И говорю в предостережение, как бы кто, отлагая неделю за неделею говение, и совсем не отложил его в этот пост. И будет целый год томиться под тяжестью грехов и гнева Божия за них. И хорошо еще, если доживем до следующего благоприятного времени. А то и на тот свет пойдем непомилованными; а там и без нас, конечно, отворят нам дверь, но уже не покаяния, втолкнут в нее и запрут навсегда; за нею же встретят нас не объятия Отча, а огнь неугасимый, червь неусыпающий и духи злобы, ненавистники наши. Сие приводя на память, поспешим, братие, отворить себе дверь покаяния, по указанию преподобной Марии Египетской, еяже молитвами да умудрит нас Господь в сем столь нужном для нас деле. Аминь. 21 марта 1865 года     В НЕДЕЛЮ ПЯТУЮ ВЕЛИКОГО ПОСТА (Два мощные способа, чрез кои устояла святая Мария Египетская в борьбе и одолела грех)   Ныне прославляется святая Мария Египетская, из великих грешниц — великая праведница. Итак, радуйтесь, грешники! Вам не только отверста дверь покаяния, но и открыт чертог славы. Смотрите, чем была Мария и чем стала, и воодушевитесь к мужественному течению ее путем. Воззвал ее Господь, она встала и пошла и, пошедши, уже не возвращалась вспять. Зовет и нас всех ныне Господь: и кто не отозвался на сие Его милостивое призвание? Почти все уже поговели, исповедались и Святых Тайн причастились, то есть вняли призванию и восстали. Пойдемте же теперь неуклонно и тем путем, каким пошла Мария, восстав от падения, чтоб достигнуть и того, чего достигла она напоследок. Святая Мария, покаявшись, все оставила и, прешедши Иордан, там, в пустыне, проводя жестокое житие, очистилась от страстей и спаслась. Вот образец! Готовьтесь на подражание. Как действовать, может быть, никто из нас не давал обета буквально; но все должны поступать именно так, если смотреть не на внешний образ действий, а на их дух и силу. Удалившись в пустыню, святая Мария отстранилась от прелестей мира и отстранила тем все искушения со стороны их. Грех после сего мог влечь ее только чрез плоть. Но и плоти не было покоя в пустыне.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=869...

Более 13 тысяч нуждающихся поздравит с Пасхой православная служба помощи «Милосердие» Москва, 25 апреля 2019 г.      В пасхальные дни православная служба помощи «Милосердие» поздравит более 13 тысяч человек. Это не только подопечные 27 проектов службы «Милосердие» — одинокие пожилые и инвалиды, тяжелобольные дети, бездомные и другие люди в трудной жизненной ситуации. Традиционные подарки получат и пациенты московских клиник и интернатов, которые встречают главный православный праздник в больничных палатах и в стенах социальных учреждений, сообщает Патриархия.ru . Сотрудники службы помощи «Милосердие», священники, сестры милосердия и добровольцы будут поздравлять нуждающихся всю Светлую седмицу — неделю, которая следует после Пасхи. Средства на пасхальные подарки в течение всего Великого поста неравнодушные люди жертвовали на специальном сайте в ходе традиционной акции «Дари радость на Пасху». «Мы проводим акцию " Дари радость на Пасху " с 2011 года. И каждый год видим, сколько вокруг добрых людей, желающих поделиться светлой радостью с теми, кому тяжело и одиноко, — говорит руководитель благотворительных программ службы помощи " Милосердие " Анна Белавина. — Мы призываем всех в эти светлые дни проявить внимание и любовь к своим родным и близким, к друзьям и знакомым и, конечно, к нуждающимся людям, которым этого так не хватает». На сайте акции «Дари радость на Пасху» все желающие могли не только пожертвовать средства на пасхальные подарки, но и написать пожелания для подопечных службы «Милосердие» и оставить заявку на личное участие в поздравлениях. Праздничные мероприятия службы помощи «Милосердие» не ограничиваются рамками акции «Дари радость на Пасху». С 6 по 17 мая в Москве пасхальные подарки получат больше двух тысяч бездомных. Это стало возможным благодаря поддержке Департамента национальной политики и межрегиональных связей города Москвы. Сотрудники службы «Милосердие» поздравят бездомных в государственных и негосударственных приютах, а также в различных точках Москвы, где обычно собираются люди, оставшиеся без крыши над головой. Бездомных поздравят и в «Ангаре спасения» православной службы помощи «Милосердие». 25 апреля 2019 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/120867.html

—21— деляется степень его самостоятельности, впервые указываются греческие источники его проповедей и, в связи с этим, путём тщательного анализа их вскрываются важнейшие составные элементы греческого „Торжественника“, перешедшего в древнейшую эпоху в Россию. В 4-й статье г. Виноградову удалось пролить совершенно новый свет на доселе тёмную судьбу того древнерусского проповеднического сборника, который известен под именем „Златоуста“. Основное ядро этого сборника, как известно, составляют поучения на недели постного триодного круга, открытые в половине прошлого столетия прот. А.В. Горским. По общепринятому взгляду, эти поучения представляют собою произведения оригинальные – славянские или русские, – а не переводные, и были составлены в первые века христианства у южных славян или в России. Такой взгляд на них впервые был высказан А.В. Горским. Г. Виноградову принадлежит честь открытия греческого источника для двух из этой группы поучений (на неделю 6 поста и на неделю о блудном сыне). В зависимости от этого вопрос о происхождении „Златоуста“, которому принадлежит весьма видное место в истории древнерусской письменности, приобретает неожиданно новое направление. Вот почему открытие г. Виноградова будет принято и уже принято в научный оборот с полным признанием (четвёртая статья г. Виноградова первоначально была напечатана в I выпуске „Библиографической Летописи“, издаваемой Императорским Обществом Любителей Древней Письменности). Мы не согласны с В.П. Виноградовым только в том, что другие поучения из группы великопостных находятся в связи с известным циклом проложных кратких поучений на великие праздники года. Вообще же, книга г. Виноградова, написанная сжато, обильна содержанием и потребовала от него продолжительного труда и немалой учёной опытности, тщательных поисков, сличений, сопоставлений, наблюдений, как в области изданного, так и неизданного – рукописного материала. В виду всех отмеченных достоинств книги г. Виноградова нахожу совершенно справедливым рекомендовать её на премию Митрополита Макария, имеющуюся в распоряжении Совета Академии».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Катарсис по цене двух бургеров В США есть четыре религиозных парка развлечений, где посетители наблюдают театрализованные представления бичевания Христа, где актеры носят крест к месту театрального распятия и где за 20 долларов можно поучаствовать в постановочной Тайной вечере. 31 марта, 2011 В США есть четыре религиозных парка развлечений, где посетители наблюдают театрализованные представления бичевания Христа, где актеры носят крест к месту театрального распятия и где за 20 долларов можно поучаствовать в постановочной Тайной вечере. Детальный показ страданий Христа в фильме Мела Гибсона «Страсти Христовы» вызвал в свое время бурю обсуждения среди верующих. Одни говорили, что нельзя так подробно рассказывать о таких трагических событиях, другие – что современного человека трудно пробудить от постоянного поиска развлечений и потребительского отношения к жизни . В этих дискуссиях забывалась одна простая вещь: американцы и европейцы по-своему относятся к тем событиям, которые стоили столько страданий Спасителю и избавили человечество от проклятия смерти. Любой христианин всегда должен помнить о том, какой ценой куплена его свобода от греха – об этом писал в свое время и апостол Павел . Но в течение года Устав определяет лишь несколько дней, когда о страданиях Иисуса детально рассказывается во время богослужения. Это дни перед самой Пасхой, праздник Крестовоздвижения и Крестопоклонное воскресенье во время Великого Поста . Во все эти дни предполагается серьезная аскеза – ограничение себя и в пище, и уж тем более в развлечениях. Может, именно поэтому нам так странно узнавать, что в одних только США есть четыре религиозных парка развлечений, где посетители наблюдают театрализованные представления бичевания Христа, где актеры носят крест к месту театрального распятия и где за 20 долларов можно поучаствовать в постановочной Тайной вечере . «У местного Иисуса почти нет выходных. Шесть дней в неделю его бичуют и распинают римские легионеры; шесть дней в неделю под всхлипы впечатлительной публики он воскресает вновь. Доступный катарсис по цене двух бургеров с картошкой из ближайшего дайнера», — иронично описывает сайт журнал Forbes один из самых популярных американских парков Holy Land.

http://pravmir.ru/katarsis-po-cene-dvux-...

В некоторых из рассматриваемых поучений великопостных есть признаки русского, или вообще славянского происхождения, и притом во времена близкие к началу христианства у племен славянских. Так в слове на 2 седмицу поста проповедник, высказав мысль, что пост четыредесятницы составляет десятину целого года, посвящаемую Богу, и предоставляя более разумным объяснить себе это отношение четыредесятницы к целому году, другим менее знакомым с христианством сам предлагает изъяснение, и говорит: «аз же детем и новопросвещенным скажю». Отсюда видно, что слово произнесено в такой стране, где проповедник между своими слушателями мог иметь довольно новокрещенных, которые имели нужду в особых наставлениях. В поучении на неделю о блудном сыне, изъясняя слова раскаивающегося сына: колико наемником отца моего избывают хлебы, проповедник в наемниках видит оглашенных, и говорит: «наемницы суть оглашении и анагности церковнии». Такое толкование, как увидим, он заимствовал с греческого, но прибавив к слову: оглашеннии, греческое слово: апагности, что значит чтецы, этим ясно показал, что недовольно был знаком с его значением. Можно еще указать на употребление проповедником приточной речи для убедительнейшего раскрытия своих мыслей 1 : способ изъяснения довольно часто встречающийся у наших древних проповедников, и соответствовавший потребностям первоначального умственного развития народа. Признавая слова великопостные произведением славянского проповедника, мы однако же должны допустить, что он имел у себя под рукою греческие поучения и толкования, и ими руководствовался в своих словах. Одни из рассматриваемых слов состоят собственно в объяснении евангельских чтений; другие содержат в себе христианское назидание не зависимо от дневных чтений. Знакомство с греческими поучениями видно в тех и других. Рассмотрим ближе их содержание и укажем, где можно, следы этого знакомства. В слове на неделю о мытаре и фарисее 2 проповедник раскрывает значение притчи евангельской. Черты того и другого лица, изображенного в притче, он применяет к каждому из нас. Человека два, – говорит он, это сердце и душа, в которых живет правда и грех . И правда высокоумием ниспадает, а грех истребляется смирением. Смиренное слово кающегося грешника берет верх над греховным делом. «Преможе слово делу», – говорит проповедник, заимствуя буквально это выражение у Златоустого 3 . Чтобы представить мысль притчи еще выразительнее, проповедник прибегает к новому сравнению: представляет мытаря и фарисея всадниками. «Два коньника быста мытарь и фарисей. Спряже фарисей два коня, да постигнет жизнь вечную: един конь добродетели и молитва , пост, милостыни; а другый конь гордость, величанье, осуженье. И запя гордость добродетели, и разбися законная колесница, и погибе самомнивый всадник» 4 . Такое сравнение не чуждо характера того общества, среди которого вправе мы представлять себе славянского проповедника, в первые времена христианства у нас.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

Так как уставы первой редакции разрабатывают преимущественно порядок суточной службы, то в них мы находим сравнительно немного сведений о составе церковного года по триоди и минее (выражаясь позднейшим языком) и о его служебных особенностях. Первыми литургическими днями у христиан были дни седмичного круга, и с них-то, собственно, начинается развитие церковного года. Поэтому и неделя – говоря вернее – седмица – является основной единицей церковного года, а в составе её выделяются несколько дней, отмеченных особенным религиозным значением, именно: воскресенье, суббота, среда и пятница. Эти дни первыми христианами преимущественно избирались для молитвенных собраний и совершения литургии. Особенно торжественно праздновали они день воскресный, а среда и пятница, по воспоминанию о предании и смерти Спасителя, сделались у них первыми постными днями и получили название «dies stationum», т.е. днями усиленного бодрствования и религиозных упражнений. Параллельно недельному кругу и в тесной связи с ним, вырабатывается круг триодный, или такой распорядок церковного года, который ведётся по неделям, начиная с Пасхи. Этот круг так же древен, как самый пасхальный праздник и возникает одновременно с ним. Зерном, из которого выродилась и развилась эта система, был праздник Пасхи, который одними из восточных христиан праздновался вместе с еврейской Пасхой, в 14-й день месяца Нисана, а другими в следующее за ним воскресенье. Как скоро последний обычай получил законную силу, и праздник Пасхи был перенесён на воскресенье, вся, следующая за ним, неделя примкнула к нему и стала считаться его продолжением под именем недели пасхальной, или «πσχα ναστσιμον». Первым придатком к этому зерну, почти неотделимым от него хронологически, является страстная неделя, или «πσχα σταυρσιμον», сначала в числе одного или двух постных дней – пятницы и субботы, в память страданий и смерти Христовой, – а потом выработавшаяся в целую пред-пасхальную или страстную неделю. Дальнейшее развитие пошло по ту и другую сторону этой основной грани, через прибавление к страстной неделе предшествующих ей недель Великого поста, а к пасхальной примкнул, как её продолжение, период 50-цы, в составе которого выделился ряд недель и праздников, вошедших в круг цветной триоди.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Mansvetov...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010