Новейшие исследования склоняются к мнению, что не без литературного влияния Киприана возникли и известные произведения Куликовского цикла: «Задонщина», пространная редакция летописной «Повести о Куликовской битве», «Повесть о нашествии Тохтамыша», «Слово о жизни и смерти великого князя Дмитрия Ивановича, русского царя» и оригинальная работа «Список русских городов, далеких и близких». Предполагается также участие митрополита Киприана в создании и редактировании Московского летописного свода 1408 года, известного под названием «Троицкая летопись». В последующие века церковно-историческое предание приписало авторству Киприана такие произведения, как «Кормчая», «Степенная книга» и др., что опровергается современной исторической наукой. Однако сам факт существования таких преданий говорит о том, что в исторической памяти личность митрополита Киприана запечатлелась как некий легендарно-идеальный образ высокоученого иерарха, имеющего абсолютный авторитет. Подобное произошло ранее со святителем Иоанном Златоустом, которому принято было приписывать авторство многих безымянных поучений. Но мы достоверно знаем, что именно митрополит Киприан утвердил на Руси почитание святого Григория Паламы в неделю 2-ю Великого поста, а также анафематствование еретиков в неделю Торжества православия. В современной филологической науке эпоху Киприана на Руси принято называть временем «второго южнославянского влияния». Как раз в те годы Балканские страны на многие столетия погружались во тьму турецкого владычества. 19 июля 1389 года произошла трагическая битва на Косовом поле. В 1393 году под ударами турок пала столица Болгарии Тырново. В результате началась эмиграция культурных сил с Балкан на Русь. Второй «золотой век» болгарской литературы продлил свое существование уже на Руси. Безусловно, присутствие болгарина Киприана на первосвятительской кафедре способствовало этому культурному явлению. Возникновение нового направления наблюдается в это время на Руси не только в области литературы, но и в изобразительном искусстве. Вряд ли его можно связывать с балканским влиянием. Скорее, это был результат вселенского духовного подъема перед гибелью Восточной Римской империи, но в условиях возрождающейся Руси.

http://pravoslavie.ru/2559.html

—328— особенности, а именно: а) консисторские члены, сообразно своим священнослужительским обязанностям, собираются в присутствие только в первые пять дней недели, а в субботы лишь по особенной надобности; б) они вовсе не присутствуют в первую и последнюю неделю и каждую пятницу великого поста, потом от 24 до 29-го декабря и от 4 до 9 января включительно; по средам великого поста собрание бывает только после обедни. Но время занятий консисторской канцелярии определяется общими узаконениями и требованиями самых дел (ст. 288–293). Деятельность консистории, как присутственного места, простирается на все дела епархиального управления и суда. Она составляет по этим делам предварительные решения и представляет свои протоколы на утверждение епархиального архиерея, который сам присутствовать в консистории не обязан. В случае несогласия архиерея с мнением консистории, члены, просмотрев снова все обстоятельства дела, могут остаться при своем мнении, но это мнение само по себе не изменяет архиерейской резолюции, которая и приводится в исполнение (Уст. Дух. Кон.329:330) 1565 . С 1823 г. при всех епархиях существуют особые благотворительные учреждения, называемые Попечительствами о бедных духовного звания. Цель этих учреждений, как видно из самого названия, состоит в оказании вспомоществований священно- и церковнослужителям, оставляющим должность за старостью или по болезни (Полож. § 1), а также —329— вдовам и сиротам духовного звания. Попечительство составляют от 3 до 6 попечителей, избираемых из белого духовенства, в числе которых один должен быть из членов Консистории (§§ 10 и 11). Кроме действительных членов попечительства, оно имеет еще от 1 до 3 сотрудников в каждом уезде, избираемых из городского и сельского духовенства (§ 14). Предметы занятий Попечительства состоят – а) в заведывании суммами, поступающими в пользу бедных духовного звания из источников, указанных в Положении, именно: от сбора по книге благотворительных приношений, от кружечного сбора в церквах, от доходов кладбищенских и из штрафных денег, взыскиваемых по духовному ведомству; б) в собирании и поверке сведений о требующих пособия и в) в выдаче пособия тем, которые имеют действительную в нем нужду. Эти выдачи производятся не иначе, как по журналам попечительства, с утверждения епархиального архиерея (§ 40). По окончании года Попечительство составляет подробный отчет о всех доходах и расходах, который вместе с приходо-расходною книгой представляется епархиальному архиерею и, по его поручению, ревизуется особым временным комитетом; затем препровождается в Св. Синод и публикуется в известность между благотворителями (§ 57).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Вот эта служба особая совершенно, и она удивительно тихая, внутренне интимная, сближающая нас с Тайнами Божиими, с Тайнами Божьего устроения мира. Это вечерня по форме совершения. Она достаточно продолжительна. Но Великим постом важно участвовать в особых службах: Литургии Преждеосвященных Даров, в великопостных Утренях, в чтении великопостных Часов. Я который год призываю: если есть возможность, первую и Страстную неделю Великого поста проводить в храме. И очень взываю к вашему чувству, не берите отпуск на это время, не ходите в гости и на увеселения в это время, не ездите на море, остальной год будет для всего этого. Надо постараться это время провести таким образом, чтобы ваша принадлежность к церкви была выражена не только тем, что вы носите крестик и что вы себя считаете православными. Нужно посвятить это время - десятину года -  Богу! Отдайте это время Богу! Господь не будет ее требовать, Он ее вам вернет, но вернет многократно, большим духовным разумом, большими внутренними силами, победами над собой. Вот к этому я бы хотел многих призвать. Некоторые устраивают многодневные паломничества, в том числе за рубеж, не знаю, стоит ли это делать именно Великим постом. Можно съездить на короткое время, но не должно быть это превращено в отдых и вояж, который прикрывается какими-то духовными соображениями. Лучше в этом смысле всякие начинания переносить на время после Великого поста, а вместо этого дома (в доме Божием) посидеть, что называется. Священникам приходится много сталкиваться и с душевными, и с физическими недугами, хочу вам сказать, друзья, у каждого из нас в доме или в нашем окружении есть какая-то печаль, и чаще всего священники сталкиваются именно с этим. Не стесняйтесь друг с другом делиться радостью, с храмом делиться радостями и праздниками, хорошими событиями в вашей жизни, потому что и это знаки Божьего присутствия в нашей жизни, это даже в первую очередь. Делитесь счастьем и не смущайтесь улыбаться! Радуйтесь! И это есть слово апостольское. Мы будем сейчас завершать наше общение. Помолимся. С вами был протоиерей Александр Абрамов, всего вам доброго. Храни Христос!   Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой: Другие способы платежа:       Версия для печати Добавить комментарий

http://radonezh.ru/text/pochemu-bezumnog...

Одним из самых заметных и радостных событий этого года в епархиальной жизни стало крещение группы оглашенных в Великую Субботу. Это крещение было попыткой воспроизвести древнюю практику, когда научение оглашенных основам веры происходило в течение Великого поста, а Крещение совершалось на особой крещальной Литургии. Огласительные занятия для этой группы проводились отделом религиозного образования и катехизации. Перед началом Великого поста была набрана группа из 20 человек, желавших креститься. Состав группы был разнородным: в ней были люди разного возраста и с разным уровнем образования — от старших школьников до пенсионеров. Первоначально занятия задумывались в виде цикла лекций, но разнородность состава группы заставила искать другой подход. По рекомендации Синодального отдела религиозного образования и катехизации был использован цикл огласительных бесед, составленный священником Даниилом Сысоевым. Особенность его подхода в том, что оглашение построено как цикл живых бесед. Катехизатор старается выяснить, какого мнения по тому или иному вопросу придерживается человек. Если у него ложные представления, то катехизатор старается дать ему верное направление, чтобы оглашаемый сам с его помощью пришел к правильному пониманию вероучительных истин. К моменту крещения из двадцати человек в группе осталось семнадцать. Три человека, посетив начальные беседы, приняли решение отложить свое Крещение на некоторое время (именно отложить, а не отказаться совсем). Крещение группы было совершено на Архиерейском богослужении в Великую Субботу Страстной седмицы, когда Литургия предваряется Великой вечерней. Богослужебное последование чина оглашения было совершено предварительно, за неделю, в Вербное воскресение. Накануне Крещения была проведена исповедальная беседа. Само Крещение происходило во время чтения паремий, как это предусмотрено Уставом. Затем крещенные в белых одеждах, с горящими свечами в руках, были торжественно введены в храм, молились за литургией и причащались. Духовенство и в дальнейшем не оставляло крестившихся без внимания, интересуясь, как складывается их церковная жизнь. Большинство из них стали прихожанами того храма, где состоялось их Крещение.

http://pravoslavie.ru/44312.html

Отцы Церкви говорили, что действительно, когда человек постится, изменяется и его телесный состав и он очищается и душевно, и телесно. Очищается. Поэтому святые всегда пребывали в посте и воздержании, и это действительно приносило им душевную и телесную чистоту. Не только душевную, ведь душа и тело идут вместе. Они согрешают вместе и очищаются тоже вместе. Поэтому все добродетели и подвиги затрагивают всё человеческое бытие. Период Великого поста составляет десятую часть года. По закону Моисееву десятина всегда посвящалась Богу: десятая часть имущества, денег была посвящаема Богу. Так и мы посвящаем десятую часть года Богу. Сколько недель в Великом посте, шесть, семь? Семь вместе со Страстной седмицей. Пять дней в неделю у нас пост, в субботу и воскресенье поста нет, разрешаются вино и елей, это 5 × 7=35 + Великая суббота=36 и ночь с субботы на воскресенье, когда скорее не следовало бы поститься, но люди постятся, – вот и получается 36 с половиной. В году 365 дней? А это одна десятая. С математической точностью. Мы посвящаем это время Богу. Конечно, Бог ничем из этого не пользуется, но мы получим большую пользу от этой духовной борьбы. Вопросы по окончании беседы Митрополит Лимассольский Афанасий – Что бы вы сказали о двух людях, по-разному относящихся к посту: один стремится не нарушить ничего ни на одну тысячную долю процента, а другой более умерен и не столь строг. Кто из них постится правильно? – Если тот, кто чрезвычайно строг и педантичен, делает это не потому, что благорасположен к Богу, а потому, что верит, будто спасется этими своими делами, а также думает, что если проглотит каплю растительного масла, то отправится в ад, не понимая, что он не спасется одной каплей растительного масла, – тогда его одолел перфекционизм. Пост – это не самоцель, а средство, ведущее нас к смирению и покаянию и, соответственно, к Богу. Если человек превратил пощение в самоцель и думает, что этим своим делом спасется, и поэтому строг и хочет в точности соблюсти всё, тогда это болезненное состояние. Если же он делает это, потому что совесть у него легко уязвляется и потому что он не хочет поступать против нее и нарушать закон Божий, – тогда это здоровый человек, просто у него чувствительная совесть – совесть, которая с легкостью ранится. Он не принимает подобной широты.

http://pravoslavie.ru/68837.html

Рождественский праздник требует от нас долгого поста и серьезной духовной подготовки, чтобы мы смогли его встретить в любви и радости. Зачем перед праздниками Церкви говеть – вопрос сложный. Протодиакон Андрей Кураев рассказывает, что эта традиция сложилась по великой любви христианской к язычникам и иудеям, желающими принять Христа и постящимися перед этим. Так как по традиции, крестились раньше в Великие Праздники, то пост, соответственно, предварял их. Древние христиане стали поститься по этой теории, в знак солидарности с теми, кто желает принять Христа, присоединиться к Церкви. Факт остается фактом: мы постимся и должны находить в этом пользу для души. И тут, прямо перед кульминацией нашей радости, за неделю до Рождественского события, мир предлагает нам Новый Год, со всей праздничной индустрией подарков, телевизионными цунами и сложившейся в обществе психологией праздника. Как же поступить? Можно попытаться найти компромисс, тем более, что все располагает к тому: новогодние елки в школах наших детей, всеобщие каникулы, привычные советские традиции, и, наконец, усталость, накопившаяся у православного христианина за время говения – от добровольного, но от этого не ставшего менее обременительным, поста. Так и хочется несколько разрешить строгость и непримиримость православия, сгладить его параллельность миру и даже слегка скрестить эти непересекающиеся прямые, хотя бы в угоду здравого смысла и общественного блага для своих детей и самих себя. Для этого, следует объявить праздник Нового Года изначально ни в чем не противным вере Православной. Это мы предоставим нашим оппонентам и перейдем к пункту следующему: следует обосновать его полезность. Действительно, весь год мы трудились не покладая рук, кто-то даже без отпусков, и тут, наконец, имеем возможность справедливого отдыха: сесть в кругу семьи, выпить шампанского, вкусно поесть, услышать с экрана телевизора куранты сопровождаемые нашим, домашним запуском хлопушек и грохотом многочисленных уличных фейерверков, и встретить Новый Год!

http://pravoslavie.ru/38017.html

Обращаюсь к определению «Златой Матицы». Единственный её список (Погодинский 1024, конца XV b.) представляет обширный сборник чтений нравоучительного и повествовательного характера, расположенных на весь год, начиная с недели сыропустной 24 . Этим самым Златая Матица сближается с так называемым Златоустом. Со времён Горского мы знаем, что основание Златоуста составляют слова на дни Великого поста, что сохранилось под особым названием Златом Цепи. Впоследствии к словам на дни поста присоединились слова на Пасху, а за ними круг церковных поучений расширялся присоединением поучений на другие праздники, так что образовался сборник поучений на праздники всего года. Наши сведения о Златоустах пока этим и ограничиваются. Известно, впрочем, что Златоусты не все имеют одинаковый вполне состав, но в иных находятся иные поучения, нежели в других Златоустах, но их взаимная связь, а также их отношение к Измарагдам в точности не определены. Теперь прибавляется ещё необходимость определить отношение к Златоустам Златой Матицы. В начале Златой Матицы мы имеем, как выше сказано, наставление, подобное тем, которыми начинаются в известной редакции Измарагды, т. е. поучение о пользе книг; только это поучение является словом в неделю сыропустную. Уже одно это обстоятельство достаточно указывает, что Златая Матица в дошедшем до нас списке не представляет первоначального вида. Об этом сейчас ниже. Если для сравнения мы возьмём список Златоуста, описанный Горским и Невоструевым (Опис. слав. рук. Синод. Б. II, 3, стр. 83–114, то найдём, что в Златоусте и Златой Матице читается немало одних и тех же поучений. Из 225 слов Златой Матицы сорок слов читаются и в Златоусте. Сходные слова находятся в первой части того и другого памятника, кончая шестой неделей после недели всех святых. Дальнейшие слова уже совершенно различны в том и в другом памятнике. Начинается же сходство с недели цветной, на которой положено чтение Сна царя Иоаса и именно в сокращённой редакции, т. е. без изложения самого сна; при этом сходство простирается до того, что как там, так и тут за толкованием Сна Иоаса продолжается толкование евангельских текстов.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Istrin...

Таинственная сила ритуала могла произвести сильное впечатление на ребенка. Я не хочу углубляться в многословную мистагогию, чтобы объяснить значение этих обрядов. Я знаю, что они отмечали ритм года воспоминанием жизни Спасителя, который родился, воскрес и грядет снова. Более важно, что эти воспоминания воздействовали на тот уровень, к которому я, маленький мальчик, мог прикоснуться. Такие мысли остаются навсегда. Я все еще не могу – буквально физически – делать что-либо от полудня до трех часов дня в Страстную Пятницу, кроме созерцания и размышлений о чудовищности происшедшею события. Литургическая традиция создается повторением обычаев, в которых принимают участие в том числе и дети, которые делают те же самые вещи вместе со взрослыми во время Рождественскою поста, Рождества, Великого поста, Страстной седмицы, праздников и постов, неделю за неделей, год за годом. Это – простой опыт детства, обычный путь, по которому уже прошли миллионы людей, и который воспитал призвания моего поколения. 5 .Север: Какое значение придаете Вы Вашему призванию? Каковы Ваши идеалы, исполнившиеся желания и то, чего Вы не достигли? Мое призвание и его идеалы я уже подробоно изложил ранее. Я не хочу терять много времени для всматривания в себя, второстепенную реальность, спрашивая себя, действительно ли я мог сделать что-нибудь иное в моей жизни. Я кладу руку на плуг и не оборачиваюсь назад, за что я несказанно благодарен любящей благости Божьей и милосердной благодати. Я иду не по пути мятежной или тоскующей личности, я только работник на винограднике. То, чего я достиг, могут видеть и судить другие, и я счастлив принять вердикт равных мне. Я не знаю, что я бы мог сделать, если бы в сутках было более, чем 24 часа. Я очарован необычайно меняющейся, интересной и важной жизнью и считаю себя очень счастливым человеком, любящим жизнь. Я не претендую на международную известность и признание в церковных и академических кругах, я получаю источник глубокого удовлетворена на естественном уровне; суждения людей для меня менее интересны, чем вердикт Бога, и я ожидаю Его суда с упованием, что его милосердие, на которое я надеюсь, позволит некоторым из моих тягот во имя Его царства уравновесить мою греховность и несовершенство.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/stat...

Грехи тоже, что телесные раны, но далеко вреднее, ядовитее, пагубнее. Не долечи рану на теле – она опять возобновится. Есть раны внутренние, есть болезни, которые в крови скрываются. Так и грехи – есть сокровенные грехи или давние, или такие, говорим, которые в природу человеку обратились, – так, что грешник ни за что в мipe не хочет от них отстать, – все думает: «а я еще поживу, еще не раз буду говеть, отстану от греха, когда в последний раз отговеюсь». Так думает каждый, кто умирает скоропостижно потому, что с каждым грехом собирает гнев Божий на главу свою и наберет грехов на себя столько, что уже не может понести,  делается недостойным пощады и помилования, недостойным милосердия Божия – и смерть накрывает его неожиданно. Он видит и примеры на других; но сам не отстает от любимого греха, не переменяется, привык лежать в блате, и ложные друзья и демоны усыпляют его в грехе. Покайся заблаговременно, а то погибнешь;  решись перемениться и вступи на путь покаяния: кайся, плачь, исповедай Богу грехи свои. Боже! помоги нам всем истинно покаяться. Аминь. 40. Во 2-ю неделю великого поста Внемли себе. (Тим. 4:16). Очистившись всецело от грехов, будь внимателен к самому себе, берегись самого себя, не давай себе поблажки; не будь снисходителен к своей природной слабости, берегись искушений, избегай воззрений на женщину и охраняй слух от развратных речей.  Если бы святой пост нам назначен был для того только, дабы мы в сии только дни исполняли Божии заповеди; а весь год грешили бы против оных; то не стоило бы и поститься, этим мы только оскорбляли бы Бога. Если бы пост только на время поста очищал наши грехи; то мы, оставаясь грешниками, оскверненными грехами в протечении года, видели бы себя чистыми только в текущие сорок дней; а это было бы бесполезно для нас. Святой пост доставляет нечто гораздо более тому, кто внимает самому себе, кто углубляется в свою душу, кто истинно и совершенно старается наблюдать за силами души своей: за своим разумом, за своим сердцем, за своею совестью; пост требует истинного, полного и совершенного покаяния.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bandak...

Другие обычаи, которые служили поводом к учреждению Литургии Преждеосвященных, с IV века начинают уже терять свою силу, и мало-помалу исчезают. Показано выше, что общенародные приношения при совершении Литургии и вечери любви, непосредственно за нею следующие, как не совместные с наблюдением строгого поста, между прочим служили поводом к учреждению в Четыредесятницу Литургии Преждеосвященных. Посему происхождения великопостной Литургии должно искать в то время, в которое удерживали силу древние обычаи общих приношений и вечерей. Вечери же любви имели силу общего обычая в III веке, а в UV-м они становятся реже. Последним свидетельством об употреблении вечерей любви представляется правило Собора Гангрского, коим отлучаются те, которые «отвращаются верующих, по усердию веры устрояющих трапезы любви и во славу Божию собирающих братий» 42 . Но уже на Соборе Лаодикийском воспрещено было «в храмах Господних совершати так именуемые трапезы любви и в доме Божием ясти и возлежание творити» 43 . С этого времени встречаем постановления и других Соборов, которыми воспрещаются вечери любви 44 . Св. Златоуст говорит о вечерях любви уже как о таком учреждении, которое в его время вышло из употребления. Итак, если первоначальные обычаи при Евхаристии, не свойственные дням поста, уже в IV веке теряют свою силу, то происхождение особенного вида Литургии, которым устранялось обычное совершение Евхаристии, принадлежит более отдаленной древности. Равным образом учреждение Литургии Преждеосвященных для причащения в другие дни, кроме субботы и недели, указывает на те времена, когда частое причащение оставалось еще всеобщим, так что недовольно было дать посту двукратное совершение в седмицу полной Литургии – в субботу и неделю. В продолжение трех первых веков общее причащение Тайнам Христовым было употребительным при каждом освящении Евхаристии. Но уже во времена св. Златоуста заметно ослабление древнего усердия: из обличений Вселенского Учителя мы узнаем, что обычное причащение Христовым Тайнам уже престало быть столько частым, и по большей части ограничивалось особенными временами года.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Smirn...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010