оригинале: «с дыханием ноздрей твоих». 588 Исихий. О трезвении и молитве 189 (С. 142). Ср.: [Псевдо-]Евагрий. Главы 189 (PG40, 1276 С). 589 Ср.: Иоанн Синайский. Лествица 21,7 (см. цитату выше). 590 Исихий. О трезвении и молитве 100 (С. 127—128). 591 Там же 5 (С. 114). 592 Там же 39 (С. 119). 593 Монах. 594 Исихий. О трезвении и молитве 149 (С. 136). 595 Тамже 168 (С. 139). 596 Там же 170 (С. 139). Ср.: Григорий Богослов. Слово 27, 4 (SC 250, 80: «Вспоминать о Боге нужно чаще, чем дышать»). 597 Исихий. О трезвении и молитве 20 (С. 116). 598 Там же 62 (С. 122). 599 Там же 21 (С. 116). Ср. также главы 26, 42. 600 Там же 28 (С. 117). 601 Тамже46(С. 120—121). Та же тема в главах 88, 98, 137, 143, 153, 174 и др. 602 Там же 47 (С. 121). 603 Там же 142 (С. 134). 604 Там же 7 (С. 114). 605 Там же 91 (С. 126). 606 Там же 97 (С. 127). 607   608   609 Ср.: Мейендорф Иоанн, протопресвитер. Святой Григорий Палама и православная мистика. В кн.: Мейепдорф Иоанн, протопресвитер. История Церкви и восточно–христианская мистика. М, 2000. С. 286. 610 Исихий. О трезвении и молитве 152 (см. цитату выше). 611 Характерно, что в эту же эпоху на Западе складывается культ имени Иисусоыва, заметно отличающийся от византийского. Этот культ, закрепленный специальным декретом 2–го Лионского собора (1274), нашел отражение в латинской литургии, а также в многочисленных средневековых богословских трактатах, посвященных имени Иисусову. Многовековому развитию культа имени Иисусова подвел итог знаменитый трактат испанского мистика XVI века Луиса де Леона «Имена Христа» (см.: Louis de Leon. Los Nombres de Cristo. Des Noms de Jesus-Christ dans la Sainte Ecriture. Traduite par Г Abbe V. Postel. Paris-Lyon, 1862). Подробнее о средневековом культе имени Иисусова и о почитании так называемой священной триграммы (IHS) см. в: Noye I. Jesus (Norn de). — Dictionnaire de spiritualite VIII. Paris, 1974. Cols. 1114—1126. См. также: Biasiotto P. R. History of the Development of the Devotion to the Holy Name. New York, 1943; Metcalfe J.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=866...

Яйцо пасхальное, 647, 780; струфокамилово, 200, 201. Яковиты, еретики, 205, 206. Ярлыки, 177, 765. Ярополк, в. кн. киевский, 714. Ярослава Владимировича, в. кн. киевского, законы, 15, 205, 206, 730, 765,793. Упом., 599,714, 727. Ярославов см. Паисий. Яхонина Иосафа, старца Ниловы пустыни, книга, 418. Фаласия преподобного к Павлу презвитеру Главы, 189, 704, 753. Федцев Василий ИОрьев, владелец, 487. Феогния, иерусалимлянина, слово, 9. Феогност, еп. переяславский и сарайский, 205, 206, 209, 793. Феогност, старец Троиц. Серг. мон., владелец, 66, 318. Феодор, еп. тримифунский, биограф, 669. Феодора, еп. едеского, Главы, 156, 170, 704, 756, 759, 773, 776. Житие его см. Жития. Феодора, еп. патрьского, биографии, 673, 758. Феодора Педиасима сказание о венцах, 123. Феодора Сикеота ответ неизвестному, 15, 205, 206. Житие см. Жития. Феодора Студийского, игумена, поучения, 178. Слова и отрывки, 146, 151, 160, 669, 676, 746, 754, 764. О останцех церковных, 247, 528. Канон, 308. Степенна, 310. Изображение его, 178. Житие см. Жития. Феодора, святого, слово, 143. Очи палейныя, 180, 765. Феодор, еп. владимирский, 714. Феодору, еп. тверскому, послание о рае, 39, 774. Феодор Курицын, еретик новгородский, 187. Феодор, из евреев, переводчик, 2. Феодор, первопресвитер, переводчик, 284, 313. Феодора Борисовича (Годунова) грамота Варсонофию Якимову, старцуТроиц. Серг. мон., 215. Феодор с. Феодоров, свящ. посада Троиц. Серг. мон., 727. Феодор, поп Пятницкой, владелец, 182. Феодор Иоаннович, царь, 271, 276, 283, 427, 625, 633, 659. Феодор Когчин, москвич, автор, 461, 619. Феодор Димитриев, владелец, 318; Антонов, то же, 446; Исаков, подъячий, то же, 623. Феодоры, инокини Пятницкого монастыря, ркп., 370. Феодорита кирского толкование Пророков и Псалмов, 89, 90, 91, 791. Слово о крестном знамении, 262, 315, 704, 730, 765, 768, 806. Отрывки, 15, 770. Феодосий Великий, греч. царь, 205, 206, 774, 786, 797, 807. Феодосию, монаху, Никона черног. послание, 211–213. Феодосий, митр. серский, 123, 812.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

31 Августа. – К архиепископу Венетийскому о св. Духе. 31 Августа fin.. Хруса уединеного слово историческо о обретении креста. „Повеление вашего отчества”. 14 Сентября. См. у Жмакина в митрополите Данииле стр. 327. Царские книги, преподобный Иосиф Волоколамский в Просветителе стр. 603. См. Строев Словарь стр. 66 fin., Академическая рукопись лист 147 оборот (какие – то исторические книги). Ф аласия игумена разумы десять. Четыреста глав к Павлу пресвитеру. 11 Февраля. „Главник” митрополита Даниила. Иосиф Волоколамский в Просветителе стр. 338. На греческом у Миня t. 91 ( Περ αγπης κα γκρατε ας κα τς κατ νον πολιτεας). Описание Синодальных рукописей лист 359, стр. 444, XVI в.. Академическая рукопись [У Соболевского стр. 18–19.]. Ф еодора Едесского (IX в.) главы деятельные (100 глав). Синодальная рукопись лист 68 оборот, стр. 283, конца XV – начало XVI в.; стр. 654. О переводе см. Максим. Академическая рукопись См. „Главник” митрополита Даниила. Есть рукопись 1421г., – Строева Словарь 28 и 415. [У Соболевского стр. 19. О житии его – ibid.]. Феодорита епископа Кирского сказание 14 о пророчестве Иезекиилеве. 21 Июля. Отрывок из сочинения De Graecorum affectionum curatione. Синодальная рукопись лист 179, стр. 292, XIII в.; ibid. стр. 6. – Изъяснение трудных мест, митрополит Даниил у Жмакина стр. 416. На греческом у Миня в Патрологии t. 80, р. 76 (мест из книги Бытия, Исхода, Левит, Числ и пр.). [Ср. Архангельского К изучению древнерусской литературы, стр. 87–88]. 4. ↓ Слова 445 . (Ср. выше Книги и трактаты). Из Четь-Миней митрополита Макария (где выставлены месяцы и числа) с дополнениями. а) По алфавиту авторов. Авраам ия, епископа Ефесского (на Сретение Господне). „Елма словеса на конци третего псалма”. 2 Февраля. Нет у Миня, у Филарета в Патрологии и у Кондогона. В Лаврской рукописи лист 139 – то же слово, лист 3 – то же слово. Амфилохия, епископа Иконийского, о пресвятой Богородице и о Симеоне и Анне. „Мнози великих человек”. 3 Февраля. У Миня t. 39, р. 44 ( Ες τν παπαντν).

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

50 Там же. Л. 8. 51 Там же. Л. 103. 52 Об этой памятнике см.:  Белякова Е. В.  Славянская редакция Скитского устава//Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2002. (11). С. 28–36. Публикация текста:  Белякова Е. В.  Скитский устав по рукоп. РНБ. Погод. 876.//Древняя Русь. Вопросы медиевистики. М., 2003. С. 63–95. 53 Иерусалимский устав – устав, определяющий как порядок богослужения, так и дисциплинарные вопросы. В русской традиции распространяется с конца XIV в. На Руси не позднее конца XV в. возникла особая редакция Иерусалимского устава, включившая и главы из Скитского устава. Скитский устав известен только в славянских списках с середины XIV в. Этот устав адресован инокам, живущим в скитах, и определяет их келейные правила. 54   Белякова Е. В.Новые сведения о скитском уставе в рукописной традиции XIV-XIX вв.//Вестник РГНФ, М., 2003. (30). С. 5–14. 55   Палладий, епископ Еленопольский.Лавсаик. Коломна, б. г. С. 197. 56 Там же. С. 90. 57 Там же. С. 91. 58   Кекелидзе К.Грузинский памятник V века//Труды Киевской духовной академии. Киев, 1911. Февраль-март. С. 189–192, 335–336. Перепечатано в старообрядческом журнале: Церковь . 1911 г. С. 350–354. 59 См.:  Смирнов С.  Древнерусский духовник. Исследование по истории церковного быта. М., 1913. С. 36. 60 Там же. С. 39. 61 Древнерусские иноческие уставы. М., 2001. С. 49 (V собор – ошибочно, должно быть – VI). 62 Там же. С. 95. 63 См., напр.: Иосифа Волоцкого Послание к княгине Голениной//Послания Иосифа Волоцкого . М., 1959. С. 179–183.  F. W. H.  Die… (Grad 1958). 64 Классической является работа:  Wasserschleben.  Bussordnungen der abendlandischen Kirche. Halle, 1851. 65   Алмазов А.Тайная исповедь в Православной восточной церкви. Опыт внешней истории. М., 1995 (репринт изд. – Одесса, 1894.) Т. I-III. 66   Смирнов С. П.Древнерусский духовник. М., 1913. 67   Корогодина М. В.Исповедь в России в XIV-XIX вв. СПб., 2006. 68 Мазуринская кормчая – памятник межславянских культурных связей XIV-XVI вв./  Белякова Е. В., Князевская О. А., Старостина И. П, Соколова Е. В., Щапов Я. Н.  М., 2002. С. 480–492.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

591. Там же 5 (С. 114). 592. Там же 39 (С. 119). 593. Монах. 594. Исихий. О трезвении и молитве 149 (С. 136). 595. Тамже 168 (С. 139). 596. Там же 170 (С. 139). Ср.: Григорий Богослов. Слово 27, 4 (SC 250, 80: «Вспоминать о Боге нужно чаще, чем дышать»). 597. Исихий. О трезвении и молитве 20 (С. 116). 598. Там же 62 (С. 122). 599. Там же 21 (С. 116). Ср. также главы 26, 42. 600. Там же 28 (С. 117). 601. Тамже46(С. 120—121). Та же тема в главах 88, 98, 137, 143, 153, 174 и др. 602. Там же 47 (С. 121). 603. Там же 142 (С. 134). 604. Там же 7 (С. 114). 605. Там же 91 (С. 126). 606. Там же 97 (С. 127). 609. Ср.: Мейендорф Иоанн, протопресвитер. Святой Григорий Палама и православная мистика. В кн.: Мейепдорф Иоанн, протопресвитер. История Церкви и восточно–христианская мистика. М, 2000. С. 286. 610. Исихий. О трезвении и молитве 152 (см. цитату выше). 611. Характерно, что в эту же эпоху на Западе складывается культ имени Иисусоыва, заметно отличающийся от византийского. Этот культ, закрепленный специальным декретом 2–го Лионского собора (1274), нашел отражение в латинской литургии, а также в многочисленных средневековых богословских трактатах, посвященных имени Иисусову. Многовековому развитию культа имени Иисусова подвел итог знаменитый трактат испанского мистика XVI века Луиса де Леона «Имена Христа» (см.: Louis de Leon. Los Nombres de Cristo. Des Noms de JesusChrist dans la Sainte Ecriture. Traduite par Г Abbe V. Postel. ParisLyon, 1862). Подробнее о средневековом культе имени Иисусова и о почитании так называемой священной триграммы (IHS) см. в: Noye I. Jesus (Norn de). — Dictionnaire de spiritualite VIII. Paris, 1974. Cols. 1114—1126. См. также: Biasiotto P. R. History of the Development of the Devotion to the Holy Name. New York, 1943; Metcalfe J. The Name of Jesus. Tylers Green, 1988; Repges W. Die Namen Christi in der Literatur der Patristik und des Mittelalters. — Trierer Theologische Zeitschrift 73. 1964. S. 161—177; RuckSchroder A. Der Name Gottes und der Name Jesu. Neukirchener, 1999; Sabourin L. Les noms et titres de Jesus. BrugesParis, 1963; Sabourin L. The Names and Titles of Jesus: Themes of Biblical Theology. New York, 1967; Taylor V. The Names of Jesus. London, 1954.

http://predanie.ru/book/86663-svyaschenn...

717 Толкуя последний фрагмент, св. Златоуст называет Христа – Истина (PG 62, 487) и в другом месте – Самоистина ( ατοαλθεα) (59, 65–91). Ср. св. Макарий Египетский . О возвышении ума, 20 (PG 34, 908): «Ибо Он – ипостасная ( νυπστατος) и сущностная истина, и без этой истины невозможно ни познать истину, ни достичь спасения». Св. Иоанн Дамаскин . Философские главы 1 (PG 94, 529): «А Христос – ипостасная мудрость и истина». 725 Омилия 4, 2 на 1 Послание к Солуняням (62, 488). Толкуя также Евангелие от Иоанна (17:17): Освяти их истиной Твоею, Златоуст говорит: «сделай святыми преподанием Святого Духа и правых догматов... исповедание правых догматов о Боге, действительно, освящает душу» (Омилия 82, 1 на Евангелие от Иоанна (59, 443). 726 Омилия 5, 2 на Послание к Ефесянам(62,39–40).Омилия 6, 2 на Послание к Колоссянам (62, 340). Так понимают апостола Павла (в Послании к Ефесянам (2:15) и Колоссянам (2:14) св. Иоанн Дамаскин (PG 95, 896), Икумений (PG 118, 1197) и Феофилакт Охридский (PG 124, 1061). Последующие же экзегеты понимают по-разному. 727 PG 51, 158; 56, 423. Св. Иоанн Златоуст называет Павла «фундаментом веры» (PG 51, 191) (а Церковь поёт: «Павел – основание догматов», Служба 29 июля). Всех апостолов св. Златоуст называет – «первые учители догматов» (56, 30), которые «носили Духа в уме как сокровищницу и источник, изливающий догматы, и благодатные дары, и всякое благо» (57, 15). 734 Ср. PG 61, 92 и 186. Ср. еп. Николай Жичский и Охридский. Священное писание и сила Божия, в «Богословском сборнике» (Св. Тихоновская Духовная Семинария). Saut Kanaan, USA, 1955, 2, стр. 14–15: «Некоторые из наших богословов учат, по знанию или незнанию, о догматах веры со стороны чистого разума, не видя полной, сокрытой в догматах Божественной силы и энергии... силы Христовой, которая есть в догматах». 735 Ср. Фил. 3:16 : «Следуя тому же правилу» ( τ ατ στοιχεν καννι), – «то есть той же вере, тому же определению» (св. Златоуст. Омилия 12, 2 на Послание к Филиппийцам (62, 273). Святой Символ веры Иоанн Златоуст называет также «страшными канонами (правилами), принесёнными с Неба» (Омилия 40, 1 на 1 Послание к Коринфянам (61, 348). – Блаженно-почивший профессор-новозаветник Николай Глубоковский , большой знаток творений апостола Павла, говорил, что согласно Посланию к Галатам (6:15–16) догматы выражают саму природу христианской жизни, они суть «каноны» (правила) «новой твари», или «законы нашего христианского существа», они – «непреложные основы истинной жизни» и «необходимые элементы христианской жизни». Догматы «подтверждают новую действительность» христианства. Догматы также – «основание, поддержка и хранение христианского единства». См. «Путь», Париж, 4/1927, стр. 140–141.

http://azbyka.ru/otechnik/afanasij-evtic...

PG, t. 44, col. 1316. PG, t. 94, col. 856. PG, t. 120, col. 507-509. PG, t. 36, col. 161-164. Антифон 4-го гласа на утрени. PG, t. 36, col. 159 ВС. PG, t. 32, col. 133 С. Литургия св. Василия Великого, тайносовершительная молитва. PG t 94, col. 821 ВС. PG, t. 7, col. 1082. PG, t. 8, col. 229 В. Тайноводство, 1: PG, t. 91, col. 665-668; P. de Lubas, op. cit., p. 27. См. вообще гл. II этой замечательной работы, где автор развивает идею единства человеческой природы в Церкви, основываясь главным образом на отцах Греческой Церкви. PG, t. 59, col. 361-362. PG, t. 74, col. 560. PG, t. 32, col. 108 ВС. Там же, col. 108-109. PG, t. 44, col. 1116-1117. PG, t. 160, col. 617 AB. PG, t. 120, col. 509 [Русск. пер.: Св. Симеон Новый Богослов. Божественные гимны, Сергиев Посад, 1917, с. 14.] Выражение, взятое из " Слова 41-го, на св. Пятидесятницу " св. Григория Богослова (PG, t. 36, col. 441), которое послужило для составления наиболее прекрасных песнопений службы на св. Пятидесятницу. [О цели христианской жизни. Беседа преп. Серафима Саровского с Н.А. Мотовиловым. Сергиев Посад, 1914, с. 38-39.] Там же. Слово 45, 9, [Русск. пер.: Слова, вып. 1, с. 396.] Слово 57, 4. [Русск. пер.: Слова, вып. II, М., 1890, с. 47-48.] Глава IX. ДВА АСПЕКТА ЦЕРКВИ Миссия посланных в мир двух Лиц Пресвятой Троицы неодинакова, хотя Сын и Святой Дух совершают на земле одно и то же дело: Они созидают Церковь, в которой происходит соединение людей с Богом. Как мы уже говорили, Церковь есть одновременно и Тело Христа и полнота Духа Святого, " наполняющего все во всем " . Единство Тела относится к природе, " единому человеку " во Христе; полнота Духа относится к личностям, к множеству человеческих ипостасей, из которых каждая представляет собой целое, а не только его часть. Таким образом, человек по своей природе является частью, одним из членов Тела Христова, но, как личность, он также существо, содержащее в себе целое. Святой Дух, как царское помазание почивающий на человечестве Сына - Главы Церкви и сообщающий Себя каждому члену этого Тела, создает как бы многих христов, многих помазанников Божиих: это - личности человеческие на пути к обожению, стоящие рядом с Личностью Божественной. Так как Церковь есть дело и Христа и Духа Святого, то учение о ней имеет двойное обоснование: таким образом экклезиология одновременно уходит своими корнями в христологию и пневматологию.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1897...

Да и сам ниспровергатель Нестория свт. Кирилл Александрийский , последователем которого считал себя Севир, употреблял дифизитские выражения. Преподобный Анастасий их приводит в X главе «Путеводителя» при описании первого диспута с монофизитами. Особенно показательно здесь знаменитое примирительное «Послание Кирилла, архиепископа Александрийского, к Иоанну, епископу Антиохийскому, отправленное с Павлом, епископом Эмесским» («К Восточным», Послание 39). Преподобный Анастасий описывает события, произошедшие в 432 году, когда в Александрию для личных переговоров со свт. Кириллом прибыл посланник Антиохийской Церкви и ее главы Иоанна епископ Эмесский Павел. 217 Преподобный Анастасий вкладывает в уста Александрийского святителя слова о святом источнике живой воды – веры, от которой запрещает пить Севир: Сам блаженный Кирилл одобрял Святых Отцов, называвших две природы во Христе, как я говорил чуть раньше, и особенно – Павла Эмесского: когда тот прибыл в Александрию от лица всех епископов восточных Церквей, поднялся на амвон в Александрийской Церкви и провозгласил, что во Христе две природы соединены в одной ипостаси, то блаженный Кирилл, весьма возрадованный, сказал: «Да возвеселятся небеса, да радуется земля! Вот, послушайте! Мы почерпали воду жизни из святого источника благочестивого отца Павла, который растолковал нам великое таинство истины». 218 Вот, божественный Кирилл называет слова о двух природах водой жизни, от которой нам запрещает пить софист-врач Севир (VII, 2, 91–104; 220). Результатом переговоров стало примирение Александрийской и Антиохийской Церквей, что зафиксировано в Послании, начало которого и привел преподобный Анастасий. В этом Послании свт. Кирилл соглашается с дифизитскими выражениями восточных епископов, для которых эти выражения были более органичными и приемлемыми, и текстуально повторяет их. 219 Преподобный Анастасий приводит выражение как раз из этой части Послания: «Известно, что знаменитые богословы одни из евангельских и апостольских изречений о Господе обыкновенно делают общими как принадлежащие одному лицу, другие же, по причине различия двух естеств, принимают раздельно» (Х.1, 2, 2–5; 243).

http://azbyka.ru/otechnik/Anastasij_Sina...

Канторович Э.Х. Два тела короля. Исследование по средневековой политической теологии. С.117-119. Канторович Э.Х. Два тела короля. Исследование по средневековой политической теологии. С.120, 129. Асмус Валентин, прот. Происхождение царской власти. (К истолкованию 1 Царств VIII)//Regnum Aeternum. М.-Париж, 1996. C.45. Соколов И.И. Состояние монашества в Византийской церкви с середины IX до начала XIII века (842-1204). СПб., 2003. С.86-91. Киннам Иоанн. Краткое обозрение царствования Иоанна и Мануила Комнинов. Книга 6, глава 8//Киннам Иоанн. Краткое обозрение царствования Иоанна и Мануила Комнинов. Акрополит Георгий. Летопись великого логофета. Рязань, 2003. С.215, 216. Марен Э. Монахи Константинополя III - IX вв. Жизнь за стенами святых обителей столицы Византии. С.239. Скилица. История захвата Никифором Фокой императорского престола//Лев Диакон. История. М., 1888. С.114. Соколов И.И. Состояние монашества в Византийской церкви с середины IX до начала XIII века (842-1204). С.371. Хониат Никита. Царствование Исаака Ангела. Книга 3, глава 1//Хониат Никита. История со времени царствования Иоанна Комнина. В 2 т. Т.2. Рязань, 2003. С.70. Григора Никифор. Римская история, начинающаяся со взятия Константинополя латинянами. Книга 1, главы 3, 4. С.39-42. Мейендорф Иоанн, протопр. Святитель Савва, Охрид и Сербская церковь//Мейендорф Иоанн, протопресвитер. Церковь в истории. М., 2018. С.494, 495. Соколов И.И. Состояние монашества в Византийской церкви с середины IX до начала XIII века (842-1204). С.66. Хониат Никита. История со времени царствования Иоанна Комнина. Царствование Исаака Ангела. Книга 3, глава 2. С.77, 78. Рансимен С. Основание Иерусалимского королевства. Главные этапы Первого Крестового похода. М., 2020. С.50, 51. Яхъя Антиохийский. Летопись. Книга 1//Розен В.Р. Император Василий Болгаробойца: извлечение из летописи Яхъи Антиохийского. СПб., 1883. С. 3, 4, 17. Мейендорф Иоанн, протопр. 1367 год: план созыва Вселенского Собора//Мейендорф Иоанн, протопресвитер. Церковь в истории. С.112, 113.

http://ruskline.ru/analitika/2024/01/15/...

пер.: Творения аввы Евагрия. 1994. С. 94-112; текст в «Патрологии» Ж. П. Миня испорчен вставками из др. сочинений Е. П. и включает лишь неск. подлинных фрагментов: PG. 40. Col. 1236-1244 (гл. 63-71); Col. 1272-1276 (гл. 6-14)), 1-я часть трилогии, упоминаемой древними историками и самим Е. П. в прологе (SC. N 171. P. 492). Прологом служит послание Е. П. к Анатолию (Ep. ad Anatolium), монаху мон-ря прп. Мелании и Руфина на Елеонской горе в Иерусалиме (SC. N 171. P. 482-483. Not. 1); к нему же обращен и эпилог; в послании речь идет о символическом значении монашеского облачения. «Слово...» состоит из 100 «кратких глав» (κεφλαια), представляющих собой излюбленную Е. П. форму изложения, положившую начало лит. жанру центурий, или сотниц (см.: Hausherr. Centuries. 1953), и посвященных начальному этапу аскетической жизни - деланию (πρακτικ), его целям и методам. В частности, речь идет о 8 главных греховных помыслах и борьбе с ними (гл. 6-33), о страстях и бесстрастии (гл. 34-39, 57-70), о добродетелях (81-90). Заключительные 10 глав (гл. 91-100), отсутствующие во мн. рукописях и имеющие иную лит. форму, представляют собой 10 апофтегм - кратких изречений авторитетных отцов, таких как преподобные Антоний Великий, Макарий Великий, Макарий Александрийский и др. Вероятно, эти главы (вместе с прологом и эпилогом) были впосл. добавлены самим Е. П. к 1-й редакции трактата, состоявшей из 90 глав, с целью показать, что его учение, изложенное в данном трактате, основано на учении авторитетных егип. отцов (см.: Guillamont A. 2004. P. 101). «Умозритель, или К тому, кто удостоился ведения» (Γνωστικς πρς τν καταξιωθντα ϒνσεως, Gnosticus; CPG, N 2431), 2-я часть трилогии; состоит из 50 глав и посвящена 2-му этапу духовной жизни - духовному ведению (πνευματικ ϒνσις), или созерцанию (θεωρα). Трактат содержит ряд советов опытному монаху, достигшему состояния бесстрастия и ведения (ϒνωστικς), к-рый может выступать в качестве духовного наставника. В конце (гл. 44-48) Е. П. приводит изречения 5 авторитетных отцов - святителей Василия Великого, Григория Богослова, Афанасия Великого, Серапиона Тмуисского и Дидима Слепца.

http://pravenc.ru/text/180865.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010