г) Эти тезисы опровергаются подлинностью Евангелий. В. Описания чудес 1 . Никакое событие нельзя отвергать априорно, если только не предполагается всеведение со стороны отвергающего. Поскольку такое всеведение невозможно, следует изучать факты (глава 3). 2 . Законы природы не запрещают каким-либо событиям происходить, а просто описывают то, что обычно происходит. Юм ошибался, пытаясь на основании человеческого опыта опровергнуть существование чудес (глава 3). 3 . В двадцатом веке наука изменилась, и хотя она, конечно, не доказывает чудеса, она их и не отвергает (глава 3). 4 . Те, кто отрицает объективность исторического знания или сомневается в нем, ошибаются по многим причинам (Приложение 1). 5 . Правильная методология индуктивного исследования требует изучить все необходимые данные, прежде чем принять решение. Этот процесс можно наблюдать в столь разных областях, как естественные науки, медицина, юриспруденция, журнализм и история. Подобным же образом, следует вначале изучить описания чудес, а затем уж выносить философское или историческое суждение (глава 3). 6 . И хотя многие относят описания чудес целиком к области веры, подобное отношение означает, что отвергается возможная теистическая и историческая природа чудес (глава 3). а) Если утверждается, что в истории происходили чудеса (а именно это и утверждается в Новом Завете), то возможно объективное изучение по крайней мере объективной, исторической стороны этих утверждений. Иными словами, если чудеса действительно происходили, то как минимум те из них, которые затронули пространственно-временную вселенную, могут стать потенциальными объектами исследования. б) В Новом Завете Воскресение Иисуса не только трактуется как центральная доктрина христианства; утверждается также, что если Иисус не воскрес из мертвых, то вера христиан тщетна ( 1Кор.15:1–20 , обратите особое внимание на стихи 14 и 17). Учение о Воскресении Христа Павел даже подкрепляет ссылкой на очевидцев, на историческое подтверждение этого факта (ст. 5–8). Ввиду этого практически невозможно утверждать, что Новому Завету чужд объективный интерес к фактичности Воскресения 623 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/drevnie...

52 неторопливо. Т.е. не как во время исхода из Египта (ср. Исх. 12,11 ; Втор. 16,3 ). впереди вас... стражем позади. Эти слова являются напоминанием об исходе из Египта, когда Господь в образе облачного и пламенного столпа пребывал со Своим народом на протяжении всего пути (42,16; 49,10; 58,8; Исх. 13,21.22; 14,19.20 ). Присутствие Божие направляет людей к полноте и великолепию вечного Царства (4,5.6; 42,16; 49,10; 58,8; ср. Исх. 13,21.22; 14,19.20 ). 5253,12 Рассматриваемые стихи представляют собой четвертую песнь о Слуге (42,1–4; 49,1–7; 50,4–11; 52,13 53,12). Из книг НЗ однозначно следует, что страдающий Слуга Божий, о Котором говорит Исаия, есть никто иной, как Сам Иисус Христос ( Мф. 8,17; 26,63.67; 27,14 ; Мк. 9,12; 14,60; 15,4.5 ; Лк. 22,37; 23,33; 24,27.46 ; Ин. 1,29; 12,38 ; Деян. 3,13; 8,32.33 ; Рим. 4,25; 5,19; 10,16; 15,21 ; 1Кор. 5,7; 15,3 ; Евр. 9,28 ; 1Пет. 1,11; 2,22–25 ; Откр. 5,6.12; 13,8 ). Ст. 52,13 53,12 являются чаще всего цитируемым в НЗ ветхозаветным фрагментом. В них Исаия повествует о жертве страдания, которую принес Христос, даровав всем верующим в Него надежду на будущую жизнь. 52:13–15 Господь защищает и прославляет Своего Слугу. 52 раб Мой. Букв.: «Слуга Мой» (см. ком. к 41,8; 42,1). будет благоуспешен. Ср. Иер. 23,5 . возвысится... возвеличится. Из древнееврейского текста ясно, что речь идет соответственно о воскресении, вознесении и славном пришествии Божиего Слуги. возвысится. Возвысится над смертью (53,8–10). Глава 53 53:1–3 В этих стихах говорится о страданиях Божиего Слуги. 53 кто... кому? Этот риторический вопрос подразумевает отрицательный ответ ( Ин. 12,38 ; Рим. 10,16 ), ибо язычники, за небольшим исключением (52,15), так и остались в неверии. слышанному от нас. Эти слова звучат как бы из уст избранного остатка верных Израиля (см. 52,15). открылась. Господь открыл Себя людям в Иисусе Христе. 53 отпрыск. В привычной системе религиозных и общественных ценностей иудеев не было места для Иисуса Христа, и всю Свою земную жизнь Он оставался чуждым народу Израиля, подобно дикому побегу на древе ветхозаветной веры.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

29) О сочинении студента Орлова Алексея на тему: «Учение о вере в XI главе послания к Евреям». а) Сверхштатного заслуженного ординарного профессора М.Д. Муретова: «Во введении (стр. 1–38) сообщаются краткие сведения об иудео-христианах апостольского века, как адресатах послания к Евреям (§ 1 стр. 1–14) и о сотериологии тогдашнего иудейского богословия, применительно к коей кратко обозревается все содержание послания (§ 2 стр. 15–38). Самое исследование данной темы, соответственно содержанию XI главы послания к Евреям, естественно расчленяется на шесть глав. Глава первая (стихи 1–3, стран. 1–118, §§ 3–5) сначала раскрывает, с общей религиозно-психологической точки зрения, сущность и основание веры, как λπιξομνων πστασις и παγματων λεγχος ο βλεπομτων (§ 3, стих 1, стр. 1–62), а затем дает историческое (§ 4, стих 2, стр. 62–73) и метафизическое, как выражается автор, или богословское обоснование веры (§ 5, стих 3, стр. 73–118). Следующие четыре главы данное выше общее богословское определение веры уясняют и доказывают на примерах ветхозаветных праведников, в порядке историческом, именно: во второй главе (стр. 119– 186) раскрывается вера допотопных патриархов – Авеля (§ 6, ст. 4, стр. 119–140), Еноха (§ 7, ст. 5–6, стр. 140–155) и Ноя (§ 8, ст. 7, стр. 156–186), – в третьей – вера праотцов народа еврейского – Авраама с Саррою, Исаака, Иакова и Иосифа (§§ 9–11, ст. 8–22, стр. 186–307), – в четвертой – вера Моисея и всего народа Божия (§§ 12–14, ст. 23–31, стр. 308–398), – в пятой – вера в последующие ветхозаветные времена (§§ 15–16, ст. 32–38, стр. 399–465). Глава шестая посвящена истолкованию последних двух стихов (39–40) главы, в коих богодухновенный писатель обобщает признаки веры ветхозавет- —295— ных праведников и указует отношение этих последних к вере новозаветного человечества (§§ 17–18, стр. 466–517). В заключение (§ 19, стр. 519–565) автор кратко касается вопроса об отношении пистеологии данной главы послания к Евреям к пистеологии других посланий Ап. Павла, преимущественно к Римлянам, и, вопреки мнению многих новейших иностранных богословов, раскрывает полную возможность усвоять содержание и изложение XI главы послания к Евреям Апостолу Павлу.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

22:10–12 Брачный союз, заключенный Иосафатом (см. ком. к 18,1), имел свои пагубные плоды: Гофолия, стремясь взойти на престол, чуть было не уничтожила всех представителей рода Давидова. 22 взяла Иоаса. Иоас правил в 835–796 гг. до Р.Х. 22 Гофолия же царствовала над землею. Гофолия была единственной женщиной, когда-либо правившей Иудеей. Годы ее правления 841–835 до Р.Х. Глава 23 23:1–11 Священник Иодай не подчинился Гофолии и в конце концов получил военную поддержку, достаточную для проведения преобразований в организации храмового служения и политической жизни страны. С точки зрения летописца, важнейшим в данном эпизоде, является тесная взаимосвязь между служениями священника и царя (см. ком. к 22,10 23,21), поскольку именно на сотрудничество священников из рода Садока и царя из рода Давидова возлагали надежды члены восстановленной общины ( Зах. 3,1 4,14; 6,9–15). 23 по Иудее... из всех городов. Этого стиха в книге Царств нет. Добавляя его, летописец подчеркивает, что воцарение Иоаса отвечало воле всего народа. 23 как изрек Господь. См. ком. к 1Пар. 17,13.14 . 23 трубы... певцы с орудиями музыкальными. Летописец добавляет эти отсутствующие в книге Царств подробности, в очередной раз свидетельствуя о своем интересе к богослужебным музыке и пению (см. ком. к 1Пар. 15,16–24 ). 23 заключил... завет. См. ком. к 15,12. 23 капище Ваала. По всей вероятности, имеется в виду храм Ваала, воздвинутый для Гофолии. Ср. 3Цар. 11,1–8 . 23:18–19 Летописец сообщает о преобразовании храмового богослужения более подробно, нежели 4Цар. 11,18 , дабы яснее показать, что Иодай и Иоас следовали порядку, установленному Моисеем и Давидом. 23:21 успокоился. См. ком. к 1Пар. 22,9 . Глава 24 24:1–22 Летописец придает другую форму приводимому в 4Цар. 12,1–21 рассказу об осуществленных Иоасом преобразованиях в храмовом богослужении. Стихи 15–22 самое пространное из добавлений, сделанных летописцем, к служащей ему источником книге Царств. 24 во все дни Иодая. Всем, что он сделал хорошего, Иоас был обязан влиянию Иодая (24,14). После же кончины священника царь отвернулся от Господа (24,17–19; ср. 26,5).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

благословлять народ Израилев. Хотя прозвучат и благословения, и проклятия (ст. 34), благословение, а не проклятие является целью промысла Божия (ср. Быт. 12,1–3 , где в понятие благословения входят все блага, которые Бог обещал Аврааму; см. 14,13; 22,6). 8 благословение и проклятие. Обетования Божий уже стали сбываться: в гл. 6 и 8,1–29 говорится о завоевании Ханаана, а в гл. 7 об осуждении впавшего в грех Израиля (см. Втор., гл. 27; 28). 8 всем собранием Израиля. Т.е. перед всем израильским народом. Глава 9 9:1,2 Эти стихи являются Введением к гл. 9–12. Страх перед израильтянами, который деморализовал хананеев (5,1), теперь объединяет их против Иисуса Навина и Израиля. 9 Услышав. См. ст. 3 и ком. Хеттеи ... Иевусеи. См. ком. к 3,10. 9 Гаваона. Действия жителей Гаваона (находившегося примерно в 13 километрах к северу от Иерусалима) контрастируют с общим для всего Ханаана стереотипом поведения (ст. 1,2). услышав. Весть о непоколебимой верности Бога Своим обетованиям (2,10.11; 5,1; 9,1.9; 10,1; 11,1; ср. 7,9) вселяла в хананеев ужас, ибо означала, что Бог, Который «на небе вверху и на земле внизу» (2,11), истребит их (5,13 12,24 и ком.). 9 хитрость. Этот обман, который навлечет проклятие на гаваонитян (ст. 23), противоположен по своим мотивам поступку Раав (гл. 2). 9 из весьма дальней земли пришли мы. См. ком. к 9,3. Эта ложь возымела свое действие: предписание из Втор. 20,10–18 позволяло израильтянам предлагать мирные условия отдаленным городам. союз. Иначе: «завет». Заключение завета было актом формального закрепления отношений, которые предусматривали намерение израильтян сохранить гаваонский народ, подчинив его Израилю. 9 Евеям. Эта этническая группа, к которой принадлежали гаваонитяне, входила в число тех народов, которых Бог повелевал изгнать из Ханаана (3,10). может быть, вы живете близ нас? См. Втор. 7,1.2; 20,15–18 . 9 во имя. См. 7,9 и ком. слышали. См. ст. 3 и ком. 9 все, что Он сделал. Речь идет о завоевании Ханаана Израилем (2,10). Аморрейским. См. ком. к 2,10.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

10:28–39 Эти стихи повествуют о победах израильтян над городами южной части Ханаана. Разрушенные израильтянами хананейские города, подвергшиеся суду Божию, были одновременно предупреждением и для самого Израиля (1,2). Лейтмотивом данного фрагмента является тема единства Израиля, руководимого Богом и ведомого Иисусом Навином. Глава 11 11:1–23 Это завершение повествования о том, как народ израильский овладел землей обетованной (ст. 16–23). 11:1–4 Ср. 10,1–5. 11:1 Услышав. См. ком. к 3,9. Иавин, царь Асорский. Асор был важным городом северной Палестины (ст. 10); Иавин возможно, наследственный титул его правителей ( Суд. 4,2 ). 11 на равнине. В долине реки Иордан. Хиннарофа. Хиннароф (Киннереф) одно из названий Галилейского моря (Геннисаретского озера), 12,3. в Нафоф-Доре. Побережье Средиземного моря. 11 к Хананеям... к Иевусеям. См. ком. к 3,10. 11 многочисленный народ. Никакая угроза, исходившая от хананеев, не помешает исполнению обетования Божиего. 11 не бойся. Обетование Божие (1,2.3.9) вновь обещает победу, казалось бы, невозможную в сложившейся ситуации (ст. 4,5; ком. к 8,1; 10,8). Я предам всех. Это выражение в древнееврейском языке имеет эмфатический характер. Оно идентично фразе «Я даю» (1,2). 11 предал... Господь. См. ст. 6. 11 предав заклятию. См. ком. к 6,16. 11 как повелел Моисей, раб Господень. Успех завоевателей здесь напрямую связан с выполнением указаний Моисея. Но повеления Моисея это повеления Самого Господа, ибо Моисей был рабом Господним (см. ком. к 1,1–18; а также 1,1.3; 5,15 и ком.). Тем самым указывается на тесную связь между обетованиями и велениями Божиими, так что вера и послушание Господу неразрывны (см. 1,7 и ком.). 11 всю... землю. В принципе, вся земля уже принадлежала израильтянам, хотя по факту «земли брать в наследие остается еще очень много» (13,1). 11 Долгое время. Эти слова указывают на то, что повествование в предшествующих главах является чрезвычайно сжатым. 11 мир. Т.е. мирный договор (см. 9,6.15). 11 от Господа было то, что они ожесточили сердце свое. Бог ожесточил сердца людей, дабы были исполнены Его замыслы. Тем не менее, этот акт Божией воли не противоречит Божественной справедливости и не исключает ответственности человека (ср. Исх. 10,1,2 ; Рим. 9,14–29 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Ион.1:1–3 с Ион.3:1–2 ), он пререкает Иегове (ср. 1:3 с 4:1–4, 8–9) и всё-таки исповедует Его Господом неба и земли (ср. Ион. 1:9 с 2:10 и 4:2) и исполняет волю Его; один и тот же он и в своих отношениях к язычникам, как чтителям суетных и ложных богов, недостойным милостей Иеговы (ср. Ион.1:2–3 с Ион.2:9–10 и Ион.3:10 ); один и тот же он и в своём поведении вообще, в своём характере 229 . Точно также и в изображении язычников нет ни одной черты в книге, дающей право предполагать разновременных писателей её; во всех предполагаемых Нахтигалем частях они представляются почитателями ложных богов, по слову еврейского пророка обращающихся к Иегове и милуемыми этим последним (ср. Ион. 1:5, 6, 14–16 с Ион.2:9, 10 и Ион.3:5–10 ). Соответствие между частями книги в этом отношении так велико, что многие из богословов отрицательного направления указывают на это сходство, как на нечто крайнее, искусственное. Писатель книги остаётся равен себе во всех частях книги и в изображении Иеговы. И в начале, и в середине, и в конце её Иегова изображается, как Всемогущий Владыка неба и земли, Которому повинуются и море, и ветер, и рыбы, и черви (ср. Ион 1:4 ; Ион.2:1 с Ион. 2:4, 10 и Ион.4:6–8 ), как Правосудный и Святой, Которому злонравие равно неприятно как в иудеях, так и в язычниках (ср. Ион.1:2–4 и Ион.2:1 с Ион. 3:1–10 ) и наконец, как добрый и милостивый, прощающий кающихся и обращающихся к Нему грешников, к какому бы народу они ни принадлежали (ср. Ион.1:14–15 с Ион.2:8 ; Ион.3:10 и Ион.4:11 ). Существеннее и сильнее, по-видимому, второе основание мнения Нахтигаля, состоящее в различии, будто бы, языка и образа изложения в различных частях книги. Несомненно, что в этом отношении 3–10 стихи второй главы существенно отличаются от остальных глав книги; но из этого нельзя выводить заключения о разновременности их происхождения; отдел этот по самому содержанию своему, как молитва пророка, должен существенно отличаться от остальных глав книги чисто исторического содержания; язык поэзии и не может быть тот же, что язык прозы.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Solovev/...

Как мы говорили в кн. Левита (см. вступл. в гл. XIII), прокаженные всегда имели особый лагерь, где они питались щедрыми подаяниями общины. Что же касается нечистых или условно нечистых, то они выносили свои шатры временно за стан, и жили в них доколе оканчивались дни очищения. Заметим, что по всей вероятности, изданные несколько месяцев ранее законы о прокаженных, и другие законы начали быть приводимы в исполнение лишь со второго месяца второго года, со дня Исхода, то есть с того времени, как это исполнение записано в книге Чисел 50 (Ст. 5–8), В книге Левитов глава V, 15, и в главе VI, 2–6 указаны случаи, когда сто либо «согрешит против посвященного Господу» или «согрешит.... запрется пред ближним в том, что ему поручено или..... обманет.... или найдет потерянное и запрется в том».... Во всех этих случаях, желающий войти в общение с Господом и очистить сердце свое покаянием, должен возвратить утаенное или незаконно присвоенное сполна; приложить пятую часть, и за грех свой принести в жертву повинности «из стада овец овна без порока» (Лев. вышеуказ. стихи). Здесь повторение и дополнение высказанного уже закона, но при том в весьма знаменательной связи с очищением всего стана Израилева от всяких осквернений, при чем естественно, в умы народа проводится мысль, что для сохранения себя в полной чистоте пред Господом недостаточно плотской чистоты, но что и обида, нанесенная брату сквернит обидчика, который очищается возвращением неправильно приобретенного с добавлением пятой части, и жертвоприношением. Отсылая для более подробного разъяснения этих законов к Гл. V и VI Левита, мы заметим, что при возврате святилищу неправильно от него удержанного, овен, по мнению О. Герлаха, зачитался по оценке в счет следуемой с виновного платы. В законах же о возврате неправильно приобретенного от частного лица нет этого зачета и овен представляется для жертвы сверх возврата утаенного обиженному с пеней пятой части: вот почему и здесь в стихе 8 уплата святилищу, за отсутствием наследников производится сполна (сверх овна очищения) 51 (Ст. 9–10). Повторение вкратце установлений о части жертвы и всей жертве, которые составляли собственность священника. Ср. в Левите Главу IV 11, 12; VI 26–29; VII 6, 9, 11, 14, 32, 33 – 35; а также ст. о посвященном Господу Левит гл. XXYII с соответствующими примечаниями 52 (Ст. 11–14). В ряду законов, объявленных при устройстве и очищении стана весьма знаменателен закон об очищении посредством указанного обряда женщины от несправедливого подозрения, и успокоения им ревности мужа ее; – этой страсти с такой силой, разыгрывающейся в особенности в восточных расах, и чаще всего ведущей к убийству.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

14 1 Цар. (в католической традиции 1 Самуила) 12:3. 15 1 Цар. 12:4. 16 Пс. 98:6-7. 17 В оригинале praesul, что обычно значит «предстоятель», «прелат», но здесь переводится как «защитник». 18 1 Тим. 6:10. 19 1 Кор. 6:9-10. 20 Король Кеолвулф, которому посвящена «История» Беды, был родственником Эгберта. 21 Числ. 11:16. 22 Митрополит-в данном случае то же, что архиепископ. Беда постоянно призывал к выделению Нортумбрийской церкви в отдельное архиепископство, независимое от Кентербери. 23 Большинство деятелей церкви, напротив, выступали против учреждения центров епархий в монастырях. Эта точка зрения победила-ни Уирмут, ни Ярроу так и не стали епископскими кафедрами. 24 В данном письме Беда несколько раз использует пословицы, очевидно, бытовавшие в англосаксонской народной культуре или заимствованные из письменной традиции. Интерес к фольклору был характерен для церковной литературы VIII в.; можно вспомнить англосаксонские стихи и загадки Альдхельма и сборник загадок архиепископа Татвина. 25 Ис. 58:6. 26 Имеются в виду королевские воины (гезиты), которых за службу награждали поместьями. В римское время ветеранами назывались отставные солдаты, получавшие участки земли в провинциях; из них состояло население многих римских городов в Британии. 27 О том же говорит известное монашеское правило св. Бенедикта Нурсийского, написанное еще в VI в. 28 Еще одна пословица, неизвестная по другим источникам. 29 Имеются в виду высшие сановники, члены «совета мудрых» (витанагемота). 30 Мф. 15:14. 31 Не называя имен, Беда обличает нортумбрийских епископов того времени-Акку Хексемского, Этельвальда Линдисфарнского и, возможно, Вилфрида II Йоркского. 32 Ис. 60:22. 33 Имеется в виду глава 65 «Правила» св. Бенедикта об обязанностях аббата. 34 Еккл. 8:10. 35 Эта позиция Беды была окончательно отвергнута католической церковью начиная с XII в. В то время для верующих считалось достаточным совершать причастие раз в месяц. 36 Деян. 5:29. 37 Лк. 12:33. 38 Лк. 14:33. 39 Член христианской общины Анания и его жена Сапфира утаили от апостолов часть своих денег и были поражены смертью (см. Деян 5:1-10).

http://sedmitza.ru/lib/text/440931/

22:24–30 В царствование Иехонии, которому посвящены эти стихи, в Вавилон впервые было угнано значительное число людей. 22 перстнем. Перстень представлял собой личную печать его владельца. 22 тебя и твою мать. См. 13,18 и ком. в чужую страну. Т.е. в Вавилон. Это пророчество исполнилось в 597 г. до Р.Х. (29,2; 4Цар. 24,15 ). 22 Иехония... сосуд непотребный. См. 19,10.11. Символ разбитого кувшин непосредственно связывается с Иехонией и его потомками. 22 О, земля, земля, земля. В этом троекратном обращении к земле сожаление Господа о Своем достоянии, которое осквернил грех Иудеи (2,7 и ком.; 12,4). 22:30 Детям Иехонии ( 1Пар. 3,17.18 ) не довелось стать продолжателями династии Давида. Таким образом, обетованное царство потомков Давида (см., напр., 23,5.6) нужно понимать не как идущее на смену историческим царствам Израиля и Иудеи, а как царство Христа Сына Человеческого (см. Дан. 7,13 и ком.) величайшего из сыновей Давидовых ( Мф. 22,41–46 ). Глава 23 23:3–8 Иеремия пророчествует о новом исходе и о восстановлении царств Давида. 23 соберу. Крушение царской власти означает, что Господь Сам займет место царя (24,7 и ком.). остаток. По сути дела, собирание остатка свидетельствует о непрестанном попечении Бога о Своем народе и Его промысле об исполнении завета. В данном контексте понятие остатка предполагает прежде всего, что некоторая часть Иудеи (ср. Рим. 11,17–24 ) будет уничтожена, разделив судьбу своих царей, покинутых Богом и понесших заслуженное наказание. стада Моего. На месте пастыря оказывается Сам Господь ( Пс. 22 ). будут плодиться и размножаться. Ср. Исх. 1,7 . 23 поставлю над ними пастырей. Под властью Пастыря они станут пастырями добрыми и с верою будут править царством нового века ( Мих. 5,5 ). 23 восставлю Давиду. В основе этих слов лежит 2Цар. 7,12 ; обетование Мессии есть исполнение обещанного Давиду ( Мф. 1,1.17 ). Отрасль праведную. Мессианское понятие; см. Ис. 4,2; 11,1 ; Зах. 6,12 (где Зоровавель выступает прообразом Христа). 23 Иуда ... Израиль. Объединение народов одна из примет мессианского века ( Иез. 37,15–22 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010