151) Ркп. 495. Слова Максима грека . Ркп. написана в Москве в 1660 г. рукою многогрешного Прохора Шошина. «Писана с трех преже писанных книг от различных писарей, и те преже писаныя книги точию до 15 слова друга ко друзей согласны, прочие же смесны. Аз же писах, что в первей книге обретох и потом из вторыя преписовах, такожде и с третие, и сице во едино совокупих». На лл. 4–5 находится 2-е предисловие к читателю, писанное стихами, начальныя буквы коих составляют слова: «благочестивия царици Марии крестовой диак». На л. 729: «книга сия Максима грека святогорска государыни царицы и великия княгини Наталии Кириловны крестового дьяка Якова Шошина. Подписал 183 году своею рукою. Яков Шошин». На л. 16 об. – изображение Максима грека. Всего в рукописи 163 главы, в числе коих находится несколько переводов кн. Андрея Курбского. (На л. 613 Курбский говорит, что Максим грек «многажды пользование мя, яко цветы некия прекраснейшия благоухания от памяти блаженныя души своей произносите и наказоваше мя»). На лл. 721–725 сказание о Максиме греке-«осьмой убо тысящи»... Варианты сей ркп., обозначенной С 4, отмечены выше, см. стр. XXIX и след. См. Описание ркпп., т. I, 310, стр. 486–497. 152 и 153) Ркпп. 64 и 66. Беседы св. Иоанна Златоустог о на Евангелие от Иоанна, в переводе Максима грека ; одна ркп. начала XVII в., другая XVI в. На 1 л.: «книга Бесед монастырская старая». Сказания о Максиме греке никакого нет. См. Описание ркпп., т. I, 137, стр. 160–163. 154 и 155) Ркпп. 65 и 67. Те же беседы на Евангелие от Матфея, одна ркп. XVI, другая начала XVII в. В первой ркп. в начале между прочим говорится об иноке Селиване, что он «последи заточен от Данила митрополита московского на Волоце Ламстем во Иосифов монастырь и со учителем своим премудрым старцем Максимом в дыму задушен скончася. Максим же Божиею благодатию избавлен от смерти сеа, последи пребысть в заточении болши 20 лет во граде Твери. Глаголет же ся в писании о сем старце Максиме, яко пребыти ему в Рустей земли боле 40-тих лет». В первой рукописи внизу 1 листа: «книга Беседы монастырская старая», во второй: «книга Беседы... сиг книг другая половина, казенные Соловецкого монастыря орфографии». Сказания о Максиме греке никакого нет. См. Описание ркпп. т. I, 138, стр. 163–165.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

2) Другой список сказания – «инок Максим философ» и пр., сделанный Строевым 7 июля 1829 г. в Сийском монастыре из ркп. сего монастыря, содержащей Алфавит, в 4-ку, пис. скорописью в XVII в. (Сказание на лл. 5–8). Ркп. 3, в 8-ку. «Псалтирь с молитвами и каноны 1549 г.» См. «Каталог обстоятельный российским рукописным книгам..., в библиотеке Импер. Академии Наук хранящимся, сделанный Соколовым 1818 г.» 886 . в) в библиотеке Императорского общества любителей древней письменности: 238) Ркп. О. CLXXVI. Слова Максима грека , ркп. XVI в., в 8-ку, на 413 листах. Начинается обычным предисловием, «сказующим вкратце силу книги сея», за ним следует оглавление (80 глав) и самые слова. Сказания о Максиме греке никакого нет. В конце оглавления на обороте 6 листа помещено следующее изображение Максима грека: Записей о принадлежности рукописи никаких нет. Поступила в общество в 1895–96 году. См. Отчеты о заседаниях общества в 189 5 / 6 году., Спб. 1896 г., стр. 34 (Памятники СХХ). 339) Ркп. 1291 инвент. (В. X-XV). Слова Максима грека , 1726 г., в 8-ку, 360 лл. Начинаются сказанием о Максиме греке «осмой убо тысящи наставши» обыкновенной редакции (см. выше стр. XXXI-XXXVIII, вставка о гор. Арте есть) и св. Афонской горе, приписываемом Максиму греку (лл. 1–4 первого счета). За ними следуют: а) изображение Максима грека молящегося, с двуперстным сложением (л. 5 об.), б) тропарь и кондак ему, написанные в разрисованных рамках (л. 6; 7 – чистый), в) обычное предисловие к собранию слов Максима грека – «настоящая новосчиненная книга – дар убо есть всесвят. и поклоняемого Духа» (лл. 1–2 нового, второго счета), г) «сказание известно главам, яже суть в книге сей», – перечисляются 69 глав (лл. 2 об. – 5), д) отзыв о книге Максима грека – «сладка убо сия книга благочестивым, обличительна же злочестивым» (л. 5 об.), е) изображение Максима грека, пишущего, вверху изображения: «св. преп. Максим грек», внизу: «изобразися в лето 7235 декабря 2 д.» и ж) самыя слова Максима грека. Последняя, по оглавлению, глава 69-ая «на потопляемых и погибаемых без ума содомским грехом» оканчивается на 309.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

Appendix, continens scripta artificialia, quae ad nullam eruditionis partem referri possunt (стр. 473–474, 28 названий). Catalogus manuscriptorum. Sectio I – M-sta theologica (стр. 477–478, всего 20 рукописей почти все протестантскит: сочинения предков Миллера, Гильдебранда, Scherzeri, Scheibleri, Starckii, Fechtii, Bebelii и др., XVII-XVIII вв). – Sectio II – M-sta juridica (стр. 479, 5 рукописей: Collegium juris canonici incerti autoris anno 1675, в 4-ку, Collegium ad ult. titulum digestorum de diversis regulis juris, в 4-ку; Collegium practicum hab. а I. M. Mühlpfort calamo except, a R. W. Rügerch.; Diversor, autorum collegia juridica, practica, Lipsiae 1675; Incerti autoris elementa (principia) juris secundum methodum institutionum, f. – Sectio III – M-sta medica (стр. 479–480, 18 рукописей, сочинения немецких ученых: I. D. Millii, Michaelis, Wedelii, Schröderi, Brendelii, I. P. Eyselii). – Sectio IV – M-sta philosophica (стр. 481–483, 38 рукописей, почти все сочинения немецких ученых XVII-XVIII вв.: Bechmanni, Sybelii, Arcularii, Scherzew, Loeberi, Kortholts, Sneideri, Fechtii и др.). После этого каталога прежде следовал новый catalogus dissertationum, понятие о котором дает уцелевшее в начале рукописи (лл. 5– 8 первого счета) оглавление. Dissertationes подразделялись на след. отделы: I – Theologicarum (theologicae dogmaticae – 63 диссертации, th.-dogmatico-polemicae – 13, th. exegeticae – 14, th. philologico-exegetico-biblicae – 8, th. morales et varii generis practicae, th. miscellaneae), II – Juridicarum, III – Medicarum, IV – Philosophicarum; dissertationes, quae pertinent ad studia humaniora; orationes Academicae aliaeque (германские главным образом); cat. dissertationum epistolicarum varii argumenti и Zeich-Predigten. – 32,7 X 20,5]. X (по старому каталогу 182). Authentica de signo ss. Crucis [Lublini apud pp. ord. Praed. existentis. Anno 1620. – Delitiae Lublinenses, hoc est mira et inaudita miracula, quae Deus optimus maximus operator semper per lignum vinificum Sanctae Crucis Lublini in aede s. Stanislai martiris ac patroni regni Poloniae manens, cujus de notione flagrantes simul custodes sunt fratres ordinis Praedicatorum. Ha 70 листах, из коих лл. 28–37, 43–44 чистые; лл. 51–59 нет; после 70 листа около 23 листов чистых. В конце рукописи рукою XVII века отмечено: «чюдеса о животворящем Кресте, что в Люблине». В начале рукописи почерком начала XVIII в.: «книга латинская рукописная с полским о некаких (потом поправлено на: некоторых) чудесех животворящаго Креста в Люблине в церкви святаго Станислава» и другим почерком XVIII в.: «книга рукописная латинская, содержащая подлинное описание чудес бываемых от древа животворящаго Креста Господня. В Люблине 1620 года». «М» и зачеркнуто: «А». – Чудеса описывются с 1434 по 1647 г. – 31,7X20,5].

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

Погод. 1929); кон. XVI - нач. XVII в. из собрания М. П. Овчинникова (РНБ. Ф. 209. 409); 2-й четв. XVII в. старца Кириллова Белозерского монастыря Матвея Никифорова (РНБ. Соф. Д. 1523; публ.: Иконописный подлинник новгородской редакции. М., 1873). В сер. XVII в. в Москве был создан И. п. более пространной редакции (напр., РНБ. Погод. 1928), в к-рый входит большее число святых, в т. ч. московских, а также особо отмечаемые в Москве церковные праздники; описания святых здесь более подробные ( Григоров. 1887. С. 50-60). В И. п., составленном ок. 1658 г., описания иконографии расположены по алфавиту. Характеристики святых отличаются физиогномической точностью, в описания праздников входят отдельные элементы, связанные с западноевроп. искусством, т. о. заметна забота составителей о художественной стороне описаний. Этот подлинник, созданный в окружении Симона Ушакова , содержит некоторые характеристики, совпадающие с теоретическими высказываниями иконописца Иосифа Владимирова (Там же. С. 62-66). Ф. И. Буслаев ( Буслаев. 1990. С. 411-413) приводит выдержки из рукописи И. п. 2-й пол. XVII в. (ГИМ. Увар. 496). Известно много И. п. смешанного типа, самый пространный - 2-й Сийский, составленный в посл. четв. XVII в. чернецом Никодимом (впосл. наместник Антониева Сийского монастыря) и дополненный графическими образцами (БАН. Собр. Архангельской семинарии. 205; см.: Покровский. 1884. С. 412). Как правило, И. п.- это небольшие кодексы, в 8- и 12-градусную доли листа, т. е. они были предназначены для личного пользования. Нек-рые из них, в 4-градусную долю листа, использовались, возможно, в работе мастерской. Составители рус. И. п. стремились передать особенности иконографии словесно, т. о. они продолжали традицию, заложенную в греч. и южнослав. ерминиях , известных со 2-й пол. XVI в. Обнаруживается общность рус. И. п. с памятниками визант. письменности, к-рые можно интерпретировать как специальные руководства для художников. По мнению А. П. Голубцова и Ф. Винкельмана, подобным наставлением являлся в средневизант.

http://pravenc.ru/text/389064.html

А на монастырском дворе, в особой палатке (поставленной на северной стороне Собора), сохраняются два экипажа Святейшего Патриарха: 1) летняя карета (походящая на, так называемые, линейки), и 2) зимний открытый возок. Монастырское книгохранилище Рукописи и книги, печатные до XVIII столетия Глава I. Рукописи на пергамене 1 . Евангелие напрестольное в лист, писанное уставом в два столбца, на 327 листах, по письму и очертаниям букв относится к первой половине XIV века; переплетено в доски, обложенные малиновым бархатом. 2 . Евангелие напрестольное в лист, писанное уставом, в два столбца, на 137 листах; по письму и очертаниям букв относится к XIV веку; переплетено в доски, обложенные малиновым плисом. 3 . Евангелие напрестольное в лист, писано уставом, в два столбца, на 258 листах; по письму и очертаниям букв относится к XV веку. Скреплено внизу по листам подписью Святейшего Патриарха Никона ; переплетено в доски, обложенные малиновым плисом. 4: Апостол неполный, на грубом пергамене в лист; писан уставом, в два столбца, на 153 листах; по письму и очертаниям букв относится к XIV веку; скреплено внизу по листам подписью Святейшего Патриарха Никона ; в корешке. 5 . Псалтирь в лист, писанный крупным уставом, на 173 листах; по письму относится к концу ХІІІ, или началу XIV века; скреплен внизу подписью Святейшего Патриарха Никона ; в корешке. 6 . Служебник (Литургия Св. Иоанна Златоустог о с чиноположениями на разные случаи и молитвами), в ¼ листа, писан хорошим уставом, на 80 листах, по надписи на 79 листе писан в 1380 году; скреплен внизу по листам подписью Патриарха Никона ; в корешке. 7 . Служебник (Литургия Св. Иоанна Златоустог о), въ ¼ долю листа, писан уставом на 81 листе; по письму и очертаниям букв относится к XIV веку; скреплен внизу по листам рукою Патриарха Никона ; в корешке. 8 . Триодь Постная неполная, в лист, писанная уставом, на 152 листах; по письму относится к концу XIII, или началу XIV века: скреплена внизу по листам рукою Патриарха Никона ; на первом листе надпись: «Взята от Государя Патриарха на Печатный Двор»; в корешке.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

раба твоего блговрнаго імк не луч нбна ти цртвїа наслдїе ему даруи@)... 557 (по преж. кат. 778). Панихидник, в 8-ю долю листа, пис. полууставом, переходящим в скоропись; записанных листов 256.; конца XVII в. Л. 1. (@Начал канонл за единомершаго@). – Последование и канон те же, какие помещены в особо – отпечатанной книжке: Чин поминовения о православных воинах. Москва 1848 г. С л. 15 другой канон гл. 2 под заглавием: (@Начал общаг канона по мерши@). По песни: В глубине потопи... Нач. (@смртїю твоею поправъ смертъ бжественны жи з ни їсточилъ ес@)... 558 (по преж. кат. 667). Синодик, на пергам., в четверть, разн. почерк., 126 л., XVI в. 955 . На переплётной доске написано масляными красками изображение Св. Троицы, в виде ангелов, – в серебряной, золочёной рамке. – Рукопись отпечатана в Древней Вивлиофике, изданной Николаем Новиковым, изд. 2-я 1788 г. Москва, т. 6-й лл. 420–48. Первые два листа не отпечатаны: на них позднею рукою написано многолетие Царю с фамилией и митрополиту, имена коих выскребены и заменены в позднее время другими – в первом случае именем Михаила Феодоровича, а во втором – Дионисия. Заключается многолетие именем князя Владимира Андреевича, за сим молитва. Л. 4. (@Заповдь стго и великаго все вселенны никеиска седмаго, събора@). – Отпечатано в Вивлиофике. – Что содержится во Вивлиофике до л. 431, – то в рук. писано древним почерком XV в.; но начиная со слов л. 30 об.: (@новїи єретицы@) – до следующей стран. писано позднею рукою; начиная со слов (432 стр.) (@Варлаама же и Акиндїна@) – пис. опять тем же почерком, коим писаны начальные листы Синодика. Начиная со слов (433 стр. Вивлиоф.) (@вчна памть. Нилу стишемоу@) – и до конца рук. пис. почерком, отличным от Почерка на первых листах Синодика, и притом неодинаковым – более или менее поздним. 559 (по преж. кат. 291). Синодик, с учением о поминовении, в лист, полуустав. XVIII в. 956 , 94 л. Л. 1 В фигурной гравированной заставке: (@вщенїе люботщательном православном читателю, предисловїи во книг, снодікъ, пособїи мертвымъ@).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

После революции в 1919 году монастырь был ликвидирован, все постройки были переданы горфонду. В 1934–1939 годах были разрушены обе церкви монастыря; а хозяйственные и жилые здания были снесены в 1980-е годы при строительстве гостиницы «Словакия». В настоящее время сохранились лишь святые ворота ограды бывшего монастыря. В июле 2008 года Епископ Саратовский и Вольский Лонгин освятил икону святителя Николая Чудотворца в обновлённой после ремонта арке. Летом 2006 года в частично сохранившемся монастырском помещении была устроена и освящена церковь с престолом в честь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. Таким образом, проведённое авторами исследование позволяет заключить, что в храмовой архитектуре города Саратова и Саратовской области стиль «русское барокко» не получил значительного распространения и не является типичным. Данный факт, несомненно, следует учитывать при воссоздании архитектурного лица города. Материалы выполненного исследования могут быть использованы при реставрации храмов, построенных на территории Саратовской губернии в XVIII – первой половине XIX века, разработке проектов новых зданий. Вклад России в греческое церковное искусство с XVII по начало XX века Сысуев И., студент II курса СПДС Одним из ярких примеров подлинной братской любви во Христе является пример отношений между русским и греческим народами. Доказательством сему служит благотворительность, духовная и материальная поддержка, оказанная Россией греческому народу в непростой для него духовной и политико-экономической ситуации. С завоевания Византии Османской империей в 1453 году для Греческой Церкви началась чёрная полоса, продолжившаяся до обретения независимости Грецией в XIX веке. Этот период был тяжёлым для многочисленных православных греческих монастырей и приходов. Богатейшие традиции византийского искусства профанировались и окончательно прервались. На этом историческом этапе Россией была оказана огромная помощь, не только в финансовой сфере, но и в восстановлении иконописных школ с их традициями. Следует также отметить, что начиная с XIX века в России печатались богослужебные книги для греческих храмов и монастырей, которые до этого времени пользовались книгами, напечатанными в Венеции. В 1851 году архиепископом Херсонским Иннокентием для греческих православных училищ и православных христиан было пожертвовано 800 экземпляров Катехизиса. Также в период с 1863 по 1873 год были высланы: «Новый Завет на греческом языке, Библия на греческом языке в 4-ю долю [листа] без переплёта, Новый Завет на новом греческом наречии в 8-ю долю в кожаном переплёте» 710 , а также 150 комплектов богослужебных книг.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

 Оба эти Евангелия довольно уже ветхи и, когда поступили в собор, неизвестно.  5) Святое Евангелие, напечатанное в Москве, при царе Михаиле Феодоровиче и Святейшем патриархе Филарете Никитиче, от сотворения мира в лето 7135, а от воплощения сына Божьего 1627, в лист малого формата, в золотом обрезе и с серебряными чеканной работы украшениями. Пожертвовано старостой собора П. И. Кудряшевым в 1852 году.  6) Святое Евангелие, напечатанное в Киево-Печерской Лавре при императрице Елисавете Петровне в 1752 году, в 8 долю листа; на нем обе доски обложены серебром; на верхней доске находятся изображения: Воскресения Христова и 4 евангелистов, а на нижней изображен Петропавловский собор. Евангелие это пожертвовано в собор М. Д. Ертовым в 1840 году.  7) Святое Евангелие, напечатанное в Санкт-Петербурге, при императрице Анне Иоанновне, в 1740 году, в 12 долю листа малого формата. 3. Сοсуды  Серебряные сосуды (потир и дискос) с позолотой: устроены в 1684 году царицей Натальей Кирилловной по обещанию в Колязинский Троицкий монастырь. По бокам сосудов и на поддоне помещены золотые клейма с изображениями святых, финифтевой работы. Сосуды весом 3 фунта и 31 золотник; обложены драгоценными каменьями. На подножии потира помещена в трех строках вырезанная вязью надпись: «В лето от создания мира 7192, от воплощения Сына Божия 1684 месяца  августа 21 дня, Благочестивая Великая Государыня Царица и Великая Княгиня Наталья Кирилловна, по своему Государскому обещанию, повелела сии сосуды церковные состроить в Монастырь Святыя Живоначальныя Троицы и Преподобнаго отца Макария, Колязин именуемый, за многолетнее здравие любезнаго сына своего Великаго Государя, Царя и Великаго Князя Петра Алексеевича, всея Великия и Малыя и Белыя России Самодержца, при помощи Божией счастливо ныне на Государстве Российском Самодержавствующего».  В делах собора не находится известий, когда и откуда взяты были эти сосуды, и кем были доставлены в Санкт-Петербург. Были ли они в Колязинском монастыре, также неизвестно.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Монах 544 же Максим пребысть у великого князя 545 9 лет в доброденствии и многие книги преведе от греческого языка на славенский. Ненавидяй же добра роду человеческому диавол наваждением от некоих оклеветан 546 бысть блаженный (л.106 об.) Максим великому князю, и еретиком его назваша и повелением великого князя неповинный осужден бысть в заточение во Тверь. И пребысть 22 лета в заточении и от преосвященного епископа Тверского Акакие ослабу улучи по благословению преосвященного Иоасафа митрополита. Инии же глоголют 547 , яко во Иосифове монастыре прежде Твери был в темнице и ту святому Параклету канон (л. 107) написа углем по стенам. Таже по сих благословением преосвященного Макариа митрополита нача в 548 церкви ходити и святых пречистых Таин причащатися. Виде же себе 549 преподобный Максим крепце от всех неправдуема и поносима и написа 550 исповедание о православней вере христианстей и очищая себе от всех плевел еретических. Написа 551 же словеса обличителна на иудеян, и на 552 еллин, (л. 107 об.) на латин и на агарен и иная многая словеса поучителна написав остави 553 . Таже благочестивым великим князем Иоанном Васильевичем всея России повелением его, а умолением Троицкого Сергиева монастыря игумена Артемиа, изведен бысть из Твери и повелено ему жити в Троицком Сергиеве монастыре. И тако во старости глубоце преставися ко Господу 554 в лето 7061. 4. Из заголовка к сочинениям Максима грека Настоящая заметка о Максиме греке находится в трех рукописях XVIII в. сочинений Максима грека, списанных, судя по находящимся в них записям, с рукописи 1705 года, бывшей некогда в книгохранительной Троице-Сергиева монастыря, и одной рукописи XVII в. сего последнего. Это: 1) ркп. собрания графа А. С. Уварова 251 (по описанию архим. Леонида, 311 библиотеки гр. Уварова и 244 библиотеки И. Н. Царского), 1795 г., 2) собрания кн. М. А. Оболенского в библиотеке Московского Главного Архива Министерства Иностранных Дел, 49/28, в лист, XVIII в.; 3) Императорской Публичной библиотеки I. F. 425, ркп. 1721 года; и 4) библиотеки Троице-Сергиевой лавры, в лист, 200, XVII в. (См. Описание рукописей Троице-Сергиевой лавры, вып. I, стр. 194–195, ркп. 200 (1843).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

Переплет – из досок, обтянутых кожею; внутренняя сторона оклеена пергаминными листами, на коих написаны ноты с песнью в честь Божией Матери. – 30,5 X 22. Рукопись описана С. С. Слуцким]. XV (по старому каталогу 1328) . «Commentaria in IV libros magistri sententiarum» , на 168 листах. Сочинена Петром Кандийским, который в 1409 г. был провозглашен папой под именем Александра I. Писана на простой бумаге, в два столбца и чрезвычайно неразборчиво и под титлами. На переплете приклеена пергаминная надпись: «Petrus de Candia sup. Q-or». Рукопись XV века. Переплет деревянный, обитый кожей, с цепью [из 4-х звеньев и кольца, длиною все 32 сантиметра]. Из сочинений Петра Кандийского, кроме находящегося в Архиве, известны следующия: 1) Quod libera quaedam. 2) Conclusiones in consilio Pisano, a se habitae. 3) Confirmatio consilii Pisani. 4) Sermones. 5) Tractatus de immaculata Deiparae Virginis conceptione, in Petri d’Alfa Monimentis aut. Seraphicis pro immaculata conceptione. Lowen 1665. 6) Epistolae et decreta. 7) Regulae Cancellariae. 8) Praefationes Ambrosianae Petri archiepiscopi Mediolani etc. 30Х22,5. XVI (по старому каталогу 1327). Рукопись конца XV столетия, на 242 листах; заключает в себе глоссарий и комментарий немецкого ученого Людвига Трингенберга на сочинение Боэтия: «De consolatione philosophiae». Между глоссарием и комментариями на стран. 104 находится Элогия в 128 гекзаметрах монаха ордена св. Бенедикта – Гукбальда. Рукою этого же Гукбальда сделаны некоторые заметки в толкованиях на Боэтия и отмечены рукою с длинным указательным пальцем. Начиная с 232 стран., идут сочинения самого комментатора: 1) Officium sensus communis и потом 2) Excerpta libelli, qui vocatur inevitabile editi a solitario. Рукопись писана на обыкновенной бумаге и заключена в кожаном тисненом переплете. XVII (собрания князя М. А. Оболенского ркп. 2). Миссал, на пергамине, на 233 листах; писан в два столбца крупным красивым готическим почерком, с раскрашенными инициалами, 1300 г. [У многих листов отрезаны нижние части, на коих, быть может, находились подписи прежних владельцев. – 35,9 X 25,3].

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010