Не удалось извлечь искомое из базы (((

Для борьбы с таким нападением диавола Св. Григорий Палама советует нам осознать необходимость духовных подвигов, без наличия которых душа не произведет ничего богоугодного и служащего к ее спасению. Затем предлагает иметь твердую веру в то, что вступившим в подвиг Бог помогает и, конечно, при Его всесильной поддержке, дело не может не увенчаться успехом. Кроме того, маловерие здесь совершенно неуместно, потому что Верен – Обещавший, и многократные свидетельства из Св. Писания обильно говорят о том благе, которое по причине поста проистекает для постящихся, и, в то же время, приводит столько устрашающих примеров, показывающих к чему приводят невоздержание и чревоугодие. Вторая опасность, которая грозит на пути поста, как и на пути всякого подвига в добродетели, это – тщеславие и связанные с ним страсти: гордость, лицемерие и превозношение над ближним, а тем самым и осуждение его. «Началозлобный змий, – говорит Св. Григорий, – всеми способами внушает нам гордость, как конечную и злейшую трясину, и убеждает нас надмеваться, как будто бы собственной силой и знанием мы совершили добродетель. Но мы будем памятовать Саму Истину, говорящую, что «без Мене не можете творити ничесоже» ( Ин.15:5 ); и таким образом мы избегнем многовидные ухищрения лукавого, действуя правильным образом и совершая добро с подобающим смирением; зная, что как если кто, храня в сосуде драгоценное миро, выльет его в сор или сор подбросит в сосуд с миром, одинаково приведет миро в негодность и уничтожит его; так и добродетель: если кто безделием презрит ее или к совершению ее примешает элемент негодности, подобным образом так или иначе приведет ее в негодность и умертвит. И это я говорю ныне вашей любви по причине времени поста: чтобы нам сохранить его несмешанным ни с каким злом; потому что оный евангельский фарисей, хотя и постился дважды в неделю в течение всего года (т.е. более ста дней в году, по толкованию Св. Григория Паламы ), однако не получил никакой пользы от поста, потому что он имел его смешанным с гордостью и осуждением ближнего».

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Pogod...

Итак, пусть эти слова заставят замолчать тех, которые не живут с армянами (других – тетрадитов и ниневитян – теперь уже нет) и не происходят из армянского рода, но бесстыдно нарушают пост в известные среды и пятницы! Пусть они поймут, что делают это не для противостояния армянам, но скорее для угождения чреву. В то же время и те, которые живут с армянами или происходят из их рода, могут, чтобы избежать подозрения в ереси, не соблюдать пост в один из непостных дней Святок, т. е. вторник или четверг, и таким образом ниспровергнуть заблуждение постящихся всю неделю. Монахам уставы предписывают поститься помимо среды и пятницы каждый понедельник в течение всего года. Но и мирянин, который хочет поститься в понедельник, достоин похвалы у Бога и получит подобающую ему мзду. Ибо увеличение добра всегда влечет за собой большее благодеяние. Мы сами знаем и собственными глазами видели в миру множество мужей, а особенно жен, которые постятся по понедельникам точно так же, как в среду и пятницу. Правильно и в высшей степени справедливо предлагаемое многими рассуждение о посте в понедельник, а заключается оно в следующем. Господь сказал, что если праведность наша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то мы не можем войти в Царство Небесное. Поскольку же фарисеи постились два дня в неделю, по словам евангельского фарисея пощусь два раза в неделю ( Лк. 18:12 ) постольку мы, христиане, должны поститься три дня в неделю: в понедельник, среду и пятницу, а не только в среду и пятницу, чтобы праведность наша превзошла праведность фарисеев. О том, что фарисеи постились в среду и пятницу, ясно говорит божественный Златоуст в «Слове на мытаря и фарисея» (т. 7, с. 465) (PG 62,727). Св. Мелетий Исповедник говорит, что нужно поститься в понедельник для того, чтобы неделя начиналась с поста (ступень 35). Отметь, что поскольку правило Гангр. 19 предает анафеме тех, кто не из-за немощи телесной, а по собственным соображениям и под благовидными предлогами нарушает установленные по Преданию для всех посты, постольку следует всем – и священнослужителям, и мирянам – вместе с постом Великой Четыредесятницы соблюдать еще три поста.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

На утрене «Н.» предписывается петь в субботу в течение всего года (Типикон. Ч. 1. Л. 31, 32 об., 33). Однако в приходской практике это указание соблюдается лишь в родительские субботы, во 2-ю, в 3-ю и 4-ю субботы Великого поста, когда совершается заупокойное богослужение , а также в Великую субботу. На утрене в составе воскресного всенощного бдения «Н.» предписывается петь в период от Недели Фоминой (в саму эту неделю они не поются) до отдания Крестовоздвижения (20 сент. ст. ст.), а также в 1-ю, во 2-ю, в 3, 4, 5-ю недели Великого поста, однако, если воскресенье совпадает с праздником, имеющим полиелей, «Н.» отменяются (см.: Типикон. Ч. 1. С. 30 об.- 33 об.). «Н.» следует петь без разделения на «Славы» на 5-й глас (на этот же глас поются, напр., тропарь Пасхи и пасхальные стихиры); завершаются «Н.» пением на тот же 5-й глас цикла воскресных тропарей       каждый из первых 4 тропарей к-рого предваряется припевом              (Пс 118. 12). Пение «Н.» в неделю сохраняется лишь в немногих монастырях, в то время как в приходских храмах вместо «Н.» в течение всего года поется полиелей, причем в существенно сокращенном виде (см. в ст. Полиелей ). «Н.» при заупокойном богослужении Поскольку в совр. приходской богослужебной практике «Н.» почти не употребляются за воскресным и субботним уставным богослужением, а звучат лишь за заупокойным богослужением в родительские субботы, этот псалом считается по преимуществу заупокойным, что является заблуждением. Напротив, именно воскресным характером «Н.» обусловлено их использование в заупокойных чинах: в «Н.» говорится не о смерти, а о жизни, об избавлении от смерти через следование Божественному закону - Свящ. Писанию. «Н.» являются центральным элементом богослужения родительских суббот: вселенских мясопустной и Троицкой, Димитриевской родительской субботы , 2, 3 и 4-й суббот Великого поста (т. н. малые родительские), а также рядового субботнего богослужения в случае, когда совершается служба с пением на утрене «Аллилуия» (на практике бывает крайне редко).

http://pravenc.ru/text/2565050.html

Не только для того, чтобы принести покаяние в тех промахах, которые мы допускаем и на Светлой седмице, и, может быть, не меньше, чем в другое время года. Это время не простое, здесь и искушения бывают, здесь важно духовно не расслабляться, чтобы не потерять то, что приобрели трудами Великого поста. Начинает иногда сказываться и уменьшенное молитвенное правило, и краткость богослужений, и отсутствие постных дней, обильные столы… До этого нас поддерживала аскетика Великого поста, а теперь начался своего рода экзамен: чему мы научились, можем теперь сами себя ограничивать? Ведь для этого был Великий пост – чтобы мы духовно подросли, сталидуховно свободнее. Работали Господеви со страхом – а теперь можем радоваться Ему с трепетом?.. Так что и в эти дни тоже нужно внимание к своей внутренней жизни, есть и в эти дни, в чем нам каяться. Кроме того, исповедь нужна в эти дни для того, чтобы не посягать на главное правило – а это очень важно. То есть, поскольку Православия нет без постов и покаяния, хорошо бы, сократив их в определенные дни перед Причащением до минимума, все же не отменять их совсем ни в один день года.  Наши старшие духовные наставники благословляли и на Светлой седмице перед причащением хотя бы обозначить пост: либо воздерживаться от скоромной пищи накануне вечером, либо не вкушать в день перед Причастием мяса (то есть, самая первая ступень поста). Да, разрешается не поститься на Светлой. Но апостол Павел сказал: Всё мне позволительно, но не всё полезно(1 Кор. 6, 12). Разговляться-то лучше осторожно. Так что нам можно позаботиться и о здоровье прихожан. Организм отвык от скоромной пищи за семь недель. Что-то не слышно было от врачей, чтобы кто-то умер от поста, а вот после разговления, говорят, в больницы поступают недавние постники. Ну, съели по пасхальному яичку, по кусочку кулича, пасхи – уже и разговелись, можно об этом не волноваться. Но «из принципа» есть всю неделю одно скоромное, «поскольку можно», даже и перед причащением?.. То есть, хотелось бы, чтобы народ Божий сознательно относился к церковным правилам.

http://bogoslov.ru/article/3526452

Апостол Павел продолжает: «Куда предтечею за нас вошел Иисус, сделавшись Первосвященником навек по чину Мелхиседека» (ст. 20). Восседая одесную Бога и Отца, Господь Иисус Христос является и жертвой, один раз принесенной за все человечество, жертвой столь великой, столь бесконечно ценной и ни с чем не сравнимой, что повторение ее не нужно, и одновременно ходатаем и первосвященником, который принес эту жертву и вознес ее к Богу. Поэтому, какими бы тяжкими ни были наши грехи, какими бы трудноискоренимыми ни были наши страсти, какие бы препятствия ни чинили нам диавол, мир или люди, — мы не должны терять надежду, ибо милосердие Божие безгранично. Тот, Кто соизволил быть принесенным в жертву через распятие на Кресте за грехи человеческие, конечно же, всякого из нас готов простить, лишь бы надежда наша была непоколебимой. Живя на земле, мы должны искать опору не на земле, но на небе. Земля, кажущаяся нам твердыней, на самом деле в отношении нравственном, духовном — зыбкая поверхность моря. А небо, которое мы привыкли считать чем-то эфемерным, воздушным, более зыбким, чем вода, наоборот, служит опорой. С таким внутренним расположением мы должны жить и на нем строить всю свою деятельность, тогда Господь даст нам силы для того, чтобы преодолеть это бурное житейское море и не утонуть, и в конце мы достигнем тихой мирной пристани — небесного пристанища. Аминь. 18 марта 2007 года Прочтите толкования Схиархимандрит Авраам (Рейдман) Архимандрит Ианнуарий (Ивлиев) Блаженный Феодорит Кирский Блаженный Феофилакт Болгарский Архимандрит Ианнуарий (Ивлиев) Проповедь в неделю 4-ю Великого поста Послание к Евреям, отрывок из которого мы читаем в 4-ю неделю Великого поста, — особенное писание Нового Завета. И особенность его в том, что в нем вся история верующего человечества рассматривается как некое единое целое, в котором содержательно связано прошлое с настоящим и будущим. Но связь эта не такая, какую утверждали языческие историки и философы, говоря, что нет ничего нового на земле: мол, все повторяется в циклическом ритме, все движется по кругу, как Солнце и звезды, как прилив и отлив, как день и ночь, как лето и зима. Библейский взгляд на историю совсем иной. Бог сотворил этот мир и человека в нем не для бессмысленного верчения, но для движения к определенной цели. И цель эта — в Самом Боге Творце. Как писал в Послании к Римлянам апостол Павел, «все из Него, Им и к Нему» ( Рим 11:36 ). Человек в своем греховном состоянии чаще всего такой цели не видит. Напротив, он видит вокруг себя тлен и смерть, которая лишает смысла какое бы то ни было существование. Оттого и мысль о вечном повторении и бессмысленном движении по кругу. Само слово «грех» в греческом языке (а книги Нового Завета написаны по-гречески) означает «движение мимо цели, сбой». Действительно, получается так, как сказано у Пушкина:

http://bible.predanie.ru/nedelya-4-aya-v...

В самое краткое время поста и молитвы кто из нас не испытал от сего величайшую пользу, душевную и телесную? Кто не усмотрел, что он от поста стал легок, бодр, крепок телом, что он не боится уже ни жары, ни холода, ни слабости, ни болезни. Человек, воздержный в пище и питии далеко, бывает крепче и здоровее телом, нежели тот, кто предается объедению и пьянству. Он может поднимать большие тяжести, проходить далекие пути без утомления, бывает всегда живым, бодрым, проворным и неутомимым. Кроме сего, он менее боится болезни, нежели невоздержный в пище и питии. Кто часто болеет, тучный и ядущий много. Кто скоропостижно умирает – человек невоздержный в пище и питии. Пища служит источником всяких болезней, а тот, кто свободно, или по неволе, или по бедности мало вкушает пищи, тот редко бывает болен. Что сказать о пользе душевной от поста. Разум светлый, дух покоен, совесть мирна, гнев обуздывается, празднословие уменьшается, вера в Бога крепнет, любовь воспламеняется. Что ж, если человек не только тело, но и душу очистит от всех грехов? Тогда жизнь для него покажется приятнейшей. Ах! как жаль, что некоторые говеют с мыслью, чтоб опять грешить! Ибо некоторые думают: «отговеюсь очищу старые грехи, а там на душу стану набирать новые». Нет, если ты думаешь опять грешить, то и старые грехи опять возвратятся к тебе, да еще с прибытком. Каким? Как? Когда болезнь тела возвращается, не бывает ли сильнее и опаснее для тебя в другой раз? Не труднее ли лечить кость, вновь на том же месте переломленную? Не усиливается ли привычка бесстыдно жить и распутствовать, если ты продолжаешь пить, развратничать? Не увеличивается ли гнев Божий от того, если ты опять начинаешь грешить? Пусть ты в прошлом году не болел и не умер, однако в настоящем году ты можешь заболеть и умереть. А кому из нас этого хочется? Никому! Кто из нас захочет, чтоб Бог за грехи наши, за грех отца и матери лишил жизни сына, дочери, жены, богатства. Кто из нас не боится смерти, суда Божия, геенны. Однако соблазнами своими диавол доводит нас иногда до того, что мы не боимся ни того, ни другого: ослепляет нас до того, что хотя бы нам пришлось и во ад снизойти, а мы все-таки простираем руку ко греху, бросаемся в огонь, ибо диавол, вечно противящийся Богу, и нас тянет к этому. «Бог милосерд, Бог простит, не накажет», – говоришь ты. Боже! как мы слепы! как упорны мы против Тебя и против святых Твоих заповедей, тогда как мы ежедневно почти видим примеры, что грешники, противящиеся Богу, скоропостижно умирают. Покаемся же, христиане, истинно и совершенно: Бог знает, доживем ли мы до будущего года. Мы все тяжкие грешники, мы можем лицемерить, скрывать свои грехи от людей, но от Бога никогда не укроем их.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bandak...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Во время елеосвящения она сидела в гостиной, прислонясь к подушке; сама держала свечу и усердно молилась, даже со слезами, при чтении священниками (двумя) умилительных молитв. С тех пор не выходила более из своей спальни, где и приобщалась то через неделю, то через две, смотря по состоянию здоровья, а с великого поста до самой кончины два раза в неделю: в среду и в субботу, и всякой раз после исповеди, с благоговейным приготовлением, со слезами. Никакой другой пищи во время поста не принимала, даже кусочка просфоры (антидора) не могла проглотить, и только глотком воды промачивала ссыхающееся горло и язык, от внутреннего жара, но рвота желчью продолжалась у ней (по 28 марта). Едва могла до некоторого времени вставать с постели, опираясь на других, и при всех страданиях не позволяла себе и малейшего стона; если забудется и простонет, то, придя в себя, говорила: «мне ли окаянной грешнице охать? Я должна благодарить Господа, тяжкою болезнью заглаждающаго мои грехи». В особенности она радовалась, что язык ее сильно болел, и когда окружающие сострадали этому, она говорила: «не жалейте. По делом мне! Я в горячности расточала безразсудно слова и нередко вас порицала: вот Господь и очищает мой язык временною болезнию, чтоб не быть ему наказанному там, в геенне». На четвертой неделе поста заметив, что келейная ее послушница, Людмила, плачет, спросила, о чем плачет. Та отвечала, что слезы у ней текут невольно от умиления, порождаемого видом страданий матушкиных и того благодушия, с каким она, больная, переносит их, конечно укрепляемая благодарю Божиею. Матушка, подумав немного, сказала: «я согласна с тобой, что благодать укрепляет меня грешную. Благодарю Господа моего», и тотчас же заставила эту келейную сестру читать ей вслух, как можно внятнее и реже, псалом 102: Благослови душе моя Господа, и вся внутренняя моя имя святое Его и проч., за нею и сама повторяла трогательные псаломские слова. 17 марта 1873 года минуло ровно 25 лет с ее вступления в игуменскую должность. В ночь на это число, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voino...

Разделы портала «Азбука веры» ( 39  голосов:  4.3 из  5) Фрагмент От автора Дорогой читатель! В твоих руках дневник Великого поста 2016 года и другие мои записи разных лет. В свое время, когда я писал эти тексты, совсем не думал, что все это сложится в нечто цельное и когда-то будет востребовано. Но шло время, и отдельные, часто разрозненные по смыслу, небольшие тексты начали превращаться в книжку, которая своим названием придает им общий единый смысл. Все началось со звонка редактора одного уважаемого мной православного издания: «Батюшка, через месяц начнется Великий пост. У нас в редакции родилась такая идея. Что, если самый обычный сельский священник возьмется специально для электронного сайта нашего издания описать каждый свой постовой день. Пусть это будет хотя бы несколько слов, две-три строчки, а прочитает их человек и получит пищу для мыслей на целый день». Честно сказать, выслушав такое предложение, я засомневался: а будет ли мне что сказать большому количеству читателей сайта такого уважаемого журнала, да еще каждый день в течение всего Великого поста? Правда, через несколько дней мне перезвонили, и все тот же человек, извинившись, сообщил, что в редакции решили отказаться от этой идеи. Они отказались, а у меня уже появилось желание вспомнить и посмотреть свои прежние записи. Порой всего за несколькими неразборчивыми фразами, сделанными впопыхах карандашом, скрывается история целой человеческой жизни, чьей-то радости или чьих-то страданий. Запишешь и надеешься, что через неделю вернешься к этой истории и обязательно напишешь связный рассказ, чтобы в процессе работы над ним подумать об этой встретившейся тебе судьбе. Порадоваться за человека или пожалеть его, может, даже поплакать о нем и всегда помолиться. Хорошо, что в редакции отказались. Не получается у меня писать по заказу. Я уже пробовал. Душа не отзовется, и ничего из такой затеи не выйдет. Начался Великий пост 2016 года, и как-то само собой стали вспоминаться какие-то события и складываться в последовательные сюжеты. Не связанный никакими обязательствами, я думал только об одном: ничего не забыть из того, о чем хотелось бы рассказать.

http://azbyka.ru/fiction/dnevnik-velikog...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010