224). Аргов в Васане, см. ( Втор.4:43 ; Нав.13:30 ; 4Цар.10:33 ; Мих.7:14 ). 3Цар.4:14 .  Ахинадав, сын Гиддо, в Маханаиме; Центр седьмого, также восточно-иорданского округа, – город Маханаим ( Быт.32:2 ; Нав.13:26,30 ; 2Цар.17:24,27 ), его сближают с нынешним Birket-Mahne. 3Цар.4:15 .  Ахимаас – в земле Неффалимовой; он взял себе в жену Васемафу, дочь Соломона; Восьмой округ опять по западную сторону Иордана, на запад от Геннисаретского озера (ср. 2Цар.15 ). 3Цар.4:16 .  Ваана, сын Хушая, в земле Асировой и в Баалофе; Девятый округ в Ассировом колене, севернее колена Иссахарова ( Втор. 33:24 ); Хусий, может быть, одно лицо с другом Давида Хусием ( 2Цар. 15:32 ). 3Цар.4:17 .  Иосафат, сын Паруаха, в земле Иссахаровой; Десятый округ – в земле Иссахаровой, между коленом Завулоновым на севере и Манассииным на юге ( Нав. 19:17 ), между морем Тивериадским и долиною Изреель. 3Цар.4:18 .  Шимей, сын Елы, в земле Вениаминовой; Одиннадцатый округ в Вениаминовом колене, между Ефремовым на севере и Иудиным на юге. 3Цар.4:19 .  Гевер, сын Урия, в земле Галаадской, в земле Сигона, царя Аморрейского, и Ога, царя Васанского. Он был приставник в этой земле. Двенадцатый округ, как и шестой и седьмой, лежал на восточной стороне Иордана – в Галааде; Галаад – в обширном смысле (как и в ( Чис.32:29 ; Нав.22:9 ; Суд.10:8,20:1 ; 2Цар.24:6 ) и др.), за исключением упомянутых в 13–14 ст. городов. (В принятом тексте LXX: Γδ, но во многих кодд.: Γαλαδ). О завоевании евреями земель Сигона Аморрейского и Ога Васанского см. ( Чис.21:21–35 ; Втор.2:30–35,3:1–13 ). Стихи 21–34 в еврейской Библии образуют первую половину уже V главы. Напротив LXX, Vulg., слав. помещают эти стихи в качестве продолжения речи о придворных и приставниках Соломона, пятая же глава в этих переводах имеет вид цельного, законченного рассказа о приготовлениях Соломона к построению храма. Деление LXX имеет очевидное преимущество пред евр. масор. 21–24, евр. 5:1–4. «Река», нагар в Ветхом Завете вообще, особенно же при указании границ Палестины, обычно означает Евфрат ( Быт.31:21 ; Исх.23:31 ; Чис.22:5 ; Нав.24:2 ; Пс.71:8 ; Мих.7:12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Это содержание книги в еврейской Библии умещено в три главы, какому делению следуют и протестантские издания Библии. В переводе же LXX-mu, Вульгате, славянском и русском, книга Малахии разделена на четыре главы, так что третья глава еврейской Библии разделяется на две: первый стих четвертой главы у нас есть 19-й стих третьей главы в еврейской Библии. Характеристические черты книги Малахии . Книга пророка Малахии, с внешней стороны, имеет ту особенность, что в ней вместо древнего поэтически-риторического способа изложения мыслей появляется, по преимуществу, диалектическое изложение. Пророк, обыкновенно, предпосылает общее положение, а потом выставляет противоположную мысль, которая и дает ему повод обстоятельно разъяснить и обосновать выставленное им самим положение (см. Мал. 1:2–6, 3:8–13 ). Это придает особую живость речи пророка и объясняется, может быть, тем, что в послепленное время, вскоре, появилось в иудействе так называемое «совопросничество». Малахия пишет прозою – изредка только встречаются стихи. Язык у него почти совершенно чистый, иногда только несколько окрашенный арамеизмами. Последнее можно объяснить тем, что евреи после плена подчинились, в отношении языка, влиянию палестинских (западных) арамеев, живших в соседстве с довольно малочисленной иерусалимской колонией. Притом, этот западно-арамейский язык был официальным языком западной половины персидского царства (с. 111). Что касается мировоззрения пророка Малахии, как оно отражается в его книге, то он, как и два других послепленных пророка, Аггей и Захария, придает первостепенное значение в жизни избранного народа вновь построенному иерусалимскому храму. Все благополучие народа зиждется, по его убеждению, на почтении к храму и благоговейном совершении в нем Богослужения. Сообразно с этим он предъявляет самые строгие требования к иудейскому священству. Но, зато, Малахия смотрит на язычников совсем иначе, чем оба другие послепленные пророка. Он ненавидит только идумеев, этих закоренелых врагов народа иудейского, а прочим языческим народам предвещает принятие в Царство Божие ( Мал 1.11 ), тогда как Аггей и Захария изображали день Господень, как уничтожение всей языческой силы ( Агг. 2:5–9 ; Зах. 1:15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Три загадочных пророчества Библии о Рождестве Христовом. [Библия полна пророчеств о судьбах мира, отдельных народов и конкретных людей. А некоторые библейские книги даже называются пророческими, то есть возвещающими, как верит Церковь, волю Божию. Не все из этих пророчеств ясны, а некоторые кажутся совсем темными. Но даже в самых непонятных пророчествах обязательно есть смысл, и часто — очень глубокий и важный для нас. В этом номере мы продолжаем разговор о самых загадочных пророчествах Библии — о Рождении Спасителя]. Подготовил Игорь Цуканов . Редакция благодарит за помощь в подготовке материала доцента Кафедры библеистики Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, кандидата богословия Михаила Анатольевича Скобелева . Ил.: Благовещение; Рождество; Святое семейство в Египте и др. Художник Елена Черкасова//Фома. - — январь 2021. - С.26-33. - (раздел « Вера »). В тексте статьи приводятся цитаты из следующих источников:          Книга пророка Исаии , глава 7, стихи 4-7, 9, 11; 13-16. - С.28;          Б ытие , глава3, стих 15. - С.31;          Бытие , глава 49, стихи 8-10. - С.32. Протоиерей Евгений Соколов , настоятель храма в честь св. Иоанна Кронштадтского при САФУ им. М.В. Ломоносова, Архангельск. « Главного подарка в кульке не оказалось. И слезы потекли по моим щекам ». Рождественская история из детства священника . Подготовила Анастасия Бавинова . Рисунок Наталии Кондратовой//Фома. - — январь 2021. - С.34-35. - (раздел « Вера »). Новомученики: Архимандрит Дамаскин ( Орловский ), ответственный секретарь Церковно-общественного совета при Патриархе Московском и всея Руси по увековечению памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской, руководитель фонда «Память мучеников и исповедников Русской Православной Церкви», клирик храма Покрова Божией Матери на Лыщиковой горе (Москва), www.fond.ru . Преподобномученик Василий (Мазуренко) . 5.04.1882-8.01.1938. Ил.: Отец Василий на фото из следственного дела 1931 года и фото, сделанных в январе 1938 года, непосредственно перед расстрелом; Постановление райотдела ГПУ из следственного дела новомученика, 1931 год. Фото; «Труд — дело чести, дело славы, дело доблести и геройства»/Сталин/. Лозунг над входом в один из северных лагпунктов системы ГУЛАГ, 1933. Фото писателя Михаила Пришвина//Фома. - – январь 2021. – С.36-39. – (Раздел « Вера », рубрика « Новомученики »).

http://foma.ru/bibliografija-foma-1-213-...

постановлениям. Это может относиться к своеобразному толкованию лжеучителями иудейского закона (3,9; 1Тим. 1,7; 4,3 ). 1 Для чистых все чисто. Лжеучители, по-видимому, вводили какие-то запреты (ком. к 1Тим. 4,3 ). Ответ Павла см. в 1Тим. 4,3–5 . 1 делами. Павел осуждает не только учение лжеучителей, но и их дела ( 2Тим. 3,2–5 ). Христианам следует держаться здравого учения; их поступки также должны соответствовать новому образу жизни. отрекаются. Новый Завет учит, что отсутствие дел, сообразных перемене жизни, ставит под сомнение веру человека во Христа ( Мф. 7,16–20 ; Иак. 2,14–16 ; 1Ин. 3,17 ). Глава 2 2:1–15 Павел обращается к тому, что должен проповедовать Тит. Он дает отдельные наставления о том, как должны жить старцы, старицы, молодые женщины, юноши и рабы, а также сам Тит, и заключает их размышлением о благодати Божией. 2 здравое учение. См. ком. к 1,9. 2:2–6 См. 1Тим. 5,1–2 . 2 целомудренны. Данное качество доминирует в советах Павла в этом разделе (ст. 5,6,12; 1,8 и ком.). 2 учили добру. Судя по следующему стиху, имеется в виду их поведение дома. 2 вразумляли. Вероятно, Павел имеет в виду проблемы, с которыми столкнулись некоторые молодые вдовы в Ефесе ( 1Тим. 5,11–13 ). 2 попечительными о доме. В отличие от поведения некоторых молодых вдов в Ефесе ( 1Тим. 5,13 ). покорными. См. ком. к 1Тим. 2,11 . да не порицается слово Божие. Забота Павла: поведение христиан должно служить подтверждением Евангелия (ст. 8,10). 2 показывай в себе образец. Подобный совет Павел дает и Тимофею ( 1Тим. 4,12 ). добрых дел. Начиная с этого места, добрые дела одна из основных тем Павла в этом послании (ст. 14; 3,1.8.14). 2 рабов. См. также Еф. 6,5–8 ; Кол. 3,22–25 ; 1Тим. 6,1.2 . 2 дабы они во всем были украшением учению Спасителя нашего, Бога. См. ком. к ст. 5. 2:11–14 Эти стихи содержат богословское обоснование практических наставлений, изложенных в ст. 2–10. 2 Ибо явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков. Благодать Божия, незаслуженное снисхождение Бога, была явлена в Иисусе Христе (3,4.6; 2Тим. 1,10 ). Цель Божия в ее даровании спасении грешников (3,4–7; 2Тим. 1,9 ). Благодать объемлет всех людей, невзирая на пол, возраст или общественное положение (ст. 2–10; 1Тим. 2,1–6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

1Кор.1:2 . «Церкви Божией, находящейся в Коринфе, освященным во Христе Иисусе, призванным святым, со всеми призывающими имя Господа нашего Иисуса Христа, во всяком месте, у них и у нас». Объяснение. Что Церковь Божия в Коринфе состояла не из одних мирян, видно из слов того же послания апостола Павла: 1Кор.12:28–29 ; только члены истинной Церкви и могут быть освященными во Христе Иисусе: Ин.17:18–20 ; Еф.2:19–20 . Незаконно собирающиеся, не по воле Господней, по-видимому, собираются и во имя Господне, но услышат: «что вы зовёте Меня...» Лк.6:46 ; 2Тим.2:5 . Лев.26:12 . «И буду ходить среди вас, и буду вашим Богом, а вы будете Моим народом». Объяснение. «Вы» – «мы» – разумеется целое общество, например христиан, сравн. 2Кор.6:16 . В этом обществе есть соработники у Бога (пастыри) и Божия нива (пасомые): 1Кор.3:9–11:16 . Такому обществу основание положено Самим Иисусом Христом и устройство дано апостолами: Еф.2:20–22 . Оно состоит из многих членов: 1Кор.12:12–30 . Пс.136:8–9 . «Дочь Вавилона, опустошительница! Блажен, кто воздаст тебе за то, что ты сделала нам. Блажен, кто возьмёт и разобьёт младенцев твоих о камень». Объяснение. Из этих слов видно, что здесь говорится о Вавилонском царстве, а не о Церкви Православной, основанной на апостолах: Мф.16:18 , и имеющей главою Самого Господа: Еф.1:22–23. 136 псалом изображает состояние евреев в плену вавилонском, а 8–9 стихами выражается желание, чтобы вавилонянам было отомщено за жестокое их обращение с пленными евреями; а потому, нет никакого основания относить эти стихи к Православной Церкви. б) Церковь Христова полна Еф.1:22–23 . «И всё покорил под ноги Его, и поставил Его выше всего, главою Церкви, которая есть тело Его, полнота Наполняющего всё во всём». Объяснение. Сравнивая Церковь с телом, апостол представляет Христа главою тела, не только в отношении управления, как главу общества, но и в отношении жизни и деятельности всего тела, в котором есть разные члены: Еф.4:11–12 . Созидание Церкви происходило чрез посредство апостолов и их преемников: Деян.16:4–5 ; Еф.2:20–21 ; 1Тим.3:15 ; Тит.3:5 . Иисус Христос , как глава Церкви, хотя и наполняет всё и действует во всех частях Своего тела, но для Его полноты нужна и Церковь (из различных членов), носительница Его высочайших совершенств: 1Кор.12:12 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Поисковая таблица к Синопсису по Евангелию от Марка Глава, стихи и название перикопы 20 Проповедь Иоанна Предтечи; свидетельство об Иисусе Христе 1:9–11 21. Крещение Господне и новое свидетельство Иоанна Предтечи 1:12–13 22. Искушение Господа в пустыне 1:14–15 35. Начало служения Господа в Галилее 1:16–20 37. Призвание к апостольству Петра, Андрея, Иакова и Иоанна 1:21–28 38. Исцеление бесноватого в капернаумской синагоге 1:29–31 39. Исцеление тещи Симона 1:32–34 40. Исцеление многих бесноватых и больных 1:35–39 41. Благовестие в Галилее 1:40–45 42. Исцеление прокаженного 2:1–12 43. Исцеление расслабленного 2:13–17 44. Призвание Матфея (Левия); Господь в его доме 2:18–22 45. Вопросы Иоанновых и фарисейских учеников о посте 2:23–28 47. Срывание колосьев и спор о субботе 48. Исцеление сухорукого в субботу; заговор против Господа 3:7–12 49. Исцеление многих при море 3:13–19 50. Избрание Двенадцати 3:20–30 57. Исцеление бесноватого слепого и немого. Обличение хулы на Духа Святого 3:31–35 59. Матерь и братья Господа; духовное родство с Ним 4:1–34 60. Учение притчами о Царствии Божием 60.1. О сеятеле 4:10–12 60.2. Почему к народу говорится в притчах 4:13–20 60.3. Объяснение притчи о сеятеле 4:21–25 60.4. Нет ничего тайного, что не сделалось бы явным 4:21 (НП) 51.3. Свет миру 4:26–29 60.6. О посеве и всходах 4:30–32 60.7. О горчичном зерне 4:33–34 60.8. О закваске 4:35–41 62. Усмирение бури 5:1–20 63. Исцеление бесноватых в Гадаринской стране 5:21–43 64. Воскрешение дочери Иаира и исцеление кровоточивой 6:1–6а 67. Второе отвержение Господа в Назарете 6:6б-13 68. Наставления Двенадцати при призвании их на проповедь 6:14–16 69. Смятение Ирода при слухе о делах Господа; усекновение главы Иоанна Предтечи 6:17–20 34. Заключение Иоанна Предтечи в темницу 6:21–29 69. Молва о делах Господа; смятение Ирода. Усекновение главы Иоанна Предтечи 6:30–44 70. Великое чудо насыщения 5000 человек 70.1. Возвращение Двенадцати с проповеди 6:31–44 70.2. Удаление Господа в пустынное место; чудо насыщения 5000 человек

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/evangel...

1) что означает огневидность, 2) что – человеческий вид, 3) что – глаза, 4) что – ноздри, что уши, 5) что – уста, 6) что – осязание, 7) что – брови и веки, 8) что – юность, 9) что – зубы, 10) что – плечи, мышцы и руки, 11) что – сердце, 12) что – грудь, 13) что – плечи, 14) что – ноги и крылья, 15) что – нагота и необутость, 16) что – одеяние, 17) что – светлая одежда, 18) что – святительская одежда, 19) что – пояса, 20) что – жезлы, 21) что – копья, секиры и землемерные 22) и древообрабатывающие орудия, 23) что – ветры, облака, медь и электр, 687 24) и лица, 25) что – вид льва, вид тельца, вид орла, 26) что – кони, различие конских мастей, колесницы, колеса и прочее, что так называемая радость ангельская. Стихи о книге святого Дионисия: Трактатов Дионисия великого Едва ли кем точнее книга сыщется, Ни более, конечно же, роскошная, Коль это роскошь – серебро на пурпуре. Эпиграф к блаженному Дионисию: Ангелам свойственной мудрости многую светлость постигнув, Людям Звезду, из ума состоящую, дал ты увидеть. Глава 1. Что всякое божественное осияние, по благости (Божией) различно проходящее в то, о чем заботится Промысел, пребывает простым, но и единотворит осияваемое 1. «Всякое даяние благое и всякий дар совершенный свыше есть, сходя от Отца светов». 689 Но и всякое исхождение движимого Отцом светосвечения, благодатно в нас приходящее, вновь как единотворящая сила, возвышая, нас наполняет и обращает к единству и боготворящей простоте Собирателя Отца. Ибо «из Него все и в Него», как сказало священное Слово. 2. Итак, призвав Иисуса, Отчий «Свет», сущий, «истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир», через Которого мы обрели доступ к светоначалу, Отцу, восклонимся, насколько это возможно, ввысь к осияниям священнейших Речений, переданным отцами, 690 и сколько есть сил будем созерцать ими для нас символически 691 и возводительно открытые иерархии небесных умов. 692 И начальное и сверхначальное 693 светодаяние богоначального Отца, показывающее нам в изобразимых символах блаженнейшие иерархии ангелов, невещественными и недрожащими очами разума восприняв, от него вновь устремимся к его простому сиянию.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Эти два стиха – наиболее часто цитируемая часть Пс.125 . В христианской литературе до Киприана Карфагенского включительно встречаются цитаты только этих стихов. До Августина их цитируют и комментируют (порой очень пространно и своеобразно) Климент Александрийский (Stromata II. 13. 59. 3), Тертуллиан (Adversus Marcionem IV. 14. 12; IV. 15. 13), Ориген (Commentarius in Euangelium Iohannis 13. 288–289, 292–292), Киприан Карфагенский (Ad Fortunatum 12; Ad Quirinium 3. 16), Григорий Чудотворец (Panegyricus 17. 201–202), Люцифер Калаританский (Moriundum esse pro Dei filio 15), Амвросий Медиоланский (De Ioseph pamriarcha 2. 7; Expositio Euangelii secundum Lucam 8. 53), Иероним Стридонский (Commentarius in Matthaeum 1, in v. 9. 37). Частое цитирование этих стихов, очевидно, объясняется именно гномическим содержанием высказывания: смысл его столь общий, что цитирование будет уместным и в рассуждении о тяготах земной жизни, и в напоминании о будущем воздаянии. Августин в разных своих произведениях цитирует Пс.125:5 и/или 6 многократно. Мы разберем подробно только три контекста, наиболее важные для понимания тех значений, которые видит Августин в образе слезного сеяния и радостной жатвы. Если не первый, то один из первых случаев цитирования окончания Пс.125 у Августина встретился нам в 61–й главе изъяснения Послания к Галатам (Expositio Epistulae ad Galatas 1 ). Глава представляет собой толкование на Гал.6:7–9 , т. е. на стихи, которые у Августина (да и у других авторов, например у Оригена ) иногда сопровождали цитирование Пс.125:5–6 , так как здесь тоже присутствует образ сеяния и жатвы, причем в соотнесении с мыслью о будущем воздаянии за добрые дела в настоящей жизни: «Не заблуждайтесь: Бог поругаем не бывает, ибо что посеет человек, то и пожнет. Ибо кто пожнет во плоти своей, от плоти пожнет тление, а кто пожнет в духе, от духа пожнет жизнь вечную. Но в деланье добра да не оскудеем, ибо в свое время пожнем неутомимо...» 2 Пс.121:5 цитируется только в конце главы (61.10), но связь между интерпретацией обоих текстов вполне очевидна.

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

Вторая глава представляет одно законченное целое; в ней не трудно заметить некоторый план. Глава разделяется на две части: первая обнимает стихи 1–12, вторая 13–22. Первый стих служит как бы темой или надписанием первой части. После общей мысли о гневе Божьем на Сион (каковая мысль развивается во всей первой части второй главы) в стихе намечаются две частных мысли; одна – о политической гибели Иудеи, другая – о гибели храма. Обе эти мысли раскрываются в первой половине первой части, в стихах 2–5 и 6–7. Мысль о политической гибели Иудеи раскрывается так. Господь опустошил страну Израиля, сокрушил крепости его (2а. b; 5а. b). Царь, князья и войско его погибли (2с, 3d, 4b). В борьбе с врагами Израиль лишен помощи Иеговы (3b). Господь Сам, как враг, выступил против Сиона (4а, 5b). Гнев Иеговы разгорался, как огонь (3с, 4с), и по всей стране распространилась печаль и сетование (5c). С 6 стиха раскрывается мысль о погибели храма. Господь разорил место собраний, забыл о праздниках и субботах. Царь и священники отвергнуты (6). В святилище неистовствуют толпы врагов (7). Вторая половина первой части состоит также из двух групп мыслей. Сначала, ст. 8–9а, автор изображает здесь исключительно судьбу города: стены и укрепления его разрушены, ворота его вросли в землю. После этого описывается участь жителей города. Царь и князья Иерусалима в плену. Закон Моисеев не исполняется. Старцы Иерусалимские безмолвны. Девицы поникли к земле челом своим (9b-10). В 11 и 12 стихах автор в первый раз выступает с выражением своих субъективных чувствований по поводу тех сцен разрушения государства, которые он наблюдал, как очевидец. Во второй части главы (13–22) пророк обращается с речью к городу, желая утешить его в его страданиях. Но человеческие утешения бессильны облегчить печаль страдальца. Бедствие, навлеченное на него ложными пророками, велико, как море (13–14); так что все, проходящие мимо, с чувством сострадания смотрят на следы постигшего страну страшного разгрома (15), только враги радуются бедствиям Сиона (16). В таких бедствиях Израиль лишь от Бога может ожидать себе помощи и утешения. К Нему должен взывать Сион в своей печали (18–19). Сион, действительно, так и поступает (20–22).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/kniga-...

И. План разделения Ханаана (33,50 34,29) К. Города левитов и города-убежища (35,1–34) Л. Дополнительные постановления о наследовании удела дочерьми (36,1–13) Глава 1 1:1–46 Ровно через месяц после возведения скинии у горы Синай ( Исх. 40,17 ) Бог повелевает исчислить всех боеспособных мужчин в Израиле. 1 сказал Господь Моисею. Эта фраза встречается в книге Чисел более ста пятидесяти раз. Если к другим пророкам Бог обращался в видениях и снах, то с Моисеем Он разговаривал наяву (ср. 12,8). Из всех людей, живших на земле, только Христос обладал властью большей, нежели Моисей. в скинии собрания. Здесь Бог обычно открывался Моисею. Это выражение часто встречается в Пятикнижии и лишь изредка в более поздних книгах. во второй год. Книга Чисел начинается с описания событий, происходивших после исхода из Египта, и повествует о жизни Израиля в течение последующих тридцати девяти лет. 1 годных для войны. Это исчисление было частью подготовки к тому, что должно произойти в дальнейшем, когда Израилю придется обороняться от врагов. 1:5–16 В этих стихах (а также в 2,7.10) перечислены главы всех колен Израилевых, за исключением левитов, которые были отделены для служения в скинии. Два колена, Ефремово и Манассиино, числятся как «сыновья Иосифа» (ст. 10). Число двенадцать сохраняется, если не считать левитов. 1:20–43 В этом отрывке приводится число боеспособных мужчин в каждом колене. Стихи следуют в строгой последовательности, повторяя каждый раз одну и ту же формулу исчисления. Перечень колен аналогичен ст. 1–15, кроме колена Гадова, которое здесь упомянуто третьим, а не одиннадцатым. 1:44–46 В этих стихах содержатся окончательные результаты переписи. 1:47–54 Как и во всех остальных главах книги, левиты здесь не исчисляются наряду с другими коленами; будучи отделенными, чтобы заботиться о скинии, они освобождались и от военной службы. Глава 2 2:1–34 В этой главе даются сведения о расположении каждого колена в стане и о порядке их следования в походах. Народ образует четыре стана: Иуды, Рувима, Ефрема и Дана. Каждый стан объединяет три колена. Названия колен даны в той же последовательности, что и в заключительной части гл. 1. Левиты должны были размещаться вокруг скинии (1,50.53), а четыре вышеупомянутых стана располагались вокруг стана левитов с восточной, южной, западной и северной сторон так, как они были перечислены. В походах порядок следования колен сохранялся (ср. четырехугольный город в Откр. 21,16 окончательное жилище Бога среди Своего народа).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010