Объединенный диссертационный совет по теологии провел две защиты кандидатских диссертаций и назначил защиту докторской работы 13 сентября 2019 г. 10:21 10 сентября 2019 года на заседании Объединенного диссертационного совета по теологии Д 999.213.04 состоялись защиты двух диссертаций на соискание ученой степени кандидата теологии. Заседание проходило в актовом зале Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия под председательством ректора ОЦАД митрополита Волоколамского Илариона . На первом заседании состоялась защита кандидатской диссертации иерея Алексия Волчкова на тему «Теологические аспекты критической герменевтики Жака Деррида и ее роль в библейских исследованиях», представленную на соискание ученой степени кандидата теологии по научной специальности 26.00.01 — «Теология». Работа была подготовлена в аспирантуре ОЦАД под руководством доктора философских наук С.А. Коначевой, профессора и заведующего кафедрой современных проблем философии Российского государственного гуманитарного университета.  В качестве официальных оппонентов на заседании выступили ведущие специалисты по теме диссертации: доктор философских наук, ведущий научный сотрудник Центра фундаментальной социологии Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» А.В. Ямпольская и кандидат философских наук, доцент гуманитарного факультета Санкт-Петербургского государственного университета аэрокосмического приборостроения И.Н. Зайцев. Ученый секретарь диссертационного совета священник Димитрий Сафонов зачитал отзыв ведущей организации — частного образовательного учреждения высшего образования «Русская христианская гуманитарная академия». Были также зачитаны десять отзывов, поступивших на автореферат о. Алексия. Все отзывы носили положительный характер. В результате тайного голосования большинством голосов (при одном голосе против) совет принял решение о присуждении искомой степени соискателю. На втором заседании совет провел защиту диссертационной работы игумена Филарета (Пряшникова) на тему «Деятельность православного духовенства острова Сахалин во второй половине XIX — начале ХХ века», представленную на соискание ученой степени кандидата теологии по научной специальности 26.00.01 — «Теология». Работа была выполнена в ПСТГУ под руководством А.В. Семеновой, профессора, доктора исторических наук, главного научного сотрудника Института российской истории РАН.

http://patriarchia.ru/db/text/5499007.ht...

Разделы портала «Азбука веры» Герменевтика (от греч. ρμηνευτικ — искусство толкования (от греч. ρμηνεω — толковать, объяснять, переводить)) — 1) научное направление богословия , предметом которого является исследование и раскрытие исторического опыта основных принципов толкования Священного Писания , развитие методов и приемов толкования библейских текстов; 2) наука, предметом которой является исследование и толкование древних текстов. Основополагающим принципом толкования Священного Писания в Православной Церкви является догмат о его Богодухновенности , то есть его написания по внушению Святого Духа избранным Богом человеком. В церковной истории сохранилась богатая традиция толкования Священного Писания, разработанная Самим Господом и святыми мужами ( пророками ,  апостолами , святыми отцами ), а также авторитетными церковными учителями, разъяснявшими сочинения друг друга. Исследование этой традиции позволяет выделить основные методы толкования Священного Писания. К ним могут быть отнесены буквально-исторический, символический, типологический (прообразовательный), аллегорический и др. Изучение этих методов и их взаимодействия в процессе истолкования – предмет герменевтики. Герменевтика также призвана изучить историческое возникновение методов истолкования Священного Писания и проследить их использование в истории Церкви . В связи с этим предметом герменевтики может быть, например, возникновение аллегорического толкования у иудеев диаспоры, развитие аллегорического объяснения Ветхого Завета у Филона Александрийского, крайних и умеренных аллегористов (терапевты), аллегорический метод толкования Александрийской школы экзегезы. Предметом исследования также могут быть толкование Священного Писания Ветхого Завета Господом Иисусом Христом, толкование ветхозаветных Писаний апостолами, святоотеческие методы толкования: толкования Писания у мужей апостольских, толкования Писания у апологетов, принципы толкования Писания Оригеном , принципы толкования антиохийской школы,  Иоанна Златоуста , египетских подвижников (например. прп. Иоанна Кассиана Римлянина ), эдесско-низибийская школы и др. Содержательно-смысловой аспект толкований Священного Писания изучает экзегетика .

http://azbyka.ru/germenevtika

Альманах " Альфа и Омега " О наших публикациях Принципы библейской герменевтики в строгом смысле в православном богословии еще не сформулированы. Становление библейской науки в России в начале ХХ в. было прервано великой катастрофой — и промыслом Божиим продолжено в диаспоре стараниями прежде всего профессоров Парижского Свято-Сергиевского Богословского Института. В ставшей уже давно классической, небольшой — но такой драгоценной! — книжечке А.В.Карташева (1875-1960) «Ветхозаветная […] Нагорная проповедь Иисуса Христа Нагорная проповедь Иисуса Христа — полный текст и толкование наставлений Сына Господа Вы сможете найти в данной статье! Нагорная проповедь Иисуса Христа (Мф 5-7) (4:25 И шли за Ним многолюдные толпы из Галилеи, и Десятиградия, и Иерусалима, и Иудеи, и края за 5:1 Иорданом.)/И Он, увидев эти толпы, поднялся на гору; 2 и когда […] Хотим ли мы нового перевода Библии? (социологическое исследование) В рамках программы научно-исследовательских работ, проводимых Обществом для распространения Священного Писания в России (ОРСПР), была составлена анкета для изучения интереса верующих к библейской литературе и отношения их к имеющимся переводам Священного Писания на русский язык. По этой анкете в ноябре 1992 г. был проведен пилотажный (пробный) опрос, в котором приняли участие 143 человека различного возраста, […] Современные Православные Церкви (справка) В статье из альманаха «Альфа и Омега» опубликована справка, описывающая современные Православные Церкви планеты: их патриархов и многое другое. Современные Православные Церкви Православная Церковь не имеет единого юридического и духовного главы. Православная Церковь верует в духовное равенство (по сану) всех епископов, возглавляющих свои епархии и решающих все общие вопросы соборно. В зависимости от важности вопросов, […] Вячеслав Иванов. Рождество. Пещера. РОЖДЕСТВО В ночи звучащей и горящей, Бесшумно рухнув, мой затвор, Пронизан славой тверди зрящей, В сквозной сливается шатер. Лохмотья ветерок колышет; Спят овцы; слушает пастух, Глядит на звезды; небо дышит, — И слышит, и не слышит слух… Воскресло ль зримое когда-то, Пред тем, как я родился слеп; И ребра каменного ската В мерцаньи звездном, и […]

http://pravmir.ru/tag/almanah-alfa-i-ome...

Новости 31 января, 2012 В праздник Трех святителей в Греции также отметили День Образования и Просвещения В Греции память святителей отмечают как День Образования и Просвещения. Особенно этот праздник чтут в университетах. Вместо занятий школьники, студенты и преподаватели отправляются в храм на службу. 31 января, 2012 200 семей Таиланда, пострадавших от наводнения, получили помощь от представительства Русской Церкви «Самое важное для нас то, что помощь была оказано каждому из пострадавших лично, из рук в руки, без бюрократических препон», — отметил представитель Русской Православной Церкви в Таиланде архимандрит Олег (Черепанин). 31 января, 2012 30 января, 2012 Патриарх Кирилл поднял перед архиереями вопрос о пастырском выгорании священнослужителей Это такое состояние, когда священнослужитель теряет мотивацию к несению пастырского служения, состояние хронической усталости и апатии, сопровождающееся сомнениями в наличии пастырского призвания и правильности выбора священнослужения как профессии и образа жизни. 30 января, 2012 Игумен Ефрем находится в тюрьме более месяца Больше месяца содержится в камере предварительного заключения наместник Ватопедского монастыря архимандрит Ефрем. Состояние его здоровья, как сообщают очевидцы, не улучшилось, хотя отец архимандрит на свое самочувствие не жалуется. 30 января, 2012 В Страсбурге впервые совершили великое освящение вод реки Иль Богослужение собрало около 300 человек и совершалось на греческом, церковнославянском, грузинском, румынском и французском языках. 30 января, 2012 О наших публикациях Принципы библейской герменевтики в строгом смысле в православном богословии еще не сформулированы. Становление библейской науки в России в начале ХХ в. было прервано великой катастрофой — и промыслом Божиим продолжено в диаспоре стараниями прежде всего профессоров Парижского Свято-Сергиевского Богословского Института. В ставшей уже давно классической, небольшой — но такой драгоценной! — книжечке А.В.Карташева (1875-1960) «Ветхозаветная […]

http://pravmir.ru/category/news/page/514...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НЕСТОР (Попович (иногда в литературе - Йованович) Никола; 17.02.1833, с. Шума близ г. Крагуевац - 19.03.1884, г. Заечар), еп. Нишский Сербской Православной Церкви. Род. в семье священника. Окончил школу в с. Павловац близ г. Топола, 2 класса гимназии в г. Крагуевац и Белградскую богословию (семинарию). С 1849 г. работал учителем в школе Павловаца. 15 авг. 1852 г. рукоположен во иерея и назначен настоятелем прихода с. Сепцы, затем переведен в Крагуевац. В 1854 г. овдовел, в 1855 г. лишился единственного ребенка. По собственной просьбе был направлен на обучение в Киев, 23 нояб. 1853 г. по рекомендации митр. Сербского Петра (Йовановича ; впосл. епископ Горно-Карловацкий) зачислен на высшее отд-ние Киевской Духовной семинарии, по окончании к-рой в 1859 г. поступил в КДА. В 1863 г. окончил КДА со званием действительного студента (постановление Конференции КДА от 2 окт. 1863 г., утверждено Синодом 30 нояб. 1863); тема выпускного соч. «О сущности и характере проповедей апостольских» (НБУВ ИР. Ф. 304. Дис. 367). Вернулся в Сербию, с осени 1863 г. служил писарем в Белградской консистории. Впосл. занимал преподавательские должности в полугимназии (с 1 дек. 1864) и высшей гимназии (с 26 авг. 1865) в Белграде. С 20 сент. 1868 г. преподавал в Белградской богословии (духовной семинарии) догматическое и пастырское богословие и библейскую герменевтику. 26 окт. 1868 г. возведен в сан протоиерея (стал 1-м священником Сербской Церкви, к-рый получил этот сан как награду без назначения на соответствующую должность). Со 2 нояб. 1868 г. ректор Белградской богословии. В 1862-1869 гг. преподавал катехизис малолетнему серб. кн. Милану Обреновичу (см. в ст. Обреновичи ). 11 дек. 1872 г. (по др. данным, 14 янв. 1873) принял монашеский постриг в мон-ре Раковица, 11 марта 1873 г. возведен в сан архимандрита. В 1883 г. Н. признал законность поставления Сербским митрополитом Феодосия (Мраовича) вместо отстраненного властями митр. Михаила (Йовановича) . 3 апр. 1883 г. был хиротонисан во епископа, 6 апр. назначен управляющим Нишской епархией вместо поддержавшего митр. Михаила еп. Виктора (Чолакова) и временно управляющим Неготинской (Тимокской) епархией.

http://pravenc.ru/text/2565136.html

Разделы портала «Азбука веры» с 2005 года Разночтения или кажущиеся противоречия в Библии объясняются следующими причинами: Если мы в настоящее время не можем что-то объяснить, то это не значит, что это невозможно объяснить. Необъяснённое — не значит необъяснимое. Например, первая археологическая находка, подтверждающая историчность фигуры Понтия Пилата, датируется лишь 1961 годом. Для верного истолкования библейского текста имеет смысл ознакомиться с принципами герменевтики . Среди консервативных современных западных библеистов существуют два подхода к вопросу о разночтениях в Библии: Первый вариант представлен в работах крупного современного библеиста Крейга Бломберга. Он автор двух больших работ по синоптикам и по ап. Иоанну, в которых он рассматривает все возможные противоречия или ошибки и приходит к выводу, что в Новом Завете есть различия, но не противоречия. А эти различия легко гармонизировать. Такой же позиции придерживается еще один библеист мирового уровня Дональд Карсон. Второй вариант более распространен. Он заключается в том, что Св. Писание это продукт синергии Бога и человека, и поэтому наличие человеческих ошибок (например, грамматических или хронологических) никак не мешает богодухновенности благой вести о спасении. Как говорил Галилей, Писание учит людей, как попасть на небо, а не как оно устроено . Кроме того, нужно учитывать, что мы действительно неправильно понимаем, что такое противоречивость. Известный пример в истории это спор о праздновании Пасхи. В соответствии с Евангелием от Иоанна Христа распинают до наступления еврейской Пасхи, а по синоптикам Тайная вечеря была Пасхальной трапезой. Бломберг небезуспешо пытается гармонизировать этот парадокс, но большинство специалистов придерживаются мнения, что фактически прав Иоанн, а синоптики специально выбирают такую подачу текста, для достижения тематических и богословских целей.  Есть немало работ и светских историков, которые проверяли Новый Завет на наличие каких-то исторических ошибок. Например, известный специалист по античности Шервин-Уайт написал монографию  “Roman Society and Roman Law in the New Testament” , в которой очень очень четко продемонстрировал историческую достоверность многих фактов Нового Завета.

http://azbyka.ru/est-li-v-biblii-oshibki

Св. Гри горий Нисский 102 следует св. Василию, но принимает и герменевтические основы Оригена . (По св. Василию, в псалмах содержится «совершенное богословие, пророчество о пришествии Христовом во плоти, угроза (Страшного) Суда, надежда на воскресение, страх перед муками ада 103 , обетование славы, откровение таинств» 104 .) Св. Григорий дополнил Шестоднев Василия Великого [сочинением] О сотворении человека , а во втором экзегетическом сочинении Апология на Шестоднев 105 ставит целью исправить некоторые неточные интерпретации библейского текста и экзегезы Василия 106 . Здесь он остается верен буквальному толкованию св. Василия и охотно подчеркивает, что не изменяет буквальный смысл на тропологическую (образную) аллегорию. В другом своем экзегетико-духовном произведении Жизнь Моисея он использует два типа экзегезы: в первой части, где рассказывается о жизни Моисея по Книгам Исход и Числа, он использует буквальное толкование, а во второй части – аллегорическое (созерцательное – θεωρα), где пророк рассматривается как символ духовного подъема и восхождения души к Богу. В этом произведении ощущается влияние Платона и Филона 107 . Такой тип символической экзегезы встречаем и в его работе О надписаниях псалмов ( In psalmorum inscriptiones ). Названия псалмов, которые дали семьдесят толковников, имеют духовный смысл таинственного усовершенствования и возвышения нашей души. Тропологическое или аллегорическое толкование применяется им и в его восьми беседах на Притчи Соломона, и в толковании Песни Песней. По св. Григорию, Песнь Песней изображает любовь между душой и Богом, показанную в виде брака. Он не упускает из виду и идею Оригена , что невеста означает Церковь , но не придает ей такого значения, которое ей придает Ориген , которого он все же ценит 108 . В толковании на Первую книгу Царств, глава 28, стих 21 и далее, св. Григорий считает, что Аэндорская волшебница вызывает не дух пророка Самуила, как думает Ориген , но демона, принявшего облик пророка. Его толкования были влиятельны и на Востоке, и на Западе.

http://azbyka.ru/otechnik/Amfilohij_Rado...

Слово Патриарха на презентации 11-го тома «Православной энциклопедии» Многоуважаемый Юрий Михайлович, Председатель Попечительского Совета! Многоуважаемый Борис Вячеславович, Председатель Общественного Совета! Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Уважаемые члены Наблюдательного, Попечительского и Общественного Советов и Ассоциации благотворителей по изданию «Православной энциклопедии»! Уважаемые коллеги! Сегодня мы представляем итоги работы Церковно-научного Центра «Православная энциклопедия» в конце 2005- начале 2006 года и, прежде всего, очередной 11-й алфавитный том энциклопедии, в который вошло большое количество статей о святых, новомученниках, церковных и исторических деятелях с именами Георгий, Герасим, Герман и Глеб; фундаментальная статья по церковной и государственной истории Германии; очень обширная и методологически важная статья по герменевтике, то есть истолкованию библейских текстов. Большая статья посвящена гимнографии. В том также вошли статьи, посвященные таким известным именам как: Николай Васильевич Гоголь, Александр Николаевич Голицын, Николай Никанорович Глубоковский, Евгений Евстигнеевич Голубинский, Федор Александрович Голубинский. В этом году Церковно-научный Центр переходит на издание 3-х томов в год, и мы уже до конца текущего года увидим 12-й и 13-й алфавитные тома «Православной энциклопедии». Сегодня на совместном заседании Советов мы обсуждали сложности, возникшие перед Церковно-научным Центром, в осуществлении этой задачи. Решение данного вопроса означает серьезное усиление работы авторов, научных редакций и издательских служб. Тем не менее, осознавая всю сложность поставленной задачи, мы считаем ее осуществимой. Сегодня нам также был представлен первый выпуск нового ежеквартального журнала «Вестник церковной истории». Уверен, что новый научный журнал будет не только иметь самостоятельную ценность для ученых, преподавателей и студентов, но позволит Церковно-научному Центру привлечь и сплотить вокруг себя новых авторов. Тем более что значительное количество авторов «Вестника церковной истории» - это ученые из различных регионов России, краеведы и архивисты.

http://pravoslavie.ru/17630.html

Статистика Василенко Леонид Иванович Леонид Иванович Василенко (31.05.1946–16.07.2008) — известный ученый, специалист в области истории русской религиозной философии и философии религии, доцент кафедры философии богословского факультета Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета (ПСТГУ), кандидат философских наук. Его перу принадлежат книги «Введение в русскую религиозную философию», «Введение в философию религии», «Краткий религиозно-философский словарь», а также статьи по религиозной философии, богословию, экологии и культуре. Леонид Иванович родился в станице Октябрьской Павловского района Красно­дарского края в семье рабочего. В 1970 г. окончил Московский физико-технический институт (г. Долгопрудный Московской обл.), два года работал как инженер-физик в городе Дубна Московской обл. в Объединенном институте ядерных исследований. С 1972 по 1975 гг. — аспирант Института философии Российской Академии наук (г. Москва), где специализи­ровался по философским вопросам естество­знания. Кандидатскую диссер­тацию на тему «Методологические аспекты син­теза знаний в экологии» защитил в 1977 г. В 1975 г. работал в Научно-информационном отделе «Информкультура» Государственной библиотеки им. Ленина. С 1976 по 1990 гг. был научным сотрудником Института философии Российской академии наук, с 1990 по 1994 — старшим научным сотрудником Института научной информации по общественным наукам РАН в Москве. С 1989 по 1993 гг. преподавал философию в Московской Духовной Семинарии (г. Сергиев Посад). С 1994 и до кончины — преподаватель кафедры истории зарубежной культуры, а затем старший преподаватель кафедры философии ПСТГУ, г. Москва (вёл курсы: История русской религиозной философии, Философия религии, Философская герменевтика, Философская антропология, Основное богословие). Работал в ПСТГУ (ранее ПСТБИ) с момента его основа­ния, был ведущим педагогом, автором монографий и учебных пособий, проводил активную научную и педагогическую работу среди аспирантов и студентов. Начиная с 1990-х гг. в разное время преподавал философ­ские дисциплины также в Католической высшей духовной семинарии в Санкт-Петербурге, в Институте философии, теологии и истории св. Фомы Аквинского в Москве, в Общедоступ­ном право­славном университете им. о. Александра Меня, в Библейском Богословском Институте им. апостола Андрея, в Свято-Филаретовском право­славно-хрис­тианском институте, читал уникальный для России курс «Основы герменевтики Св. Писания» и в Колледже библейских основ церковных служе­ний «Насле­дие». Последние 14 лет преподавал и в Московской семинарии евангельских христиан (по дисциплинам: Философия, Философия религии, Мировые рели­гии, Христианская этика, Культы, Русская Православная Церковь).

http://lib.cerkov.ru/authors/1241

Уфа. Домовая церковь Иоанна Златоуста в бывшем здании Духовной семинарии. /// Объект не принадлежит Православной Церкви Карта и ближайшие объекты Семинария в Уфе была открыта по определению Святейшего Синода от 25 июня 1800 года и до 1865 года именовалась Оренбургской (по названию епархии). При разделении Оренбургской епархии на Оренбургскую и Уфимскую, семинария получила наименование Уфимской. При семинарии в 1804 году был открыт сиротский дом, функционировала церковь во имя св. Иоанна Златоуста (освящена в 1844 году). В Духовной семинарии изучали классические славяно-греко-латинское церковное красноречия, медицину, рисование (с 1804 г.), французский и немецкий языки (с 1808 г.). В 1840 году введены курсы: богословия, учение о вероисповеданиях и расколе, Священное Писание, герменевтика, православное исповедание, патистика, Библейская история Христианской Церкви - общая и русская, история, археология, церковное каноническое право, учение о богослужебных книгах, пасхалия; уроки логики, психологии, риторики, поэзии, физики, алгебры, еврейский, татарский, чувашский языки и др. В 1898 году в семинарии училось 181 учеников. Первоначально семинария размещалась в деревянном здании на улице Фроловской. Это здание 5 марта 1806 г. сгорело и семинаристы длительное время проводили учебные занятия в тесных флигелях неподалеку. В 1917 году семинария была закрыта, а с 1930 года в семинарском здании разместился Башкирский сельскохозяйственный институт. Здание Духовной семинарии – памятник архитектуры XIX в., один из лучших образцов архитектуры классицизма в Уфе. Здание возведено в 1826–1828 гг. по проекту архитекторов Трофимова и Кудинова. В настоящее время в здании размещается Министерство промышленности и инновационной политики Республики Башкортостан. К началу XX века в семинарии складывается Уфимская церковно-историческая наука. Так, преподаватель Духовнных мужского и женского епархиальных училищ Златоверховников Иван Егорович (1854–1920 гг.), выпускник Уфимской духовной семинарии, в 1899 году издал капитальный труд по истории епархии «Уфимская епархия. Географический, этнографический, административно-исторический и статистический очерк», а впоследствии явился автором учебников «Дроби простые и десятичные в совместном изложении их теорий» (1905 г.), «Первые уроки мироведения», «Курс общей географии». В это же время преподаватель Уфимской семинарии, епархиальный историк Херувимов Константин Петрович публикует актуальную работу «К столетию епископской кафедры и консисториального управления в Уфе епархии Оренбургской и Уфимской».

http://sobory.ru/article/?object=37816

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010