Примечания: 156. Аф. Синт., II,73. 157. Аф. Синт. II,690. 158. Symeonis Thessalon. archiep., " De sacris ordinationibus " [Migne, s.g., t.155, col.363-4]; " De sancto unguento " (там же, col.249-252). Cp. в русском переводе " Писания св. отцов и учителей церкви, относящиеся к истолкованию прав. Богослужения " . СПб. 1856, m.II,91,92. Правило 56. Аще кто из причта досадит пресвитеру, или диакону: да будет отлучен от общения церковного (I Всел. 18; Трул. 7; Лаод. 20; Василия Вел. 88). Соблюдение иерархической подчиненности и воздание должной чести старшим со стороны младших требуется правилами с полной строгостью. " Порядок поддерживает небесное и земное, и если он везде должен охраняться, то тем более его должны соблюдать люди, состоящие на службе в церкви " , - говорит Зонара в толковании 31-го Ап. правила при выяснении степени подчиненности пресвитера епископу То же можно сказать и об отношении церковнослужителей (иподиаконов, чтецов, певцов и др.) к пресвитерам и диаконам, принадлежащим уже к более высоким степеням священной иерархии. Эти церковнослужители обязаны воздавать должное уважение пресвитерам и диаконам, как лицам, стоящим на высшей ступени церковного служения, и получившим свои иерархические степени в алтаре через призывание на них благодати Святаго Духа; и если церковнослужители откажут им в таком уважении и позволят себе причинить обиду пресвитеру или диакону, то подвергаются по правилу отлучению, т.е. лишаются той службы, какую они занимали в церкви. Зонара, упоминая в толковании этого правила об извержении, налагаемом 55-м Ап. правилом на членов клира за оскорбление епископа вообще, как главы тела церкви, относительно пресвитеров и диаконов говорит что они, как руки епископа, потому что через них он управляет церковью, заслуживают чести, хотя и не такой, как епископ, потому что руки не равны главе Примечания: 159. Аф. Синт., II,39-40. 160. Аф. Синт., II,73. 161. В славянской Кормчей (1,15) имеется к этому правилу примечание, в котором говорится о необходимости извергнуть клирика, если не престанет оскорблять пресвитера или диакона. В Синопсисе Аристина, послужившем основой Кормчей, нет этой прибавки. Правило 57. Аще кто из клира хромому, или глухому, или слепому, или ногами болезненному посмеется: да будет отлучен. Такожде и мирянин

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1311...

Примечательно, что какое бы понятие об истории мы не встречали в среднем платонизме, мы всегда встречаемся к лицу лицом с убеждением, что первоначальная истина страдает от своего рода мышления или " падения " , она проходит через историю. Смотри, напр., относительно Цельса у С. Андерсена, " Логос и Номос: " Полемика Цельса против христианства " , 1955, стр.146 и далее, или относительно Немезия у Дж. Х. Вашинка " Тимей " , 1962, стр.13 и далее. 83 Для грека вроде Платона, например, истина не только одна, ноона также стабильна и неизменна. Как таковая, она принадлежит миру идей, а не истории или миру чувственных реалий. К последнему относится только мнение (dTxa). 84 Смотри, например, у В. Панненберга " Введение в христологию " , 1964, стр.37. 85 Ассоциация истины с " природой " бытия (fЪsij) в христианской традиции исходит из греческой концепции истины. Сравни Т. Ф. Торрэнс " Истина и авторитет: Тезисы об истине " в Ирландском богословском ежеквартальнике, 39, 1972, стр.222. Это принципиально устанавливается через Аристотеля, метафизика которого " не разрывается между онтологией и богословием, как это часто все еще утверждается вслед за Ягером, а находит свой центр тяжести в усиологии " ; субстанция, бытие для Аристотеля есть основание для всякой онтологии: Х. Барро " Аристотель и анализ спасения " , 1972, стр.113. Таким образом, проблема высветилась и способ, каким ее преодолевали греческие Отцы, будет рассмотрен во второй части этой Главы. 86 Иустин, " Диал. " . 3, 5: То ката авта кэосавтос аэ эксон " сравн. у Платона в " Республике " 6, 4846: " ту аэ ката та авта осавтос эксонтос " . Чтение " то он " вместо " Феон " , которое предпочитают некоторые, не влияет существенным образом на то, что мы здесь пытаемся показать. 87 Там же 3, 7: " то Феон… монон но каталиптон " . Сравни это с идеей греческих Отцов о " непостижимости " божественной природы. 88 Там же, 4,1. 89 Там же, 4,2. 90 Там же, 4,3. 91 Это необходимо подчеркнуть в связи с попытками отделить Иустина от платонизма. Смотри, напр., И. Н. Хидаль, " Философия и христианство: Интерпретация руководства к диалогу " (1966). Как говорит Х. Чадвик в " Древняя христианская мысль и классическая традиция " (1966), стр.12: " Для платоника принять христианство, как сделал сам Иустин, не является революционным шагом, включая радикальный отказ от своего прежнего мировоззрения " . 92

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=121...

Рус. пер.: 765 . 1) Добротолюбие. 1 (по PG 40): a) De octo vitiosis cogitationibus ad Anatolium (=Practicus. 6–14; SC 171. 506–534): TLG 4П0/Х01: Добротолюбие. М. 3 1895. 1. 569–584 (Главы о деятельной жизни к Анатолию); б) Добротолюбие. М. 3 1895. 1. 584–590 (О деятельной жизни 100 глав); в) Добр. 1. М. 3 1895. 603–605 (Об осьми помыслах к Анатолию); 766 . 2) А. И. Сидорова ://ЕвагТвор 4 .857). 94–112 (Слово о духовном делании, или Монах) (пер. по изд. SC). Нем. пер.: 767 . Evagrius. Praktikos, oder, Der Mönch: Hundert Kapitel über das geistliche Leben/Übers, von Bunge G. Schriftenreihe des Zentrums patristischer Spiritualität. Köln 1989. 287. (Koinonia-Oriens. 32). Descoeudres G.//FZPhTh 1992. 39. 237–239. 768 . Evagrios Pontikos. Über die Acht Gedanken/Eingel. und übers. von Bunge G. Würzburg 1992. 91. Nin M. Review of Traité Pratique, ou, Le Moine by Evagrius, Ed. by Gabriel Bunge//StMon 1998. 40:2. 396. Итал. пер.: 769 . Evagrio Pontico. Trattato practico sulla vita monastics/Trad., introd. e note a cura di Dattrino L. Roma 1992. 126. (Collana di testi patristici. 100). Исследования 770 . Deun P. van. Oeuvres d’Évagre le Pontique passées inaperçues dans I’Athous Vatopedinus 57 (XIII-XIV siècle)//Byz 1990. 60. 441–444. [f. 479v – 480v сод. фрагм из «Практика», II. 6–14]. 771 . Muyldermans J. La teneur du «Practicus» d’Evagrius le Poniique//Muséon. 1929. 42. 74–89. Gnosticus (CPGS 2431 Fragmenta Graeca. TLG 4110/2) 772 . Évagre le Pontique. Le Gnostique, ou, A celui qui est devenu digne de la Science. Éd. crit. des fragments grecs. Trad. intégrale établie au moyen des versions syriaques et arméniennes. Comm. et tables/Introd., texte crit., trad. et notes par A. et C. Guillaumont. P. 1989. (SC 356). Des Places E.//Revue de philologie, de littérature et d’histoire anciennes. 1989. 63:2. 305–306; Mallet J.//RSLR 1990. 26:1. 188–190; Pasquier A.//Laval théologique et philosophique. 1992. 48:3. 473–474; Druet F. X.//Études Classiques. 1991. 59:1. 82; Gould G.//JThS 1990. 41. 687–690; Schenke H.-M.//Jahrbuch für Antike und Christentum 1990. 33. 269–270; Bartelink G.//ViC 1990. 44. 301–302; Coulie B.//Muséon. 1990. 103. 379–380; Lackner W.//JÖB 1992. 42. 357–359; Ruggieri V.//OrC 1990. 56. 238–239; Pasquier//LThPh 1992. 48. 473–474; Le Boulluec A.//REA 1991. 93. 162–163; Mallet J.//RSLR 1990. 26. 188–190; Verbraken P.//RB 1990. 100. 563.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

Служба мученицам Прокимен, глас 4 Дивен Бог во святых Своих;/Бог Израилев. Стих: В собраниях благословляйте Бога, Господа, от источников Израиля. Пс 67:36а, 27 Зачало 181, или зачало 208а. Аллилуия, глас 1 Стих: С терпением уповал я на Господа, и Он внял мне, и услышал молитву мою. Стих: И поставил на скале ноги мои, и направил стопы мои. Пс 39:2, 3б Служба преподобным женам Прокимен и Аллилуия как мученицам. Зачало 208а. Служба исповедникам Прокимен и Аллилуия как преподобномученикам. Зачало 233, или зачало 318б, или зачало 291. Служба бессребренникам Прокимен как мученикам. Зачало 153. Аллилуия, глас 2 Стих: Вот, что так прекрасно или что так приятно — как только жить братьям вместе. Стих: Как роса Аэрмонская, сходящая на горы Сионские, ибо там заповедал Господь благословение и жизнь навеки. Пс 132:1, 3 Служба за упокой Прокимен, глас 6 Души их/среди благ водворятся. Стих: К Тебе, Господи, возвысил я душу мою, Боже мой, на Тебя уповаю, — да не постыжусь вовек. Ср. Пс 24:13а, 1–2а Понедельник зачало 113. Четверг зачало 160. Вторник зачало 162. Пятница зачало 163. Среда зачало 178. Суббота зачало 270. Аллилуия глас 8 Стих: Блажен, кого избрал и приблизил Ты, Господи. Стих: И память их в род и род. Ср. Пс 64:5; 44:18а На разные случаи При совершении Таинства Крещения Прокимен, глас 3 Господь — просвещение моё и Спаситель мой:/кого убоюсь? Стих: Господь — защитник жизни моей: от кого устрашусь? Пс 26:1 Зачало 91. Стих на Аллилуия не указан. При совершении Таинства Брака Прокимен, глас 8 Возложил Ты на главы их венцы из камней драгоценных,/жизни они просили у Тебя, и Ты дал им. Стих: Ибо дашь им благословение во век века, возвеселишь их радостью пред лицом Твоим. Ср. Пс 20:4б, 5а, 7 Зачало 230б. Аллилуия, глас 5 Стих: Ты, Господи, сохранишь нас и сбережёшь нас от рода сего и вовек. Пс 11:8 При совершении Таинства Елеосвящения Первый прокимен, глас 1 Да будет, Господи, милость Твоя на нас,/как мы уповаем на Тебя. Стих: Радуйтесь, праведные, о Господе — правым прилична хвала. Пс 32:22, 1

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=757...

P. 10). Св. Иоанн Предтеча Ангел пустыни, с житием. Икона. Рубеж XVII и XVIII вв. (УИХМ) Св. Иоанн Предтеча Ангел пустыни, с житием. Икона. Рубеж XVII и XVIII вв. (УИХМ) Встреча Марии с праведными Елисаветой и Захарией. Роспись оратория св. Иоанна Предтечи в Урбино. Художники Л. и Яя. Салимбени. 1416 г. Встреча Марии с праведными Елисаветой и Захарией. Роспись оратория св. Иоанна Предтечи в Урбино. Художники Л. и Яя. Салимбени. 1416 г. И. П. также упоминается и в др. дни, хотя назначается служба иному святому - напр., 3 июня память И. П. отмечается с памятью прор. Исаии и ряда мучеников, в последовании этого дня прославляется в основном прор. Исаия (Ibid. P. 13-14); 20 окт. память И. П. соединяется с памятями св. Фалалея и ап. Марка, чтения на литургии назначаются в честь апостола (Ibid. P. 46). Согласно Типикону Великой церкви IX-XI вв., регулировавшему кафедральное богослужение в К-поле, круг праздников в честь И. П. имеет некоторые отличия от иерусалимской практики. Главными праздниками также являются дни Рождества (24 июня) и Усекновения главы Иоанна Предтечи (29 авг.). 24 июня на Пс 50 назначается тропарь 4-го гласа Ιερες καρποται δι γγλου τ θαμα (Священник получает через ангела чудо...); на литургии - прокимен из Пс 63, Апостол Рим 13. 11b - 14. 4, аллилуиарий со стихами из Лк 1 (песнь прор. Захарии), Евангелие Лк 1. 1-25, 77-78, 80, причастен Пс 32. 1 ( Mateos. Typicon. T. 1. P. 318). 29 авг. указан тропарь И. П. на Пс 50 плагального 1-го (т. е. 5-го) гласа Η το Προδρμου νδοξος ποτομ (      ), на литургии назначаются прокимен из Пс 63, Апостол Деян 13. 25-39, аллилуиарий со стихом из Пс 96, Евангелие Мк 6. 14-30, причастен Пс 32. 1 (Ibid. P. 386). В др. дни памяти И. П. совершается менее торжественное богослужение или же, как 7 янв. (Собор Иоанна Предтечи), торжественность богослужения обусловлена близостью к празднику Богоявления. 23 сент., на память Зачатия Иоанна Предтечи, повторяется служба 24 июня (Ibid. P. 42). 29 окт. отмечается память И. П. и апостолов, в этот день вспоминается освящение храма во имя св. апостолов (Ibid. P. 82). 7 янв., на Собор Иоанна Предтечи, поется праздничное последование, включающее тропарь на Пс 50 2-го гласа Πρδρομε, προφτα κα ρμου πολτα (Предтече, пророче и пустыни житель...) или иной - Μνμη δικαου μετ γκωμων (        ); на литургии назначается прокимен из Пс 63, Апостол Деян 19. 1-8, аллилуиарий со стихом из Пс 91, Евангелие Ин 1. 29-34, причастен Пс 32. 1 (Ibid. P. 188-190). 23 июля также отмечается память И. П., служба подробно не описана (Ibid. P. 348). В монашеских уставах

http://pravenc.ru/text/471450.html

Василий Великий, Против Евномия, 4, PG 29, 689С. 26 Там же, 5, PG 29, 772D. 27 Он же, Послание 234,1, PG 32, 869А. 28 Там же. 29 Кирилл Александрийский, Thesaurus de sancta consubstantiali trinitate, 8, PG 75,101D. 30 Там же, PG 75, 104A. 31 Иустин Философ (псевдэпиграф), Quaestiones Christianorum ad gentiles, 1, 3, PG 6,1432. 32 Там же, 2, 6, PG 6, 1433. 33 Там же. 34 См.: Григорий Нисский, К Авлавию о том, что не три бога, PG 45, 124D–125A. Свт. Григорий Палама вместо цитаты дает здесь вольный пересказ мысли св. Григория Нисского. 35 Там же. 36 Там же, PG 45, 128В. 37 Максим Исповедник, Главы о богословии и о домостроительстве воплощения Сына Божия, 2, 2; 2, 3, PG 90, 1125CD. 38 Т. е. отрешенное — свободное от связи с чем–либо иным, мыслимым им. 39 Там же, 3. 40 Там же, 2. 41 Там же. 42 Он же, Επιστολ τιρς ωννην Κουβικουλριον, PG 91, 485C. 43 См.: он же, Πρς Μρινον, PG 91, 200С. 44 Иоанн Дамаскин, Точное изложение православной веры, 15 (59)//De Gruyter (ed.) Die Schriften des Johannes von Damaskos, vol. 2, Berlin, 1973 (Patristische Texte und Studien, 12), 59,132–134. 45 Максим Исповедник, ξγησις τς κινσεως, 8, PG 90,121C. 46 Он же, Πρς Μρινον, PG 91, 200В. 47 Он же, Πρς Νκανδρον, PG 91, 96В. 48 Иустин Философ (псевдэпиграф), Ερωτσεις χριστιανικα προς λληνας, 3, PG 6, 1428D. 49 Там же, PG 6,1429А. 50 Император Юлиан, ς τν βασιλα λιον πρς Σαλοστιον, 20, Lacombrade, С. (editor), L " empereur Julien. Oeuvres complutes, vol. 2. 2, Paris, 1964, p. 17. 51 Максим Исповедник, О недоумениях к Иоанну, 77 (15), PG 91, 1237В. 52 Он же, Диспут с Пирром, PG 91, 341 А. 53 Он же, Πρς Μρινον, PG 91, 200А. 54 Пс. 72:8. 55 Иоанн Дамаскин, Точное изложение православной веры, 3, 17, op. Cit., 61, 16–21. 56 Имеется в виду VI Вселенский собор 681–682 г. 57 См.: Октоих, канон Троичен 2–го гласа, песнь 5. 58 Иоанн Дамаскин, Homilia in transfigurationem domini, 12, PG 96, 564B. 59 См.: Минея, Месяца августа в шестый день на утрени по полиелеи седален вторый на Слава, и ныне: « Сокровенную молнию… существа Твоего, Христе, и божественнаго благолепия на святей показал еси горе» Кол. 2:9. 60

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

 Он же. Послание 2. С. 768–770 (р. п.: С. 769–771). 576  Он же. О божественных именах, 5, 2. С. 406 (р. п.: С. 407). 577  Василий Великий, Послание 189, 8, PG 32, 696АС. 578  Григорий Богослов. Слово 39, 11. PG 36, 345С (р. п.: С. 537). 579  Так как бежать можно только куда– или откуда–либо, а не вообще; и жечь можно только что–то. 580  Григорий Богослов. Слово 30, 18. PG 36,125С–128А (р. п.: С. 440). 581  Максим Исповедник. Главы о богословии, 2, 1. PG 90, 1124D–1125A (р. п.: Кн. 1, С. 233); Главы различные, 1, 5. PG 90, 1180F (р. п.: Кн. 1, С. 257). 582  Софроний Иерусалимский. Соборное послание к Сергию. PG 87/3, 3156А. 583 Ис. 11, 2. 584  Зах. 4, 10. 585  Григорий Богослов. Слово 39, 11. PG 36, 345С (р. п.: С. 537). 586  См. Василий Великий, Послание 189 , 8, PG 32, 696АВ. На самом деле здесь не дословная цитата. См. сноску 577. 587  См.: Athanasius Alexandrinus [Sp.] Sermo in annuntiationem deiparae, 2. PG 920B. 588  Василий Великий. О Святом Духе, 9, 22. PG 32,108С, (р. п.: С. 265). 589  Он же. Послание 234, 1. PG 32, 869А (р. п.: С. 283). 590  Григорий Богослов. Слово 41, 3. PG 36, 431 С (р. п.: С. 576). 591  Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры, 1, 13. Op. cit., 13, 98 (р. п.: С. 41 (113)). 592  Григорий Богослов. Слово 38, 7. PG 36, 317С (р. п.: С. 525). 593  Василий Великий. Против Евномия, 2. PG 29, 648А (р. п.: С. 121). 594  2 Пет. 1, 4. 595  Максим Исповедник. Κεφλαια διφορα θεολογικ τ с και οικονομικ και περ αρετς και κακας, 1, 42. PG 90, 1193D (р. п.: Умозрительные и деятельные главы, выбранные из семисот глав греческого Добротолюбия, 99//Добротолюбие. M., 1900. Т. 3, (репринт: Свято–Троицкая Сергиева Лавра, 1992), С. 253. 596  Григорий Нисский. Толкование на Песнь Песней, 3. PG 44, 821ВС. 597  Максим Исповедник. Κεφλαια διφορα θεολογικ τε και οικονομικ και περ αρετς και κακας, 1, 7. PG 90, 1180С. 598  Он же. Послание 1. PG 91, 376AB. 599  Ср.: Дионисий Ареопагит. О божественных именах, 2, 4. С. 250–252 (р. п.: С. 253). 600  Ср.: Максим Исповедник. Главы богословские и домостроительные, 1, 7. PG 90, 1085B (р. п.: С. 216). 601

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

521 Ср.: Иоанн Дамаскин, Точное изложение православной веры, 1, 9, PG 94, 837В, op. cit., 9, 2—6 522 Максим Исповедник, О недоумениях к Иоанну, 57 (5, 55), PG 91, 1188А 523 Василий Великий, Против Евномия, 2, PG 29, 648А 524 См.: Евномий. Απολογητικν , 28 — PG 30, 868; Василий Великий. Против Евномия 2, 32 — PG 29, 645 слл. Ср. также: Григорий Богослов. Слово 38 на Богоявление 7; Слово 45 на Святую Пасху 3 — PG 36, 317D; 628А 525 Максим Исповедник, Главы о любви 1, 100, PG 90, 981D-984A 526 Григорий Богослов, Слово 38, 7; Слово 45, 3 — PG 36, 317С; 628А 527 Дионисий Ареопагит, О церковной иерархии, 3, 4, PC 3, 429D 528 Иоанн Синаит, Лествица, 7, PG 88, 813В 529 Григорий Богослов, Слово 38, 11; Слово 45, 3 — PG 36, 324А; 632В 530 Григорий Богослов. Слово 39, 8 — PG 36, 344А 531 Цитата полностью не идентифицируется. Слова «делает их другими солнцами» принадлежат Григорию Нисскому. См.: его In sextum Psalmum, McDonough (ed.), Gregorii Nysseni opera, vol. 5, Leiden, 1962, p. 189 532 «знаменася на нас свет лица Твоего, Господи» 533 Иоанн Дамаскин, Homilia in transfigurationem domini, 15 — PG 96, 569A 534 Василий Великий, Беседа на псалом 44:5, PG 29, 400CD 535 Иоанн Златоуст [Sp.], Eclogae I-XLVIII ex diversis homiliis, 21, PG 63, 700A 536 См.: Максим Исповедник, О недоумениях к Иоанну, 41 (5, 37), PG 91, 1160С 537 Максим Исповедник, К Марину, PG 91, 200С 538 Василий Великий. Письмо 234, 1 — Courtonne 3, 42 PG 32, 868С 539 Там же 540 Василий Великий. Письмо 189, 8 — Courtonne 2, 140 PG 32, 696А 541 Иоанн Златоуст (псевдэпиграф), Беседа на Преображение — Savile 7, 339 542 Там же 543 Он же, Беседы на Евангелие от Иоанна, 30, 2 — PG 59, 174 544 Григорий Богослов. Слово 28, 3 — Barbel 68—70 « PG 36, 29В 545 Максим Исповедник. О недоумениях к Иоанну, — PG 91, 1128А 546 Иоанн Златоуст, Беседы на 1 Послание к Коринфянам, 7, 3 — PG 61, 58 547 Там же 548 воссияло внутри Р1 549 Иоанн Дамаскин, Homilia in transfigurationem domini, 13 — PG 96, 565C 550 Иоанн Дамаскин, Homilia in transfigurationem domini, 15 — PG 96, 569A

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3129...

51) Ркп. 285 м. с. (от Т. Большакова). Слова Максима грека , на 306 лл., с 26 по 72 главу (по старинному счету). В рукописи утрачены в средине главы 39–42 и конец главы 72-й. Главы те же и следуют в том же порядке, какой указан в оглавлении ркп. А. И. Хлудова 73. См. Описание сих рукописей, стр. 150–153. В виду того, что 1) настоящая рукопись содержит те именно главы, которые по оглавлению ркп. 73 должны были находиться во второй части ея – «в другой книзе»; 2) что обе рукописи писаны одною и тою же рукою; 3) что в той и другой рукописи одно и то же число строк на странице (19), одна и та же ширина и длина столбца письма на странице, – нужно думать, что настоящая рукопись составляет продолжение ркп. А. И. Хлудова 73, есть та другая книга, о которой говорится в оглавлении ркп. 73. – Это подтверждает и имеющиеся в ркп. 285 две сигнатуры тетрадей: одна ведет счет их только в этой рукописи, другая же вместе с какой-то другой рукописью. На л. 63 об. читаем «i» (10), на л. 142 – «к» (20), на л. 223 об. – «л» (30) и на л. 300 об. – «м» (40). Этот счет тетрадей настоящей рукописи показывает, что ркп. сохранила не все листы: в 10 тетрадях должно было быть 80 листов, а не 63 листа; в 30–240, а не 223 листа. Следовательно, в начале рукописи было еще 17 не дошедших до нашего времени листов. – Вторая сигнатура тетрадей не везде сохранилась, потому что при переплете была отрезана во многих местах, так что теперь встречается она только иногда; так, на лл. 61 и 67 об. внизу листов читаем «5г» (63), лл. 68 и 75 об. – «?д» (64), лл. 76 и 83 об. – «5е» (65), лл. 84 и 91 об. – «3s» (66), лл. 92 и 99 – «5?» (67), л. 60 об. – «5к» (62), л.178 об. – «Οξ»(77), л. 210 об. – «na»(81), л. 258 об. – «πξ» (87). Листом 60 кончалась 62-я тетрадь. Как выше сказано, в начале рукописи было еще 17 не дошедших до нас листов. 60+17=77 листов начала рукописи 285 должны были составлять 9 тетрадей и 5 листов. Следовательно, рукопись 285 начиналась с 54-й тетради (лл. 53–60 тетрадь 62-я, лл. 45–52=61-я, лл. 37–44=60-я, лл. 29–36=59-я, лл. 21–28=58-я, лл. 13–20=57-я, лл. 5–12=56-я, лл. 1–4+4 недошедшие=55-я, 8 недошедших=54-я тетрадь, остальные 5 недошедших листов в начале ркп. были, вероятно, вне счета листов и заняты оглавлением или чем-либо другим тому подобным). Между тем в ркп. Хлудова 73 заключается 424 листа, 53 тетради. – Итак, ркпп. Хлудова 73 и настоящая 285 – две части одного и того же сборника слов Максима грека и написаны в одно и то же время, т.е. в 1563 году. – В настоящей ркп. музейской сказания о Максиме греке никакого нет. На листах ее читаются записи: «сия книга Спасо-Евфимиева монастыря, что в Суждале, писана полууставом церковная, а подписал по резолюции того монастыря (лл. 1–47) архимандрита Ефрема того ж монастыря иеродиакон Гедеон» (лл. 55–77). На обороте 306 л. позднейшая помета: «недостает 7 листов».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

Затем излагается самый «Устав церковней службе иже Ерусалимьскыя лавры преподобяаго и богоносного отца нашего Саввы» (9–532 об.); главы: 1) устав малой вечерни (9–10 об.); 2) чин и устав бдению сиречь велице вечерне и утрене (10 об.–26 об.); 3) о бдениих всенощных (26 об.–27 об.); 4) о еже како подобает вжигати свещу на праздники и во прочая дни (27 об.–30); 5) о днех предпразднественых и попразднественых (30 об.–32); 6) о еже како подобает пети плстыри (псалтыри) во все лето (32 об.– 34); 7) о еже како подобает звонити на всяк день (34–43); 8) ведомож буди яко на литургии открываем главы своя (43); 9) подобает ведати яко должен есть конарх (43 об.–45); 10) о еже кадить како подобает иерею (45); 11) подобает ведати како кадити иерею или диякону (45–47); 12) о еже како подобает пети службу от новыя недели до недели Пянтикостия (47–48); 13) о днех всея седмици како поются канони во охтаице с минею (48–49 об.); 14) о службе субботне и о вечерни и утрене, и о литургии (49 об.–51 об.); 15) о святем имущем полиелиос, празднуемей на 8 (51 об.–52); 16) о еже како случится в субботу аллилуия (52–54); 17) о пекарни (54–55 об.); 18) о еже не творити беседы во церкви полезно есть (55 об.); 19) о наченьшем лице (56 об.); 20) о еже како чтутся евангелья и того сказания; 21) о еже како подобает имети будильника (57 об.–58); 22) о еже како всегда поем на павечернице канон святей Богородици (58 об.); 23) о еже како подобает бывати в пяток вечер о усопших последование (58 об.–63 об.); 24) о еже житию рекше о пощении и разрешении всего лета (63 об.–65 об.); 25) ведомо буди како подобает пети молебен за всяко прошение (65 об.–69 об.); 26) о литургиях подобает ведати (69 об.–70 об.); 27) о житии общежительного пребывания (70 об.–71); 28) о ясьти и о питии и количества и качества (71–72); 29) о молчании на трапезе (72–74 об.); 30) о сущих в запрещении (74 об.–75); 31) о рассужени ясти и пития (75–83 об.); 32) о постех (83 об.–84); 33) о еже не подобает кроме трапезы особь ясти кому (84 об.–85) ; 34) о помазании устом иже и прочим братиям (85–86); 35) о одежах и о обущах (86–87); о хотящих исходити от обители (87–89); 36) о служителех и прочем пребывании (89–90); 37) о службах тяжких (90–91); 38) дом же един рекше келия устроена (91–92); 39) подобает ведати яко всем братьям лепо есть делати (92–93); 40) стяжание чужих трудов (93–94); 41) о снеди же и о питии (94 – 96); 42) о посте в навечерие Успения Пресвятыя Богородицы (96 об.–97); 43) о преставлешихся братиях (97–99); 44) о праздницех в них же поется Бог Господь (99–100 об.)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010