Не разумею и Божественного гласа: «научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем, и обрящете покой душам вашим». Не помышляю я о том, что и святые люди называли себя – кто землею и пеплом, кто червем, а не человеком... Не из глины ли создан я, из которой делаются и кирпичи? Не завянет ли, как цвет полевой, вся мнимая слава моя?» 107. Что такое Святая Четыредесятница? В Законе написано, что Бог повелел сынам Израилевым каждый год давать десятину из всего, что они приобретали, и, делая так, они имели благословение во всех делах своих. Зная сие, святые апостолы установили и предали на помощь нам, и как благодеяние душам нашим, еще нечто большее и высочайшее, – чтобы мы отделяли десятину от самых дней жизни нашей и освящали ее Богу: дабы и мы таким образом получили благословение на все дела наши, и ежегодно очищали грехи, сделанные нами в течение целого года. Рассудив так, они освятили нам из трехсот шестидесяти пяти дней года сии семь недель Святой Четыредесятницы. Таким образом отделили они сии семь недель; но со временем отцы заблагорассудили прибавить к ним и еще одну неделю (сырную): во-первых, для того, чтобы желающие вступить в подвиг поста в течении сей недели приучались и как бы приуготовлялись к оному; во-вторых, для того, чтобы почтить число дней поста Четыредесятницы, которую постился Господь наш Иисус Христос . Ибо, отняв от осьми недель субботы и воскресенья, получаем сорок дней; а пост святой субботы почитается особенным, потому что она есть священнейшая и единственная постная из всех суббот года. А семь недель без суббот и воскресных дней составляют тридцать пять дней; потом, приложив пост святой Великой Субботы и половину Светлой и светоносной ночи, получаем тридцать шесть дней с половиною, что и составит во всей точности десятую часть трехсот шестидесяти пяти дней года. Ибо десятая доля трехсот есть тридцать, десятая доля шестидесяти есть шесть, а десятую долю пяти составляет половина Светлой ночи. Вот, как мы сказали, тридцать шесть с половиною; вот, так сказать, десятина всего лета, которую, как я сказал, освятили нам святые апостолы, для покаяния и очищения грехов всего года.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

Что же надлежит делать? Надлежит себя врачевать, врачевать скорбением, сетованием, удалением от того, чем довели себя до душевного расстройства, до беспорядка жизни и дел. И не иным можем врачевать себя способом от обладающих нами порочных склонностей и привычек, как тем, чтобы изгонять из себя противное противным, изгонять Богомыслием буйные помыслы, вниманием к себе – рассеянность, воздержанием – изнеженность, обузданием чувств – расслабление, очищением сердца – растление его. И настоящее время св. Четыредесятницы есть самое благоприятное время для духовных подвигов, для ратования против плоти, для борьбы с соблазнами мира, для брани с миродержителем тьмы века и духами злобы поднебесными. Св. Четыредесятница есть священнейший для христианина подвиг, который он совершает по примеру Спасителя своего, 40 дней и 40 нощей постившегося в уединенной пустыне; есть, как называют ее св. отцы, одесятствование года, по которому мы в подвигах воздержания и молитвы приносим Господу десятую часть года, подобно тому, как сыны Израилевы, во исполнение заповеди древнего закона, приносили Господу Богу в дар десятую часть от всего, елико притяжали. И не воспламенится ли дух наш священным рвением к духовным подвигам, когда при свете слова Божия помыслим, коль легко и благонадежно ратовать под вожденачальством Иисуса против невидимых врагов и щитом веры угашать все разженные стрелы их? Как утешительно, шествуя за Подвигоположником нашим путем очищения, достигать в меру Божественного уподобления Ему! Какое блаженство при небесном споборстве путем побед достигать внутреннего мира, чистоты совести, единения со Христом, братолюбного общения даже с ненавидящими нас! Подлинно, при благоговейном помышлении о благодатной сладости и спасительности духовных подвигов, дух наш горит желанием вкупе подвизаться со Спасителем нашим и вступить в очистительный подвиг против страстей, воюющих на душу нашу. Но дух бодр, а плоть немощна. Когда приступим к самым подвигам: то плоть наша, внешний наш человек скорбит и тяготится, ослабевает и малодушествует.

http://azbyka.ru/otechnik/Evlampij_Pyatn...

Приходя же к последнему смертному подвигу ничего столько не желали, как чтоб выйти из сего света в сим святым напутствием. Не только для спасения свего. Но паче, чтоб оставить по себе несумнительное свидетельство, что они и жили нераздельны с церковью, и умерли в неразлучном с нею соединении. Приметьте вы все сие, мои любезные слушатели, и углубите в мысли и сердце своем. Вы тояже церкве члены, вы древних христиан наследники, а потому по их стопам идти одолжаетесь, слышав вы похвалы древних христиан, поревнуйте, дабы и ваша вера того же удостоилась. Усладите уста мои тем, чтоб я в следующую неделю не слезами растворил беседу мою, но возвещением достойного благочестию вашему похваления. Аминь. Говорено 1783 года, апреля 2 дня, в Чудове монастыре. Слово в неделю Ваий. О причащении Говорили мы в прошедшую неделю о тайне святого причащения, для каких причин она уставлена, и с каким уважением и благоговением древние христиане оную совершали и принимали. Кажется уже из того самого довольно видеть могли, какое обязательство на нас лежит, чтоб не отступать нам от славных следов оных христиан. И что мы не можем ни изъявить благодарности своей Богу за великие его благодеяния, ни засвидетельствовать взаимного между собою и со всею церковью соединения. Как токмо сим торжественным священного причащения приятием. Вопросишь ты, какое есть тайны сея действие? Отвечаю: являешь ты себя благодарным пред Богом: доказываешь себя быть в неразлучном с церковью соединении. Какой, паки вопросишь, тайны сея есть плод? Отвечаю: кто памятует благодеяния, тот больших благодеяний удостаивается: и кто пребывает в едином союзе с телом церкви Христовы, тот участник бывает и того самого животворящего Духа, коим одушевленно есть священное тело сие: то есть, отпущения грехов, спокойствия совести, радости душевные и надежды к блаженному бессмертию. Ежели все сие Христиане таким образом понимают, и всем тому без сомнения веруют, то можно ли бы подумать, чтоб некоторые именующиеся Христианами совсем тем о святом причащении нерадели, и от сего спасительного и августейшего пира удалялись.

http://azbyka.ru/otechnik/Platon_Levshin...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Поэтому ничего нет неестественного в том, что владыка Антоний чувствовал свое одиночество и скучал по Казани и оставленным там своим друзьям и приятелям лишь в первые годы своей жизни в Петербурге. Мало-помалу и одиночество, и скука покинули его и здесь. Академические профессора и разнообразные дела, а также новые знакомства в петербургском высшем обществе и наблюдение за преподаванием Закона Божия в светских учебных заведениях – поглощали все его время и отвлекали его от черных дум, тоски и одиночества. Не скоро, но весьма наглядно мне, пришлось и на деле убедиться, как далеко владыка Антоний ушел в обучении себя петербургскому «этикету». В бытность владыки уже Архиепископом Финляндским (1892–1898), когда он проживал на Синодальном Митрофаниевском подворье на углу Звенигородской и Кабинетской улиц, мне пришлось с ученою целью побывать в С.-Петербурге. Приехал я сюда на святки и оставался до второй недели Великого поста. В неделю блудного я решился навестить владыку Антония и посмотреть его в святительском служении. Прибыв на Митрофаниевское подворье с запозданием, я, за множеством богомольцев, не мог пробраться в самый храм и принужден был стоять всю литургию до конца в дверях храма. После возгласа дьякона: «Со страхом Божиим», владыка прочел молитву: «Верую, Господи, и исповедую», чем ясно дал понять, что перед ним стоял взрослый причастник, готовый приступить к «чаше жизни». Привыкший, по Киевской практике, видеть причастников-паломников почти за каждою литургией в течение целого года, я не без удивления присутствовал при причащении благочестивых взрослых богомольцев всего только за две недели до Великого поста. За дальностью своего положения от алтаря я не видал, кто был причастником в это необычное время церковного года. По окончании литургии, я, по улице, через парадный вход со стороны Кабинетской ул., поднялся в покои владыки и вошел в приемный зал. Владыка еще благословлял молящихся в храме. Через несколько минут владыка вошел в зал через дверь, соединяющую зал с храмом, и приветливо поздоровался со мною. За владыкою вошла какая-то дама – очевидно, бывшая причастница настоящего дня. Владыка, познакомив наскоро нас, удалился во внутренние комнаты, чтобы переодеться. Так как у нас оказались общие знакомые по Киеву и Ривьере, то у меня с новою незнакомкой завязался непринужденный разговор, прерванный лишь с возвращением владыки. Был предложен обоим нам чай, а затем владыка пригласил нас откушать с ним хлеба-соли. Меню владыки было следующее: уха из мелкой рыбы, отварной сиг с картофелем и манная кашка. После обеда я постарался тотчас же откланяться владыке, получив при этом приглашение побывать у него как-нибудь вечерком, часов в 5, к чаю. Через два часа поев, владычней трапезы, я с аппетитом ел в ресторане свой обычный обед...

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Вот так ребенок усваивает начертания славянских букв, написание целых слов. Нечаянно, без особенных усилий учится распознавать слова под титлами, начинает воспринимать церковнославянскую орфографию. Здесь, конечно, не так много слов, использованы не все буквы славянской азбуки, очень мало слов под титлами. Но главное – положено начало. Так преодолевается страх перед чтением на церковнославянском языке. И, может быть, ребенку будет уже не страшно, а даже интересно в дальнейшем читать молитвы, написанные по-славянски. Почему нет учебных стикеров для Страстной седмицы Как я обещала в названии статьи – знакомство с церковнославянским охватывает всего шесть седмиц Великого поста. Такое выделение напоминает – седьмая седмица не считается великопостной. Отсутствием стикеров для Страстной седмицы мы выделяем эту неделю как особенную: шесть недель постились, заодно учились – а теперь пора сосредоточится на самых важных днях года, на переживании событий Страстной седмицы, на подготовке к главному празднику нашей жизни. Есть время заниматься, в том числе церковнославянским, а есть время для прекращения занятий. Всему свое время. Это всего лишь набор для творчества, визуализация великопостного пути. Но наклеивать наклейки – конечно же, не значит поститься И здесь я бы хотела напомнить и себе, и родителям, которые делают сами или покупают наш календарь : это всего лишь набор для творчества, визуализация великопостного пути. Но наклеивать наклейки – конечно же, не значит поститься. Увидеть путь – не значит идти по нему. Со стикерами или без них, с самодельным календарем, готовым покупным или вообще без календаря – главное все же пытаться приобщать своих детей… даже не к посту, а к трудной и смелой добродетели воздержания . Приобщать их к церковной жизни, которая своим удивительно продуманным устройством может привести и нас, и наших детей к настоящему, а не нарисованному небу. А нарисованное небо с нарисованной великопостной скалой может всего лишь напоминать нам об этих задачах, об этом – настоящем – пути. И я надеюсь – напомнит.

http://pravoslavie.ru/144434.html

— Прошение о пострижении в монашество мною было подано Ректору Московской духовной академии и семинарии владыке Евгению, архиепископу Верейскому, в начале Великого поста 1997 года. Владыка Ректор принял мое прошение и спросил о том, хорошо ли я все взвесил и твердо ли обдумал свое решение. Я дал ему положительный ответ. Ровно через год, в конце Великого поста 1998 года, владыка Евгений совершил монашеский постриг — мой  и еще пятерых студентов духовных школ. Через неделю состоялась моя хиротония во иеродиакона, а через три месяца с небольшим владыка Евгений рукоположил меня во иерея. Каких-то внешних трудностей я не увидел. Родители положительно отнеслись к сделанному выбору жизненного пути и всячески затем поддерживали такое намерение. Особенно радовалась и горячо молилась обо мне мама. — Расскажите о периоде Вашей жизни, связанном с МДА. О ком из людей, встреченных Вами тогда, Вы с любовью вспоминаете теперь? — Благодарю Владыку Ректора Московских духовных школ, Высокопреосвященного Евгения, архиепископа Верейского, совершившего мой иноческий постриг, который и положил начало монашеской жизни. С любовью вспоминаю архимандрита Илариона (Форкавец), своего духовника в период преподавательской деятельности в семинарии, а также коллег-педагогов в лице Константина Ефимовича Скурата, Ивана Александровича Глухова, Алексея Ильича Осипова. — С 2001 по 2002 год Вы были насельником Троице-Сергиевой Лавры. Какие радости и какие трудности были тогда в Вашей жизни? — Я особенно благодарен Преосвященному Феогносту, архиепископу Сергиево-Посадскому, наместнику Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, содействовавшему моему восхождению и духовно-нравственному становлению. Всем своим существом я благодарен Богу за то, что Господь судил мне быть в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре, которая вскормила, воспитала и сформировала меня. Неожиданным для меня было назначение на очень, на мой взгляд, сложное послушание — келаря объединенного хозяйства Лавры и Московских духовных школ. Были переживания и сомнения: справлюсь или нет, было даже по-человечески боязно.

http://pravmir.ru/mitropolit-kemerovskij...

Подобно тому как 48 глава называется «месяцесловом» от указаний на службы Месячной Минеи, 49 и 50 главы называются «триодион», оттого что в последованиях сих глав указывается на пение Триоди Постной и Цветной. В 49 главе находятся последования для дней приготовительных к посту и для самого Великого поста, т.е. от недели мытаря и фарисея до Пасхи. В 50 главе, которая озаглавливается словом «Пентикостарион» (т.е. Пятидесятница), содержатся последования для дней, начинающихся днем Св. Пасхи и простирающихся до недели Всех святых включительно. А о том, какие молитвословия должны быть читаемы и петы, если в дни пения Триодей случатся неподвижные праздники (Минеи), например: 40 мучеников (9 марта), Благовещения (23 марта) – надлежит смотреть в месяцеслове Типикона под тем числом, в которое празднуется неподвижный праздник. В 51 главе говорится о соблюдении Петрова поста, который следует за Пятидесятницею. Эта глава служит заключением Триодиона. III Третья часть Типикона есть как бы дополнение к 1 и 2 частям его. Она содержит: а) указания на некоторые краткие изменяемые молитвословия, устав которых неодинаков в разные дни одной и той же седмицы, но общий для большей части седмиц в году; б) сами молитвословия, на которые в ней есть указания, именно – восьми Гласов тропари, кондаки, ипакои, светильны, прокимны, аллилуиарии. Для того чтобы узнавать, который глас должно петь в известную неделю, для сего в 54 главе показано, с какого времени года начинается каждый столп гласов. Узнав из Индиктиона и Зрячей Пасхалии (в Типиконе), в какие числа месяцев в известном году начинается каждый столп гласов, легко сосчитать, которою будет в этом столпе известная неделя и который глас должен быть пет в ней (см. выше). Столпы гласов Октоиха начинают свой ряд около одного времени (т.е. после Пятидесятницы) со столпами утренних воскресных Евангелий 16 , и как гласы Октоиха, так и утренние Евангелия следуют в непрерывном порядке одни за другими; поэтому со столпами гласов печатаются вместе и столпы евангельские. Соответственно содержанию воскресных утренних Евангелий, поются на воскресной утрени 11 ексапостилариев с Богородичными и столько же евангельских стихир; посему и они при сем (в 54 главе) излагаются.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Великий пост в этом году будет соблюдать около трети россиян 12.02.2010 Почти треть россиян будет соблюдать в той или иной степени Великий пост в этом году, остальные ограничивать себя не хотят, показал опрос. Несмотря на то, что большинство россиян по-прежнему игнорируют ограничения в еде во время Великого поста, в этом году по сравнению с 2008 годом их количество снизилось с 83% до 62%, сообщили в пятницу социологи ВЦИОМ по результатам февральского всероссийского исследования. По их данным, отказываются поститься, прежде всего, респонденты до 34 лет (67-71%) и атеисты (87%). Однако число тех, кто собрался в той или иной степени соблюдать правила поста, за два года увеличилось с 16% до 32%. Как выяснили социологи, намерение соблюдать пост только в последнюю неделю высказывают 6% россиян (два года назад - 4%), и, как правило, это пожилые (8%) и обеспеченные граждане (14%). Частично соблюдать пост в этом году планируют 22% против 9% в 2008-м. Скорректировать традиционное меню в основном готовы респонденты старше 35 лет (24-27%), со средним достатком и ниже (22-24%), православные (27%). И, наконец, полностью соблюдать пост собираются 4% (два года назад - 3%), прежде всего, пожилые россияне (6%) и православные (4%). Желание поститься чаще проявляют женщины, нежели мужчины (41% против 20%). Согласно опросу, лучше всего россияне информированы о правилах питания в Великий пост: 61% знают о том, что он налагает ограничения в еде. Реже наши сограждане оказываются осведомленными об ограничениях в поведении (не ругаться матом, не делать зла, не обманывать) - об этом знают только 23% опрошенных (главным образом православные - 27%). Значительно меньшее количество россиян указывает на то, что Великий пост предполагает воздержание от алкоголя (8%), сокращение времени на мирские занятия (6%), воздержание от секса и увеселительных мероприятий (по 4%). Великий пост у православных верующих начнется 15 февраля и завершится через семь недель Пасхой, которая в этом году отмечается 4 апреля. ИНТЕРФАКС–Религия/Седмица.Ru Редакция текста от: 12.02.2010 00:00:00

http://drevo-info.ru/news/7891.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010