Сподобился ли кто сего, благодари Господа, не сподобился, есть еще время. Приступи к спасительному поприщу труда над собою – и получишь. Господь близ. Приближься и ты к Нему, и несомненно произойдет сочетание у любообщительного Господа с душою твоею, созданною по образу Его и подобию, Им искомою и Его имущею. Аминь. 5 апреля 1864 года В неделю пятую Великого поста (о трех классах грешников, или какой ключ от двери покаяния?) Сколько недель уже поем мы: «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче!» И всякий раз получаем от Господа утешительный и воодушевительный на покаяние ответ – или в чтениях евангельских, или в воспоминаниях, соединенных с недельными днями. Дело покаяния походит на то, как если Домовладыка сидит во внутренних покоях и какие-нибудь лица, ища входа к Нему, взывают совне: «Отверзи нам, отверзи нам двери!» Домовладыка же изнутри одному ответствует: «Иди, отворена дверь»; другому: «Иди, дверь незамкнута, только притворена, отвори и войди»; третьему: «Ключ там, снаружи; найдя его, вложи в замок, поверни, как требует ключ, отворишь, и войди!» Разные лица, разные им ответы и разные труды при входе в дверь. Но все, вступив в дверь, дерзновенно входят внутрь, приближаются к Домовладыке, повергаются к ногам Его, удостаиваются милостивых объятий Его и поставляются вблизи – утешаться сею близостью Его всеублажающею. Понятна ли вам притча сия? Домовладыка – это Господь, принимающий кающихся грешников и опять приближающий их к Себе. Из приходящих к Нему кто это первые, находящие дверь отворенною? Это те, кои по предыдущей Исповеди и Святом Причастии сохранили себя чистыми от всякого греха, и мысли и чувства свои не осквернили никакою нечистотою, и огнь ревности сберегли неугасимым. Кто вторые, нашедшие дверь притворенною? Это те, кои иногда ослабевали в ревности богоугождения, поддавались по временам беспечности и нерадению, и хотя соблюли себя от смертных грехов, но не всегда мысли и чувства свои сохраняли чистыми пред Господом. Кто третьи, для коих дверь замкнута и ключ брошен, так что и его еще надо найти? Это впадшие в смертные грехи, поработившие себя страстям и греховным привычкам и впадшие чрез то в окамененное нечувствие, в беспечность и ослепление.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Они во многих случаях могут заменить недостаток опытного внешнего руководства. Вот общее начертание того, как надо держать себя, чтоб сохранить ревность свою и избежать новых падений во грехи. Действуя так, вы верно исполните, что обещали Господу, когда говорили: «Согрешил, не буду». Видя же труд ваш, и Господь исполнит Свое обетование быть с вами и действовать в вас во спасение ваше, по всей широте, долготе и высоте вашей Ему преданности и готовности все обращать во славу Его. Аминь. 13 февраля 1866 года В неделю первую Великого поста (если падешь снова, кто знает, встанешь ли?) «Се, здрав еси, ктому не согрешай, да не горше ти что будет» ( Ин.5, 14 ), – сказал Господь расслабленному по исцелении его. Сей же утешительный и вразумительный глас и мы все слышали, когда на исповеди получили разрешение во грехах своих. Теперь всем покаявшимся и разрешенным возвращено здравие душевное и все пришли в свой порядок и чин. Что прочее требуется? Требуется блюстись, чтоб опять не впасть в ту же беду. Бросил грех – не возвращайся на него. Получил помилование – не подвергайся опять гневу и осуждению. Вступил на правый путь – не уклоняйся с него. Снова будет враг влечь тебя в свою область тьмы – не поддавайся. Будет он ухитряться, чтоб отуманить тебя льстивыми обещаниями – не вдавайся в обман. Знаешь, как зол грех, знаешь, как трудно одолеть его, – не входи же снова в содружество с ним. Помог тебе Господь, встал ты – стой же и мужайся и да крепится Сердце твое. Враг будет нашептывать тебе: «Падешь – опять встанешь». А ты противопоставь ему свою речь: «Встал я теперь, благодарение Господу! Но, если снова паду, не могу сказать, встану ли. В руках же падения навсегда оставаться не хочу, не хочу быть рабом греха и жертвою геенского пламени». Так отражай лесть врага. И сим страхом нового падения в грехи отрезвляй душу свою и воодушевляй ее на шествие путем начатого самоисправления. Утверди ты в себе то очень вероятное помышление, что, если падешь снова, кто знает, встанешь ли? А останешься в падении – погибнешь.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Вспоминаю такой случай: наступил Великий пост 1962 года – последнего года жизни Владыки. В это год он как-то особенно делал всякого рода назидания. Наступила первая неделя поста. Обычно в понедельник и во вторник Владыка ничего не разрешал, кроме одного стакана чая с кусочком хлеба в 4 часа дня. В среду после 4-х часов разрешалось сварить картошку, но всю неделю полагалось сухоядение и только в субботу – суп с маслом. В четверг сварила я картофель очищенный, и что-то мне захотелось водички из-под этой картошки, но самовольно взять я, конечно, не смела, подала я на стол, а сама говорю: – Владыка, а водички из-под картошки нельзя немного? Владыка строго посмотрел на меня, казалось – пронзил меня взглядом (этого взгляда я никогда не забуду) и ничего мне не сказал. Стал читать молитву и благословил трапезу. Неудобно мне было, но Владыка и вида не подал: опять благостный, добрый, и я больше об этом случае не поминала. Наступила четвертая, Крестопоклонная, неделя, на которой все так же строго соблюдалось, как и на первой неделе Великого поста. Наступил четверг. Накрыла я на стол, Владыка выходит из своей комнаты, посмотрел на стол, а потом так ласково обращается ко мне и говорит: – Нина Сергеевна! А водички из-под картошечки не хотите? – Спаси Господи, преосвященнейший Владыка. Нет, не хочу. Улыбнулся Владыка, ласково посмотрел на меня и ответил вопросом: – Не хотите? Ну и слава Богу,– и начал читать молитву перед трапезой. Владыка часто говорил так: «Пьяница пьет – я ему могу простить, потому что это страсть, и он не может ее побороть. Человек курит – я ему прощу, так как это страсть. Трудно человеку побороть эту страсть. Но вот НАРУШЕНИЕ ПОСТА ПРОСТИТЬ НЕ МОГУ. Не все ли равно, какой пищей насытиться? Ешь досыта, но ешь ту пищу, которая положена». Хочется еще отметить один случай. Как-то, примерно за месяц до кончины Владыки, за утренним чаем я что-то подала на стол, приготовленное мною (не помню сейчас что), и вдруг высказала: – Владыка! А как все же вкусно! Я ем с удовольствием.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

—481— ного архива и хранящихся близ этого центрального учреждения, в Александро-Невской Лавре, образцов антиминсов. Научное значение рассматриваемого труда уже при первом появлении его на свет признано самою Академией Наук, присудившею автору его Уваровскую премию, на основании лестного отзыва одного из своих сочленов (академика Срезневского). Точно тоже должно сказать и о другом ученом труде о. Никольского, под заглавием: «Анафематствование (отлучение от церкви), совершаемое в первую неделю великого поста. Историческое исследование о чине православия». Спб. 1879. В «Пособии к изучению устава богослужения» этот «чин» изложен на трех небольших страницах (по изд. 1894 г. стр. 580–583), причем автор раскрывает лишь установленный церковью порядок анафематствования, совершаемого в неделю православия, но не касается истории его, редакций самого чина и пр. Не то в помянутом сейчас специальном труде об этом чине. Он опять представляет целую книгу в большую осьмушку, в VI+314 страниц и после предисловия, обсуждающего предшествовавшие исследования других писателей о чине православия и указывающего материалы для собственного исследования автора, рассуждает об употреблении анафемы в христианской церкви до IX века, т. е. до разделения церквей и начала торжественного анафематствования по случаю иконоборческой ереси (стр. 1 и дал.); – о составлении чина православия, добавлениях и изменениях в нём, печатных и рукописных чинах (стр. 13 и дал.); – о молебном пении, 1427 совершавшемся до 1766 года (стр. 53 и дал.) и после 1766 года 1428 (–72 и дал.); – о Синодике, содер- —482— жащем в себе различные анафематствования и многолетия (стр. 76 и дал.), и об анафематствованиях, произносившихся кроме первой недели великого поста и не внесенных в чин православия (стр. 272 и дал.). А в приложении говорится об иконе Св. Софии Премудрости (–291, – и дал.) – в разъяснение к приложенному в начале книги рисунку, 1429 – и о Киевском и Черниговском чинах православия (стр. 295 и дал.). Не смотря на то, что еще до появления труда о.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

И что это за страдания, что это за крест, которые мы должны понести? Как малы, ничтожны они пред крестом и страданиями нашего Спасителя, продолжавшимися всю Его жизнь! Вам кажется прискорбным воздерживаться в течение известного времени от ваших любимых яств, утучняющих тело, и быть вообще умереннее в пище и питии: а Христосъ – Страдалец, как Он постился для нас? Он постился сряду сорок дней и сорок ночей, не вкушая никакой пищи и пития, пока наконец взалкал; на кресте томила Его такая смертельная жажда посреди мучений за нас, что он воскликнул: «жажду», – и для утоления этой жажды Ему поднесли оцет с желчию! Вы обременяетесь тем, что должны в продолжение поста чаще посещать храмы Божии и усилить свои молитвы и в храмах и в своих жилищах. А вспомните, сколько молился за нас Христос, вовсе не имевший нужды в молитве для Себя, как, уединившись, проводил Он целыя ночи в молитве. Вспомните особенно Его молитву в гефсиманском саду незадолго пред крестными страданиями, которая была так сильна, пламенна и продолжительна, что тело Его источало кровавый пот. Тяготит вас и этот вид смирения, уничижения, грусти, какого требуют сокрушение о грехах и самое время покаяния. А Христос в каком унижении находился ради нас в течение всей своей жизни, какия поругания перенес пред своею смертию, какому позору и поношению подвергся на кресте, когда «вид» Его был, по истине, «безчестен и умален паче всех сынов человеческих» ( Ис. 53, 3 )! На наших крестах если умерщвляется мало-по-малу наш ветхий человек, – то умерщвляется в смысле нравственном. А Христос потерпел за нас физическия страдания: Он подвергся биению, оплеваниям, заушениям, Он «язвен бысть за грехи наша и мучен бысть за беззакония наша» ( Ис. 53, 5 ), Он испытал на кресте «болезни адовы» ( Псал. 17, 6 ) и вкусил смерть самую позорную и мучительную. Посмотрим, наконец, и на последствия Его страданий. Своим крестом наш Спаситель победил мир, во зле лежащий, и диавола. Итак, если во дни поста и покаяния эти враги нашего спасения нападают на нас даже более, чем когда-либо, – да не страшимся их и не унываем духом: под знаменем Победителя их мы в состоянии отразить все их нападения.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Константин 7 февраля 2012, 00:14 Когда Федор Михайлович Достоевский по просьбе супруги впервые посетил Оптину после смерти сына-Алеши, старец Амвросий среди прочего сказал, что дети, зачатые в дни Великого поста, часто умирают во младенчестве. Мари 26 сентября 2009, 12:32 очень понравилась статья. Но вот недавно у нас в православном молодежном сообществе возник спор: одна девушка, назовем ее N, собирается замуж и говорит, что воздержание для молодых супругов отменяется, потому что они молодые и к ним снисхождение. Я, поскольку сама вышла замуж три года назад, сказала ей, что ничего подобного. N говорит, что пост предназначен для зрелых супругов, мол, юные супруги должны как можно дольше сохранять свое физическое здоровье и те 4 дня поста в неделю - для них это много и очень вредно, что можно нажить кучу заболеваний. И очень хотелось возразить ей, что никакие супруги не склоняются к близости ВСЕ 7 дней в неделю, и что трех дней для счастливой жизни вполне достаточно для здоровья и для мира в семье, а вот портится здоровье от сидячего образа жизни и отсутствия свежего воздуха, и что если посты не блюсти сразу, то потом будет очень трудно их вообще соблюдать, но что-то меня смутило... И вообще у N находится тысяча аргументов. Но ведь если мы любим Христа, то должны жертвовать чем-то, ведь и Он пожертвовал ради нас? Или неужели Бог не управит наши проблемы со здоровьем, если они и начнутся? Но почему-то спор закончился ничем, даже аргументы батюшки " нельзя в Рай войти с повидлом " не склонили N на нашу сторону. Может быть это дело времени, но дискуссия нет-нет да и начинается заново. И я думаю, что N - не единственный пример. Какие аргументы еще могут помочь - неизвестно, воспользуемся вашей статьей)))))). (так и хочется сказать, чтобы таких супругов, которые лукавят, в посты не допускали ко причастию, но я понимаю, что это неразумно и глупо) Мария 15 сентября 2009, 19:27 Цитата с сайта shikate.livejournal.com 2 марта 2009 года информационное агентство «Интерфакс» разместило журналистский материал под названием «Каноны Церкви не запрещают супружеские отношения во время постов – священник», в основу которого было положено интервью со мной.

http://pravoslavie.ru/29582.html

Слово в неделю третию великого поста, Марта 11 дня, 1767 года Иже хощет по мне итти, да отвержется себе, и возмет крест свой. Мк. 8:34 . Благочестивейшая Государыня! Зная, что Ваше Императорское Величество, и вы, примером своей Монархини возбуждаемые, Слушатели, всегда с охотою слышать слово Божие желаете, и что сия спасительная жажда побуждает вас, дабы оную утолять живою учения водою, почерпаемою из источников Израилевых; зная сие, погрешил бы я против Самой истины, ежели б ничего из Святого Писания ко удовольствию вашему не представил. Ибо как желания вашего ничто не может быть справедливее, так и духовного сего упражнения ничто не может быть приятнее. Какую ж трапезу вашим, алчущим правды, душам представим мы? Дух Святый в ныне чтенном Евангелии изобильное предлагает нам угощение: но угощение странное! Ибо кто желает участником быть сего духовного пира, тот должен отрещись самого себя. Иже хощет по мне итти, да отвержется себе. 70 Чтоб быть истинным последователем начальника веры нашей, надобно совсем себя переменить, надобно выйти из самого себя. Предложение темное: гадание запечатленное печатию премудрости Евангельской. Почему молим Тебе, Источниче всякого просвещения! Отверзи нам ум разумети писания, и научи нас, как отвергшись самих себя , преселиться нам в Божественный Дух Твой ? Отрешись самого себя по-видимому есть вещь невозможная; ибо кажется, что в сем заключается некоторое противоречие, чтоб быть мне самому, и отрещись мне ж самого себя. А хотя б и можно было, то опять, кажется, не должно. Ибо отрещись самого себя, видится, что надобно б было отказаться от тех Создателевых законов, на которых движения нашего тела и души основаны. Такие Святого Писания недовольно ясные места, если надлежаще истолкованы не будут, бывают для других случаем к соблазну. Ибо некоторые мало просвещенные умы, не возмогши, или не хотя взойти в глубину Божественного Писания, когда находят в нем некоторые видимые противоречия, сумнятся о истине Богом нам преданного слова, и за чтоб должны осуждать свою слабость, в том оскорбляют Духа Святого, Творца всякой истины.

http://azbyka.ru/otechnik/Platon_Levshin...

О Евхаристии в службе Великого Четвертка 12 апреля 2023 г. 15:24 Службы Страстной седмицы слушаются с особенным вниманием. Но здесь есть и несомненные трудности. В эти святые дни церковная жизнь становится в высшей степени интенсивной. Статья доцента  Московской духовной академии , патролога, византолога протоиерея Валентина Асмуса, посвященная особенностям богослужения Великого Четверга, опубликована в  «Журнале Московской Патриархии»  ( 4, 2023 ,  PDF-bepcuя ). Посещаемость служб — наивысшая. Во многих Поместных Церквах именно к Четвергу приурочивается общее Соборование. Священники в эти дни стараются обойти всех болящих и приготовить их к «празднику праздников» святыми таинствами. Служба каждого дня уникальна. После пасхальной ночи мы целую неделю, и даже все время до отдания, продолжаем впитывать в себя несравненную пасхальную гимнографию. Но гимнография Страстной седмицы вся, почти без изъятия, принадлежит только одному ее дню, а следующий имеет уже совсем новые песнопения. Поэтому к Великой седмице нужно готовиться. Триодь в течение всего года, наипаче же в дни Великого поста, должна быть источником наших молитвенных созерцаний и богословских уроков. Проходя седмицы поста, мы не только внимаем ежедневным службам или хотя бы по книгам вычитываем их, но и готовимся к седмице Страстей Господних. Эта подготовка даже богослужебно выражена совершением пассий. Для чтения и понимания основного корпуса нашей гимнографии нужно помнить, что в греческом подлиннике все тропари, каноны с ирмосами и тропарями, стихиры — это стихи, где строго соблюдается силлабо-­тонический размер (господствующий и в русской поэзии). Изредка встречаются образцы античных размеров, которые основаны на чередовании долгих и кратких слогов. Поэзии свойствен особый порядок слов, и не нужно думать, что обычный порядок нарушается исключительно ради соблюдения стихотворного размера: иногда это бывает особым выразительным средством. Церковной гимнографии присущи и другие поэтические средства. В древности славянские переводчики изредка пытались передавать греческий стихотворный размер. Но на наших богослужебных книгах это никак не сказалось. Их переводчики стремились передать смысл переводимого и совершенно забывали о его стихотворной форме. Передавая смысл, они сохраняли и порядок слов оригинала. В бытовании этих текстов в нашей Церкви появлялись новые ритмы — в зависимости от распевов, на какие они были положены.

http://patriarchia.ru/db/text/6018149.ht...

Не думайте, однако, что занятия йогой были каким-то развлечением для меня. Я принуждал себя к голоду и даже намеревался полностью отказаться от еды – мне хотелось начать жить вообще без еды. Начал с одного дня полного голода, затем выдержал два дня и потом еще три дня без еды… После этого был целую неделю только на воде. Мне тогда не было и восемнадцати, то есть я все еще рос, и потому оказалось крайне трудно выдержать это испытание. Я питался только воздухом и энергией лукавого… Это было в Страстную неделю 1992 года. Помню, как в начале Великого поста я задался вопросом: «Кого попросить о поддержке: Биволару или Христа?» Решил сначала попросить Христа, и, если Он мне не поможет, тогда обратиться к моему гуру. Большую силу моего гуру я не подвергал никакому сомнению. Нам рассказали о специальном виде йоги – Гуру-йоге, который требует полного подчинения учителю. Описали – и все поверили в эту историю – как один человек бросился в пропасть, потому что учитель отказался признать его своим учеником; он раздробил себе руки и ноги, а учитель все вернул на место и воскресил его… Подобные рассказы заставляли меня все больше верить учителю. У меня даже было видение, связанное с ним: Вселенную заполняют тысячи шалашиков и в каждом из них в позе лотоса сидит мой учитель. Я вдыхаю эти шалашики вместе с воздухом и затем выдыхаю их, а учитель остается внутри меня. Сейчас я понимаю, что это было дьявольское видение. Одна моя подруга, которая пришла вместе со мной на семинар, который вел Биволару, сказала мне, что видела, как из него исходят лучи. Если иметь в виду мое безусловное доверие к силе гуру, наверно Сам Бог внушил мне тогда, когда я начал голодать, идею попросить помощи у Христа, потому что решил указать мне выход из ловушки, в которой я оказался. В ту неделю, когда я полностью отказался от пищи, я впервые прочел отрывки из «Добротолюбия». Я вообще не осознавал, что мои медитации, связанные с Шивой и Миларепой, не имеют ничего общего с духовным учением, представленным в «Добротолюбии»… Голодом я был доведен до тяжелого истощения. Мне казалось, что я схожу с ума, но моя молитва о помощи, отправленная к Христу, помогла мне преодолеть это тяжкое испытание. Действительно, я был йогом, но не отказался полностью от Христа. Даже более – учитель каждую неделю заставлял нас медитировать так, как будто мы находимся на месте Христа… Встав перед крестом, я сказал следующую молитву: «Боже, в детстве я получил крещение водой, но оно мне не помогло. Окрести меня снова, но на этот раз огнем…» Я действительно воображал, что Христос поможет мне в продвижении по пути йоги…

http://azbyka.ru/way/ot-bogini-smerti-do...

Также Амвросий в Слове 34 говорит: «Господь освятил нам Четыредесятницу Своим Постом». И снова, в слове 37: «Господь сотворил нам пост ради нашего спасения, как вещь полезную, и не только учил этому Словами, но и показал пример, чтобы мы, воздерживаясь от пищи, шли к вере по Его следам». Авва Дорофей , наставник многих святых, в Поучении 15 о святом посте так богомудрствует: «В Законе написано, что Бог повелел сынам Израилевым каждый год давать десятину из всего, что они приобретали, и, делая так, они имели благословение во всех де­лах своих (Исх, 23; Лев. 27 ; Чис. 18 ; Втор. 12 ; Втор. 14 ; Втор. 26 ; Втор. 28 ). Зная сие, святые Апостолы установили и предали на помощь нам, и как благодеяние душам нашим, ещё нечто большее и высочайшее, – чтобы мы отделяли десятину от самых дней жизни нашей и посвя­щали её Богу: дабы и мы таким образом получили благословение на все дела наши, и ежегод­но очищали грехи, сделанные нами в течение целого года. Рассудив так, они освятили нам из трёхсот шестидесяти пяти дней года сии семь недель Святой Четыреде­сятницы. Таким образом отделили они сии семь недель; но со временем отцы заблагорассудили прибавить к ним и ещё одну неделю: во-первых, для того, чтобы желающие вступить в подвиг поста в течение сей недели приучались и как бы приуготовлялись к оному; во-вторых, для того, чтобы почтить число дней поста Четыредесятницы, которую постился Господь наш Иисус Христос. Ибо отняв от восьми недель субботы и воскресенья, получаем сорок дней, а пост Святой Субботы почитается особенным, потому что она есть священнейшая и единствен­ная постная из всех суббот года. А семь недель без суббот и воскресных дней составляют тридцать пять дней; потом, приложив пост Святой Великой Субботы и половину Светлой и светоносной ночи, получаем тридцать шесть дней с половиною, что и составляет во всей точности десятую часть трёхсот шестидесяти пяти дней года. Ибо десятая доля трёхсот есть тридцать, десятая доля шестидесяти есть шесть, а десятую долю пяти составляет полови­на Светлого дня. Вот, как мы сказали, тридцать шесть дней с половиною; вот, так сказать, десятина всего лета, которую, как я сказал, освятили нам святые Апостолы для покаяния и очищения грехов всего года.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Javorsk...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010