Дионисизм-вакхизм, соединенный с возрождением древнегерманского духа в творчестве Вагнера, был не простым культурно-историческим анахронизмом. Он свидетельствовал о проявлении духовного атавизма в христианской Европе. Поставив правильный культурно-исторический диагноз болезни Европы, Шпенглер не указал на его исходные пункты. Делать одного или двух Вагнеров виновниками духовного и культурного распада Европы – слишком много чести. Отчуждение от Логоса-Христа в христианской Европе началось с эпохи Ренессанса (Возрождения) XV-XVI вв., продолжалось в эпоху Просвещения XVIII в. и усилилось в эпоху расцвета естествознания 19 века. Одновременно с Вагнером и другими действовали другие силы, под прямым воздействием азиатского змеиномудрого Востока. При отчуждении от Логоса, его прививка начинает терять свою силу и действенность, виноградная лоза начинает давать вновь дикие плоды в виде спекулятивизма. Пробуждение спекулятивного духа в Европе означает возврат к древним дохристианским временам, знаменует возрождение древнеарийского духа в христианской Европе, то есть духовный атавизм. Дикие плоды принимают конкретные формы в специфической мудрости Анти-Логоса и его антирелигии. Ренессанс и Просвещение нужно понимать именно в этом последнем смысле как возрождение древнеарийского духовно-культурного «варварства». Было бы слишком много чести приписывать Блаватской исключительную роль в распространении готовых плодов западно-восточной, древнеарийской, тибетско-гималайской «тайной доктрины». Первым, насадившим эти плоды, был ирландец Иоганн Скотт Эригена. После неудач в христианской мистике Эригена совершил путешествие по всем странам древних культур, был в Египте, Малой Азии и в Индии (в IX в.). Дело Эригены продолжил Экхарт, от которого идет прямая линия к Реформации Лютера и Цвингли, чего не отрицают и сами протестантские богословы. Реформация внесла теософско-спекулятивный дух в Западную церковь . Вульгарная теософия Блаватской, Анни Безант, Ледбитера и Рудольфа Штейнера нашла готовую почву в полуразложившейся Европе.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Pozov/o...

Добавим также, что и Святейшие Румынская и Польская Православные Церкви не поддерживают изложенное Вашим Святейшеством видение проблемы православной диаспоры, что видно из докладов этих Церквей, представленных на заседаниях Межправославной подготовительной комиссии по подготовке Святого и Великого Собора в 1990 году. С учетом вышесказанного, Мы имеем полное основание оспорить утверждение Вашего Святейшества о том, что Экзархат русских приходов в Европе является «одной из форм обязательного окормления» Константинопольской Церковью. Тезис об обязательности подчинения данного Экзархата юрисдикции Константинопольского Патриархата опровергается самой историей этой церковной структуры. Напомним, что в официальных документах Константинопольской Церкви, касающихся положения русских приходов в Западной Европе, признается, что Матерью-Церковью для них является Русская Православная Церковь, и что установленный порядок управления этими приходами имеет временный характер. Об этом недвусмысленно говорится, в частности, в Томосе Патриарха Фотия от 17 февраля 1931 года. Комментируя этот документ, Святейший Патриарх Фотий в письме Заместителю Патриаршего Местоблюстителя митрополиту Сергию 1428 от 25 июня 1931 года писал, что «положение вещей должно остаться в этом временном состоянии вплоть до тех пор, пока, Богу содействующу, будет восстановлено единство и единый образ Святой братской Русской Церкви». В полном соответствии с данной линией Святейший Патриарх Афинагор в письме к Экзарху русских приходов Архиепископу Евдокиадскому Георгию 671 от 22 ноября 1965 года, свидетельствуя, что «Русская Церковь, освободившись от разделений и организовавшись внутренне, приобрела свободу действий в отношении зарубежных дел», объявил об упразднении «носящего временный характер» Экзархата русских приходов в Западной Европе и рекомендовал ему войти в общение со Святейшим Патриархом Московским, который «сможет и должен проявлять и свидетельствовать всегда отеческую любовь об этих приходах». Произошедшее в 1971 году повторное принятие епархии русских приходов в Европе в юрисдикцию Константинопольского Патриархата и преобразование ее в Экзархат Томосом от 19 июня 1999 года существенно не изменили временного характера нынешнего положения русской Архиепископии, поскольку вышеупомянутый Томос первым своим пунктом ссылается на Томос Патриарха Фотия. Таким образом, сама Святейшая Константинопольская Церковь в своих официальных документах и решениях недвусмысленно признавала право на воссоединение Архиепископии русских приходов в Западной Европе с Матерью – Русской Православной Церковью, не усматривая в этом ни проявления «крайне ошибочного и секуляризованного умонастроения», ни «ошибочной этническо-расовой концепции».

http://mospat.ru/archive/86401-13-02-200...

Опубликован доклад о нарушениях прав и свобод православных верующих в Европе в 2015 году 22 июня, 2016. Новостная служба Были зарегистрированы случаи бесчеловечного обращения, преследования, запугивания, задержания 22 июня. ПРАВМИР. Центр мониторинга нарушений прав и свобод православных христиан в Европе, действующий при поддержке Представительства Русской Православной Церкви при Совете Европы, опубликовал на английском языке доклад за 2015 год. Краткий обзор нарушений прав православных христиан в Европе, упомянутых в докладе, представлен ниже. Согласно докладу, в 2015 году права и свободы православных христиан в Европе значительно нарушались. Серьезные и многочисленные нарушения происходили в декабре-январе, когда православные верующие празднуют Рождество и Крещение, а также в марте-апреле, в период Великого поста, духовной подготовки к Пасхе. Таким образом, нарушители для своих действий выбирают наиболее религиозно важные для православных христиан периоды года. Были зарегистрированы случаи бесчеловечного обращения, преследования, запугивания, задержания, избиения православных священников и верующих, которые нарушают статью 2 (право на жизнь) и статью 3 (запрещение пыток) Европейской конвенции о правах человека (ЕКПЧ). В докладе упоминается 4 случая убийства и 3 случая избиения священников и церковных сотрудников в Албании, Украине и России. Определенный уровень враждебного отношения к православным христианам сохраняется в Албании, Косово и Хорватии. Еще одной страной, где происходят враждебные действия и насилие против православных христиан, стала Украина. В этой стране Украинская Православная Церковь подвергается периодическим нападкам различных радикальных группировок. В 2015 году православные христиане сталкивались с дискриминационными действиями государственных органов (Албания, Украина) из-за своей позиции по вопросу о моральных ценностях или из-за ложных обвинений в какой-либо политической позиции. Наиболее ярким примером дискриминационных действий является решение Киевского городского совета об освобождении от уплаты налогов для всех религиозных общин, кроме организаций Украинской Православной Церкви. В свою очередь, Правительство Черногории выступило с проектом закона о свободе религии, который имел дискриминационные положения в отношении имущества Сербского Патриархата.

http://pravmir.ru/opublikovan-doklad-o-n...

Св. Прокл, архиепископ Константинопольский Прокл, архиепископ Константинопольский. Беседа на Святую Пасху//Христианское чтение. 2, 1835. Прокяу архиепископ Константинопольский. Беседа о воплощении Господа нашего Иисуса Христа//Христианское чтение. 48, 1832. Прокл, архиепископ Константинопольский. Беседа о предании Божественной Литургии//Христианское чтение. 4, 1839. Прокл, архиепископ Константинопольский. Послание к армянам о Вере//Христианское чтение. 1, 1841. Прокя, архиепископ Константинопольский. Похвала апостолу Павлу//Христианское чтение. 2, 1840. Прокл, архиепископ Константинопольский. Похвальное слово апостолу Андрею//Христианское чтение. 4, 1839. Прокл, архиепископ Константинопольский. Похвальное слово Иоанну Златоустом у//Христианское чтение. 1, 1840. Прокл, архиепископ Константинопольский. Похвальное слово Пресвятой Деве Богородице Марии//Христианское чтение. 4, 1839; Воскресное чтение. 31, 1853. Прокл, архиепископ Константинопольский. Слово на Рождество Господа нашего Иисуса Христа//Христианское чтение. 4,1838. Прокл, архиепископ Константинопольский. Слово на Святое Богоявление. Слово в неделю Ваий//Христианское чтение. 1, 1839; Прибавления к Церковным ведомостям. 2, 1900. Прокл, архиепископ Константинопольский. Слово во Святый и Великий Четверток//Христианское чтение. 2, 1840. Прокл, архиепископ Константинопольский. Слово на Преображение Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа//Христианское чтение. 3, 1839. Прокл, архиепископ Константинопольский. Слово на Святую Пасху//Христианское чтение. 2, 1840. Прокл, архиепископ Константинопольский. Слово на Святую Пятидесятницу//Христианское чтение. 2, 1834. Прокл, архиепископ Константинопольский. Слово на страдание Господа, во Святый и Великий Пяток//Христианское чтение. 1, 1839. Прокл, архиепископ Константинопольский. Слово о Воплощении//Деяния Вселенских соборов. Т. 1. СПб., 1996. Constas N. Proclus of Constantinople and the Cult of the Virgin in Late Antiquity. Leiden, 2003. Pp. 125–272. (Supplements to the Vigiliae Christianae 66). [Homilia 1–5].

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ant...

Кафедра новгородских святителей со времени введения христианства в Новгороде до покорения его Московской державой. Том 1 Источник Том 2 → Содержание Епископы 1. Св. Иоаким Корсунянин (992–1030) 2. Св. еп. Лука-Жидята (1035–1059) 3. Еп. Стефан (1060–1068) 4. Еп. Феодор (1069–1078) 5. Св. еп. Герман (1078–1096) 6. Св. еп. Никита (1096–1107) 7. еп. Иоанн Папин (1108–1130) 8. Св. еп. Нифонт (1130–1157) 9. Св. еп. Аркадий (1157–1165) Архиепископы 1. Св. Иоанн (в иночестве Илия) (1165–1186) 2. Св. архиепископ Григорий (в мире Гавриил) (1186–1193) 3. Св. архиепископ Мартирий (1193–1199) 4. Архиепископ Митрофан (с 1199 по 1211, вторично с 1219 по 1223); 5. Св. архиепископ Антоний (с 1212 по 1220, вторично с 1225 по 1230); нехиротонисанный чернец Арсений (с 1223 по 1225 г., вторично в 1228 г.) 6. Архиепископ Спиридон (1229–1249). 7. Архиепископ Далмат (1251–1274) 8. Архиепископ Климент (1274–1299) 9. Архиепископ Феоктист (1299–1307) 10. Архиепископ Давид (1307–1324) 11. Св. Архиепископ Моисей (с 1324 по 1329 г., вторично с 1352 по 1359 г.) 12. Св. Архиепископ Василий (1329–1352) 13. Архиепископ Алексий (1359–1388) 14. Архиепископ Иоанн 2-й (1388–1415) 15. Св. Архиепископ Симеон (1415–1421) 16. Феодосий – нехиротонисанный (с 1421 по 1423) 17. Архиепископ Евфимий I-й – брадатый (1423–1428) 18. Св. архиепископ Евфимий 2-й Вяжищский (1429–1458) 19. Св. архиеписноп Иона Отенский (1458–1470) 20. Св. архиепископ Феофил (1470–1480) Перечень Новгородских архиереев, составленный в конце XV века, напечатанный в «Духовном Вестнике» 1862 г. за месяц март, стр. 56, 57, 58 и 59     Христианство началось в Новгороде (в 992 г.) вскоре по утверждении его в Киеве, тогда же образовалась здесь и святительская кафедра, которая, в продолжение 168 лет, почти ничем не отличалась в отношении своих прав от других епископских кафедр в Русской земле; она состояла в полной зависимости от митрополита Киевского и не имела тени самостоятельности. Митрополит Киевский по своему усмотрению назначал епископов в Новгород, не посвящал в епископский сан тех, которых предлагали ему Новгородцы (напр.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Tihomiro...

рукоположен с 30.03.1522 14.01.1567 Варсонофий, епископ, свт. рукоположен с 1565 (1567) по 1570 на покое; 11.04.1576 Савва, епископ рукоположен с 1570 по 1573 неизвестно Феодорит, епископ рукоположен с 1573 до 1578 неизвестно рукоположен архиепископ с мая 1589 Александр, епископ упоминается с 15.01.1603 20.08.1592 Феоктист, архиепископ, сщмч. рукоположен 1609 (убит) Около пяти лет оставалась свободной Арсений (Апостол), архиепископ, свт. бывший архиепископ Елассонский (Архангельский) без кафедры с 1613 по 1615 архиепископ Суздальский и Тарусский Пафнутий, архиепископ рукоположен с 17.02.1620 Евфимий, архиепископ рукоположен с 26.10.1628 около 1643 Иона, архиепископ рукоположен с 24.12.1642 Лаврентий, архиепископ рукоположен с 16.04.1654 по 26.07.1657 (с марта по декабрь 1655 временно управлял Смоленской епархией) митрополит Казанский и Свияжский Иоасаф, архиепископ рукоположен Симеон II, архиепископ рукоположен с 16.04.1676 июль 1681 Варсонофий (Чертков-Еропкин), митрополит бывший митрополит Сарский и Подонский с 06.09.1681 по декабрь 1681 митрополит Сарский и Подонский Сергий, архиепископ рукоположен с 05.02.1682 по 1702 на покое; 18.07.1704 Каллист (Поборский), архиепископ рукоположен с 21.02.1703 23.06.1711 (23.06.1712) Алексий (Титов), епископ рукоположен с 09.11.1713 по 21.01.1714 епископ Сарский и Подонский Варлаам (Косовский), епископ бывший епископ Иркутский и Нерчинский с 21.01.1714 по 09.06.1720 митрополит Смоленский и Дорогобужский Сильвестр (Холмский), епископ бывший митрополит Смоленский и Дорогобужский с 03.03.1720 по 24.02.1723 епископ Рязанский и Муромский Феофилакт (Лопатинский), епископ рукоположен с 24.02.1723 архиепископ с 09.03.1725 по 25.06.1725 архиепископ Псковский, Нарвский и Изборский Феофилакт (Лопатинский), архиепископ бывший архиепископ Рязанский и Зарайский (повторно) с 01.10.1726 по 1735 взят под стражу 13.12.1738 лишён сана и заключён в крепость, 31.12.1740 освобождён с восстановлением в сане; 06.05.1741 Митрофан (Слатвинский), епископ

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

13 . Епископ Виктор. 14 . Архиепископ Николай (Орлов). 15 . Епископ Николай (Сахаров). 16 . Архиепископ Петр (Сергеев). 17 . Епископ Никандр (ошибка Новикова – епископ Никанор Пономарев). 18 . Епископ Иоанн (Заводкин). 19 . Епископ Шатурский Николай. 20 . Епископ Гомельский Сергий. 21 . Епископ Иоанн Моршанский. 22 . Архиепископ Алексий (Коронов). 23 . Архиепископ Василий (Смелов). 24 . Епископ Константин (Спасский). 25 . Епископ Новгородский Александр Лебедев (подпись неразборчива). 26 . Епископ Александр (Введенский) по Сибири. 27 . Архиепископ Михаил (Орлов). 28 . Епископ Алексий (Щербаков). 29 . Епископ Михаил Смоленский (Постников). 30 . Епископ Сергий Добромыслов. 31 . Архиепископ Виталий Тульский. 32 . Архиепископ Леонид. 33 . Архиепископ Иоанникий. 34 . Архиепископ Донской – Мельхиседек. 35 . Епископ Калужский Владимир. 36 . Епископ Игнатий (Кобровский). 37 . Митрополит Сибирский Петр (Блинов). 38 . Епископ Тверской Иоасаф. 39 . Епископ Нижегородский Иоанн Альбинский (подпись неразборчива). 40 . Архиепископ Алексий. 41 . Епископ Гавриил (Ландышев). 42 . Епископ Асташевский Гавриил (Адвентов). 43 . Архиепископ Александр. 44 . Епископ Иваново-Вознесенский Иерофей. 45 . Митрополит Киевский Тихон. 46 . Епископ Саратовский Николай (Позднев). 47 . Архиепископ Вологодский Корнилий. 48 . Архиепископ Иннокентий Екатеринбургский (Орфеев). 49 . Архиепископ Казанский Алексий. 50 . Епископ Сергий Яранский. 51 . Епископ Прибайкальский Гавриил (Асташевский). 52 . Архиепископ Таврический Петр (Рождественский). 53 . Архиепископ Олонецкий Александр. 54 . Архиепископ (подпись неразборчива). Секретарь А. И. Новиков”. Таким образом, под этим печальной памяти историческим документом имеется 16 подписей епископов старого доставления (подпись семнадцатого неразборчива). Тщетно было бы искать здесь подписи всех преосвященных, присоединившихся в сентябре 1922 года к расколу: митрополит Владимирский Сергий находился в это время в заключении, Серафим Мещеряков на Собор не явился, а Евдоким в это время “случайно” задержался в командировке в Перми и прибыл на Собор только тогда, когда все решения уже были приняты – за два дня до закрытия.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В этот же день состоялась общецерковная конференция «Единое цивилизационное пространство Святой Руси в современной Европе: вчера, сегодня, завтра», посвященная 450-летию принесения чудотворной Почаевской иконы Божией Матери на Русь. Организатором конференции выступил Отдел внешних церковных связей Московского Патриархата. В своем докладе председатель Отдела внешних церковных связей архиепископ Волоколамский Иларион отметил, что в международных дискуссиях «Русская Церковь свидетельствует о важности включения духовного наследия восточнославянских этносов в развитие общеевропейского дома». «Любая идеология, ведущая к целенаправленному обособлению восточно- и западно-христианского ареалов, заведомо непродуктивна, — подчеркнул архиепископ Иларион. — Результатом ее реализации может быть только взращивание в сердцах народов чувств вражды и разобщенности, а также возникновение новых столкновений и конфликтов в Европе». При этом, по мнению владыки, народы Святой Руси должны осознавать свою духовно-культурную самобытность и уметь отстаивать ее в современной Европе. Управляющий делами Украинской Православной Церкви архиепископ Белоцерковский и Богуславский Митрофан рассказал об истории Почаевской иконы Божией Матери и подчеркнул, что чудотворный образ сыграл важную роль в противостоянии унии и сохранении русского самосознания в иноконфессиональном окружении. Председатель Комитета Государственной Думы РФ по делам общественных объединений и религиозных организаций, президент Межпарламентской ассамблеи православия (МАП) С.А. Попов отметил в своем выступлении важность объединительных процессов на территории всех стран, народы которых исповедуют православие. Он рассказал об опыте работы МАП и подчеркнул важность политического взаимодействия в рамках православного мира. Заместитель председателя ОВЦС иеромонах Филипп (Рябых) отметил, что конференция открывает диалог о ценностях Святой Руси и возможности интеграции православных народов в современной Европе. Сохранить историческую память

http://e-vestnik.ru/church/panorama_tser...

– Так сложилось, что владыка Василий при архиерейской хиротонии, 50-летие которой отмечалось в июне этого года, был наречен титулом Волоколамский. В последние времена его носили такие маститые иерархи Русской Церкви , как митрополит Арсений (Стадницкий, 1862 –1936), священномученик архиепископ Феодор (Поздеевский, 1876 –1937), митрополит Питирим (Нечаев, 1926 –2003). Ныне этот титул носит председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата архиепископ Волоколамский Иларион. – Я верю в символы. Ваши слова напоминает о, конечно же, не случайном совпадении. С архиепископом Волоколамским Иларионом мне посчастливилось несколько раз встречаться, впервые – в Брюсселе, на конференции в связи с 20-летием кончины архиепископа Василия, где владыка Иларион, сам уже известный патролог, выступил с сообщением о монографии владыки Василия о Симеоне Новом Богослове. Свое образование владыка Иларион довершил в Оксфордском университете. Здесь же, после Афона, был и первый приход иеромонаха Василия (Кривошеина). Символы преемственности очевидны. – Вы являетесь одним из основателей движения за Поместное Православие русской традиции в Западной Европе . Каковы цели и перспективы этого объединения? – Движение за Поместное Православие русской традиции (ОЛТР) образовалось во Франции как ответ на послание Патриарха Московского и всея Руси Алексия II от 1 апреля 2003 года. В нем участвуют прихожане трех русских православных юрисдикций, существующих в Западной Европе. Вскоре после кончины архиепископа Евкарпийского Сергия (Коновалова; 1941–2003) главой архиепископии приходов русской традиции в Западной Европе Константинопольского Патриархата был избран архиепископ Команский Гавриил (де Вильдер). В письме патриарха Алексия предлагалось создание единой православной митрополии в Западной Европе. Это церковное образование объединяло бы все приходы русской традиции и находилось бы в каноническом общении с Русской Православной Церковью. Вскоре после избрания владыки Гавриила в его окружении сложилась группа яростных противников принципа единой митрополии. Один из них пошел на то, что на первом же «круглом столе» ОЛТР открыто заявил, что «Русская Церковь больна». Когда осенью 2007 года патриарх Алексий II посетил Францию, он оказался первым православным предстоятелем, которого не пригласили в собор святого Александра Невского на рю Дарю. Что можно к этому добавить?

http://pravoslavie.ru/31254.html

Иона (Павлинский), архиепископ бывший епископ Орловский и Севский с 21.07.1821 по 06.11.1826 архиепископ Казанский и Симбирский Амвросий (Протасов), архиепископ бывший архиепископ Казанский и Симбирский с 06.11.1826 01.07.1831 бывший архиепископ Рязанский и Зарайский с 28.07.1829 по 01.03.1848 архиепископ Казанский и Свияжский Гавриил (Розанов), архиепископ бывший архиепископ Херсонский и Таврический с 01.03.1848 по 15.02.1857 на покое; 08.09.1858 Филофей (Успенский), епископ бывший епископ Костромской и Галичский с 15.02.1857 архиепископ с 23.04.1861 по 05.05.1876 митрополит Киевский и Галицкий бывший архиепископ Рязанский и Зарайский с 09.09.1876 09.06.1877 бывший архиепископ Карталинский и Кахетинский с 08.12.1877 12.03.1879 бывший епископ Харьковский и Ахтырский с 23.04.1879 архиепископ с 20.04.1880 18.09.1896 Викарии Тверской епархии Старицкие епископы С 7 марта 1836 года Имена Сведения Иринарх (Попов), епископ рукоположен с 03.05.1836 по 15.09.1836 епископ Рижский и Митавский, викарий Псковской епархии Неофит (Соснин), епископ рукоположен с 15.11.1836 по 23.04.1838 епископ Вятский и Слободской Викариатство упразднено 1 октября 1840 года, восстановлено 9 ноября 1866 года Антоний (Николаевский) епископ рукоположен с 19.02.1867 по 31.03.1873 епископ Енисейский и Красноярский Антонин (Державин), епископ рукоположен с 27.11.1883 по 18.10.1886 епископ Ковенский, викарий Литовской епархии; 02.03.1902 рукоположен с 14.12.1886 по 04.10.1897 епископ Великоустюжский, викарий Вологодской епархии; в конце 1916 Тобольская Учреждена в 1620 году Сибирская и Тобольская Кафедра в Тобольске Имена Сведения Киприан (Старорусенков) архиепископ рукоположен с 08.09.1620 по 12.12.1624 митрополит Сарский и Подонский Макарий (Кучин), епископ рукоположен с 19.12.1624 (1625) 24.07.1635 Нектарий (Теляшин), архиепископ рукоположен с 07.02.1636 по 07.01.1640 на покое в Нилово-Столобенской пустыни: 15.01.1667 Герасим (Кремлев), архиепископ рукоположен с 31.05.1640 16.07.1650 Симеон, архиепископ

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010