монахиня, живущая в Иерусалиме, определяет субботу как ” медовый месяц с Богом ”. Как супружеским парам необходимо проводить друг с другом время наедине, — так это и в отношениях с Богом. Отсюда понятно, что субботствовать — это не просто отдыхать. А день седьмой — суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих Заповедь поистине революционна: она освобождает от труда не только свободных людей, но и рабов, и скот, полагая пределы человеческой жадности, стремлению к прибыли. Если кто не хочет ее соблюдать – он свободен, но пусть идет в другое место, с народом Божиим в одних жилищах ему не быть. Соблюдение этой заповеди дает возможность людям, животным восстановиться. Как показывают современные исследования, от непрерывного труда без перерывов и входных производительность оказывается ниже, чем с разумным отдыхом, люди могут даже умереть. Кстати, в традиции Ветхого завета есть и седьмой год, когда отдыхает вся земля, аннулируются все долги и возвращается утраченная свобода, и юбилейный год, когда даже земля, отданная в аренду (как правило, из-за бедности), возвращается к своему исконному владельцу.

http://azbyka.ru/katehizacija/desjat-zap...

Образцами поздней готики являются венецианские церкви Санта-Мария-делла-Карита (XIV в.- 1445, с 1441, Бартоломео Бон), Сан-Джованни-ин-Брагора (XV в.) и Сан-Грегорио (перестроена в XV в.) - 3-нефные, с круглым окном на фасадах, разделенных на 3 части плоскими лопатками. Трехлопастное завершение фасада послужило примером и отправной точкой для фасадов ренессансных церквей Мауро Кодусси в кон. XV в. 6. Язык готической архитектуры, конструктивные и пространственные эксперименты, продолжавшиеся в Венеции и на Терраферме, в Умбрии и Эмилии, в XIII в. проникают в Марке. Готические черты приобретали внутреннее пространство романского собора Санта-Мария-Маджоре в Фано (ок. 1140, изнутри значительно реконструирован в XVI в.) и романской по происхождению ц. Сан-Марко в Ези (XII-XIII вв.). Более выраженный готический характер имеет ц. Сан-Франческо в Асколи-Пичено (1262 - XIV в.), где, несмотря на нервюрные своды и высокие узкие готические окна в апсиде, внутреннее пространство все еще сохраняет романский характер: в нем доминирует массивная пластика, к-рая соединяется со стремлением к крупным пространственным членениям. Готические формы, еще более погруженные в романское понимание пространства и массы, характерны и для ряда храмов Пезаро, Фабриано, Анконы. Интерьер базилики Сан-Лоренцо-Маджоре в Неаполе. 1235 — кон. XIII в. Интерьер базилики Сан-Лоренцо-Маджоре в Неаполе. 1235 — кон. XIII в. 7. В Абруццо романские традиции в архитектуре играли большую роль на протяжении XIII-XIV вв., но в XIII в. готические влияния проявились в храмах цистерцианских аббатств Санта-Мария-Арабона в Маноппелло (1197-1208), Санто-Спирито-д " Окре (основано в 1222) и др. В ц. Санта-Мария-Маджоре в Ланчано (нач. 1227) новые конструктивные элементы (нервюрные своды, стрельчатые арки и т. д.) соседствуют с романским чувством формы и декоративными мотивами, характерными для архитектуры Апулии времен Фридриха II ( Argan. 1937. P. 87). В фасадах ряда церквей XIII-XIV вв. заметна тяга к светотеневым и колористическим эффектам.

http://pravenc.ru/text/2033708.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010