1 Кор. 2:13. 226 См.: Максим Исповедник, ργα θεολογικ και πολεμικ, PG 91, 200C. 227 Рим. 1:22. 228 Иоанн Дамаскин, Точное изложение православной веры, 1, 8, op. cit., 8, 67–72. 229 Максим Исповедник, Главы о богословии и о домостроительстве воплощения Сына Божия, 1, 48, PG 90, 1100D. 230 Григорий Богослов, Слово 39,12, PG 36, 348В. 231 Максим Исповедник, Главы о богословии, 1, 50, PG 90,1101В. 232 Ε γαρ ουκ ν τατα, τε ουκ ν χρονικς, και χρνος ν λοιπν ξ ανγκης ναρχος ο γαρ ουκ ν, τε ουκ ν, ουκ ρκτν. — Сложная для перевода фраза. Новогреческий перевод дает следующее прочтение: «Если их не было, когда не существовало времени, то и время по необходимости было безначальным: ведь то, чего не было, когда ничего не было, не является начавшимся». Но нам не кажется, что оно находит себе достаточное обоснование в оригинальном тексте. 233 См.: Максим Исповедник, Главы о богословии и о домостроительстве воплощения Сына Божия, 1, 48, PG 90, 1100D. 234 Дионисий Ареопагит, О божественных именах, 11, 6, с. 538. 235 Максим Исповедник, Главы о богословии и о домостроительстве воплощения Сына Божия, 1, 48, PG 90, 1100D. 236 Так у Григория Паламы; у Григория Богослова — «νηργηκς». 237 Григорий Богослов, Слово 29,16, PG 36, 96А. 238 Григорий Нисский, К Авлавию о том, что не три бога, PG 45, 128В. 239 Там же, PG 45, 128С. 240 J. D. Mansi. Sacrorum Conciliorum nova et amplissima collectio, Venezia, 1757–98, vol. 9, p. 489. 241 Василий Великий, О святом Духе, 26, 63, PG 32, 184С. 242 В оригинале там, где мы переводим «нарекается» и «изрекается», употребляется одна и та же глагольная форма — «λγεσθαι», т. к. глагол «λγω» имеет оба эти значения: «говорить» и «называть». Подобным образом и в церковно–славянском глаголы « рещи » и « глаголати » употребляются в обоих этих значениях (Ср.: « не ктому вас глаголю рабы » (Ин. 15:15) и « глаголы, яже Аз глаголю » (Ин. 6:63)), но в современном русском приходится использовать приставки, разграничивающие эти значения. Впрочем, находим близкие примеры словоупотребления и в русском, когда речь идет не о предметах, но о некоторых абстрактных понятиях. Так, можно было бы сказать: «я говорю правду и говорю слова, которыми эта правда выражается». 243

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

Евфимия, келаря Чудова монастыря, переводчика, вклад, 152. Екклесиаст, книга, см. Библия. Елецкой, кн. Иван, во иноцех Иона, 607. Елисей, пророк, 677. Елисей, владелец, 8. Елизар Иванов Краснов, владелец, 630, Елисей, священник, то же, 312. Еллинская прелесть, 200, 201. Елпидию попу Максимовы главы, 704, 756. Емелиан, поп, владелец, 380. Еноха праведного, книги, 15, 205, 206, 793. Епифания, архиеп. кипрского, Панарий о ересях, 205–207, 730. Слова и отрывки, 2, 15, 71–73, 79, 89, 90, 146, 147, 149, 150, 160, 167, 202, 203, 214, 648, 664, 665, 693, 704, 729, 744, 750, 753, 754, 760, 770, 792–794. Житие его см. Жития. Епифания, иером. Калистратовы обители, слово, 171, 176, 663, 681, 748, 755, 788. Епифания (ученика Андрея юродивого) слова, 143, 626. Епифаний, ученик препод. Сергия радонежского, 136, 466, 643, 663, 698, 699, 746, 755, 763, 771, 778, 787. Еразм, монах, биограф, 692. Ервана, иудея, прение, 751. Еропкин Пафнутий, келарь моск. Новоспасского, Троицкого Сергиева мон., 738. Ертазов Леонтий Васильев, слуга Серг. мон., владелец, 448. Ефрема Сирина : Паренесис, 7, 126–128, 162. Слова и другие сочинения, 11–13, 39, 91, 133, 142–144, 154, 160, 164, 167, 188, 194, 202–204, 256, 404, 626, 647, 664, 665, 680, 681, 688, 689, 703, 715, 746, 754, 763, 766–768, 777–779, 784, 794, 797, 804–808. Изображение его, 162. Житие см. Жития. Ефрему, отцу, Никона черног. послание, 211–213. Ефрему русину перевод слова Максима испов.,756, 757. Ефрем, монах, биограф, 681. Ефиоп, иеродиакон, надписывал камень на Максиме греке , 740. Жен поучения, 39, 163, 204, 681, 768, 784, 786, 805. Животные чудные, 39, 200, 201, 729, 793. Жижемский кн. Димитрий, владелец, 139. Жития Святых, книги, 682–691, русских, 692–700. Жития Святых греческой церкви (в частности), чудеса их, похвальные слова: Аверкия, еп. иерапольского, 682, 683, 751. Авива, мученика, 669, 670. Авксентия, муч., 758. Адриана и Наталии, 680, 681, 811. Акиндина, муч. и др., 669, 670. Акепсима, муч. и др., 669, 670. Александра, муч., 675, 676.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

Его сильно теснили заимодавцы. И, отдав ему все мое состояние, я избавила его от беды...» Блаженный Иоанн Мосх завершает: «И сказав это, она почила в Господе, получив отпущение своих вольных и невольных прегрешений» [с. 256—258].    Почти все подвижники, о которых говорится в «Луге духовном», творили чудеса по воле и милости Божией. Поэтому описывать их следует отдельно. Здесь же можно ограничиться лишь общим о них свидетельством, которое дано блаженным Иоанном Мосхом в конце его повествования. «Один из старцев говорил нам, – пишет он, – о дивных знамениях. Они бывают и теперь в Церкви Божией по причине народившихся и разрастающихся ересей, в особенности по причине раскола Севера акефала (акефалы – «безголовые», вначале не имевшие определенного вождя. – К. С.) и других гибельных учителей, для ограждения и утверждения в вере более слабых душ, равно как и для обращения лжеучителей, если бы захотели. Поэтому святые отцы и с первого времени христианства святые мученики ежедневно до сих пор совершают знамения в Кафолической Божией Церкви» [с. 263, 264] (См. также: с. 5, 6, 21, 24, 26—28, 32, 33, 39, 40, 59, 70, 73, 74, 90, 91, 93—95, 105, 106, 116, 120, 121, 125, 129—132, 150, 151, 154—156, 164—167, 178—180, 188, 189, 193—194, 205, 206, 212—214, 229—233, 248—250...).    Были на подвижническом пути и немалые трудности, искушения, невидимая брань, скорбь и, что всего страшнее, разочарование, когда перед отшельником вставал вопрос: «Что мне делать?» Опытные старцы и здесь находили мудрые решения. Так, в главе 208-й «Луга духовного» читаем: «Один брат, одержимый печалью, спросил старца: Что мне делать!? Помыслы одолевают меня, внушая мне, что напрасно я отрекся от мира и – все равно – спасения не достигну... А ты знаешь ли, – ответил старец, – хотя бы мы и не могли достигнуть земли обетованной, нам лучше сложить кости в пустыне, чем возвратиться в Египет!» [с. 258]. (См. и главы: 14, 39, 60, 204, 205).    Итогом описания подвижнической жизни праведников Божиих может служить весьма поучительное видение авве Афанасию, бывшее при его размышлении о судьбе жаждущих Правды и о нерадивых.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Пимена, инока киево-печерского, 676, 712–714, 747, 779, 800, 803, 805. Поликарпа, архим. киево-печерского, 714. Прокопия юродивого, устюжского, 679. Прохора, инока киево-печерского, 676, 712–714, 800, 803. Саввы, игум. вишерского, 667, 668. Саввы сторожевского, 672, 692. Святоши, кн. черниговского, 676, 712–714, 800. Серапиона, архиеп. новгородского, 636, 637, 694, 783. Упом. 647. Сергия, игум. радонежского, 116, 136, 264, 466, 599, 618, 640, 641, 643, 662, 663, 694, 698, 699, 717, 718, 746, 755, 761–763, 771, 777, 778, 787. Сергия обнорского, 667, 668. Симона, еп. владимирского, 714. Спиридона киево-печерского, 676, 712–714, 800. Стефана, еп. пермского, 315, 626, 805. Стефана махрищского, 637, 679, 692. Тита (и Евагрия), иноков печерских, 676, 712–714, 751, 771, 795, 800, 805, 806. Филиппа Колычева, митр. всероссийского, 694, 697, 809. Филиппа ирапского, 654. Феодора киево-печерского, 676, 712–714, 800. Феодора, кн. смоленского и ярославского, 263, 466, 630, 643, 647, 664, 665, 788, 790, 805. Феодосия, игум. киево-печерского, 39, 676, 712–716, 724, 775, 788, 800, 805. Жития Святых краткия см. Пролог книга. Жюк Яков Феодоров, подъяк Патриархов, владелец, 132. Заветы Патриархов, 38, 39, 729–731. Загадки книжных писцов, 151, 191, 192, 201, 692, 730, 733. Закона градского главы, 15, 205, 206, 208. Закхей Вагил, 180, 755. Замыцкой Герасим, инок Кириллова мон., вкладчик, 162. Замыцкой Варсонофий, казначей Серг. мон., владелец, 469, 551, 579, 592. Заповеди, под именем св. Отец, ложные, 204. Затмение солнца, 341, 765. Захария, пророк, 63, 89–91, 664, 665, 674. Захарии препод. послание, 757. Звенигородский князь Георгий, автор, 679. Зерцало см. Диоптра. Зерцало богословия, книга, 195. Зерцало великое, 711. Зизаний см. Лаврентий. Зиновий, игум. Троиц. Серг. мон., 190–194 [?] 407, 669, 746. Зиновия, монаха, слово, 664, 665. Зиновий, инок Отенского мон., 422. Златая Чепь см. Чепь. Златоуст см. Иоанн. Злобин Тимофей Моисеев, владелец, 296. Знамения икона см. Иконы. Зодиак и знаки его, 177.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

Поэтому описывать их следует отдельно. Здесь же можно ограничиться лишь общим о них свидетельством, которое дано блаженным Иоанном Мосхом в конце его повествования. " Один из старцев говорил нам, - пишет он, - о дивных знамениях. Они бывают и теперь в Церкви Божией по причине народившихся и разрастающихся ересей, в особенности по причине раскола Севера акефала (акефалы - " безголовые " , вначале не имевшие определенного вождя. - К. С.) и других гибельных учителей, для ограждения и утверждения в вере более слабых душ, равно как и для обращения лжеучителей, если бы захотели. Поэтому святые отцы и с первого времени христианства святые мученики ежедневно до сих пор совершают знамения в Кафолической Божией Церкви " [с. 263, 264] (См. также: с. 5, 6, 21, 24, 26-28, 32, 33, 39, 40, 59, 70, 73, 74, 90, 91, 93-95, 105, 106, 116, 120, 121, 125, 129-132, 150, 151, 154-156, 164-167, 178-180, 188, 189, 193-194, 205, 206, 212-214, 229-233, 248-250...).Были на подвижническом пути и немалые трудности, искушения, невидимая брань, скорбь и, что всего страшнее, разочарование, когда перед отшельником вставал вопрос: " Что мне делать? " Опытные старцы и здесь находили мудрые решения. Так, в главе 208-й " Луга духовного " читаем: " Один брат, одержимый печалью, спросил старца: Что мне делать!? Помыслы одолевают меня, внушая мне, что напрасно я отрекся от мира и - все равно - спасения не достигну... А ты знаешь ли, - ответил старец, - хотя бы мы и не могли достигнуть земли обетованной, нам лучше сложить кости в пустыне, чем возвратиться в Египет! " [с. 258]. (См. и главы: 14, 39, 60, 204, 205).Итогом описания подвижнической жизни праведников Божиих может служить весьма поучительное видение авве Афанасию, бывшее при его размышлении о судьбе жаждущих Правды и о нерадивых. " Однажды, - свидетельствует святой Авва, - пришло мне на ум: что будет с теми, которые подвизаются и с теми, которые не подвизаются? Я пришел в восхищение, и некто, явившись, сказал мне: " Следуй за мною " . Он привел меня в место, все озаренное светом, и поставил меня у врат.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1432...

Св. Григорий Палама, свидетельствуя о различии в Боге сущности и энергий, признается, что высказывает эту тайну лишь по необходимости, Понуждаемый невежественным вторжением в нее Варлаама (см. Деяния Собора 1350г. у Mansi, т.26,р.138.) 22 Слова и речи, II,87 (изд.1844г.) 23 Примером может служить хотя бы статья В.Н.Ильина: «София, Премудрость Божия», в «Возрождении», от 7 дек. 1935г. 24 См. «Агнец Божий», с.135–136. 25 Максим Исповедник. Ambigua. P.G., t.91,col.1088. 26 См. «Агнец Божий» с.136. 27 Ту же ошибку делает о.С.Булгаков в своей защите «антропоцентризма» на с.39–40 (примеч.). 28 P.G., t.150,col.1140. 29 Ibidum. 30 Ibid., coll.1145 et 1148. 31 См. «Агнец Божий», с.114–115. 32 «Агнец Божий», с.117. 33 О смысле выражения «сотворенный Бог» у Св. Отцов, см. §8,с.37. У о.С.Булгакова, «Агнец Божий», с.159. 34 Там же, с.117,160,161 и др. 35 Выражение о.С.Булгакова, «Агнец Божий», с.462. 36 Хотя некоторые термины («Имена») и могут иметь действенное значение в мистической жизни, например в практике умной молитвы. 37 Упрек в «антропоморфизме» особенно неожидан в устах о. С.Булгакова, который утверждает «человечность» Бога и учит о «небесном Богочеловечестве». См. «Агнец Божий», с.136. 38 Св. Василий Великий: «Тварь имеет повеление стать богом». P.G., t.36, col.560 (изречение Василия Великого, переданное Св. Григорием Богословом. 39 Contra Jacobitas, n.52. — P.G.,94.col.1464. 40 о.С.Булгаков приводит следующие тексты (стр.40): 1) 1 Петр.1:20; 2) 1 Кор.2:7; 3) Еф.1:4–10; 4) Еф.3:9–11; 5) Рим.14:24; 6) 2 Тим.1:9; 7) Откр.13:8. — Рассматривая эти тексты, имея в виду различение между предопределением, предведением и промыслом, находим: 1) Говорится об искуплении от «суетной жизни» кровью Христа, предназначенном от века (Промысл); 2) Текст (читать целиком до ст.9 вкл.) относится к обожению благодатью как цели, предназначенной к славе нашей (предопределение); 3) О домостроительстве Божием («тайна воли Его»), связавшем достижение предопределенной цели обоженья с искуплением от грехов и усыновлением через Христа, что стало необходимо вследствие падения Адама (Промысл); 4) Текст (читать до конца главы) о домостроительстве, имеющем целью явление через Церковь обожающей благодати, к которой мы, будучи искуплены, снова получили «надежный доступ» через Христа, «исполнившего предвечное определение» (Промысл); 6) О предвечном определении, связавшем для нас получение благодати с искупительным подвигом Христа, разрушившего смерть, т. е.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=727...

34 Четвертая сотница о любви. 99// F ilokal…a . Vol. II. P. 40; Избранные главы о богословии, Божественном домостроительстве, и добродетели и пороке. III, 1// F ilokal…a . Vol. II. P. 91. 35 Избранные главы о богословии, Божественном домостроительстве, и добродетели и пороке. VI, 19// F ilokal…a . Vol. II. P. 150 (=Вопросоответы к Фалассию//PG 90, 609A). 36 См. Viller M. Nicod – me L’Hagiorite et ses emprunts … la lit t ¹ rature spirituelle occidentale. Le Combat Spirituel et les Exerci c es de S. Ignace dans l’Eglise byzantine//Revue d’Asc tique et de Mystique 5. 1924. P. 174–177; Hodges H. A. Введение к Unseen Warfare: beeing the Spiritual Combat and Path to Paradise of Lorenzo Scupoli as edited by Nicodemus of the Holy Mountain and revised by Theophan the Recluse. London, 1952. P. 13–67; Citterio I. Указ. соч. P. 112–136. Bobrinskoy B. Encounter of Traditions in Greece: St . Nicodemus of the Holy Mountain (1749–1809)//Christian Spirituality: Post-Reformation and Modern. P. 447–457. Работа “О постоянном причащении”, хотя и в некоторой мере также обязана западным источникам, все же не основывается впрямую на каком-то конкретном римо-католическом прототипе ( Citterio I. Указ. соч. P. 120–121). 39 См. Licenza, в оригинальном издании Добротолюбия (Венеция, 1782. С. 1207). Последующие издания, вышедшие в Афинах, не содержат этого текста. 43 Добротолюбие. Т. 5. С. 477. Ср. Philotheos. Encomium on St. Gregory of Thessalonica//PG 151, 573B–574B. Протопресвитер Иоанн Мейендорф. Жизнь и труды святителя Григория Паламы. Введение в изучение. СПб., 1997. C. 43. Подобная точка зрения принималась преподобным Григорием Синаитом, к которому преподобный Никодим обращается в своем предисловии ( F ilokal…a . Vol. I. P. XXIII.); см. John Meyendorf. A Study of Gregory Palamas. P. 35; Kallistos Ware. The Jesus Prayer in St. Gregory of Sinai//Eastern Churches Review 4:1. 1976. P. 6. 45 Taci©o j A.-E. N. j B eli ts kÒ b ski (1722–1794) ka… h tiko f ilolÒgik h scol¾ aÙ q oà. Q essalon…k h , 1964. P. 113–114.

http://pravmir.ru/episkop-kallist-diokli...

572. Там же 21,7 (С. 156). 573. Об этом термине см.: Hausherr I. The Name of Jesus. P. 283—286. 574. Иоанн Синайский. Лествица 15, 73 (С. 139). 575. Там же 27, 61 (С. 241). И. Озэрр (см.: Hausherrl. The Name of Jesus. P. 281—282) считает, что данное изречение принадлежит Георгию Арселаитскому, одному из синайских предшественников Лествичника, однако нам это предположение кажется не вполне обоснованным. 576. Существуют значительные разногласия между учеными относительно датировки трактата Исихия. «Оксфордский словарь Христианской Церкви» датирует его VIVII веками (Oxford Dictionary of the Christian Church. Ed. by F. L. Cross and E. A. Livingstone. Third Edition. Oxford, 1997. P. 764), однако, ввиду того, что в трактате имеются аллюзии на Максима Исповедника и Иоанна Лествичника, он не мог быть написан ранее середины VII века. В то же время нет оснований предполагать, что Исихий жил намного позже, чем в VII веке, так как по стилю, тематике и даже фразеологии он гораздо ближе к Евагрию и Диадоху, чем, например, к поздне–византийским исихастам. Подробнее об Исихий см. в: Azovkin P. The Spirituality of Hesychios of Sinai. D. Phil, thesis. Oxford, 2000. 577. Очевидно, первоначально глав было 200. 578. См., в особенности, главы 5, 7, 8, 11, 14—16,20,21, 26, 28, 29, 30, 32, 39, 40, 41, 42, 46, 47, 52, 62, 88, 90, 91, 94, 97, 98, 99, 100, 102, 103,105, 106, 120, 122, 137, 142, 143, 149, 152, 153, 168, 169, 170, 171, 174, 182, 183, 187, 189, 196, 197. 579. Исихий. О трезвении и молитве 152 (Цит. по: Добротолюбие в русском переводе дополненное. Изд. 2–е. М., 1895. С. 136). 580. Там же 41 (С. 119). 581. Там же 169 (С. 139). 582. Там же 105 (С. 128). 583. Там же 196 (С. 143). 584. Там же 197 (С. 143). 585. Там же 106 (С. 129). 586. Там же 182 (С. 141). 587. Букв, в греч. оригинале: «с дыханием ноздрей твоих». 588. Исихий. О трезвении и молитве 189 (С. 142). Ср.: [Псевдо-]Евагрий. Главы 189 (PG40, 1276 С). 589. Ср.: Иоанн Синайский. Лествица 21,7 (см. цитату выше). 590. Исихий. О трезвении и молитве 100 (С. 127—128).

http://predanie.ru/book/86663-svyaschenn...

 Максим Исповедник. К Марину. ΡG 91, 96B и 201AΒ. 397  Григорий Нисский. О совершенстве. ΡG 46, 280В. Палама ошибается: на самом деле это писание св. Григория адресовано не Армонию, а Олимпию. 398  Там же. PG 46, 284D. 399  Там же. PG 46, 277CD. 400  Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры, 3, 15. Op. cit., 59, 159–160 (р. п.: С. 169–170 (240–241)). 401  Имеется в виду тело Спасителя, которое Он «прибавил» к Своей ипостаси. 402  Ин. 1, 16. 403  Мф. 13, 43. 404  Минея, 6 августа, стихира самогласна, глас 5 на Полиелее утрени Преображения Господня. По–церковнославянски это место будет: «Божества Твоего, Спасе, малу зарю обнажив совосшедшим с Тобою на гору». 405  В современном церковнославянском переводе стоит «Адамово», но в греческом тексте читаем «εν Αδμ». 406  Там же. Стихира на стиховне вечерни Преображения. 407  «Δετ μοι πεθεσθε» — т. е., «послушайте меня». 408  Там же. 2–й тропарь 9–й песни канона на утрене. 409  Максим Исповедник. Главы о богословии, 2, 1. PG 90, 1124D–1125A (р. п.: Кн. 1. С. 233); Главы различные, 1, 5. PG 90, 1180F (р. п.: Кн. 1. С. 257). 410  Василий Великий. Беседа на псалом 44, 5. PG 29, 400С. См. также его же Беседу на псалом 29, 5. PG 29, 317В. 411  Василий Великий. Беседа на псалом 44, 5. PG 29, 400CD. 412  Григорий Богослов. Слово 40, 6. PG 36, 365А (р. п.: С. 546). 413  Источник цитаты не обнаружен. 414  Симеон Метафраст. ις ωννην εαγγελιστν, 1. PG 116, 685D. 415  Источник цитаты не обнаружен. 416  1 Сол. 5, 5; 8. 417  Василий Великий. Беседы на шестоднев, 2, 8. PG 29, 52А (р. п.: С. 39). 418  Он же. Беседа на псалом 33, 9. PG 29, 373А (р. п.: С. 303). 419  Мф. 13, 43. 420  Интересно, что св. Григорий называет «божественным» митрополита Митрофана Смирнского, отлученного Константинопольским Собором 879 г. за отказ воссоединиться с патриархом Фотием, в оппозиции которому он состоял со времен фотианско–игнатианских споров, и скончавшегося вне общения с Церковью. 421  «Τρισσοφαος αγλης, αγαθ, και ενιαας αστραπς θετητας πλασαι καταξωσον ημς» — таких в точности слов не находим в Троичных канонах Митрофана, ибо хотя по сноске в греческом тексте читаем: «Канон троичен 3–го гласа, песнь 1, тропарь 1», но в означенном тропаре усматривается лишь малое сходство с приведенным текстом. Впрочем, в одной из рукописей вместо Митрофана упоминается Феофан. 422

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

О таинственном богословии 3: PG 3, 1033В. 130 Ориген, переводя в сочинении «Против Келса» (I 48: PG II, 749АВ) некоторые выражения из книг Соломона (Притч. 2, 5: ср. 5, 2: Прем. 7, 22–25), ввел понятие «Божие чувство» (у 70–ти толковников — «познание Божие», «чувство устен», «дух разума»). Ориген говорил о восхождении от чувственных вещей к «Божиим чувствам» (Комментарий на Евангелие от Иоанна 10, 40; PG 14, 385С): «Как у тела есть различные чувства, так среди чувств, которые Соломон называет Божиими, одно есть видящая и созерцающая сила души, другое — способность вкушать и воспринимать свойства умопостигаемой пищи» (там же, 20, 43; PG 14, 676В; ср. Против Келса 7, 39: PG II, 1476С). Понятие «Божие чувство», соединяющее несовместимые вещи, — непосредственное ощущение, которое во всей философии считалось земным и плотским делом, и непостижимую запредельность Бога, — есть у св. Григория Нисского (Беседа 9 на Песню песней: PG 44, 951С), у св. Максима Исповедника (Недоуменные вопросы: PG 91, 1248В). Сочетание «умное чувство», а также «духовное чувство», близкое к «Божьему чувству», употреблял Диадох Фотикийский, говоря о любви, которая «умным чувством исследует невидимое» (О духовном совершенстве 1: ed. 1. E. Weis — Liebersdorf, Leipzig, 1912, p. 65; см. также Главы 15: des Places, 92). 131 О божественных именах VII 1: PG 3, 865С. 132 О божественных именах IV II: PG 3, 708D. 133 Ср. Максим Исповедник. Главы богословские и икономические II 70 и 76; PG 90, 1156 и 1160 (ср. Творения…, с. 248–250). 134 Слово 32: Σπετσιερη, 140 =Θεοτοκις, 206. Прп. Исаак Сирин цитирует здесь, возможно, св. Григория Нисского. 135 Беседа 2, 4–5: PG 34, 465 сл.; О свободе ума 21: PG 34, 956. 136 По–видимому, это святой Венедикт Нурсийский, «Житие» которого, переведенное на греческий язык папой Захарием (741–752), было хорошо известно византийским монахам. Соответствующий текст см. в PL 66, 197В. 137 Ср. св. Василий Великий. Против Евномия 1, 12: PG 29, 540А: разум «подсказывает нам, что Бог есть, а не то, что Он есть»; св. Иоанн Златоуст. О непостижимости природы Бога, или против аномеев 1, 5: PG 48, 706: «Что Бог есть, человек знает, что же Он есть по Своей сущности — не знает». 138

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010